География — Правительство Республики Хакасия
Хакасия отличается от других регионов России особым климатом, совершенно своеобразным рельефом, уникальным растительным и животным миром, которые придают этим местам неповторимый колорит, притягивающий фанатов активного туризма и людей, ищущих свежих впечатлений в своих путешествиях.
Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины.
Протяженность с севера на юг – 460 км, с запада на восток (в наиболее широкой части) – 200 км. На севере, востоке и юго-востоке Хакасия граничит с Красноярским краем, на юге – с Республикой Тыва, на юго-западе – с Республикой Алтай, на западе – с Кемеровской областью.
Разнообразие климатических и растительных зон – от высокогорья с круглогодичными ледниками и снегом, тундры, лесов и лесостепей до степей с древними могильниками – характерно для республики.
Климат резко континентальный, с сухим жарким летом и холодной малоснежной зимой. Средняя температура воздуха июля +17,9°С, января –18,9°С. Количество солнечных дней в республике значительно выше, чем в соседних регионах.
Преобладающий рельеф местности – степи, горы и тайга. Саянские горы, высота которых порой превышает 2000 м, занимают две трети территории республики.
Самые крупные реки Хакасии – Енисей, Абакан, Чулым и Томь. В республике более 500 озер, рек и мелких речушек. Общая протяженность рек – 8 тыс. км.
Площадь Республики Хакасия 61 900 км2. Это 0,4 % от территории Российской Федерации. Расстояние от столицы Республики Хакасия – города Абакана до Москвы составляет 4218 км.
Территория Хакасии разделена на 8 районов. Города республиканского подчинения – Абакан, Абаза, Саяногорск, Сорск, Черногорск. Всего на территории республики 271 населенный пункт.
Численность населения Хакасии составляет 539,3 тыс. человек, в том числе в г. Абакане – 163,2 тыс. человек.
Хакасия – один из уникальных в природно-ресурсном отношении регионов Российской Федерации. Только в разведанных месторождениях сосредоточено 25 процентов общероссийских запасов молибдена, 27 процентов барита, 13 процентов облицовочных камней, 6,5 процента бентонита, 3 процента каменного угля. Ведется добыча железа, золота, минеральных и радоновых вод, барита, мрамора, гранитов. Разведаны месторождения меди, фосфоритов, свинца, цинка, асбеста, гипса, нефрита, жадеита. Имеются разведанные запасы нефти и газа.
Республика располагает значительными ресурсами пресных подземных и поверхностных вод. Имеются практически все виды водных объектов – горные реки, каровые озера, реки предгорий, водные объекты с равнинным типом режима. Основная водная артерия – река Енисей.
Общая площадь лесного фонда составляет 65 процентов всей территории республики. Общий запас древесины – 444,3 млн. м3, в том числе хвойных пород – 363,9 млн. м3. Особую ценность представляют кедровые леса.
Особо охраняемые природные территории занимают 7,6 процента площади республики.
Самый большой регион России по площади, по населению
- 27 Июня, 2018
-
Административное право
-
Алена Ивановна
Государство Российская Федерация составляет 85 регионов. Все субъекты наделены правовым положением: города федерального значения, автономной области, области, республики, края и автономного округа. Если сложить их площади, то получится площадь территории России, которая составляет без малого 17 100 000 квадратных километров.
Самые большие регионы в России
Огромные по размерам субъекты России расположены в северной части страны, в то время как большинство густонаселенных регионов находится на юге России либо в ее центральной части. Уникальным является факт: крупнейшие площади в РФ имеет город Заполярный, в котором проживает менее 20 000 человек. Его размер превышает размеры столицы в четыре раза.
Республика Саха
Какой самый большой регион в России? Наибольшую площадь среди 85 регионов имеет Республика Саха, размеры которой превышают три миллиона квадратных километров. При этом население не достигает полного миллиона. Это связано с суровыми климатическими условиями в республике. Средний показатель плотности населения на километр квадратный равен всего 0,3 человека. Этот показатель — один из минимальных по стране.
Красноярский край
На почетном втором месте в градации самых больших регионов России находится прекрасный северный регион — это Красноярский край. Площадь региона насчитывает более двух миллионов квадратных километров. В Краснодарском крае постоянно проживает почти три миллиона людей. Плотность населения в регионе — 1,2 человека на каждый квадратный метр.
