Норвегия и ЕС: рядом, но не вместе
Накануне референдума о независимости Шотландии, назначенного на 18 сентября, многие в Европе задаются вопросом: как будут складываться взаимоотношения этой страны с Евросоюзом, если большинство шотландцев проголосует за выход из состава Великобритании? Автоматическое членство в ЕС Шотландии не гарантировано, но есть и другие модели взаимодействия с этой организацией. Так, одна из богатейших стран мира, Норвегия, известна тем, что, несмотря на весьма тесные экономические и политические связи с Евросоюзом, не спешит вступать в ЕС. Более того, последние опросы общественного мнения показывают, что евроскептицизм норвежцев растет. В чем причина?
По сравнению со многими западноевропейскими странами независимость Норвегия обрела достаточно поздно – начиная с XIV века страна жила под датской короной, а затем до 1905 года входила в унию со Швецией. Почти всю Вторую мировую войну, вплоть до мая 1945-го, Норвегия была оккупирована гитлеровской Германией. Оккупацию норвежское общество пережило крайне болезненно: бытует мнение, что события той поры лишь усилили в норвежцах стремление укрепить свою национальную самобытность.
Однако реалии послевоенной Европы диктовали – объединяйтесь! И нельзя сказать, что норвежцы к призыву остались безучастны. В 1958 году начинает работу предтеча ЕС – комиссия Европейского экономического сообщества, а уже три года спустя Норвегия, совместно с Данией, Великобританией и Ирландией подает заявку на членство в альянсе. Однако в 1963 году по ряду политических причин тогдашний президент Франции Шарль де Голль наложил вето на вступление в ЕЭС Великобритании, вследствие чего переговоры с тремя другими странами-претендентами даже не проводились.
После этого вопрос участия Норвегии в европейском интеграционном проекте поднимался неоднократно, но в историю страны вошли два момента. В 1972 году социал-демократическое правительство Трюгве Браттели провело общенациональный референдум по вопросу присоединения к ЕС. 53,5 процента норвежцев проголосовало тогда против, что вынудило команду Браттели уйти в отставку. Аналогичный сценарий повторился на референдуме 1994 года: несмотря на положительные итоги голосования в Швеции и Финляндии несколькими неделями раньше, 52,2 процента норвежских избирателей вновь отвергли идею вхождения страны в Евросоюз. Последние опросы показывают, что во всех 19 провинциях страны «нет» членству в ЕС говорит большинство населения. Даже в норвежской столице, Осло, где идея вступления в Евросоюз всегда пользовалась особой поддержкой, больше половины опрошенных предпочли отрицательный ответ.
Норвежцы видят, что в Норвегии все и так прекрасно, тогда как страны ЕС переживают финансовый кризис
– Норвежцы видят, что в Норвегии все и так прекрасно, тогда как страны ЕС переживают финансовый кризис, поэтому нет необходимости что-то менять в отношениях с Евросоюзом. Пока Норвегия интегрирована через Европейскую экономическую зону, норвежцы не придают значения тому, что страна остается на политической периферии Европы, – считает норвежский политик Трюгве Гульбрандт Норбю.
Идею присоединения страны к Евросоюзу активно продвигает Рабочая партия Норвегии. Социал-демократов в этом вопросе поддерживают норвежские правые – именно они на протяжении всех послевоенных лет настаивали на вхождении Норвегии в ЕС и НАТО. Сторонники европейской интеграции аргументируют свою позицию тем, что проблемы сегодняшнего дня ни одна страна не в состоянии решить в одиночку. И международное сотрудничество, считают они, необходимо норвежцам для того, чтобы сохранить те ценности и тот уровень жизни, к которым они привыкли. Вдобавок, по мнению Рабочей партии и их сторонников, нынешний Евросоюз в корне отличается от того, против которого в 1994 году голосовало большинство норвежцев, и в новых условиях Норвегия сможет обеспечить себе влияние в напрямую затрагивающих ее вопросах.
Другим аргументом сторонников ЕС является вопрос безопасности. Норвегия – страна небольшая, а членство в Евросоюзе снижает угрозу вооруженных конфликтов и гуманитарных катастроф. К тому же сотрудничество в сфере полиции и юриспруденции позволило бы норвежцам наилучшим образом противостоять организованной преступности. И наконец, третье, о чем говорят евроактивисты, – улучшение условий для бизнеса. Ведь расширение ЕС на восток и валютный союз создают проблемы для норвежского экспорта:
– Норвегия – маленькая страна с открытой экономикой, расположенная на окраине Европы. Половина всех товаров и услуг, производящихся здесь, экспортируется, при этом около 80 процентов экспорта идет в страны ЕС. Благосостояние норвежцев находится в прямой зависимости от успешных международных договоренностей в сфере торговли. В настоящее время с одним только Евросоюзом у нас подписано 74 обязывающих соглашения.
Результаты норвежского референдума о членстве в ЕС (1994)
Около трети всех норвежских законов и нормативных актов так или иначе связаны с общеевропейским законодательством, а до 70 процентов норвежских муниципальных законов и правил обязаны соответствовать критериям Брюсселя, разработанным, надо отметить, без участия норвежских политиков, – говорит председатель Европейского движения Норвегии, политолог Ян Эрик Гриндхейм.
