Кто такие лица без гражданства — 29 марта 2021
Лиц без гражданства в России, по сути, приравнивают к нелегализованным иностранцам, но, в отличие от последних, у них нет родины, которая их примет
Коллаж: Филипп Сапегин / E1.RU
Поделиться
Валерий Копытин родился в Узбекистане в 1976 году, в 16 лет там же оказался в колонии. Пока отбывал наказание, его родители переехали к родственникам в Карпинск Свердловской области. Освободившись в 1998-м, Валерий купил билет на поезд по паспорту СССР и приехал к ним. Через несколько лет дом, в котором он жил и был прописан, в Карпинске сгорел, в пожаре пропали паспорт и другие документы.
Копытин снова попал в колонию, уже в России, в 2011 году освободился и оказался апатридом — человеком без гражданства. Своим его не признает ни Узбекистан, ни Россия.
— Я живу здесь больше 20 лет, у меня двое детей, но записать их на свою фамилию не могу, — говорит Валерий Копытин. — На работу официально не устроиться, а неофициально был и охранником, и бетонщиком, и на пилорамах работал. Без документов берут, но обманывают, обещают десять тысяч, платят одну.
О том, что паспорт СССР нужно обменять, в девяностых, говорит Валерий, он не знал — до колонии его и так брали на работу, он отучился в вечерней школе, состоял на учете в военкомате.
— В колонии сделали СНИЛС, это единственный документ, который у меня сейчас есть. Медицинского полиса нет, поэтому в поликлинику пойти не могу, принимают только по скорой в тяжелом состоянии. Из-за заболевания мне положена инвалидность, но оформить ее и получать пенсию тоже не могу, — рассказывает он.
Валерий живет в России большую часть жизни. Паспорта у него нет, но есть надежда его получить
Фото: предоставлено Валерием Копытиным
Поделиться
С юридической точки зрения Валерий Копытин лицо без гражданства, говорит Юлия Грехнева, юрист Межнационального информационного центра, который ему помогает. Чтобы получить паспорт РФ, ему нужно подтвердить отсутствие гражданства страны, где он родился, — Узбекистана.
— При помощи Уполномоченного по правам человека получен ответ на запрос, что Копытин не является гражданином Узбекистана. Теперь необходимо на основании этого ответа получить официальный документ от консульства Узбекистана в Екатеринбурге, что он не является гражданином Узбекистана. Пока, несмотря на то что консульство вполне успешно работает, по этому конкретному случаю какой-то ступор. Как только он получит эту справку, у него примут документы на восстановление в гражданстве и он получит паспорт, сможет записать на себя детей и устроиться официально на работу, — отмечает Юлия Грехнева.
Среди лиц без гражданства можно выделить несколько категорий людей, говорит юрист правозащитной сети «Миграция и право» Ирина Некрасова. Первые — бывшие граждане СССР, которые приехали в Россию в конце восьмидесятых или начале девяностых из союзных республик и зачастую не осознавали, как меняется мир вокруг, особенно если это были люди в возрасте. После распада Советского Союза они не получили гражданства никакой страны.
— Они устроились на работу по паспорту СССР и спокойно жили, работали. А потом, например, когда подошло время оформлять пенсию, возникли проблемы с работодателем, люди хотели вступить в брак и т.д., вдруг выяснилось, что они не граждане не только России, но и других государств. Такие люди стали появляться в начале двухтысячных и есть до сих пор, — рассказала юрист. — Конечно, у них ситуация, в принципе, решаемая, но это требует времени, часто не одного года, и, конечно, усилий самого человека.
В этой же категории — те, кого привезли в Россию детьми либо они уже родились после переезда и чьи родители и сами не приобрели гражданства, и не подумали и о своих детях.
Вторая категория — те, кто попал в места заключения ранее и сейчас освобождается. У кого-то из них паспорта СССР, у кого-то, как у Валерия Копытина, документы утеряны, у кого-то никогда не было документов.
— Раньше после колонии их отпускали на все четыре стороны, сейчас помещают в центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ). И это большая проблема — человек отбыл наказание, но вновь попадает в место с ограничением свободы.
— И отпустить сразу тоже никто не имеет права, пока консульские учреждения не подтвердят, что эти люди не являются их гражданами, а это иногда занимает много времени. Кроме этого, часто государства, откуда они когда-то давно выехали, просто не признают таких людей, особенно осужденных или больных, своими гражданами. Тем, кто все-таки гражданами этих государств является, выставляют условия, что родственники должны согласиться принять этого человека. Эта ситуация, конечно, в корне неправильная. Если на территории РФ находится действительно человек без гражданства, то, конечно, необходимо помочь ему узаконить свое положение, но принимать своих граждан страны все-таки обязаны.
