$37 млрд от перемены мест :: Экономика :: Газета РБК
Эксперты РСМД определили потенциал роста российского экспорта в дружественные страны
В крупнейшие дружественные страны Россия может перенаправить $37 млрд своего экспорта, оценили эксперты РСМД. Кроме Китая с Индией и помимо нефти и металлов перспективно торговать морепродуктами с Египтом и бумагой с Мексикой
Фото: Петр Ковалев / ТАСС
В крупнейшие страны, которые не ввели санкции, Россия потенциально может переориентировать нереализованный экспорт своей продукции на сумму $37 млрд. Такая оценка дается в докладе «Развитие ЕАЭС 2022+: стратегические задачи и требования времени» Российского совета по международным делам (РСМД), с которым ознакомился РБК. Его авторами стали эксперты из Всероссийской академии внешней торговли и чиновники Минэкономразвития.
В 2021 году (статистика по внешней торговле в 2022 году закрыта) на долю недружественных стран приходилось 56% всего российского экспорта (его общий объем $491,5 млрд). Часть выпавших поставок можно перенаправить на внутренний рынок, а часть — на сумму $37 млрд — переориентировать в неприсоединившиеся к торговым санкциям экономики, следует из доклада. По расчетам авторов, львиная доля таких поставок придется на Китай ($16 млрд), а всего среди крупнейших альтернативных рынков сбыта — 15 стран. Потенциально они могут закупать в России большой спектр товаров — от полезных ископаемых и металлов до ядерных реакторов, морепродуктов и бумаги. Авторы указывают, что проводили оценки на базе методологии Международного торгового центра (агентство ВТО и ООН).
Экономика
Россия перенаправила в дружественные страны почти четверть экспорта
Как писал РБК со ссылкой на данные Минэкономразвития, к концу 2022 года доля недружественных экономик в экспорте из России снизилась до 35%, а доля нейтральных и дружественных стран увеличилась с 42 до 65%. Исходя из показателей, приведенных министерством, экспорт в нейтральные/дружественные страны за январь—ноябрь составил почти $350 млрд.
Эксперты рассчитали, какую продукцию и на какие суммы Россия может продавать торговым партнерам дополнительно к уже существующим поставкам. В первой пятерке потенциальных получателей нереализованного экспорта с большим отрывом от Китая идут Индия, Турция, Египет и Вьетнам. Торговля с ними может ежегодно приносить по $2–4 млрд.
Эксперты РСМД привели следующие оценки перенаправления экспорта по разным категориям товаров.
- Самую большую сумму ($3,1 млрд) Россия может получить от дополнительных продаж минеральных продуктов (к ним относятся в основном нефть и нефтепродукты и в небольшой доле руда, зола и шлак) в Китай. На 2021 год ФТС оценивала поставки этих товаров в Китай в $50 млрд.
Политика
На фоне эмбарго импорт нефти из России в Индию вырос почти на 25%
- Еще на $3,7 млрд совокупно можно продавать в КНР цветные и черные металлы.
Эти же две категории товаров могут стать самыми крупными дополнительными закупками Турции — на сумму $2 млрд.
- В Индию прибыльнее всего перенаправить выпавшие поставки удобрений — на сумму $1 млрд. Перспективными рынками для сбыта удобрений также являются Китай, Вьетнам и Бразилия.
- Египет потенциально может закупать дерево и изделия из него на $0,5 млрд. Среди возможных к наращиванию поставок в эту страну — морепродукты на сумму $0,2 млрд.
- Во все страны, кроме Индии, Узбекистана и Алжира, потенциально можно поставлять из России товары из категории «машины и оборудование, ядерные реакторы и их части» — на общую сумму $2 млрд в год.
- Также в числе товаров нереализованного экспорта — пластик, продукция химической промышленности, зерновые, транспортные средства, бумага и картон, летательные аппараты и их части.
Авторы доклада также описали меры, которые необходимо принять, чтобы поставки нереализованного экспорта стали возможны. По их мнению, в большинстве случаев следует рассмотреть путь формирования зон свободной торговли между странами-импортерами и Евразийским экономическим союзом, куда Россия входит вместе с Казахстаном, Белоруссией, Арменией и Киргизией. С Египтом переговоры о создании зоны свободной торговли ЕАЭС уже инициированы, говорится в докладе. В случае с Узбекистаном рассматривается вопрос о его вхождении в ЕАЭС.
