Особенности правового статуса лиц без гражданства в современных условиях
Аннотация. Статья посвящена правовым аспектам, регулирующим положение лиц без гражданства в современном мире. Автор исследует положение лиц, лишившихся гражданства по какой-либо причине, анализируя последствия такого лишения. Внимание уделено изучению нормативных актов, как российского, так и международного уровня, регулирующих положение апатридов.
Ключевые слова: гражданство, правовой статус, лицо без гражданства, иностранный гражданин, гражданин РФ, апатрид.
Вопрос о гражданстве в современном мире имеет огромное значение. Ведь гражданство – это устойчивая политико-правовая связь лица с государством.[1] Гражданство устанавливает принадлежность лица к конкретному государству, и может быть приобретено самыми различными способами: если человек рожден на территории определенного государства, либо же вступил в гражданство государства иными способами, установленными законом. Но сегодня не утратил своей актуальности вопрос о правовом положении лиц, не имеющих гражданства ни одной страны. Это – апатриды, или лица без гражданства. Данный статус имеет серьезные недостатки, выражающиеся в правовых ограничениях таких лиц. Далее речь пойдет о том, Рассмотрим, что же представляет из себя статус лица без гражданства, и по каким причинам данный статус может быть приобретен лицом.
Итак, лицом без гражданства или апатридом (от греч. apatris — не имеющий отечества), признается лицо, которое не имеет устойчивой политико-правовой связи (т.е. е связано взаимными правами и обязанностями) ни с одним государством. Как подсчитали эксперты, в мире на сегодняшний день существует около 15 миллионов апатридов (а это – население какой-нибудь страны!). Безусловно. Положение апатридов далеко незавидное, ведь они наиболее уязвимы в правовом и социальном аспектах, сильно зависимы от страны их фактического нахождения.
Правовое положение апатридов является предметом регулирования в международном праве.
Современное законодательство подавляющего большинства государств закрепляет гарантии прав человека, которые имеют тесную связь с его гражданством. К таковым относятся: дипломатическая и юридическая защита, которые предоставляются, в приоритете, соотечественникам[2].
Каковы же причины, по которым лицо не имеет гражданства ни одного из государств? На практике мы можем встретить множество ситуаций: лицо лишено гражданства (ранее человек мог являться гражданином какой-либо страны), но по политическим, религиозным, этническим соображениям, государством он был лишен данного статуса. Отмети, что в России законодательно запрещается лишение гражданства, согласно ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[3], тогда как в бывшем СССР существовала такая практика, но, однако, лишиться гражданства Союза можно было лишь в исключительных случаях. Иными причинами могут быть: добровольный выход из гражданства государства, распад государства (как и произошло на примере СССР), а также рождение детей у родителей-лиц без гражданства и пр.
Вопрос о наличии безгражданства остается неразрешенным даже в современных развитых государствах: так, некоторые правовые коллизии довольно трудно решить, например, в Лихтенштейне гражданин утрачивает свое гражданство, если вступает в брак с иностранным гражданином. В Аргентине утрата гражданства возможна в случае рождения ребенка у граждан данной страны на территории иностранного государства[4].
Основным положением международного права в вопросе гражданства является принцип сокращения безгражданства в мире. Также всем апатридам государства их пребывания должны гарантировать защиту их прав (все права человека и часть социально-экономических прав). Если же лицо, проживающее в стране, желает вступить в гражданство данной страны, то власти страны должны, согласно принципам международного права, приложить все возможные усилия, чтобы проживающий на их территории апатрид приобрел законным путем гражданство.
Международно-правовое регулирование безгражданства осуществляется на основании следующих нормативных документов, являющихся базовыми: это Конвенция ООН о сокращении безгражданства, принятая в 1961 году[5] и Конвенция о статусе апатридов, принятая ранее, в 1954 году[6].
Многие государства, в том числе, и Россия, имеют законодательные акты, на основании которых закрепляются особенности правового положения лиц без гражданства. Что касается России, то в данном вопросе наше государство в полной мере соблюдает нормы и принципы международного права: апатридам предоставляется возможность вступления в гражданство РФ (иногда применяется даже упрощенный порядок), при этом соблюдаются и гарантируются права человека.
