Румыния и Болгария вошли в Европейский Союз
Жители Румынии и Болгарии отпраздновали на улицах новогодних городов присоединение своих стран к Европейскому Союзу. В обеих столицах прошли праздничные концерты.
Официально обе страны вошли в состав ЕС в полночь на первое января 2007 года.
Этому событию сопутствовало чувство облегчения: Румыния и Болгария «пропустили» первую очередь присоединения к союзу в 2004 году, когда туда был допущен целый ряд других восточноевропейских стран, ввиду своей сравнительной неразвитости и бедности. Однако теперь все препятствия преодолены, и обе страны стали полноправными членами ЕС. Этот успех тем более важен в глазах населения обеих стран, что Европейский Союз проявляет все более явную сдержанность в отношении приема новых членов.
Президент Румынии Траян Басеску охарактеризовал вступление страны в ЕС как «огромный шанс для будущих поколений».
«Вступление в ЕС означает для нас мир и процветание», — заявил он.
На церемонии в Бухаресте присутствовали в качестве почетных гостей министры иностранных дел Германии, Дании, Австрии и Венгрии, а также комиссар ЕС по проблемам расширения Олли Рен.
Собравшиеся на церемонию присутствовали при подъеме флага Европейского Союза и исполнении его гимна — «Оды к радости» Бетховена.
В Софии были устроены иллюминации: ночное небо освещали прожекторы, установленные на православном соборе, армянской церкви, синагоге и мечети.
На центральной площади города тысячи собравшихся ликовали и обнимали друг друга, дождавшись последнего удара курантов.
Для других ожидание может затянуться
В результате вступления Румынии и Болгарии число членов ЕС достигло 27. Почти половину из них теперь составляют бывшие страны восточного блока, ранее отрезанные от Европы «железным занавесом».
Другим кандидатам в ЕС, Турции, Албании и странам, образовавшимся при распаде Югославии, почти наверняка предстоит долгое ожидание. Многие в Западной Европе считают, что в последние годы расширение союза шло слишком быстрыми темпами.
Согласно недавнему опросу «Евробарометр», лишь 41 процент населения 15 стран, входивших в Европейский Союз до 2004 года, поддерживает дальнейшее расширение.
Экономика Румынии и Болгарии развивается быстрыми темпами, но доход на душу населения все еще составляет около трети среднего по ЕС. Некоторые эксперты считают, что процесс реформ в Румынии и Болгарии застопорился. Поэтому они будут находиться под строгим наблюдением с целью определения прогресса в борьбе с коррупцией и организованной преступностью.
Некоторые из производимых ими товаров могут быть запрещены у экспорту в ЕС ввиду несоответствия действующим стандартам. По той же причине 55 болгарских самолетов могут оказаться на приколе.
Многие в Западной Европе опасаются резкого наплыва мигрантов в поисках трудоустройства, однако эксперты полагают, что большинство желавших выехать на Запад уже это сделали.
Тем не менее, большинство из 15 старых членов ЕС, за исключением Швеции и Финляндии, наложили ряд ограничений на миграцию и трудоустройство граждан обеих только что присоединившихся стран.
Брюссель приравнял Молдавию к странам Евросоюза / СНГ / Независимая газета
Аурелиу Чокой: «Помощь ЕС подоспела вовремя». Фото с сайта www.gov.md
Республика Молдова (РМ) стала первой страной в восточном соседстве Евросоюза, которой ЕС выделил финансовую помощь такого же порядка, как государствам – членам союза. Несмотря на то что Молдавия не входит в ЕС. По словам и.о. премьер-министра Аурелиу Чокоя, помощь своевременна: страна в кризисе и накануне парламентских выборов. Лидер Социал-демократической партии РМ Виктор Шелин сказал «НГ», что помощь ЕС уже обеспечила победу партии PAS президента Майи Санду, так как деньги Брюссель выделил под нее.
Новость о том, что Еврокомиссия выделит Молдавии 600 млн евро в виде кредита на 2021–2024 годы, стала самой обсуждаемой в республике. Страна в тяжелом положении, деньги под действующее правительство с приставкой и.о. никто не дает.