Созданное в 1949 году Европейское движение Норвегии (Europabevegelsen i Norge), ассоциированное с Международным европейским движением, – это зонтичная структура, объединяющая сторонников присоединения к ЕС, вне зависимости от их партийной принадлежности. Участники движения, а их около 8 тысяч, считают, что лишь членство в Евросоюзе может дать Норвегии всю полноту ответственности за происходящее на континенте и позволит ей влиять на будущее как самой страны, так и всей Европы. Европейское движение Норвегии финансируется за счет господдержки и членских взносов, годовой бюджет организации – 4,5 млн норвежских крон, или чуть больше полумиллиона евро.
У их оппонентов дело поставлено на куда более широкую ногу. Организация «Нет ЕС» (Nei til EU), призванная, как следует из названия, помешать вступлению Норвегии в Евросоюз, насчитывает более 30 тысяч членов, ее отделения, в том числе молодежные, есть в большинстве норвежских коммун. Созданное в 1990 году движение стало ресурсным и информационным центром для координации деятельности всех организаций и политических партий – противников евроинтеграции Норвегии, а его члены – постоянными участниками всевозможных политических дебатов.
Говорит Вибеке Нильсен, активистка «Нет ЕС»:
Мои соотечественники не хотят стать частью европейской супердержавы! Я лично не хочу этого!
– У Евросоюза есть амбиции стать сверхдержавой – такой европейский вариант Соединенных Штатов Америки. Но мои соотечественники не хотят стать частью европейской супердержавы! Я лично не хочу этого! Более того, я не верю в идею супердержавы, решающей проблемы современного мира с помощью армий и оружия. Экология, нищета в странах третьего мира, развитие демократии – для решения этих проблем нужно сотрудничество суверенных наций, а не строительство новых централизованных сверхгосударств, – говорит участница движения «Нет ЕС» Вибеке Нильсен.
Сегодняшний высокий уровень недоверия норвежцев к Евросоюзу – во многом заслуга активистов движения «Нет ЕС», успешно противодействующих масштабной проевропейской PR-кампании. Так, много сил организация вкладывает в качественные, легко «считываемые» агитационные материалы, вроде нашумевших в Норвегии листовок «4 причины не вступать в ЕС».
Первой такой причиной названа демократия: противники евроинтеграции уверены, что ее в сегодняшнем ЕС поубавилось, и жители стран Евросоюза мало осведомлены о том, что происходит за закрытыми дверями в Брюсселе. Вторую причину авторы листовки видят в принуждении Евросоюзом бедных и развивающихся стран к заключению договоров о вступлении в зону свободной торговли. Подобные соглашения, по мнению норвежских евроскептиков, тормозят развитие местных производств, зато крайне выгодны транснациональным компаниям.
Премьер-министр Норвегии Эрна Солберг едина в своих евроскептических взглядах с большинством населения страны
Еще один аргумент против: ЕС стимулирует централизацию и рост объемов производства, а это, в свою очередь, ведет к перерасходу природных ресурсов, повсеместному использованию транспорта и загрязнению окружающей среды. И наконец, евроскептики выступают против того, что по некоторым важным международным вопросам Евросоюз, объединяющий 28 стран, голосует консенсусом. Члены организации «Нет ЕС» считают этот вопрос принципиальным, призывая к тому, чтобы Норвегия оставила за собой право высказываться по любой теме самостоятельно.
На данный момент более 70 процентов норвежцев не хотят видеть свою страну частью Европейского союза. Таковы данные последних опросов общественного мнения, проведенных по заказу норвежских газет Nationen и Klassekampen.
– Социологические исследования стабильно показывают, что возможность вступления в ЕС остается чисто гипотетической идеей для норвежцев. Однако парадокс в том, что сегодня именно Евросоюз в большей степени определяет политику норвежского государства, – говорит председатель организации «Нет ЕС» Хеминг Олауссен.
В его словах немало правды. Хотя Норвегия, как и соседняя Исландия, не входит в ЕС, она очень тесно с ним связана. Норвегия состоит в Европейской ассоциации свободной торговли, являясь тем самым частью Европейской экономической зоны, а с 1996 года имеет ассоциированное членство в Шенгенской зоне. Последнее решение норвежцев, к слову говоря, особо приветствовали другие скандинавские страны, желавшие сохранить скандинавский паспортный союз.
Парадокс в том, что сегодня именно Евросоюз в большей степени определяет политику норвежского государства
Сложившийся статус-кво не всегда приносит Норвегии пользу. Так, будучи участницей Европейской экономической зоны, страна обязана выполнять директивы Евросоюза в области торговли и социальной политики, но при этом, не обладая членством в ЕС, норвежцы не могут влиять на процесс принятия решений брюссельскими чиновниками. И хотя многие аналитики считают, что неучастие Норвегии в ЕС способствует сохранению собственного лица и интересов на международной арене, однако в экспертном докладе, подготовленном по заказу норвежского правительства, отмечается, что с годами страна все больше уступает требованиям, предъявляемым к ней Брюсселем.
Пришедшее к власти в минувшем году консервативное правительство во главе с премьером Эрной Солберг ставит перед собой задачу увеличить влияние Норвегии на вопросы европейской политики, в том числе и путем пересмотра нынешних договоренностей с ЕС.
