Лиц без гражданства легализуют | Статьи
Лица без гражданства (ЛБГ), проживающие в России, смогут получить документы, удостоверяющие личность. Как сообщили три источника «Известий» в правительстве и силовых структурах, сейчас готовится соответствующий законопроект. А председатель комиссии по миграции Совета по правам человека при президенте (СПЧ) Евгений Бобров сказал «Известиям», что разработкой документа занимается МВД. Он сообщил также, что намерен поднять вопрос о необходимости принятия законопроекта в конце июня на заседании по беженцам из Донбасса, в котором будут участвовать представители разных ведомств.
Предполагается, что в новый документ, который будет напоминать паспорт, запишут основные данные о владельце, укажут адрес фактического проживания и вклеют фотографию.
— Должен появиться документ, удостоверяющий личность лиц без гражданства, — пояснил Евгений Бобров. — Он будет действовать еще до получения разрешения на временное проживание. Людей, которые смогут его получить, много в центрах временного содержания иностранцев либо в ночлежках. Старые документы у них утрачены, а новые не выдаются. Сейчас, если лицо без гражданства может получить разрешение на временное проживание, то ему выдается справка. А если такое разрешение он получить не может, то никакого документа взамен просроченного или вообще отсутствующего паспорта не выдается.
Как рассказала «Известиям» председатель комитета «Гражданское содействие», член правительственной комиссии по миграционной политике Светлана Ганнушкина, еще несколько лет назад никаких документов для лиц без гражданства вообще не было. Затем начали выдавать ныне действующие справки. Статуса документа, удостоверяющего личность, эти справки не имеют.
— С одной стороны, это официальный документ, но личность он не удостоверяет: на листе формата А4 наклеена фотография и написано, что путем опроса при свидетелях установлено то-то, — сказала Светлана Ганнушкина. — Удостоверение личности совершенно необходимо. Мы об этом начали говорить с момента выхода закона о правовом положении иностранных граждан. В нем есть статья, где говорится, какие документы удостоверяют личность иностранного гражданина. Но там ничего не сказано о специальном документе для лиц без гражданства, которые находятся на нашей территории.
Председатель Федерации мигрантов России Вадим Кожинов сказал «Известиям», что если людям, у которых нет вообще никаких документов, предложат прийти сфотографироваться, сдать отпечатки пальцев и получить легитимный документ, он поддержит эту инициативу.
По закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» лицами без гражданства считаются люди, не являющиеся гражданами России и не имеющие «доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства».
Эта проблема, в частности, касается людей с советским гражданством, которые после распада СССР не смогли получить паспорт ни одной из бывших союзных республик. В России закон «О гражданстве» вступил в силу 6 февраля 1992 года. По нему российскими гражданами стали считаться те, кто на тот момент были прописаны на российской территории. Ну а те, кто в тот период переезжали в Россию из других республик и оформляли документы, учились за пределами РФ или проходили там военную службу, столкнулись с проблемами. Многие были лишены гражданства в процессе переоформления паспортов и вынуждены были потом судиться. А некоторые так и остались без внятного правового статуса.
— Новые независимые государства — бывшие советские республики — принимали законы о гражданстве в разное время, — рассказала Светлана Ганнушкина. — Многие приезжали сюда после 6 февраля 1992-го и уже не подпадали под норму о российском гражданстве. А паспорта той страны, откуда они ехали, у них не было. Потому что там еще не был принят закон о гражданстве. Я думаю, что таких людей десятки тысяч. Одних только грузин из Абхазии в России было от 40 тыс. до 50 тыс. Они не стали грузинскими гражданами, Абхазия не была признана никем, а к 6 февраля 1992 года они опоздали.
По словам Евгения Боброва, еще больше тех, кто утратил здесь документы и потом не смог легализоваться.
