чего ждать и в чем риски?
Поделись с друзьями
Грозящее эмбарго на российскую нефть, €2 за литр бензина в Европе, приближающаяся зима — на фоне всего происходящего Беларусь с ценой 2,46 рубля за литр 95-го бензина, которая не росла с июня, выглядит топливным оазисом.
Как получилось, что соотношение $1 за литр бензина уже не кажется таким ужасным, и чего ждать от цен на заправках, Office Life разбирался с экспертом.
Еженедельное изменение цены на топливо в режиме «плюс 2 копейки» мы наблюдали с 1 марта, однако 28 июня этот процесс остановился. На данный момент рост цен за 2022 год составил 18% по отношению к 2021-му.
Традиционно концерн «Белнефтехим» объясняет повышение цен серьезным скачком стоимости нефти на рынке.
В том, что мировая конъюнктура на энергоресурсы играет определяющую роль в формировании цен на внутреннем белорусском рынке, согласна и эксперт в области энергетики Татьяна Маненок.
При этом она полагает, что те цены, которые автомобилисты видят на АЗС, — своеобразный баланс трех целей: сдерживание инфляционных процессов, возможность заводам рассчитываться за нефть и модернизацию, обеспечение поступлений в бюджет в виде акцизов (последние, кстати, в 2022 году не повышались).
— Ключевыми факторами, которые могут повлиять на этот баланс и, соответственно, на уровень цен, остаются стоимость нефти и размер акцизов, — считает эксперт. — А в ценообразовании пока, судя по всему, государство намерено продолжать нынешнюю политику.
В «Белнефтехиме» перспективы цен на топливо не комментируют. Однако в предыдущих заявлениях руководство концерна подчеркивало, что «стратегия ценообразования предусматривает поэтапные и взвешенные изменения».
Впрочем, поэтапные и взвешенные решения — это вынужденная реакция на возникающие обстоятельства. А что лежит в их основе? Вместе с Татьяной Маненок мы оценили потенциальные риски для сектора нефтепереработки.
РИСК 1. СОСТОЯНИЕ НПЗ
Здесь как раз все относительно стабильно. Заводы работают с оптимальной загрузкой, хотя способны производить конкурентоспособные востребованные продукты в гораздо больших объемах.
— Оба НПЗ завершают ключевые этапы модернизации. Появились сообщения, что «Нафтан» уже получил кокс и экспортирует его. Это новый продукт, выпуск которого стал возможен благодаря модернизации. В целом сейчас для белорусских НПЗ приоритетом является производство новых высоколиквидных продуктов, — отмечает Маненок.
Также с уверенностью можно сказать, что внутренний спрос — а это 5−6 млн тонн топлива в год — белорусские НПЗ закрывают без проблем.
РИСК 2. ПОТЕРЯ ПРЕЖНИХ ЭКСПОРТНЫХ РЫНКОВ
Проблема в другом: и ранее, до введения санкций в 2021 году, и вплоть до весны 2022-го наши НПЗ были ориентированы на экспорт. До модернизации они ежегодно перерабатывали до 18 млн тонн нефти, а после окончания работ этот объем планировалось довести до 24 млн тонн. Теперь об этих цифрах можно забыть.
— К примеру, невозможность экспортировать свои продукты в Украину стала большим ударом для Мозырского НПЗ — украинский рынок был для него ключевым, туда экспортировалось до 4 млн тонн. Доля белорусского топлива на украинском рынке в лучшие годы достигала 45–50%. В марте завод объявил, что уходит на капитальный ремонт. По последним заявлениям, как раз в сентябре МНПЗ должен завершить ремонт и увеличить объемы переработки, — говорит Татьяна.
Что касается нефтяного кокса, то изначально предполагалось, что он будет экспортироваться в Европу и Америку.
— Были заключены рамочные договоренности о таких поставках, теперь, конечно, об этом речи не идет. По некоторым данным, этот продукт сейчас поставляется в РФ, — говорит эксперт.
РИСК 3. ПОИСК НОВЫХ ЭКСПОРТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
Выход очевиден: если мы говорим о полномасштабной загрузке мощностей заводов, в модернизацию которых вкладывалась национальная экономика, необходимо искать новые рынки экспорта.
Первой в такой роли, естественно, видится Россия. Однако так ли просто нашим НПЗ войти на российский рынок? Есть немало трудностей.