Почему Балканским странам закрыт путь в ЕС и выгодно ли это России
Страны Западных Балкан уже более 15 лет пытаются интегрироваться в ЕС, но этот вопрос до сих пор остается открытым. На многочисленных саммитах по этому поводу традиционно заявляется о сохранении этого курса, однако серьезного прогресса в данном направлении нет.
Таким стал и саммит ЕС по Западным Балканам, прошедший на этой неделе в Словении. Как отмечает Politico, лидеры Евросоюза фактически признали, что
процесс входа Западных Балкан в состав объединения практически остановлен,
хотя и сказали о стабильной поддержке их присоединения.
Что не так с Западными Балканами
Всего на вхождение в состав ЕС претендуют шесть балканских государств — Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Сербия, Черногория и непризнанное Косово. И у каждой из этих республик — свои проблемы, не позволяющие достигнуть этой цели.
Сербия стягивает танки к границе Косова. Что происходит?
Всю неделю между Сербией и Косовом нарастает напряжение: стороны приводят свои силы в боевую. ..
26 сентября 09:00
К примеру, премьер-министр Северной Македонии Зоран Заев обвинил в блокировке вступления страны в Евросоюз Болгарию.
«Мы получили еще одно решительное подтверждение того, что только одно государство-член ЕС выступает против нашей интеграции и начала переговоров о членстве с Европейским союзом. Это оскорбляет граждан Северной Македонии македонский народ миролюбив, но он не может оправдать эту блокировку», — отметил политик.
Споры между Болгарией и Северной Македонией тянутся не первый год и связаны с двумя вопросами — историей двух государств и их языком. Первый момент касается того, что македонцы обвиняют болгар в «фашистской оккупации» их страны во время Второй мировой войны, что в Софии называют «освобождением». А второй связан с тем, что Болгария отказывается признавать существование македонского языка и в целом ставит под сомнение национальную идентичность македонцев, считая их болгарами, которые говорят на болгарском.
Учитывая, что Болгария входит в ЕС, она вполне может блокировать включения Северной Македонии в состав объединения до устранения всех спорных моментов. Однако македонцы идти на поводу у болгар отказываются, а попытка найти компромисс через объединенную комиссию экспертов двух стран не дала никаких результатов.
Вступление Северной Македонии в руководстве ЕС увязывают и с присоединением Албании, параллельно проводя заявки двух государств, поэтому ситуация с Болгарией фактически мешает и евроинтеграции албанцев — но это никак не влияет на позицию Софии.
Что касается других государств, то реальные переговоры по вступлению на данный момент идут лишь с Черногорией и Сербией. В случае первой каких-то особых проблем нет, страна постепенно движется к приведению своего законодательства к необходимым нормам. А вот с Сербией ситуация обстоит несколько иначе.
Главная проблема для Белграда — самопровозглашенная республика Косово. Сербия считает ее своей территорией, и это не сходится с позицией большинства стран ЕС. В итоге косовский вопрос тормозит как сербскую евроинтеграцию, так и вступление Косова в объединение.
Ну а Босния и Герцеговина никак не может провести конституционные реформы, в том числе для принятия законодательства ЕС, что Еврокомиссия требует от руководства страны еще с 2019 года.
Нужны ли ЕС эти государства
Как пишет Reuters, Евросоюз фактически отказался гарантировать будущее членство шести стран Западных Балкан в объединении, хотя в Брюсселе это активно опровергают. По информации агентства, некоторые страны ЕС, в том числе Франция и Нидерланды, не поддерживают расширения, опасаясь повторения истории с Болгарией и Румынией — их вступление привело к резкому скачку миграции в Великобританию, что называют одной из причин Brexit.
Наказать Россию. О чем говорится в докладе Европарламента
В Европарламенте предварительно согласовали проект доклада, который призывает укреплять военный потенциал…
13 сентября 22:46
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты сходятся на том, что на данный момент идея включения Западных Балкан в ЕС не слишком актуальна для объединения. Так, программный директор клуба «Валдай» Тимофей Бордачев уверен, что Евросоюзу эти страны в принципе не нужны.
«В отличии от стран Восточной Европы, которые ЕС нужно было быстро прихватить после распада СССР, чтобы выйти на российские границы, Западные Балканы совершенно не нужны западным европейцам. Их включение стратегически ничего не меняет и приносит только дополнительные расходы.
Поэтому вопрос с присоединением этих государств не решается и не будет решаться дальше. Вероятно, в ближайшие 10 лет не стоит ждать включения в ЕС той же Северной Македонии или Албании», — отметил эксперт.
С этим отчасти согласен и председатель Балканского клуба МГИМО Сергей Артемов. По его мнению, в последнее время Евросоюз очень сильно сбавил обороты евроинтеграции, изменив свою позицию по вопросу расширения объединения.
«Если посмотреть на текущие интеграционные процессы, то они сменили позицию с гипер-расширения на наращивание уровня жизни и экономической составляющей в уже интегрированных в ЕС странах. Опыт Болгарии и Румынии показал, что не всегда расширение Евросоюза бывает эффективным. Вдобавок, если говорить о Западных Балканах, то здесь существует ряд противоречий. Есть политические и экономические факторы, которые мешают интеграции в ЕС», — указал эксперт.