Тюменская область
Третьим по величине в списке самых больших регионов России является Тюменская область. Ее площадь составляет 1464 квадратных километра. Как и предыдущие два образования, Тюменская область относится к северным регионам. В этих регионах традиционно небольшая плотность по стране. Всего в Тюменской области проживает чуть более 3,5 миллиона человек. Плотность на квадратный километр составляет 2,5 человека.
Кто самый маленький в России?
Самым маленьким регионом России является Севастополь, который недавно вошел в состав Российской Федерации вместе с Крымским полуостровом. Севастополь – город федерального значения с населением около 400 тысяч жителей. Занимает по площади всего чуть более одного миллиона квадратных километров. Плотность населения – 78 душ на квадратный километр. Для сравнения: на остальной территории Крымского полуострова проживает около двух миллионов человек.
Площади субъектов Российской Федерации (в порядке убывания) представлены в таблице.
Юридический статус | Название | Площадь, тыс. км2 |
Респ. | Саха | 3084 |
Край | Красноярский | 2367 |
Обл. | Тюменская | 1464 |
Край | Хабаровский | 788 |
Обл. | Иркутская | 775 |
АО | Ямало-Ненецкий | 769 |
АО | Чукотский | 721 |
Обл. | Архангельская | 590 |
АО | Ханты-Мансийский — Югра | 535 |
Край | Камчатский | 464 |
Обл. | Магаданская | 462 |
Край | Забайкальский | 432 |
Респ. | Коми | 417 |
Обл. | Амурская | 362 |
Респ. | Бурятия | 351 |
Обл. | Томская | 314 |
Обл. | Свердловская | 194 |
Респ. | Карелия | 181 |
Обл. | Новосибирская | 178 |
АО | Ненецкий | 177 |
Респ. | Тыва | 169 |
Край | Алтайский | 168 |
Край | Приморский | 165 |
Край | Пермский | 160 |
Обл. | Мурманская | 145 |
Обл. | Вологодская | 145 |
Респ. | Башкортостан | 143 |
Обл. | Омская | 141 |
Обл. | Оренбургская | 124 |
Обл. | Кировская | 120 |
Обл. | Волгоградская | 113 |
Обл. | Саратовская | 101 |
Обл. | Ростовская | 101 |
Шестнадцать республик: Алтайская, Адыгея, Татарстан, Карачаево-Черкесия, Калмыкия, Дагестан, Удмуртия, Ингушетия, Мордовия, Северная Осетия — Алания, Крым, Марий Эл, Чувашия, Кабардино-Балкария, Чечня, Хакасия, два края: Краснодарский край и Ставропольский, а также Челябинская, Кемеровская, Сахалинская, Тверская, Ленинградская, Нижегородская, Костромская, Псковская, Новгородская, Самарская, Воронежская, Смоленская, Астраханская, Московская, Пензенская, Рязанская, Ульяновская, Ярославская, Брянская, Тамбовская, Курская, Калужская, Владимирская, Белгородская, Тульская, Орловская, Липецкая, Ивановская, Калининградская и Курганская области имеют размер менее 100 тысяч кв. километров.
Самый населенный регион России
В России находятся 14 городов-миллионеров, то есть городов, население которых превышает 1 миллион человек. Три из них – это города федерального значения. Кроме того, густо населены такие регионы, как Московская область, Краснодарский край, Свердловская и Ростовская области, Республика Башкортостан и многие другие.
Самым большим регионом по населению и по площади среди «миллионеров» является Москва. Ее площадь составляет 2561 километр квадратный, а население, по данным последней переписи населения, доходит до 12 506 468 человек. Многие жители столицы полагают, что эта цифра преуменьшена. Так, на одном форуме мэр города упомянул, что населения в городе на самом деле вдвое больше. Общее количество граждан Российской Федерации по данным Росстата за 2017 год равно 146 804 372 человека. Численность населения в самых больших регионах России, представленных в таблице, составляет 60 131 705 чел. Это более 40 % всех граждан Российской Федерации.
Наименьшая плотность населения в России зафиксирована в Чукотском автономном округе. В этом регионе она составляет всего лишь 0,07 человека на квадратный километр площади. Средний показатель плотности по России составляет 8,6 человека. В европейской части страны плотность — 23 человека на квадратный метр площади. Меньше всего жителей проживает в Ненецком и Чукотском Автономных округах. Суровые зимы делают эти регионы малопривлекательными для граждан России.