Первая — налоговый маневр. Компенсации за него белорусская сторона пытается добиться от РФ уже несколько лет, но пока без результата. В итоге стоимость нефти для наших предприятий заметно выше, чем для российских.
СПРАВКА OFFICE LIFE
Налоговый маневр — это реформа российской системы налогообложения в нефтяной промышленности. Она предполагает поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). К 2024 году экспортная пошлина достигнет нуля, НДПИ возрастет, а цена российской нефти для Беларуси станет такой же, как во всем мире.
Вторая — демпферные механизмы, которые действуют для российских НПЗ. Сейчас ведутся переговоры о распространении аналогичных условий и на белорусские нефтеперерабатывающие заводы.
СПРАВКА OFFICE LIFE
Демпфер — механизм, основанный на взаимных компенсациях между НПЗ и бюджетом и призванный смягчить колебания цены на тот или иной товар на внутреннем рынке.
— На данный момент экспорт наших нефтепродуктов в РФ сведен к минимуму, поскольку цены на рынке России сдерживаются за счет демпфера, но российские заводы получают компенсации, — отмечает Татьяна Маненок. — Только в случае уравнивания условий можно говорить о возможности конкурировать на рынке. Судя по тому, что есть союзная дорожная карта по созданию единого рынка нефти и нефтепродуктов, процесс идет. Однако эта карта плотно завязана на другую союзную карту — по унификации налогового законодательства. Если все законодательные шаги будут предприняты и, как намечено, все вопросы решатся до 2023 года, ситуация может стать более благоприятной для белорусских НПЗ. На фоне проведенной модернизации и производства конкурентоспособной продукции у них появится возможность экспорта нефтепродуктов в РФ.
Но даже в таком случае рассчитывать на то, что в России возникнет большой спрос на продукты белорусских НПЗ, не приходится: российский рынок автомобильного топлива сейчас профицитен.
— То есть при любом раскладе о загрузке 24 млн тонн, на которую были «заточены» заводы по итогам модернизации, речи не идет, — полагает Татьяна.
Определенное влияние на экспортную составляющую может оказать острый дефицит на нефтепродукты в Европе, и тогда, не исключено, часть объемов продукции наших НПЗ направится обходными путями в Европу — благодаря посредникам, но маловероятно, что это будет иметь серьезное влияние на картину в целом.
РИСК 4. МИРОВЫЕ ЦЕНЫ И ВЕРОЯТНОСТЬ ПРАЙС-КЭПА
— Да, в Европе сейчас обсуждается вопрос предельной стоимости российской нефти и отказа от нее, но в гарантированный успех этих намерений пока верится с трудом. Все будет зависеть от объема альтернативных поставок в Европу и твердости национальных правительств. У России еще остается большой китайский рынок, и мы сегодня видим, что объемы поставок падают, а на фоне роста цен прибыль увеличивается. Судя по сегодняшнему положению дел, цены в Европе будут расти и дальше, — отмечает эксперт.
Конечно, мировые цены на нефть и для нашей страны играют определяющую роль, но также немаловажны условия, о которых в двустороннем порядке договорятся Беларусь и Россия. Пока нагрузку от дорожающей нефти у нас делят между собой потребители, бюджет и заводы, а нефть для Беларуси, кстати, серьезно подорожала после очередного этапа налогового маневра, и это без учета мировой конъюнктуры.
Подписывайтесь на наше Viber сообщество и телеграм канал, чтобы быть в курсе всех новостей.
