«Пока учеба не убивает вас». Как устроено школьное образование в Китае
Вадим Чекунов, писатель, автор книг «Шанхай. Любовь подонка», «Китай. Культурный шок» и других
Когда-то я жил на окраине Шанхая и просыпался рано утром от звуков стройки за окном, криков соседей по подъезду и немилосердных гудков транспорта. Пока готовил себе кофе, уже знал: вот-вот к общему шуму присоединится начальная школа, что располагалась по соседству. И школа никогда не подводила. Уже в начале восьмого с ее стороны раздавалась громкая музыка — бодрая и залихватская, с элементами военного марша. Сквозь музыку строгий женский или мужской голос принимался что-то выкрикивать в микрофон. Мне, еще не владевшему языком, эти крики казались военными командами — занять круговую оборону или, наоборот, приготовиться к штыковой атаке.
Реклама на РБК www.adv.rbc.ru
Возвращаясь с работы, я встречал школьников, в сумерках бредущих по домам после тяжелых ежедневных боев за знания. От знакомых китайцев я уже знал, что на этом еще ничего не закончилось — впереди у ребят плотно загруженный домашкой вечер, иногда переходящий в ночь. А завтра ни свет ни заря — снова в школу, снова громкие марши и суровые крики командования…
С тех пор прошло несколько лет. За эти годы я встретил в Шанхае чудесную девушку, увез ее в Москву, мы поженились, у нас родилась дочка. И вот все ближе подходил ее школьный возраст и все острее вставал вопрос, куда пойти учиться. Против обычной районной московской школы ни я, ни жена ничего не имели. Хотя я уже начал тогда скучать по восточному колориту и предложил подумать над вариантом «поучиться год в китайской школе». Было несколько причин в пользу этой авантюры.
Первая — иероглифы. Их, как известно, тьма тьмущая. И свободно владеть надо изрядной частью этой тьмы. Ну хорошо — около тысячи иероглифов необходимо знать уже в первом классе. Из них нужно уметь писать более трехсот. Потом будут еще и еще. Писать и читать по-китайски мы теоретически могли бы научить дочку и в Москве, в свободное время. Но у нас его, свободного времени, не было. А если бы и появилось, то парой часов в день в таком деле не обойтись никак. И уверенное письмо плюс беглое чтение на китайском мы вряд ли сумели бы гарантировать ребенку.
Вторая причина — математика, перед которой я, выпускник филфака, благоговею, как дикарь перед реактивным самолетом. Царица наук в особой чести в шанхайских школах, ей уделяется повышенное внимание, и российская программа по математике для начальной школы отличается от китайской как (продолжая авиационные ассоциации) «кукурузник» от СУ-57. В этом мы убедились, полистав учебники. Там, где в наших детишки еще осваивают и закрепляют сложение и вычитание однозначных чисел, китайчата уже переходят к умножению и делению двузначных.
Третья причина, как бы смешно ни звучало, — дисциплина. Китайский подход к образованию и воспитанию больше всего напоминает СССР периода расцвета. Не то чтобы я пребывал в глубокой ностальгии, но мне есть что вспомнить и оценить. Ну и красные пионерские галстуки — как по мне, тоже важная часть школьной поры. К тому же жена вообще не способна выкрикивать команды, а я не могу это делать в адрес лапочки-дочки. Но кто-то же должен это взять на себя, иначе что за обучение будет такое.
© Вадим Чекунов
Поэтому решили довериться специалистам. Договорились, что первый класс дочь закончит в китайской школе, узнает азы настоящей жизни, закалится, возмужает и заодно читать-писать по-китайски выучится. Потом можно будет вернуться в Москву и продолжить учебу в «курортном» режиме.
Собрались и приехали в Шанхай. Помня о непрекращающихся стройках и вообще довольно специфичной жизни на окраинах, решили поселиться возле культовых шанхайских высоток и телебашни. Жилье очень дорогое, но мы утешали себя — зато в центре и всего на год.
Спустя несколько месяцев после нашего приезда разразилась пандемия коронавируса, которая спутала все планы. Меры, принятые КНР для борьбы с болезнью, оказались столь эффективны, что мы решили задержаться в стране еще на какое-то время. И в этом году дочка пошла в свой третий китайский класс.
