Статуя свободы: samsebeskazal — LiveJournal
Не могу не отметить тот факт, что самой известной девушке Нью-Йорка, да и наверное всей Америке, вчера исполнилось целых 125 лет. К сожалению, ее образ уже настолько замылен в качестве символа США, что один только ее вид, вызывает у многих скорее раздражение, нежели чем интерес, как к частичке американской и мировой истории. А история эта, между тем, довольно любопытна.
Статуя это, как всем известно, была подарком французского народа к 100-летней годовщине американской революции. Правда подарок этот немного запоздал, статуя была открыта 28 октября 1886 года, только спустя 10 лет после самого юбилея, и не в последнюю очередь по вине самих американцев. Но обо всем по порядку.
Сначала про ее изготовление и конструкцию. Процесс изготовления статуи выглядел следующим образом: сначала изготавливался деревянные каркас, затем, из гипса создавался объем и рельеф конечной поверхности будущей статуи.
Затем, по гипсовому образцу изготавливались деревянные формы по которым молотками отбивали медные листы, придавая им нужную форму. Точность изготовления поверхностей сверялась с гипсовым прототипом.
Был разработан и изготовлен несущий стальной каркас, на который потом, при помощи промежуточного каркаса, крепились медные листы. Проектированием стального каркаса статуи занимался Гюстав Эйфель.
Статуя создавалась исключительно на пожертвования, причем по договоренности между правительствами двух стран, американцы брали на себя строительство постамента, а французы изготовление статуи, ее доставку и монтаж. По обе стороны Атлантики сбор пожертвований проходил довольно вяло, и приходилось прилагать много усилий, чтобы собрать необходимые суммы. Французам требовалось собрать 400 000 долларов на статую, а американцам всего 250 000.
Удивительно, но в самой Америке многие были против сооружения статуи. Они считали, что это будут просто напрасно выброшенные деньги и проводили различные компании направленные на остановку сбора средств на строительство. Главным противником выступала газета «Нью-Йорк таймс», которая не скупилась на статьи с соответствующей тематикой.
Компанией по сбору средств руководил издатель газеты «Нью-Йорк Уорлд» — Джозеф Пулитцер, один из главных конкурентов «Нью-Йорк таймс». Страницы его газеты, наоборот, всячески агитировали за сооружение статуи и активно рекламировали и поддерживали сбор средств на строительство пьедестала. Результатом этой борьбы было то, что средства на строительство собирались с большим трудом, и если во Франции компания по сбору средств была с успехом закончена, то в Америке до ее завершения было еще очень далеко. В какой-то момент стало понятно, что при таких темпах, готовая статуя может никогда не увидеть американских берегов. Пытались провести законопроект о выделении 50 000 долларов на строительство из бюджета Нью-Йорка, но тогдашний губернатор Гровер Кливленд наложил на него вето.
Для повышения интереса к будущей статуи и привлечению новых пожертвований, в 1876 году, на филадельфийскую выставку посвященную столетнему юбилею американской революции, был привезет фрагмент статуи в виде руки держащей факел. На факел можно было подняться по винтовой лестнице сделанной внутри. За подъем брали по 50 центов которые шли в фонд строительства статуи.
После окончания выставки рука с факелом была перевезена в Нью-Йорк, где несколько лет стояла в Мэдисон-сквер парке, дожидаясь окончания работ во Франции. После этих рекламных мероприятий сбор средств пошел веселее, но все равно, денег было собрано недостаточно. Не хватало еще почти 100 000 долларов. Пришлось даже запустить слух, что жителям Бостона статуя тоже очень понравилась, и дескать, они готовы собрать недостающую сумму, но с тем условием, что статую построят в Бостоне а не в Нью-Йорке. После этого зашевелились нью-йоркцы, и даже оппозиционная «Нью-Йорк таймс» перестала сыпать критикой и подключилась к компании по сбору средств. Пулитцер пообещал напечатать имя каждого жертвователя на страницах своей газеты, вне зависимости от того, насколько мал был его взнос. Эти меры дали нужный результат. Дети по всей Америке послали по одному центу, остальные давали, кто сколько может — средняя сумма пожертвовании по стране не превышало одного доллара. Недостающая сумма была наконец собрана.
