Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь / Монастырский вестник
Епархия:
Курская
Адрес:
Россия, Курская область, Рыльский район, село Пригородняя Слободка
Смотреть на карте
Телефон:
+7 (47152)2-31-31
E-mail:
Сайт:
rylsk-obitel.ru
Дата основания:
1505
дата восстановления:
1991
История
Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен в 125 километрах от Курска в окрестностях города Рыльска. Его строения размещаются на высоком холме в поймах рек Рыло и Волынки. Эта местность издавна была избрана людьми для поселения, краеведы и археологи, проводившие раскопки на территории обители, обнаружили остатки захоронений славян-северян, относящиеся приблизительно к эпохе начала Киевской Руси.
Читать подробнее
Точная дата основания монастыря неизвестна, его возраст принято отсчитывать от первого упоминания в письменных источниках в 1505 году. Одна из причин отсутствия точной датировки в том, что не сохранились старинные монастырские документы. В 1614 году настоятель Рыльского монастыря игумен Феодосий, взяв с собой «прежних государей и великих князей жалованные грамоты» для переписи по причине их ветхости, поехал в Москву. Но по дороге был ограблен и убит разбойниками, грамоты бесследно исчезли.Документально подтвержденные сведения об обители появляются в архивах с XYI века.
В Смутное время обитель была разорена польско-литовским войском, при игумене Корнилие началось, а при игумене Мисаиле продолжилось ее восстановление. Игумен Корнилий, бывший настоятелем Новгород-Северского Спасского монастыря и братия, не пожелавшие оставаться под польско-литовским владычеством, переехали в Рыльский монастырь и пребывали в нем с 1618 до 1620 года. Из документов тех лет известно, что монастырь имел два подворья в Рыльске — одно на посаде, возле острога, где находилась церковь во имя Живоначальной Троицы с тремя братскими кельями, другое — внутри города, на случай вражеской осады. В 1624 году игумен Мисаил пишет челобитную царю Михаилу Феодоровичу, в которой просит вернуть монастырю церковное место, которое после сожжения посада поляками, было занято рылянами. Царь удовлетворил эту просьбу, церковное место было очищено, отмерено и подготовлено для устроения монастырского двора на случай осады. Кроме того, Волынской пустыни (как раньше назывался Николаевский монастырь) принадлежали прилегающие к ней земли, в «Выписке с Рыльских книг Захария Бибикова» 1615 года сообщается, что «на посаде дано в вотчину — рыбная ловля в речке Рыло, озерко Мочулище, да озеро Долгое, да озерко под Белыми берегами, да в речке Волынке прудок». Кроме того, богатые люди жертвовали земельные участки и за пределами Рыльска. «В Снитской волости старая Никольская вотчина, сельцо Дмитриевское с церковью Димитрия Солунского, деревня Крупец, а в ней крестьян 13 дворов, да пустой починок Прудище, а в них пашни паханы добрые земли». Монастырь также владел пахотными землями, лесными и сенокосными угодьями. За пользование реками, ловлю рыбы, содержание мельницы монахи платили государю налог.
Здания в обители в то время были деревянными, покрыты тесом и огорожены частоколом. К началу XYIII века деревянные постройки пришли в негодность, и рыльский купец Прокофий Герасимович Шелехов решил построить каменный храм во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских на месте старого. Но успел только заключить договоры на поставку строительных материалов, его дело продолжил сын, Иван Прокофьевич Шелехов, заложив в 1733 году и выстроив по высочайшему повелению императрицы Анны Иоанновны первую каменную церковь, которую освятили в 1783 году в честь праздника Крестовоздвижения. Вторая каменная церковь во имя Живоначальной Троицы была построена в 1747 году по прошению путивльской и рыльской помещицы Анна Забелиной. А третий храм — в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских воздвигнут в 1753 году стараниями игумена Матфея (Лукашева). И завершала ансамбль монастырских храмов пятиярусная колокольня со Святыми вратами в нижней части, которые были главным въездом в центральную часть обители. Впервые это сооружение упоминается в описи 1764 года, хотя, по мнению специалистов, оно возведено на 20 лет раньше. В среднем ярусе колокольни были установлены часы, в верхнем – набор из семи, а с 1820 года – из девяти колоколов. Главная въездная надвратная башня с западной стороны была построена в 1740-1742 гг. как звонница-колоколенка. Мощный бас ее колокола, отлитого в 1742 году, весом 2,5 тонны разносился окрест на многие версты. В середине ХIX в. звонница была перестроена: в ее верхней восьмигранной части заложили арочные проемы, а вокруг восьмерика устроили на квадратных столбах галерею. В 1949 году еще довольно крепкую башню разобрали на кирпичи, соорудив неуклюжие ворота.