Это касается и тех, кто привлечен к административной ответственности и их должны выдворить за пределы РФ.
— К сожалению, большинство лиц без гражданства, освобожденных из ЦВСИГ за невозможностью их депортировать или выдворить, редко потом занимаются своей проблемой и так и продолжают жить без документов. Кто-то снова совершал преступление и отправлялся в колонию, а кто-то все-таки начинал процедуру досрочного погашения судимости и получения в дальнейшем гражданства, — говорит Ирина Некрасова.
Третья категория — люди, у которых вообще нет никаких документов, даже свидетельства о рождении, иногда они даже родились на территории России, иногда на территории бывшего СССР, но даже в этом случае проблему решить всё же возможно.
Никаких документов не оказалось у выходца из Узбекистана и при этом этнического корейца, с которым работала сеть «Миграция и право». Для установления личности таких людей есть специальная процедура. В том числе нужно найти знакомых, которые могут подтвердить, что знают этого человека.
— Конечно, нельзя привести людей с улицы, — говорит Ирина Некрасова. — Нужно подтвердить, что с этими людьми они вместе жили или вместе учились.
С актом об установлении личности и со справкой из консульского учреждения о том, что он не является гражданином страны исхода, с человеком начинают работать как с лицом без гражданства с последующей возможностью его приобретения. Но такой облегченный порядок работает только для тех, кто приехал в Россию (и смог подтвердить это) до ноября 2002 года. Те, кто приехал позже этого срока, после признания лицом без гражданства сначала получают разрешение на временное проживание, затем вид на жительство.
При этом, если человек без документов совершил преступление, его могут осудить без установления личности, поверив фактически на слово, как его зовут.
— Самое интересное, что в приговоре такому человеку могут написать, что он — гражданин Российской Федерации, в приговорах указывается гражданство. Вот такой парадокс — суд установил, но человек гражданином России, конечно, не является. Кроме того, осужденный может оказаться совсем другим человеком, были и такие случаи, — отмечает Ирина Некрасова.
Лиц без гражданства помещают за колючую проволоку в центр временного содержания иностранных граждан
Фото: Артём Устюжанин / E1. RU
Поделиться
Иностранцев ждут там депортации, а лиц без гражданства депортировать некуда
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU
Поделиться
В таких комнатах они живут месяцами
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Елена Красина (имя и фамилия изменены по просьбе героини. — Прим. ред.) приехала в Россию из Украины вместе с родителями в 1992 году, ей было 10 лет. В 1998-м, когда уже появились паспорта РФ, Елене в глухом поселке в тогда Пермской области выдали паспорт гражданки СССР, которые были еще в ходу. Спустя много лет в ответе на запрос местная миграционная служба сообщила, что у них просто не было новых бланков. Елена могла получить российский паспорт еще в 1998-м, но в итоге получила в конце 2020-го — после пяти с лишним лет борьбы за него.
У Елены тоже была судимость, в 2015 году она освободилась из колонии, а через год по совету знакомых обратилась в Региональный общественный фонд «Новая жизнь», помогающий людям, живущим с ВИЧ. К тому моменту она была в очень тяжелом состоянии, перенесла инсульт и менингит, после которых остались парализованными нога и рука. Так же, как и Валерий Копытин, обратиться в поликлинику за помощью она не могла.
Юристы «Новой жизни»
Фото: Дмитрий Емельянов / E1.RU
Поделиться
Как объясняет юрист «Новой жизни» Алёна Механошина, у Елены были основания для получения гражданства РФ — ее ближайшие родственники стали гражданами РФ, она большую часть жизни прожила на территории страны. Но сначала пришлось устранить главное препятствие — снять судимость. Дело в том, что претендовать на гражданство России могут люди только с погашенной судимостью.
— Она была в заключении 14 лет, считается, что обратиться за досрочным погашением судимости можно, когда после освобождения пройдет хотя бы половина от отбытого срока, то есть в ее случае 7 лет. Чтобы снять судимость, нужны справки с работы, положительные характеристики. А как человеку себя зарекомендовать, если он не может даже официально устроиться на работу? — говорит Алёна Механошина. — В 2016 и 2017 годах суд отказал Елене в досрочном погашении судимости, но в 2018 году судимость снял.
