Михаил Горбачев – лидер, порвавший с советским прошлым
Михаил Горбачев, последний лидер Советского Союза, недавно отпраздновал свой 80-й день рождения. Двадцать шесть лет назад, 11 марта 1985 года он был избран Генеральным секретарем Коммунистической партии. 54-летний Горбачев был тогда самым молодым членом Политбюро – руководящего органа ЦК КПСС. В течение последующих шести лет Горбачев проводил политику, которая изменила ход истории и, в конечном итоге, привела к распаду Советского Союза.
Внутренняя политика тех лет ознаменовалась реформами под эгидой «гласности» и «перестройки».
Почетный профессор Оксфордского университета Арчи Браун отмечает, что со временем оба термина изменили свое значение: «Изначально «гласность» означала лишь бóльшую открытость, но постепенно это слово стало пониматься как свобода слова и прессы. Что касается «перестройки», то этот термин поначалу был синонимом слова «реформа», или скорее эвфемизмом, заменяющим это слово, которое в брежневскую эпоху было практически табуированным. Однако с течением времени этот термин также стал выражать нечто большее. К 1988 году под «перестройкой» подразумевались масштабные политические преобразования».
По словам Брауна, внутренняя политика Горбачева на протяжении его шестилетнего пребывания на посту Генерального секретаря ЦК КПСС была направлена на разрыв с советским прошлым. Это выражалось в освобождении политзаключенных и диссидентов из тюрем и внутренней ссылки; провозглашении свободы вероисповедания и прекращении преследования церкви; снятии запрета на общение с внешним миром и прослушивание иностранных радиопередач; разрешении на развитие гражданского общества и постепенном превращении в правовое государство.
Браун выделяет одну ключевую реформу: «В 1988 году было принято решение о введении состязательных выборов в законодательный орган, обладавший реальной властью. В марте 1989 года прошли первые выборы в Совет народных депутатов СССР. На мой взгляд, именно в этот момент произошел переход от либерализации системы к демократизации. Страна так и не стала полноценной демократией, однако процесс демократизации был запущен уже тогда».
Специалисты отмечают, что единственным институтом, который Горбачеву не удалось реформировать, была Коммунистическая партия. Он ввел практику более активных дебатов на партийных собраниях и сделал работу партии более открытой, однако, по словам аналитиков, этого было недостаточно.
«Обновление состава руководства партии шло медленным темпами. Думаю, именно это в конечном итоге погубило его, потому что он оставил на средних и более высоких уровнях партии много консервативных аппаратчиков, не поддерживавших перемены, которые он пытался осуществить», – полагает Роберт Легволд из Колумбийского университета в Нью-Йорке.
Арчи Браун, как и некоторые другие специалисты, считает главной неудачей Горбачева экономические реформы. В конце концов, лидер осознал необходимость перехода к рыночной экономике, однако было уже слишком поздно.
Аналитики отмечают также, что Горбачев освободил силы, которые был неспособен контролировать – силы, ответственные за крах коммунизма в Восточной Европе и, в конечном итоге, способствовавшие распаду Советского Союза 25 декабря 1991 года и уходу Горбачева с поста президента страны.
Проводимое Горбачевым реформирование внешнеполитического курса известно под названием «новое мышление». Роберт Легвол подчеркивает, что изменить позицию Москвы было нелегко: «Это новое политическое мышление несло в себе фундаментальное, концептуально новое представление о том, чем является или может являться Советский Союз в международной политике, какую роль он может в ней играть, и какие ключевые ошибки были сделаны в прошлом».
По мнению Легволда, Горбачев осознал, что СССР больше не сможет усиливать свое влияние на внешний мир за счет военной силы. Он понимал также и то, что для разработки новой внешней политики и подкрепления ее с точки зрения экономики Москве придется сократить некоторые статьи расходов.
Одной из таких статей был Афганистан, где советские войска с декабря 1979 года боролись с повстанческими группировками моджахедов.
По словам Арчи Брауна, у Горбачева были четкие убеждения по поводу советского присутствия в Афганистане:
«Когда началось вторжение, Горбачев встретился с Шеварднадзе. Они оба были членами Политбюро, однако это решение было принято без их участия тесной группой высшего руководства партии. Они оба считали, что это обернется катастрофой. Поэтому с момента вступления в должность Генсека, Горбачев стремился вывести советские войска из Афганистана. Однако возникла проблема, поджидающая лидеров в ситуации, когда войска уже долгое время находятся где-то, и было убито уже много людей. Крайне трудно признать, что эти жизни были потеряны зря. Поэтому они пытаются выйти из ситуации с достоинством, найти какой-то компромисс».
Но процесс затянулся, и последние советские солдаты покинули Афганистан лишь 15 февраля 1989 года.
Впрочем, как отмечает Маршал Голдман из Гарвардского университета, не все отнеслись к этому решению положительно.
«Были люди, считавшие, что Россия отступает, и, начав отступать, она так и будет двигаться назад, показывая всем, что она лишь картонный тигр», – поясняет он.