В течение XYIII века монастырь перестраивали и благоустраивали, в 1781 году из Амоньской пустыни в обитель переносят чудотворный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с которым впоследствии были учреждены крестные ходы. В 1784 году на втором этаже братского корпуса начало работу Духовное училище. В 1793 году по указу Синода открыты больница и баня для больных в помещении деревянных келий в северо-западном углу центральной части двора. Через год при больнице построили храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Церковь стояла на взгорье и занимала северо-западный угол монастыря. В документах от 1825 года она называется уже Тихвинской. В храме была установлена чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы в серебряной и позолоченной ризе, с драгоценными камнями. Этот образ был пожертвован обители рыльской помещицей Натальей Кузьминичной Лукашевой в 1790 году. В маленьком храме совершались зимой ранние Литургии, в праздничные дни в честь Ахтырской и Тихвинской икон Божией Матери при большом стечении народа богослужения проходили под сенью деревьев, окружавших здание. Тихвинский храм был разрушен в XX веке во времена богоборчества. В 1796 г. в монастыре появляется гостиничный дом с двумя подъездами. В конце XVIII века обитель была довольно благоустроенной, монахи занимались просветительской, социальной и хозяйственной деятельностью-разводили скот, занимались земледелием, содержали пасеку, ловили рыбу, охотились, заготавливали строительный материал. Занимались также и переработкой, в монастыре имелись солодовня, пивоварня, маслобойня, водяная мельница и крупорушка. Дошли воспоминания старожилов о столярной мастерской, об изготовлении киотов и икон.
В 1820 году духовное училище становится четырехклассным и размещается в реконструированном архимандритском корпусе вплоть до 1876 года, когда его переместили в Рыльск. 1824 год вошел в историю посещением обители императором Александром I, проезжавшим из Севска в Таганрог. В 1906 году в Рыльске открывается викарная кафедра Курской епархии , на нее назначают Преосвященного Иоасафа, резиденция которого размещалась в Свято-Николаевском монастыре. Затем в разные годы на Рыльской кафедре служили и окормляли народ Божий священномученики Иоанн (Пашин), епископ Рыльский, Никодим (Кононов), епископ Белгородский, Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский.
Были установлены два крестных хода из обители с чудотворной иконой святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, которая была явлена в середине XIY века в селе Асмолово Рыльского уезда. Первый крестный ход совершался 29 августа, в день празднования Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа до села Асмолово, второй — 2 сентября в память дня коронации императора Николая II в Рыльск.
XX век стал одной из самых тяжелых страниц в истории монастыря. В 1925 году богоборческая власть закрыла древний духовный центр курского края. Его помещения заняли красноармейцы. С 1941 года долгих 692 дня в Рыльске господствовал немецкий «новый порядок», обитель стала укрепленным рубежом, где разместили множество пулеметных и огневых точек. 30 августа 1943 года, когда Рыльск освободили войска Центрального фронта, немцы спешно бежали из монастыря, не причинив ему существенного вреда. Примечательно, что во время военных действий ни один снаряд, ни одна бомба не разорвались на территории древнего монастыря, который, уцелев в страшной войне, был разрушен во время правления атеистов-богоборцев. Здесь в разное время размещались МТС, дорстрой, лесхоз, «Раймежколхозстрой», и в результате их хозяйственной деятельности здания совсем обветшали и разрушились.
В 1978 году комиссия, обследовавшая памятник культуры и архитектуры, отметила, что во всех строениях полностью отсутствовали полы, дверные и оконные блоки. Кровля на всех зданиях прохудилась, кирпичная кладка сильно разрушена. Крестовоздвиженский храм, переоборудованный в камнедробильный цех, стоял с выбитой стеной. Невозможно было обнаружить ограду внутреннего двора и ворота, многие жилые и хозяйственные постройки полностью уничтожены. Величественная колокольня обезображена, стояла с разбитым фасадом и без креста, Святые врата заложены кирпичом, примыкающие к ним здания без крыш и полуразрушены.
17 июня 1991 года монастырь был передан Русской Православной Церкви, и по благословению Иувеналия (Тарасова), архиепископа Курского и Белгородского в разрушенную обитель приехали первые насельники. Игумен Иоасаф (Шибаев) и два монаха поселились в одной из полуразрушенных келий. В октябре в Рыльский монастырь был назначен наместником архимандрит Ипполит (Халин). 16 октября 1991 года на первом этаже Николаевского храма, в Георгиевской церкви, начались богослужения. Впоследствии этот храм освятили в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной.
В 1998 году началось восстановление Николаевского храма, большую помощь в котором оказали работники Курской АЭС. На второй этаж поднялась лестница, новую крышу и купола покрыли медью. Помещение было оштукатурено внутри, а 12 ноября 1998 года на куполе был установлен новый крест. С декабря 1999 года здесь стали совершать богослужения.
