В Казахстане цены на бензин и дальше будут расти
Ведущие казахстанские аналитики объяснили, к чему может привести рост цен на бензин в Казахстане. Эксперты считают, что низкая цена на ГСМ относительно соседних государств приводит к оттоку отечественных нефтепродуктов, а также препятствует развитию отрасли из-за искусственного ограничения выручки производителей. Более того, это приводит к дефициту нефтепродуктов, теневой торговле и ценовым спекуляциям на внутреннем рынке. Разбираемся во всех причинно-следственных связях на Press.kz.
Власти республики объясняют, что рост цен на бензин и дизтопливо вызван тем, что цены на них в стране слишком дешевые, и повышение их обусловлено борьбой с серым экспортом.
Напомним, 12 апреля Министерство энергетики значительно подняло предельные розничные цены на бензин и дизтопливо. Цены на бензин Аи-92/93 выросли на 11%, до 205 тенге за литр; дизтопливо подорожало на 20% — до 295 тенге.
Повышение розничных цен на некоторые виды топлива — вынужденная мера, связанная с необходимостью снижения диспаритета его стоимости с соседними странами. Это позволит уменьшить отток нефтепродуктов из страны и обеспечить возрастающие потребности внутреннего рынка, — отметили ранее в Минэнерго.
Сейчас казахстанцы могут купить 100 литров дизтоплива в сутки по 295 тенге за литр. Для владельцев грузовиков, автобусов и спецтранспорта суточный лимит составляет 300 литров. А при покупке дизтоплива сверх лимита оно будет стоить уже 450 тенге за литр.
Что думают эксперты
По мнению аналитика Jusan Analytics Аята Сураганова, рост стоимости горюче-смазочных материалов обусловлен планами правительства Казахстана постепенно перейти на рыночное регулирование.
Несмотря на то, что эта мера непопулярна и может привести к социальному напряжению, на текущий момент она вынужденная, — отмечает аналитик.
Низкая цена на ГСМ относительно соседних государств, по его мнению, приводит к оттоку отечественных нефтепродуктов, а также препятствует развитию отрасли путем искусственного ограничения выручки производителей. Более того, это приводит к дефициту нефтепродуктов, теневой торговле и ценовым спекуляциям на внутреннем рынке.
В России дизель стоит дороже на 45%, в Кыргызстане на 64%, в Узбекистане в 2 раза. В сравнении со среднемировыми ценами, цена на отечественный бензин в 3 раза ниже, — приводит пример Аят Сураганов.
Стоит отметить, что основными факторами при ценообразовании являются: себестоимость добычи сырой нефти, её переработка, налоги и акцизы, обслуживание банковских займов, транспортировка, хранение и другие сопутствующие расходы. Покрытие валютных займов для проведенная модернизации НПЗ также влияет на повышение тарифов нефтепереработки.
С таким мнением частично согласен и казахстанский финансист Жанат Нургалиев. Он также отмечает, что в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) у Казахстана есть требования, чтобы к 2025 году была единая цена на бензин, и, соответственно, поэтому в нашей стране будет наблюдаться дальнейший рост цен.
В России бензин стоит порядка 300 тенге. И якобы в борьбе с серым экспортом необходимо повышать цены. Но есть еще несколько причин. Это нехватка сырья для внутренней переработки на наших НПЗ, — говорит Жанат Нургалиев.
По словам эксперта, в Казахстане три нефтеперерабатывающих завода (Атырауский, Павлодарский Шымкентский), два их которых в 100% доле принадлежат КазМунайГазу, а Шымкентский — наполовину Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC).
К сожалению, наши крупнейшие недропользователи, в том числе Karachaganak Petroleum Operating, всю свою нефть поставляют на экспорт, то есть на внутреннее потребление в Казахстане нефть не оставляют. В 2023 году должны добыть порядка 90 млн тонн нефти, половина из этого объема приходится на вот эти три оператора. Внутреннее потребление у нас обеспечивается за счет других недропользователей, которые работают по схеме 70/30, то есть 70% они экспортируют и 30% оставляют на внутренний рынок. При этом, конечно, всем выгоднее экспортировать, потому что цена на экспорт выше, — говорит аналитик.