Внешнеполитическое «новое мышление» Горбачева распространилось и на Восточную Европу, где население активно требовало свержения коммунизма.
В июле 1989 года так называемую «доктрину Брежнева» сменила позиция, которую советник Горбачева окрестил «доктриной Синатры», подразумевая знаменитую песню этого исполнителя «My Way» («На свой лад»). Другими словами, восточноевропейским странам было позволено действовать на свой лад – как в политике, так и в экономике, – не боясь вторжения советских войск.
По словам Роберта Легволда, историки до сих пор расходятся во мнении относительно причин окончания «холодной войны» и распада Советского Союза.
«По моему личному мнению, если обратить внимание на даты – задуматься, почему это случилось между 1985 и 1991 годами, а не 10-15 лет спустя – невозможно отрицать, какую огромную роль сыграл здесь Горбачев», – отмечает он.
В октябре 1990 года Горбачев был награжден Нобелевской премией мира за вклад в достижения в области укрепления мира. А четырнадцать месяцев спустя он оставил пост президента Советского Союза, став, по мнению специалистов, жертвой сил, которые он выпустил на свободу и не смог контролировать.
Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»
Кадры решают не все | Forbes.ru
Какую роль в советском государстве играл аппарат ЦК КПСС и почему он не стал спасать страну
Термин «аппаратчик» в русском языке имеет однозначно негативную окраску. С советских времен это синоним идеологизированного, ни на что не способного бюрократа, пользующегося к тому же тайными привилегиями. В этом нет ничего удивительного. Деятельность аппарата ЦК КПСС и региональных партийных комитетов протекала в обстановке маниакальной секретности. Большинство населения страны не только не знало, из какого теста слеплены аппаратчики, но и представления не имело, какие обязанности они выполняют.
Последние четыре года я веду исторический проект «Аппарат ЦК КПСС в 1953–1985 годы». Я интервьюирую бывших работников аппарата, которым часто уже за восемьдесят, чтобы успеть зафиксировать методы управления не существующей уже страной. Методы эти, как правило, передавались партийными и государственными чиновниками изустно из поколения в поколение. Эта работа помогает понять, как очень странная страна с очень специфической идеологией могла просуществовать столь долго и почему она развалилась в один момент без видимых причин.
Сектанты и реформаторы
Большевики пришли к власти не как нормальная политическая партия, защищающая повседневные интересы конкретных групп людей. То была квазирелигиозная секта, члены которой обязаны подчиняться вождю-проповеднику и строить свою жизнь (профессиональную и личную) в соответствии с его указаниями. Как любая секта, большевики требовали от беспартийных изменить свою жизнь в соответствии с их учением. Однако в вопросе о том, насколько далеко должно зайти преобразование завоеванного общества, не было согласия даже в руководстве партии. В основном это касалось практических вопросов управления экономикой, международными отношениями, обороной. Резкие повороты внутренней политики в ходе советской истории — военный коммунизм, НЭП, коллективизация и форсированная индустриализация, резкое усиление в ходе войны и особенно в послевоенный период роли правительства — приводили к изменению роли партийного аппарата, функции и обязанности которого то значительно увеличивались, то столь же значительно сокращались. Как убедительно показывают работы историков Олега Хлевнюка и Рудольфа Пихои, значение Политбюро ЦК КПСС в ходе войны сошло практически на нет, зато центром принятия решений стал Совет министров СССР.
Из рассекреченных в 1990–2000-е годы документов стало известно, что дальнейшее усиление Совмина и реализация идей Лаврентия Берии и Георгия Маленкова, выдвинутых в марте–июне 1953 года, в течение нескольких лет вполне могли завершить коммунистический этап существования СССР. Задуманные ими политические и экономические реформы были куда радикальнее и масштабнее, чем, например, первый этап (1985–1988 годы) реформ Горбачева.
Но Берия и Маленков проиграли Никите Хрущеву, опиравшемуся на партийный аппарат. В результате этой борьбы возникла система политических институтов, просуществовавшая в СССР до конца 1980-х. Впрочем, и она могла оказаться недолговечной, если бы не бунт ближайшего хрущевского окружения (Брежнев, Шелепин, Суслов и др.). Устав от постоянных оскорблений со стороны Хрущева, сподвижники похоронили его инициативы о фактическом введении в СССР двухпартийной системы (раздел партийных организаций на городские и сельские) и принципиальной децентрализации экономики (введение совнархозов). Итоги хрущевского правления, кстати, были поразительно похожи на горбачевские: голодные бунты в городах, раскол элит, начатые и идущие явно «не туда» экономические реформы, растрата золотовалютных запасов на закупку на Западе зерна и технологий — и все это на фоне относительного свободомыслия в печати и на сцене.