— Многие из них утратили гражданство своих государств, потому что не встали на консульский учет. Некоторые постсоветские государства очень долго отвечают на запросы с просьбой подтвердить гражданство находящегося в России человека, например Узбекистан и Азербайджан. Причем на запросы армян Баку вообще не отвечает, так же как Армения на запросы азербайджанцев, — пояснил Евгений Бобров.
Как сообщили «Известиям» в пресс-службе МВД РФ, по разрешению на временное проживание (РВП) в России сейчас находится 400 лиц без гражданства, по виду на жительство — 6972. Однако это только те, о ком есть сведения в информационных учетах ведомства. А сколько «неучтенных» людей без документов живет в России, не знает никто. В мире, по оценкам ООН, их около 15 млн.
ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ
ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА • Большая российская энциклопедия
Авторы: Т. А. Васильева
ЛИ́ЦА БЕЗ ГРАЖДА́НСТВА (апатриды), лица, которых ни одно из государств не рассматривает по закону в качестве собственных граждан. Статус безгражданства может быть обусловлен территориальными изменениями и переходом суверенитета, принятием дискриминационного законодательства, коллизией норм законов разл. государств, регламентирующих вопросы приобретения гражданства по рождению или изменения гражданства в связи с заключением брака с иностранцем.
В большинстве случаев безгражданство возникает тогда, когда человек по к.-л. причинам утратил гражданство по происхождению и не приобрёл гражданство др. государства (лишение гражданства СССР лиц, выезжавших на постоянное место жительства за границу; непризнание Латвийской Республикой гражданства за лицами, приехавшими на её территорию в период нахождения Латвии в составе СССР). Л. б. г. не могут рассчитывать на дипломатич. защиту страны своего прежнего гражданства и полностью подчиняются законодательству государства пребывания. В соответствии с Конвенцией о статусе апатридов (1954; РФ не участвует) на территории государства пребывания Л. б. г. предоставляется статус, соответствующий статусу иностранцев: они приравниваются по своему положению к гражданам страны в отношении права на судебную защиту, получения начального образования, правительств. помощи и поддержки, вознаграждения за труд, рабочего времени и времени отдыха, условий труда женщин и подростков, социального обеспечения и др. Л. б. г. должны подчиняться законам и постановлениям, а также мерам, принимаемым для поддержания обществ. порядка в государстве пребывания.
Согласно междунар. стандартам, государства должны содействовать сокращению числа Л. б. г. Государство не может предусматривать в своём внутр. законодательстве утрату лицом гражданства, если у него нет др. гражданства либо гарантий его получения. Отход от этого принципа допускается только в исключит. случаях, связанных с серьёзными неправомерными действиями самого гражданина. Европ. конвенция о гражданстве 1996 (подписана РФ 6.11.1997; на 1.7.2010 для РФ в силу не вступила) допускает утрату гражданства в силу закона либо по инициативе государства в случае приобретения гражданства путём мошенничества, предоставления ложной информации или сокрытия любого относящегося к делу факта, касающегося лица, даже если в результате этого человек становится Л. б. г. В некоторых странах (Великобритания, Дания, Франция) допускается лишение гражданства лиц, совершивших серьёзные преступления против интересов государства.
В соответствии с рос. законодательством Л. б. г. считаются лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательств наличия гражданства иностр. государства (по данным Всерос. переписи населения 2002, на территории РФ проживает 0,4 млн. Л. б. г.). По своему статусу они приравниваются к иностранцам, за исключением специально установленных федеральным законом случаев. Россия поощряет приобретение своего гражданства Л. б. г., проживающими на её территории. В Федеральном законе «О гражданстве РФ» (2002) закрепляется ряд положений, способствующих сокращению случаев безгражданства. Так, гражданство РФ приобретает ребёнок, родившийся на территории Рос. Федерации у Л. б. г. Ребёнок становится рос. гражданином независимо от места своего рождения в случае рождения в браке, заключённом между гражданином РФ и лицом без гражданства.
