соцутопия или несправедливость? – DW – 24.05.2016
Фото: Imago/ZUMA Press
Дана Регев, Александра Ёлкина
24 мая 2016 г.
Кибуцы — небольшие сельскохозяйственные поселения — один из символов Израиля. Они построены на принципах соцравенства и взаимопомощи. Но сейчас они все больше разъединяют общество.
https://p.dw.com/p/1Isvm
Реклама
До 40 процентов сельскохозяйственной продукции в Израиле до сих пор производится в кибуцах — небольших коллективных поселениях, во многом напоминающих советские колхозы. В основе таких объединений лежат классические социалистические принципы — совместное владение имуществом и равенство всех членов общины.
Население кибуца обычно составляет несколько сотен человек, занятых в сельском хозяйстве или промышленности. «Кибуцники», как здесь называют членов коммун, работают на молочных фермах, во фруктовых садах и даже вне территории поселения, складывая весь свой заработок в общий котел. Администрация кибуца затем выплачивает каждому члену общины одинаковую ежемесячную зарплату вне зависимости от того, чем он занимается и сколько денег отчисляет в общий бюджет.
На сегодняшний день на территории Израиля находятся 274 кибуца, в которых проживают около 150 тысяч человек — менее двух процентов населения страны. Хотя число жителей кибуцев постоянно сокращается, коммуны продолжают привлекать иностранных туристов, желающих увидеть уникальные поселения собственными глазами.
Элитарная культура?
То, где израильтянин родился и вырос — в кибуце или в городе — может во многом предопределить его дальнейшую судьбу. Жители кибуцев пользуются многочисленными преимуществами, к примеру, получают крупные льготы на коммунальные услуги или землю под строительство по крайне низким ценам.
«Несмотря на критику, кибуцы очень помогли создать государство практически с нуля», — говорит израильтянин Офир Маген, который вырос в кибуце и сейчас работает инвестиционным брокером в Тель-Авиве. По его словам, изначально израильская земля была бесплодной и непригодной для сельского хозяйства, однако кибуцникам удалось ее освоить.
Члены коммун обычно работают на молочных фермах или во фруктовых садахФото: Imago/Haytham Pictures/J. Roberts
28-летняя студентка Яхель Азулай Шараби не разделяет его мнения. «Это просто неправда», — говорит она. После эмиграции в Израиль дедушка и бабушка Яхель по распределению попали в город Димона, который в то время был не более чем транзитным лагерем, состоящим из бараков и обветшалых домов. «Они внесли не меньший вклад в развитие этой страны, чем кибуцы», -уверена студентка.
Дискриминация евреев из арабских стран?
Критики движения также указывают на неравное отношение властей к ашкенази, евреям с европейскими корнями, и мизрахи, выходцам из стран Ближнего Востока и Северной Африки. По их словам, жители кибуцев продолжают извлекать выгоду из земель, бесплатно доставшихся им или их предкам от государства. В то же время иммигранты из арабских стран были в принудительном порядке размещены в бедных промышленных городах.
«Израиль легитимизирует культуру кибуцев и способствует тому, чтобы она оставалась привилегированной и элитарной, идеалом, к которому все должны стремиться, — говорит Аран Вайцман, студент социологии из города Ашкелона на юге страны. — Члены коммун позднее служат в элитных армейских подразделениях и становятся пилотами или офицерами разведки лишь по той причине, что они выросли в кибуцах. Государство полностью поддерживает эту систему».
В Израиле считается, что выходцы из кибуцев привыкли тяжело работатьФото: Imago/Haytham Pictures/J. Roberts
Повод для гордости
Жители кибуцев обычно начинают работать в возрасте 12-13 лет. За свой труд дети получают возможность каждый год ездить на экскурсии или участвовать в других мероприятиях по своему выбору. Благодаря столь раннему приучению к труду, многих «кибуцников» считают усердными и дисциплинированными работниками, которые не боятся сложных задач.