В этом же году началось восстановление монастырской ограды, установлены арочные въездные врата в западной ее части, произведен капитальный ремонт братского и игуменского корпусов. В течение последующих лет на территории монастыря построены трапезная с кухней, новая баня, пекарня, гаражи, погреба, сельскохозяйственные помещения. Монастырь создал подсобное хозяйство. На подворье появились козы, коровы и лошади, пчелы. При Свято-Николаевском мужском монастыре на территории Рыльского района были организованы пять скитов. В 2000 году началось возведение нового гостиничного корпуса.
Восстановительные работы, нелегкие в наше время, тяготы и заботы подорвали здоровье отца Ипполита. Батюшка скончался после тяжелой болезни 17 декабря 2002 года, его похороны состоялись 19декабря, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, которого очень почитал отец Ипполит при жизни. Множество народа приехало проводить доброго пастыря в последний земной путь. На его могиле рядом с Николаевским храмом установлен бронзовый крест, всегда горит лампада, лежат цветы.
Весной 2003 года наместником монастыря был назначен игумен Моисей (Матюхин), при котором был росписан нижний Знаменский храм. В феврале 2005 года братию монастыря возглавил игумен Панкратий (Заикин), выпускник Курской духовной семинарии, до этого бывший насельником Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни. При отце Панкратии продолжилось возрождение обители.
В декабре 2006 года по ходатайству архиепископа Курского и Рыльского Германа Священный Синод Болгарской Православной Церкви передал монастырю частицу мощей преподобного Иоанна Рыльского. Святой особенно почитаем в Рыльске.
В 2007 году началось восстановление Крестовоздвиженского и Троицкого храмов обители, на них установлены купола, медная кровля, фасад зданий приобрел свой первозданный вид. В 2008 году закончены работы по газификации монастыря. В 2009 году открыта гостиница для паломников.
В течение 2011-2012 годов продолжались восстановительные работы в обители, приведены в надлежащий вид колокольня и трапезная. Благоустроена территория монастыря, восстановлена западная часть ограды.
В сентябре 2015 года настоятелем монастыря был назначен игумен Роман (Архипов). В 2015 — 2017 годах произведена внутренняя отделка Крестовоздвиженского храма, отделка нового келейного корпуса. В помещении старой трапезной была организована пекарня и открыта пирожковая для паломников.
На территории монастыря находятся три храма – главный соборный Николаевский, Троицкий и Крестовоздвиженский. В настоящее время полностью отреставрирован соборный Николаевский храм, в котором ежедневно совершаются богослужения. Восстанавливаются Троицкий и Крестовоздвиженский храмы.
Наместник
Игумен Роман (Архипов)
подробнее
Святые и подвижники благочестия
11 / 24 Февраля
Священномученик Иоанн (Пашин)
Показать ещё
Архимандрит Ипполит (Халин)
8 / 21 Марта
Преподобный Андроник (Лукаш)
28 Декабря / 10 Января, 22 Октября / 4 Ноября
Священномученик Никодим (Кононов)
21 Октября / 3 Ноября
Священномученик Павлин (Крошечкин)
Праздники и чтимые даты
22 Мая / 4 Июня
День Святой Троицы
Показать ещё
14 / 27 Сентября
Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
4 / 17 Декабря
День памяти архимандрита Ипполита (Халина)
30 Января / 12 Февраля
День памяти священномученика Ипполита Римского
6 / 19 Декабря
Преставление святителя Николая Чудотворца
9 / 22 мая
Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца
Святыни и святые источники
Икона преподобного Иоанна Рыльского с частицей мощей
Показать ещё
Икона святителя Николая Чудотворца с частицей мощей
Икона Собор Рыльских святых
Мощевики с частицами мощей святых.
Храмы и Богослужения
Соборный храм в честь святителя Николая Чудотворца
1753 г.
восстановлен в 1999 г.
О соборе
Главный храм обители. Построен в 1753 году при игумене Матфее (Лукашеве), который обратился с соответствующим прошением в Московскую Духовную консисторию. Здание самое большое по размерам, двухэтажное. На первом этаже размещался храм, освященный во имя великомученика и Победоносца Георгия, на втором – двухпрестольный во имя святителя Николая и благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора. При игумене Иосифе (Лазареве) (1790-1803 гг) продолжилось обустройство церковного здания. В 1758 году чугунные полы были заменены кирпичными, переделаны ступени в верхний храм. В 1852 году купол покрыли сусальным золотом, в 1872 году согласно договору с курским мастером Афанасием Леонтом произведен внутренний ремонт здания. Обновлена роспись стен, арки верхнего и нижнего храмов отделаны под мрамор. Архитектура храма сочетает черты русского и украинского барокко. В советское время после закрытия монастыря храм был частично разрушен и обезображен. После возвращения обители Курской епархии первым делом началось восстановление Николаевского собора. Вначале был открыт нижний храм, который освятили в честь чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной, где и совершались богослужения, в 1999 году после реставрации открыт верхний храм собора, освященный в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийких.
Храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня
1783 г.
