«Лицо никакой национальности» или как живется людям без гражданства |
Архивное аудио
Загрузить
В это трудно поверить, но сегодня миллионы жителей земного шара являются лицами без гражданства. У них нет свидетельства о рождении, паспорта или какого-либо иного удостоверения личности. Эти люди не защищены никаким государством и лишены основных прав – их могут исключить из сферы образования, здравоохранения, социальной помощи, лишить права голоса, права на передвижение, работу. Эту проблему пытаются решить в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). С подробностями – Наталия Терехова.
*******
Трагедия людей без гражданства впервые привлекла внимание международного сообщества после Второй мировой войны. Первая Конвенция о статусе апатридов, установившая минимальные стандарты обращения с этой категорией лиц, была принята в 1954 году. Затем в 1961 году появилась Конвенция ООН о сокращении безгражданства. Однако и тот, и другой договор подписала лишь горстка стран. Между тем, число людей, живущих без гражданства, постоянно растет, и, похоже, что государства мало понимают суть этого явления, говорит эксперт Управления ООН по делам беженцев Марк Мэнли:
«Каждый человек должен иметь национальность. К сожалению, сегодня около 12 миллионов жителей планеты являются лицами без гражданства, они – ничьи. Что это означает на практике? То, что люди, не имеющие гражданства, становятся изгоями общества, подвергаясь дискриминации. И это оказывает разрушительное воздействие на их жизнь».
Цифра в 12 миллионов весьма условна, это даже не верхушка айсберга, а макушка верхушки, говорят специалисты. Некоторые лица без гражданства являются беженцами или мигрантами, покинувшими свои страны происхождения. Другие живут в собственной стране, но власти не признают их в качестве своих граждан, объясняет Марк Мэнли:
«Подсчитать точное число лиц без гражданства – невероятно трудно, ведь такие люди чаще всего являются маргиналами, у них нет документов, и у большинства из них нет никакого желания заявлять о себе и тем самым открывать свой статус. Да и государства не спешат уточнять число людей без удостоверения личности, которые находятся на их территории».
Тяжелая участь этих людей привлекает очень мало внимания, несмотря на то, что они живут в ужасающем правовом вакууме, говорит Марк Мэнли:
«Некоторые не могут даже получить свидетельство о рождении для своих детей или свидетельство о смерти для кого-то из родственников. Люди не могут сочетаться браком. Совершенно очевидно, что в долгосрочной перспективе это самым негативным образом влияет на психологическое состояние лиц без гражданства».
И особенно удручает то, что безгражданство передается по наследству, несмотря на то, что и Конвенция ООН по правам ребенка, и Международный пакт о гражданских и политических правах прямо предусматривают, что у детей есть право приобретать гражданство. Однако эти нормы так и остаются на бумаге, сетует эксперт Управления ООН по делам беженцев Марк Мэнли:
«В большинстве стран мира национальность ребенка определяется национальностью его родителей. Если родители не имеют гражданства какой-либо страны, то и ребенок становится лицом без гражданства. И выбраться из этого порочного круга невозможно, безгражданство передается от поколения к поколению».
Проблема безгражданства затрагивает практически все регионы мира – Юго-Восточную Азию, Центральную Азию, Ближний Восток, Африку и даже благополучную Европу. По оценкам УВКБ ООН, в Старом Свете насчитывается как минимум 589 тысяч лиц без гражданства. Говорит юрист Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации Мадина Чеджемова:
«Что стоит за этой проблемой? Это изменение государственных границ – распады государств, как это, в частности, было с Советским Союзом, что породило огромное количество лиц без гражданства, так и случаи изменения границ между другими странами».
По словам Мадины, сегодня многие постсоветские страны с успехом решают проблему сокращения безгражданства.
Photo Credit
Без гражданство. Иллюстрация УВКБ
Интервью
Права человека
Репортажи
Лицо без гражданства (ЛБГ или Апатрид)
С 24. 08.2021 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», позволяющие лицам без гражданства, находящимся в РФ, получить временные удостоверения личности и урегулировать свой статус
Лицо без гражданства или апатрид — это лицо, не имеющее какого-либо гражданства или подданства, и доказательств, которые могли бы установить его принадлежность к какому-либо гражданству или подданству.
Стать лицом без гражданства (ЛБГ) можно в результате разных обстоятельств:
- по рождению — когда у ребенка оба родителя являются лицами без гражданства;
- при добровольном отказе от своего гражданства, например, в процессе получения гражданства иного государства;
- при прекращении существования или преобразовании государства, например, распад СССР, Югославии, а также в случаях, когда государство, в силу разных причин, не признается другими государствами — за пределами территории такого государства документы граждан, удостоверяющие личность, не будут считаться действительными;
- при лишении гражданства — в некоторых странах гражданства могут лишить принудительно по этическим, религиозным, политическим причинам, из-за соображений безопасности.
