поставлен абсолютный рекорд по предоставлению российского гражданства
В 2021 году российское гражданство получили 735,4 тыс. иностранцев, что является абсолютным рекордом как минимум с 2000 года — подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе миграционной статистики МВД.
Чуть более половины «новых россиян» во втором пандемическом году являлись выходцами из Украины (51,1%, или 376 тыс. человек). Относительно большие доли составили также уроженцы Таджикистана (14,1%, или 103,7 тыс. человек) и Казахстана (6,8%, или 49,9 тыс. человек).
Основная доля новых соотечественников получила свои паспорта в Ростовской области (42,3%, или 310,8 тыс. человек), Московской агломерации (12%, или 88 тыс.), а также Санкт-Петербурге и Ленобласти (3,9%, или 28,5 тыс.). На пять этих регионов пришлось порядка 60% выданных паспортов.
Рекордный приток
Согласно миграционной статистике МВД, за последние 10 лет число иностранцев и лиц без гражданства, получивших российские паспорта, растет из года в год (за исключением 2017 года, когда наблюдалось незначительное снижение). Особенно резкий прирост был зафиксирован в 2019 году в результате упрощения процедуры получения гражданства для жителей ДНР и ЛНР: тогда российские паспорта получило на 85% иностранцев больше, чем годом ранее — всего 497,8 тыс. человек.
В 2020 году число желающих стать гражданами России выросло еще на 32%, до 656,3 тыс. человек, тем самым перебив пиковый показатель 2005 года, когда российские паспорта получили свыше 500 тыс. человек.
В минувшем 2021 году число «новых россиян» увеличилось на 12%, до 735,4 тыс. человек. Таким образом, несмотря на некоторое снижение темпов роста, за второй год пандемии количество получивших гражданство РФ иностранцев достигло нового максимума в 21-м веке.
По закону российское гражданство можно получить в общем или упрощенном порядке. В первом случае мигранту необходимо оформить разрешение на временное проживание, затем, не ранее чем через год, он может получить вид на жительство, а еще через пять лет приобретает право подать документы на гражданство. Большинство же соискателей получают гражданство в упрощенном порядке, тем более что миграционное законодательство периодически вводит послабления, поскольку российское государство заинтересовано в том, чтобы его гражданами стало как можно больше трудоспособных налогоплательщиков.
Возможность получить гражданство «по упрощенке» есть у жителей Белоруссии, Казахстана, Молдавии и Украины, а также у имевших гражданство СССР жителей бывших союзных республик, у признанных таковыми носителей русского языка, у окончивших российские вузы иностранцев, у высококвалифицированных специалистов, у ближайших членов семьи россиян, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих бизнес в России не менее трех лет.
В зависимости от соответствия потенциального резидента необходимым критериям, сроки оформления гражданства сокращаются до одного года, а нередко и до трех месяцев. Одна из последних важных законодательных новаций, вступившая в силу в конце июля 2020 года, отменяет необходимость отказываться от имеющегося гражданства иностранного государства. В ряде случаев российское гражданство можно получить удаленно, даже не выезжая за пределы родной страны.
Количество получивших гражданство РФ за последние 10 лет, тыс. человек
Страны-доноры
Большая часть людей, получивших в 2021 году российского гражданство, являлись уроженцами Украины, в основном выходцами из ДНР и ЛНР — 51,1% (376 тыс. человек). На протяжении двух предыдущих лет доля украинцев была еще выше — более 60%. Для сравнения, в 2017 и 2018 годах украинцы составляли порядка трети, им выдавалось в среднем 84 тысячи российских паспортов в год.
Всего с 2019 года, после упрощения процедуры получения гражданства для жителей Донбасса, обладателями российских паспортов стали более одного миллиона украинцев.
На втором и третьем месте выходцы из Таджикистана (14,1%, или 103,7 тыс. человек) и Казахстана (6,8%, или 49,9 тыс. человек). Далее следуют уроженцы Армении (6,4%, или 46,9 тыс. человек), Узбекистана (4,3%, или 31,9 тыс. человек), Азербайджана (4,2%, или 30,8 тыс. человек), Белоруссии (3,3%, или 24,5 тыс. человек), Молдавии (3,2%, или 23,7 тыс. человек) и Киргизии (2,6%, или 19,2 тыс. человек).
