Что такое кибуц в Израиле, и как израильтяне живут в коммунах? – Блог Israel Assist
Слово «кибуц» на иврите означает «сбор» или «группа». Это – израильская община, изначально сельскохозяйственная, построенная на принципах социального равенства: имущество у всех общее, все получают одинаковую заработную плату, а решения принимаются коллективно. Сегодня кибуцы во многом изменились, и многие из них приватизированы, но они продолжают играть важную роль как в экономике, так и в культуре Израиля.
Основатели кибуцного движения мечтали о том, что эти поселения, где каждый станет трудиться во имя общего блага, станут воплощением одного из главных принципов социализма: «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям».
История кибуцев
Первые кибуцы возникли ещё до Первой мировой войны, когда территория нынешнего Израиля находилась в ведении Османской империи. Период с 1903 по 1914 годы был ознаменован новой волной еврейской иммиграции: переселенцами были, в основном, молодые евреи, вдохновлённые социалистическими идеалами. Некоторые из них принимали участие в революции 1905 года в России и хотели перенести идеи социальной справедливости на землю Израиля.
Эта еврейская молодёжь, среди которой было много выходцев из Российской Империи, начала организовывать сельскохозяйственные коммуны, получившие название кибуцев. Самым первым кибуцем считается Дегания, созданная в 1910 году. Спустя десять лет их было уже 7, а к моменту провозглашения независимости Государства Израиль насчитывалось примерно полторы сотни таких поселений.
Большая часть израильских кибуцев расположена на севере страны, в живописных местах с зелёными полями и пальмами, растущими вдоль дорог. Такая приятная глазу картинка появилась не сразу: первые кибуцники были вынуждены работать по 16 часов в день, осушая болота и выкапывая оросительные каналы. Стол был общим, а ели за ним то, что приготовили сами.
Семья в первых поселениях считалась пережитком прошлого, поэтому дети жили в интернатах и воспитывались тоже сообща. Личной собственности ни у кого не было: предметы гигиены и необходимые вещи люди получали по принципу справедливого распределения.
Желание жить в коммуне было продиктовано не только идеями о равенстве и братстве, но и чисто практическими мотивами. Израиль тех времён представлял собой нищую окраину Османской империи, и еврейские поселенцы были вынуждены сражаться то с засухой, то с малярией, то с набегами арабов. Сообща справляться со всем этим было намного легче.
Кибуцы были основой сельского хозяйства Израиля, но не только: он обеспечивал защиту для первых еврейских поселенцев. На базе кибуцев создавались отряды самообороны. Действовали так называемые «ночные роты», которые должны были отражать нападения враждебно настроенных к кибуцникам арабов. Около 20% высших офицеров Израиля вышли из кибуцев. Премьер-министры Давид Бен-Гурион и Голда Меир тоже были членами этих общин.
Фото первых кибуцев в 20-30 годы XX века
В конце 80-х численность населения в кибуцах начала сокращаться. Израильская молодёжь не хотела заниматься тяжёлым трудом на земле и предпочитала тратить зарплату на себя, а не складывать «в общий котёл». Молодым не нравился консервативный уклад израильских коммун, когда общество диктовало образ жизни и даже определяло, на кого пойти учиться. На собрании могли сказать: «Нам не нужен человек, изучающий литературу, лучше получи сертификат сантехника».
Кроме того, в Израиле случился экономический кризис, когда инфляция достигала трёхзначных значений. Люди боялись, что кибуцы разорятся, а они останутся ни с чем. Они переезжали в город. Израильское общество становилось всё более индивидуалистическим. В этих условиях коммуны должны были измениться, чтобы выжить. Пришлось отказаться от некоторых прежних принципов и признать за своими членами право на частную жизнь.
Виды кибуцев
Израильские кибуцы давно уже перестали быть исключительно сельскохозяйственными общинами. Сегодня большинство этих поселений специализируется на зарабатывании средств в какой-то определённой отрасли: это может быть мелкое производство, изготовление мебели и даже обработка алмазов. В некоторых коммунах люди работают на стороне, переводя зарплату на счёт своего кибуца. И дети живут вместе с родителями, а не в интернатах.