И это накануне выборов в парламент, состав которого может стать определяющим для внешнеполитической ориентации страны. Собственно, об этом сказала глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, когда сообщила о хорошей новости для РМ: «Молдова находится на перепутье. План экономического восстановления ЕС – это беспрецедентная попытка помочь стране на ее пути к выздоровлению и продвижению амбициозной программы реформ в интересах ее граждан. И последнее, но не менее важное. Этот план демонстрирует силу нашей ассоциации и солидарности в совместной борьбе с пандемией COVID-19».
Отметим, что Республика Молдова получает финансовую помощь так же, как и государства ЕС, несмотря на то что она не является частью сообщества. Это единственный такой экономический пакет, предоставленный ЕС стране восточного соседства.
По словам президента РМ Майи Санду, план программы интервенций и инвестиций будет сосредоточен на пяти основных направлениях: управление государственными финансами и экономическое управление; конкурентоспособная экономика, торговля и МСП; инфраструктура; образование и занятость на рынке труда; реформа верховенства закона и правосудия. Санду утверждает, что данный план был запущен в результате обсуждений во время ее визита в Брюссель в январе текущего года. При этом объявленные средства – до 600 млн евро – будут предложены на строгих условиях, согласованных между Европейским союзом и Республикой Молдова.
Лидер Социал-демократической партии Молдавии Виктор Шелин считает, что «выделение ЕС гранта для подъема экономики РМ (средства пойдут на поддержку малого и среднего бизнеса, энергетики и дорожного строительства) определило судьбу предстоящих в стране 11 июля парламентских выборов». «Партия Санду PAS наберет 51% голосов избирателей. И тогда Санду не станет создавать парламентское большинство, а предложит депутатам своего кандидата в премьер-министры. За него проголосуют нынешние оппоненты президентской партии – коммунисты, которых возглавляет экс-президент Владимир Воронин. Блок коммунистов и социалистов идет на выборы с надеждой выиграть их, но помощь ЕС лишила Воронина и Игоря Додона, возглавляющего Партию социалистов, аргументов. Они выступали против НАТО и помощи МВФ, но ее оказал Евросоюз. Россия Молдавии помощь не предложила. Следует ожидать роста проевропейских настроений в стране. И расширения реальных полномочий президента – по Конституции у главы государства они урезаны. Санду получит свое правительство и будет фактически управлять страной. Ее поездки в Европу зимой, переговоры с Макроном и Меркель, а также Урсулой фон дер Ляйен принесли стане дивиденды. Санду была оказана поддержка. И кредит, который Молдова получит от ЕС, – результат переговоров Санду с лидерами Евросоюза», – пояснил «НГ» Шелин.
Молдавский политик считает, что коммунисты и социалисты, отказавшиеся создавать блок с небольшими левыми партиями, теперь не просто проиграют правым в лице партии Майи Санду, но значительно ослабят левое движение в РМ в целом.
Экономический эксперт Думитру Барбалат отметил, что «таких значимых предложений до настоящего время еще не было даже в 2014 году, когда было подписано соглашение об ассоциации между ЕС и Республикой Молдова».
«Для того чтобы оценить это предложение, требуется знать подробности об условиях со стороны кредитодателя. Об этом нам пока ничего не известно.
Впереди – процедура ратификации кредита, которая произойдет только после парламентских выборов. Потому объявление о кредите более похоже на предвыборную агитацию и вмешательство извне», – сказал эксперт. При этом он подчеркнул: «Следует иметь в виду следующие обстоятельства. Детальный анализ использования внешних займов за прошедшие годы указывает, что предложенные со старта суммы кредитов, как правило, не выделялись. Всегда возникали разного рода новые условия. Часто со стороны правительства Молдовы допускались отклонения от выдвинутых условий, что приводило к аннулированию кредитов. Администрирование выделения и использование внешних кредитов – прерогатива Минфина. За Минфином и обязанность отчитываться об использовании кредитов по назначению. Часто бывало, что займы использовались «на другие цели». До настоящего времени никаких официальных отчетов с подробностями использования ранее полученных внешних займов не обнародовали. Скорее всего их нет».