Справку об отсутствии гражданства Украины Елена Красина получила, еще находясь в колонии. В конце декабря 2020 года ей выдали российский паспорт, сейчас она оформляет инвалидность, чтобы начать хотя бы получать пенсию.
— Этот пробел в законодательстве — невозможность обратиться за гражданством, пока не погашена судимость, — просто выбрасывает людей из социума, — считает Алёна Механошина.
С этим согласна юрист сети «Миграция и право» Мария Полянина:
— Судимые — тоже люди. Да, у них за плечами преступление, порой серьезное, но мы не должны выбрасывать их из поля зрения. Мы, правозащитное сообщество, хотели бы, чтобы и они могли быстро получить гражданство, несмотря на наличие судимости. Ведь им ехать некуда, так или иначе эти лица среди нас, фактически граждане РФ. Либо дать им возможность получить вид на жительство. Тогда они смогут полноценно реализовать свои права и не загремят снова в ИК.
По словам Марии Поляниной, процедура получения гражданства длительная и непростая, зачастую самим апатридам в одиночку пройти ее не под силу, особенно тем, кто вернулся после длительного заключения. Многие сдаются.
— Если человек сам приходит в миграционную службу, ему там не станут объяснять подробно все действия, его консультируют поверхностно. И в работу его случай берут, как правило, только после наших многочисленных обращений, включая письменные к руководству миграционных органов, — говорит Мария Полянина.
С 23 августа этого года в России изменится законодательство, и лица без гражданства смогут получить определенные права. Речь об изменениях закона «О правовом положении иностранных граждан». Согласно ему, апатридам будут выдавать временные удостоверения личности лица без гражданства сроком действия 10 лет.
— Человек также будет обращаться в миграционную службу, пройдет процедуру установления личности, которая длится три месяца, затем, если подтвердится, что он лицо без гражданства, ему выдается удостоверение лица без гражданства, — объясняет Мария Полянина. — Этот документ будет удостоверять личность, с ним можно будет обратиться в банк, записаться в автошколу, трудоустроиться без разрешительных документов, но по-прежнему у лица без гражданства не будет никакого статуса и оно не сможет рассчитывать на медицинскую помощь, пенсионное обеспечение.
В России больше пяти тысяч лиц без гражданства
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Чтобы иметь социальные гарантии, нужно получить гражданство, а лица с непогашенной судимостью по-прежнему сделать этого не смогут.
— Закон хорош тем, что дает им хотя бы какой-то документ, но в целом он не облегчает процедуру получения гражданства.
Как следует из пояснительной записки к проекту закона, «неграждан» — тех, кого ни одно государство не готово признать «своим», — в России больше 5 тысяч.
Инфографика: Филипп Сапегин / E1. RU
Поделиться
Ранее мы рассказывали, как смог доказать свою личность и получить российский паспорт Джамшед Халимов. Также мы писали про Наргизу — девушку, которую в пять лет украл отец-узбек, после чего она осталась совсем без документов.
Путин утвердил порядок проживания в РФ жителей новых регионов без российского гражданства
27 апреля, 15:47,
обновлено 27 апреля, 16:43
МОСКВА, 27 апреля. /ТАСС/. Президент Владимир Путин подписал указ, которым утверждаются особенности правового положения жителей новых регионов, решивших не вступать в гражданство РФ. Соответствующий документ опубликован в четверг.
Согласно указу, иностранцами будут считаться те жители новых регионов, кто пожелал сохранить прежнее гражданство и не принес присягу гражданина РФ. То же самое касается граждан, проживавших на этих территориях и переехавших в Россию еще до 30 сентября 2022 года, но также отказавшихся стать россиянами.
Такие граждане и лица без гражданства смогут обратиться за выдачей вида на жительство (ВНЖ), при этом будут обязаны пройти государственную дактилоскопическую регистрацию и предоставить ряд документов. Указом установлено, что документы не на русском языке необходимо будет предоставить с переводом. При этом на самих территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей требование о засвидетельствовании перевода не будет применяться до окончания переходного периода.
Срок рассмотрения заявления о выдаче вида на жительство не должен превышать 20 рабочих дней. Поводом для отказа в выдаче ВНЖ может стать предоставление поддельных документов. Также указ устанавливает особенности регистрации таких граждан по месту жительства.