На 10-ю строчку рейтинга с удельным весом в 0,8% попала также весьма специфическая категория — это российские соотечественники без гражданства, преимущественно лица без определенного места жительства и бывшие заключенные, имеющие только паспорта СССР: за минувший год смогло легализоваться порядка 6 тыс. таких людей.
Оставшиеся 3,1% составляют представители других стран. Так, гражданами России стали несколько тысяч уроженцев Грузии и Туркмении, около двух тысяч вьетнамцев, суммарно более четырех тысяч представителей трех ближневосточных стран — Афганистана, Турции и Сирии.
Гораздо реже, но все же попадаются выходцы из государств дальнего зарубежья. В их числе 481 житель Германии, 388 граждан США, 226 итальянцев, 183 грека, 167 французов, 163 поляка, 99 британцев, 98 кубинцев, 83 китайца, по 24 голландца и финна, 21 швейцарец, 19 австралийцев, 17 бельгийцев, 16 датчан, по 11 корейцев и португальцев, 8 ирландцев, 7 норвежцев, 6 новозеландцев, 3 японца и 2 индонезийца. По одному российскому паспорту получили уроженцы Бахрейна, Гамбии, Гонконга, Камбоджи, Кабо-Верде, Парагвая и ряда других стран.
Распределение иностранных получателей российского гражданства по странам в 2021 году
По сравнению с 2020 годом представители всех основных стран стали получать российское гражданство чаще, за исключением Украины — там было отмечено незначительное сокращение в 8%. На 24% меньше «вновь обрело родину» и среди лиц без гражданства. Однако уроженцы Белоруссии в 2021 году вступали в ряды новоиспеченных россиян особенно активно — их число увеличилось в 2,4 раза. Количество натурализованных таджиков выросло на 64%, киргизов — на 62%, армян — на 54%, азербайджанцев — на 41%, узбеков — на 38%, молдаван и казахов — на 15%.
Принимающие субъекты
Больше всего российских паспортов в 2021 году уже традиционно было оформлено в Ростовской области, приграничной с Донбассом: там гражданство получили 42,3%, или 310,8 тыс. человек. Именно в этом регионе оформляет гражданство основная часть беженцев из ДНР и ЛНР. Далее следуют Московская область (7,1%, или 52 тыс. человек), Москва (4,9%, или 35,9 тыс. человек), Санкт-Петербург и Ленинградская область (совокупно 3,9%, или 28,5 тыс. человек), Краснодарский край (2,7%, или 20 тыс. человек), Калужская область (2,2%, или 15,9 тыс. человек), Новосибирская (1,9%, или 14,1 тыс. человек), Ханты-Мансийский автономный округ (1,7%, или 12,4 тыс. человек), Тульская область (1,6%, или 11,7 тыс. человек) и Челябинская область (1,6%, или 11,6 тыс. человек).
В каких регионах иностранцы чаще всего оформляли гражданство РФ в 2021 году
Наименее интересными регионами для «вчерашних мигрантов» в 2021 году стали Тыва — за год там появилось всего 62 «новых россиянина», Ненецкий автономный округ (свои паспорта получили 84 человека), Еврейская автономная область (136 человек), Чукотский автономный округ (144 человека), Калмыкия (213 человек), Республика Алтай (298 человек), Ингушетия (324 человека), Марий Эл (495 человек), Магаданская область (611 человек) и Карачаево-Черкесия (622 человека).
«В последние годы основная часть выдачи новых российских паспортов приходится на жителей Донбасса. Очевидно, что в 2022 году количество переселенцев значительно возрастет. Кроме того, не будем забывать, что российская экономика испытывает недостаток рабочих рук, и государство заинтересовано в притоке новых людей в страну — главным образом носителей русского языка из политически и экономически нестабильных территорий. Власти последовательно упрощают миграционный процесс для тех, кто желает приехать в Россию на работу или остаться здесь навсегда. С учетом этих двух факторов, вероятно, что в 2022 году и далее количество выданных российских паспортов продолжит расти и обновлять рекорды», — считает Агван Микаелян, член совета директоров аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
С чем связаны низкие темпы паспортизации в новых регионах России?