Согласно Конституции РФ, гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Однако, в отношении иностранных граждан, которые приобрели гражданство РФ, могут отменить решение о приеме в гражданство, если такой иностранный гражданин:
- получил его незаконно — предоставил заведомо ложные сведения, поддельные или подложные документы, в том числе заключил фиктивный брак;
- принимал участие в незаконных военных действиях;
- занимался террористической и экстремистской деятельностью;
- занимался шпионажем, государственной изменой.
В России лица без гражданства обладают почти теми же правами и обязанностями, которые предоставляются иностранным гражданам, но только при условии их легального нахождения на территории РФ. Для того, чтобы оформить документы, подтверждающие право апатрида на законное проживание в России, он должен иметь документ, удостоверяющий личность ЛБГ. Ранее такими документами являлись:
- документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный иностранным государством и признаваемый в РФ;
- разрешение на временное проживание или вид на жительство, полученный в России;
- иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве удостоверяющих личность ЛБГ.
Если такой документ отсутствует, то ЛБГ становиться нелегалом. При этом апатрид несет такую же ответственность, за нарушения миграционного законодательства, как и иностранных гражданин. Но в отличии от иностранных граждан, у апатридов нет дипломатической защиты со стороны родного государства. Поэтому если лицо без гражданства будет направлено судом в Центр временного содержания иностранных граждан до принятия решения о выдворении, придется ожидать, пока найдется государство, готовое его принять. Часто лица без гражданства находятся в центре временного содержания не один год.
Если у апатрида нет документов, удостоверяющих личность лица без гражданства, ему необходимо идентифицировать себя через процедуру установления личности. Для этого лицу без гражданства следует обратиться в территориальный МВД России и подать заявление об установлении личности. В заявлении апатрид указывает персональные данные, причину, обстоятельства и дату въезда в Россию. К заявлению лицо без гражданства прилагает оригиналы и копии документов, в которых указаны его персональные данные. Это могут быть недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, документы, подтверждающие смену ФИО, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка, сведения о трудовой деятельности, пенсионное удостоверение, военное удостоверение и т.д.
Срок процедуры установления личности, не должен превышать 3 месяца, но в отдельных случаях, может быть увеличен до 6 месяцев. В процессе процедуры, МВД в праве:
- требовать информацию для установления личности в письменной форме;
- проводить проверки, опрашивать свидетелей, проводить опознания;
- использовать сведения, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учёта;
- использовать дактилоскопическую информацию;
- направлять запросы в дипломатические, консульские учреждения иностранных государств, международные организации.
По результатам проверок, МВД России составляет заключение об установлении личности. Копию заключения вручают ЛБГ.
Если в процессе проверки будет установлено наличие гражданство иностранного государства или готовность иностранного государства принять ЛБГ, то выдаётся справка для следования в дипломатическое представительство соответствующего государства.
Согласно судебной практике, заключение об установлении личности может рассматриваться в качестве иного документа, предусмотренного федеральным законом, удостоверяющего личность ЛБГ. Таким образом, апатрид может обратиться для получения разрешения на временное проживание или вида на жительство в РФ. Но гораздо чаще лицу без гражданства приходится сталкиваться с отказом в приеме документов.
Вопрос возможности урегулирования статуса лица без гражданства в России поднимался давно — на территории РФ немало бывших граждан СССР, которые по тем или иным причинам не смогли получить гражданство РФ или гражданство иного государства. Теперь ЛБГ после процедуры установления личности смогут получить временное удостоверение личности ЛБГ.
- Временное удостоверение личности будет выдаваться при отсутствии иных документов, удостоверяющих личность ЛБГ, а также отсутствия государства, куда лицо без гражданства может выехать, при наличии вида на жительство (иного документа подтверждающего право на временное или постоянное проживание), либо готового принять ЛБГ в случае выдворения, депортации, реадмиссии.
- Временное удостоверение личности лицу без гражданства будет выдаваться сроком на 10 лет.
- Срок временного пребывания ЛБГ в России, определяется сроком действия временного удостоверения личности ЛБГ.
- В течение 7 рабочих дней, с момента получения временного удостоверения личности, ЛБГ необходимо встать на миграционный учёт.
- В случае истечения срока действия или изменения ФИО, сведений о дате и месте рождения, либо износа, повреждений, либо наличия неточностей, ошибок, временное удостоверение личности лица без гражданства подлежит замене.
- Заявление о выдаче или замены временного удостоверения личности ЛБГ подаются в территориальный отдел МВД России, после завершения процедуры установления личности лица без гражданства.
- ЛБГ не привлекаются к административной ответственности за нарушения миграционного законодательства, если такие нарушения были выявлены в связи с подачей заявления об установлении личности или заявления о выдаче временного удостоверения личности ЛБГ.