Так, статья 62 Конституции[7] устанавливает, что для лиц без гражданства и для иностранных граждан в России действуют те же права и обязанности, что и для собственных граждан. Что касается исключений из конституционного правила, то они могут быть установлены только на основании федеральных законов или же международных договоров РФ.
Второе место после Конституции в РФ занимает Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 31.07.2002[8]. Данный закон регулирует правовой статус лиц без гражданства, определяет понятие апатрида. Что касается правового режима, действующего для лиц без гражданства в России, то в отношении таких лиц применяется режим, действующий для иностранцев, т.е. лиц, имеющих гражданство любого другого государства. Это означает, что иностранцам предоставлены все те же права, что и гражданам России, с некоторыми изъятиями (главным образом, касающихся политических прав). Важно отметить, что правовой статус иностранных граждан и апатридов, которые постоянно проживают в России, отличен от тех, которые находятся на территории нашего государства временно.
Рассмотрим ограничения прав апатридов, установленные законодательством РФ:
1. Апатриды лишены права на участие в выборах, а также вступление в различные партии и объединения;
2. Данная категория лиц не призывается на военную службу и не может наниматься по контракту;
3. Апатридам закрыт доступ к некоторым должностям (управлять воздушным или морским судном, государственные посты).
Также законом установлен ряд изъятий при перемещении апатридов по территории России: им запрещен доступ на такие объекты, как военные городки, приграничные зоны, зоны бедствия и ЧС[2]. На апатридов, проживающих на территории России, распространяется обязанность по соблюдению национального законодательства, уплате налогов и пр.
Очень часто считается, что апатриды и иностранные граждане идентичны по своему правовому положению в РФ. Однако это – заблуждение, так как апатрид находится только под юрисдикцией государства его проживания, а иностранный гражданин имеет устойчивую связь со своим государством, защитой и покровительством которого он может воспользоваться.
Помимо вышеназванных нормативных актов, отношения безгражданства в нашей стране регулируются следующими законами:
— Законом о гражданстве[3], в котором закреплены процедурные аспекты получения гражданства апатридами. Указанный нормативный акт закрепляет важное правило, на наш взгляд, в полной мере способствующее сокращению безгражданства: если у апатридов рождается ребенок на территории России, то он автоматически приобретает российское гражданство.
— Законом «О миграционном учете»[9], в котором закрепляется порядок въезда, перемещения и проживания в России для иностранных граждан и лиц без гражданства.
— Трудовым кодексом[10], который регламентирует прием на работу и сферу трудовых отношений работодателя с иностранцами и апатридами. Обращает на себя внимание такая особенность, что свободный труд не ограничен для постоянно проживающих на территории РФ апатридов, если у них имеются надлежащим образом оформленные миграционные документы. Допускается осуществление апатридами трудовой деятельности в пределах региона его пребывания, за ним закреплено право на социальное пенсионное страхование и на медицинскую помощь.
В соответствии с налоговым законодательством РФ, на лиц без гражданства, которые занимаются предпринимательством или осуществляют иную трудовую деятельность на территории РФ, распространяется обязанность по уплате налогов.
Выше мы упомянули о том, что получение российского гражданства апатридами поощряется, так как государство стремится к сокращению безгражданства, стремясь сделать данную процедуру упрощенной. Но так ли это на самом деле? Полагаем, что необходимо рассмотреть процедуру получения гражданства апатридом в РФ, чтобы прийти к соответствующим выводам.
1) Предоставление необходимых документов в соответствующий орган – ГУВМ МВД, ведающий миграционным учетом. Это документы, которые удостоверяют личность лица, желающего вступить в гражданство: для апатрида это, по сути, любые бумаги, в которых содержатся его персональные данные, а также заявление и автобиографию. Допускается привлечение свидетелей, которые лично знакомы с лицом без гражданства. Далее следует проверка, срок которой может занимать до 3-х месяцев, после которой лицу без гражданства предоставляется временное удостоверение.