Думитру Барбалат заметил: «В предлагаемом плане использования займов обязательны контрмеры для недопущения рисковых ситуаций. Таким образом, можно предположить, что кроме Минфина в разработке плана должны принимать участие хотя бы специалисты СИБ (Служба информации и безопасности. – «НГ») и антикоррупционного центра. Так как сегодня мы не можем доверять расчетам бюро статистики, которое ежегодно считает, что доля теневой экономики составляет около 24% ВВП, а по оценкам МВФ не менее 47% от ВВП».
Между тем действующий премьер Аурелиу Чокой поблагодарил Европейскую комиссию за запуск «Плана по экономическому восстановлению для Молдовы». Глава молдавского кабмина написал в Twitter: «Помощь пришла в решающий момент, когда стране нужна экономическая стабильность и развитие». В то же время он подчеркнул, что власти Республики Молдова надеются на тесное сотрудничество с Европейским союзом.
В четверг в Кишинев пришла еще одна хорошая новость: ЕС расширяет РМ возможности для экспорта. Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов (ANSA) РМ объявило, что получило информацию от Европейской комиссии об утверждении решения о возможности поставок в ЕС молочной продукции, произведенной в Молдове.
Профиль: Европейский союз — BBC News
Опубликовано
Европейская Союз, или ЕС, описывает себя как семью демократических европейских стран, приверженных совместной работе во имя мира и процветания.
Организация наблюдает за сотрудничеством между своими членами в различных областях, включая торговлю, окружающую среду, транспорт и трудоустройство.
1 мая 2004 года ЕС принял 10 новых членов, большинство из которых были бывшими коммунистическими странами, что сделало огромный шаг на пути к ликвидации разделения Европы после Второй мировой войны.
В число новых участников вошли Чехия, Кипр, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения.
Однако планы по введению конституции, предназначенной для обеспечения плавного функционирования расширенного ЕС, неоднократно терпели неудачу на различных национальных референдумах, пока не был принят пересмотренный «Лиссабонский» договор о реформе. Вступил в силу в декабре 2009 г..
История
Более полувека назад опустошение, причиненное Европе Второй мировой войной, легло в основу чувства необходимости строить международные отношения для предотвращения повторения подобных катастроф.
Французские государственные деятели Жан Монне и Робер Шуман считаются создателями принципа, согласно которому лучший способ начать процесс сближения Европы — это развитие экономических связей.
Эта философия легла в основу Парижского договора 1951. Было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), к которому присоединились Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург.
В соответствии с Римским договором, вступившим в силу в 1958 году, эти шесть стран основали Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии для совместной работы с ЕОУС.
В 1967 году три сообщества объединились и стали известны под общим названием Европейские сообщества (ЕС), основным направлением деятельности которых было сотрудничество в экономических и сельскохозяйственных делах.
Дания, Ирландия и Великобритания стали полноправными членами ЕС в 1973 г., Греция – в 1981 г., Португалия и Испания – в 1986 г., Австрия, Финляндия и Швеция – в 1995 г. в Маастрихте в 1991 году официально учредил Европейский Союз в качестве правопреемника ЕС.
В то же время Маастрихт расширил концепцию Европейского союза, внедрив общую внешнюю политику и политику безопасности и двигаясь к координирующей политике ЕС в отношении убежища, иммиграции, наркотиков и терроризма.
Впервые было введено гражданство ЕС, позволяющее людям из стран-членов свободно перемещаться между государствами-членами. Новая социальная глава, от которой отказалась Великобритания, изложила политику ЕС в отношении прав рабочих и других социальных вопросов.
Важно отметить, что Маастрихт установил график экономического и валютного союза и определил критерии для стран, желающих присоединиться.
Последующий Пакт о стабильности и росте ужесточил эти критерии, подчеркнув строгую финансовую дисциплину и координацию, а также устанавливая штрафы за неспособность контролировать дефицит бюджета.
Денежные затруднения
Единая европейская валюта, евро, была официально принята 11 государствами-членами в 1999 году. Греция, которой потребовалось больше времени, чтобы соответствовать критериям конвергенции, присоединилась двумя годами позже. Дания, Швеция и Великобритания решили не присоединяться.
Неспособность многих стран еврозоны придерживаться добровольно установленных правил в отношении государственного долга спровоцировала крупный финансовый кризис в 2009 году. , начиная со 110 млрд евро для Греции в мае 2010 г., 85 млрд евро для Ирландии в ноябре и 78 млрд евро для Португалии в мае 2011 г.