Изменение торговых потоков может негативно повлиять на экономики партнеров России по ЕАЭС, предупреждают авторы. Например, от заключения преференциального соглашения между ЕАЭС и только одним Китаем два члена ЕАЭС — Россия и Казахстан (через него идет транспортировка товаров в КНР) — выиграют, получив ежегодный рост ВВП на 0,2 и 0,6% ВВП соответственно (или $1 млрд и $3,7 млрд), а Армения, Белоруссия и Киргизия потеряют 0,19, 0,65 и 0,15% экономического роста. В денежном эквиваленте их потери составят $26 млн, $410 млн и $12,7 млн соответственно.
Экономика
Эксперты оценили, как Россия адаптировалась к «импортному шоку»
Впрочем, негативные эффекты для «малых» стран союза в результате интеграции с третьими странами могут быть нивелированы выигрышем от снижения барьеров внутри ЕАЭС, отмечают эксперты. Кроме того, учитывая значительный выигрыш России и Казахстана от интеграции с третьими странами в абсолютных величинах, может быть предусмотрен некоторый механизм компенсации потерь Армении, Белоруссии и Киргизии, предлагают они.
«Представляется, что такой «размен» позволит расширить возможности для формирования торговых соглашений с большей группой потенциальных партнеров, а также параллельно будет способствовать упорядочиванию «внутреннего контура» интеграции», — говорится в докладе.
«Принятие преференциальных соглашений между ЕАЭС и другими странами согласовывается всеми членами союза, а вопросы компенсации из-за изменения торговых потоков периодически возникают, механизмы для этого есть», — полагает главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. На фоне санкционного давления на Россию объемы внешней торговли в странах ЕАЭС выросли и едва ли переориентация торговых потоков, даже не через их территорию, принесет им «проигрыш», рассуждает она. «Деловая активность в ЕАЭС оживилась, а наращивание поставок в другие страны лишь укрепит ее, что в итоге выгодно для всех», — считает эксперт.
Санкции против России и Белоруссии коснулись и импорта в эти страны. По подсчетам экспертов Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ; данные приводятся в докладе), у стран ЕАЭС есть потенциал заменить выпавший импорт на $21 млрд уже в ближайшее время.
Экономика
Экономисты ЦБ оценили варианты замещения импорта в «новой реальности»
Государства — члены ЕАЭС обладают сравнительным преимуществом в производстве 59 из 462 идентифицированных товаров, импорт которых из стран вне союза составил в 2021 году $20,6 млрд, отмечается в докладе. В числе этих товаров легковые автомобили и запчасти для них, турбореактивные двигатели, бытовая техника (например, духовки), электрические проводники, товары текстильной промышленности и другие.
В сфере агропромышленного комплекса страны союза могут производить 28 товаров, импорт которых из недружественных стран оценивался в $4,5 млрд. В их числе зерноуборочные комбайны, прочие машины для уборки урожая, машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур, прочие органо-неорганические соединения, луковицы и другие.
«Большинство перечисленных категорий товаров, особенно продукции машиностроения и промышленности, производит сама Россия. В Белоруссии развито производство в сфере АПК, в Киргизии — текстиля. Только производство продовольственных товаров равномерно распределено по всем пяти странам», — отмечает Софья Донец.
Медведев пригрозил суду в Гааге российской гиперзвуковой ракетой
20 марта, 05:08,
обновлено 20 марта, 05:54
МОСКВА, 20 марта. /ТАСС/. Зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев считает, что в случае точечного удара российской гиперзвуковой ракетой по зданию Международного уголовного суда в Гааге НАТО не станет начинать войну. Об этом политик написал в понедельник в своем Telegram-канале, комментируя решение МУС о выдаче ордера на арест президента РФ Владимира Путина.
Читайте также
«Бесполезные ордеры»: мировая печать не видит большого смысла в решении МУС
По его мнению, «судьи МУС раздухарились напрасно», поднимая руку на крупнейшую ядерную державу.