20 марта Владимир Путин потребовал от МВД РФ быстро навести порядок с выдачей паспортов жителям новых регионов, вынужденным для их получения долго простаивать в очередях. Между тем проблема предоставления гражданства касается не только новых регионов, а вообще всех выходцев с Украины.
Поручение главе МВД В. Колокольцеву прозвучало на расширенном заседании коллегии ведомства и было связано с состоявшейся накануне поездкой президента в Мариуполь. В ходе поездки глава государства общался с жителями города, которые среди прочих проблем сообщили ему о трудностях с получением российских паспортов. Судя по прозвучавшему на совещании комментарию, проблема «паспортизации» в новых регионах РФ действительно оказалась в числе наиболее острых. «Такие формальные вещи, как выдача паспортов… я понимаю, наверное, есть здесь и сложности, но не такие, которые министерство не в состоянии было бы решить, – заявил президент. – Я прошу навести здесь порядок и быстро это сделать. Люди хотят быть гражданами нашей страны, идут за получением паспортов. Во-первых, все длится очень долго, месяцами, и в очередях там надо стоять немерено по времени».
Возникновение темы паспортизации жителей новых регионов РФ и то внимание, которое уделяется ей на самом высоком уровне, далеко не случайны. Проблема предоставления российского гражданства выходцам с Украины нарастала на всем протяжении прошлого года и приобрела особый характер в связи с двумя обстоятельствами. Первым из них стал огромный приток беженцев из охваченных войной регионов, а вторым – быстрое увеличение темпов выдачи российских паспортов выходцам из Таджикистана, которые в случае сохранения сложившихся тенденций вскоре обгонят по числу граждан Украины. По данным УВКБ ООН, в общей сложности в страны Европы после начала военного конфликта на Украине прибыли 8,1 млн беженцев, больше всего из которых – почти 2,9 млн – приняла Россия. По информации ТАСС, ссылающегося на источники в российских силовых структурах, с начала конфликта по 20 февраля 2023 г. в РФ с Украины прибыли 5,3 млн человек.
Между тем темпы выдачи российских паспортов гражданам Украины в прошлом году не выросли, а, наоборот упали. Так, в 2020 г., после принятия решения о предоставлении гражданства РФ жителям Донецкой и Луганской народных республик, выходцам с Украины было выдано 409,5 тыс. паспортов, что стало рекордом за последние шесть лет. В следующем 2021 г. гражданство РФ было предоставлено уже 376 тыс. жителей Украины (- 8,2%), а в 2022 г. – 296,9 тыс. (-21%). В то же время число российских паспортов, выданных жителям Таджикистана, где русского и вообще европейского населения после гражданской войны 1992-1997 гг. практически не осталось, напротив, быстро увеличивалось. В 2020 г. таджикистанцы получили 69,4 тыс. российских паспортов, в 2021 г. – 103,7 тыс. (+63,6%), а в 2022 г. – уже 173,6 тыс. (+67,5%). За три года число случаев предоставления им российского гражданства выросло в 2,7 раза, а с 2017 г., когда таких случаев было всего 29 тыс., – в 6 раз.
При сохранении тех темпов роста/снижения выдачи российских паспортов, которые сложились на протяжении 2020-2022 гг., таджикистанцы опередят выходцев с Украины уже в наступившем 2023 г., составив самую многочисленную группу новых граждан РФ. Средний темп роста случаев предоставления гражданства таджикистанцам за три года составил 65,5%. Это означает, что в 2023 г. они могут получить 286,5 тыс. российских паспортов. На украинцев же при среднегодовом падении примерно на 15%, сложившемся за последние три года, придется около 253,5 тыс. случаев получения российского гражданства.
Следствием этого станет заметное изменение этического состава населения наиболее привлекательных для мигрантов регионов – отдельных районов Москвы, С.-Петербурга, Московской, Ленинградской, а также некоторых соседних областей, переживающих большой приток мигрантов. В некоторых из таких регионов (Калужская область) уже отчетливо обозначились черты миграционного кризиса: ухудшение криминогенной обстановки, рост межэтнической напряженности, грозящий вылиться в открытые столкновения с мигрантами, и т. п.