После успешного опыта с демонстрацией руки с факелом, в 1878 году на международной выставке в Париже была выставлена голова статуи. Для того, чтобы подняться внутрь головы и посмотреть из окон расположенных в короне, нужно было купить билет.
После того, как стало понятно, что деньги собраны и статуя все-таки будет установлена в Нью-Йорке, начался ее пробный монтаж в Париже.
Для этого, из Америки вернули путешествовавшую там несколько лет руку, и статуя начала расти над городом.
Первыми в мире, статую в собранном виде увидели жители Парижа, а не Нью-Йорка.
В это время в Америке начали работы по сооружению пьедестала для будущей статуи. Он был выполнен из бетона, и на тот момент, это было самое большое в мире бетонное сооружение, причем сам бетон поставляла немецкая фирма, выигравшая тендер.
В углу изображен портрет создателя статуи — французского скульптора Фредерика Огюста Бартольди. Он не только создавал статую, но и принимал активное участие в компании по сбору средств на ее строительство. Идея перевезти руку с факелом на выставку в Филадельфию и слух про Бостон были делом его рук.
Статуя была разобрана в Париже, упакована в деревянные ящики, и на борту французского фрегата «Изере» прибыла в Нью-Йорк. Еще около года части статуи пролежали в ящиках, дожидаясь окончания работ по сооружению пьедестала. После их завершению, преступили к монтажу стального каркаса. На фотографии элементы статуи пред ее сборкой в Нью-Йорке.
Полная сборка ее на новом месте заняла четыре месяца.
Изображения статуи начались появляться еще до окончания ее монтажа. Вот только, на первых литографиях была допущена одна, но серьезная ошибка — в реальности статуя смотрит в другую сторону.
Церемония открытия статуи состоялась 28 октября 1886 года. Церемонией лично руководил, ставший на тот момент президентом Соединенных Штатов, бывший губернатор Нью-Йорка — Гровер Кливленд, который совсем недавно не давал денег на ее строительство. Утром в городе состоялось праздничное шествие от Мэдисон-сквер до Бэттери-парка, на которое пригласили ветеранов, но забыли прислать за ними транспорт. После полудня, в акватории провели военно-морской парад, но погода была настолько ужасной, что пришлось отменить праздничный салют. Над водой стоял туман, и с окрестных берегов зрителям было практически ничего не видно. Сама церемония открытия была организована исключительно для высокопоставленных лиц, представители общественности допущены туда не были, и там присутствовали только две женщины — жена Бартольди и внучка Де Лесспесса, председателя французского комитета. Остальных женщин не пустили под предлогом того, что их могут поранить в толпе. Лицо статуи была закрыто французским флагом который должны были сдернуть по окончанию церемонии. Сенатор Эвартс начал говорить торжественную речь и допустил в ней долгую паузу, которую расценили как ее окончание и флаг сдернули. Закончить речь уже не получилось из за громких аплодисментов публики и криков — Ура! Позвали выступить Бартольди, но он отказался что-либо говорить. Президент Кливленд в своей речи выдал мысль о том, что — «поток света должен пронзить тьму невежества и угнетения человека, до тех пор, пока свобода озаряет мир». На самом деле на статуе горел такой слабый свет, что его с трудом можно было увидеть с берега Манхеттена. По этому поводу тут же принялись зубоскалить на страницах прессы, говоря от том, что факел на статуе не будет гореть до тех пор, пока Америка не станет свободной страной на самом деле, а не только на словах.
Официальное название статуи — «Свобода, озаряющая мир».
Статуя является навигационным ориентиром для судов и до 1901 года была в ведении Управления маяков США. В некоторых фильмах показано, как судно с иммигрантами приплывает к берегам Нового Света, и первое, что они видят на горизонте, это статуя Свободы. Это совершенно не соответствует действительно, доплыть до статуи не заметив берегов пролива Нэрроуз практически невозможно.
В первоначальной идее статуя называлась Свет Азии и должна была быть установлена на входе в Суэцкий канал, в Порт-Саиде, в Египте.
Статуя Свободы есть в Париже, это ответный подарок от американцев.
В городе Кольмар, на востоке Франции, родном городе Бартольди.
В Лас-Вегасе.
В Токио.
И даже во Львове есть. Но на Украине все по своему, поэтому она у них не стоит а сидит, да еще и обнимается с двумя мужиками и называется не статуя свободы, а статуя бережливости. Дух творит форму, вот ей богу 🙂
Ну и еще ее можно найти в куче городов по всему миру.