«90 процентов людей, выросших в кибуце, указывают это в своем резюме», — говорит инвестиционный брокер Офир Маген. «Я сам бы тоже это сделал. Это не значит, что жители городов менее добросовестно исполняют свои обязанности, но обычно выходец из кибуца — более надежный вариант для многих работодателей. Это означает, что ты уж точно привык тяжело работать».
В то же время скептики подчеркивают, что тяжелого труда не боятся многие израильтяне. «Моих дедушку и бабушку высадили из грузовиков в Димоне, в то время как кибуцы получили огромное количество земель для обработки», — говорит студентка Яхель Шараби.
Ни имущества, ни накоплений
Те, кто вырастает в кибуцах, на время покидает их и затем возвращается обратно, могут получить землю или дом на территории общины бесплатно или по крайне низкой цене. А те, кто остается в кибуцах на всю жизнь, могут построить там свои дома и не должны покупать недвижимость.
Решение о том, принять ли назад «возвращенцев», принимается всей коммуной на общем голосовании. Обычно члены кибуца голосуют «за». В то же время люди, которые перебираются в кибуц впервые, должны передать все свое имущество в общий фонд: только тогда им позволяют приступить к интеграции в коммуну.
Несмотря на все преимущества, дети и внуки первых «кибуцников» не в восторге от сложившейся ситуации. «Они думали, что такая система будет существовать вечно, поэтому у них нет ни накоплений, ни личного имущества. Все, что они имеют, принадлежит кибуцу», — рассказывает Офир Маген. Многие общины обанкротились или были приватизированы. «Дом моих родителей не является их собственностью. Они ничего не могут оставить в наследство», — поясняет брокер. В то же время преимущества жизни в кибуцах все же перевешивают ее недостатки, отмечает он.
С этим аргументом соглашаются и критики движения. «Эти люди удерживают в своих руках большинство земель в этой стране и передают их своим детям незаконным и несправедливым путем», — говорит студентка Шараби. «Это современные феодалы», — заключает она.
Смотрите также:
Ближний Восток: без надежды на перемирие? (17.10.2015)
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Пропустить раздел Топ-тема
1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DW
На главную страницу
Счастье обетованное: как устроен быт в израильских кибуцах
Путешествия
Среди разлапистых китайских пальм и желтых кустов акаций одинаковые одноэтажные домики почти незаметны. На домах ни названия улиц, ни указателей — только номера квартир. Вдоль дороги — аккуратно огороженные клумбы с мятой, розмарином и шалфеем. Город-парк напоминает иллюстрацию райского сада, разве что львов, играющих с ягнятами, не видно.
Нурит Кацири, одна из старейших жительниц кибуца Шаар-ха-Голан в Иорданской долине, встречает меня у здания местной администрации. Рыжеволосой Нурит 79 лет, она любит велосипедные прогулки и каждый день по-прежнему ходит на работу.
— Знаешь, как сохранить вечную молодость? — говорит она мне улыбаясь. — Много трудиться, решать проблемы сообща и есть финики. Во всем Израиле не найти фиников вкуснее наших.
ИСТОРИЯ
Равные среди лучших
Кибуц — сельскохозяйственная коммуна в Израиле, созданная на основе общего имущества, самоуправления, одинаковых условий жизни и работы, разделения продуктов труда поровну между всеми членами. Первые кибуцы появились в начале XX века на территории Османской империи и Палестины — именно здесь, согласно священным текстам, находилась Земля обетованная.
Молодые евреи из разных стран приезжали сюда при поддержке Всемирной сионистской организации для создания сельскохозяйственных поселений. Когда в 1947 году ООН приняла план раздела Палестины на еврейскую и арабскую части, кибуцы стали основой для будущего государства Израиль: они смогли обеспечить его продуктами сельского хозяйства и сыграли большую роль в обороне страны во время войны за независимость.
В настоящее время только часть кибуцев сохранила традиционную форму, остальные разделили хозяйство на коллективную и частную собственность. Высший орган управления в кибуцах — общее собрание, которое еженедельно на голосовании решает текущие вопросы. Большинство кибуцев сегодня владеют заводами и занимаются турбизнесом.