О соборе
Первый каменный храм, заложенный в монастыре, построен на месте обветшавшего деревянного Николаевского храма с приделом во имя великомученика Георгия Победоносца. Его строительство начал рыльский купец гостиной сотни Прокофий Герасимович Шелехов, который в 1731 году заключил договоры с московскими и галицкими мастерами на изготовление высококачественного кирпича, но не дожил до начала строительства. В 1733 году его дело продолжил сын Иван Прокофьевич Шелехов, испросив разрешение у императрицы Анны Иоанновны. И. П. Шелехов построил храм быстро, но по неизвестной причине (предположительно из-за нехватки средств) его долго не освящали. Есть и другая версия, объясняющая причину долгостроя и переосвящения храма. Как предполагает известный краевед Н. Сенаторский, появилось соперничество между купцами Шелеховыми и настоятелем монастыря Матфеем, который происходил из богатого знатного рода дворян Лукашевых, за право быть единственными созидателями обители. В 1747 году сестра настоятеля Анна Ивановна Забелина построила в монастыре Троицкий храм, а в 1753 году на пожертвования других родственников и игумена Матфея был в короткие сроки сооружен Николаевский собор. Завершил возведение нового храма третий представитель династии Шелеховых – Семен Иванович, который оплатил ремонтные и отделочные работы. В 1783 году было получено разрешение на выдачу антиминса в полностью подготовленный храм, который затем был освящен в честь праздника Крестовоздвижения. В годы советской власти Крестовоздвиженский храм пострадал больше других, в нем после Великой Отечественной войны размещался камнедробильный цех, была выбита стена. В настоящее время в храме завершаются внешние отделочные работы.
Храм в честь Троицы Живоначальной
1747 г.
О соборе
Второй каменный храм — Троицкий был построен в 1747 году по указу Московской Духовной консистории по прошению путивльской и рыльской помещицы Анны Забелиной, сестры настоятеля игумена Матфея (Лукашева). Освящен храм был в 1751 году, в нем совершали богослужения, так как отделочные работы главного Николаевского собора затянулись на долгие годы. Впрочем и Троицкий храм постоянно благоустраивали и реконструировали. С северной стороны были пристроены приделы, которые в 1792 году разобрали, так как кирпич понадобился на хозяйственные нужды. В 1852 году чугунные полы заменены деревянными и сделано новое крыльцо, в 1858 году перекрыта новым железом кровля, купол украсили золотые звезды. В 1883 году выполнена внутренняя капитальная отделка, а через два года проведено еще одно благоустройство внешнего облика храма. В годы советской власти храм был частично разрушен, в настоящее время его успешно восстанавливают.
Колокольня
1764 г.
О соборе
Пятиярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе является главным входом в монастырь. Впервые в описях упоминается с 1764 года, но по предположению специалистов, была выстроена в 1740 году. Уступы восьмериков, уменьшающиеся в каждом ярусе, создают аналогию с башней. Сооружение завершается барабаном с орнаментом из кирпича и луковкой с золотым крестом. В среднем ярусе были установлены часы с боем. Опись 1764 года сообщала: «Колокольня каменная, на ней часы русской работы ветхие, колоколов разного весу семь и под оной колокольней Святые врата створчатые». В 1820 году колоколов становится девять, о чем сообщает в рапорте в Курскую консисторию архимандрит Свято-Николаевского монастыря Иннокентий.
На втором ярусе колокольни размещался архив, а с 1910 года располагалась библиотека. Арочные дубовые двери с засовом свидетельствуют, что прежде здесь хранились ценные вещи, книги или документы. Колокольню неоднократно перестраивали и ремонтировали, к ее стенам пристроили хозяйственные помещения.
Долгое время колокольня стояла с заложенными кирпичом Святыми вратами, без креста, с разбитым, обрушившимся фасадом. Полуразрушенные постройки, примыкавшие к колокольне, были без крыш.
В настоящее время это сооружение отреставрировано, восстановлены кирпичные узоры, установлены колокола и крест.
Скиты
Никольский скит села Макеево Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря
дата основания:
2000 год
Россия, Курская область, Рыльский район, село Макеево
Покровский скит села Боброво Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря
дата основания:
1996 год
Курская область, Рыльский район, село Боброво
Скит Рождества Пресвятой Богородицы села Коренское Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря
Россия, Курская область, Рыльский район, село Коренское
Скит села Тимохино Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря
дата основания:
1999 год
Россия, Курская область, Рыльский район, деревня Тимохино
Успенский скит села Волобуево Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря
дата основания:
2000 год
Россия, Курская область, Курский район, деревня Волобуево
Богослужение в монастыре
По: пнд. , втр., сред., четв., пятн., суб.
время | богослужение | примечание |
---|---|---|
6 : 0 | Утренние молитвы. Полунощница. Каноны |
По будням
время | богослужение | примечание |
---|---|---|
7 : 0 | Часы. Божественная литургия |
По: суб.