С точки зрения Артемова, ЕС вряд ли заинтересован в том, чтобы в скором времени принять страны Западных Балкан, хотя ЕС активно инвестирует средства в развитие этих государств.
«Сам процесс затормаживается достаточно сильно, и неизвестно, делается ли это целенаправленно, или это просто набор различных обстоятельств. Пока говорить о каких-то перспективах принятия тех или иных государств Западных Балкан в ЕС довольно сложно — все же сейчас ЕС больше концентрируется на решении своих внутренних проблем», — добавил эксперт.
Выгодно ли это России
При этом подобное отношение ЕС к Западным Балканам достаточно скептически оценивают в западных СМИ. К примеру, обозреватели Le Monde считают, что
отказ Евросоюза от расширения за счет стран этого региона может представлять угрозу из-за наращивания присутствия России и Китая.
По версии издания, ЕС не торопиться в вопросе присоединения Западных Балкан, хотя первые переговоры со странами стартовали еще в 2005 году. В то же время, Москва и Пекин активно применяют вакцинную дипломатию в этом регионе, усиливая свои позиции не только в регионе, но и в ряде стран объединения.
Против России и Китая: ЕС залил Балканы деньгами
ЕС и Балканские страны документально подтвердили, что Брюссель оказал региону больше помощи, чем кто-либо еще. ..
07 мая 00:49
С точки зрения Сергея Артемова из МГИМО, играет ли ситуация вокруг евроинтеграции Западных Балкан на руку России — вопрос сложный. По его словам, Москва не препятствует этим государствам в членстве в ЕС, стараясь развивать многосторонний диалог.
«Но брюссельский фактор, конечно, играет свою роль для государств, входящих в состав ЕС. К примеру, санкции против России невыгодны для ряда стран Евросоюза, но это общеевропейская политика и им приходится ей следовать. В таких условиях России взаимодействовать с Западными Балканами отчасти проще, так как они не связаны с ЕС полностью. Они не присоединились к антироссийским санкциям, и в целом у них нет брюссельского фактора, то есть нажима со стороны руководства Евросоюза», — отметил эксперт.
По мнению Тимофея Бордачева из клуба «Валдай», получает ли Россия выгоду от этой ситуации, зависит от того, как оценивать характер отношений Москвы с Евросоюзом и можно ли называть их враждебными.
«Если мы признаем, что наши отношения с Евросоюзом имеют враждебный характер, то российская сторона, конечно, заинтересована в сохранении суверенитета той же Сербии или Албании. В целом, если мы исходим из того, что отношения с ЕС враждебны, то чем больше будет беспорядка под боком у Евросоюза, наверное, тем больше это будет производить на него какое-то отрезвляющее воздействие», — резюмировал эксперт.
Украина может стать членом ЕС. Что бы это значило?
28 февраля 2022 года, через четыре дня после вторжения России в Украину, президент Украины Владимир Зеленский потребовал немедленного вступления своей страны в Европейский союз (ЕС). В ответ Европейская комиссия рекомендовала Украине повысить статус кандидата (вместе с Молдовой), и в июне двадцать семь лидеров ЕС единогласно одобрили эту рекомендацию. Хотя путь к полноправному членству, вероятно, будет долгим и трудным, получение кандидатуры прояснило ставки конфликта для украинского народа.
Что означает статус кандидата в ЕС?
Подробнее от наших экспертов
Лиана Фикс
Год спустя: как Путин неправильно понял Германию
Матиас Маттейс
Европейские уроки для американского экономического возрождения
Чарльз А. Купчан
Почему война Путина с Украиной — это просчет
До вторжения России в Украину было пять стран-кандидатов в ЕС: Турция (с 1999 г.), Северная Македония (с 2005 г.), Черногория (с 2010 г.), Сербия (с 2012 г.) и Албания (с 2014 г.). Теоретически любой кандидат может немедленно начать официальные переговоры о присоединении; на практике нет гарантии, что это произойдет быстро. В случае с Турцией, например, переговоры начались только в 2005 году, и с тех пор переговоры были заморожены. Кроме того, лидерам ЕС еще предстоит дать Албании и Северной Македонии зеленый свет для начала официальных переговоров о присоединении. Короче говоря, получение статуса кандидата в члены ЕС — это в основном символический жест.
Подробнее:
Украина
Евросоюз
Россия
Восточная Европа
Международные организации
Для Украины, страны, ведущей экзистенциальную войну с Россией, символизм будущего ЕС важен, но он также может породить ложные ожидания. Действительно, недавний опрос показал, что около 70 процентов украинцев рассчитывают вступить в ЕС в течение следующих пяти лет. Восемь правительств ЕС поддержали призыв Зеленского к ускорению процесса, но если ЕС радикально не пересмотрит свои критерии приема в члены, многие в Украине наверняка будут разочарованы.
Какие реформы необходимы для получения членства?
Весь мир на этой неделе
Еженедельный дайджест последних новостей CFR о самых важных событиях недели в области внешней политики, включающий краткие сведения, мнения и разъяснения.
Каждую пятницу.