2) Получение вида на жительство, либо разрешения на временное пребывание. Существуют ситуации, при которых апатрид имеет право на приоритетное получение вида на жительство: рождение на территории РФ или в одной из стран бывшего СССР, состоит в браке с гражданином РФ, либо имеет ребенка с российским гражданством, а также в случае, если родители такого лица являются нетрудоспособными гражданами РФ. Спустя срок в один год, взамен разрешения апатрид получает вид на жительство, а уже через 5 лет проживания в РФ, есть возможность вступить в российское гражданство.
Что касается упрощенного порядка вступления в гражданство РФ, то ее срок составляет всего полгода. Но она доступна не для всех. Так, стать гражданином РФ в упрощенном порядке могут следующие категории лиц:
— носители русского языка;
— те, кто были рождены на территории СССР;
— лица, состоящие в браке с гражданином России 3 и более лет.
Для получения российского гражданства таким лицам необязательно въезжать на территорию РФ, достаточно будет подать обращение в дипломатическое представительство РФ в той стране, где они проживают (такой способ наиболее распространен в странах – бывших республиках СССР).
Но правовой статус – это не только права и обязанности, также это еще и ответственность за нарушение законодательства. Так, лица без гражданства несут административную ответственность, согласно КоАП РФ[11], на общих основаниях с гражданами РФ и иностранными гражданами. Если лица нарушили правила въезда в РФ, а также дальнейшего проживания в стране, уклоняясь от регистрации, то для них предусмотрена административная ответственность по ст. 18.8 и 18.12 КоАП (нарушение правил въезда, проживания, пребывания и нарушение правил иммиграции соответственно).
На основании статьи 3.2 КоАП может быть произведено выдворение из страны апатрида по судебному решению, либо по решению должностного лица (при въезде в страну). Порядок проведения данной процедуры закреплен в ст. 34 ФЗ № 115-ФЗ[12].
Для лиц без гражданства также может быть применена и депортация в случае нежелательности их пребывания в стране. Но такое решение должно быть принято компетентными органом, в полном соответствии с ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» № 114-ФЗ от 15.08.1996г[13].
Российское законодательство устанавливает общий порядок ответственности – уголовной, гражданской, налоговой, для апатридов: они так же, как и граждане России, иностранные граждане, подлежат всем перечисленным выше видам юридической ответственности. Но стоит учитывать один важный момент: передача апатридов для отбывания наказания в другое государство невозможна, так как у них отсутствует какое-либо гражданство. В этой ситуации ответственность апатрид будет нести в стране пребывания, под чьей юрисдикцией он и находится. Лица без гражданства очень уязвимы в плане обращения за помощью: такие лица не могут подать жалобу в дипломатическое представительство или консульство, все по той же причине отсутствия гражданской принадлежности.
В заключение отметим, что лица без гражданства в России на сегодняшний день находятся в довольно стабильном положении с точки зрения международно-правовых стандартов. Российская Федерация гарантирует и предоставляет апатридам базовые права человека, кроме того, за ними закреплены и некоторые социальные права (например, право на труд, медицинскую помощь). Кроме того, Россия поощряет вступление в гражданство желающих его получить.
Список литературы
1. Бабурина В.Л. Право на гражданство в Российской Федерации: понятие и проблемы реализации // Проблемы современной юридической науки и практики: сборник статей студентов, аспирантов и молодых ученых: в 2 т. Т. 1. — Красноярск: СФУ, 2011. — С. 218-225.
2. Гусев Г.В. Принципы гражданства РФ // Юридические науки. — М.: Компания Спутник+, 2005, № 6 (16). — С. 34-35.
3. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (последняя редакция). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/
4. Ковтун О.А., Терещенко Н.Д. Практика Конституционного суда РФ по вопросам гражданства // Личность, общество, государство. Проблемы развития и взаимодействия: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2-6 октября 2010 г. (XVIII Адлерские чтения). — Краснодар: Традиция, 2010. — С. 191-199.