К слову, на экспорт цена заложена примерно в 70 долларов за баррель, а на внутреннее потребление 25-30 долларов за баррель. Соответственно, поставлять недропользователям на внутренний рынок невыгодно. По мнению Жаната Нургалиева, чтобы «насытить» внутренний рынок, Казахстану необходимо пересмотреть соглашения о разделе продукции с ТШО «Тенгизшевройл» и Karachaganak Petroleum Operating, чтобы они увеличили поставки на внутренний рынок хотя бы на 10%, а далее — 30%.
Казахстан – нефтяная страна, а цены на ГСМ растут – это нонсенс, — отмечает Жанат Нургалиев.
Еще одна причина роста цен на бензин, по мнению аналитика, заключается в том, что Казахстанские НПЗ не загружены на полную проектную мощность, кроме того, им требуется модернизация и расширение.
Шымкентский НПЗ сейчас шесть млн тонн перерабатывает. Но премьер-министр страны недавно поставил задачу перерабатывать 12 миллионов тонн в год, в то время как ранее НПЗ перерабатывал девять млн тонн. И опять, здесь нужно договариваться с китайскими недропользователями, чтобы они оставляли на внутреннее потребление нефть. Поэтому цена на ГСМ, к сожалению, будет расти, и надо будет пересматривать соглашения на разделение нефтепродукции в пользу граждан Казахстана, — отмечает Жанат Нургалиев.
Анализ роста цен на ГСМ
Давайте рассмотрим, как росли розничные цены на ГСМ и цены на нефть с начала 2023 года. В 1 квартале 2023 года цена на нефть марки Brent сложилась в среднем в диапазоне 80-85 долларов за баррель. Средняя розничная цена ГСМ на февраль 2023 года составила: бензин АИ-92 – 179 тенге за литр, бензин АИ-95 – 214, дизельное топливо (летнее) – 241.
При этом, сравнивая стоимость сырой нефти и нефтепродуктов, розничные цены готовой нефтяной продукции были практически неизменны.
График 1. Средние розничные цены на ГСМ и цена нефти
Увеличение объема реализации ГСМ указывает на рост экономики, автопарка и транспортной активности, а также на развитие промышленности и сельского хозяйства. Более того, сравнивая с соседними странами, в Казахстане высокий уровень потребления дизельного топлива на душу населения – 370 литров в год. В России – 225 литров, Кыргызстане – 98 литров, Узбекистане – 44 литра.
График 2. Динамика объема розничной реализации ГСМ, миллиардов тенге
Это значит, чтобы не возник дефицит на внутреннем рынке, за ростом потребления нефтепродуктов должен поспевать объем производства.
В 2023 году на всех трех НПЗ проведут плановые ремонтные работы, несмотря на это, согласно утверждениям МЭ РК, НПЗ удастся удержать объем производства на уровне 13,4 миллиона тонн.
График 3. Объем производства нефтепродуктов помесячно, тысяч тонн
В 2022 году был произведен рекордный объем дизельного топлива – 5. 4 миллиона тонн. Производство бензина всех марок составило 4.96 миллиона тонн (рост на 3.3%), авиатопливо – 0.59 миллиона тонн.
В целом, за последние пять лет производство бензина выросло на 70%, дизтоплива – на 33%. Однако сохраняется высокий уровень зависимости от поставок сырья из России, и периодически образуется дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке.
В середине 2022 года образовался избыток бензина, который был отгружен на экспорт, но к концу года Казахстан был вынужден импортировать дизельное топливо из-за его дефицита на внутреннем рынке.
График 4. Экспорт/импорт бензина, тысяч тонн
График 5. Экспорт/импорт дизельного топлива, тысяч тонн
Минсельхоз прогнозирует дальнейший рост цен на продукты
Как заявили ранее в Министерстве энергетики, стоимость дизтоплива для сельхозпроизводителей (в среднем по стране – 204 тенге за литр) до завершения весенне-полевых работ меняться не будет. В предыдущий раз власти Казахстана меняли цены на автомобильное топливо осенью 2021 года.
Но в Минсельхозе РК полагают, что апрельское повышение цен на дизтопливо может повлечь в дальнейшем рост цен на продукты питания на 2–5%.