По размеру кибуцы тоже довольно разнообразны. Есть поселения на 100 человек, есть большие общины с тысячей и более членами. В 2022 году в Израиле насчитывалось 279 кибуцев. Большинство из них – светские, но есть около двадцати религиозных. Общинный тип хозяйствования сохраняют примерно 60 из них, остальные приватизированы. Появились даже городские коммуны – ирбуцы (от слова «ир» – город).
Таким образом, сегодня в Израиле существуют как минимум три вида кибуцев:
- традиционный (общинного типа)
- обновлённый (частично или полностью приватизированный)
- городской
📌 С самого начала кибуцы были неоднородными по своей природе, потому что создавались людьми из разных стран с различными идеологическими убеждениями. Некоторые считали себя частью мирового социалистического движения, некоторые были организованы религиозными евреями. Ряд коммун формировал рабочие военизированные отряды для защиты от врагов. С течением времени эти различия стирались.
Очень скоро кибуцники поняли, что им для упорядочивания и организации своей деятельности нужны координирующие органы. Так появились федерации кибуцев. Они оказывали финансовую помощь отдельным коммунам через переговоры с частными фондами и государственными кредитными организациями; они организовывали централизованные закупки и предоставляли услуги стратегического планирования. Они даже предлагали курсы профессиональной подготовки и школы для взрослых.
К самым крупным федерациям кибуцев относятся:
- Ха-Тнуа ха-кибуцит ха-меухедет
- ха-Кибуц ха-арци
- ха-Кибуц ха-дати
Первая – наиболее крупное объединение, к которому принадлежит до 60% кибуцев в Израиле. На долю второго приходится около 32 процентов, а последний – это федерация, объединяющая религиозные кибуцы. В ней состоит примерно 6% всех коммун.
Сегодня наблюдается рост интеграции и регионального сотрудничества как между федерациями, так и между кибуцами. Формируются общие начальные школы, культурные объекты, промышленные комплексы. Люди из разных общин работают на крупных совместных предприятиях: например, фабриках по обработке птицы, изготовлению консервированной продукции, автотранспортных кооперативах и так далее.
Правила общины
Первых кибуцников вдохновляли идеи социальной справедливости, подпитанные еврейским национализмом и желанием превратить палестинскую пустыню в благословенный Эрец Израэль. Поскольку принципы всеобщего равенства ставились во главу угла, то все члены общины обязаны были при вступлении передавать личные вещи в кибуц. Их можно было забрать при уходе. Всё заработанное членами коммуны складывалось в общую кассу. Обедали все в столовой, еду готовили сами. В каком-то смысле каждый такой кибуц напоминал советский колхоз.
Примерно до 70-х годов все дети кибуцев жили в интернатах со спальнями, игровыми помещениями и учебными классами – считалось, что так они с раннего детства приучаются к жизни в обществе. В школах упор делался на сельскохозяйственный уклад жизни, а учёба была неразрывно связана с трудом. Дети начинали работать с 12 лет, помогая родителям в поле и на ферме. Заработанные средства они могли потратить на путешествия и развлечения.
Сегодня всё обстоит немного иначе. Дети обычно живут вместе с родителями, а подростки даже могут переехать в общежитие.
Работать в самом кибуце уже не обязательно, даже если ты там живёшь, а в некоторых общинах даже разрешено переводить в коммуну не всю зарплату, оставляя часть себе.
Питание в столовой уже не так популярно – многие готовят еду дома. Тем не менее, некоторые принципы остаются неизменными. Члены коммуны получают одинаковую зарплату в соответствии с размером семьи. Пожилые находятся на попечении общины. Все дети имеют одинаковые возможности для получения образования.
В основу управления израильскими кибуцами положены принципы демократии. Люди непосредственно участвуют в жизни своей общины. Кандидатов принимают в коммуну после голосования на общем собрании. Каждый новичок перед этим должен пройти годичный испытательный срок. В этот период он не имеет права голоса, в отличие от постоянных членов – «хаверим». Он также не может пользоваться некоторыми сервисами кибуца.
📌 Общее собрание – это основной орган управления коммуной. На нём избираются должностные лица кибуца, решаются повседневные вопросы, принимаются правила поведения внутри общины. Для управления делами создаются различные комитеты, главным из которых является секретариат. Он состоит из секретаря, казначея и председателей некоторых комитетов.