Самые густонаселенные города России представлены в таблице.
Юридический статус | Название | Административный центр | Население, тыс. чел. |
Гор. фед. знач. | Москва | Москва | 12 198 |
Обл. | Московская | Москва | 7231 |
Край | Краснодарский | Краснодар | 5453 |
Гор. фед. знач. | Санкт-Петербург | Санкт-Петербург | 5192 |
Обл. | Свердловская | Екатеринбург | 4327 |
Обл. | Ростовская | Ростов-на-Дону | 4242 |
Респ. | Башкортостан | Уфа | 4072 |
Респ. | Татарстан | Казань | 3855 |
Обл. | Тюменская | Тюмень | 3581 |
Обл. | Челябинская | Челябинск | 3497 |
Обл. | Нижегородская | Нижний Новгород | 3270 |
Обл. | Самарская | Самара | 3213 |
Респ. | Дагестан | Махачкала | 2990 |
Край | Красноярский | Красноярск | 2859 |
Край | Ставропольский | Ставрополь | 2799 |
Обл. | Новосибирская | Новосибирск | 2747 |
Обл. | Кемеровская | Кемерово | 2725 |
Край | Пермский | Пермь | 2637 |
Обл. | Волгоградская | Волгоград | 2557 |
Обл. | Саратовская | Саратов | 2493 |
Обл. | Иркутская | Иркутск | 2415 |
Край | Алтайский | Барнаул | 2385 |
Обл. | Воронежская | Воронеж | 2331 |
Обл. | Оренбургская | Оренбург | 2001 |
Как видно из представленных таблиц, наименьшие площади в стране занимают города со статусом федерального значения. При этом плотность людей в них одна из наиболее высоких.
Похожие статьи
Административное право
Повторное совершение административного правонарушения: штраф, последствия, ответственность
Административное право
Как поставить ксенон: инструкции и рекомендации
Административное право
Номер исполнительного производства по номеру исполнительного листа: как узнать, способы и методы, советы юристов
Административное право
Протокол об административном правонарушении: образец, порядок оформления, обжалование
Административное право
Лишение прав за «встречку»: особенности процедуры
Административное право
До скольки можно шуметь: закон, ответственность, штраф
О Российской Федерации | Законодательство СНГ
Общая информация
Россия, также официально известная как Российская Федерация, является страной в северной части Евразии. Это федеративная полупрезидентская республика, включающая 83 субъекта федерации. С северо-запада на юго-восток Россия граничит с Норвегией, Финляндией,
Эстония, Латвия, Литва и Польша (оба через Калининградскую область), Беларусь, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия и Северная Корея. Он также имеет морские границы с Японией по Охотскому морю и штатом США
Аляска у Берингова пролива. На 17 075 400 квадратных километров (6,592800 квадратных миль), Россия — самая большая страна в мире, занимающая более одной восьмой населенной площади Земли. Россия также является девятой по численности населения страной с
143 миллиона человек по состоянию на 2012 год. Раскинувшись по всей Северной Азии и большей части Восточной Европы, Россия охватывает девять часовых поясов и включает в себя широкий спектр окружающей среды и рельефа. Россия обладает крупнейшими в мире запасами полезных ископаемых
и энергоресурсов и является крупнейшим производителем нефти и природного газа в мире. Россия обладает крупнейшими в мире запасами леса, а ее озера содержат примерно четверть мировых запасов пресной воды.
Политика
Согласно Конституции России, страна является федеративной и полупрезидентской республикой, в которой Президент является главой государства, а Премьер-министр — главой правительства. Российская Федерация фундаментально устроена
как многопартийная представительная демократия, с федеральным правительством, состоящим из трех ветвей:
Законодательная: двухпалатное Федеральное Собрание, состоящее из 450 депутатов Государственной Думы и 166 членов Совета Федерации, принимает федеральный закон, объявляет войну, утверждает договоры, имеет власть кошелька и власть импичмента президента.
Исполнительная власть: Президент является главнокомандующим вооруженными силами, может наложить вето на законодательные законопроекты до того, как они станут законом, и назначает кабинет и других должностных лиц, которые управляют федеральными законами и политикой и обеспечивают их соблюдение.