- При наличии временного удостоверения личности ЛБГ может осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу.
- При наличии временного удостоверения личности ЛБГ может получить разрешение на временное проживание без учёта квоты.
- В случае аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство апатрида, выдаётся временное удостоверение личности.
- если лицо представило заведомо ложные сведения, поддельные или подложные документы;
- если у лица имеется гражданство иностранного государства;
- если установлен факт о том, что ЛБГ готово принять другое государство;
- при наличии или по факту выдачи разрешения на временное проживание или вида на жительство.
Если временное удостоверение личности ЛБГ аннулировано в связи с установлением наличия гражданства иного государства, либо в связи с установлением государства, готового принять ЛБГ, данное лицо обязано выехать из России в течение 15 календарных дней.
Объяснение безгражданства
Елена Миряшева родилась в Казахской ССР. Но когда в 1991 году распался бывший Советский Союз, Елена оказалась среди сотен тысяч людей по всей Центральной Азии, оставшихся без гражданства — ни одна страна не признала ее гражданином. Она жила в России, а затем в Украине, но ни одна из этих стран не признала ее гражданкой. Безгражданство оказало разрушительное влияние на жизнь Елены. У Елены был рак, и ей было отказано в доступе к жизненно важной медицинской помощи, которая является бесплатной для граждан Украины. К сожалению, в мае 2019 г., ее состояние ухудшилось, и в октябре того же года она умерла.
22-летняя Анна Миряшева держит в руках фотоальбом с фотографиями своей матери Елены, которая умерла от рака в 2019 году. основных прав человека. У них нет доступа к здравоохранению, образованию и фундаментальным вещам, таким как свидетельство о рождении для новорожденных детей. В 2019 году Агентство ООН по делам беженцев сообщило о более чем 4 миллионах лиц без гражданства во всем мире.
Вот что вам нужно знать:
1. Что значит быть лицом без гражданства?
2. Каковы причины безгражданства?
3. Каковы последствия безгражданства?
4. Где проживают лица без гражданства?
5. Что делает УВКБ ООН для помощи лицам без гражданства во всем мире?
1. Что значит быть лицом без гражданства?
Лицо без гражданства – это лицо, которое не признается гражданином или гражданином по законам какой-либо страны и, следовательно, не может пользоваться правами, связанными с гражданством. Для большинства людей гражданство определяется по месту рождения, отцовству или длительному проживанию в стране. Некоторые люди рождаются без гражданства, но другие становятся лицами без гражданства.
2. Каковы причины безгражданства?
Безгражданство может быть результатом множества факторов, таких как:
- Дискриминация в отношении определенных групп меньшинств по признаку расы, этнического происхождения, религии, языка или пола.
- Пробелы в законах о гражданстве или коллизии законов между странами могут исключать людей и оставлять их без гражданства. Например, страна может предоставлять гражданство не только на основании рождения, но и на основании происхождения от гражданина. Дети, рожденные в другой стране, могут стать лицами без гражданства, если страна не позволяет их родителям передавать гражданство через семейные связи, в результате чего целые поколения остаются без гражданства.
- Создание новых стран, передача территории между существующими странами или изменение границ, которые могут привести к исключению групп людей, которым может быть трудно доказать свою связь с определенной страной.
- Отсутствие записей о рождении, подтверждающих место рождения и отцовство.
- Лишение гражданства, которое может произойти, когда граждане теряют свое гражданство в результате проживания за пределами своей страны в течение длительного периода времени.
3. Каковы последствия безгражданства?
Последствия безгражданства разрушительны. Лица без гражданства не имеют правовой защиты и, как правило, лишены основных прав, таких как образование, здравоохранение, занятость, жилье, брак, свобода передвижения, участие в политической жизни при жизни и даже достойное официальное захоронение и свидетельство о смерти после смерти. . Лица без гражданства также особенно уязвимы для дискриминации, эксплуатации и злоупотреблений, включая произвольное задержание, принудительный труд, торговлю людьми и насилие.
Значительное число лиц без гражданства в мире также являются жертвами принудительного перемещения. В некоторых случаях их лишают гражданства и впоследствии насильно высылают из страны, которую они считают своим домом. В других случаях они вынуждены бежать из-за преследований и дискриминации, с которыми они сталкиваются. Как только те, кто спасается от преследований, пересекают международную границу, они становятся беженцами без гражданства.
4. Где проживают лица без гражданства?
Несмотря на то, что трудно определить все масштабы безгражданства, учитывая, что лица без гражданства часто исключаются из данных переписи населения, лица без гражданства есть почти в каждой стране, и около трети из них составляют дети.