Эксперты Jusan Analytics ожидают планомерный рост цен на ГСМ, учитывая прогнозируемое повышение стоимости на сырую нефть и усилия правительства по нивелированию риска дефицита на рынке ГСМ (в частности дизельного топлива).
Более того, в связи с планами по организации общего рынка ГСМ в рамках ЕАЭС, предстоит гармонизация цен, что также подразумевает повышение казахстанских цен до уровня стран-участниц, — говорит Аят Сураганов.
Напомним, в январе 2023 года власти Казахстана продлили госрегулирование розничных цен на бензин и дизтопливо на неопределенный срок, вывоз нефтепродуктов из страны автотранспортом запрещен до середины 2023 года.
Темы: БензинГСМНедропользователиНефтьРост цены
В Казахстане повысят цены на бензин и дизтопливо
В Казахстане повысят цены на бензин и дизтопливо — Аналитический интернет-журнал Власть
Рост составит 11% и 20% соответственно
- Тамара Вааль
4559
фото Жанары Каримовой
Тамара Вааль, Астана, Власть
В министерстве энергетики приняли решение повысить предельные цены на бензин и дизельное топливо на 11% и 20% соответственно. Приказ будет опубликован сегодня, сообщил в понедельник в ходе брифинга в службе центральных коммуникаций и.о. министра энергетики Болат Акчулаков.
«В целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами. Поэтому мы должны пойти на сложный, но в то же время нужный шаг – повысить предельные розничные цены, в частности на бензин марки АИ-92 и АИ-93 со 182-187 до 205 тенге за литр (рост 11% — В.), а цена на дизель составит 295 тенге за литр. Сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230-260 тенге (в среднем рост 20% — В.), — сказал Акчулаков.
Он отметил, что соответствующий проект приказа будет опубликован сегодня.
«Если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время мы столкнемся с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны», — добавил и.о. министра.
Объясняя это решение, Акчулаков напомнил, что после модернизации трех нефтеперерабатывающих заводов их производственная мощность увеличилась на 3 млн тонн и достигла почти 17 млн тонн в год, а за последние пять лет Казахстан увеличил производство бензина почти на 70%, а дизельного топлива – на 30%. При этом в прошлом году, несмотря на рекордный объем выработки дизтоплива – 5,2 млн тонн, страна ощутила его нехватку в некоторых регионах страны. Возникший дефицит в объеме порядка 350 тыс. тонн пришлось перекрывать за счет дорогого импортного топлива.
«Основными факторами постоянно растущих объемов потребления являются: транзитный автотранспорт, а также серый экспорт в соседние страны. Так, по самым скромным подсчетам, в прошлом году на долю транзитного транспорта пришлось около 150 тыс. тонн дизтоплива. Еще порядка 200 тыс. тонн горючего было вывезено серым экспортом. Причина тому – значительная разница в цене. Казахстан входит в список стран с самыми низкими ценами на ГСМ. Например, в России стоимость дизтоплива в среднем составляет 345 тенге за литр, что дороже на 45%, в Кыргызстане цена выше на 64%, а в Узбекистане — в два раза», — пояснил и.о.министра.
Резюмируя, Акчулаков отметил, что «с текущими ценами, сколько бы мы ни увеличивали производство ГСМ, его всегда будет не хватать». А с такой разницей в ценах, по его словам, переток в соседние страны будет продолжаться, причем объемы будут только увеличиваться.
«Никакие ограничительные меры не дадут должного эффекта. Сохранение диспаритета цен на ГСМ создает стимулы для работы теневого рынка и наносит ущерб национальным интересам Казахстана. Низкие цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу», — заключил он.
Позже он уточнил, что новые цены вступят в силу ориентировочно 12 апреля.