В числе прочего в документе говорится, что в отношении пожелавших сохранить прежнее гражданство лиц и лиц без гражданства за исключением некоторых случаев не будут приниматься решения о депортации, неразрешении въезда и нежелательности пребывания в РФ, о сокращении срока временного пребывания. В отношении таких граждан не будут применяться и решения об аннулировании ВНЖ, о лишении статуса беженца или временного убежища.
Депортация в случае угрозы
Также из документа следует, что жители новых территорий, которые не приняли гражданство РФ и таким образом признаются иностранцами, могут быть выдворены из России, если будут создавать угрозу ее национальной безопасности. В частности, речь идет о людях, выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, планирующих или финансирующих теракты либо экстремистские преступления. Это же касается тех, кто непосредственно ведет такую деятельность или помогает в ней, а также как-либо иным образом поддерживает терроризм и экстремизм.
Такие меры распространяются и на людей, посягающих на общественный порядок и безопасность, в том числе «участвующих в несанкционированном собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании». В отношении всех таких граждан в порядке, установленном законодательством, могут приниматься «решения о депортации, реадмиссии, административном выдворении из РФ, неразрешении въезда в РФ, сокращении срока временного пребывания, нежелательности пребывания (проживания) в РФ, лишении статуса беженца или временного убежища, об аннулировании вида на жительство».
В случае принятия такого решения человек обязан выехать из России в течение трех календарных дней со дня уведомления. «Лица, не исполнившие данной обязанности, подлежат депортации», — сказано в документе.
Медицина и трудовая деятельность
При этом до 31 декабря 2023 года иностранные граждане и лица без гражданства в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях освобождаются от обязанности проходить медицинское освидетельствование и иметь полис медицинского страхования.
Такие граждане вправе осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу или патента. Работодатели вправе привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к осуществлению деятельности без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование таких работников, а также без учета допустимой доли иностранных работников, установленной правительством, при условии подачи в территориальный орган МВД РФ, расположенный в Крыму, Ростовской области, либо в субъекте по месту нахождения.
Теги:
Путин, Владимир ВладимировичРоссия
Безгражданство: непростительная ситуация для миллионов людей
Твитнуть
Безгражданство — это юридическая проблема, затрагивающая миллионы людей во всем мире, но что на самом деле означает быть лицом без гражданства и что мы можем сделать, чтобы помочь тем, кто таковым является?
Что значит быть лицом без гражданства?
После того, как Вторая мировая война изменила мир, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека (ВДПЧ) 10, 19 декабря. 48, в которой излагаются основные права для всех людей и всех наций. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека гласит, что «каждый человек имеет право на гражданство» и что «[никто] не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». Однако, по данным Института безгражданства и инклюзивности, по состоянию на январь 2017 года почти 10 миллионов человек по-прежнему не имеют гражданства.
В 1951 году Организация Объединенных Наций определила термин «лицо без гражданства» как лицо, «которое не считается гражданином какого-либо государства в силу его закона». Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) было создано для оказания помощи беженцам после Второй мировой войны, включая многих лиц, оставшихся без гражданства. УВКБ ООН предлагает несколько объяснений того, как люди становятся лицами без гражданства, включая пробелы в законах о гражданстве, изменение границ, создание новых государств и рождение детей в других странах.
УВКБ ООН объясняет, что проблемы, вызванные пробелами в законах о гражданстве, сыграли значительную роль в возникновении безгражданства, приводя некоторые общие примеры. Рассмотрим ребенка, родившегося в государстве, в котором гражданство основывается исключительно на происхождении от гражданина этой страны. Если национальность родителей ребенка неизвестна, ребенок может остаться без гражданства, столкнувшись с трудной проблемой изменения своего статуса и лишенным основного права на гражданство. В качестве альтернативы представьте себе ребенка, родившегося в иностранном государстве, которое предоставляет гражданство только через родительские или семейные отношения. Если государство проживания родителя и ребенка предоставляет гражданство только на основании места рождения, то этот ребенок остается без гражданства. Хотя УВКБ ООН признает редкость таких ситуаций, эти примеры иллюстрируют важность и необходимость наличия хорошо составленных законов о гражданстве.
Более того, создание новых штатов, изменение государственных границ и изменения в законодательстве могут привести к безгражданству. УВКБ ООН отмечает, что в таких ситуациях группы меньшинств часто теряют свое гражданство. Поскольку существует множество способов, которыми люди могут остаться без гражданства, организациям, борющимся с безгражданством, предстоит непростая битва за искоренение этой несправедливости.