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot
С 14 апреля 2018 года изменяются розничные цены на автомобильное топливо
Нефтехимия
Поток
07 Марта 2023
Председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков поздравляет с 8 Марта
07 Марта 2023
Труд работницы «Полоцк-Стекловолокна» отмечен Грамотой Совета Министров
07 Марта 2023
Председатель РК Белхимпрофсоюза Светлана Клочок поздравляет с 8 Марта
06 Марта 2023
Автомобильное топливо в Беларуси становится дешевле
06 Марта 2023
В Башкортостане ввели в эксплуатацию 3 нефтяные скважины
06 Марта 2023
В Китае запустили завод по производству этилена
06 Марта 2023
Качество резины шин на «Белшине» улучшает кандидат наук
03 Марта 2023
Особый характер руководителя Ирины Кохно
03 Марта 2023
Представители ОАО «Лакокраска» в Москве презентуют продукцию и проводят переговоры
03 Марта 2023
Китай начинает переработку низкокачественной тяжелой нефти
03 Марта 2023
«Бокс на Волге»: Самара в ожидании матчевых боев команд Беларуси и России
02 Марта 2023
Итоговая профсоюзная конференция прошла на «Полимире»
02 Марта 2023
Реальные «реагенты» Центральной лаборатории «Нафтана»
02 Марта 2023
Новополоцк принимает республиканский форум «Беларусь. Молодежь. Созидание»
02 Марта 2023
«Полоцк-Стекловолокно» посетил посол ОАЭ в Беларуси
02 Марта 2023
Россия начинает сокращать добычу нефти
01 Марта 2023
Первую партию башкирского каучука поставили на белорусскую «Белшину»
01 Марта 2023
Китай нашел черное золото в Желтом море
01 Марта 2023
Изменились экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты
01 Марта 2023
Продукция белорусской химической отрасли представлена на выставке «Текстильлегпром 2023» в Москве
01 Марта 2023
Благодаря белорусским химикам литий становится доступнее
01 Марта 2023
Новый способ регулирования цен введен на дорожный битум в Беларуси
01 Марта 2023
Круг женской борьбы
28 Февраля 2023
Спрос на продукцию Гомельского химического завода на внутреннем рынке растет
28 Февраля 2023
В числе финалистов молодежного конкурса «100 идей для Беларуси» — инновационный проект ОАО «Нафтан»
28 Февраля 2023
Светлогорский полиэтилен: востребованный вид упаковки
28 Февраля 2023
Требования экологической безопасности атмосферы установлены в Беларуси
28 Февраля 2023
На Московском НПЗ начали модернизировать нефтехранилище
28 Февраля 2023
Российские ученые создали катализатор для очистки бензина
28 Февраля 2023
Гранд-финал проекта «100 идей для Беларуси» проходит сегодня в Минске
Последние новости
07 Марта 2023
Председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков поздравляет с 8 Марта
07 Марта 2023
Труд работницы «Полоцк-Стекловолокна» отмечен Грамотой Совета Министров
07 Марта 2023
Председатель РК Белхимпрофсоюза Светлана Клочок поздравляет с 8 Марта
06 Марта 2023
Автомобильное топливо в Беларуси становится дешевле
06 Марта 2023
В Башкортостане ввели в эксплуатацию 3 нефтяные скважины
14 Апреля 2018
С 14 апреля 2018 года на автозаправочных станциях Республики Беларусь розничные цены на дизельное топливо снижаются на 1 копейку, на автомобильный бензин – увеличиваются на 1 копейку.
Стоимость 1 литра бензина:
- АИ-92-К5-Евро составит 1 рубль 27 копеек,
- АИ-95-К5-Евро – 1 рубль 35 копейки,
- АИ-98-К5-Евро – 1 рубль 56 копейки,
- ДТ – 1 рубль 36 копеек.
Информация предоставлена концерном «Белнефтехим».
Читайте также:
Официально
Председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков поздравляет с 8 Марта
Официально
Труд работницы «Полоцк-Стекловолокна» отмечен Грамотой Совета Министров
Официально
Председатель РК Белхимпрофсоюза Светлана Клочок поздравляет с 8 Марта
Официально
Автомобильное топливо в Беларуси становится дешевле
Цены на бензин в Беларуси в 2023 году
- XAUUSD: Волновой анализ Эллиотта и прогноз на 26. 08.2022 – 02.09.2022
- Сырая нефть WTI: анализ волн Эллиотта и прогноз на 26.08.2022 – 09.02.2022
- USDJPY: Волновой анализ Эллиотта и прогноз на 26.08.2022 – 02.09.2022
- GBPUSD: анализ волн Эллиотта и прогноз на 26.08.2022 – 02.09.2022
- Голд хочет драму. Прогноз на 26.08.2022
- EURUSD: Волновой анализ Эллиотта и прогноз на 26.08.2022 – 02.09.2022
- USDCHF: Волновой анализ Эллиотта и прогноз на 26.08.2022 – 02.09.2022
- Технический анализ и прогноз Форекс 26.08.2022
- Йена восстанавливается. Обзор на 26.08.2022
- USDCAD: волновой анализ Эллиотта и прогноз на 26.08.2022 – 02.09.2022
- Дайджест рынка криптовалют (BTC). Обзор на 26.08.2022
- Йена восстанавливается. Обзор на 26.08.2022
- Спасут ли евро? Прогноз на 26.08.2022
- Технический анализ и прогноз Форекс 26.08.2022
- Murrey Math Lines 26.08.2022 (Brent, S&P 500)
USD/CHF
0.9423
+0.13%
USD/JPY
137.1
AUD/USD
0.6597
+0.14%
GBP/USD
1.1824
-0.06%
EUR /USD
1,0542
-0,08%
USD/CAD
1,3764
+0,14%
- Основной
- Статистика
- Цены на бензин
- Беларусь
Фейсбук
Твиттер
Цены на бензин в Беларуси
Индикатор | Данные | Период |
---|---|---|
Цены на бензин | 1,12 долларов США/литр | 23 февраля |
- Цены на бензин
Последние данные о ценах на бензин (долл.