Нет худа без добра — закалка и впрямь состоялась.
Нельзя сказать, что китайская школьная система приняла нас с распростертыми объятиями. Как говорится, здесь вам не тут. Из нескольких районных школ нас мигом отфутболили — мол, ребенок ваш иностранец. И даже то, что мама — китаянка, не помогало. Понять их можно — сейчас за любыми денежными операциями в школах следят очень пристально, а так как для местных ребят образование бесплатное, то связываться с иностранцами и выяснять, сколько с них брать и как проводить эти платежи, никому не хочется, проще отказать и по-доброму посоветовать какую-нибудь коммерческую international school с обучением на английском, как лаоваям (иностранцам) и положено.
Но нашей целью были именно китайский язык и китайская культура, поэтому мы упорствовали в поисках. И все же нашли государственную начальную школу, которая принимала на обучение иностранных детишек. Не бесплатно, но во много раз дешевле так называемых международных школ.
Школа оказалась хорошей, едва ли не одной из лучших в городе. Возможно, сказалось ее местоположение — в пяти минутах ходьбы от знаменитых шанхайских небоскребов. Вообще у китайских школ есть негласные рейтинги престижности — они складываются из загруженности программы (чем больше всего, тем лучше), высокой цены за дополнительные занятия (чем выше цена, тем лучше — соседям и знакомым можно нос утереть) и процентом поступивших в вузы учеников.
Но нам ничего этого не было нужно — мы просто радовались, что ребенок сможет ходить в школу. При этом мы не питали иллюзий, что дитя попадет в сказку.
Мой русский приятель, много лет работающий в Пекине, поведал историю своей дочери, отданной в китайскую школу. Школа была не государственная, а элитная частная, по типу интерната. В ней мой приятель работал и сам, поэтому никаких особых проблем не ожидал. Но отношения с главной учительницей (нечто вроде нашего классного руководителя) не заладились с самого начала. Учительнице иностранка в классе не пришлась по нраву. Раздражало ее все — и то, что папа иностранки тоже работал там, и то, что директор школы позволила иностранке покидать школу посреди недели и ночевать дома. В первый же день новой ученице была прочитана лекция на тему «напрасно ты себя считаешь особенной».
Может, в этом и было бы здравое зерно и даже полезный эффект, но именно сама учительница и выделила иностранку в «особенные» и придиралась к любой мелочи. Сама она была выпускницей провинциального вуза, преподавала английский, но правильными грамматикой и произношением не блистала. Девочка пару раз неосторожно поправила учительницу, чем попросту взбесила ее и нажила уже смертельного врага. Быть как все — это прежде всего сливаться с рельефом, не высовываться и беспрекословно подчиняться. Навыки не такие уж и вредные — на войне пригодятся, но для седьмого класса все же нужен более гуманный подход.
Однако учительское самодурство лишь усиливалось: оценки русской девочке занижались, всему классу сообщалось, что из-за плохой успеваемости лаовайки страдает весь класс — его школьный рейтинг снижается. Одноклассники объявили новенькой бойкот, соседки по общежитию устраивали мелкие пакости.
«Пребывание в школе стало для дочки настолько токсичным, что у нее развилась миалгия, — рассказывал приятель. — По утрам она просто не могла подняться из-за ужасных мышечных болей. Стали выпадать волосы. На наших глазах крепкая 12-летняя девочка превращалась в инвалида. Я в отчаянии заявил ее учительнице, что в такой обстановке дочь учиться не сможет. Однако совесть учительницы крепко спала. Более того — она упивалась своей властью».
К счастью, закончилась история хорошо — девочку удалось перевести в российскую школу при посольстве. «Российское образование, не будучи идеальным, стало ответом на наши молитвы и буквально спасло ребенка», — закончил рассказ приятель и пожелал нам, как в песне, удачи в бою.