Дети нового мира
Первые жители кибуца Шаар-ха-Голан, основанного как военный лагерь в 1937 году, были евреями из Польши и Чехословакии. Они приехали сюда, чтобы высаживать в пустыне райские сады и строить мир справедливости и всеобщего равенства.
— Мы были идеалистами, патриотами и на всю голову социалистами, — говорит Нурит. — Когда умер Сталин, все члены кибуца собрались в столовой, плакали и пели «Интернационал».
Пришедшие сюда люди хотели заниматься сельским хозяйством, но им пришлось воевать. Во время Арабо-израильской войны (1947–1949) Шаар-ха-Голан был разрушен армией Сирии. Еще почти полвека после восстановления подвергался обстрелам и атакам арабских террористов. Только в 1994 году, после подписания договора Израиля с Иорданией, для кибуца настали мирные времена.
Сегодня на территории коммуны раскинулись финиковые поля, плантации бананов и авокадо, миндальные рощи и арбузные грядки. На смену ручному труду пришли новейшие технологии, в том числе капельное орошение. При этом Шаар-ха-Голан — один из немногих кибуцев, которому удалось сохранить традиционный уклад в современных условиях.
Здесь до сих пор никто не получает зарплату. Для членов коммуны все бесплатно: электричество, прачечная, Интернет, медицинские услуги. Заработанные деньги поступают в общую кассу, откуда распределяются на оплату различных нужд.
— Чтобы сохранить прежний режим, нам пришлось стать очень богатым кибуцем, — смеется Нурит. — Работающие должны были содержать стариков, детей, больных и «паразитов» — тех, кто не хочет трудиться. Поэтому мы искали способ зарабатывать больше. Теперь мы уникальные социалисты, которые владеют акциями.
У кибуца Шаар-ха-Голан есть завод по производству труб для подогрева полов. 51% акций принадлежит кибуцу, остальные 49% распределены между его членами в зависимости от кибуцного стажа. Дивиденды с этих акций в общую кассу не сдаются: их можно потратить на личные нужды. Кроме того, каждый член кибуца, независимо от должности, получает определенную сумму на карманные расходы. Как говорит Нурит, «на одежду, мороженое и кино».
Можно выбрать товары в кибуцном магазине: в конце месяца часть карманных денег будет ему перечислена. Удобно, ведь цены здесь ниже, чем в городе, — на территории кибуца нет налогов.
Когда в 65 лет кибуцник выходит на пенсию, он может уже ни о чем не беспокоиться: коммуна обеспечит всем необходимым.
— У нас до сих пор (в 2016 году. — Прим. Vokrugsveta.ru) живы две основательницы кибуца — 102 и 106 лет. Светлые головы, живут самостоятельно, отдельно. Еще бы, ни стрессов, ни проблем. Сыты, одеты.
В кибуце работает общественная столовая, где по расписанию трижды в день накрывается шведский стол. На каждого члена кибуца ежемесячно выделяется виртуальная сумма на еду: из ее расчета готовят необходимое количество завтраков, обедов и ужинов. Но сегодня не обязательно, как раньше, питаться только в общей столовой. Можно перенаправить деньги в магазин и каждый месяц на эту же сумму набирать продуктов и готовить дома.
Зато никто из членов кибуца не вправе владеть личным автомобилем. Автопарк тут общий: 80 машин на 300 человек. Если кому-то требуется ехать в город, достаточно отметить в электронном журнале учета номер взятого автомобиля. Бензин оплатит кибуц. На территории самой коммуны машины никому не нужны. По дорожкам разъезжают велосипедисты: рядом со взрослыми важно крутят педали малыши. Серьезные бабушки передвигаются на трехколесных креслах с мотором. Мамы толкают по асфальтовым дорожкам деревянные манежи с толстощекими младенцами.