Низкие темпы паспортизации населения в новых регионах России на этом фоне выглядят странно. Судя по заявлениям руководства Херсонской и Запорожской областей, а также многочисленным фото- и видеоматериалам, «спрос» на российское гражданство со стороны жителей новых регионов достаточно высокий. 13 июля 2022 г. глава военно-гражданской администрации Херсонской области Владимир Сальдо сообщил, что очередь на получение российского гражданства в регионе достигает 23 тыс. человек. По его словам, документы на получение паспорта подали 6,7 тыс. человек, в том числе 4,7 тыс. – в Херсоне. За полтора месяца с момента начала выдачи паспортов получили их 1,9 тыс. жителей Херсонской области. Сама процедура оформления документов занимает от одной недели до месяца. При этом в регионе действуют восемь пунктов приема документов для получения российского гражданства, которые на тот момент были расположены в большинстве крупных населенных пунктов – Херсоне, Олешках, Голой Пристани, Новой Каховке, Скадовске и Геническе.
Примечательно, что 70% заявлений на получение гражданства поступило от жителей областного центра, где до начала военных действий проживало около 300 тыс., или менее трети всего населения Херсонской области (около 1 млн). А это свидетельствует о том, что население городов является более пророссийским, чем жители сельской местности и небольших населенных пунктов, которые получать российские паспорта не спешили. Связано это с массовой миграцией в дореволюционный на территорию Херсонской губернии период населения Правобережной и Левобережной Украины, во многом сформировавшей этнический облик ее сельского населения. Второй момент, который обращает на себя внимание – слишком большие сроки оформления документов. Если за полтора месяца было оформлено всего 1,9 тыс. паспортов, это означает, что ежедневно их получали 40-45 человек. Для того чтобы ликвидировать очередь в 23 тыс. человек такими темпами, потребовалось бы примерно полтора года, а сплошная паспортизация Херсонской области с ее довоенным населением (около 1 млн человек) растянулась бы на несколько столетий.
Похожая ситуация сложилась и на территории Запорожской области, центр которой остался под контролем ВСУ. На конец июля 2022 г. очередь на получение российских паспортов в Бердянске и Мелитополе, по данным главы военно-гражданской администрации региона Евгения Балицкого, составляла более 18 тыс. человек, а общее число пунктов приема и выдачи документов достигло 12. Всего же документы на получение российского гражданства уже к середине месяца подали около 25 тыс. человек. На освобожденных территориях в день выдавали около 100 паспортов, что крайне мало и, по-видимому, отражало ситуацию лишь в Херсонской и Запорожской областях. Среди причин столь низких темпов паспортизации А. Балицкий назвал уничтожение украинскими властями при отступлении всех баз данных с личными сведениями местного населения, которые приходится восстанавливать с нуля, а также необходимость тщательной проверки подателей заявлений с тем, чтобы среди получателей паспортов не оказались сторонники украинского национализма.
К марту нынешнего года ситуация практически не изменилась. По словам первого зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Госдумы Виктора Водолацкого, для получения паспортов люди вынуждены занимать очередь в 5 часов утра, поскольку пунктов приема документов недостаточно. При этом в Херсонской области гражданство РФ уже получили около 80 тыс. жителей, в Запорожской — более 100 тыс., а в Донецкой и Луганской народных республиках, где прием заявок идет с 2019 года, – свыше 900 тыс. человек. Элементарные расчеты по Херсонской и Запорожской областям показывают, что за неполный год паспорта получили менее 10% их населения и для полной паспортизации потребуется еще несколько лет. При этом у России есть и позитивный опыт «сплошной» паспортизации новых регионов. В Крыму и Севастополе, постоянное население которых, по данным переписи 2014 г., составляло 2 млн 285 тыс. человек, с марта по октябрь 2014 года было выдано 2 млн российских паспортов.