Так что мы были готовы ко всему. Но ребенка приняли в классе очень радушно и учителя, и одноклассники. Ничего и в помине не было похожего на то, что мы слышали раньше. И это при том, что хотя наша дочь и метиска, китайцы всегда и везде воспринимают ее исключительно как иностранку — каштановый цвет волос, белая кожа и другой менталитет сбивают их с толку. Впрочем, в «особенные» она все же в итоге угодила. По результатам учебы ей присвоили официальное, подкрепленное документами звание «гордость школы» — им удостаивают лишь одного-двух учеников на весь класс.
Первые учебные дни и недели дались, конечно, тяжело — но не столько дочке, сколько нам самим. Потому что младшеклассники проводят в школе полноценный рабочий день — восемь часов, не считая продленки. И если для жены это было более-менее нормальным и привычным, то я изводился, переживал и удивлялся, откуда у детей берутся силы на такую программу.
© Вадим Чекунов
И до сих пор продолжаю этому поражаться. Да что там я — еще испанца Доминго Наваререте, миссионера XVII века, изумлял обычай китайцев заставлять своих детей все силы отдавать учебе. Он отмечал, что ученикам в Китае разрешается играть всего восемь дней в году и никаких каникул у них нет.
Сейчас дней для игр немного прибавилось и даже появились новогодние и летние каникулы. Летние короче наших российских на целый месяц. Но эти послабления в сторону безделья, разумеется, скомпенсированы возросшей учебной нагрузкой. Китайские дети по вечерам корпят над чудовищными кучами домашних заданий. Они постоянно сдают неимоверное количество экзаменов, среди которых самые страшные — выпускные. Даже спустя много лет после окончания школы китайцу будут сниться кошмары, как он сидит на государственном экзамене — так другим некитайским людям снятся самые стрессовые события их жизни — свадьбы, разводы, первые роды, тюрьма, армия или война. Моей жене тридцать два года, у нее за плечами один из лучших вузов Шанхая и журфак МГУ, но и она до сих пор иногда во сне заполняет листы ответов на школьном «гао као» — том самом «высоком экзамене».
Многие предполагают, что строгости, связанные с «гао као», уходят корнями в систему императорских экзаменов старого Китая, когда соискателей запирали в крохотных кельях, где находились лишь стол и скамья, и в течение трех дней было необходимо написать несколько сочинений длиной по две тысячи иероглифов каждое. Но это еще не все — требовалось продемонстрировать и совершенное знание текстов, состоящих из почти полумиллиона иероглифов.
Чтобы осознать всю неимоверную сложность экзаменов тех времен, следует знать, что количество успешно выдержавших их учеников не превышало одного процента. Но иногда случались удачные годы, и тогда процент возрастал до двух. А сколько человек сходило с ума или кончало с жизнью от отчаяния, история умалчивает. Впрочем, бывали и любопытные случаи. Например, когда некто Хун Сюцюань четырежды провалил «гао као», то неожиданно осознал, что он младший брат Иисуса Христа и поднял мятеж против династии Цин, став лидером Тайпинского восстания.
Спустя весьма долгое время (Поднебесная крепка традициями), но все же пришло понимание — все хорошо в меру, мало ли кто еще надорвется на учебе и вообразит себя невесть кем. Лишние неприятности никому не нужны.
© Вадим Чекунов
Для шанхайских детишек, начиная с этого года, кажется, замаячил луч надежды на послабление. Местное правительство наконец-то обратило внимание на проблему переутомления учащихся и приказало снизить объем домашних заданий. Были отменены письменные экзамены в первом и втором классах, что существенно облегчило жизнь малышей. Для остальных младшеклассников теперь можно проводить лишь один итоговый экзамен за семестр. Будут строго следить и за формами контроля, чтобы не было вопросов, выходящих за рамки обычной программы, — тем самым намечается борьба со всевозможными подготовительными курсами, расплодившимися вокруг школ и процветавшими до недавнего времени.
Решили прекратить и практику публичного оглашения результатов контрольных работ — благодаря этой мере рассчитывают снизить давление на учеников со стороны общества и родителей. К этим же начинаниям относится вышедший в новом учебном году запрет деления классов на продвинутые и обычные, то есть убрали настоящее яблоко раздора, позволявшее дельцам многочисленных курсов по повышению успеваемости наживаться на честолюбии родителей учеников.