Эта и другие чрезвычайные меры не смогли восстановить доверие, так как задолженность Испании, Италии и Кипра также вызвала беспокойство. Между более богатыми и более бедными странами возникли разногласия по поводу того, как справляться с кризисом, и Германия стала главным сторонником жесткой экономии.
В декабре 2013 года лидеры ЕС утвердили набор правил управления закрытием обанкротившихся банков еврозоны, призванных свести к минимуму потребность в помощи, финансируемой налогоплательщиками.
Другие ключевые вопросы
Сторонники притока новых государств-членов в 2004 г. видели в расширении лучший способ наладить экономические и политические связи в Европе и положить конец прошлым разногласиям.
Критики выразили обеспокоенность тем, что расширение создаст новые экономические трудности, усложнит процесс принятия решений и откроет более богатых членов для притока иммигрантов из бывших коммунистических государств.
Болгария и Румыния присоединились в январе 2007 г., Хорватия – в середине 2013 г., а в 2009 г. Сербия подала официальную заявку на присоединение. Разговоры о возможном присоединении Турции начались в октябре 2005 г.
Чтобы подготовиться к первой большой волне расширения, в 2002 году была создана конвенция для разработки конституции ЕС, чтобы упорядочить и заменить сложный набор договоров и соглашений, регулирующих союз, и более четко определить его полномочия
Согласованный проект устава на саммите ЕС в июне 2004 г. для ратификации отдельными государствами-членами — либо парламентом, либо референдумом — но был нанесен серьезный удар, когда его отвергли французские и голландские избиратели.
Принятие конституции было отложено, и вместо этого после долгих переговоров был согласован Лиссабонский договор, подписанный в декабре 2007 г.
Сохраняя сущность конституции, она просто вносит поправки в предыдущие европейские договоры, а не знаменует собой какую-либо фундаментальную новую смену полномочий.
Новый пакт также едва не провалился, когда он был отвергнут избирателями в Ирландии на референдуме 2008 года. Но лидеры ЕС проявили настойчивость, и ирландцы одобрили его на втором референдуме в октябре 2009 года, что позволило завершить ратификацию в следующем месяце.
Новое председательство
Лиссабонский договор создал новую должность — президента Европейского Совета. Избранный сроком на два с половиной года, он заменяет практику ротации президентства в совете среди государств-членов каждые шесть месяцев.
Первый держатель, Герман ван Ромпей, был избран в 2009 году. Его сменил бывший премьер-министр Польши Дональд Туск в 2014 году.
Договор положил начало более широкой перебалансировке полномочий. Европейский парламент был поставлен наравне с Советом по большинству вопросов, включая важнейшие области бюджета и сельского хозяйства.
Национальные вето также были сняты в некоторых областях, хотя они останутся в отношении налогов, внешней политики, обороны и социального обеспечения.
Кроме того, будет происходить перераспределение веса голосов между государствами-членами, которое будет происходить поэтапно в период с 2014 по 2017 год, при этом 55% государств-членов будут иметь право принимать определенные меры, поскольку на них приходится 65% населения ЕС.
Однако план по сокращению состава Европейской комиссии — грубо говоря, исполнительной власти ЕС — с 2014 года, чтобы не у каждого государства-члена был свой комиссар, был смягчен.
Нынешним президентом комиссии является бывший премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер.
Он был избран — несмотря на возражения со стороны Великобритании, которая считала его слишком активным сторонником полностью федерального ЕС — в октябре 2014 года, будучи кандидатом от крупнейшей партии в Европейском парламенте на европейских выборах в мае 2014 года.
Среди вызовов, стоящих перед ним, — сохраняющаяся нестабильность в еврозоне и неспособность прийти к соглашению о том, что делать с волнами беженцев и мигрантов из Сирии, которые начали массово прибывать на Балканы летом 2015 года.
BBC не несет ответственности за содержание внешних сайтов.
Европейский Союз – Дома Oireachtas
Из первоначального Европейского экономического сообщества шести стран, созданного в 1958 году, Европейский Союз (ЕС) превратился в экономический и политический союз 27 стран. Хотя ЕС начинался как чисто экономический союз, теперь он охватывает такие области политики, как климат, окружающая среда, безопасность и правосудие.