Странами с большим числом лиц без гражданства являются Мьянма (с более чем 900 000 лиц без гражданства), Буркина-Фасо, Мали, Гана, Кувейт, Кот-д’Ивуар, Таиланд, Ирак и Доминиканская Республика. В Европе насчитывается более 600 000 лиц без гражданства из-за распада бывших стран.
5. Что делает УВКБ ООН для помощи лицам без гражданства во всем мире?
В 1995 году Агентство ООН по делам беженцев получило официальный мандат на выявление, предотвращение и сокращение безгражданства во всем мире, а также на защиту прав лиц без гражданства. С тех пор УВКБ ООН работает с правительствами, другими агентствами ООН и гражданским обществом над выполнением Глобального плана действий, направленного на ликвидацию безгражданства к 2024 году.
Некоторые из мероприятий УВКБ ООН по решению проблемы безгражданства включают:
- Сбор информации о лицах без гражданства, включая их характеристики, проблемы и законы и правила, которые их касаются.
- Помощь правительства в принятии или пересмотре национального законодательства о беженцах, которое может помочь решить существующие ситуации безгражданства и предотвратить возникновение новых случаев.
- Обеспечение регистрации рождения и подтверждения гражданства для групп меньшинств без гражданства, проживающих на территории, при условии, что они родились или проживали там до определенной даты или имеют родителей, бабушек и дедушек, отвечающих этим критериям.
- Техническая и финансовая поддержка соответствующих административных и судебных учреждений, а также обучение персонала.
- Пропагандистские кампании, такие как кампания #IBelong, направленные на повышение осведомленности и помощь в искоренении безгражданства. К концу 2019 года более 341 000 лиц без гражданства получили гражданство в результате согласованных национальных усилий, отчасти мотивированных кампанией #IBelong.
Как вы можете помочь…
Лучший способ поддержать лиц без гражданства в США и во всем мире — стать США для нового ежемесячного донора УВКБ ООН. Пожалуйста, сделайте подарок сегодня и помогите нам покончить с безгражданством.
Конвенция о статусе апатридов
Вступила в силу: 6 июня 1960 г. в соответствии со статьей 39
Преамбула
Высокие Договаривающиеся Стороны,
Декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, подтвердила принцип, согласно которому люди должны пользоваться основными правами и свободами без дискриминации9.0003
Принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций неоднократно проявляла свою глубокую заботу о лицах без гражданства и стремилась обеспечить лицам без гражданства как можно более широкое осуществление этих основных прав и свобод,
Принимая во внимание, что только те лица без гражданства, которые также являются беженцами подпадает под действие Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. , и что существует много лиц без гражданства, не подпадающих под действие этой Конвенции,
Учитывая желательность регулирования и улучшения статуса лиц без гражданства посредством международного соглашения ,
Договорились о нижеследующем:
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение термина «лицо без гражданства»
- Для целей настоящей Конвенции термин «лицо без гражданства» означает лицо, не являющееся считается гражданином любого государства в соответствии с его законодательством.
- Настоящая Конвенция не применяется:
- Они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности, как это определено в международных документах, разработанных для принятия положений в отношении таких преступлений;
- Они совершили серьезное неполитическое преступление за пределами страны своего проживания до их допуска в эту страну;
- Они виновны в действиях, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Статья 2. Общие обязательства
Каждое лицо без гражданства имеет обязанности перед страной, в которой оно находится, которые требуют, в частности, соблюдения его законов и правил, а также мер, принимаемых для поддержания общественного порядка.
Статья 3. Недискриминация
Договаривающиеся государства применяют положения настоящей Конвенции к лицам без гражданства без дискриминации по признаку расы, религии или страны происхождения.
Статья 4 — Религия
Договаривающиеся Государства будут предоставлять лицам без гражданства на своей территории режим, по крайней мере, такой же благоприятный, как и режим, предоставляемый их гражданам, в отношении свободы исповедовать свою религию и свободы в отношении религиозного образования их детей.
Статья 5 – Права, предоставляемые помимо настоящей Конвенции
Ничто в настоящей Конвенции не считается ущемляющим любые права и льготы, предоставленные Договаривающимся государством лицам без гражданства помимо настоящей Конвенции.
Статья 6 – Термин «при тех же обстоятельствах»
Для целей настоящей Конвенции термин «при тех же обстоятельствах» подразумевает, что любые требования (включая требования в отношении продолжительности и условий пребывания или проживания), которые конкретный лицо, которое должно было бы выполнить для осуществления соответствующего права, если бы оно не было лицом без гражданства, должно быть им выполнено, за исключением требований, которые по своему характеру лицо без гражданства выполнить не в состоянии.
Статья 7 – Освобождение от взаимности
- За исключением случаев, когда настоящая Конвенция содержит более благоприятные положения, Договаривающееся Государство будет предоставлять лицам без гражданства такой же режим, как и иностранцам в целом.