— Сегодня дети живут в семьях, с родителями, — говорит Нурит. — А раньше их с младенчества воспитывали в специальных детских домах. Во-первых, там условия были лучше. Во-вторых, так растили новое поколение, для которого коллектив важнее личного. С родными дети встречались на четыре часа в день. Многие такую систему осуждали. Но я считаю, что главное — не количество времени, а качество. Тогда эти часы полностью посвящали детям.
На территории кибуца есть школа, а на высшее образование (бакалавриат) каждому студенту выделяют деньги соответственно стоимости обучения в выбранном вузе Израиля. Но учиться можно и за границей. Тогда выплачивается усредненная сумма, а недостающие деньги студент вносит сам. Если выпускник решит после учебы не возвращаться в кибуц, деньги отдавать не надо. Если же возвращается — предоставляют комнату в коммуналке и помогают устроиться на работу.
Жилищные условия зависят от членского стажа. Молодоженам выделяют квартиру в одном из общих домов. Когда старшему в семье исполняется 40 лет, Шаар-ха-Голан строит для них дом стоимостью в полмиллиона шекелей.
На улице семейных домов тихо и по-домашнему уютно. На лужайках разбросаны игрушки, кто-то оставил накрытый к чаю стол на веранде, на одной из дверей детским почерком написано: «С возвращением, папа».
— Мы живем в раю, — Нурит обводит рукой кибуцное хозяйство, — но и в раю бывают проблемы. Уходит молодежь. У меня четыре дочери, и все ушли из кибуца. Говорят, не хотим жить в обществе, где трудяги и бездельники получают одинаково. Хотим знать, сколько мы стоим.
СПРАВКА
271 — общее количество кибуцев в Израиле. Примерно 125 из них появилось до образования государства Израиль. Около 60 функционирует по оригинальной модели. Порядка 20 являются религиозными кибуцами.
160 000 человек проживает в кибуцах (~2,1% еврейского населения Израиля).
47% сельскохозяйственной продукции Израиля производится в кибуцах. Вклад в промышленность — 8%, в туризм — 10%.
Поколение разочарованных
В 1980-е годы в Израиле произошел экономический кризис, который сильно ударил по кибуцам. Многим пришлось отказаться от прежних принципов и частично коммерциализироваться. Именно этот путь выбрал кибуц Эйн-Геди.
С одной стороны — безжизненные Иудейские горы, с другой — соленое Мертвое море, между ними, на месте прежней пустыни, — оазис: двухэтажные домики теряются среди молодых баобабов, «шагающих» бенгальских фикусов и других тропических растений. На полив этого сада идет вода из ручьев Давид и Аругот и минерального источника Эйн-Геди, в честь которого и названа коммуна.
70-летний пенсионер Мани Гал водит меня по угодьям, жалуясь на то, что их кибуц небогат:
— В молодости мы думали, что земли и воды будет достаточно для сельского хозяйства. Потребовалось 15 лет, чтобы понять: надо заниматься туризмом. Слишком поздно. Успели понаделать долгов.
Сегодня кроме сельскохозяйственных угодий и ботанического сада прибыль кибуцу приносит завод минеральных вод, заповедник с водопадами и развалинами древнего храма и спа-центр. К пляжам Мертвого моря курсируют автобусы.
— Когда ты живешь в бедности, — рассуждает Мани Гал, — разумно делить все поровну. Ведь делить особо нечего. Правило «каждому по потребностям» было выполнить легко, пока потребности были скромными. Но потом люди начали оглядываться на других и захотели жить лучше.
Чтобы повысить уровень жизни, кибуц влез в долги и начал выплачивать зарплату — всем одинаковую. В домах появились личные телевизоры, чайники, кофеварки. Но зарплаты были небольшие, приходилось выбирать, что приобрести. Люди стали сравнивать, кто сколько работает, кто сколько сдает денег в общую кассу. Принцип равенства дал трещину: в 2001 году зарплата стала дифференцированной, людям разрешили приватизировать дома.