Пересмотра, таким образом, требуют не только система паспортизации населения новых регионов РФ, но и общая политика предоставления гражданства, теснейшим образом связанная с миграционной политикой. Динамика выдачи паспортов выходцам из европейских, с одной стороны, и среднеазиатских республик бывшего СССР – с другой, в последние годы явно приобретает все более неблагоприятный для России характер.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram
Один миллион паспортов: Путин применил гражданство на оккупированной восточной Украине в качестве оружия
Москва планирует выдать миллион российских паспортов жителям оккупированной Россией восточной Украины к концу 2020 года, подтвердили официальные лица на прошлой неделе. Создавая на местах новые демографические факты, Кремль надеется изменить геополитический баланс в регионе и сорвать усилия по прекращению шестилетней необъявленной войны между Россией и Украиной. Несмотря на эти тяжелые последствия, международное сообщество до сих пор не ввело никаких дополнительных санкций в отношении России. Вместо этого президент России Владимир Путин может продолжать проводить политику паспортного империализма в Украине с явной безнаказанностью.
Выступая 9 июня в южном российском городе Ростове-на-Дону, депутат-единоросс Виктор Водолацкий подтвердил, что более 180 000 украинцев получили российские паспорта с момента введения новой ускоренной процедуры чуть более года назад. По словам Водолацкого, в настоящее время обрабатывается еще 98 тысяч заявлений, и ожидается, что во второй половине текущего года будет выдано еще до 800 тысяч паспортов.
Планы по упрощенной выдаче паспортов на оккупированном Россией востоке Украины были впервые обнародованы в апреле 2019 года, всего через несколько дней после того, как Владимир Зеленский одержал убедительную победу на президентских выборах в Украине. На протяжении весенней президентской предвыборной кампании 2019 года Зеленский был заметно менее конфронтационен по отношению к России, чем его соперник, действующий президент Петр Порошенко. Это привело к широко распространенным предположениям о том, что избрание Зеленского может послужить выходу из тупика в мирном процессе, в котором не наблюдалось никакого конкретного прогресса после окончания крупномасштабных боевых действий в начале 2015 года.
Подписаться на UkraineAlert
Пока весь мир наблюдает за тем, как разворачивается российское вторжение в Украину, UkraineAlert дважды в неделю доставляет лучшие экспертные знания и аналитические материалы Атлантического совета по Украине прямо на ваш почтовый ящик.
Этот первоначальный оптимизм вскоре был умерен публикацией президентского указа Путина, предоставляющего украинцам с оккупированного востока страны право оформлять российские паспорта по специальной упрощенной процедуре. «Эти действия являются еще одним подтверждением для мирового сообщества истинной роли России как государства-агрессора, которое ведет войну против Украины», — прокомментировал тогда Зеленский. «К сожалению, этот указ не приближает нас к конечной цели прекращения огня».
Воодушевленный отсутствием надежной международной реакции на свой первоначальный указ, Путин затем усилил свой паспортный империализм против Украины. 17 июля 2019 года российский лидер издал второй указ, который распространил предложение на гражданство на всех украинцев, проживающих в Донецкой и Луганской областях — двух восточных регионах Украины, которые в настоящее время частично оккупированы Россией.
Это далеко не первый случай, когда Кремль использует паспорта в качестве инструмента внешней политики для распространения своего влияния на территории бывшего Советского Союза. Впервые эта тактика была замечена в Молдове в начале 19 века.90-е. Распространение российских паспортов также помогло укрепить контроль Москвы над двумя отколовшимися регионами Грузии до российско-грузинской войны 2008 года. Между тем российские паспорта играли важную роль в крымской политике Кремля как до, так и после захвата украинского полуострова в 2014 году.
Уловка Путина с паспортами на востоке Украины — самое ясное указание на то, что Россия не намерена позволять Украине восстановить полный контроль над оккупированными регионами. Если нынешние прогнозы Кремля верны, к концу 2020 года на оккупированной востоке Украины будет проживать один миллион граждан России, что составляет не менее четверти всего населения. Это превратит так называемые сепаратистские республики востока Украины в российские паспортные протектораты.