- По прошествии трех лет проживания все лица без гражданства освобождаются от законодательной взаимности на территории Договаривающихся Государств.
- Каждое Договаривающееся Государство будет продолжать предоставлять лицам без гражданства права и льготы, на которые они уже имели право, при отсутствии принципа взаимности, на дату вступления в силу настоящей Конвенции для этого Государства.
- Договаривающиеся государства положительно рассмотрят возможность предоставления апатридам, при отсутствии взаимности, прав и льгот, помимо тех, на которые они имеют право в соответствии с пунктами 2 и 3, и распространения освобождения от взаимности на апатридов, которые не выполнить условия, предусмотренные пунктами 2 и 3.
- Положения пунктов 2 и 3 применяются как к правам и выгодам, упомянутым в статьях 13, 18, 19, 21 и 22 настоящей Конвенции, так и к правам и выгодам, которые не предусмотрены настоящей Конвенцией.
Статья 8. Освобождение от исключительных мер
В отношении исключительных мер, которые могут быть приняты против личности, имущества или интересов граждан или бывших граждан иностранного государства, Договаривающиеся Государства не будут применять такие меры исключительно к лицу без гражданства на том основании, что он ранее имел гражданство соответствующего иностранного государства. Договаривающиеся государства, которые в соответствии со своим законодательством не могут применять общий принцип, изложенный в настоящей статье, в соответствующих случаях делают исключения в пользу таких лиц без гражданства.
Статья 9 – Временные меры
Ничто в настоящей Конвенции не препятствует Договаривающемуся Государству во время войны или других серьезных и исключительных обстоятельств принимать временные меры, которые оно считает необходимыми для национальной безопасности, в случае конкретного лицу до принятия Договаривающимся Государством решения о том, что это лицо фактически является лицом без гражданства и что продолжение таких мер необходимо в его случае в интересах национальной безопасности.
Статья 10. Продолжение проживания
- Если лицо без гражданства было насильственно перемещено во время Второй мировой войны и вывезено на территорию Договаривающегося государства и проживает там, срок такого вынужденного пребывания считается истекшим. законно проживает на этой территории.
- Если лицо без гражданства было насильственно перемещено во время Второй мировой войны с территории Договаривающегося государства и до даты вступления в силу настоящей Конвенции вернулось туда с целью поселения, срок проживания до и после такого принудительного перемещения считается одним непрерывным периодом для любых целей, для которых требуется непрерывное проживание.
Статья 11 — Моряки без гражданства
В случае лиц без гражданства, регулярно служащих в качестве членов экипажа на борту судна, плавающего под флагом Договаривающегося государства, это государство с пониманием относится к их размещению на его территории и выдаче проездных документов им или их временному допуску на ее территорию, в частности, с целью облегчения их обустройства в другой стране.
Глава II
ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС
Статья 12. Личный статус
- Личный статус лица без гражданства регулируется правом страны его постоянного проживания, а при отсутствии постоянного места жительства — правом страны его постоянного проживания.
- Права, ранее приобретенные лицом без гражданства и зависящие от личного статуса, в частности права, связанные с браком, должны уважаться Договаривающимся Государством при условии соблюдения, если это необходимо, формальностей, требуемых законодательством этого Государства, при условии, что что рассматриваемое право является правом, которое было бы признано законом этого государства, если бы он не стал лицом без гражданства.
Статья 13. Движимое и недвижимое имущество
Договаривающиеся Государства будут предоставлять лицу без гражданства максимально благоприятный режим и, во всяком случае, не менее благоприятный, чем тот, который обычно предоставляется иностранцам при тех же обстоятельствах, в отношении приобретения движимое и недвижимое имущество и другие права, относящиеся к нему, а также договоры аренды и другие договоры, касающиеся движимого и недвижимого имущества.
Статья 14. Художественные права и промышленная собственность
В отношении охраны объектов промышленной собственности, таких как изобретения, образцы или модели, товарные знаки, фирменные наименования, а также прав на литературные, художественные и научные произведения лицо без гражданства предоставляется в стране, в которой оно имеет обычному месту жительства такая же защита, как и гражданам этой страны. На территории любого другого Договаривающегося Государства ему предоставляется такая же защита, какая предоставляется на этой территории гражданам страны, в которой он имеет обычное место жительства.
Статья 15 — Право на объединение
В отношении неполитических и некоммерческих ассоциаций и профсоюзов Договаривающиеся Государства будут предоставлять лицам без гражданства, законно пребывающим на их территории, максимально благоприятный режим и, в любом случае, не менее благоприятны, чем те, которые обычно предоставляются иностранцам в тех же обстоятельствах.
Статья 16. Доступ к судам
- Лицо без гражданства имеет свободный доступ к судам на территории всех Договаривающихся Государств.