Люди на выборных должностях меняются каждые 1-2 года. Комитеты обычно отвечают за финансовую политику, производство, общинную жизнь, культуру – всё зависит от размера кибуца и направления его экономической деятельности.
Плюсы и минусы жизни в кибуцах
Каждый член еврейской коммуны получает гарантии социального обеспечения в обмен на то, что он станет трудиться на общее благо. У него будет дом, еда и одежда, но при этом какими-то индивидуальными предпочтениями придётся пожертвовать. На общем собрании принимаются решения не только по поводу бюджета на будущий год или управлению инфраструктурой, но и о персональных потребностях членов общины.
Работа и жизнь в современных кибуцах на фото
Сегодня в кибуцах уже нет того аскетизма, который был присущ им на заре становления, в первой четверти XX века. Вы можете приобрести себе любую вещь, которая вам нравится, купить в лавке продукты и готовить дома самостоятельно, а не есть за общим столом. В то же время, вы обязаны передать кибуцу всё своё имущество и рискуете буквально оказаться на улице, если коммуна обанкротится.
Ещё один существенный минус жизни в кибуце – это ограниченные возможности для профессионального роста. Ведь что такое кибуц? Это – маленький замкнутый мир, специализирующийся на определённом секторе экономики. Одинаковые зарплаты вне зависимости от размера личного вклада лишают людей мотивации и стремления добиваться большего.
Итак, перечислим преимущества жизни в кибуцах:
- Вы будете обеспечены всем необходимым, включая жильё.
- Община позаботится о вас в случае вашей болезни или наступления старости.
- Любой ребёнок имеет равные возможности для получения образования.
- Все решения принимаются коллективным органом, любой член кибуца может на них повлиять.
А теперь – о недостатках:
- При вступлении в общину нужно будет передать ей всё своё имущество и деньги.
- Основная часть работы в кибуцах приходится на долю физического труда.
- Вы ограничены в выборе специальности.
- Уровень вашей зарплаты не зависит от вашего вклада.
Как попасть в кибуцы Израиля
Репатрианты имеют отличную возможность познакомиться с жизнью в кибуце и заодно подучить иврит: для них Еврейское агентство «Сохнут» совместно с Министерством алии и интеграции подготовило специальную программу «Первый дом на родине».
Первый дом на родине
Программа предназначена для людей в возрасте до 45 лет с детьми. Участвовать в ней могут как семейные, так и одиночки. Она рассчитана на 6-12 месяцев и предлагает интенсивный курс иврита, совмещённый с проживанием в кибуце.
Дети получат места в школе или дошкольных учреждениях и будут совмещать занятия с играми и разнообразными активностями на свежем воздухе. Взрослые приобретают опыт жизни в кибуце, изучают иврит, получают помощь от координаторов. Записаться на программу «Первый дом на родине» можно после собеседования. Наличие высшего образования будет плюсом.
Ульпан-кибуц
«Ульпан-кибуц» – это ещё одна возможность для репатриантов приобщиться к культуре кибуцев. Данная программа предусматривает пятимесячное проживание в общине с изучением иврита. Участники программы могут работать как в кибуце, так и за его пределами. В свободное время организуются путешествия и экскурсии по туристическим местам Израиля.
Волонтёрство
Познакомиться с еврейским общинным укладом жизни может также и любой желающий. Для этого достаточно записаться в волонтёры и иметь возраст от 18 до 35 лет. Кибуцам всегда не хватает рабочих рук: нужно собирать финики, разделывать рыбу, мыть посуду, доить коров и делать множество других дел. Наличных денег вам не заплатят, но на ваш счёт будет ежедневно перечисляться небольшая сумма, которую можно потратить в магазинах или лавках кибуца.
В годы пандемии COVID-19 начало расти число желающих связать свою жизнь с кибуцем, и эта тенденция продолжает набирать обороты. В самой крупной федерации общин, Ха-тнуа ха-кибуцит, даже была создана служба абсорбции, которая помогает людям найти для себе подходящий кибуц. Условия принятия новых членов в разных коммунах могут немного отличаться, но, как правило, каждый кандидат обязан прожить в кибуце примерно год, прежде чем вопрос об его постоянном членстве будет вынесен на голосование.