Государство — это Политбюро
С 1957 года ядром системы окончательно стало реанимированное наследниками Сталина Политбюро (Президиум) ЦК КПСС. В него входили неподконтрольные никаким внешним силам лидеры, которые либо заслужили свое место при прежнем «хозяине», либо выдвинулись уже при Хрущеве. Факт членства в Политбюро был куда важнее занимаемого поста, поэтому именно этих людей можно считать той правящей хунтой, вокруг которой крутился весь остальной механизм партийно-государственной машины СССР, частью которого и был аппарат ЦК КПСС. Вместе с тем они были руководителями и потому представителями интересов крупнейших советских административных структур: партийных (аппарата ЦК КПСС, московской, украинской, ленинградской, временами иных региональных организаций), государственных (председатель Совмина СССР и его первый заместитель, председатели Совминов РСФСР и УССР, некоторые общесоюзные министры), профсоюзных. Политбюро было нужно им в первую очередь как центр согласования общих интересов и отстаивания потребностей подведомственных структур. Уровень внутренней демократии в Политбюро был достаточно высок. Каждый из членов имел возможность высказать свое мнение, мог входить в специализированную комиссию Политбюро по своей «тематике» и блокировать общее решение.
На более низких этажах власти, обслуживающих интересы правящей верхушки, находились люди, попадание которых на работу в аппарат ЦК, Совмина или Госплана было своеобразной игрой судьбы. По уровню управленческой квалификации и по моральным качествам («партийности») они могли занимать пост в любом из этих ведомств, но судьба складывалась так, что попадали в то ведомство, а не другое. Вероятность того, что бывший секретарь комсомольской организации Московского финансового института окажется к 40 годам инструктором в Экономическом отделе ЦК, старшим референтом Совмина или замначальника управления Госбанка, была примерно одинакова. Более того, один и тот же человек мог занимать все эти должности по очереди.
Распределение благ
Соразмерно обязанностям перед Политбюро были поделены и привилегии. Однако доступ к «кормушке» на улице Грановского, персональному автомобилю или ускоренное получение фешенебельной квартиры не были монополией аппарата ЦК. Роскошные дома для своих ответственных сотрудников строили Совмин, Минобороны, МВД и даже президиум Академии наук. Более того, со второй половины 1960-х и до конца существования СССР основная масса «ответственных» работников аппарата ЦК КПСС — инструкторов, референтов, лекторов — вообще не имела ни «авоськи» (права ежемесячного выкупа продуктов из распределителя), ни «права вызова» служебного автомобиля (персональные автомобили полагались только чиновникам на два уровня выше, типа заместителя заведующего отделом ЦК). В то же время подобные привилегии были доступны тем, кого «курировал» этот инструктор ЦК: директорам крупных заводов, членам коллегии министерств, знаменитым артистам. Сотрудники Отдела тяжелой промышленности ЦК любят вспоминать, как маялся на новой работе Виктор Черномырдин, нерасчетливо согласившийся пойти в инструктора с поста директора крупного завода, тогда как по «аппаратному статусу», неформальной советской «табели о рангах», ему было положено стать завсектором. И если в Оренбурге у него как у директора был и автомобиль, и несколько секретарш, то в Москве, чтобы перепечатать какую-нибудь справку, ему приходилось выстаивать очередь в машбюро.
Более типична ситуация, при которой человек из главных инженеров предприятия становился сотрудником аппарата ЦК, а потом возвращался на «производство» начальником управления министерства или директором крупного издательства. Через аппарат ЦК КПСС за последние 40 лет существования СССР прошло никак не меньше 10 000 человек. До сих пор сотни выходцев из этого учреждения возглавляют компании и академические институты, издательства и общественные организации.
Зачем нужен ЦК КПСС
Обязанности ЦК КПСС перед правящей хунтой были многообразны, но достаточно четко сформулированы.
Во-первых, аппарат ЦК КПСС отвечал за подготовку и бюрократическое оформление решений Политбюро, а также за обеспечение высокого уровня жизни членов хунты. Общий отдел аппарата ЦК, занимавшийся документооборотом, был крупнейшим в ЦК (232 сотрудника на 1982 год), а Управление делами аппарата ЦК, обеспечивавшее бытовое обслуживание членов Политбюро и других высших партийных бюрократов, было третьим по численности отделом (217 сотрудников).
Во-вторых, аппарат был общенациональным «кадровым агентством», которое подбирало кадры для замещения примерно 15 000 ключевых должностей по всей стране, а также контролировало их поведение, в частности деловитость и «партийность» — моральные качества, стойкость к алкоголю, устойчивость к коррупции. Поскольку все без исключения крупные чиновники были членами партии, то для особо провинившихся существовал особый партийный суд — Комитет партийного контроля, также действовавший при аппарате ЦК. Как «кадровое агентство» аппарат ЦК был высшей инстанцией, принимающей решения о въезде и выезде всех без исключения людей в СССР. Для этого в нем существовал Отдел по работе с заграничными кадрами и выездам за границу (99 сотрудников).
В-третьих, аппарат был самым крупным (хотя далеко не единственным) контрольным агентством Политбюро: 84 сотрудника Отдела писем разбирали жалобы с мест. При этом почти каждая сфера человеческой деятельности имела в ЦК КПСС своего куратора. Например, в Международном отделе было два штатных сотрудника, отвечавших за Ватикан и католичество, своего куратора имели цирки и театры оперетты (сектор театрального искусства Отдела культуры), а производство боевых отравляющих веществ контролировал специальный сектор «кремнийорганических соединений» Отдела химической промышленности.