Несмотря на все изменения, Эйн-Геди остается кибуцем: все решения принимаются на коллективном собрании, есть система общего хозяйства (все 210 членов — владельцы гостиницы, спа-центра и завода), кибуц поддерживает доход каждого члена выше прожиточного минимума. Именно последний пункт стал самым привлекательным для людей со стороны.
— Когда работников не хватало, мы пробовали решить вопрос через программу «Первый дом на родине», по которой Израиль финансирует возвращение репатриантов, дает им возможность жить и работать в кибуцах. Мы надеялись, что так найдем новых молодых членов, жадных до работы. Но стали прибывать совсем другие люди, — качает головой Мани, — те, кто хотел спрятаться от принятия решений, стремился не трудиться, а получать пособия.
Правда, пособие полагается только члену кибуца, стать которым может только гражданин Израиля не старше 35 лет, отслуживший в армии и не имеющий судимости или долгов. Кроме того, в зависимости от правил конкретного кибуца, общине надо либо выплатить порядка 60 тысяч шекелей, либо переписать на нее собственность, либо просто отработать на хозяйство несколько лет. После испытательного срока на коллективном собрании голосуют за или против нового товарища.
— Отказывают редко, — говорит Мани, — все-таки нам очень не хватает рабочих рук. Мне кажется, мы пока так и не вышли из кризиса.
Воскрешение смыслов
Члены кибуца Сде-Элияху с таким мнением не согласны. Наоборот, как считает 43- летняя Ронит Яакоби, специалист по связям с общественностью, сейчас люди вновь заинтересовались кибуцным движением. Иностранная молодежь приезжает в ульпаны — центры по изучению иврита, местная увлекается агротуризмом и волонтерской работой на полях.
— Сегодня жизнь многих проходит в Сети. Людям не хватает живого общения. У нас же здесь лучшие средства от одиночества — религия и наука.
Сде-Элияху — религиозный кибуц, основанный в 1938 году. Казалось бы, это противоречит идее первых кибуцев, отказавшихся от религии ради строительства нового мира. Но в Сде-Элияху нашли время и на труд, и на молитву.
Первыми на полях высадили семь плодов Святой земли, указанных в Торе: пшеницу, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики. Изображениями именно этих растений украшены стены местного детского сада.
— В кибуце 270 взрослых и 210 детей, — рассказывает Ронит. — Мы стараемся привить детям важные жизненные принципы: надо трудиться и учить Тору. В остальном даем полную свободу.
На разных сторонах главной площади возвышаются, как два символа, здания общей столовой и синагоги. Ронит гордится тем, что в синагоге тоже соблюдаются принципы равенства: две субэтнические группы евреев — ашкеназы и сефарды — молятся под одной крышей. В кибуце считают, что религиозные разногласия можно забыть, если есть общее дело. Таким делом стала работа на местных полях.
В начале 1980-х член кибуца Марио Леви задумался, как избежать обработки полей ядохимикатами. Было много проблем с вредителями и сорняками, но от химии страдал урожай. Марио доказал, что можно решить проблемы естественным путем.
На кибуцной машине мы с Ронит проезжаем мимо финиковых плантаций. Среди деревьев мелькают белые домики для сипух и пустельги, которые охотятся на мышей-полевок днем и ночью. В тени лениво отмахиваются от мух ослики — они поедают сорняки. Но главная гордость Сде-Элияху — Bio-Bee, один из крупнейших в мире комплексов по разведению полезных насекомых. Здесь выращивают земляных шмелей, опыляющих парниковые растения, разводят боевых клещей, клопов и ос, паразитирующих на урожайных вредителях. Таких полезных насекомых затем продают на плантации по всей стране и даже за границу.
— Нам постоянно нужны молодые специалисты. Ведь столько областей натурального сельского хозяйства требуют разработок. А кибуц для такой деятельности — лучшее место, — говорит Ронит. — У нас не нужно думать о бытовых вопросах: ученые могут полностью посвятить себя исследованиям. Это и привлекает к нам молодежь — возможность творить и общаться, не отвлекаясь на быт.