ЕС состоит из ряда учреждений. Европейский совет определяет широкие приоритеты ЕС. Европейский парламент — это форум, на котором депутаты Европарламента, избранные прямым голосованием, представляют граждан Европы. Национальные правительства назначают членов в Европейскую комиссию, которая продвигает интересы ЕС. Правительства защищают национальные интересы своей страны в Совете Европейского Союза.
Будущее Европы
На протяжении более 12 месяцев Конференция по будущему Европы руководила ориентированным на граждан мероприятием «снизу вверх», в ходе которого все европейцы высказывали свое мнение о том, чего они ожидают от ЕС и как формировать будущее Союза. 9 мая 2022 года Конференция завершила свою работу, представив отчет с 49 предложениями трем институтам ЕС.
Читать итоговый отчет
Посетите конференцию о будущем Европы
09 мая
Ежегодно 9 мая государства-члены ЕС отмечают День Европы. Это день размышлений о сотрудничестве, процветании и мире, возникших с момента начала «европейского проекта». Oireachtas отмечает этот день каждый год телепрограммами Oireachtas, выступлениями в палатах, оглядываясь назад в архивы библиотек и дебатами Oireachtas.
Подробнее о Дне Европы
Офис национального парламента Ойреахтас
Офис национального парламента Oireachtas (NPO) в Брюсселе представляет обе палаты Oireachtas в Европейской комиссии, Совете и парламенте, а также в других учреждениях ЕС. Основная роль НКО состоит в том, чтобы сообщать о вопросах, связанных с ЕС, представляющих особый интерес или важность для работы Палат Oireachtas и их комитетов. Он также предоставляет целевую сводную информацию о европейском законодательстве и других вопросах. Ключевой функцией НКО является предоставление отчетов по любым вопросам субсидиарности, возникающим в соответствии с положениями Лиссабонского договора.
Прочтите еженедельный бюллетень НКО, чтобы узнать, что находится на повестке дня европейских организаций.
На этой неделе в европейских заведениях
Комитет
Объединенный комитет Oireachtas по делам Европейского Союза играет ключевую роль в информировании дебатов о ЕС в Ирландии. Он рассматривает важные события и инициативы ЕС, затрагивающие Ирландию, и обеспечивает надлежащее изучение законодательства и предложений ЕС. Он также требует от правительства подотчетности в отношениях Ирландии с Европой.
Перейти на страницу комитета
Хронология
Ирландия присоединилась к Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС) в 1973 году после референдума, на котором 83% избирателей поддержали этот шаг. Присоединение к ЕЭС, ныне Европейскому союзу, оказало радикальное влияние на развитие Ирландии, как экономическое, так и социальное.
Смотрите хронологию ключевых событий
См. ключевые законы и инициативы ЕС (PDF)
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
COSAC – это конференция комитетов национальных парламентов государств-членов Европейского Союза, занимающихся делами Европейского Союза, а также представителей Европейского парламента. Заседания COSAC обычно проходят в столице страны, председательствующей в Совете Европейского Союза.
Перейти на cosac.ru
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Межпарламентский информационный обмен ЕС представляет собой платформу для взаимного обмена информацией между национальными парламентами и Европейским парламентом по вопросам, касающимся Европейского Союза, особенно в свете положений Лиссабонского договора.
Перейти на ipex.ru
© Европейский Союз, EP
, 2017 г.
Европейский парламент имеет информационное бюро в каждом государстве-члене. Ирландский офис предоставляет информацию о Европейском парламенте и рассматриваемых им вопросах, имеющих значение для Ирландии. Он также предоставляет информацию об ирландских членах Европейского парламента и их деятельности.
Перейти на www.europarl.com
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Европейская комиссия имеет сеть доступных местных информационных центров в каждом государстве-члене. Центры Europe Direct в Ирландии распространяют информацию и советы о политике Европейского Союза. Они способствуют местным и региональным дебатам о Европейском Союзе и дают общественности возможность отправить отзыв в институты ЕС.
Перейти на europedirect.ru
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Институт международных и европейских дел (IIEA) является независимым аналитическим центром по европейским и международным делам.
Leave a Reply