Лишенные гражданства лица без гражданства лишены элементарной, фундаментальной правовой защиты.
Без гражданства лица без гражданства остаются крайне уязвимыми, лишенными необходимой государственной защиты. Лица без гражданства не имеют гражданства ни в одной стране, и им приходится сталкиваться с вытекающими отсюда и зачастую ужасными последствиями. На веб-сайте Государственного департамента США агентство перечисляет некоторые из бесчисленных проблем, связанных с безгражданством.
Лишенные гражданства лица без гражданства лишены элементарной, фундаментальной правовой защиты. Прежде всего, лица без гражданства не имеют права голосовать или участвовать в управлении государством, поскольку они не считаются гражданами какой-либо страны. Без этого права у лиц без гражданства мало шансов продвигать свои интересы через представителей власти. Более того, безгражданство создает существенные сложности практически во всех аспектах жизни. Лица без гражданства часто не могут покупать, продавать или наследовать имущество; защитить свое финансовое будущее, открыв банковский счет, взяв кредит или начав бизнес; или получить удостоверение личности, например, водительские права, паспорта, свидетельства о браке или свидетельства о смерти.
Институт по вопросам безгражданства и интеграции (ISI) объясняет, что без идентификации лица без гражданства не имеют доказательств своего существования, что чрезвычайно затрудняет взаимодействие с государственными и неправительственными субъектами. Даже у себя на родине лица без гражданства без удостоверения личности сталкиваются с жесткими ограничениями на передвижение. Эти ограничения усиливаются при рассмотрении международных поездок. По данным ISI, лица без гражданства часто подвергаются произвольному аресту и задержанию даже в своей стране. В некоторых случаях задержание может продолжаться бесконечно, особенно в ситуациях, когда государство хочет выслать лицо без гражданства, но ни одна другая страна этого не допустит. В этих ситуациях лица без гражданства остаются без какой-либо защиты, без права отстаивать свои права и без какого-либо правительства, которое могло бы помочь от их имени.
Лица без гражданства не только сталкиваются с серьезными ограничениями на поездки, но и подпадают под действие других правил и практики. По данным ISI, многие из этих правил и методов являются суровыми и бесчеловечными, а в некоторых случаях приравниваются к преследованию. Хотя эти правила и практика различаются от страны к стране, ISI приводит несколько примеров этих несправедливых правил и практики, включая все, что угодно, от принудительного труда и вымогательства до ограничений на брак и репродуктивные права. Эти примеры демонстрируют, насколько суровы реалии многих лиц без гражданства во всем мире.
И Государственный департамент США, и ISI объясняют, что лицам без гражданства не хватает не только правовой защиты. Эти люди имеют минимальный доступ, если он вообще есть, к ключевым компонентам гражданского общества, таким как значимая занятость, здравоохранение или образование. Мало того, что лица без гражданства сталкиваются с этими суровыми наказаниями, они также чрезвычайно подвержены различным формам злоупотреблений со стороны неправительственных субъектов, поскольку у них нет правительства, которое могло бы их защитить или вмешаться от их имени. Эти злоупотребления включают насильственное перемещение, сексуальное и физическое насилие, торговлю людьми, эксплуатацию и многое другое.
Многочисленные международные соглашения фокусируются или указывают на проблемы, с которыми сталкиваются лица без гражданства.
Начиная со Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) в 1948 году, существует несколько международных соглашений, касающихся безгражданства. Будучи первой международной декларацией в своем роде, Всеобщая декларация прав человека стала прорывом в признании основных прав человека. Подготовленная представителями различных национальностей, ВДПЧ провозглашала «равные и неотъемлемые права всех членов человеческой семьи», так что «каждый человек и каждый орган общества, постоянно помня об этой Декларации, стремились путем обучения и воспитания способствовать уважению этих прав и свобод». Статья 15 Всеобщей декларации прав человека касается прав, необходимых для предотвращения безгражданства, включая право на гражданство, право не быть «произвольно лишенным» гражданства и право изменить гражданство.