«Увы, господа, все ходят под Богом и ракетами. Вполне можно себе представить точечное применение гиперзвукового «Оникса» из Северного моря с российского корабля по гаагскому зданию суда. Его не сбить, увы. И суд — лишь убогая международная организация, а не население страны НАТО. Поэтому и войну не начнут. Побоятся. И жалеть никто не будет», — написал Медведев, призвав судей «внимательно смотреть в небо».
Решение МУС приведет к чудовищным последствиям для международного права, убежден зампред Совета безопасности. «Решили судить президента <…> ядерной державы, не участвующей в МУС по тем же основаниям, что и США, и иные страны. Очевидно, что поступила максимально жесткая вводная», — написал политик.
«Понятно, что практической ценности никакой, но спасибо, что вспомнили», — указал Медведев. По его мнению, последствия для международного права будут чудовищные, поскольку это крах основ, принципов права, включая постулаты о неотвратимости ответственности. Медведев считает, что никто теперь ни в какие международные органы не пойдет, договариваться все будут между собой. «Все дурацкие решения ООН и других структур будут трещать по швам. Наступает мрачный закат всей системы международных отношений. Доверие исчерпано», — указал Медведев.
Почти нулевой авторитет МУС был «убит» еще тогда, когда суд ничего не смог сделать для расследования преступлений США в Афганистане и Ираке, заявил зампред СБ РФ. По его словам, с преступлениями США в Ираке и Афганистане связан самый дискредитирующий эпизод, который «убил» и так практически нулевой авторитет суда. «Суд обгадился по полной и ничего не смог сделать», — написал политик.
В целом Медведев назвал МУС «никому не нужным», созданным на базе Римского статута, в который не вступили крупнейшие страны. «Кого он привлек к ответственности? Три десятка никому не известных лиц», — отметил замглавы Совбеза. «Это вам не созданные ad hoc Нюрнбергский и Токийский трибуналы. Или даже сомнительный трибунал по Югославии. Оно и понятно», — добавил он.
По словам Медведева, судить страну и ее лидеров можно в двух случаях: «1) когда сама страна дико ослабела, почти утратила суверенитет и решилась признать суд над собой; 2) когда страна проиграла войну и капитулировала». «Иначе — невозможно. И это понимают все», — заключил он.
Политик констатировал, что система международного права окончательно обрушилась. «Признаемся: она и раньше была не особо эффективна. Особенно ее международные институты», — пояснил он. Медведев подчеркнул, что Лига Наций развалилась, Советский Союз раздумывал над выходом из ООН, конвенции и другие международные акты принимаются сейчас с трудом, «налицо полная ангажированность и диктат группы англосаксонских стран».
По мнению замглавы Совбеза, главный порок системы международного публичного права заключается в ее неэффективности. Медведев подчеркнул, что государства покидают разные институты ООН, ветируют решения СБ ООН и не хотят исполнять ангажированные акты Генассамблеи ООН. Причина заключается в их несправедливости, которая основана на недопустимости принуждения группой государств-суверенов таких же суверенных стран, отметил он. «Ибо in parem non habet imperium. Равный не имеет власти над равным», — добавил он.