В-четвертых, аппарат контролировал перераспределение материальных ресурсов. Если министерство или регион хотели увеличения бюджета, согласованного на пятилетку вперед в нелегких баталиях с Совмином, Госпланом и Госснабом, то первой инстанцией, куда проситель обращался за поддержкой, был соответствующий отдел ЦК.
Наконец, аппарат был своеобразной высшей школой госуправления, последней ступенью образования, которую мог пройти советский чиновник. Причастность к работе центрального партийного аппарата в условиях тотальной секретности и дефицита информации об основных методах управления страной, взаимосвязи различных лоббистских групп (например, ведомственных и региональных), способах передачи информации и принятия решения давала ценнейшие сведения и позволяла установить новые контакты, полезные при любом продолжении карьеры. Многие из информантов рассказывают, что только в аппарате ЦК они научились писать деловые бумаги и «давать им ход».
Бюрократия по-советски
Как бюрократическая структура аппарат ЦК был достаточно эффективен. Высокая исполнительская дисциплина обеспечивалась не только тщательным отбором сотрудников, налаженной системой контроля за ними и низким уровнем коррупции, но и жесткими мерами по отношению к нарушителям писаных и неписаных правил. Времена были не сталинские — к стенке за «проколы» не ставили, но отдать под суд за реальное преступление вроде мелкой контрабанды вполне могли. Довольно жестко наказывалось и неисполнение указаний начальства, затягивание срока подачи бумаг, нерасторопность в согласованиях. В любой момент сотрудник аппарата ЦК любого уровня мог получить предложение перейти «на другую работу», как правило, с формальным повышением, но тупиковую с точки зрения дальнейшей карьеры. Если его работой были недовольны всерьез, человек и вовсе получал «волчий билет»: на проходной у него отбирали пропуск в ЦК, и о дальнейшем трудоустройстве он должен был позаботиться сам.
Да, у старожилов ЦК нарабатывались возможности в некоторых случаях провести выгодное для них решение или нивелировать невыгодное. Да, некоторые сотрудники ЦК входили в группы и кланы, умевшие в ходе сложной административной интриги оказать по определенному вопросу влияние на повестку дня Секретариата ЦК или даже Политбюро. Однако конкретный исполнитель в конкретном случае должен был выполнять распоряжения своего прямого начальника. Поэтому в общем и целом административная машина ЦК вертелась в заданных Политбюро рамках. Другой вопрос, что средний уровень образования и конкретных знаний ответственных сотрудников аппарата был выше уровня начальства (членов Политбюро, секретарей ЦК), а уровень политической воли и способности к обобщению, к тому, чтобы взглянуть на ситуацию сверху, в динамике, обычно ниже. Это вызывало множество противоречий, обычно неразрешимых и не ведущих к повышению эффективности системы.
Капиталист с партбилетом
Один из моих собеседников, академический специалист по сельскому хозяйству, в 1963 году после годичной стажировки в аспирантуре Университета штата Айова вернулся в Москву. Как Герой Советского Союза и член «шелепинского» политического клана, он смог донести до Хрущева свое предложение резко повысить урожайность на землях конкретного района Краснодарского края за счет американских технологических решений. Единственное, о чем он просил лидера КПСС, — сократить количество работников на этой земле в несколько раз. Диссонанс между убежденным сторонником колхозного строя, каковым был Хрущев, и молодым сторонником фермерства разрешился так. Под энергичного «американца» создали сектор по новым технологиям Сельхозотдела аппарата ЦК, и на этом посту он пытался что-то пробивать, не замахиваясь более на «социальные вопросы». Без политической поддержки, которой после увольнения Хрущева в 1964 году, а затем разгрома «шелепинцев» в 1970-м году у него не осталось, эта деятельность была не слишком эффективной. Прогрессивный чиновник вынужден был уйти заместителем министра в Минсельхоз, где его знания пригодились больше. В первую очередь в деле закупки американской и канадской пшеницы.
Этот пример показывает, что человек с мозгами и образованием, готовый играть по правилам корпоративной культуры (включая ношение костюма с галстуком и воздержание от прилюдной критики начальства), в СССР 1960–1980-х годов вполне мог найти себе достойное место. Можно долго рассуждать о критериях отбора в начальники, например в директора крупных производств, но нельзя не отметить, что во время перестройки и тем более в первые годы после нее из-за спин увольняемых «красных директоров» не вышло никаких «антисоветских управленцев» того же возраста и квалификации, якобы зажимавшихся ранее. Где-то обновление прошло за счет более молодых кадров той же породы, а где-то на волне выборов директоров трудовыми коллективами к власти пришли временщики. Следующее поколение командиров производства, с рыночными установками поведения и ответственностью за масштабное дело, выросло уже из абсолютно нового, предельно молодого слоя предпринимателей. Завлабы и замначальники цехов, критиковавшие своих боссов на кухнях в 1970-е годы, так и остались до пенсии на своих местах. Потолок их управленческих талантов был виден и старым, и новым собственникам производства.