5. «Конвенция о сокращении безгражданства» (Заключена в г. Нью-Йорке 30.08.1961) из информационного банка «Международное право».
6. Конвенция о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.). https://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2541076/
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
8. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ (последняя редакция).
9. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
10. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019).
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2020).
12. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция).
13. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15. 08.1996 N 114-ФЗ (последняя редакция).
Правовое регулирование статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Согласно конституционно-правовой доктрине, иностранный гражданин — это физическое лицо, которое не является гражданином государства местонахождения, при этом обладает гражданством иностранного государства и имеет документальное подтверждение своей принадлежности к гражданству указанного иностранного государства. Таким образом, в качестве основания для отнесения физического лица, не обладающего российским гражданством, к числу иностранных граждан признается наличие у данного лица должным образом оформленных документов, которые подтверждают его отношение к гражданству другой страны. Указанная позиция предусмотрена в действующем Законе об иностранных гражданах [1, c. 140].
Ст. 10 Закона об иностранных гражданах предусматривает, что к числу документов, удостоверяющих личность и гражданство иностранного физического лица в Российской Федерации, относятся паспорт иностранного гражданина, любой другой документ, который предусмотрен в действующем законодательстве об иностранных гражданах, либо документ, который признается таковым в соответствии с действующим международным соглашением, в котором участвует Российская Федерация.
По нашему мнению, не совсем юридически грамотным является отнесение к числу иностранных граждан физического лица по причине его фактического нахождения на территории государства, чьим гражданством он не обладает. Это связано с тем, что институт пребывания и проживания, имея целый ряд схожих признаков, всё же отличаются друг от друга. Категория «пребывание лица на территории государства» вбирает в себя, такой вид административно-правового режима как «следование транзитом через территорию иностранного государства». Сам режим следования через территорию иностранного государства транзитом не влечет за собой оснований для отнесения данного физического лица к временно, либо постоянно проживающим иностранным гражданам, однако во время следования транзитом, физическое лицо — негражданин — физически пребывает, то есть находится на территории иностранного государства. Таким образом, для иностранного государства данное физическое лицо — негражданин — будет считаться иностранным гражданином только в связи с тем, что это лицо передвигается через территорию указанного государства.
Кроме того, в отечественной конституционно-правовой доктрине существует точка зрения, что иностранный гражданин — это физическое лицо, которое не является гражданином России и обладает гражданством другого, то есть иностранного государства. Указанная теоретическая позиция в отношении иностранных граждан в общих чертах правильна, однако не совсем корректна с точки зрения правоприменительной практики.
В настоящее время для государственных органов Российской Федерации важно наличие именно документального подтверждения принадлежности физического лица к гражданству того или иного иностранного государства. Это связано с защитой конституционных прав данного лица, поскольку в случае применения к иностранному гражданину административных мер, связанных с ограничением прав и свобод, либо применением мер уголовно-процессуального принуждения российская сторона обязана проинформировать о своих действиях консульское подразделение дипломатической миссии иностранного государства. Соответствующее уведомление возможно осуществить только при наличии у российских правоприменителей документальных свидетельств, что конкретное физическое лицо является подданным именно того или иного иностранного государства, а в случае отсутствия необходимых документов (подтверждающих гражданство лица) такое уведомление не представляется возможным осуществить.
Таким образом, позиция С. А. Авакьяна, фактически воспроизводит положения Закона об иностранных гражданах, согласно которому, иностранный гражданин — «это физическое лицо, которое не является гражданином государства пребывания и обладающее доказательством наличия гражданства другого государства», предельно точно раскрывает юридическую природу категории «иностранный гражданин» [2, c. 112].
В связи с тем, что иностранный гражданин обязан подчиняться не только действующему законодательству государства, в котором он находится, но, наравне с ним, и государства, гражданством которого он обладает, данное лицо обязано подчиняться правовым нормам обоих стран, в связи с этим правовой статус иностранного гражданина несколько шире, нежели у апатрида, то есть лица без гражданства.