Лучшие кибуцы
Самый известный в Израиле кибуц – это, конечно же, Дегания (или Дгания). Она была основана небольшой группой выходцев из Российской Империи в 1910 году и стала первой общиной такого рода. В 1920 году рядом с первой Деганией построили второй кибуц, получивший название «Дегания Бет». Первый с того времени стали именовать «Дегания Алеф».
В 1948 он подвергся нападению со стороны сирийских войск и был разрушен, но позднее его восстановили. По сей день у входа в эту коммуну стоит сирийский танк как символ войны за независимость. Ещё одна достопримечательность этой коммуны – Музей основателей, созданный на месте бывшей столовой.
А вот Дегания Бет способна привлечь внимание детей своей удивительной шоколадной фабрикой, где организованы мастер-классы по изготовлению шоколада.
Бирюзовая река Амаль, протекающая через кибуц Нир Давид
Гиват-Бреннер – самый крупный кибуц в Израиле, его население составляет более 2700 человек. Он расположен в паре километров к югу от Реховота и основан в 1928 году. Основу его экономики составляют молочное животноводство и выращивание сельскохозяйственных культур: кукурузы, пшеницы, хлопка и авокадо. Здесь есть завод металлоконструкций и мебельная фабрика.
Эйн-Геди – жемчужина Мёртвого моря и одно из самых популярных мест отдыха в Израиле. В ботаническом саду этого кибуца представлено огромное разнообразие пустынных и тропических растений, включая сотни видов кактусов. Поблизости расположены невероятно красивые пляжи и термальные источники.
Туристы найдут здесь все необходимые сервисы: спа, бассейны, процедурные кабинеты, барбекю, рестораны и многое другое. Гостям предлагают экскурсии и всевозможные культурные программы.
Кибуц-заповедник в пустыне Эйн-Геди
Кибуц Шаалвим относится к числу религиозных. По величине он – третий в Израиле, в нём примерно 1900 участников. Шаалвим известе своим большим образовательным комплексом, в котором есть ешива, бет-мидраш и школа для девочек, а также курсы по изучению Торы. Кроме этого, в коммуне занимаются садоводством и животноводством, выращивают хлопок и виноград.
Кибуц Цуба расположен в Иудейских горах, на западной окраине Иерусалима. Некоторые репатрианты выбирают его в качестве своего первого дома, потому что считается, что Цуба благодаря своему сплочённому сообществу продолжает сохранять «дух первопроходцев». Винодельня Цубы славится на весь Израиль и имеет множество наград. Этот кибуц предлагает интенсивные курсы иврита, предназначенные как для иммигрантов, так и для туристов. Несколько лет назад в Цубе было создано некоммерческое общество «Биркат Реут», которое занимается проблемами людей с особыми потребностями.
Что такое кибуцы и почему израильтяне живут в коммунах
Содержание
История кибуц
Как устроены кибуцы
Кибуцы в современном Израиле
Кибуц — это поселение, чаще сельскохозяйственное. Оно работает на принципах социального равенства и взаимопомощи. Сегодня кибуцы — один из символов Израиля, хотя первая такая коммуна появилась раньше самого государства.
История кибуц
Первые русские переселенцы в Израиле были юными идеалистами: они застали еврейские погромы в Российской империи и приехали строить справедливое общество на земле предков. В 1909 году они организовали кибуц на территории тогдашней Палестины. На их пути было много препятствий, но они смогли создать эффективное сельскохозяйственное производство в безводной пустыне.
Так выглядели переселенцы, которые основали первые кибуцы
Русские переселенцы охотно делились своим опытом с приезжающими, поэтому к началу Первой мировой войны кибуцев было уже 8. К моменту провозглашения независимости Израиля этих поселений было уже больше 170.
Как устроены кибуцы
Все имущество в кибуцах было общественным: люди вкладывали свой труд в развитие общего дела и получали равную зарплату. В них жили обычно по несколько сотен человек. Жители питались в общественных столовых и не имели собственности. Кибуцы с некоторой натяжкой можно сравнить с советскими колхозами, с той разницей, что в кибуцы люди вступали добровольно и не подвергались давлению и жесткому контролю со стороны государства.
Постепенно кибуцы перестали быть исключительно сельскохозяйственными. Появились рабочие и даже туристические коммуны.