Штирлиц как зеркало партийных интриг
Если рассматривать аппарат ЦК как кадровое и контрольное агентство при Политбюро, то работало оно так, как некоторые хорошие советские двигатели: четко, ровно, десятилетиями, без износу, с минимально необходимой чисткой, но с крайне низкой эффективностью и огромными затратами топлива. Главной проблемой была сама конструкция двигателя, но она лежала на совести членов Политбюро. В этом плане весьма показателен эпизод из фильма «Семнадцать мгновений весны», в котором Штирлиц, рядовой сотрудник аппарата Министерства безопасности, записывается на прием к Гиммлеру (министру!) без указания цели встречи, где советского разведчика и обнаруживает его прямой начальник Шеленберг. За немецкие реалии в фильме «отвечал» консультант Международного отдела ЦК КПСС Всеволод Ежов, благодаря которому в «Семнадцати мгновениях» оказалась столь тщательно отражена стилистика взаимоотношений сотрудников Старой площади и многоходовых внутрипартийных интриг. Различие в том, что у рядового консультанта или завсектором ЦК (ранг, примерно равный статусу Штирлица в нацистской иерархии) не было ни малейшего шанса попасть на прием к члену Политбюро — секретарю ЦК (примерный статус Гиммлера) по собственной инициативе. На Старой площади просто отсутствовала возможность записаться на прием. Даже в подъезд здания, где находились кабинеты секретарей ЦК, можно было попасть только по специальному пропуску, а попытка встретиться с фигурой такого ранга (сколь бы ни был важен повод для решения срочной конкретной проблемы) кончилась бы для того же Ежова немедленным увольнением. Поэтому аппарат ЦК КПСС никогда и ни на что, включая чернобыльскую катастрофу, не мог отреагировать сколько-нибудь оперативно.
Члены ЦК и перестройка
Аппарат ЦК КПСС был нормальной бюрократической структурой, костяк которой составляли не фанатики и не болтуны, а лояльные действующей власти и уже немолодые специалисты. Бывших инженеров, органично смотрящихся в строгих деловых костюмах с галстуком в тон, больше всего на свете заботили результаты последнего анализа крови на сахар, и не приходится удивляться, почему они заняли столь пассивную позицию во время горбачевской перестройки.
Возьмем типичного инструктора ЦК. В 1985 году ему 50 лет, двое детей — студентов МГУ, МГИМО или Бауманки. В прошлом он успел поруководить производственным подразделением крупного предприятия, перешел на «освобожденную партийную работу» и вот уже лет 10 подбирает по пять кандидатов на пост директора очередного завода. Раз-два в месяц у него командировка — он проверяет, как дела на подведомственных заводах, контролирует ход строительства крупного, политически важного цеха, выслушивает жалобы на директора со стороны его замов, выискивает перспективные кадры «на выдвижение». При хорошем раскладе перед пенсией он еще успеет поработать заместителем министра Мин…прома по «общим вопросам», при плохом — директором отраслевого вуза. На вопрос, насколько он руководствовался трудами Маркса, Энгельса или Ленина в своей работе в ЦК, бывший инструктор нервно смеется, а потом отвечает, что читал их, конечно, но очень давно — когда был парторгом своего предприятия (в 1960-е) и надо было проводить лекции для актива.
С таким отношением к официальной идеологии чиновники ЦК были готовы приспосабливаться к любым условиям. Один из моих респондентов много лет проработал в считавшемся «консервативным» Орготделе. Фронтовик, в 1990-е годы ставший директором банка, он ездил на стрелки с бандитами. Благо в 1950–1960-е он был директором шахты в Сибири — и не таких крутых видел. Другой выходец из отраслевого отдела ЦК почти все 1990-е проработал руководителем аппарата одного из министерств. Сейчас он замдиректора крупной фирмы по «общим вопросам», занимается бесчисленными согласованиями и принципиально не дает взяток. Для этого в фирме есть другой человек.
ЦК — постскриптум
В 1990 году Горбачев решился на шаг, который до него совершил Сталин, но не решился совершить Хрущев, — перенес центр принятия решений из партийных органов в государственные. Оставшись не у дел, аппарат ЦК КПСС даже и не думал о том, чтобы вернуть себе политическую власть. Да, большинство аппаратчиков сочувствовало ГКЧП, пытавшемуся вернуть прошлое, как поначалу сочувствовали они Горбачеву, расчищавшему авгиевы конюшни в самом аппарате. Но все эти эмоции имели очень малое значение для руководителей страны, которые предпочитали все решать в узком кругу.
А пока путч и распад СССР были делом будущего, аппаратчики ЦК стремились попасть в новый центр власти — администрацию президента СССР — или искали спокойное место в каком-нибудь министерстве, пытаясь одновременно сохранить прикрепление к поликлинике 4-го Главного управления. Будучи лояльными к любому цвету власти, в конце 1991 года они спокойно, целыми командами, вернулись в знакомые кабинеты, чтобы стать костяком президентской администрации Бориса Ельцина — бывшего заведующего Отделом строительства ЦК. Тем более что возглавлял эту администрацию Юрий Петров, в прошлом заместитель заведующего Орготделом. Тем более что вскоре, в декабре 1992 года, во главе правительства встанет бывший инструктор Отдела тяжелой промышленности Виктор Черномырдин.