- Лицо без гражданства пользуется в Договаривающемся Государстве, в котором оно имеет свое обычное место жительства, тем же режимом, что и гражданин, в вопросах, касающихся доступа к судам, включая юридическую помощь и освобождение от cautio judicatum solvi.
- Лицу без гражданства в вопросах, указанных в параграфе 2, в странах, отличных от той, в которой оно имеет свое обычное место жительства, предоставляется режим, предоставляемый гражданину страны его обычного проживания.
Глава III
ПРИНОСИТЕЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ
Статья 17. Работа по найму
- Договаривающиеся Государства будут предоставлять лицам без гражданства, законно пребывающим на их территории, максимально благоприятное и, во всяком случае, не менее благоприятное, чем то, которое предоставляется иностранцам, как правило, при тех же обстоятельствах, что касается права на работу по найму.
- Договаривающиеся Государства благожелательно отнесутся к вопросу об уравнивании прав всех лиц без гражданства в отношении оплачиваемой работы с правами граждан и, в частности, тех лиц без гражданства, которые въехали на их территорию в соответствии с программами найма рабочей силы или иммиграционными схемами. .
Статья 18 — Самозанятость
Договаривающиеся Государства будут предоставлять лицу без гражданства, законно находящемуся на их территории, максимально благоприятный режим и, в любом случае, не менее благоприятный, чем тот, который обычно предоставляется иностранцам при тех же обстоятельствах, в отношении право заниматься за свой счет сельским хозяйством, промышленностью, ремеслами и торговлей, учреждать торговые и промышленные общества.
Статья 19. Свободные профессии
Каждое Договаривающееся Государство предоставляет лицам без гражданства, законно пребывающим на его территории, имеющим дипломы, признанные компетентными органами этого Государства, и желающим заниматься свободными профессиями, максимально благоприятный режим и во всяком случае не менее благоприятным, чем тот, который обычно предоставляется иностранцам при тех же обстоятельствах.
Глава IV
БЛАГОПОЛУЧИЕ
Статья 20. Нормирование
В тех случаях, когда существует карточная система, которая распространяется на население в целом и регулирует общее распределение дефицитных продуктов, лица без гражданства пользуются тем же режимом, что и граждане.
Статья 21 — Жилье
Что касается жилья, Договаривающиеся Государства, поскольку этот вопрос регулируется законами или правилами или находится под контролем органов государственной власти, предоставляют лицам без гражданства, законно пребывающим на их территории, режим максимально благоприятным и, во всяком случае, не менее благоприятным, чем тот, который обычно предоставляется иностранцам при тех же обстоятельствах.
Статья 22 — Государственное образование
- Договаривающиеся Государства будут предоставлять лицам без гражданства такой же режим, как и гражданам в отношении начального образования.
- Договаривающиеся Государства будут предоставлять лицам без гражданства максимально благоприятный режим и, во всяком случае, не менее благоприятный, чем тот, который обычно предоставляется иностранцам при тех же обстоятельствах, в отношении образования, кроме начального, и, в частности, в отношении доступа к на учебу, признание иностранных школьных аттестатов, дипломов и степеней, освобождение от сборов и сборов и присуждение стипендий.
Статья 23. Государственная помощь
Договаривающиеся Государства будут предоставлять лицам без гражданства, законно пребывающим на их территории, такой же режим в отношении государственной помощи и помощи, как и их гражданам.
Статья 24. Трудовое законодательство и социальное обеспечение
- Договаривающиеся Государства будут предоставлять лицам без гражданства, законно пребывающим на их территории, такой же режим, как и гражданам, в отношении следующих вопросов:
- В той мере, в какой такие вопросы регулируются законами или постановлениями или находятся под контролем административных органов; вознаграждение, включая семейные пособия, если они являются частью вознаграждения, часы работы, сверхурочные, оплачиваемый отпуск, ограничения в работе, минимальный возраст приема на работу, ученичество и обучение, женский труд и труд молодежи, а также пользование преимущества коллективных переговоров;
- Социальное обеспечение (правовые положения в отношении производственной травмы, профессиональных заболеваний, материнства, болезни, инвалидности, старости, смерти, безработицы, семейных обязанностей и любых других непредвиденных обстоятельств, которые в соответствии с национальными законами или правилами покрываются системой социального обеспечения ), со следующими ограничениями:
- На право на компенсацию в случае смерти лица без гражданства в результате производственной травмы или профессионального заболевания не влияет тот факт, что место жительства бенефициара находится за пределами территории Договаривающегося Государства.
- Договаривающиеся Государства распространяют на лиц без гражданства преимущества соглашений, заключенных между ними или которые могут быть заключены между ними в будущем о сохранении приобретенных прав и прав в процессе приобретения в отношении социального обеспечения, с учетом только условия, применимые к гражданам государств, подписавших соответствующие соглашения.