Кибуцы в современном Израиле
Сегодня менее 2% граждан Израиля проживает в кибуцах, и эта цифра постепенно сокращается. Но в кибуцах по-прежнему производят до 40% всей сельскохозяйственной продукции страны. Устройство и быт коммун очень интересны туристам, поэтому экскурсии в коммуны очень популярны у иностранцев.
Основа жизни в кибуцах — сельское хозяйство
Быть жителем кибуц может быть выгодно. Например, для выходцев из кибуц есть социальная поддержка от государства, а на коммунальные услуги для них действуют льготы. Если в резюме указано, что кандидат — выходец из кибуц, это даст ему плюс в глазах работодателя: такие работники обычно дисциплинированы и трудолюбивы.
Сегодня кибуцы критикуют все чаще, и на это есть много причин. Например, потомки основателей этой формы общественного устройства оказались в тяжелом положении, ведь у их предков не было никакой собственности. К тому же специфика образа жизни этих поселений многим кажется дикой, и поэтому к жителям этих коммун отношение меняется в худшую сторону. Но даже по сей день никто не спорит, что на заре молодого государства они сыграли неоценимую роль.
О кибуце – Кибуц Ульпан
Что вообще такое кибуц?
Слово «кибуц» (множественное число «кибуцы») на иврите означает «группировка» или «собрание». В двух словах, это сообщество, где люди добровольно живут и работают вместе на неконкурентной основе. Первые кибуцы были организованы молодыми сионистами-идеалистами в начале 20 века. Несмотря на многие трудности, им удалось создать социальную систему и образ жизни, которые сыграли решающую роль в развитии Государства Израиль.
На протяжении многих лет кибуцы множились, процветали и приспосабливались к изменяющимся реалиям. Это означает, что некоторые кибуцы изменили свою идеологическую основу и прошли процесс «приватизации». Приватизированный кибуц по-прежнему является сообществом, которое делится и живет вместе, но различные отрасли труда были превращены в кооперативы, которые зарабатывают свою собственную заработную плату и получают собственную прибыль.
Сегодня по всему Израилю разбросано около 270 кибуцев, в которых проживает от 80 до более 2000 человек. При общей численности населения около 120 000 человек они составляют около 2,8 процента населения Израиля. Большинство членов кибуца работают в каком-либо секторе экономики кибуца или в одном из его подразделений обслуживания. Рутинная работа, например работа в столовой, распределяется между участниками по очереди. Когда для конкретной работы доступно слишком мало членов, могут быть наняты сторонние работники и им выплачивается заработная плата или предоставляется проживание и питание в кибуце.
Кто такой «кибуцник», и будут ли меня считать таковым местные жители?
Кибуцы, как и любое другое общество, состоят из людей, которые отличаются друг от друга. Некоторые члены кибуца сильно отождествляют себя с духом первопроходцев, основавшим кибуц. Многие другие, если не сами пионеры, являются детьми тех пионеров, которые уже выросли и имеют свои семьи. Их называют «сабрами», или людьми, родившимися в Израиле. (Этимология, которая даст вам представление об израильском характере: «сабра/цабар» буквально относится к типу плодов кактуса, который твердый и колючий снаружи, но сладкий и нежный внутри)
Однако многие члены кибуца не соответствуют этому стереотипному образу. Многие «кибуцники» (множественное число от «кибуцник» — житель кибуца) более или менее похожи на жителей вашего родного города. На самом деле они могут быть даже из такого места, как ваш родной город! Многие члены кибуца являются «олимами» (иммигрантами) из зарубежных стран, таких как США, Австралия, Южная Африка, Эфиопия, Россия или многих стран Европы. Иврит не может быть их родным языком, но все они говорят на иврите, так как это основной язык, на котором говорят в Израиле.
Некоторые пожилые члены кибуцев были настоящими пионерами в первые дни основания государства. Попробуйте встретиться с кем-нибудь, кто был одним из основателей кибуца, в котором вы остановились, и попросите его рассказать вам истории о первых днях существования кибуца. Это отличный способ практиковать иврит и одновременно изучать историю Израиля!
Участники кибуцной ульпаны — еще одна значительная группа, проживающая в кибуце, но нет, местные жители не будут считать вас «кибуцником».
Чем отличается участник от «чавера» (полноправного члена) кибуца?