Горбачев и перестройка | History of Western Civilization II
Горбачев начал перестройку, чтобы спасти советскую экономику от стагнации, но не собирался полностью отказываться от плановой экономики.
Цель обучения
Объяснить причины, по которым Горбачев начал перестройку
Ключевые моменты
- Основной целью Горбачева как генерального секретаря было возрождение советской экономики после брежневского застоя и междуцарствия.
- Вскоре Горбачев пришел к выводу, что восстановление советской экономики практически невозможно без реформирования политической и социальной структуры коммунистической нации.
- Цель реформы заключалась в поддержании плановой экономики, а не в переходе к рыночному социализму.
- Горбачев инициировал свою новую политику перестройки (буквально «реструктуризация» по-русски) и сопутствующих ей радикальных реформ в 1986 году. Политические реформы включали Закон о государственном предприятии, Закон о кооперативах и открытие советской экономики для иностранных инвестиций.
- К сожалению, экономические преобразования Горбачева не помогли перезапустить вялую экономику страны.
- В 1988 году Горбачев ввел гласность, которая дала советским людям свободы, которых они раньше не знали, в том числе большую свободу слова.
- В июне 1988 года на партийной конференции КПСС Горбачев начал радикальные реформы, направленные на снижение партийного контроля над государственным аппаратом, предложив новую исполнительную власть в форме президентской системы, а также новый законодательный элемент.
Ключевые термины
- гласность
- Грубо переводя как «открытость», реформы политической и судебной системы, проведенные в 1980-х годах, которые обеспечили больше свобод для общественности и прессы, а также повысили прозрачность правительства.
- перестройка
- Буквально «реструктуризация» на русском языке, политическое движение за реформы внутри Коммунистической партии Советского Союза в 1980-х годах, широко связанное с советским лидером Михаилом Горбачевым.
Михаил Сергеевич Горбачев был восьмым и последним лидером Советского Союза, Генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) с 1985 по 1991 год, когда партия была распущена. Первоочередной задачей Горбачева на посту генерального секретаря было возрождение советской экономики после брежневского застоя и междуцарствия. В 1985 году он заявил, что экономика зашла в тупик и что необходима реорганизация, предложив расплывчатую программу реформ, которая была принята на апрельском пленуме ЦК. Его реформы требовали быстрой технологической модернизации и повышения производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве. Он также пытался сделать советскую бюрократию более эффективной.
Вскоре Горбачев пришел к выводу, что восстановление советской экономики практически невозможно без реформирования политической и социальной структуры коммунистической нации. Он начал с кадровых изменений, в первую очередь заменив Андрея Громыко Эдуардом Шеварднадзе на посту министра иностранных дел. Громыко прослужил на своем посту 28 лет и считался членом старой советской гвардии. Хотя Шеварднадзе был сравнительно неопытен в дипломатии, он, как и Горбачев, имел опыт управления сельскохозяйственным регионом Советского Союза (Грузия), что влекло за собой слабые связи с военно-промышленным комплексом, разделяя взгляды Горбачева на управление.
Цель реформы заключалась в поддержании плановой экономики, а не в переходе к рыночному социализму. Выступая в конце лета 1985 года перед секретарями по экономическим вопросам центральных комитетов восточноевропейских коммунистических партий, Горбачев сказал: «Многие из вас видят решение своих проблем в том, чтобы вместо прямого планирования прибегнуть к рыночным механизмам. Некоторые из вас смотрят на рынок как на спасательный круг для своей экономики. Но, товарищи, вы должны думать не о спасателях, а о корабле, а корабль — это социализм».
Михаил Горбачев в 2010 году.
Горбачев инициировал новую политику перестройки (буквально «перестройка» по-русски) и сопутствующих ей радикальных реформ в 1986 году. Они были набросаны, но не полностью изложены, на XXVII съезде партии в феврале– Март 1986 г. «Реконструкция» была предложена в попытке преодолеть экономический застой путем создания надежного и эффективного механизма ускорения экономического и социального прогресса. В июле 1987 года Верховный Совет Советского Союза принял Закон о государственном предприятии. Закон предусматривал, что государственные предприятия могут свободно определять объемы производства на основе спроса со стороны потребителей и других предприятий. Предприятия должны были выполнять госзаказы, но могли распоряжаться оставшейся продукцией по своему усмотрению. Однако государство по-прежнему контролировало средства производства этих предприятий, что ограничивало их возможности по учету полной себестоимости. Предприятия закупали сырье у поставщиков по договорным договорным ценам. По закону предприятия стали хозрасчетными; то есть они должны были покрывать расходы (заработную плату, налоги, поставки и обслуживание долга) за счет доходов. Правительство больше не должно было спасать убыточные предприятия, которым грозило банкротство. Наконец, закон переложил контроль над деятельностью предприятий с министерств на выборные рабочие коллективы.