Китайское правительство озаботилось и тем, как проводят досуг юные граждане. Снижение объема домашних заданий не предполагает зависания в онлайн-играх. Поэтому и тут всех маленьких любителей поджидают нововведения. Игровое время в сети для несовершеннолетних здорово сократили. Дети и подростки получат доступ к игровым ресурсам всего три дня в неделю — в пятницу, субботу и воскресенье. Но провести все выходные за играми у них тоже не получится — теперь это возможно лишь с восьми до девяти часов вечера. Для игр требуется верификация — нужно предоставить паспортные данные. Конечно, родители могут сделать это с помощью своих документов, но тут уж каждая семья решает сама, что лучше для ребенка. В нашем случае этим нововведениям обрадовались двое членов семьи и огорчился всего лишь один, самый младший. Первую неделю дочка сильно переживала, что больше не может каждый вечер зависать над планшетом и помогать своей любимой кошечке, хозяйке ресторана, кормить и развлекать посетителей. Потом привыкла и освободившееся время заняла чтением книг. А книг у нас в семье много.
Впрочем, иногда ушлые чада пробуют пробиться в онлайн с помощью раздобытых удостоверений взрослых членов семьи или купленных в сети чужих данных. Но Большой Брат не дремлет — так, один дедушка лихо рубился по ночам в шутеры и другие игры. Органы контроля удивились и потребовали от пользователя пройти процедуру Face ID. Игрок исчез и больше не появлялся.
Послабления послаблениями, но все равно усердная учеба среди китайцев остается в чести. Иначе и быть не может при таком огромном населении. Того, кто себя жалеет, непременно обойдут другие — старательные, требовательные и строгие к себе. Герой борьбы за национальную независимость Китая Линь Цзэсюй весьма красноречиво описал учебу своих селян: «Морозными днями и нескончаемыми ночами, в ветхом домишке из трех комнат, под сердитое завывание северного ветра, при свете единственной висящей на стене лампы стар и млад мы сидели рядом за чтением и рукоделием, пока ночь не сменялась утром».
Разумеется, в Китае многое изменилось с позапрошлого века, особенно условия жизни, но подход к учебе остается неизменным. Учись усердно, или твою работу получит другой. Мир стремительно сближается, глобализация — не выдумка журналистов, поэтому и в наши дни принцип усердности в учебе остается актуальным. Подойдите к своему ребенку и убедите его доделать домашку и почитать учебник. Потому что где-то не так уж и далеко сотни и сотни миллионов юных китайцев сидят над своими домашними заданиями, и не исключено, что именно кто-то из них получит работу вместо вашего отпрыска.
Теги:
образование
Система образования в Китае – Обучение в Китае, университеты и школы, китайский язык
20 марта 2010 года
Система образования в Китае включает в себя базисное образование (дошкольное, общее начальное и среднее), среднее профессионально-техническое, общее высшее образование и образование для взрослых.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в начале июля. Также студенты имеют длительные зимние каникулы, которые длятся с конца декабря и приблизительно до начала февраля (китайский новый год).
Дошкольное образование (Preschool education).
Дошкольными учреждениями в Китае являются детские сады (Preschool, Kindergarten, Nursery school). Туда принимают детей в возрасте от 3 до 6 лет. В стране насчитывается около 150 тысяч детских садов. Детские сады делятся на государственные и частные.
Начальное образование (Primary education)
Начальное образование (Primary education) дети получают в шестилетних общеобразовательных начальных школах (Primary school) с полным днём обучения. В учебные программы включены такие предметы как нравственное воспитание, китайский язык, политика, история, география, физика, химия, биология, физкультура, музыка, искусство, трудовые навыки и др. Дети, окончившие начальную школу, могут без приёмных экзаменов поступить в средние школы по месту жительства.
Общее среднее образование (Secondary education)
Общее среднее образование (Secondary education) предлагают общие средние школы. Обучение поделено на две ступени. Средние школы 1 ступени (Junior middle school) дают неполное среднее образование. Срок обучения в них составляет три года.
На этом этапе заканчивается девятилетнее обязательное образование. Получение дальнейшего образования – в средних школах 2 ступени и высших учебных заведениях уже не является обязательным для граждан КНР.