Просмотреть все бюллетени >
Для вступления в ЕС необходимо соответствие «Копенгагенским критериям», которые основаны на трех столпах. Один из них политический и включает уважение демократии, верховенства закона и прав человека. Второй — экономический и требует, чтобы потенциальный член имел функционирующую рыночную экономику. Третий является административно-институциональным и влечет за собой включение ЕС acquis communautaire , свод общих юридических прав и обязанностей — около восьмидесяти тысяч страниц — который является обязательным для всех государств-членов ЕС.
Для некоторых новых членов, таких как Австрия, Финляндия и Швеция, все из которых присоединились к ЕС в 1995 г., эти критерии было относительно легко выполнить. Для других, особенно для стран с относительно молодыми демократиями и недавним переходом от плановой к рыночной экономике, этот процесс может занять годы, если не десятилетия. В случае с Украиной реалистичным был бы период от десяти до двадцати лет после окончания войны. Также возможно, что ЕС изменит свои критерии членства или включит новый уровень «ассоциированных» стран ЕС — статус, не являющийся полноправным членством, — в соответствии с тем, что предложил президент Франции Эммануэль Макрон в своей идее «европейского политического Сообщество.»
Подробнее от наших экспертов
Лиана Фикс
Год спустя: как Путин неправильно понял Германию
Матиас Маттейс
Европейские уроки для американского экономического возрождения
Чарльз А. Купчан
Почему война Путина с Украиной — это просчет
Осложняет ли приглашение Украины другие усилия по присоединению?
Это может вызвать раздражение у некоторых стран-претендентов, особенно на Западных Балканах. Босния и Герцеговина подала заявку в 2016 году, но еще не получила статус кандидата. Устремления Косово осложняются тем, что оно не является членом ООН из-за вето России в Совете Безопасности. А ранее в этом месяце ЕС не смог начать переговоры о вступлении с Албанией и Северной Македонией из-за продолжающегося вето против Северной Македонии со стороны члена ЕС Болгарии. (Албания также является заложником этого вето, потому что ЕС увязал потенциальное членство обеих стран в целях региональной стабильности.)
Президент Украины Владимир Зеленский встречается с канцлером Германии Олафом Шольцем (слева направо), президентом Франции Эммануэлем Макроном и премьер-министром Италии Марио Драги в Киеве 16 июня 2022 года.
Валентин Огиренко/Reuters
Есть некоторое беспокойство из-за ощущения, что Украина перепрыгивает через другие страны, у которых есть ясное европейское будущее. В то же время в большинстве столиц понимают, что путь Киева остается долгим и непростым, и что широко распространенное чувство солидарности с украинским народом оправдывает такой шаг. Это верно для Восточной Европы и Прибалтики, а также для таких стран, как Франция, которая долгое время относилась к расширению ЕС более скептически. В конечном итоге все двадцать семь лидеров ЕС с энтузиазмом поддержали кандидатуру Украины.
Подробнее:
Украина
Евросоюз
Россия
Восточная Европа
Международные организации
Есть ли прецедент принятия государства с оккупированной территорией?
ЕС создал прецедент принятия страны с неурегулированными границами с Кипром в мае 2004 года. На протяжении десятилетий остров был разделен турецкой оккупацией северного Кипра. По настоянию Греции Кипр был включен в крупнейшую волну расширения ЕС, в которую также вошли три страны Балтии (Эстония, Латвия и Литва), четыре страны Вышеграда (Чехия, Венгрия, Польша и Словакия), Мальта и Словения. Отношения между ЕС и Турцией осложнились отказом Брюсселя признать самопровозглашенную Турецкую республику Северного Кипра — тупиковую ситуацию, которую должно было разрешить вступление Турции в ЕС.
Таким образом, несмотря на возможность того, что Крым и часть украинского Донбасса могут остаться под контролем России в обозримом будущем, оспариваемые границы Украины не должны быть непреодолимым препятствием для Киева. Однако есть одно большое отличие от Кипра, которое усложняет дело Украины: Турция является страной-кандидатом в ЕС (по крайней мере, на бумаге), в то время как трудно представить, чтобы президент России Владимир Путин когда-либо подавал заявку на статус кандидата в члены ЕС.
Как процесс присоединения Украины может повлиять на конфликт с Россией?
Трудно сказать, как Путин отреагирует на дальнейшие шаги в этом процессе. В прошлом он ясно дал понять, что его главное противодействие — стремление Украины стать членом Организации Североатлантического договора (НАТО), а не ЕС. Точно так же он не возражает против членства Финляндии или Швеции в ЕС, но рассматривает их заявления в НАТО как провокацию. Тем не менее, революция Майдана 2014 года была спровоцирована тем, что президент Украины Виктор Янукович предпочел более тесные экономические связи с Россией, а не с ЕС. Свержение правительства Януковича весной 2014 года спровоцировало аннексию Москвой Крыма и тайную кампанию военной поддержки пророссийских повстанцев на востоке Украины.
Борьба Украины с российской агрессией, скорее всего, будет зависеть от увеличения финансовой и военной поддержки Запада, а также от дальнейшего ужесточения антироссийских санкций. Тем не менее, статус кандидата в члены ЕС дает украинскому народу долгожданный моральный подъем, поскольку теперь он знает, за что борется: за свободное, демократическое будущее, в котором он более полно интегрирован с Западом, и за реальную перспективу, пусть даже отдаленную. — членства в ЕС со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.