Закон о кооперативах, принятый в мае 1988 года, был, пожалуй, самой радикальной из экономических реформ, проведенных в начале горбачевской эры. Впервые с тех пор, как в 1928 году была отменена НЭП Владимира Ленина, закон разрешил частную собственность на предприятия в сфере услуг, производства и внешней торговли. Первоначально закон вводил высокие налоги и ограничения на трудоустройство, но позже он изменил их, чтобы не препятствовать деятельности частного сектора.
Наиболее значительная из реформ Горбачева во внешнеэкономической сфере позволила иностранцам инвестировать в Советский Союз в совместные предприятия с советскими министерствами, государственными предприятиями и кооперативами. Первоначальная версия советского Закона о совместных предприятиях, вступившего в силу в июне 1987 года, ограничивала иностранные акции советского предприятия до 49 процентов и требовала, чтобы советские граждане занимали должности председателя и генерального директора. После того, как потенциальные западные партнеры пожаловались, правительство пересмотрело правила, разрешив иностранное владение и контроль над контрольным пакетом акций. По условиям Закона о совместных предприятиях советский партнер поставлял рабочую силу, инфраструктуру и потенциально большой внутренний рынок. Иностранный партнер предоставил капитал, технологии, предпринимательский опыт и высококачественные продукты и услуги.
Экономические изменения Горбачева мало помогли восстановить вялую экономику страны в конце 1980-х годов. Реформы в определенной степени децентрализовали экономическую деятельность, но контроль над ценами остался, как и неконвертируемость рубля, и большая часть государственного контроля над средствами производства. К 1990 году правительство практически потеряло контроль над экономическими условиями. Государственные расходы резко увеличились, поскольку более убыточные предприятия нуждались в государственной поддержке, а субсидирование потребительских цен продолжалось. Налоговые поступления сократились, потому что местные органы власти удержали налоговые поступления от центрального правительства в условиях растущей региональной автономии. Ликвидация централизованного контроля над производственными решениями, особенно в сфере потребительских товаров, привела к разрыву традиционных отношений спроса и предложения, не способствуя формированию новых. Таким образом, вместо упорядочения системы горбачевская децентрализация создала новые узкие места в производстве.
В 1988 году Горбачев ввел гласность, которая дала советским людям неведомые ранее свободы, в том числе большую свободу слова. Пресса стала гораздо менее контролируемой, и тысячи политических заключенных и многие диссиденты были освобождены в рамках более широкой программы десталинизации. Цель Горбачева в гласности заключалась в том, чтобы оказать давление на консерваторов в КПСС, которые выступали против его политики реструктуризации экономики, полагая, что советский народ, проявляя разную степень открытости, дебатов и участия, поддержит его реформаторские инициативы. В то же время он подвергал свои планы более публичной критике.
В июне 1988 года на партийной конференции КПСС Горбачев начал радикальные реформы, направленные на снижение партийного контроля над государственным аппаратом. Он предложил новую исполнительную власть в форме президентской системы, а также новый законодательный орган — Съезд народных депутатов. Выборы в Съезд народных депутатов прошли по всему Советскому Союзу в марте и апреле 1989 года. Это были первые свободные выборы в Советском Союзе с 1917 года. Горбачев стал Председателем Верховного Совета (или главой государства) 25, 19 мая.89.
Атрибуты
- Горбачев и перестройка
«Перестройка». https://en.wikipedia.org/wiki/Перестройка. Википедия CC BY-SA 3.0.
«Гласность». https://en.wikipedia.org/wiki/Гласность. Википедия CC BY-SA 3.0.
«Михаил Горбачев». https://en.wikipedia.org/wiki/Михаил_Горбачев. Википедия CC BY-SA 3.0.
«Михаил_Горбачев_-_Май_2010 2.jpg». https://commons.wikimedia.org/wiki/Файл:Михаил_Горбачев_-_Май_2010.jpg. Викисклад CC BY 2.0.
Михаил Горбачев умер: что такое гласность и перестройка?
В последующие дни Михаилу Горбачеву, советскому лидеру, умершему 30 августа в возрасте 91 года, будет посвящено бесчисленное количество слов. Но в его некрологах, вероятно, будут повторяться два конкретных слова: гласность и перестройка . Эти две транслитерации русских слов были синонимами его кампании по реформированию советского общества посредством политики, а последняя была названием его 1982 книга Перестройка : Новое мышление для нашей страны и мира.
Но что они на самом деле означают?
Вскоре после того, как Горбачев стал Генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза в 1985 году, он усилил разговоры о гласности — означает «открытость», особенно открытость информации — и перестройке, означает «реструктуризацию». особенно коммунистической экономики и политической системы. Условия шли рука об руку, потому что вместе описанные реформы сделали бы Советский Союз более демократичным и включили бы некоторые черты капитализма для оживления экономики.
Говоря более конкретно, гласность должна была означать ослабление государственной цензуры в средствах массовой информации — «Те, кто пытается подавить свежий голос, справедливый голос, согласно старым нормам и установкам, должны выйти на пути», — как сообщал журнал TIME, Горбачев сказал в своей речи в июле 1986 года.