Тамара Вааль
Шеф столичного бюро Власти
Еще по теме:
19.04.2023
Средства от повышения тарифов на коммунальные услуги будут вкладывать в модернизацию инфраструктуры – Токаев
04. 04.2023
Повышение цен на ГСМ скажется на инфляции, признал Смаилов
04.04.2023
Повышение цен на бензин и дизтопливо предотвратит их дефицит в 850 тыс. тонн – Смаилов
10.03.2022
В Минэнерго озвучили цену дизтоплива для проведения весенне-полевых работ
Понравилась новость, поделитесь с друзьями:
Свежее из этой рубрики
Курс доллара на бирже повысился до 446,25 тенге
Россия признала отступление к северу от Бахмута
Десятки мертвых тюленей вновь обнаружены на побережье Каспия в Мангистауской области
Мой мирЛоготип Мой МирМой мирЛоготип Мой Мир
Самые низкие цены на бензин в Казахстане после Туркменистана
Баку/26. 02.18/Turan: Согласно международному рейтингу Global Petroleum Prices на 19 февраля 2018 года Казахстан занимает 15 место среди стран мира с самым дешевым бензином. Об этом сообщил министр энергетики Канат Бозумбаев на расширенном заседании коллегии …
Для прочтения введите свои данные аутентификации
Имя пользователя:
(максимум 20 символов)
Пароль:
(максимум 20 символов)
Чтобы запомнить (требуются файлы cookie) или
для изменения данных аутентификации, установите флажок
Сохранить:
или регистрация
подписка
2023-05-13
Фотосессии 2023 13 мая (суббота) 22:32:24
Политика 2023 13 мая (суббота) 21:50:10
В течение нескольких часов в субботу украинцы сбили два новейших российских боевых самолета — Су-35 и Су-34. Три их пилота погибли.
Социальный 2023 13 мая (суббота) 20:46:56
Активист Партии народного фронта Азербайджана (ПНФА) Замин Салаев вечером 11 мая был переведен из Бакинского следственного изолятора в Медицинское учреждение Пенитенциарной службы в связи с резким ухудшением состояния здоровья. Салаев голодает уже 96 дней, требуя его освобождения.
Весь мир 2023 13 мая (суббота) 17:04:38
Остин Рассел сейчас в бегах.
Весь мир 2023 13 мая (суббота) 16:52:48
nbcnews: На родине The Beatles проходит еще одно любимое заведение поп-музыки — конкурс песни «Евровидение».
Весь мир 2023 13 мая (суббота) 16:42:42
Reuters: Министерство обороны России заявило в субботу, что украинский самолет нанес удар по двум промышленным объектам в удерживаемом Россией городе Луганске на востоке Украины крылатыми ракетами большой дальности Storm Shadow, поставленными Великобританией.
Политика 2023 13 мая (суббота) 14:05:33
13 мая в Управлении международного военного сотрудничества Министерства обороны Азербайджана состоялся брифинг для иностранных военных атташе, аккредитованных в Азербайджане, и представителей международных организаций.
Политика 2023 13 мая (суббота) 13:31:52
Власти Германии приняли решение передать Украине крупнейший пакет военной помощи в размере 2,7 млрд евро, сообщила в субботу газета Der Spiegel.
Политика 2023 13 мая (суббота) 13:10:21
Трехсторонняя встреча лидеров Азербайджана и Армении в Брюсселе состоится в воскресенье в 13 часов по местному времени (15 часов по бакинскому времени), сообщается на сайте главы Совета Евросоюза Шарля Мишеля. , который станет третьим участником встречи.
Политика 2023 13 мая (суббота) 12:28:26
Посольство Украины провело торжественное мероприятие по случаю установления мемориальной доски с именами азербайджанцев, погибших при защите Украины.
Фотосессии 2023 13 мая (суббота) 11:30:41
Социальный 2023 13 мая (суббота) 11:08:59
В ближайшие двое суток в Баку и на Апшероне ожидается ветреная погода с осадками, сообщили синоптики Минэкологии.
Политика 2023 13 мая (суббота) 01:01:52
Вечером 12 мая в ходе боестолкновений на армяно-азербайджанской границе погиб военнослужащий ВС Азербайджана Гараев Мухаммад Махир оглы, сообщает пресс-служба Минобороны Азербайджана.
2023-05-12
Политика 2023 12 мая (пятница) 22:59:07
В районе шахты «Зод», на границе Кельбаджарского района Азербайджана и Гегаркуникской области Армении, в пятницу вечером продолжились артиллерийские дуэли между ВС Азербайджана и Армении.