На первой фотографии этого поста изображена статуя Свободы в городе Бордо, на юго-западе Франции. Он был захвачен немецкими войсками во время Второй мировой войны а статуя сброшена с постамента и отдана на переплавку.
Я не был ни на самой статуе, ни даже на острове, на котором она стоит, так что, мне рассказать вам об этом нечего. Но если вам интересно увидеть как там все внутри выглядит и устроено, то по ссылкам можно посмотреть фотопутешествие на нее — 1 часть, 2 часть.
Из уральского металла американцы отлили Статую Свободы, а французы – Эйфелеву башню
Комсомольская правда
Результаты поиска
ОбществоИстория современностиОбщество: ВОПРОС ДНЯ
Данил СВЕЧКОВ
11 ноября 2015 8:00
В прошлые века весь мир зависел от России-матушки. «Комсомолка» рассказывает, как уральские промышленники ввели в мире монополию на свое железо и сколько заплатили иностранцы, чтобы их достопримечательности были сделаны из лучшего металла
Фото: из открытых источников
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ 17 ВЕКА
В конце XVII века перед Россией стояли такие же задачи, как и сейчас. Необходимо было развивать… импортозамещение! Дело в том, что железо нам тогда приходилось покупать у Швеции (своей руды не хватало). А молодому амбициозному правителю Петру I ой как хотелось своего родного металла на развитие страны. И тут, на счастье правителя, с Урала пришли благие вести: «Обнаружены богатые залежи руды». Ее сразу же отправили на экспертизу. Один образец в Ригу, а другой в Москву.
— Рижская сторона (которая тогда зависела от Швеции, – прим. ред.) обманула нас, сказала, что качество у руды плохое. Но после того, как наши специалисты выплавили из нее металл, оказалось, что напротив, руда превосходная, – рассказывает «Комсомолке» Владимир Запарий, заведующий кафедрой истории науки и техники УрФУ. – С тех пор на Урале стали возводиться передовые железоделательные заводы. А самым успешным и оборотистым заводопромышленником оказался оружейник Никита Демидов. Он получил от Петра I казенные Верхотурские железные заводы в благодарность за дешевые, но на редкость качественные ружья, которые поставлял российской армии.
Самым успешным и оборотистым уральским заводопромышленником оказался оружейник Никита Демидов. При нем уральское железо стало известно на весь мирФото: из открытых источников
ТАГИЛЬСКИМ ЖЕЛЕЗОМ ПОКРЫЛИ ТУМАННЫЙ АЛЬБИОН
Дело было поставлено на такую широкую ногу, что новые месторождения руды на Урале открывались постоянно. О железных богатствах местных земель даже начали слагать легенды. Одна из них гласила, что якобы в 1735-м году здешний охотник нашел гору, богатую железняком, потому что выпущенную им стрелу притянуло к ней, как магнитом. Заказы со всего мира стали поступать на Урал тоже, будто их притягивало сюда магнитом.
Вся Европа закупала наш металл!
— Англичане в XVIII веке железа не выплавляли, – отмечает Владимир Запарий. – Дело в том, что производство тогда было древесно-угольным, а в Англии к тому времени уже были вырублены почти все леса. Лишь к началу XIX века они смогли заменить древесный уголь на каменный. А до тех пор закупали железо у России. Был интересный случай – в 90-е годы XVIII века наша делегация прибыла в Лондон, и спросила у мэра, не протекают ли в городе крыши. Градоначальник тогда ответил, что нет. А интересовались наши представители не зря, ведь железо на крышах Лондона было из Тагила!
Так выглядел Вестминстерский дворец в Лондоне до пожара 1834 года. После этого его крышу покрыли тагильским кровельным железомФото: из открытых источников
Более того, тагильским кровельным железом в XIX веке даже покрыли крышу здания Британского Парламента – Вестминстерского дворца на берегу Темзы. В XVIII и XIX веках его несколько раз реставрировали, в том числе и после пожара 1834 года, уничтожившего здание почти целиком. Лишь Башня драгоценностей, Вестминстерский Холл, пара часовен и монастырь тогда уцелели. Для возведения нового здания понадобилось много металла, и уральские заводы легко справились с выплавкой такого объема.