До настоящего времени остается актуальным вопрос о правовом положении граждан бывшего СССР на территории прибалтийских стран, и не признанных её гражданами. Схожая ситуация в настоящее время наблюдается в Казахстане и Таджикистане. Указанных лиц Российская Федерация, согласно действующему законодательству, не считает своими гражданами, и это несмотря на то, что она признала себя правопреемником СССР [3, c. 22]. При этом и Латвия не считает указанных лиц своими гражданами, то есть эти лица по своей сути считаются лицами без гражданства, то есть апатридами. В рассматриваемом случае Латвия, несмотря на все международно-правовые соглашения и конвенции, ограничила право людей на выбор гражданства, что является недопустимым. Таким образом, по нашему мнению, латвийское государство прямо нарушает права человека. Указанной точки зрения придерживаются многие исследователи, в том числе и один из ведущих исследователей в сфере отечественного конституционного права С. Н. Бабурин. по мнению указанного исследователя: «…какие бы то ни было ограничения на право оптации гражданства принципиально не являются допустимыми. Государство абсолютно законно вправе распоряжаться собственной территорией в установленных законодательством рамках, выносить решение о вычленении из своей территории нового независимого государства, а также при передаче части своей территории другому государству, однако государство не должно отказываться от собственных граждан и передавать их кому-либо без их собственного согласия». .. [4, c. 34].
В современный период российское законодательство в значительной степени ориентируется на сокращение числа и круга физических лиц, которые не обладают гражданством, о чем прямо указано в ст. 4 Федерального закона от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации» [5]. В действующем международном праве указанный принцип впервые был предложен и закреплен в 1961 году в Конвенции о сокращении без гражданства [6].
В то же время ст. 62 Конституции РФ указывает, что все иностранные граждане, а также физические лица, не обладающие гражданством, пользуются на территории Российской Федерации правами, свободами и несут возложенные на них обязанности так же как и граждане Российской Федерации, за исключением тех ситуаций, которые установлены в действующем федеральном законодательстве, либо в международных договорах и соглашениях Российской Федерации.
Таким образом, Конституция РФ предусматривает практически полную идентичность правового статуса иностранных граждан и лиц, не обладающих признаком гражданства. В то же время указанные категории неграждан обладают достаточно специфическими, характерными только для них правами, свободами и обязанностями, поэтому в данном магистерском исследовании категории «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» при отсутствии различий в их правовом положении будут рассматриваться исключительно как равнозначные, а при наличии различий в правовом статусе, об этом будет указывать специально.
В процессе установления, какое правовое положение в Российской Федерации имеет апатрид, встречаются определенные сложности, которые вызваны употреблением в некоторых отраслях отечественного права различных правовых понятий. Так, например, российское налоговое право использует такие понятия как «резидент» и «нерезидент». Причем иностранный гражданин может выступать и как резидент, и как нерезидент, в зависимости от срока его нахождения на территории России [7].
Следует также отметить, что правовое положение иностранных граждан существенно различается, в зависимости от государства их пребывания. Так, например, в конституционном законодательстве Болгарии и Словакии, Российской Федерации, для иностранных граждан устанавливается национальный режим, который означает, что правовое положение иностранного гражданина и апатрида практически идентично правовому положению собственных граждан, если не считать небольшое количество прав и обязанностей, которые могут быть предоставлены только собственным гражданам [8, c. 168]. Так, например, согласно ст. 32 Конституции РФ, активным и пассивным избирательным правом в отношении органов государственной власти обладают только граждане Российской Федерации, а ст. 59 Конституции РФ говорит о том, что защита Отечества — долг и прямая обязанность каждого гражданина России.
Помимо вышеперечисленных режимов, могут действовать ещё и специальные правовые режимы, когда отдельные права, свободы и даже обязанности получает строго определенная социальная или профессиональная группа иностранных граждан. Так, например, дипломатическим иммунитетом обладают исключительно дипломат и члены семьи дипломата, тогда как на другие группы иностранных граждан такой иммунитет не распространяется.
Литература:
- Филиппова Е. О. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. М., 2017. С. 140.
- Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2015. С. 112.