Поскольку граждане России составляют значительный процент от общего населения региона, Москва потребует законного права вмешиваться по своему усмотрению во внутренние дела Украины. Такие аргументы имеют мало отношения к реалиям международного права. Тем не менее, они представляют собой гораздо более убедительный предлог для бесконечного вмешательства, чем протесты по поводу угнетения русскоязычных, на которые Москва опиралась с начала российской военной интервенции в 2014 году.
Война, развязанная Россией шесть лет назад, далека от завершения, и Москва остается как всегда привержены ограничению независимости Украины. Путинский паспортный империализм занимает центральное место в этих продолжающихся усилиях, предлагая потенциал для укрепления российского влияния в стране и фатального ослабления украинского суверенитета. Если ей будет позволено беспрепятственно действовать на оккупированной восточной Украине, та же стратегия может быть распространена на дополнительные регионы по всей стране, что позволит России медленно, но верно подрывать способность украинского правительства функционировать. К сожалению, в таких кошмарных сценариях нет ничего особенно надуманного или фантастического. Действительно, этап выдачи паспортов уже идет в неоккупированных частях восточной Украины.
События Центра Евразия
Москва представила свое паспортное наступление как чисто гуманитарную политику, направленную на облегчение страданий населения, оказавшегося в зоне конфликта, но эти утверждения не более заслуживают доверия, чем попытки Кремля представить свои хорошо оснащенные прокси-армии на востоке Украины в качестве сборище недовольных шахтеров и трактористов. На самом деле использование российского гражданства в качестве оружия является хорошо известным элементом гибридного арсенала, разрабатываемого Кремлем с 19 века.91 и развернуты по всему бывшему СССР, поскольку Москва боролась за сохранение своего имперского влияния.
Только решительный международный ответ может помешать Кремлю использовать ту же паспортную тактику для укрепления контроля над оккупированной восточной Украиной и дестабилизации остальной части страны на неопределенный срок. Европейская комиссия уже предприняла шаги, чтобы помешать государствам-членам ЕС признавать паспорта, выданные на основании указа Путина от 24 апреля 2019 года. Необходимы и дальнейшие меры против Кремля, включая дополнительные санкции.
В настоящее время Россия находится в процессе установления паспортного протектората на востоке Украины. Он делает это методично и бесстыдно, на глазах у наблюдающего мира. Если такая наглая агрессия останется безнаказанной, это приведет к дальнейшему подрыву международной безопасности, последствия которого будут ощущаться далеко за пределами Украины.
Питер Дикинсон — редактор блога UkraineAlert Атлантического совета.
Дополнительная литература
Мнения, выраженные в UkraineAlert, принадлежат исключительно авторам и не обязательно отражают точку зрения Атлантического совета, его сотрудников или сторонников.
Подробнее из УкраиныAlert
UkraineAlert — это комплексное онлайн-издание, которое регулярно публикует новости и анализ событий в политике, экономике, гражданском обществе и культуре Украины.
Центр Евразия 9Миссия 0050 заключается в укреплении трансатлантического сотрудничества в продвижении стабильности, демократических ценностей и процветания в Евразии, от Восточной Европы и Турции на западе до Кавказа, России и Центральной Азии на востоке.
Подробнее
Изображение: Москва планирует выдать миллион российских паспортов жителям оккупированной Россией восточной Украины к концу 2020 года, что может продлить шестилетний конфликт между Россией и Украиной на неопределенный срок. REUTERS/Максим Шеметов
Страны — Россия — Пражский процесс
Российская Федерация является как основной страной назначения, так и страной отправления мигрантов. В целом нетто-миграция остается положительной, но уже не компенсирует естественную убыль населения, составив почти 1 млн человек в период с октября 2020 г. по сентябрь 2021 г., что стало самым большим сокращением с 1999 г. В сочетании с сокращением числа женщин репродуктивного возраста и быстро стареющего населения, миграция будет играть важную роль в продолжающихся демографических сдвигах. По данным Росстата, население России сократится еще на 3,6 млн до 2036 года при условии ежегодного миграционного прироста в 250 тыс. человек. По негативному сценарию потери превысят 12 миллионов.