Часто задаваемые вопросы о ЕАСТ, ЕЭЗ, членстве в ЕАСТ и Brexit
Что такое ЕАСТ и чем она отличается от ЕС?
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) – это межправительственная организация, созданная в 1960 году Конвенцией ЕАСТ для содействия свободной торговле и экономической интеграции между ее государствами-членами (сегодня Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария), в Европе и глобально.
ЕАСТ не предусматривает политической интеграции. Он не издает законодательство и не создает таможенный союз.
Первой целью ЕАСТ была либерализация торговли между государствами-членами. В 1972 году каждое государство ЕАСТ заключило двусторонние соглашения о свободной торговле (ССТ) с ЕЭС. В настоящее время государства ЕАСТ имеют 29 действующих или ожидающих ратификации соглашений о свободной торговле, охватывающих 40 стран-партнеров по всему миру (за пределами Европы).
С 1994 года Секретариат ЕАСТ помогал Исландии, Лихтенштейну и Норвегии в управлении Соглашением о ЕЭЗ.
Секретариат ЕАСТ не участвует в управлении двусторонними соглашениями между Швейцарией и ЕС. С 2001 года Конвенция ЕАСТ постоянно обновлялась, чтобы привести ее содержание в соответствие с двусторонними соглашениями между Швейцарией и ЕС и Соглашением о ЕЭП. Это включает, например, положения о свободном перемещении лиц между всеми государствами ЕАСТ.
Могут ли государства-члены ЕАСТ также подписывать двусторонние соглашения о свободной торговле?
Да, государства ЕАСТ не обязаны по Конвенции о ЕАСТ заключать преференциальные торговые соглашения как группа. Они сохраняют за собой полное право заключать двусторонние соглашения с третьими странами.
Что такое Европейская экономическая зона – ЕЭЗ?
Европейская экономическая зона (ЕЭЗ) была создана в соответствии с Соглашением о ЕЭЗ, вступившим в силу в 1994 году. Его целью является расширение внутреннего рынка ЕС на три государства-участника ЕАСТ, создающие однородную Европейскую экономическую зону. Это основано на общих правилах и равных условиях конкуренции и предусматривает адекватные средства правоприменения на судебном уровне. Соглашение о ЕЭЗ гарантирует равные права и обязанности на внутреннем рынке для физических лиц и экономических операторов в ЕЭЗ. По состоянию на 1 февраля в ЕЭЗ входят 27* государств-членов ЕС и три государства ЕЭЗ — ЕАСТ — Исландия, Лихтенштейн и Норвегия.
На что распространяется Соглашение о ЕЭЗ?
Все соответствующее законодательство о внутреннем рынке интегрировано в Соглашение о ЕЭЗ, так что оно применяется на всей территории ЕЭЗ. Суть этих правил касается свободного перемещения товаров, капитала, услуг и людей на территории 30* государств ЕЭЗ. Кроме того, Соглашение о ЕЭЗ охватывает такие горизонтальные области, как социальная политика, защита прав потребителей, окружающая среда, корпоративное право, статистика, туризм и культура. Чтобы обеспечить равные условия конкуренции на всей территории ЕЭЗ, Соглашение о ЕЭЗ отражает правила конкуренции и государственной помощи договоров ЕС. Он также предусматривает участие в программах ЕС, таких как исследования и образование.
На что не распространяется действие Соглашения о ЕЭЗ?
Соглашение о ЕЭЗ не распространяется на общую политику ЕС в области сельского хозяйства и рыболовства, хотя и содержит положения о торговле сельскохозяйственной и рыбной продукцией. Он не влечет за собой таможенный союз и не включает общую торговую политику, общую внешнюю политику и политику безопасности, правосудие и внутренние дела, согласованное налогообложение или экономический и валютный союз.
Шенген не является частью Соглашения о ЕЭЗ. Однако все четыре государства ЕАСТ участвуют в Шенгене и Дублине на основании двусторонних соглашений. Все они применяют положения соответствующих Acquis.
Какой финансовый вклад вносят государства ЕЭЗ и ЕАСТ в ЕС?
Финансовые взносы государств ЕЭЗ, входящих в ЕАСТ, в ЕС в связи с Соглашением о ЕЭЗ являются двойными.
Во-первых, государства ЕАСТ, входящие в ЕЭЗ, вносят свой вклад в сокращение экономического и социального неравенства в ЕЭЗ посредством грантов ЕЭЗ. В настоящее время в число государств-бенефициаров входят Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Эстония, Греция, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Португалия, Румыния, Словакия и Словения. В дополнение к грантам ЕЭЗ Норвегия с 2004 года финансирует параллельную схему – гранты Норвегии. Период финансирования, охватывающий 2014-2021 годы, имеет общий финансовый пакет около 400 миллионов евро в год. Эти взносы управляются не ЕС, а Управлением финансового механизма ЕАСТ в сотрудничестве со странами-бенефициарами.