- Герасименко Ю. В., Залевский Л. А. Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами России: проблемы теории и практики: монография. Омск, 2013. С. 22.
- Бабурин С. Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок. М., 2018. С. 34.
- О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 22. Ст. 2031.
- Конвенция о сокращении безг ражданства. Заключена в г. Нью-Йорке 30.08.1961 г. // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 247–255.
- Герасименко Ю. В., Залевский Л. А. Указ. соч. С. 22.
- Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М., 2016. С. 168.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, иностранный гражданин, физическое лицо, иностранное государство, гражданин, гражданство, Конституция РФ, лицо, правовое положение, правовой статус.
Правовой статус / Документы, удостоверяющие личность / Безгражданство
Правовой статус / Документы, удостоверяющие личность / Безгражданство — Рома и тревеллеры
Всеобщая декларация прав человека гласит, что «Каждый человек имеет право на признание в любом месте правосубъектности». По оценкам различных международных организаций, сегодня в Европе проживает около 680 000 лиц без гражданства; относительно большое число из них составляют этнические рома, у которых нет основных документов, таких как свидетельство о рождении, удостоверение личности или паспорт, подтверждающих их личность, правовой статус и гражданство.
Все это отдельные истории лишения прав. Последствия безгражданства особенно пагубны для детей. Хотя каждый ребенок имеет право на гражданство, мы все еще можем найти детей без гражданства в Европе, многие из них в семьях рома. Их безгражданство могло быть вызвано дискриминацией в законодательстве, сложной и дорогостоящей административной практикой, противоречивым законодательством о гражданстве или недостаточными гарантиями против безгражданства. Некоторые из детей без гражданства в Европе могли мигрировать в другой регион со своими родителями.
Но лица без гражданства в Европе встречаются не только среди мигрантов. Он также встречается среди людей, которые десятилетиями жили в одной конкретной стране. Сегодня в Европе даже рождаются дети без гражданства. Без надлежащих документов, удостоверяющих личность, люди по сути не являются людьми перед законом и де-факто не имеют гражданства, юридически и административно невидимы, что создает многочисленные препятствия для доступа к образованию, здравоохранению, трудоустройству, жилью, правосудию, участию в политической жизни и т. д.
Необходимо срочно устранить административные и финансовые препятствия. Следует рассмотреть внутриобщинную практику, такую как детские/ранние браки, приводящие к осложнениям при получении личных документов и свидетельств о рождении. Во избежание безгражданства следует принимать политические меры и инициативы, законодательные изменения в некоторых случаях, информационно-просветительские мероприятия по информированию рома о процедурах получения таких документов и последствиях их отсутствия для себя и своих семей. Совет Европы поддерживает и поощряет национальные инициативы, такие как предоставление бесплатной юридической помощи, отмена административных сборов, посредничество рома, мобильные регистрационные группы, трансграничное сотрудничество, картирование перемещенных лиц или лиц без гражданства рома. Особое внимание следует уделить бедственному положению тысяч рома и их семей, которые стали жертвами конфликтов и были вынуждены переехать, т.е. из бывшей Югославии и других недавних конфликтных зон, которые остаются в принимающих государствах действительно невидимыми с юридической точки зрения.
Правовой статус / Документы, удостоверяющие личность / Безгражданство / Доступ к правосудию
- Тематический отчет о правовом статусе рома из бывшей Югославии и отсутствии у них документов, удостоверяющих личность ( Италия , Босния и Герцеговина, Хорватия, Черногория, Северная Македония, Сербия , )
- Тематический отчет о проблемах и передовом опыте реализации стратегий интеграции рома с акцентом на решение проблемы отсутствия удостоверений личности и улучшение доступа к социальным услугам ( Украина , Греция, Северная Македония, Польша, Сербия)
- Тематический отчет о доступе рома и тревеллеров к правосудию с гендерным акцентом ( Финляндия , Болгария, Греция, Ирландия, Италия, Румыния, Испания)
- Тематический отчет о решении проблемы отсутствия документов, удостоверяющих личность, и безгражданства рома ( Албания , Босния и Герцеговина, Италия, Черногория, Сербия, «Бывшая Югославская Республика Македония» и Украина)
Принимающие страны выделены жирным шрифтом
часто задаваемых вопросов | США без гражданства
Комитет Организации Объединенных Наций по ликвидации расовой дискриминации заявил 1 октября 2014 г. , что «лишение гражданства на основании расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения является нарушением обязательств государств по обеспечению недискриминационного пользования права на гражданство.