время | богослужение | примечание |
---|---|---|
7 : 0 | Часы. Божественная литургия. Молебен о недужных |
По: вск. , праздники
время | богослужение | примечание |
---|---|---|
7 : 0 | Утренние молитвы. Полунощница. | В праздничные дни — Утренние молитвы. Полунощница. Каноны или акафист |
8 : 30 | Часы. Божественная литургия | В праздничные дни начало богослужения в 8.00 |
По: вск.
время | богослужение | примечание |
---|---|---|
7 : 30 | Молебен с водоосвящением и чтением акафиста святителю Николаю Чудотворцу или преподобному Иоанну Рыльскому | Попеременно |
Служение
Воскресная школа
С 2007 года в обители действует воскресная школа, воспитанники которой изучают Закон Божий, церковное пение, принимают участие в работе театральной студии. К Рождеству и Пасхе организовываются детские утренники со спектаклями.
Совершаются паломнические поездки по святым местам России и Украины. За последнее время дети побывали в Свято-Троицкой лавре, в Рождества Пресвятой Богородицы Коренной, Площанской и Голосеевской пустынях, ознакомились со святынями Киева и Киево-Печерской лавры, Одесского Пантелеимоновского, Горнальского Свято-Николаевского Белогорского и Патриаршего Успенского монастырей.
фотогалерея
Просветительская деятельнось
Священнослужители монастыря активно участвуют в районных семинарах и курсах повышения квалификации для учителей ОПК, библиотекарей района, работников культуры, помогая росту духовно-нравственного потенциала тех, кто работает с молодым поколением. Темы для общения самые разнообразные — «Возрождение обители», «Церковь и Великая Отечественная война», «Современное православное образование», «Мир духовной музыки», «Библиотека как территория духовно-нравственного развития подрастающего поколения» и др.
Монастырь принимал участие в пожертвовании базовым школам, районной детской библиотеке, районному методическому кабинету коллекции лучших документальных и художественных фильмов, проповедей, телевизионных передач, которые используются при проведении уроков, кружков, внеклассных мероприятий по православной культуре. Монастырь и его скиты помогают кабинетам православной культуры образовательных учреждений в приобретении духовной литературы. Фонды районной детской библиотеки пополняются книгами и журналами православной тематики, подаренными настоятелем монастыря .
В школах Рыльского района так же, как и во всей Курской области, второе десятилетие преподаются Основы православной культуры. Насельники монастыря – частые гости в школах, они проводят беседы о православной нравственности, знакомят детей с основами Православия. Ученики познакомились с темами – «Преподобный Иоанн Рыльский – покровитель нашего города», «Иконография образа Пресвятой Богородицы», «Николай Чудотворец»
Важное значение в просветительской деятельности уделяется краеведению. В обители проводятся многие заседания, посвященные православной тематике. Итогом совместной деятельности с историками-краеведами и учителями стали книги, альбомы, брошюры издания Рыльского монастыря. Заметными событиями в культурной жизни района были презентации книг «Возрождение обители», «Рыльск», «Заступники земли Рыльской», в которых увидели свет уникальные материалы и фотографии, прежде нигде не публиковавшиеся. Особенное впечатление на детей произвело знакомство с книгой «Заступники земли Рыльской», посвященной новомученикам и исповедникам российским XX века, жизнь и подвиги которых связаны с обителью и Рыльском. Игумен Панкратий участвовал в создании уникальной книги «Рыльск» фотохудожника Станислава Герасименко, презентация прошла в межпоселенческой библиотеке. Ее посетили в тот день старейшие жители города, духовенство, потомственные рыляне, представители интеллигенции, учащиеся средних учебных заведений и школ. Монастырь выпустил фильм «Земля Рыльская», презентация которого прошла в районной детской библиотеке и получила немало отзывов учителей, сотрудников, читателей.
При участии и с помощью монастыря в Рыльском районе проходят различные духовно-просветительские мероприятия. Среди них — фотоконкурсы «Православие и мы» с номинациями: «Православные каникулы», «Семья – ковчег спасения», «Свет веры», «Первые шаги в Православии», «Православные праздники», «Святые уголки Руси», «Край мой православный»; выставки декоративно-прикладного творчества «Русь мастеровая» с номинациями «Дорого яичко ко Христову дню», «Пасхальная композиция», «Пасхальные сувениры»; праздники «Колокольный перезвон церквей Шелеховых», «Пасхальный благовест», интеллектуальные игры «Умники и умницы».
В обители и скитах не первый год проводятся Рождественские елки и Пасхальные утренники для детей, братия участвует в районных краеведческих конференциях, проводит экскурсии по территории и храмам монастыря.