- Договаривающиеся государства благожелательно рассмотрят вопрос о распространении на лиц без гражданства, насколько это возможно, преимуществ аналогичных соглашений, которые могут в любое время действовать между такими Договаривающимися государствами и недоговаривающимися государствами.
Глава V
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ
Статья 25 – Административная помощь
- на чьей территории он проживает, должны принять меры к тому, чтобы такая помощь была оказана ему их собственными властями.
- Орган или органы, упомянутые в пункте 1, доставляют или обеспечивают выдачу под их надзором лицам без гражданства таких документов или свидетельств, которые обычно выдаются иностранцам их национальными органами или через них.
- Представленные таким образом документы или подтверждения заменяют собой официальные документы, выданные иностранцам их национальными властями или через них, и им придается значение при отсутствии доказательств обратного.
- С учетом такого исключительного режима, который может предоставляться неимущим, за услуги, упомянутые в настоящем документе, может взиматься плата, но такая плата должна быть умеренной и соизмеримой с платой, взимаемой с граждан за аналогичные услуги.
- Положения настоящей статьи не наносят ущерба статьям 27 и 28.
Статья 26. Свобода передвижения
Каждое Договаривающееся Государство предоставляет лицам без гражданства, законно находящимся на его территории, право выбирать место жительства и свободно передвигаться по его территории с учетом любых правил, применимых к иностранцам в целом при тех же обстоятельствах. .
Статья 27 – Документы, удостоверяющие личность
Договаривающиеся Государства выдают документы, удостоверяющие личность, любому лицу без гражданства на их территории, не имеющему действительного проездного документа.
Статья 28. Проездные документы
Договаривающиеся Государства выдают лицам без гражданства, законно пребывающим на их территории, проездные документы с целью выезда за пределы их территории, если иное не требуется вескими причинами национальной безопасности или общественного порядка, а также положениями Приложение к настоящей Конвенции применяется в отношении таких документов. Договаривающиеся государства могут выдать такой проездной документ любому другому лицу без гражданства на их территории; они, в частности, с пониманием относятся к выдаче такого проездного документа лицам без гражданства на их территории, которые не могут получить проездной документ в стране своего законного проживания.
Статья 29. Налоговые сборы
- Договаривающиеся Государства не будут взимать с лиц без гражданства какие бы то ни было пошлины, сборы или налоги, отличные или более высокие, чем те, которые взимаются или могут взиматься с их граждан в аналогичных ситуациях.
- Ничто в предыдущем пункте не препятствует применению к лицам без гражданства нормативных правовых актов, касающихся платы за выдачу иностранцам административных документов, в том числе документов, удостоверяющих личность.
Статья 30 – Передача активов
- Договаривающееся Государство в соответствии со своими законами и правилами разрешает лицам без гражданства переводить ввезенные ими на его территорию активы в другую страну, в которую они были допущены для целей переселение.
- Договаривающееся Государство благожелательно рассматривает заявление лиц без гражданства о разрешении на передачу активов, где бы они ни находились и которые необходимы для их переселения в другую страну, в которую они были допущены.
Статья 31 – Высылка
- Договаривающиеся Государства не будут высылать лиц без гражданства, законно находящихся на их территории, кроме как по соображениям национальной безопасности или общественного порядка.
- Высылка такого лица без гражданства осуществляется только во исполнение решения, принятого в соответствии с установленным законом законом. За исключением случаев, когда веские причины национальной безопасности требуют иного, лицу без гражданства разрешается представлять доказательства для самооправдания, а также обращаться и быть представленным для этой цели перед компетентным органом или лицом или лицами, специально назначенными компетентным органом.
- Договаривающиеся Государства предоставят такому лицу без гражданства разумный срок, в течение которого он может добиваться законного допуска в другую страну. Договаривающиеся государства оставляют за собой право применять в течение этого периода такие внутренние меры, которые они сочтут необходимыми.
Статья 32 — Натурализация
Договаривающиеся Государства будут, насколько это возможно, способствовать ассимиляции и натурализации лиц без гражданства. В частности, они прилагают все усилия к тому, чтобы ускорить процедуру натурализации и максимально снизить расходы и сборы, связанные с такой процедурой.
Глава VI
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 33. Информация о национальном законодательстве
Договаривающиеся государства сообщают Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций законы и правила, которые они могут принять для обеспечения применения настоящей Конвенции.
Статья 34. Разрешение споров
Любой спор между Сторонами настоящей Конвенции, касающийся ее толкования или применения, который не может быть урегулирован иными средствами, передается в Международный Суд по просьбе любой из сторон. к спору.
Статья 35 – Подписание, ратификация и присоединение
- Настоящая Конвенция открыта для подписания в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций до 31 декабря 1955 года.