Судебная власть: Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и нижестоящие федеральные суды, судьи которых назначаются Советом Федерации по рекомендации Президента, толкуют законы и могут отменять законы, которые они
считать неконституционным.
Президент избирается всенародным голосованием на шестилетний срок (имеет право на второй срок, но не на третий срок подряд). Министерства правительства состоят из премьер-министра и его заместителей, министров и избранных других лиц;
все назначаются Президентом по рекомендации Премьер-министра (тогда как назначение последнего требует согласия Государственной Думы). Ведущими политическими партиями в России являются «Единая Россия», Коммунистическая партия,
Либерально-демократическая партия России и «Справедливая Россия».
Экономика
В России рыночная экономика с огромными природными ресурсами, особенно нефтью и природным газом. Он занимает 10-е место в мире по номинальному ВВП и 6-е место по паритету покупательной способности (ППС). С начала 21 века,
рост внутреннего потребления и повышение политической стабильности способствовали экономическому росту в России. Страна закончила 2008 г. девятым годом роста подряд, в среднем 7% в год в период с 2000 по 2008 г. Реальный ВВП на душу населения, ППС (текущий
международные $) было 19840 в 2010 году. Рост был в основном обусловлен неторгуемыми услугами и товарами для внутреннего рынка, а не добычей и экспортом нефти или полезных ископаемых. Средняя номинальная зарплата в России составляла 640 долларов в месяц в начале
2008 г., по сравнению с 80 долл. США в 2000 г. В конце 2011 г. средняя номинальная месячная заработная плата достигла 24 310 руб. (или 810 долл. США), а налог на доходы физических лиц уплачивается по ставке 13% с большинства доходов. Примерно 13,7% россиян проживало
ниже национальной черты бедности в 2010 г., что значительно меньше, чем 40% в 1998 в худшую точку постсоветского коллапса. Безработица в России составляла 6% в 2007 г. по сравнению с примерно 12,4% в 1999 г. Средний класс вырос всего с 8
миллионов человек в 2000 г. до 55 миллионов человек в 2006 г.
Как США могут помочь региональной демократии в России
Когда президент России Владимир Путин подписал закон, лишавший Рустама Минниханова, нынешнего лидера Татарстана, его президентского статуса в декабре В 2021 году большинство были озадачены непредвиденным решением, которое поначалу вызвало негативную реакцию в Татарстане. Мусульманский регион был последним из 21 республики Российской Федерации, сохранившим особый титул своего лидера, и в 2015 году этот договор даже получил одобрение самого Путина9.0005
Теперь, когда мы понимаем, что Кремль давно готовился к наступлению на Украине, которое историк Тимоти Снайдер справедливо назвал «колониальной войной», логика действий Москвы в отношении Татарстана предельно ясна: «империя» может иметь только одного президента. Следы имперского прошлого, которые все еще хорошо сохранились в собственном историческом нарративе Татарстана, и то, что Кремль видит как постоянно надвигающуюся угрозу растущей привязанности к пантюркистским идеалам среди татарских элит, еще больше проясняют, почему Путин поспешил разжаловать Татарстан в «обычная» российская область, полностью подчиненная Москве до начала вторжения.
Путинский режим уже давно проводит решительную централизацию власти и стирание неэтнически русских культур и коллективных идентичностей, существующих в нынешних границах страны. Последнее было эффективно выполнено путем изменения основных исторических нарративов в пользу имперского ядра и исключения языков коренных народов из образования и повседневной жизни, помимо других практик. В то же время военные кампании Москвы в Чечне 1994–1996 и 1999–2009 годов, отмеченные многочисленными зверствами, совершенными российской армией, являются наиболее ярким примером стремления Кремля усилить контроль над властью.
В то время как жители Чечни взяли в руки оружие и отдали бесчисленное количество жизней в борьбе за право на самоопределение и выживание своей нации, несколько других «этнических республик» предпочли вступить в затяжное юридическое и политическое противостояние с Кремлем в попытке сохранить свое право на больший суверенитет, закрепленное в Конституции России 1993 года и ряде федеральных договоров, заключенных при администрации Ельцина. Башкортостан и Татарстан, две республики, расположенные в Волго-Уральском регионе России, возможно, выдержали эту борьбу дольше всех, хотя региональное председательство Татарстана было последним остатком их автономии, который был стерт Москвой.