Теги:
Путин, Владимир ВладимировичМедведев, Дмитрий АнатольевичАфганистанСШАИракРоссияЛьвова-Белова, Мария Алексеевна
Уровень инфляции — Страны — Список
Страна | Последний | Предыдущий | Артикул | Блок |
---|---|---|---|---|
Китай | 0,1 | 0,7 | /23 апреля | % |
Россия | 2,3 | 3,5 | /23 апреля | % |
Швейцария | 2,6 | 2,9 | /23 апреля | % |
Саудовская Аравия | 2,7 | 2,7 | /23 апреля | % |
Испания | 3,2 | 4.![]() | /23 мая | % |
Южная Корея | 3,3 | 4.2 | /23 мая | % |
Япония | 3,5 | 3,2 | /23 апреля | % |
Бразилия | 4,18 | 4,65 | /23 апреля | % |
Индонезия | 4,33 | 4,97 | /23 апреля | % |
Канада | 4,4 | 4,3 | /23 апреля | % |
Индия | 4,7 | 5,66 | /23 апреля | % |
Соединенные Штаты | 4,9 | 5 | /23 апреля | % |
Франция | 5.![]() | 5,9 | /23 мая | % |
Сингапур | 5,7 | 5,5 | /23 апреля | % |
Зона евро | 6.1 | 7 | /23 мая | % |
Германия | 6.![]() | 7,2 | /23 мая | % |
Нидерланды | 6.1 | 5,2 | /23 мая | % |
Мексика | 6,25 | 6,85 | /23 апреля | % |
Южная Африка | 6,8 | 7.![]() | /23 апреля | % |
Австралия | 7 | 7,8 | 23 марта | % |
Италия | 7,6 | 8.2 | /23 мая | % |
Великобритания | 8,7 | 10.![]() | /23 апреля | % |
Турция | 43,68 | 50,51 | /23 апреля | % |
Аргентина | 109 | 104 | /23 апреля | % |
Последние
Канадские акции закрылись с повышением
Уолл-стрит закрылась с повышением, книга выиграла неделю
Предстоящая неделя – 5 июня
Лукойл предотвращает ралли на Московской бирже
Британские акции растут после недельного падения
Нефть марки Brent Приближается к $76
Цены на нефть растут 2 %, Заседание ОПЕК+ ожидается
Бразильские фондовые индексы растут
Сухой индекс Балтийской биржи продлевает спад, сообщает еженедельное падение
Испанские фондовые индексы растут к концу недели
Холодная война | JFK Library
После Второй мировой войны Соединенные Штаты и их союзники, а также Советский Союз и его государства-сателлиты начали многолетнюю борьбу за превосходство, известную как холодная война. Солдаты Советского Союза и Соединенных Штатов не воевали напрямую во время холодной войны. Но две сверхдержавы постоянно враждовали друг с другом посредством политических маневров, военных коалиций, шпионажа, пропаганды, наращивания вооружений, экономической помощи и опосредованных войн между другими странами.
От союзников к противникам
Советский Союз и Соединенные Штаты воевали как союзники против нацистской Германии во время Второй мировой войны. Но союз начал рушиться, как только война в Европе закончилась в мае 1945 года. Напряженность стала очевидной в июле во время Потсдамской конференции, на которой победившие союзники договорились о совместной оккупации Германии.
Советский Союз был полон решимости иметь буферную зону между своими границами и Западной Европой. Он установил прокоммунистические режимы в Польше, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Румынии, Албании и, в конечном итоге, в Восточной Германии.
Когда Советы усилили контроль над Восточной Европой, Соединенные Штаты начали политику сдерживания, чтобы предотвратить распространение советского и коммунистического влияния в западноевропейских странах, таких как Франция, Италия и Греция.
В 1940-е годы Соединенные Штаты отказались от своего традиционного нежелания вмешиваться в европейские дела. Доктрина Трумэна (1947 г.) обещала помощь правительствам, которым угрожает коммунистическая подрывная деятельность. План Маршалла (1947 г.) предоставил миллиарды долларов экономической помощи для устранения политической нестабильности, которая могла открыть путь к коммунистическому поглощению демократически избранных правительств.
Франция, Англия и США управляли секторами города Берлина, расположенными глубоко внутри коммунистической Восточной Германии. Когда в 1948 году Советы перекрыли все автомобильное и железнодорожное сообщение с городом, Соединенные Штаты и Великобритания ответили масштабным воздушным транспортом, который снабжал осажденный город в течение 231 дня, пока блокада не была снята. В 1949 году Соединенные Штаты присоединились к Организации Североатлантического договора (НАТО), первому в американской истории взаимному военному и военному союзу. Создание НАТО также подтолкнуло Советский Союз к созданию союза с коммунистическими правительствами Восточной Европы, который был оформлен в 1955 Варшавского договора.
Мировая холодная война
В Европе разделительная линия между Востоком и Западом в течение следующих десятилетий оставалась по существу замороженной. Но конфликт распространился на Азию, Африку и Латинскую Америку. Борьба за свержение колониальных режимов часто переплеталась с напряженностью времен холодной войны, и сверхдержавы соревновались за влияние на антиколониальные движения.