Матерь кибуцев
Несмотря на попытки удержаться в рамках социалистических идей, за последние годы кибуцное движение стало более капиталистическим и религиозным. Но в то же время кибуцы для израильтян остаются символом народного подвига. Именно эти сады в пустыне были фундаментом государства Израиль. Дгания-Алеф, самый первый кибуц, начал свой путь в 1910 году. И до сих пор при любой перемене ветра все взгляды устремляются к нему — выстоит ли, выдержит ли давление современного мира идея столетней давности?
Тамар Галь-Сарай, внучка основателей Дгании, встречает меня на лужайке в «исторической» части кибуца. Теперь это место стало музеем: металлические фигуры отцов-основателей, каменные домики — точные копии построек первых поселенцев. В семье Тамар из поколения в поколение передается история, как десять мужчин и две женщины бежали из Российской империи от еврейских погромов и поселились на земле Порты (Османской империи), будущей территории государства Израиль.
— Все, что у них было, — молодость и самоуверенность. Они хотели возвести сады на земле обетованной, а сами ни разу лопату в руках не держали, — смеется Тамар. — Они бредили идеями равенства и первое, что сделали, — собрали всю одежду и обувь, бросили ее на землю и разделили поровну. Хорошие ботинки оказались одни, их носили по очереди.
На выжженной солнцем земле у Галилейского моря поселенцам приходилось несладко. Коммунары были вынуждены сражаться и с природой, и с бедуинами. Но их поддерживала вера в новый мир.
— Они были апикойресы — еврейские безбожники. Верили только в землю и работу. Отказались от частной собственности, семьи — всего, что могло отвлечь от строительства новой жизни.
Принципу первых поселенцев «от каждого по способностям, каждому по потребностям» кибуцу удавалось следовать почти сто лет. Но чем меньше трудностей, тем меньше причин цепляться за старые идеи. Дгания-Алеф, матерь кибуцев, вступила на путь перемен в 2005 году. Но, как и в прежние времена, здесь продолжают жить не так, как велят традиции или правила, а как решат все члены на общем собрании. К примеру, в этом кибуце дети не становятся членами по праву рождения. Достигнув 18 лет, каждый выбирает: быть активным членом общества или нет. Но мало захотеть самому — вопрос о приеме в кибуц ставится на общее голосование. Если большинство будет против, придется смириться.
Дгания — единственный кибуц, где есть касса для «особых случаев», которой может воспользоваться любой член коммуны, если случилось что-то непредвиденное. В эту кассу кибуцники отчисляют деньги всю жизнь. Когда у Тамар обнаружили рак, кибуц оплатил ей не только лечение за границей, но и транспорт, лекарства, проживание за рубежом.
— Здесь работает уже пять поколений, — говорит Тамар, — и праправнуки первых поселенцев знают, что быть членом Дгании — значит не просто пользоваться привилегиями, которые дает наш образ жизни, а нести личную ответственность друг за друга. Многие ставят нам в вину, что мы отказались от принципа «каждому по потребностям, от каждого по способностям». И что такого? Мы по-прежнему принимаем решения все вместе, ведем общее хозяйство. Наш эталонный социализм перерос в эталонную демократию. Нас часто упоминают в статьях и исследованиях. Если снимают передачу, едут в Дганию. Недавно даже Познер из России приезжал. Все хотят дать оценку тем идеям, которые принесли на эту землю 100 лет назад 12 молодых ребят. По мне, пусть оценивают. Мы живем, как нам нравится. Именно этого и хотели наши деды.
ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Израиль
Столица: Иерусалим
Площадь: 20 770 км2, 149-е место в мире
Население: 8 541 000 чел., 98-е место (9 460 000 чел. в 2022 году, 99-е место)
Плотность населения: 411 чел/км2
ВВП: 306,2 млрд долл., 35-е место (~ 467,5 млрд долл. в в 2021 году, 30-е место)
Достопримечательности: Мертвое море, заповедник Эйн-Геди, крепость Масада, Старый город Иерусалима, Бахайские сады в Хайфе.