фотогалерея
Публикации
К 30-летию восстановления Рыльского Свято-Николаевского монастыря Курской митрополии
Отклик на зов Божий
/Статьи
Игумен Роман (Архипов)
«Чтобы вера ваша утверждалась… на силе Божией»
/Интервью
Памяти архимандрита Ипполита (Халина)
«Вопроси отца твоего…»
/Статьи
К 30-летию восстановления Рыльского Свято-Николаевского монастыря Курской митрополии
Отклик на зов Божий
/Статьи
Игумен Роман (Архипов)
«Чтобы вера ваша утверждалась… на силе Божией»
/Интервью
Памяти архимандрита Ипполита (Халина)
«Вопроси отца твоего…»
/Статьи
Все публикации
Возврат к списку
КУРСКАЯ ЕПАРХИЯ — Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь
История возникновения монастыря св. Николая уходит в далекое прошлое и связана с существующей в окрестностях Рыльска Волынской пустынью, получившей название от протекающей рядом речке Волынке. Местность, на которой находится Свято-Николаевская обитель, очень живописна. Монастырские строения расположены на крутояре — взгорье с крутым восточным склоном, а далее, насколько охватывает взгляд, — равнина с отдельными участками дубрав и лугами, разрезаемыми извилистой лентой Сейма и многочисленными озерцами.
В письменных источниках Николаевский монастырь впервые упоминается в 1505 г., который и принято считать годом его основания. (Согласно сведениям протоиерея К. Бокадорова, известно, что на обороте главной святыни Рыльского Николаевского монастыря — иконы свт. Николая Чудотворца, имелась надпись о том, что эта икона была перенесена в храм в 1462 г.).
В 1615 г. монастырь был разорён поляками и заново отстроен Новгород-Северским игуменом Корнилием. Обитель с храмами и всеми постройками была деревянной, огорожена частоколом с башнями, покрытыми тёсом.
К нач. XVIII в. деревянные церкви совсем обветшали. Каменные здания монастыря построены в XVIII в. за счёт вкладов рыльских купцов. Крестовоздвиженский храм — 1733 г., Троицкий храм — 1747 Свято-Николаевский храм — 1753 г., храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери, впоследствии переименованный в честь Тихвинской иконы Божией Матери — 1794 г.г. (в настоящее время не сохранился), колокольня с пристройкой — 1764 г., братский корпус – 1764 г., настоятельский корпус 1796 г., трапезная – сер. XVIII в. Обитель ограждала каменная стена с четырьмя угловыми башнями — 1777-79 гг.
В 1906 г. в Рыльске произошло значимое событие: открылась кафедра второго викария Курской епархии, которым был назначен Преосвященный Иоасаф (Романов). Резиденция его расположилась в Рыльском монастыре.
Рыльский Николаевский монастырь был известен и Великим Государям, которые оказывали ему, по необходимости, материальную помощь, а в трудные годы освобождали монастырь от налогов. В обитель для заточения направлялись провинившиеся люди и преступники.
Рыльский Николаевский монастырь был закрыт в 1926 г. Через некоторое время в нём поселились красноармейцы, используя помещения монастыря для хозяйственных нужд, а ограду для стрельбищ. Обитель была разграблена и частично разрушена, полностью уничтожены монастырские кладбища: могилы сравняли с землёй, надгробные памятники вывезли.
Во время Второй мировой войны, когда немецкие войска заняли г. Рыльск, Николаевский монастырь превратился в укрепительный рубеж со множеством пулемётных и орудийных огневых точек. До прихода наших войск в монастыре находился небольшой немецкий гарнизон и санчасть. При освобождении г. Рыльска мс избежал разрушений, немцы покинули его в спешке, оставив в целости все монастырские строения.
Уцелев в военное лихолетье, не тронутая чужеземцами, обитель ещё долгое время была в немилости у своих русских людей. В ней размещались, сменяя друг друга, различные советские учреждения и службы, каждая из которых внесла свой «вклад» в разрушение и запустение духовного и исторического памятника.
После немалых усилий 17. 06. 1991 Николаевский монастырь был возвращён епархии. В нём появились первые иноки. Настоятелем монастыря до 17.12.2002 был многим известный Афонский старец архимандрит Ипполит (Халин) — молитвенник об обители и о всех притекающих под его молитвенный покров и желающих его утешения. При монастыре о. Ипполитом были освящены 6 источников в честь иконы Божией Матери «Курская-Коренная», свт. Николая Чудотворца, прп. Иоанна Рыльского, прп. Серафима Саровского, сщмч. Павлина Могилевского и сщмч. Ипполита Римского.
06.12.2006 была принесена в обитель частица мощей св. прп. Иоанна Рыльского из Болгарского Рождества Богородицы Рильского монастыря. Также в монастыре были собраны 90 частиц свв. мощей и др. святынь и помещены в мощевики для поклонения верующим. В настоящий момент в монастыре имеются частицы мощей ап. и еванг. Матфея, ап. Андрея Первозванного, первомученика архидиакона Стефана, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Николая Мирликийского, свт. Василия Великого, свт. Петра митр. Московского, свт. Саввы Сербского, прп. Антония Великого, прп. Сергия Радонежского, вмч. Пантелеимона Целителя, вмч. Георгия Победоносца, вмч. Димитрия Солунского, вмч. Феодора Стратилата, вмч. Варвары, мчч. и бесср. Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, мц. Татианы, Киево-Печерских свв., Оптинских свв., Глинских свв. и др. святых.