Средние школы 2 ступени (Senior middle school) дают полное среднее образование, после которого выпускники могут продолжать обучение в университетах. По окончании школы ученики сдают выпускной экзамен, результаты которого определяют их шансы на зачисление в тот или иной университет.
В сфере среднего образования по-прежнему действуют ведомственные ограничения на прием иностранных студентов. В частности, не все школы КНР вправе принимать на учебу иностранных школьников, такое право имеют только ведущие школы, так называемые key-school.
Для иностранных школьников в КНР существует ряд требований и ограничений. В частности, согласно законодательству КНР, у иностранного школьника (при отсутствии родителей в Китае) обязательно должен быть официальный опекун/попечитель.
Перейти в раздел «Средние школы Китая»
Высшее образование (Higher education)
Вузы Китая (University, college, etc.) разделены на несколько иерархических категорий по степени престижности. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене, выпускники могут претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в ВУЗ соответствующей категории или более низкой категории. Поступление в китайские университеты происходит в условиях жесткой конкуренции: конкурсы в отдельные университеты достигают 200-300 человек на место.
В Китае, как и на Западе, действует стандартная трёхуровневая программа подготовки. Бакалавриат. Срок обучения: четыре, реже пять лет. После успешного окончания этого этапа выпускники получают законченное высшее образование с присвоением степени «Бакалавр».
Магистратура. Срок обучения: два-три года. После успешного окончания этого этапа выпускники получают законченное высшее образование с присвоением степени «Магистр».
Докторантура. Срок обучения: два-три, реже четыре года. После успешного окончания этого этапа выпускники получают законченное высшее образование с присвоением степени «Доктор».
Перейти в раздел «Университеты Китая»
Среднее специальное образование (Vocational education)
Альтернативу общему образованию составляет среднее специальное образование (Vocational education). В систему профессионального образования в Китае входят высшие и средние профессиональные школы, средние техникумы, средние школы профессиональной ориентации, центры профессиональной подготовки, школы технической подготовки для взрослых и другие подобные заведения (secondary vocational schools, secondary specialized schools, vocational senior high schools, skilled workers’ schools, vocational and technical institutes, vocational universities).
В отличие от общего образования, основной целью среднего специального образования является техническая подготовка специалистов к будущей работе, изучение теоретических основ и развитие практических навыков, относящихся к выбранной профессии, в значительно меньшей степени уделяется внимание общеобразовательным дисциплинам.
Система среднего специального образования в Китае подразделяется на три уровня: начальный, средний, высший.
Профессиональные школы начального уровня принимают выпускников общеобразовательной начальной школы – с 12 лет. Обучение в школах начального уровня занимает три-четыре года.
Профессиональные школы среднего уровня принимают лиц с неполным средним образованием (после общей школы первой ступени), то есть лиц, закончивших этап обязательного 9-летнего образования. Обучение в школах этого уровня занимает три-четыре года. Выпускники профессиональных школ готовы к началу профессиональной деятельности по своей специальности.
Профессиональные учебные заведения высшего уровня принимают лиц с полным средним образованием (после окончания школы второй ступени). Задачей образовательных учреждений этого уровня является подготовка всесторонне развитых квалифицированных специалистов в своей области. Программы обучения занимают два-три года. Выпускники средних специальных учреждений высшей категории вправе начинать профессиональную деятельность либо поступать в ВУЗы общего профиля для получения степени бакалавра.
Перейти в раздел «Колледжи Китая»
Вернуться к началу документа
Китай | Культура, история, карты и люди
флаг Китая
Аудиофайл:
Государственный гимн Китая
Смотреть все СМИ
- Глава правительства:
- Премьера: Ли Цян
- Капитал:
- Пекин (Пекин)
- Население:
- (оценка 2023 г.) 1 413 659 000
- Курс обмена валюты:
- 1 доллар США равен 6,863 китайских юаней
.