Во-первых, участник временно живет в кибуце. Во-вторых, члены имеют право голоса, что дает им право голоса в вопросах жизни кибуца; участники в этом не участвуют.
Наконец, участники имеют право на полное использование всех объектов в кибуце, в то время как участники могут не иметь доступа к некоторым объектам. Это варьируется от кибуца к кибуцу.
Как участник кибуцной ульпаны, помните, что вы гость в доме кибуца.
Поскольку вы принадлежите к другой культуре, вы можете смотреть на территорию и помещения кибуца иначе, чем его члены. Для членов кибуца домом является весь кибуц, а не только дом с четырьмя стенами. Возьмем, к примеру, столовую кибуца. Для участника это выглядит как столовая, которая является общественным пространством. Однако кибуцники видят в нем столовую, которая является частной.
Участники, по сути, гости в доме кибуца, и вы должны относиться к этому с уважением, как если бы вы были в гостях у друга в его или ее доме.
Кибуцное движение | My Jewish Learning
Кибуц — коллективное владение и управление — занимает легендарное место в израильской культуре, и евреи (и неевреи) со всего мира, включая кандидата в президенты от Демократической партии 2016 года Берни Сандерса, вызвались работать в них добровольцами. Запущен в 1909, с основанием Дегании, первого кибуца в Израиле, это уникальное движение резко изменилось за свою более чем 100-летнюю историю.
Дегания на севере Израиля была основана группой молодых еврейских иммигрантов из Восточной Европы. Они мечтали обработать землю и создать новую общину и новый тип евреев — более сильных, более щедрых и более привязанных к земле.
Первое здание кибуца Дегания, 1910 г. (Викимедиа)
Основанная ими община и еще сотни кибуцев (множественное число от кибуц), появившихся по всей стране, стремились реализовать марксистский принцип: «от каждого по способностям, каждый по потребностям». В первые годы члены кибуца работали в основном в сельском хозяйстве. Вместо того, чтобы получать индивидуальный доход за свой труд, все деньги и активы кибуца управлялись коллективно. В соответствии с идеалом полного экономического равенства члены кибуца вместе ели в общей столовой, носили одну и ту же одежду кибуца (и стирали ее в прачечной кибуца) и разделяли ответственность за воспитание детей, образование, культурные программы и другие социальные услуги.
К 1950 году, через два года после образования государства, в кибуцах проживало 67 000 израильтян, что составляло 7,5% населения страны. В то время кибуцы играли ключевую роль не только в сельскохозяйственном развитии Израиля, но и в его обороне и политическом руководстве. Ранние кибуцы часто стратегически размещались вдоль границ страны и отдаленных районов, чтобы помочь в защите страны. Многие из ведущих политиков страны и руководителей военного и промышленного секторов, особенно в 1950-х и 60-х годов, пришли из кибуцного движения.
Экономический кризис и смягчение последствий
Кибуц Рухама в Негеве, между 1940 и 1950 годами. (PikiWiki Israel)
Кибуцное движение продолжало процветать как в экономическом, так и в социальном плане на протяжении 1960-х и 1970-х годов. В 1989 году население израильских кибуцев достигло своего пика – 129 000 человек, проживающих в 270 кибуцах, что составляет около 2 процентов населения Израиля.
Но высокая инфляция и процентные ставки привели к экономическому кризису для многих кибуцев. В 19В 80-х и 90-х годах многие кибуцы объявили о банкротстве, а тысячи членов кибуцев дезертировали. В соответствии с растущей тенденцией к индивидуализму в Израиле и во всем мире эти бывшие члены кибуца искали новые возможности в израильских городах, а некоторые вообще покинули Израиль.
Кибуцному движению необходимо было изменить себя, чтобы выжить экономически и привлечь новых членов. Итак, в начале 21 века 179 из 270 израильских кибуцев были приватизированы. Вместо того, чтобы полностью отказаться от личной собственности, члены приватизированных кибуцев платят кибуцу прогрессивную ставку своего дохода. Это гарантирует, что разница в доходах в кибуце по-прежнему намного меньше, чем в израильском обществе в целом. Приватизированные кибуцы используют свою общую казну для ухода за пожилыми, больными и теми, кто в противном случае не может получать высокую заработную плату, а также обеспечивают здравоохранение, образование и культуру для своих членов.