В 1949 году коммунисты одержали победу в гражданской войне в Китае, и самая густонаселенная страна мира присоединилась к Советскому Союзу в качестве противника в холодной войне. В 1950, Северная Корея вторглась в Южную Корею, и Организация Объединенных Наций и Соединенные Штаты направили войска и военную помощь. Коммунистический Китай вмешался, чтобы поддержать Северную Корею, и кровавые кампании продолжались три года, пока в 1953 году не было подписано перемирие.
В 1954 году во Вьетнаме пал колониальный французский режим.
Соединенные Штаты поддерживали военное правительство в Южном Вьетнаме и работали над предотвращением свободных выборов, которые могли бы объединить страну под контролем коммунистического Северного Вьетнама. В ответ на угрозу в 1919 году была создана Организация Договора о Юго-Восточной Азии (СЕАТО).55, чтобы предотвратить коммунистическую экспансию, и президент Эйзенхауэр направил около 700 военнослужащих, а также военную и экономическую помощь правительству Южного Вьетнама. Усилия потерпели неудачу, когда Джон Ф. Кеннеди вступил в должность.
Ближе к дому кубинское движение сопротивления во главе с Фиделем Кастро свергло проамериканскую военную диктатуру Фульхенсио Батисты в 1959 году. Куба Кастро быстро попала в военную и экономическую зависимость от Советского Союза. Главный соперник Соединенных Штатов в холодной войне закрепился всего в девяноста милях от побережья Флориды.
Кеннеди и холодная война
Риторика холодной войны доминировала в президентской кампании 1960 года. Сенатор Джон Ф. Кеннеди и вице-президент Ричард М. Никсон пообещали укрепить американские вооруженные силы и занять жесткую позицию в отношении Советского Союза и международного коммунизма. Кеннеди предупредил о растущем советском арсенале межконтинентальных баллистических ракет и пообещал активизировать американские ядерные силы. Он также критиковал администрацию Эйзенхауэра за то, что она позволила создать на Кубе просоветское правительство.
Джон Ф. Кеннеди был первым американским президентом, родившимся в 20 веке. Холодная война и гонка ядерных вооружений с Советским Союзом были жизненно важными международными проблемами на протяжении всей его политической карьеры. В его инаугурационной речи подчеркивалось соперничество между свободным миром и коммунистическим миром, и он пообещал, что американский народ «заплатит любую цену, вынесет любое бремя, преодолеет любые трудности, поддержит любого друга, выступит против любого врага, чтобы обеспечить выживание и успех свобода.»
Залив Свиней
Перед инаугурацией Кеннеди был проинформирован о плане, разработанном при администрации Эйзенхауэра по подготовке кубинских изгнанников к вторжению на их родину. План предполагал, что поддержка кубинского народа и, возможно, даже элементов кубинских вооруженных сил приведет к свержению Кастро и созданию некоммунистического правительства, дружественного Соединенным Штатам.
Кеннеди одобрил операцию, и 17 апреля около 1400 изгнанников высадились в Кубинском заливе Свиней. Все силы были либо убиты, либо взяты в плен, и Кеннеди взял на себя полную ответственность за провал операции.
Гонка вооружений
В июне 1961 года Кеннеди встретился с советским лидером Никитой Хрущевым в Вене, Австрия. (См. ниже меморандум, в котором излагаются основные моменты разговора между президентом Кеннеди и Хрущевым во время их первой встречи за обедом.) Кеннеди был удивлен воинственным тоном Хрущева во время саммита. В какой-то момент Хрущев пригрозил отрезать союзникам доступ в Берлин. Советский лидер указал на ленинские медали мира, которые он носил, и Кеннеди ответил: «Надеюсь, вы их сохраните». Всего два месяца спустя Хрущев приказал построить Берлинскую стену, чтобы остановить приток восточных немцев в Западную Германию.
В результате этих угрожающих событий Кеннеди приказал значительно увеличить американские силы межконтинентальных баллистических ракет. Он также добавил пять новых армейских дивизий и увеличил национальную авиацию и военные резервы. Тем временем Советы возобновили ядерные испытания, и президент Кеннеди в ответ неохотно возобновил американские испытания в начале 1962 года.