Количество братии монастыря 25 чел.
Для ночлега паломников в монастыре оборудованы комнаты на 150 мест.
В монастыре ежедневно совершается полный суточный круг богослужений.
Особо чтимые праздники монастыря – дни памяти свт. Николая Чудотворца — покровителя обители — 9/22 мая и 6/19 дек. А также дни памяти архимандрита Ипполита — 4/17 (день преставления) и 30 янв/12 февр. (День Ангела).
В окрестных сёлах Рыльска были устроены 5 скитов с проживанием в них небольшой монашеской общины из братии монастыря 2 до 6 чел.) и ведением растениеводческого и животноводческого хозяйств.
Курская Коренная икона Божией Матери
В заточении боголюбивый старец сохранил Веру, возлагая надежду на Пресвятую Богородицу, и эта надежда не оставляла его. И вот, однажды, когда он пас стада и проводил время, распевая молитвы и славословия в честь Богородицы, проходили посланцы московского царя.
Услышав это пение, договорились о выкупе священника из плена, и Боголюб вернулся на прежнее место часовни. Там он нашел осколки чудотворной иконы, заброшенной татарами. Он подобрал их, и они тут же срослись, хотя признаки раскола остались. Узнав об этом чуде, жители Рыльска воздали славу Богу и Его Пречистой Матери. Снова пытались перенести святую икону в свой город, но опять чудотворный образ вернулся на прежнее место. Затем на месте явления иконы была построена новая часовня, где она простояла около 200 лет.
Город Курск возрожден в 1597 году по повелению Феодора Ивановича Московского. Этот благочестивый царь, прослышавший о чудесах иконы, изъявил желание лицезреть ее, и в Москве икону встретили с великим торжеством. Царица Ирина Феодоровна украсила святую икону драгоценной ризой. По повелению царя икона была поставлена в серебряно-позолоченный оклад, на котором были изображены Господь Саваоф и пророки со свитками в руках. Впоследствии икона была возвращена, и при тесном содействии царя на месте часовни был основан монастырь. Над тем же источником, который появился при первом явлении иконы, был построен храм, посвященный Живоносному источнику, а пристроенный к нему монастырь был назван Курской Коренной пустынью в честь явления иконы на корню дерево.
Во время нашествия крымских татар икона была перенесена в соборный храм Курска, точная копия оставлена в Эрмитаже. Царь Борис Годунов пожаловал на украшение иконы много драгоценных даров, и даже самозванец, Лжедимитрий, желавший обратить на себя внимание и заручиться поддержкой жителей окрестностей Курска, приложился к этой иконе и поставил ее в царских хоромах, где и находилась до 1615 года.
Пока икона отсутствовала в городе Курске, благодатная помощь Божией Матери не оставила этот город, ибо когда в 1612 году поляки положили При осаде Курска некоторые горожане видели над городом Богородицу и двух светлых иноков. Пленные поляки рассказывали, что и они видели на городских стенах женщину и двух лучезарных мужчин, и что эта женщина делала угрожающие жесты в адрес тех, кто производил осаду. Тогда горожане дали обет построить монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нем чудотворную икону. Осаждающие были быстро обращены в бегство и в благодарность своему небесному помощнику куряне построили монастырь в честь Пресвятой Богородицы Знамения.
В 1676 году икона Божией Матери Знамения была перенесена на реку Дон для благословения войска донского казачества. В 1684 году список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Знамения был прислан в Коренной монастырь государями и великими князьями Иваном и Петром Алексиевичами. Этот список был заключен в серебряную позолоченную раму, и было дано повеление носить этот список везде, где православные воины шли в бой.
В 1812 году Курское гражданское общество прислало генералу Кутузову список с Курской чудотворной иконы, вложив ее в серебряно-золоченый оклад. Полководец выразил благодарность горожанам Курска и веру в то, что Курск останется свободным, благодаря покровительству Царицы Небесной.
В марте 1898 года группа анархистов, желая подорвать веру народа в чудотворную силу иконы, решила ее уничтожить. В Знаменском соборе заложили бомбу замедленного действия, и в два часа ночи страшный взрыв сотряс воздух, и все стены монастыря сотряслись. Испуганная иноческая братия тотчас бросилась к собору, где увидела картину страшного разорения. Сила взрыва разрушила позолоченный балдахин над иконой. Тяжелое мраморное основание, состоящее из нескольких массивных ступеней, сдвинулось с места и раскололось на несколько частей. Огромный металлический подсвечник, стоявший перед иконой, унесло ветром в противоположную сторону собора. Чугунная дверь, находившаяся возле иконы, была сорвана с петель и выброшена наружу, где ударилась о стену и образовала глубокую трещину. Все окна в соборе и даже в куполе наверху были выбиты. Среди всеобщей разрухи святая икона осталась цела, и даже стекло в окладе осталось целым. Думая уничтожить икону, анархисты, наоборот, стали причиной ее большего прославления.