Эта договоренность спасла кибуцы экономически, вывела большинство из кризиса и сделала кибуцы более привлекательными для новых членов. Сегодня тысячи израильтян возвращаются в кибуцы, в том числе дети, выросшие в кибуцах, а затем уехавшие в поисках других возможностей. Многие кибуцы имеют длинные списки ожидания на членство.
Жизнь в кибуце
Сегодня, по данным Еврейского агентства для Израиля, в Израиле насчитывается около 250 кибуцев, в которых насчитывается около 125 000 членов, что составляет менее 2 процентов от общей численности населения Израиля.
Повседневная жизнь жителей кибуца сегодня сильно отличается от того, что было раньше. Первоначально у членов кибуца было очень мало дискреционных расходов и почти не было личного экономического выбора. Например, если ребенок в кибуце был талантливым музыкантом, весь кибуц голосовал за то, чтобы отправить ее в специализированную музыкальную школу. Сегодня семьи кибуцев имеют гораздо большие бюджеты и могут принимать гораздо больше экономических решений, в том числе готовить еду дома или в столовой, тратить ли деньги на красивую одежду или экзотические каникулы.
В сфере труда также произошла революция. Одной из центральных ценностей первых кибуцев была обработка земли. Начиная с 1920-х и 30-х годов кибуцы перешли к сочетанию сельского хозяйства и промышленности. Основная часть промышленности кибуца сосредоточена на переработанных пищевых продуктах (включая хорошо известные мясные деликатесы Тират Цви и соленья Явне), пластмассах и металле.
Сегодня только 15 процентов дохода кибуца приходится на сельское хозяйство, и большая часть физических сельскохозяйственных работ выполняется иностранными рабочими — идея, которая была бы проклята для первоначальных кибуцники . Значительная часть дохода кибуца по-прежнему поступает от промышленности, но теперь кибуцы также предоставляют коммерческие услуги, которые становятся все более прибыльными. Коммерческий туризм, управляемый кибуцами, был особенно успешным, и многие кибуцы могут похвастаться красивыми гостевыми домами и отелями.
Младенцы в кибуце в 1949 году. Точное местонахождение неизвестно. (Hashomer Hatzair/PikiWiki Israel)
Семейная жизнь в кибуце также существенно изменилась. Основатели первых кибуцев видели в семье пережиток индивидуалистического буржуазного образа жизни, который они оставили позади, и рассматривали возможность полного отказа от него. Хотя они быстро осознали, что такая крайность неосуществима, они все же верили, что община может взять на себя многие функции по воспитанию детей, которые традиционно выполнялись родителями.
В первые десятилетия существования кибуцев младенцы и дети росли вместе со своими сверстниками в детских домах, где о них заботились профессиональные воспитатели. Они навещали своих родителей каждый день. Однако с 1970-х годов дети в кибуцах живут в домах своих родителей. Сегодня кибуцы делают больше пособий родителям, которые предпочитают проводить больше времени со своими маленькими детьми и меньше времени на работе.
Будущее
В столовой кибуца Эфаль, недалеко от Тель-Авива, 1947. (Клюгер Золтан/Пресс-служба правительства Израиля)
Молодые израильтяне также строят новые кибуцы, следуя новым моделям общинной жизни, особенно городские кибуцы. Члены этого кибуца, иногда называемого ирбуцем ( ir означает город), живут совместно в развивающемся городском районе и работают над укреплением местного населения. Члены в основном сохраняют свои собственные активы, но часто делятся едой, дискуссиями, праздничными празднованиями и общей целью работы над улучшением своего окружения. Эти кибуцы связаны с израильским национальным движением кибуцев.
Хотя социалистические общины также существовали в Соединенных Штатах и Европе в 19 и 20 веках, Мартин Бубер утверждал, что кибуц был самым впечатляющим из этих экспериментов в области совместной жизни — «эксперимент, который не удался». Спустя более 50 лет после того, как Бубер сделал это заявление, вердикт об успехе кибуцного движения все еще не вынесен.
Первоначальные члены Дегании вполне могли считать текущую приватизацию кибуцев неудачей. Однако для Бубера успех движения кибуцев заключался в том, что, в отличие от других социалистических утопических сообществ, кибуцы были привязаны к конкретным потребностям своего места и времени.
Leave a Reply