Во-вторых, государства ЕЭЗ ЕАСТ вносят свой вклад в программы и агентства ЕС, в которых они участвуют, на основе Соглашения о ЕЭЗ. Эти взносы добавляются к бюджету ЕС, увеличивая общий финансовый пакет соответствующих программ и агентств. В текущем многолетнем бюджетном периоде ЕС 2014-2020 годов общий вклад ЕЭЗ, ЕАСТ, в программы и агентства ЕС составляет примерно 460 миллионов евро в год.
Как выход Соединенного Королевства из ЕС повлияет на его членство в ЕЭЗ?
Соединенное Королевство (Великобритания) перестало быть Договаривающейся стороной Соглашения о ЕЭЗ после выхода из ЕС 31 января 2020 года. Это следует из двухкомпонентной структуры и статьи 126 Соглашения о ЕЭЗ, в которой говорится, что Соглашение о ЕЭЗ распространяется на территорию ЕС и трех государств ЕЭЗ, входящих в ЕАСТ. Тем не менее, в течение переходного периода Великобритания будет по-прежнему рассматриваться как государство ЕЭЗ (см. ниже).
Что такое переходный период и что он означает для отношений Великобритании со странами ЕЭЗ и ЕАСТ?
Статья 126 Соглашения о выходе между ЕС и Великобританией предусматривает переходный период до 31 декабря 2020 года. Из статьи 129 Соглашения о выходе следует, что в течение переходного периода Великобритания будет связана обязательствами, вытекающими из из международных соглашений, заключенных ЕС, включая Соглашение о ЕЭЗ. Государства ЕЭП и ЕАСТ согласились рассматривать Великобританию как государство-член ЕС в течение этого периода. Соответственно, права и обязанности, содержащиеся в Соглашении о ЕЭЗ, продолжают применяться между Великобританией и государствами-членами ЕЭЗ, входящими в ЕАСТ, до 31 декабря 2020 года9.0003
Какими будут торговые отношения между Великобританией и ЕАСТ после переходного периода?
По окончании переходного периода Великобритания станет третьей страной в соответствии с Соглашением о ЕЭЗ. Поскольку Соглашение о ЕЭЗ не устанавливает общей коммерческой или торговой политики, это означает, что торговые отношения между государствами ЕЭЗ, ЕАСТ, и Великобританией после переходного периода должны быть согласованы в ходе переговоров между государствами ЕЭЗ, ЕАСТ, и Великобританией. .
Как выход Соединенного Королевства из ЕС повлияет на граждан ЕЭЗ ЕАСТ и граждан Великобритании, которые уже проживают или работают в государствах ЕЭЗ ЕАСТ или Соединенном Королевстве?
Государства ЕЭЗ, ЕАСТ, и Великобритания подписали Соглашение о разделении 28 января 2020 года. Соглашение о разделении отражает соответствующие части Соглашения о выходе между ЕС и Великобританией и обеспечивает права граждан ЕЭЗ, ЕАСТ и Великобритании, которые уже проживают или работают. в странах ЕЭЗ, ЕАСТ или Великобритании соответственно. В дополнение к положениям о правах граждан Соглашение о разделении охватывает другие вопросы разделения, такие как товары, размещенные на рынке до окончания переходного периода, ПИС, продолжающееся сотрудничество полиции и судебных органов, судебные процедуры, защита данных и государственные закупки. институциональные положения.
Что делает ЕАСТ для подготовки к будущим торговым отношениям с Соединенным Королевством?
Государства ЕАСТ участвуют в многочисленных процессах, направленных на поддержание максимально тесных торговых отношений с Великобританией.
Диалог внутри ЕАСТ
Администрации четырех государств-членов ЕАСТ создали свои собственные внутренние структуры, работа которых сосредоточена не только на последствиях Brexit, но и на построении новых торговых отношений с Великобританией. Это включает назначение национальных координаторов на уровне старших должностных лиц и создание межведомственных рабочих групп.
Государства-члены ЕАСТ регулярно проводят консультации между собой в Совете ЕАСТ и на уровне министров, а также на специальных встречах национальных координаторов на уровне старших должностных лиц.
Существует особенно тесное сотрудничество между тремя государствами ЕЭЗ, ЕАСТ, на всех уровнях, как на регулярных встречах официальных органов, таких как Постоянный комитет, так и чаще на специальных мероприятиях, в том числе на уровне министров.
Диалог между ЕАСТ и Великобританией
Все страны ЕАСТ ведут двусторонний диалог с Великобританией с целью поддержания тесных экономических и торговых отношений после того, как страна покинет ЕС. Обсуждения с Великобританией последствий ее выхода из ЕС для отношений между ЕЭЗ, ЕАСТ и Великобританией начались сразу после референдума по Brexit.
Швейцария организовала несколько диалогов с Великобританией: (1) так называемый диалог о непрерывности, который касается горизонтальных вопросов и наблюдает за прогрессом в каждой области, и (2) конкретные диалоги в областях, в настоящее время охватываемых соглашениями между Швейцарией и ЕС.
Помимо различных диалогов и переговоров, Великобритания также проявляла значительный интерес к информации о ЕАСТ и ЕЭЗ. По просьбе Великобритании представители стран ЕАСТ и Секретариата встретились с членами различных комитетов Палаты общин и Палаты лордов, а также из Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.