- Глава государства:
- Президент: Си Цзиньпин, которому помогает вице-президент Ли Юаньчао
Посмотреть все факты и статистику →
Последние новости
27 марта 2023 г., 19:49 по восточноевропейскому времени (AP)
Флеминг в роли Никсона в Китае прибывает в Парижскую оперу
Рене Флеминг провела десятилетия, изображая жен генералов , графиня и куртизанка
27 марта 2023 г. , 17:08 по восточноевропейскому времени (AP)
Новый источник воды обнаружен в образцах луны из китайской миссии
Ученые обнаружили новый и возобновляемый источник воды на Луне для будущих исследователей в лунных образцах вернулся из китайской миссии
27 марта 2023 г., 9:01 по восточноевропейскому времени (AP)
Бывший лидер Тайваня Ма начинает визит в Китай
Бывший президент Тайваня Ма Ин-цзю отправился в тур по Китаю, как он это называет попытка снизить напряженность на следующий день после того, как Тайвань потерял одного из своих немногих оставшихся дипломатических партнеров в пользу Китая
27 марта 2023 г., 7:33 по восточноевропейскому времени (AP)
Джек Ма из Alibaba возвращается в материковый Китай где он обсуждал различные темы, включая искусственный интеллект. в этом месяце по подозрению в шпионаже
Популярные вопросы
Насколько велик Китай?
Китай, самая большая из всех азиатских стран, занимает почти всю территорию Восточной Азии и занимает примерно одну четырнадцатую часть суши Земли, что делает его почти таким же большим, как вся Европа.
Какие основные этнические группы существуют в Китае?
Китай, который имеет самую большую численность населения среди стран мира, состоит из различных этнических и языковых групп. Хань — самая большая группа в Китае, а чжуан — самая большая группа меньшинств. В некоторых районах Китая, особенно на юго-западе, географически смешаны многие различные этнические группы, в том числе буи, мяо, дун, тибетцы, монголы и другие.
Есть ли в Китае официальный язык?
Официальным языком Китая является мандарин или путунхуа , что означает «обычный язык» или «общий язык». Есть три варианта китайского языка: пекинский, чэндуский и нанкинский. Из них пекинский диалект является наиболее распространенным китайским языком и официально принят в качестве основы для национального языка.
Как долго Китай существует как отдельная политико-культурная единица?
С более чем 4000-летней письменной историей Китай является одной из немногих существующих стран, которые также процветали в экономическом и культурном отношении на самых ранних этапах мировой цивилизации. Китай уникален среди наций своим долголетием и устойчивостью как дискретная политико-культурная единица.
Какие культуры выращивают в Китае?
Китай является крупнейшим в мире производителем риса и одним из основных источников пшеницы, кукурузы (кукурузы), табака, соевых бобов, арахиса (арахиса) и хлопка.
Китай , китайский (пиньинь) Zhonghua или (латинизация Уэйда-Джайлса) Chung-hua , также пишется (пиньинь) Zhongguo или (латинизация Уэйда-Джайлса)
People’000so Китайская Республика или китайский (пиньинь) Zhonghua Renmin Gongheguo или (латинизация Уэйда-Джайлса) Chung-hua Jen-min Kung-ho-kuo , страна Восточной Азии. Это самая большая из всех азиатских стран и имеет самое большое население среди всех стран мира. Занимая почти всю территорию суши в Восточной Азии, он покрывает примерно одну четырнадцатую часть суши Земли. Среди крупнейших стран мира Китай уступает по площади только России и Канаде, а по размерам он почти равен всей Европе.
В Китае 33 административных единицы находятся в прямом подчинении центрального правительства; они состоят из 22 провинций, 5 автономных районов, 4 муниципалитетов (Чунцин, Пекин, Шанхай и Тяньцзинь) и 2 специальных административных районов (Гонконг и Макао). В статье Тайвань рассматривается островная провинция Тайвань, находящаяся под отдельным управлением с 1949 года. Пекин (Пекин), столица Народной Республики, культурный, экономический и коммуникационный центр страны. Шанхай — главный промышленный город; Гонконг является ведущим торговым центром и портом.
В границах Китая существует очень разнообразная и сложная страна. Его топография охватывает самые высокие и одно из самых низких мест на Земле, а рельеф варьируется от почти непроходимой гористой местности до обширных прибрежных низменностей. Его климат варьируется от чрезвычайно сухих пустынных условий на северо-западе до тропического муссонного на юго-востоке, а в Китае самый большой контраст температур между его северными и южными границами среди всех стран мира.