Хотя многие государства разрешают приобретение гражданства по родительскому происхождению независимо от того, где родился ребенок, некоторые не разрешают гражданам женского пола передавать гражданство своим детям. Это может привести к безгражданству, когда отец лица без гражданства, неизвестные или иным образом неспособные предоставить гражданство9.0005
Лицо, у которого ни один из родителей не имеет права на получение гражданства в соответствии с jus sanguinis, может быть лицом без гражданства при рождении, если он родился в государстве, не признающем jus soli. Например, ребенок, родившийся за пределами Канады от двух канадских родителей, которые также родились за пределами Канады от канадских родителей, не будет гражданином Канады, поскольку jus sanguinis признается в Канаде только для первого поколения.
Если ребенок родился в Индии и ни один из родителей не имел индийского гражданства, то ребенок будет апатридом, поскольку Индия предоставляет гражданство только детям, рожденным хотя бы от одного индийского родителя.
Административные препятствия
Лица без гражданства могут также стать лицами без гражданства в результате административных и практических проблем, особенно если они принадлежат к группе, гражданство которой ставится под сомнение. Физические лица могут иметь право на гражданство, но не могут предпринять необходимые процессуальные действия. От них могут потребовать уплатить чрезмерную плату за документацию, подтверждающую гражданство, предоставить документацию, которой у них нет, или уложиться в нереалистичные сроки; или они могут столкнуться с географическими барьерами или барьерами грамотности.
Негосударственные территории
Согласно определению лица без гражданства, только государства могут иметь граждан. В результате лица, являющиеся «гражданами» негосударственных территорий, являются лицами без гражданства.
К ним относятся, например, жители оккупированных территорий, где государственность перестала существовать или вообще не возникала. Наиболее ярким примером являются палестинские территории. Другие — Западная Сахара и Северный Кипр (в зависимости от толкования того, что представляет собой государственность и суверенитет). Примером, не связанным с военной оккупацией, является Американское Самоа.
Отказ от гражданства
В редких случаях лица могут стать лицами без гражданства при отказе от гражданства. Многие государства не позволяют гражданам отказываться от своего гражданства, если они не приобретут другое. Однако консульские работники вряд ли знакомы с законами о гражданстве всех стран, поэтому все еще могут возникать ситуации, когда отказ ведет к фактическому безгражданству.
Войны и конфликты (Ирак, Сирия)
Расизм, национализм, политическая дискриминация меньшинств, религиозные преследования (Доминиканская Республика, Эстония, Мьянма, Латвия, кувейтские бедуины, цыгане в Европе)
Распад государства или правопреемство (Советский Союз, Югославия, Южный Судан, Эритрея, Палестина)
Гендерная дискриминация (Багамы, Ливан, Барбадос)
Или любое сочетание этих факторов
Если вы принадлежите к группе, которая обычно не имеет гражданства, вы также можете быть лицом без гражданства. Некоторые обычно группы лиц без гражданства включают:
Доминиканцы гаитянского происхождения
Правительство доминиканских республиканцев недавно лишило гражданства доминиканцев гаитянского происхождения, лиц с доминиканским гражданством, чьи семьи были родом из Гаити, а это означает, что многие доминиканцы в США теперь могут быть лицами без гражданства. Подробнее здесь.
Хмонг
Лица из Лаоса также могут быть лицами без гражданства. Вы можете прочитать больше здесь.
Страны бывшего советского блока и Югославия
Люди из стран бывшего Советского Союза, таких как Эстония и Латвия, а также из бывшей Югославии, таких как Босния, часто не имеют гражданства из-за дискриминации и пробелов во время правопреемства или распада государств. Вы можете прочитать больше здесь.