Традиционные блюда: фаршированная рыба, форшмак, хумус, фалафель, цимес.
Традиционные напитки: лимонана (натуральный лимонад с мятой), черное пиво (безалкогольное), кошерное вино.
Сувениры: косметика на основе солей и грязи Мертвого моря, амулет «Звезда Давида», финики.
Расстояние от Москвы до Тель-Авива ~ 2650 км (от 4 часов в полете)
Время летом совпадает с московским, зимой отстает на час
Виза россиянам не нужна
Валюта новый израильский шекель (10 ILS ~ 3,2 USD в 2022 году)
Фото: Getty Images (x3), Legion-media, Reuters / Pixstream (x9), Laif / Vostock Photo (x2), East News (x2)
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2016, частично обновлен в январе 2022
Екатерина Сехина
Теги
- путешествия
- история
Кибуц | израильская коммуна | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
Введение
Краткие факты
Факты и сопутствующий контент
Что такое кибуц | Еврейское агентство
Более 90 лет назад был создан первый кибуц (от еврейского слова квутца, что означает «группа»).
Это была революционная идея добровольного общества, в котором люди живут в соответствии с особым общественным договором, основанным на эгалитарных и общинных принципах в социально-экономических рамках.
Основные черты жизни кибуца заключались в приверженности коллективизму в собственности наряду с кооперативным характером в сферах образования, культуры и общественной жизни. Вместе с этим пришло понимание того, что член кибуца является частью более крупной единицы, чем его собственная семья.
Кибуц действует исходя из того, что все доходы, получаемые кибуцем и его членами, идут в общий фонд. Этот доход используется для управления кибуцем, инвестиций и гарантии взаимной помощи и ответственности между членами. Члены кибуца получают одинаковый бюджет (в зависимости от размера семьи), независимо от их работы или должности. Что касается образования, все дети начинают одинаково и имеют равные возможности.
Кибуц управляется системой прямой демократии, когда человек может напрямую влиять на вопросы и события в обществе. В этом в основном самодостаточном сообществе коллектив, а также трудовая этика играют важную роль.
Есть кибуцы, члены которых получают дифференцированную заработную плату и платят за услуги, но во всех кибуцах, выбравших модель дифференциации, члены «застрахованы» от минимального уровня дохода.
Выросшая из эпохи первопроходцев и мышления начала двадцатого века, идеология кибуца была создана и развивалась в период до создания государства и в первые годы государственности Израиля. В первые годы и в течение многих последующих лет кибуцы играли видную роль почти во всех сферах развивающейся страны. Хотя кибуц охватывает всего три процента израильского общества, он оставил заметный след в израильском производстве, культуре и идеологии.
Кибуц сегодня
Сегодня кибуцное движение претерпевает изменения. Некоторые аспекты, которые в прошлом были достоянием общественности, теперь находятся под заботой и ответственностью каждого члена и его или ее семьи. Кибуцы, несколько романтизированные в прошлом, сегодня претерпели значительные изменения, и внимание жизни кибуца к обществу существенно уменьшилось.
Число членов кибуца может варьироваться от 100 до 1000. В более старых кибуцах члены часто включают три и даже четыре поколения, включая основателей и их преемников, а также членов, присоединившихся к кибуцу на протяжении многих лет, в том числе значительное количество новых иммигрантов.
На сегодняшний день в стране около 250 кибуцев, в которых проживает около 125 000 человек. Большинство кибуцев светские, но есть около двадцати религиозных кибуцев, а также кибуцы, связанные как с консервативным, так и с реформистским течением.
Различные характеры кибуцев продиктованы их историческим происхождением, возрастом членов и общим социальным и финансовым успехом и безопасностью кибуца. Они расположены по всей стране и различаются по размеру, расположению, климату, сельскому хозяйству, видам промышленности, населению, идеологическим или религиозным убеждениям и общему характеру.
Кроме того, вопросы приватизации и степень продолжения общественной жизни являются факторами, влияющими на стиль и развитие большинства кибуцев сегодня.
Leave a Reply