По состоянию на 2014 год ежегодный приток международных мигрантов составил в среднем 600 000 человек. Граждане Украины, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана и Армении имели наибольшее количество разрешений на постоянное проживание на конец 2019, 2020 гг., а также за первые девять месяцев 2021 г. Кроме того, в 2020 г. российское гражданство получили более 400 000 украинцев и 63 000 таджиков ( 293 000 и 70 000 соответственно в январе-сентябре 2021 г.). Это может быть связано с недавно измененным законом о гражданстве (2020 г.), который упростил путь к натурализации для граждан Молдовы, Украины, Беларуси и Казахстана, а также всех других граждан, которые живут и работают в стране в течение одного года.
До пандемии коронавируса объем временной миграции составлял 9-11,5 млн человек в год. К концу 2020 года это число сократилось до 7,1 миллиона человек, но в 2021 году поток снова восстанавливается. Большинство временных и особенно трудовых мигрантов происходят из Центральной Азии, в частности из Таджикистана и Узбекистана. Обе страны также заключили двусторонние соглашения с Россией об организованном наборе трудовых мигрантов, хотя общая доля работников, мобилизованных по таким схемам, остается низкой. Количество граждан Узбекистана и Таджикистана, указавших «работу» при пересечении границы с Россией за девять месяцев 2021 года, составило 3 и 1,6 млн человек соответственно. За тот же период более 1,7 миллиона мигрантов имели действующие разрешения на работу.
С образованием в 2015 году Евразийского экономического союза (ЕАЭС) трудовые мигранты из государств-членов ЕАЭС – Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана – получили право работать в России без разрешения на работу и пользоваться другими льготами, включая сохранение пенсионных прав по соглашению, вступившему в силу с 1 января 2021 года. В первом полугодии 2021 года Россия приняла 738 тыс. трудовых мигрантов из стран ЕАЭС. При этом доля трудовых мигрантов из Украины и Молдовы снижается в пользу ЕС. Некоторые эксперты высказывают опасения, что потенциал миграции в Россию из многих постсоветских государств близок к исчерпанию, и вскоре стране, возможно, потребуется изучить другие потенциальные исходные страны.
Не менее значителен отток населения из России. За последние десять лет он увеличился в 14,5 раза и особенно ускорился с 2012 года. В 2018-2019 годах, по данным Росстата, международный отток превысил 400 тысяч человек, из них 73 тысячи граждан России. В 2020 году отток приблизился к 500 000 человек, в том числе 65 000 гражданам России. Сопоставляя данные Росстата с данными стран назначения, эксперты подсчитали, что с 2000 года страну покинуло от 4 до 5 миллионов граждан России. По данным ДЭСВ ООН, Украина, Казахстан, Германия, Узбекистан, Беларусь и США являются домом для крупнейших российских эмигрантов сообщества. В 2019 годуи 2020 г. число россиян, имеющих действующий вид на жительство в ЕС, на конец года превысило 700 тыс. человек. Германия, Эстония, Латвия и Франция выдали подавляющее большинство разрешений сроком на 1 год и более. Количество разрешений на проживание по причинам работы или образования является незначительным, при этом большинство разрешений выдается по семейным обстоятельствам или других некатегоризированных разрешений.
В 2018 г. в России принята новая Концепция государственной миграционной политики на 2019-2025 гг., заменившая предыдущую от 2012 г. Прилагаемый План мероприятий на 2019 г.-2021 была обнародована 22 февраля 2019 года. В Концепции признавались существующие демографические и связанные с ними социально-экономические проблемы, а также необходимость повышения привлекательности государства для (квалифицированных и высококвалифицированных) мигрантов и соотечественников, проживающих за рубежом. Кроме того, в 2020 году Россия внесла поправки в План действий, сделав больший упор на трудовую миграцию. Доработанный план предусматривает улучшение условий постоянного проживания и гражданства, модернизацию механизмов регулирования трудовой миграции, обеспечение безопасности и правопорядка в миграционной сфере, а также комплексную цифровизацию миграционного управления.
В 2020 году, помимо внесения поправок в закон о гражданстве, Россия ввела с 2021 года 16-дневную электронную визу, которой могут пользоваться граждане 53 стран, включая государства-члены ЕС и Турцию.
Leave a Reply