Южный Судан и Эритрея
Аналогичным образом, создание Южного Судана и Эритреи привело к возникновению случаев безгражданства. Узнайте больше здесь и здесь.
Страны Британской империи
Иммигранты в период Британской империи — люди, чьи семьи мигрировали или были переселены в период Британской империи, часто не имеют гражданства, например, в таких странах, как Малайзия и Кения. Некоторые страны, такие как Шри-Ланка, работали над разрешением своих дел.
Коренные народы мира
Коренные, кочевые и мобильные народы во всем мире подвержены высокому риску безгражданства. Пример в контексте Центральной Америки см. здесь.
Беженцы
Наконец, большое количество беженцев и перемещенных лиц могут оказаться под угрозой безгражданства или стать лицами без гражданства из-за проблем с регистрацией и документами. Примеры включают сирийских беженцев в Ливане и беженцев в Гонконге.
Страны с дискриминационными законами о гражданстве
Дискриминационные законы о гражданстве, учитывающие гендерные факторы, также могут создавать безгражданство или способствовать ему. Пример из Непала см. здесь.
Всеобщая декларация прав человека 1948 года
Статья 15 (1) Всеобщей декларации прав человека гласит, что «каждый человек имеет право на гражданство». Статья 15 (2) гласит: «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». Узнайте больше здесь.
1951 Конвенция о статусе беженцев
В 1951 году была принята Конвенция о статусе беженцев, а запланированный Протокол о статусе апатридов, который должен был сопровождать ее, был отложен для дальнейшего изучения. Хотя Конвенция о беженцах 1951 года применяется к некоторым лицам без гражданства, ее применение ограничивается теми, кто также является беженцем.
Статья 1А (2) предусматривает, что Конвенция применяется к лицу, которое: из-за вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится за пределами страны своей национальности и не может или из-за таких опасений не желает пользоваться защитой этой страны; или кто, не имея гражданства и находясь за пределами страны своего прежнего обычного проживания в результате таких событий, не может или в силу такого опасения не желает вернуться в нее. Защищаются только те лица без гражданства, которые находятся за пределами страны своего обычного проживания и имеют обоснованные опасения преследований по одному из перечисленных признаков.51 Конвенции о беженцах.
1954 Конвенция о статусе апатридов
Конвенция 1954 г. направлена на регулирование и улучшение правового положения лиц без гражданства, а также на обеспечение недискриминационной защиты их основных прав и свобод государством, в котором они проживают. Многие ее положения идентичны положениям Конвенции о беженцах 1951 года.
К ним относятся, среди прочего, основное обязательство о недискриминации, положения о свободе вероисповедания, юридическом статусе, трудоустройстве, социальном обеспечении, свободе передвижения, выдаче проездных документов и документов, удостоверяющих личность, а также обязательство «содействовать ассимиляции и натурализации».
Кроме того, Конвенция 1954 г. запрещает высылку лиц без гражданства «за исключением соображений национальной безопасности или общественного порядка». Хотя Конвенция 1954 г. поощряет натурализацию лиц без гражданства, она не требует, чтобы государство предоставляло свое гражданство лицу без гражданства.
1961 Конвенция о сокращении безгражданства
Конвенция 1954 г. направлена на обеспечение правового статуса и минимального уровня защиты лиц без гражданства, где бы они ни находились, но оставляет на усмотрение 1961 Конвенции о сокращении безгражданства вопрос о том, какое гражданство должно иметь лицо.
Конвенция 1961 г. направлена на сокращение безгражданства в будущем путем установления международных стандартов для национальных законов о приобретении и утрате гражданства. Конвенция предусматривает «приобретение гражданства теми, кто в противном случае был бы апатридом и имеет соответствующую связь с государством по рождению на территории или по происхождению от граждан, а также сохранение гражданства для тех, кто станет апатридом в случае они непреднамеренно теряют гражданство государства» 9.0003
Конвенция признает подходы как jus sanguinis, так и jus soli к гражданству.
Leave a Reply