Весь мир 2023 12 мая (пятница) 18:49:50
Агентство Рейтер: Россия заявила в пятницу, что украинские силы атаковали российские позиции вдоль почти 100 км (60 миль) линии фронта возле Соледара, небольшого шахтерского городка недалеко от Бахмута на востоке Украины, который московские силы захватили в январе.
Казахстан Китай построит сеть мини-заводов по производству СПГ для автомобилей — Новости энергетики
Китайская компания готова поделиться своим опытом конвертации
общественный и индивидуальный автотранспорт на природный газ. Пока Казахстан
пока только обсуждаем и делаем первые шаги по переделке мотора
транспорт чище и экономичнее (по сравнению с бензином)
природного газа, соседний Китай давно решил эту проблему.
Не секрет, что переход на природный газ позволит
Казахстанскому правительству предстоит решить сразу две задачи: окончательно снять
вопрос снабжения топливом постоянно растущей армии владельцев «железных
лошадей», а также найти практическое применение связанному с этим природному
газ, который часто безжалостно сжигают.
В Китае массовый переход на природный газ стал возможен благодаря
строительство по всей стране мини-заводов NLG. Что
Инициатива была выдвинута пекинской компанией Xinjiang Ji.
Мунай Гуанхуи СПГ Девелопмент.
«Согласно межправительственному соглашению, подписанному Казахстаном и
Китае, у этой компании есть обязательство построить аналогичный завод в
Казахстан», — заявил министр энергетики РК Магзум Мирзагалиев.
Заседание за столом по вопросам попутного природного газа состоялось в Астане в
в рамках Первого международного форума «Казахстанский геологический форум
Нефть и газ, 2015».
Глава Xinjiang Ji Munai Guanghui LNG Development’s Вэй Хун,
сообщил на встрече, что Китай добился хорошего прогресса в построении сети
мини-заводов СПГ за последние десять лет.
«В настоящее время в Китае действуют 66 мини-заводов СПГ с
общая мощность 34 млн кубометров газа в сутки. Еще 60
мини-заводы СПГ общей мощностью более 46 млн куб.
газа в сутки находятся в стадии строительства», — сказал Вэй.
По его словам, Китай использует попутный газ из своих меньших нефтяных
добыча газа и импортный газ, поступающий танкерами в качестве сырья для
растения.
Он объяснил, что мини-заводы СПГ легко монтируются и
демонтировать, что делает их пригодными для использования в любой части страны. Китай имеет
создана целая сеть газопроводов и газохранилищ для
СПГ, что позволило ряду производителей перейти на топливо СПГ
также.
«Дальше, для обеспечения массового перевода автотранспорта на СПГ, у нас есть
начато производство АЗС СПГ. Промышленность Китая готова
строить мобильные, переносные и комбинированные станции. Другими словами, мы
сначала подготовили инфраструктуру», — сказал Вэй.
См. также: Мировые производители нефти присматриваются к казахстанскому проекту «Евразия»
Он добавил, что государственный контроль над всеми трубопроводами
ключевых условий массовой конверсии транспорта. «Цена
газ ниже цены на нефть. Многие наши граждане видят
преимущества СПГ. Все будет зависеть от того, как правительство будет регулировать
процесс утилизации газа. Только если цена хорошая, будет ли
быть стимулом для всей цепочки – от производителя к потребителю, и от
от мини-завода СПГ до АЗС», — сказал глава китайской компании.
По его словам, его компания планирует начать конверсию
с пилотным проектом муниципальных автобусов в северных районах
Казахстан – в Астане и Караганде. «Если пилот муниципального транспорта
работает, мы перейдем ко второму этапу, который будет включать в себя все
муниципальные автобусы и пикапы. На втором этапе мы также можем
начать развивать систему АЗС СПГ для продвижения конверсии
автомобилей сначала в северных и восточных районах, а затем – по всему
Казахстан», — сказал Вэй.
По его мнению, многое будет зависеть от эффективности Астаны и
Карагандинские муниципалитеты. Они должны разработать совместную станцию СПГ
программа.
«После завершения проекта по переоборудованию автотранспорта мы можем посмотреть
при преобразовании промышленного сектора. То есть, когда решение
созреет, его можно будет продвинуть дальше», — сказал Вэй.
К преимуществам сжиженного природного газа относится удобство
хранение, транспортировка и использование.
Leave a Reply