JFKPOF-126-009-p0024. Меморандум, в котором излагаются основные моменты беседы между Джоном Ф. Кеннеди и Никитой Хрущевым во время их первой встречи за обедом в Вене 3 июня 19 года.61.
Во время этой встречи президент Кеннеди и премьер-министр Хрущев обсудили советское сельское хозяйство, космический полет советского космонавта Юрия Гагарина, возможность отправки человека на Луну и свои надежды на то, что между двумя странами будут хорошие отношения в будущем.
Дополнительная информация
JFKPOF-126-009-p0025. Меморандум, в котором излагаются основные моменты беседы между Джоном Ф. Кеннеди и Никитой Хрущевым во время их первой встречи за обедом в Вене 3 июня 19 года.61.
Во время этой встречи президент Кеннеди и премьер-министр Хрущев обсудили советское сельское хозяйство, космический полет советского космонавта Юрия Гагарина, возможность отправить человека на Луну и свои надежды на хорошие отношения между двумя странами в будущем.
Дополнительная информация
JFKPOF-126-009-p0026. Меморандум, в котором излагаются основные моменты беседы между Джоном Ф. Кеннеди и Никитой Хрущевым во время их первой встречи за обедом в Вене 3 июня 19 года.61.
Во время этой встречи президент Кеннеди и премьер-министр Хрущев обсудили советское сельское хозяйство, космический полет советского космонавта Юрия Гагарина, возможность отправить человека на Луну и свои надежды на хорошие отношения между двумя странами в будущем.
Дополнительная информация
JFKPOF-126-009-p0027. Меморандум, в котором излагаются основные моменты беседы между Джоном Ф. Кеннеди и Никитой Хрущевым во время их первой встречи за обедом в Вене 3 июня 19 года.61.
Во время этой встречи президент Кеннеди и премьер-министр Хрущев обсудили советское сельское хозяйство, космический полет советского космонавта Юрия Гагарина, возможность отправить человека на Луну и свои надежды на хорошие отношения между двумя странами в будущем.
Дополнительная информация
Кубинский ракетный кризис
Летом 1962 года Хрущев достиг секретного соглашения с кубинским правительством о поставке ядерных ракет, способных защитить остров от нового вторжения, спонсируемого США. В середине октября американские самолеты-разведчики сфотографировали строящиеся ракетные площадки. В ответ Кеннеди установил военно-морскую блокаду, которую он назвал «карантином», вокруг Кубы. Он также потребовал убрать ракеты и уничтожить объекты. Понимая, что кризис может легко перерасти в ядерную войну, Хрущев в конце концов согласился убрать ракеты в обмен на обещание Америки не вторгаться на Кубу повторно. Но окончание кубинского ракетного кризиса мало способствовало ослаблению напряженности холодной войны. Советский лидер решил выделить все ресурсы, необходимые для модернизации советских ядерных ударных сил. Его решение привело к серьезной эскалации гонки ядерных вооружений.
В июне 1963 года президент Кеннеди выступил на церемонии вручения дипломов Американского университета в Вашингтоне, округ Колумбия. Он призвал американцев критически пересмотреть стереотипы и мифы времен холодной войны и призвал к стратегии мира, которая сделала бы мир безопасным для разнообразия. В последние месяцы президентства Кеннеди напряженность в холодной войне, казалось, смягчилась, когда был заключен и подписан Договор об ограниченном запрещении ядерных испытаний. Кроме того, Вашингтон и Москва установили прямую линию связи, известную как «Горячая линия», чтобы уменьшить вероятность войны из-за просчета.
Вьетнам
В мае 1961 года Кеннеди санкционировал отправку 500 военнослужащих спецназа и военных советников для помощи правительству Южного Вьетнама. Они присоединились к 700 американцам, уже присланным администрацией Эйзенхауэра. В феврале 1962 года президент направил дополнительно 12 000 военных советников для поддержки южновьетнамской армии. К началу ноября 1963 г. число военных советников США достигло 16 тыс. человек.
Несмотря на то, что военное присутствие во Вьетнаме росло, Джон Кеннеди сказал интервьюеру: «В конечном счете, это их война.
Leave a Reply