Разнообразие рельефа и климата Китая привело к образованию одного из самых широких в мире массивов экологических ниш, и эти ниши были заполнены огромным количеством видов растений и животных. Действительно, практически все виды растений Северного полушария, кроме растений полярной тундры, встречаются в Китае, и, несмотря на непрерывные нашествия человека на протяжении тысячелетий, Китай по-прежнему является домом для некоторых из самых экзотических животных в мире.
Почему развивающиеся рынки могут стоить диверсифицированного портфеля
Вероятно, единственной наиболее узнаваемой характеристикой Китая для людей остального мира является численность его населения. Около одной пятой человечества составляют китайцы. Подавляющее большинство населения составляют китайцы (ханьцы), поэтому Китай часто характеризуют как этнически однородную страну, но немногие страны имеют такое же разнообразие коренных народов, как Китай. Даже среди ханьцев существуют культурные и языковые различия между регионами; например, единственным пунктом лингвистической общности между двумя людьми из разных частей Китая может быть письменный китайский язык. Поскольку население Китая настолько огромно, плотность населения в стране также часто считается одинаково высокой, но обширные районы Китая либо необитаемы, либо малонаселены.
Исследуйте культовый культурный памятник Китая — Великую Китайскую стену
Просмотреть все видео к этой статье
С более чем 4000-летней письменной историей Китай является одной из немногих существующих стран, которые также процветали в экономическом и культурном отношении на самых ранних этапах мировой цивилизации. . Действительно, несмотря на политические и социальные потрясения, которые часто опустошали страну, Китай уникален среди наций своим долголетием и устойчивостью как обособленная политико-культурная единица. Большая часть культурного развития Китая была достигнута при относительно небольшом внешнем влиянии, введение буддизма из Индии составляет главное исключение. Даже когда в страну проникли такие «варварские» народы, как маньчжуры, эти группы вскоре в значительной степени растворились в ткани ханьской китайской культуры.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Эта относительная изоляция от внешнего мира сделала возможным на протяжении столетий расцвет и утончение китайской культуры, но она также сделала Китай плохо подготовленным к тому, чтобы справиться с этим миром, когда с середины 19-го века он столкнулся с технологически превосходящие иностранные государства. Затем последовало столетие упадка и дряхлости, поскольку Китай оказался относительно беспомощным перед лицом иностранного нападения. Травма этого внешнего вызова стала катализатором революции, начавшейся в начале 20 века против старого режима и завершившейся установлением коммунистического правительства в 19 веке.49. Это событие изменило глобальную политическую географию, и с тех пор Китай стал одной из самых влиятельных стран мира.
Центральное место в давней идентичности Китая как унитарной страны занимает провинция, или шэн («секретариат»). Провинции в их нынешнем виде восходят к династии Тан (618–907 гг. Н. Э.). На протяжении веков провинции приобретали все большее значение как центры политической и экономической власти и все больше становились центром региональной идентификации и лояльности. Власть провинции достигла своего пика в первые два десятилетия 20-го века, но с момента создания Народной Республики эта власть была ограничена сильным центральным руководством в Пекине. Тем не менее, в то время как китайское государство остается единым по форме, огромные размеры и численность населения китайских провинций, которые сопоставимы с крупными и средними странами, диктуют их сохраняющуюся важность как уровня субнационального управления.
Земля
Китай простирается примерно на 3 250 миль (5 250 км) с востока на запад и на 3 400 миль (5 500 км) с севера на юг. Его сухопутная граница составляет около 12 400 миль (20 000 км) в длину, а его береговая линия простирается примерно на 8 700 миль (14 000 км). Страна граничит с Монголией на севере; Россия и Северная Корея на северо-восток; Желтое море и Восточно-Китайское море на востоке; Южно-Китайское море на юго-восток; Вьетнам, Лаос, Мьянма (Бирма), Индия, Бутан и Непал на юге; Пакистан на юго-запад; и Афганистан, Таджикистан, Кыргызстан и Казахстан на западе. В дополнение к 14 странам, которые граничат непосредственно с ним, Китай также сталкивается с Южной Кореей и Японией через Желтое море и Филиппинами, которые лежат за Южно-Китайским морем.