СТАТУЯ СВОБОДЫ ПОЗЕЛЕНЕЛА ИЗ-ЗА УРАЛЬСКОЙ МЕДИ
К слову, за границей наше железо не только покупали, но и подделывали. Известность уральского качества была столь высокой, что другие страны готовы были переплачивать за него.
В 30-е годы XIX века англичане построили в море на ионических островах (группа островов в юго-западной части Греции, – прим. ред.) завод, куда привозили английское железо, ставили на него уральский штемпель и продавали на восток по завышенной цене. К счастью, мошенников быстро раскусили – покупатели оказались не дураками и сразу поняли, что полученный товар явно не тагильского качества.
Железо для Статуи Свободы у уральцев заказали вовсе не американцы, а французыФото: из открытых источников
Срывание масок с мошенников произошло как раз вовремя. Иначе уральские металлурги могли бы лишиться заказа мечты. Им поступило предложение отлить для США легендарную Статую Свободы!
Правда, тут надо уточнить. Американцы возводили лишь пьедестал на острове Бедлоу. А саму фигуру женщины в короне и с факелом в руке делали французы, как подарок к столетию со дня заключения Декларации Независимости США. К слову, железа понадобилось так много (204 тонны), что французы на 10 лет опоздали с подарком. Но ведь главное, что все-таки удалось осуществить задумку! В итоге в 1884-м году статую в разобранном виде на фрегате «Изера» доставили в Новый Свет.
Чтобы собрать фигуру, понадобилось еще четыре месяца. На торжественном открытии присутствовали тысячи зрителей. Они диву давались, как махина с факелом блестит на солнце. Но блестела она временно. Вскоре медь окислилась, и Статуя Свободы получила свой знаменитый зеленоватый оттенок.
Американцы диву давались, как Статуя Свободы блестит на солнце. Но блестела она временно. Вскоре уральская медь окислилась, и монумент получил свой знаменитый зеленоватый оттенокФото: Евгения ГУСЕВА
2,5 МИЛЛИОНА УРАЛЬСКИХ ЗАКЛЕПОК
В 1887-м году во Франции началось свое грандиозное строительство. К Всемирной выставке 1889 года ведущих французских инженеров пригласили поучаствовать в конкурсе. Они должны были предложить проект такого сооружения, которое бы демонстрировало технологические достижения страны. Вариантов было множество – всего 107. Одни инженеры предлагали соорудить в Париже гигантскую гильотину, как напоминание о Великой французской революции, другие настаивали, что самому романтичному городу мира, страсть как необходим огромный каменный обелиск, точь-в-точь, как тот, что подпирает небо в Вашингтоне. Но выбор жюри в итоге пал на проект высотной башни инженерного бюро Гюстава Эйфеля.
Понадобилось порядка 18 тысяч металлических деталей из уральского металла и 2,5 миллиона уральских заклепок, чтобы башня не развалилась!Фото: из открытых источников
Любопытная деталь. Незадолго до этого Гюстав Эйфель помогал строить Статую Свободы. По одной из версий, занимаясь проектом массивной стальной опоры и промежуточного каркаса гигантской медной скульптуры, он был настолько поражен качеством уральского металла, что именно его и решил использовать при создании своей башни.
Строительные работы велись два года. В них было занято больше трехсот рабочих. При возведении сооружения Эйфель использовал множество хитростей. Так, отверстия для заклепок на деталях, его подчиненные просверлили еще на земле. А все детали были относительно легкими – весом не более трех тонн. Всего же понадобилось порядка 18 тысяч металлических деталей из уральского металла и 2,5 миллиона уральских заклепок, чтобы башня не развалилась!
Изначально планировалось, что диковинное сооружение простоит 20 лет, после чего его демонтируют. Но с уральским качеством «железная дама», как прозвали башню французы, и ныне стоит на своем законном месте.
Изначально планировалось, что диковинное сооружение простоит 20 лет, после чего его демонтируют. Но с уральским качеством «железная дама», как прозвали башню французы, и ныне стоит на своем законном местеФото: Андрей ГОРБУНОВ
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
АДРЕС РЕДАКЦИИ: Екатеринбургский филиал ЗАО ИД «Комсомольская правда», ул. Мамина-Сибиряка, 52, оф.302, Екатеринбург, ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 620075, контактный телефон: +7 (343) 237-25-51.E-mail: [email protected]
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Leave a Reply