Диалог ЕАСТ и ЕС
Между государствами ЕАСТ и ЕС в рамках Совета ЕЭЗ и Совместного комитета ЕЭЗ ведется тесный диалог о последствиях выхода Великобритании из ЕС для Соглашения о ЕЭЗ. Государства ЕЭП и ЕАСТ также поддерживают тесные двусторонние контакты с институтами ЕС как на уровне министров, так и на уровне высокопоставленных должностных лиц и экспертов.
Швейцария также поддерживает регулярные обмены с ЕС и его государствами-членами.
Поскольку Швейцария является государством-членом ЕАСТ, но не частью ЕЭЗ, какими будут будущие торговые отношения между Швейцарией и Великобританией?
Швейцария и Великобритания заключили и подписали несколько соглашений в таких областях, как торговля, миграция, воздушные перевозки, автомобильный транспорт, финансовые услуги и права граждан. Эти соглашения будут действовать до тех пор, пока не будут согласованы и вступят в силу новые ЗСТ. Из-за участия Лихтенштейна в швейцарской таможенной территории части этих соглашений также были распространены на Лихтенштейн.
Что Конвенция ЕАСТ говорит о новых государствах-членах?
В соответствии со статьей 56 Конвенции ЕАСТ «любое государство может присоединиться к Конвенции при условии, что Совет ЕАСТ решит одобрить его присоединение на таких условиях, которые могут быть изложены в этом решении».
Совет ЕАСТ является высшим руководящим органом ЕАСТ, в котором четыре государства ЕАСТ – Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария – встречаются на уровне послов или министров. Каждое государство-член представлено, и решения принимаются на основе консенсуса.
Если Великобритания подаст заявку на вступление в ЕАСТ, как отреагируют государства ЕАСТ?
Правительство Великобритании ясно дало понять, что не намерено подавать заявку на членство в ЕАСТ. Однако, если Великобритания попытается снова присоединиться к ЕАСТ, государства-члены ЕАСТ внимательно изучат заявку. Запрос на членство в ЕАСТ будет рассматриваться Советом ЕАСТ, где решения принимаются на основе консенсуса. Сейчас не время предрешать, каким будет результат, поскольку ЕАСТ остается открытой для изучения всех вариантов защиты интересов своих государств-членов.
Если Соединенное Королевство снова присоединится к ЕАСТ, станет ли оно автоматически участником Соглашения о ЕЭЗ?
Не автоматически, поскольку каждое государство ЕАСТ самостоятельно решает, подавать ли оно заявку на участие в Соглашении о ЕЭЗ или нет. Согласно статье 128 Соглашения о ЕЭП, «любое европейское государство, становящееся членом Сообщества, должно, а Швейцарская Конфедерация или любое европейское государство, становящееся членом ЕАСТ, может подать заявку на присоединение к настоящему Соглашению. Он направляет свое заявление в Совет ЕЭП». Совет ЕЭЗ принимает политические решения, ведущие к изменению Соглашения о ЕЭЗ, включая возможное расширение ЕЭЗ. Решения Совета ЕЭЗ принимаются на основе консенсуса между всеми государствами-членами ЕС, с одной стороны, и тремя государствами ЕЭЗ, ЕАСТ, — Исландией, Лихтенштейном и Норвегией — с другой.
Если Соединенное Королевство снова присоединится к ЕАСТ, станет ли оно также участником всемирных соглашений ЕАСТ о свободной торговле?
Любое государство, которое становится членом ЕАСТ, обязано подать заявку на присоединение к существующим соглашениям о свободной торговле ЕАСТ в соответствии со статьей 56 Конвенции ЕАСТ. Присоединение нового государства-члена к нашим ЗСТ может быть согласовано только с согласия другой Стороны или Сторон соглашения. Все наши соглашения о свободной торговле включают положения, регулирующие присоединение к соответствующему соглашению о свободной торговле, и предусматривают, что условия должны быть согласованы присоединяющейся стороной и всеми существующими сторонами соглашения о свободной торговле.
Если Соединенное Королевство снова присоединится к ЕАСТ, как это повлияет на:
Рыболовство – Конвенция ЕАСТ гарантирует свободную торговлю рыбой и другими морскими продуктами между государствами-членами. Таким образом, членство Великобритании будет означать лучший доступ к рынку в Великобритании для этих продуктов, чем сегодняшние государства ЕАСТ.
Сельское хозяйство – Когда речь идет о сельском хозяйстве, Конвенция ЕАСТ содержит конкретные обязательства по доступу на рынок в сельском хозяйстве для каждого государства-члена. Они должны быть согласованы для любого нового государства-члена в рамках процесса присоединения.
Миграция – Конвенция ЕАСТ гарантирует свободное передвижение людей между государствами-членами. Это также будет применяться между Великобританией и нынешними государствами-членами ЕАСТ в случае членства Великобритании в ЕАСТ.
Если Великобритания останется в таможенном союзе с ЕС, сможет ли она присоединиться к ЕАСТ?
Арт. 56.3 Конвенции ЕАСТ говорится, что новое государство-член ЕАСТ «должно подать заявку, чтобы стать участником соглашений о свободной торговле между государствами-членами, с одной стороны, и третьими государствами, союзами государств или международными организациями, с другой».
Leave a Reply