Следуя ВДПЧ, Конвенция Организации Объединенных Наций о статусе апатридов 1954 г. (CRSSP) установила рамки международной защиты лиц без гражданства и минимальные стандарты обращения с ними. CRSSP требовал, чтобы с лицами без гражданства обращались так же, как с гражданами, «в отношении свободы религии и свободы давать образование своим детям». Что касается некоторых других прав, CRSSP требует, чтобы лица без гражданства «как минимум получали такое же обращение, как и другие неграждане». Он дополнительно защитил лиц без гражданства, предоставив им свободу передвижения и потребовав, чтобы «государства предоставили им документы, удостоверяющие личность, и проездные документы», если они находятся на законных основаниях. Хотя к CRSSP присоединились восемьдесят три страны, безгражданство по-прежнему остается серьезной проблемой.
Конвенция о сокращении безгражданства (CRS), принятая в 1961 году, дополнила CRSSP. Стремясь предотвратить безгражданство, CRS установил правила «предоставления и не лишения гражданства». Ключевой компонент CRS, статья I, требует от государств-участников предоставлять национальность или гражданство детям, рожденным на их территории, и детям, рожденным от граждан за пределами их территории. Кроме того, CRS запрещает государствам-участникам лишать гражданства своих граждан, если это приведет к безгражданству. По состоянию на ноябрь 2014 г. в CRS входило шестьдесят одно государство-участник.
Еще одно международное соглашение, касающееся безгражданства, Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) был принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1966 г. Статья 24 МПГПП посвящена правам детей на получение должны подвергаться дискриминации в отношении «расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения», а также «права на такие меры защиты, которые требуются в связи с его статусом несовершеннолетнего, со стороны его семьи, общества и государства». ICCRP был одним из первых международных соглашений, касающихся прав детей на получение гражданства.
Продолжая уделять внимание детям без гражданства, Конвенция о правах ребенка 1989 г. (КПР) затрагивала тот же вопрос. Статья 7 КПР устанавливает права детей на приобретение и сохранение гражданства и постоянное обязательство государств-участников по реализации этих прав, «в частности, если в противном случае ребенок был бы лицом без гражданства». Статья 8 также направлена на защиту «права ребенка на сохранение своей личности, включая гражданство», от «незаконного вмешательства». Статья 8 также требует от государств-участников предоставлять «соответствующую помощь и защиту с целью скорейшего восстановления его или ее личности» в ситуациях, когда ребенок «незаконно лишен некоторых или всех элементов своей личности». Конвенция о правах человека является самой ратифицированной конвенцией по правам человека в истории, насчитывающей 196 государств-участников по состоянию на октябрь 2015 г.
В 1997 г. Совет Европы и 27 стран подписали Европейскую конвенцию о гражданстве (ЕКН) с множеством целей. Эти цели были аналогичны целям других соглашений, включая стремление сократить и предотвратить безгражданство, способствовать единству между государствами-участниками, избегать дискриминации в вопросах, касающихся гражданства, и устанавливать правила, касающиеся гражданства. Текст ECN воплощает в себе сочетание правил, принципов и современных представлений о национальности. По состоянию на ноябрь 2018 г. ECN подписали 29 стран; однако только двадцать одна из этих стран ратифицировала его.
Несмотря на то, что существует множество международных соглашений, в которых основное внимание уделяется проблемам, с которыми сталкиваются лица без гражданства, им не удалось полностью искоренить эту проблему.
Международные соглашения и страны, подписавшие их, не единственные, кто выступает за прекращение безгражданства.
Огромное количество стран, участвующих в различных международных соглашениях, свидетельствует о коллективных усилиях разных стран мира по искоренению безгражданства. Однако международные соглашения и страны, подписавшие их, не единственные, кто выступает за прекращение безгражданства. Есть множество организаций, которые помогают в этих усилиях, в том числе несколько учреждений Организации Объединенных Наций и многие неправительственные учреждения. К этим неправительственным организациям относятся исследовательские организации, группы защиты интересов и многие частные лица.
Есть несколько учреждений Организации Объединенных Наций, которые рьяно защищают интересы лиц без гражданства. На протяжении более шестидесяти восьми лет Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) усердно работало над тем, чтобы помогать и защищать лиц без гражданства во всем мире. Созданное для помощи беженцам после Второй мировой войны, УВКБ ООН помогло более пятидесяти миллионам беженцев во всем мире, получив за свою работу две Нобелевские премии мира. В УВКБ ООН работает более 11 тысяч сотрудников, которые помогают беженцам в 128 странах мира. УВКБ ООН предприняло значительные усилия по борьбе с безгражданством, работая с другими учреждениями Организации Объединенных Наций, государствами и гражданским обществом над составлением отчетов о безгражданстве, проведением кампаний по повышению осведомленности и сбором подписей от отдельных лиц по всему миру.