Взаимодействие и партнерство с организациями, возглавляемыми перемещенными лицами и лицами без гражданства | Глобальный договор о беженцах
Организации, возглавляемые людьми, пострадавшими от вынужденного перемещения, в том числе организации, возглавляемые беженцами (RLO), и организации, возглавляемые внутренне перемещенными лицами (IDP), лицами без гражданства и другими общественными организациями (CBO), более осведомлены о потребностях своих сообществ и часто первыми реагируют на чрезвычайные гуманитарные ситуации, обеспечивая защиту и помощь.
УВКБ ООН обязуется работать с такими организациями от местного до глобального уровня, чтобы обеспечить их значимое участие в принятии затрагивающих их решений.
Что такое Целевая группа УВКБ ООН по взаимодействию и партнерству с организациями, возглавляемыми перемещенными лицами и лицами без гражданства?
Межведомственная целевая группа УВКБ ООН по взаимодействию и партнерству с организациями, возглавляемыми перемещенными лицами и лицами без гражданства, была создана в 2020 году после проведения Глобального форума по делам беженцев 2019 года (GRF). Целевая группа стремится согласовать внутренние усилия УВКБ ООН и разработать основу для взаимодействия и партнерства с организациями, возглавляемыми перемещенными лицами и лицами без гражданства, включая организации, возглавляемые женщинами, молодежью, ЛГБТИК+, лицами с ограниченными возможностями и другими. Целевая группа поддерживается Добровольцем Организации Объединенных Наций по делам беженцев (RUNV) и тесно сотрудничает с региональными бюро УВКБ ООН и Консультативным советом организаций, возглавляемым перемещенными лицами и лицами без гражданства.
Задачи Целевой группы
- Разработка руководства по взаимодействию и партнерству с организациями, возглавляемыми перемещенными лицами и лицами без гражданства.
- Разработать модель партнерства с организациями, возглавляемыми перемещенными лицами и лицами без гражданства, на равноправной основе. Узнать больше.
- Составить карту и поддерживать актуальную базу данных организаций, возглавляемых перемещенными лицами и лицами без гражданства.
- Выполнение обязательств Глобального форума беженцев (GRF) по конструктивному участию и партнерству с организациями, возглавляемыми перемещенными лицами и лицами без гражданства. Узнать больше.
- Создайте хранилище и разработайте материалы по наращиванию потенциала для укрепления партнерских отношений с организациями, возглавляемыми вынужденно перемещенными лицами и лицами без гражданства.
Какие организации, возглавляемые вынужденно перемещенными лицами и лицами без гражданства, являются членами Консультативного совета УВКБ ООН?
С 2020 по 2022 год Целевая группа УВКБ ООН тесно сотрудничала с Временной консультативной группой организаций, возглавляемых перемещенными лицами и лицами без гражданства, которые давали ценные советы и участвовали в разработке некоторых результатов Целевой группы. После справедливого и прозрачного процесса отбора, разработанного совместно с Временной консультативной группой, 16 организаций, возглавляемых перемещенными лицами и лицами без гражданства, были отобраны для участия в Консультативном совете УВКБ ООН, срок полномочий которого составит два года (2022–2024 годы). Этот Совет будет выступать в качестве представительного органа для организаций, возглавляемых перемещенными лицами и лицами без гражданства, и будет играть решающую роль в предоставлении рекомендаций Целевой группе УВКБ ООН, а также другим глобальным усилиям УВКБ ООН, основываясь на их опыте и знаниях.
> Техническое задание — Консультативный совет организаций УВКБ ООН, возглавляемый насильственно перемещенными лицами и лицами без гражданства
> Откройте для себя организацию-член и профили представителей. На Всемирном саммите по гуманитарным действие». В Нью-Йоркской декларации и Глобальном договоре о беженцах (GCR) говорится о важности прямого взаимодействия с самими вынужденно перемещенными лицами. Глобальный форум по делам беженцев – 2019 г.обязательства в равной степени предусматривают значимое взаимодействие и партнерские отношения. Взаимодействие с общественными организациями также основано на подходе УВКБ ООН к защите на уровне сообществ и Политике УВКБ ООН в отношении возраста, пола и многообразия (2018 г.), в соответствии с которой УВКБ ООН обязуется ставить людей, с которыми и для которых мы работаем, в центр решений, влияющих на их жизнь. и обеспечить подотчетность пострадавшим людям.