Обзор образования в Китае
В Китае самая большая система образования в мире. В июне 2022 года 11,93 миллиона студентов сдавали национальный вступительный экзамен в высшие учебные заведения (Гао Као) в Китае. Иностранные студенты поступили в более чем 1000 высших учебных заведений по всей стране. Инвестиции в образование составляют около 4% от общего ВВП Китая. В 1986 году китайское правительство приняло закон об обязательном образовании, согласно которому девятилетнее образование стало обязательным для всех китайских детей. Сегодня, по оценкам Министерства образования, свыше 99% детей школьного возраста получили всеобщее девятилетнее базовое образование.
Китай улучшил качество образования благодаря значительным усилиям по школьной программе и другим реформам. План модернизации образования Китая до 2035 года запущен, чтобы определить направление развития образовательного сектора от «потенциала» к «качеству», и что модернизация образования должна поддерживать модернизацию Китая.
Министерство образования запустило пилотную образовательную программу, которая позволит 36 ведущим университетам Китая, в том числе Пекинскому, Цинхуа и Фуданьскому университетам, отбирать выдающихся выпускников средних школ, готовых служить основным стратегическим потребностям страны. В рамках программы, известной как Strong Base Plan, университеты сосредоточатся на зачислении на такие специальности, как математика, физика, химия и биология, которые в последние годы оказались непопулярными среди студентов. Многие студенты предпочитают учиться по специальностям для высокооплачиваемой карьеры.
История образования в Китае
Многие китайские ученые считают, что история образования в Китае восходит к 16 веку до нашей эры. На протяжении всего этого периода образование было привилегией элит. Конфуцианство, вероятно, оказало наибольшее влияние на историю образования в Китае.
Project 211 и 985
Project 211 — это новый проект правительства Китая, направленный на укрепление около 100 университетов и ключевых дисциплин в качестве национального приоритета в 21 веке. Проект 985 — конструктивный проект по созданию университетов мирового уровня в 21 веке.
Закон Китайской Народной Республики об образовании
Принят на третьей сессии Всекитайского собрания народных представителей восьмого созыва, обнародован Указом Президента Китайской Народной Республики № 45 от 18 марта 1995 г. и вступает в силу с 1 сентября 1995.
Девятилетнее обязательное образование в Китае
Политика девятилетнего обязательного образования в Китае позволяет учащимся старше шести лет по всей стране получать бесплатное образование как в начальных школах (с 1 по 6 классы), так и в неполных средних школах (7 классы). до 9). Политика финансируется государством, обучение бесплатное. Школы по-прежнему взимают разные сборы. Старшая средняя школа (с 10 по 12 классы) и высшее образование в Китае не являются обязательными и бесплатными.
Модернизация образования в Китае 2035
Количество иностранных студентов в Китае
Международная коммуникация
Закон о высшем образовании Китая
Закон об обязательном профессиональном образовании Китая
3 9014 Образование0003
Закон Китая об учителях
Закон о стандарте устного и письменного китайского языка
Закон о содействии негосударственным школам Китая
Положение об ученых степенях Китайской Народной Республики
3
Система образования в Китае
Дошкольное образование в Китае
Дошкольное образование является важным компонентом образования в Китае. В городских районах это в основном детские сады на 3, 2 или 1 год, которые могут быть полными, неполными, пансионными или почасовыми.
Начальное и среднее образование в Китае
С момента обнародования «Закона об обязательном образовании Китайской Народной Республики» в 1986 году 9-летнее обязательное образование было введено правительствами на различных уровнях и достигло значительного прогресса.
Высшее образование в Китае
Высшее образование в Китае сыграло важную роль в экономическом строительстве, научном прогрессе и социальном развитии, воспитав большое количество передовых талантов и специалистов для построения социалистической модернизации.
Повышение квалификации учителей в Китае
В Китае действует последовательная система повышения квалификации учителей. Преподавание исторически было и остается сегодня очень уважаемой профессией в Китае. Учителя хорошо подготовлены по своему предмету, и будущие учителя проводят много времени, наблюдая за классными комнатами опытных учителей, часто в школах при университетах.
Leave a Reply