Работая вместе с УВКБ ООН, многие другие учреждения ООН выступают за лиц без гражданства. К ним относятся Агентство ООН по делам беженцев, ЮНИСЕФ, Фонд ООН в области народонаселения, Всемирная продовольственная программа, Программа развития ООН, Управление по координации гуманитарных вопросов, Всемирная организация здравоохранения и Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу.
Помимо Организации Объединенных Наций существует множество организаций, которые выступают за лиц без гражданства и за прекращение безгражданства. Ярким примером является Международная обсерватория по безгражданству (IOS). Созданная в 2007 году IOS собирает данные, продвигает исследования и «выступает в качестве информационного центра для тех, кто занимается вопросами безгражданства».
Другой пример, Институт безгражданства и интеграции (ISI), является независимой некоммерческой организацией, основанной в Нидерландах в 2014 году. ISI выступает против безгражданства посредством исследований, обмена информацией и повышения осведомленности.
Аналогичным образом, Международная коалиция по вопросам содержания под стражей (IDC) состоит из более чем 400 гражданских обществ и отдельных лиц почти из 90 стран. IDC защищает, исследует и предоставляет услуги беженцам, ищущим убежища, и мигрантам, пострадавшим от иммиграционного задержания. Полезное исследование IDC по этому вопросу публикуется ежегодно с 2009 года.в своих годовых отчетах. Есть еще много организаций, выступающих аналогичным образом, включая Европейскую сеть по вопросам безгражданства, Женскую национальную инициативу и Программу правовой помощи беженцам в изгнании.
Соединенные Штаты являются активным участником глобальной борьбы с безгражданством. Государственный департамент Соединенных Штатов Америки является не только крупнейшим донором УВКБ ООН, но и совместно с УВКБ ООН выступает за защиту интересов. В частности, Инициатива по вопросам гражданства женщин (WNI), выдвинутая бывшим госсекретарем Хиллари Клинтон, помогает продвигать проблемы, связанные с гендерной дискриминацией, законами о гражданстве и другими проблемами, из-за которых женщины во всем мире остаются без гражданства. Соединенные Штаты также выступили соавтором резолюции по тому же вопросу под названием «Право на гражданство: женщины и дети» на 20-й сессии Совета ООН по правам человека в Женеве. В целом Соединенные Штаты, кажется, вносят свой вклад в помощь лицам без гражданства.
Надежда на будущее
Несмотря на то, что прилагаются значительные усилия, чтобы положить конец безгражданству, мы всегда можем сделать больше. Поскольку в мире по-прежнему есть миллионы лиц без гражданства, мы должны делать больше. У этих лиц без гражданства есть надежда, если мы продолжим глобальные совместные усилия, чтобы от их имени покончить с безгражданством.
Обязанность Европы защищать беженцев без гражданства
Улучшение доступа лиц без гражданства к натурализации и интеграции
- В чем проблема?
- Что я могу сделать как практикующий беженец на передовой?
- Что нужно изменить на уровне политики?
- Дополнительная справочная информация по проблеме и дополнительные ресурсы
В чем проблема?
Единственным решением проблемы безгражданства является получение гражданства. Барьеры на пути натурализации могут оставить лиц без гражданства не могут пользоваться своими правами и находятся в социально неблагоприятном положении .
- Права лиц без гражданства ограничены в некоторых контекстах, например, в отношении образования, здравоохранения, социальных пособий и занятости, что способствует длительной бедности и другому вреду.
- Лица без гражданства обычно не имеют права голоса, занимать политические посты или в полной мере участвовать в демократических процессах.
- Дети лиц без гражданства могут родиться лицами без гражданства, если законы не содержат полных гарантий предотвращения безгражданства в детском возрасте, нарушающих право детей на гражданство.
- Люди, которые остаются без гражданства в течение длительного времени, могут чувствовать себя изолированными и нежеланными, вызывая проблемы с психическим здоровьем и подавляя их потенциал для участия в жизни общества.
Что я могу сделать в качестве практикующего врача-беженца?
4 Rs: узнавать, записывать, ссылаться и читать!
- Признать безгражданство и его последствия
Не предполагайте, что у всех есть гражданство, что все лица без гражданства знают, что они не имеют гражданства, или что лица без гражданства будут выявлены в процессе проверки статуса беженца или определения статуса. Подумайте, сталкиваются ли люди без гражданства с повышенными барьерами на пути к натурализации, и, если необходимо, изучите этот вопрос подробнее.