Перестройка должна была привести к включению некоторых черт рыночной экономики в советскую экономику за счет ослабления контроля над ценами, поощрения большего предпринимательства и ограниченного частного бизнеса, а также за счет облегчения покупки импортных потребительских товаров, как объяснило TIME. читателям в 1989. «Особенно важно, чтобы фактическая заработная плата каждого работника была тесно связана с его личным вкладом в конечный результат и чтобы не было установлено никаких ограничений», — сказал он в своей речи в 1987 году.
В статье на обложке от 27 июля 1987 года журнал TIME назвал эту политику «горбачевской революцией» и описал «холодный рассвет реформ», распространяющийся в советском обществе: «Призывы Михаила Горбачева к гласности (открытости), демократизации ) и перестройка (перестройка) стали лозунгами смелой попытки модернизировать скрипучую экономическую машину его страны и оживить общество, отупевшее за 70 лет тоталитарного правления». Как поясняется в сноске, «Выражаясь современным советским языком, [ glasnost ] означает не столько открытость, сколько публичное проветривание или обнародование».
27 июля 1987 года, обложка TIME
TIME
Факторов, повлиявших на разработку этой политики, было много.
Например, после Чернобыльской катастрофы 1986 года советские новостные агентства опубликовали то, что TIME назвало «беспрецедентной откровенностью» о неэффективном управлении атомной электростанцией. Даже газета «Правда», , «официальный голос Коммунистической партии», как выразился «Тайм», «отбросила розовую прозу» и фотографии счастливых рабочих «в пользу сильной пощечины советской некомпетентности, растерянности и трусости», как сообщала она. о должностных лицах, покинувших свои посты после аварии и увольнения директора завода и главного инженера. Эта открытость в отношении того, что пошло не так, — обращение к правде, а не к пропаганде, — была лишь одним из намеков на приближение 9 сентября. 0089 гласность .
Исправьте свою историю в одном месте: подпишитесь на еженедельный информационный бюллетень TIME History
Что касается перестройки , то это включало, как выразился журнал, «превращение Советского Союза в экономическую сверхдержаву, а также военную один.» Это означало модернизацию советских заводов и налаживание деловых партнерских отношений с Западом. (Например, универмаг Bloomingdale в Нью-Йорке начал продавать советский ржаной хлеб в 1989 году.) TIME также сообщило, что усилия Горбачева по борьбе с высоким уровнем алкоголизма в Советском Союзе путем повышения возраста употребления алкоголя с 18 до 21 года , сокращение времени работы винных магазинов и повышение цен на водку — были «перестройкой личности», попыткой перестройки личности.
Советский лидер Михаил Горбачев (в центре) и его жена Раиса Горбачева (2-й слева) разговаривают с официальными лицами на Чернобыльской атомной электростанции 23 февраля 1989 года. об эффективности политики в интервью TIME в связи с 20-летием с тех пор, как эти слова стали частью международного лексикона. «Семьдесят семь процентов россиян говорят, что хотят жить в свободной и демократической стране, — сказал он. «Это наследие перестройка ». Идея гласности также позволила российскому ЛГБТК-сообществу, которому недавняя политика правительства, направленная против геев, угрожала, более открыто говорить о сексуальности.
Но изменение не было немедленным или тотальным.
Некоторые американские предприятия поначалу не стремились работать с советскими компаниями, считая, что их ценности все еще не согласованы и что в любом случае это не приносит достаточной прибыли, учитывая проблемы с конвертацией валюты в рубли. «Многие американцы считают, что помощь в укреплении Советского Союза может нанести ущерб интересам США», — сообщала TIME в 1919 г.88. «И из-за соображений безопасности Запада многие коммерческие технологии США останутся недоступными для предприятий с Советами… Импорт советских товаров в США запрещен американским законом, который отказывает в благоприятном торговом статусе некоторым странам, практикующим репрессивную эмиграционную политику. Результат: Советы обратились к Западной Германии, Японии и другим промышленным партнерам за инвестиционным капиталом и производственным опытом… Между тем, их западные партнеры, которые в основном стремятся продавать товары и услуги в Советском Союзе, должны справиться с неконвертируемостью советской валюты. . Каким бы прибыльным ни было советское совместное предприятие, американским компаниям рубли мало нужны».
В результате возник дефицит, начиная от свежих фруктов и заканчивая одеждой, но политика была частью движения, которое безвозвратно изменило Советский Союз и историю 20-го века.
Легендарный поэт Советского Союза Евгений Евтушенко описал, как перестройка и гласность шли рука об руку с TIME в 1987 году, и его взгляд, возможно, до сих пор звучит глубокомысленно, более трех десятилетий спустя: «Можно метафорически описать гласность как воздух наверху и национальная экономика как земля внизу. Освежать воздух легче и быстрее, чем переворачивать и удобрять землю, однако очищенный воздух необходим, прежде чем в земле произойдут здоровые изменения.
Leave a Reply