Ежегодно в пятницу девятой седмицы по Пасхе икона Знамения торжественно проносилась крестным ходом из Курского Знаменского собора к месту ее первоначального явления в Курской пустыни, где находилась до 12 сентября. 13 сентября его снова торжественно вернули в город Курск. Этот крестный ход был учрежден в 1618 году в память перенесения иконы из Москвы в Курск и в память о ее первоначальном виде.
Во время большевистской революции икона была вынесена из Знаменского собора 12 апреля 19 г.18. Был произведен поиск иконки, но безрезультатно. Святыня была обнаружена при следующих обстоятельствах: Недалеко от монастыря жили бедная девушка и ее мать, которые три дня ничего не ели. В то время Курск находился под контролем большевистского режима. 3 мая девушка-швея пошла на базар за хлебом. Возвращаясь домой около часа ночи, она проходила мимо колодца, который, по преданию, выкопал святой Феодосий Печерский. Там, на краю колодца, она увидела сверток, завёрнутый в мешок, а когда открыла его, то обнаружила в свёртке святыню, которую, по-видимому, оставили там те, кто украли её.
В конце октября 1919 года, когда Белая армия оставляла город Курск, двенадцать монахов монастыря перенесли икону в город Белгород, откуда она была снова перевезена сначала в Таганрог и Екатеринодар, а затем в Новороссийск. Во время эвакуации с разрешения митрополита Антония Храповицкого, бывшего тогда председателем Высшего духовного управления на юге России, икона была доставлена на пароход «Святитель Николай» епископом Курским Феофаном 1 марта 19 года.20, и был перевезен в город Фессалоники. 3 апреля епископ Феофан отвез икону в город Печ, древнюю столицу Сербии. Четыре месяца икона оставалась в Пече, а в сентябре по просьбе барона Врангеля снова была возвращена в Крым. Через год после отбытия из города Курска, 29 октября 1920 года, святой образ вновь покинул родные края при эвакуации Белой Армии и тех русских людей, которые отказались подчиниться советской власти. После прибытия вновь в Царство сербов, хорватов и словенцев, по благословению Патриарха Димитрия. святая икона осталась у епископа Феофана в сербском Язаковом монастыре на Фрушкой горе. С конца 1927 января икона должна была находиться в русской церкви Святой Троицы в городе Белграде.
По благословению Архиерейского Синода владыка Феофан возил икону по разным местам, где жили русские зарубежья. Во время Второй мировой войны, когда Белград подвергся бомбардировкам и другим связанным с войной невзгодам, чудотворная икона стала оплотом надежды для всех, кто с искренней молитвой приближался к ней.
Верный спутник тех русских людей, которые не приняли сатанинской власти, эта великая и древняя святыня, остававшаяся в Москве во время страшной смуты XVII века, была вывезена из Югославии осенью 1944 вместе с теми, кто вновь бежал от безбожной власти. Из разрушенной Вены икону перенесли в тихий город Карловы Вары, куда был эвакуирован Архиерейский Синод. Весной 1945 года с приходом большевиков она вновь была перевезена в Мюнхен. Святая икона явилась бесконечным утешением для многих тысяч людей, переживших все испытания и невзгоды последних лет Великой Отечественной войны. Из Мюнхена икона была перевезена в Швейцарию, Францию, Бельгию, Англию, Австрию и многие города и лагеря в самой Германии. Впоследствии икона была перевезена в Новый Свет, где имела постоянное местопребывание сначала в Новой Курской пустыни в Магопаке, штат Нью-Йорк, а затем в Синодальном соборном храме Знамения Божией Матери в г. Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. В настоящее время по указу Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей в Неделю, ближайшую к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, проводится праздник в честь иконы в Новой Курской Пустыни в гор. , и в Синодальном Знаменском соборе в Нью-Йорке 27 ноября/10 декабря.
Тропарь, глас 4
Неприступный вал
и чудотворный источник стяжав, Пречистая Богородица,
рабы Твои усмиряем набеги врагов.
Посему молим тя: Мир родной земле даруй,
и душам нашим великую милость.
Кондак, Глас 8
Чествуем народ твой преподобную икону Знамения,
которым даровал еси граду твоему чудесную победу над врагами.
Темже вопием Тебе с верою:
Радуйся, Дево, христианами хвалящаяся.
Перепечатано из «Православной жизни», том. 32, № 6 ноябрь — декабрь 1982 г.
Бишипы Монастыри Иконки Публикации Образование Организации Список |
|
Leave a Reply