Картирование общественных организаций и организаций, возглавляемых перемещенными лицами и лицами без гражданства
Глубокое понимание работы организаций, возглавляемых местными сообществами, и организаций, возглавляемых насильственно перемещенными лицами и лицами без гражданства, облегчит взаимодействие и сотрудничество с этими субъектами и поддержит усилия УВКБ ООН по выявлению и устранению препятствий на пути полноценного участия в местных , региональном и глобальном уровнях.
УВКБ ООН составляет карту организаций, возглавляемых местными сообществами, а также организаций, возглавляемых насильственно перемещенными лицами и лицами без гражданства, и будет использовать эту информацию для выявления и продвижения возможностей для участия на всех уровнях.
Внутренне перемещенные лица (ВПЛ), лица без гражданства..
Главная » Программы » Центр данных
Внутренне перемещенные лица (ВПЛ), лица без гражданства и другие лица, вызывающие озабоченность УВКБ ООН , 2000-12
На основе данных Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) на этой карте показано, где проживают внутренне перемещенные лица (ВПЛ), вернувшиеся ВПЛ, вернувшиеся беженцы и лица без гражданства. Выберите интересующую группу населения и год (диапазон от 2000 до 2012), чтобы просмотреть глобальные тенденции в отношении этих важных групп населения, вызывающих гуманитарную озабоченность. Области населения отображаются над странами в зависимости от расчетной численности населения. Год по умолчанию для инструмента — 2012; с помощью ползунка внизу можно изменить настройку года, а также интересующую популяцию. Воспользуйтесь другим интерактивным инструментом данных MPI, чтобы изучить данные о стране происхождения и назначения для двух других групп населения, которыми занимается УВКБ ООН: беженцы и лица, ищущие убежища.
Узнайте о Tableau
Примечания:
Статистическая онлайновая база данных населения УВКБ ООН находится в стадии разработки и время от времени обновляется; в результате данные в этом инструменте могут не всегда соответствовать отчетам УВКБ ООН. Данные за 2012 год следует считать предварительными. Для получения дополнительной информации об источниках, методах и анализе данных в базе данных УВКБ ООН о населении в Интернете посетите веб-сайт: www.unhcr.org/45c06c662.html.
Подконтрольные УВКБ ООН группы населения включают беженцев, просителей убежища, внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), которым УВКБ ООН предоставляет защиту/помощь, лица без гражданства и возвращенцы (вернувшиеся беженцы и ВПЛ). Вернувшиеся беженцы — это бывшие беженцы, которые вернулись в свою страну происхождения спонтанно или с помощью, но еще не полностью интегрировались. ВПЛ — это люди, которые были вынуждены покинуть свои дома, спасаясь от вооруженного конфликта, насилия, нарушений прав человека или стихийных бедствий, и которые не пересекали международную границу. (Для целей статистики УВКБ ООН в эту группу входят только ВПЛ, порожденные конфликтом, которым УВКБ ООН предоставляет защиту и/или помощь; с 2007 года в категорию ВПЛ также входят лица, находящиеся в ситуации, сходной с ВПЛ). Вернувшиеся ВПЛ – это ВПЛ, вернувшиеся в места своего происхождения или обычного проживания. Лицами без гражданства являются лица, которые не считаются гражданами какого-либо государства в силу его законодательства. Другие вызывающие озабоченность лица — это лица, которые не обязательно попадают непосредственно ни в одну из вышеперечисленных групп, но которым УВКБ ООН предоставляет свои услуги по защите и/или помощи на основании гуманитарных или других особых причин.
Leave a Reply