США/литр)
- График
- Историческая карта
Сколько стоит бензин в Беларуси?
- Цена бензина в Беларуси в феврале 2023 года не изменилась и составила 1,12 долл. США/литр. Максимальная цена за литр составляла 1,33 долл. США/литр, минимальная – 0,34 долл. США/литр.
- Данные публикует Ежемесячно Национальная статистика.
1,12 | 23 февраля | 27.02.2023 |
1,09 | 23 января | 30.01.2023 |
1,13 | 22 декабря | 29.12.2022 |
1,14 | 22 ноября | 28. 11.2022 |
1,22 | 22 окт. | 04.11.2022 |
0,97 | 22 сент. | 04.10.2022 |
1,19 | 22 августа | 30.08.2022 |
1,17 | 22 июля | 08.02.2022 |
Историческая таблица по президентам (долл. США/литр)
Цены на бензин в Беларуси по президентам
ФИО | Период | Начальные данные | Конечные данные | Максимальное значение | Минимальное значение | CHG% Начало/Конец |
---|
Беларусь Цены на бензин, дизельное топливо, сжиженный газ, электроэнергия, природный газ, 03-08-2023
Последние расходы на октановое число 9Бензин 5, обычное дизельное топливо и другие виды топлива перечислены в таблице ниже. В эти ставки включены как розничные налоги, так и налоги и сборы. Самые последние обменные курсы включены в почасовые обновления информации.
Цены на бензин в Беларуси | Литр | Галлон |
---|---|---|
Белорусский рубль | Беларусь, Бензин, Литр, 2,4507 BYN 2.4507 | Беларусь, Бензин, Галлон, BYN 9.2635 9.2635 |
Американский доллар | Беларусь, Бензин, Литр, USD 0.9711 0,9711 | Беларусь, Бензин, Галлон, USD 3.6708 3.6708 |
Цены на дизтопливо в Беларуси | Литр | Галлон |
---|---|---|
Белорусский рубль | Беларусь, Дизель, Литр, 2,4507 BYN 2.4507 | Беларусь, Дизель, Галлон, 9,2635 BYN 9,2635 |
Американский доллар | Беларусь, Дизель, Литр, USD 0. 9711 0,9711 | Беларусь, Дизель, Галлон, USD 3.6708 3.6708 |
Беларусь Lpg Цены | Литр | Галлон |
---|---|---|
Белорусский рубль | Беларусь, Lpg, литр, BYN 1.2999 1.2999 | Беларусь, Lpg, Галлон, BYN 4,9136 4,9136 |
Американский доллар | Беларусь, Lpg, литр, USD 0,5151 0,5151 | Беларусь, Lpg, галлон, USD 1.9471 1,9471 |
В следующих таблицах указаны тарифы на электроэнергию и природный газ за кВтч. Для расчетов мы используем среднегодовое потребление электроэнергии домохозяйствами и годовое потребление 1 000 000 кВтч для предприятий. Для домохозяйств мы показываем годовые цены на 30 000 кВтч потребления природного газа. Для предприятий уровень потребления, используемый в расчетах, составляет 1 000 000 кВтч в год.
Цены на электроэнергию в Беларуси | кВтч |
---|---|
Белорусский рубль | Беларусь, Электроэнергия, кВтч, 0,2324 BYN 0,2324 |
Американский доллар | Беларусь, Электроэнергия, кВтч, USD 0,0921 0,0921 |
Цены на природный газ в Беларуси | кВтч |
---|---|
Белорусский рубль | Беларусь, Газ природный, кВтч, 0,0179 BYN 0,0179 |
Американский доллар | Беларусь, природный газ, кВтч, 0,0071 долл. |
Leave a Reply