- Открыто для подписания от имени:
- Любое государство-член Организации Объединенных Наций;
- Любое другое государство, приглашенное для участия в Конференции Организации Объединенных Наций по статусу апатридов; и
- Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций может направить любое государство, которому предлагается подписать соглашение или присоединиться к нему.
- Он подлежит ратификации, и ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
- Он открыт для присоединения государств, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Присоединение осуществляется путем сдачи на хранение документа о присоединении Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
Статья 36. Положение о территориальном применении
- Любое государство может во время подписания, ратификации или присоединения заявить, что настоящая Конвенция распространяется на все или любую из территорий, за международные отношения которых оно несет ответственность. Такое заявление вступает в силу, когда Конвенция вступает в силу для соответствующего государства.
- В любое время после этого любое такое продление производится путем уведомления, адресованного Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, и вступает в силу на девяностый день после дня получения Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций этого уведомления. или с даты вступления Конвенции в силу для соответствующего государства, в зависимости от того, что наступит позже.
- В отношении тех территорий, на которые действие настоящей Конвенции не распространяется на момент подписания, ратификации или присоединения, каждое заинтересованное государство рассматривает возможность принятия необходимых мер для распространения применения настоящей Конвенции на такие территории при условии, что когда это необходимо по конституционным причинам, с согласия правительств таких территорий.
Статья 37 — Федеральная статья
В случае федеративного или неунитарного государства применяются следующие положения
- обязательства федерального правительства в этом отношении будут такими же, как обязательства сторон, не являющихся федеративными государствами;
- В отношении тех статей настоящей Конвенции, которые подпадают под законодательную юрисдикцию штатов, провинций или кантонов, которые в соответствии с конституционной системой Федерации не обязаны предпринимать законодательные действия, Федеральное правительство должно внести такие статьи с одобрением рекомендацию к уведомлению соответствующих властей штатов, провинций или кантонов в кратчайший возможный момент;
- Федеративное государство — участник настоящей Конвенции должно по запросу любого другого Договаривающегося государства, переданному через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, представить изложение законов и практики Федерации и ее составных частей в отношении любого конкретного положения. Конвенции, показывающий, в какой степени это положение было реализовано посредством принятия законодательных или иных мер.
Статья 38 – Оговорки
- Во время подписания, ратификации или присоединения любое государство может сделать оговорки к статьям Конвенции, кроме статей 1, 3, 4, 16 (1) и 33–42 включительно.
- . Любое государство, делающее оговорку в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, может в любое время снять эту оговорку, направив соответствующее сообщение на имя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.
Статья 39 – Вступление в силу
- Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после дня сдачи на хранение шестой ратификационной грамоты или документа о присоединении.
- Для каждого государства, ратифицировавшего Конвенцию или присоединившегося к ней после сдачи на хранение шестой ратификационной грамоты или документа о присоединении, Конвенция вступает в силу на девяностый день после даты сдачи на хранение таким государством своей ратификационной грамоты или документа о присоединении.
Статья 40 – Денонсация
- Любое Договаривающееся государство может в любое время денонсировать настоящую Конвенцию путем направления уведомления Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
- Такая денонсация вступает в силу для соответствующего Договаривающегося государства через год с даты ее получения Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций.
- Любое государство, сделавшее заявление или уведомление в соответствии со статьей 36, может в любое время после этого путем уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций заявить, что действие Конвенции прекращается на такую территорию через год после даты получение уведомления Генеральным секретарем.
Статья 41 — Пересмотр
- Любое Договаривающееся Государство может в любое время потребовать пересмотра настоящей Конвенции путем направления уведомления Генеральному Секретарю Организации Объединенных Наций.
- Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций рекомендует шаги, если таковые будут предприняты в отношении такой просьбы.
Статья 42 – Уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций
Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций информирует всех членов Организации Объединенных Наций и государства, не являющиеся членами, упомянутые в статье 35:
- О подписании, ратификации и присоединении в соответствии со статьей 35;
- О заявлениях и уведомлениях в соответствии со статьей 36;
- Об оговорках и снятии в соответствии со статьей 38;
- О дате вступления настоящей Конвенции в силу в соответствии со статьей 39;
- О денонсациях и уведомлениях в соответствии со статьей 40;
- Заявления о пересмотре в соответствии со статьей 41.
В подтверждение чего нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию от имени своих правительств.
Совершено в Нью-Йорке двадцать восьмого сентября тысяча девятьсот пятьдесят четвертого года в единственном экземпляре, тексты которого на английском, французском и испанском языках являются равно аутентичными и которые должны храниться в архивах Организации Объединенных Наций, и заверенные копии которого должны быть доставлены всем членам Организации Объединенных Наций и государствам, не являющимся членами, упомянутым в статье 35.
Leave a Reply