- Сталкиваются ли лица без гражданства с препятствиями при натурализации, например, если у них нет определенных документов, таких как свидетельство о рождении и паспорт?
- Не могут ли лица без гражданства оплатить расходы на натурализацию, и связано ли это с прошлыми ограничениями их прав и возможностей?
- Можно ли смягчить/отменить какие-либо требования?
- Запись Отсутствие подтверждения гражданства и признаков безгражданства
Если вы обнаружите, что лицо может быть лицом без гражданства, запишите эту важную информацию во всех документах, касающихся этого лица. Если в форме нет полей, позволяющих точно зафиксировать эту информацию, сделайте пометку где-нибудь на форме об этом, чтобы была запись, и сообщите человеку об этом и о том, что это может быть важно в будущем. Также храните копии любых соответствующих документов в вашем деле, чтобы к ним можно было получить доступ позже, если это необходимо.
Большинство европейских стран имеют международные обязательства, которые требуют от них содействия натурализации лиц без гражданства, хотя на практике лица без гражданства часто сталкиваются со значительными препятствиями при получении гражданства.
- Обратитесь по телефону за консультацией, поддержкой и информацией к специалистам
Если вы обнаружите возможное отсутствие гражданства у лица, которое хочет натурализоваться, направьте его в организации, специализирующиеся на вопросах безгражданства и гражданства в вашей стране, чтобы узнать, могут ли они помочь. Некоторые из наших членов могут быть в состоянии помочь. Загрузите и используйте наш плакат-справочник / для лиц, занимающихся оказанием помощи беженцам, и наш краткий справочник для беженцев и лиц, ищущих убежища.
- Прочтите о безгражданстве, натурализации и интеграции. Ниже приведена дополнительная информация, а также на наших веб-сайтах (ссылки ниже).
- Упрощенная натурализация лиц без гражданства
- Право голоса беженцев
- Доступ к гражданству и его влияние на интеграцию иммигрантов
- Многие исследования показывают, что натурализация имеет положительную связь с интеграцией и социально-экономические и другие результаты ; например здесь и здесь.
Что нужно изменить на уровне политики?
- Государства должны соблюдать Конвенцию 1954 года о статусе апатридов и предусмотреть облегченную натурализацию в законодательстве и политике.
- Государства должны облегчать доступ лиц без гражданства к натурализации на практике , в том числе путем обеспечения точной регистрации и определения безгражданства и освобождения лиц без гражданства от требований к документации, сборов и требований к языку/тестированию, если это необходимо.
- Государства должны предоставить должностным лицам по вопросам гражданства подготовку о положении лиц без гражданства и препятствиях, с которыми они могут столкнуться в связи с требованиями натурализации.
- Государства и другие учреждения должны адаптировать доступ к интеграционным услугам для лиц без гражданства , чтобы обеспечить равный доступ к правам и возможностям.
Подробнее о выпуске и дополнительные ресурсы
Международное право признает, что основным решением проблемы безгражданства является доступ к гражданству, но люди без гражданства сталкиваются со многими препятствиями на пути к натурализации. Конвенция 1954 года о статусе апатридов требует от государств содействия натурализации и интеграции лиц без гражданства. Но очень немногие страны придерживаются этого обязательства; даже там, где существуют правовые положения, часто они не выполняются в полной мере.
Многие лица без гражданства систематически исключаются из формального образования или работы в странах их происхождения. Это может означать, что языковые курсы и профессиональная подготовка в Европе — это первый случай, когда лицо без гражданства получает доступ к формальному образованию. Кроме того, у лиц без гражданства может не быть документов, которые обычно требуются для подтверждения права на многие возможности получения образования или трудоустройства, например, свидетельства о рождении, свидетельства о предыдущем образовании, подтверждение официального опыта работы или рекомендательные письма.
Во многих контекстах значимый препятствий остаются для натурализации или интеграции лиц без гражданства. Например, в некоторых странах для подачи заявления на натурализацию требуется свидетельство о рождении. В других странах требуется паспорт или подтверждение отказа от прежнего гражданства. В некоторых странах процедуры натурализации очень дорогие, и с заявителей без гражданства не взимается плата (например, в Великобритании). Также могут быть требования к гражданству, языку или минимальному доходу.
Leave a Reply