Выделив колониальные оттенки риторики и действий Москвы внутри страны и за рубежом, продолжающаяся война на Украине ответила на вопрос, над которым десятилетиями бились эксперты в области демократизации и постсоветских исследований: почему демократическая Россия не проектная работа? Причина в том, что как внутренние, так и внешние акторы, обращая внимание на собственно Москву, мало что сделали для развития демократического управления и гражданского общества на региональном уровне. В Татарстане и Башкортостане региональные акторы всего политического спектра уже давно сохраняют сильное желание противостоять все более настойчивым попыткам Кремля централизовать власть и русификацию, но им часто не хватало необходимых рычагов воздействия, легкодоступных инструментов для ведения переговоров и гражданского образования. на низовом уровне действовать эффективно.
На федеральном уровне постоянно растущая централизация власти не только шла рука об руку с всеобщим отступлением от демократии в России, но и способствовала еще большему исключению российских этнических меньшинств из процесса принятия решений. Отсутствие нерусских голосов в федеральной политике позволило Путину укрепить нарратив об исключительности этнических русских и способствовало нормализации практики внешней дискриминации в отношении «низших» меньшинств по всей стране.
Путь к решению так называемой «российской проблемы» должен начинаться с уделения большего внимания регионам страны и этническим меньшинствам, а не сосредоточению внимания исключительно на Кремле и этнически русских политических и общественных деятелях. Политики США и их союзников должны перестать рассматривать страну как монолитное образование и стремиться к установлению прямых дипломатических и экономических каналов с существующими региональными правительствами, а также работать над усилением голосов региональных активистов демократической оппозиции, выступающих за более сильный федерализм, и поддерживать их планы развития. региональных демократических проектов.
При рассмотрении жизнеспособности и развития такой политики США следует обратить внимание на пример своего союзника по НАТО, Турции. Вот уже более трех десятилетий правительство Турции поддерживает прямые дипломатические и торговые отношения с Республикой Татарстан. Анкара и Казань не прекращали сотрудничества даже во время российско-турецкого кризиса 2015 года, когда правительство Татарстана заметно избегало вставать на сторону Кремля и оставалось верным союзником и партнером Турции. С 1990-х годов Турция вложила значительные средства не только в развитие двусторонней торговли с Татарстаном, но и в укрепление своей «мягкой силы» в регионе путем создания программ обмена образованием, региональных гуманитарных инициатив и спонсируемых Турцией элитных учебных заведений, которые работали над подготовкой новое поколение политически и общественно активной татарской интеллигенции.
Стратегия Турции по работе напрямую с регионами России не закончилась с вторжением России в Украину, на самом деле, турецкое правительство, похоже, все более решительно настроено на укрепление отношений с региональными игроками. В июне официальные лица Турции заявили о намерении открыть почетное консульство Турции в Башкортостане.
Немного автономии, немного демократии
Башкортостан и Татарстан — российские республики с тюркским большинством, расположенные в более широкой Волго-Уральской географической зоне страны. Коренные народы этих республик, башкиры и татары соответственно, обычно именуются титульными группами их соответствующих родных регионов, подчеркивая их историческую принадлежность территории. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, башкиры составляют 29 человек.0,5 процента населения Башкортостана, причем русские (36 процентов) и татары (25,4 процента) являются двумя другими крупнейшими этническими общинами. В Татарстане этнические татары составляют большинство (53,2%) населения, а русские являются второй по численности этнической группой (39,7%).
Внедрение в 1985 году бывшим советским лидером Михаилом Горбачевым политики гласности и перестройки ускорило рост этнонационалистических настроений и требований большего суверенитета по всему Советскому Союзу, в том числе в Башкирской и Татарской автономных советских социалистических республиках. Борьба за большую автономию в двух регионах завершилась декларациями о государственном суверенитете местных органов власти, которые были приняты 30 и 19 августа.90 г. в Татарстане и 11 октября 1990 г. в Башкортостане. Башкортостан, наряду с другими регионами России, за исключением Чечни и Татарстана, менее чем через год подписал федеральное соглашение с Москвой.
Ведя свою государственность от Казанского ханства, захваченного Иваном Грозным в 1552 году, татары увидели в распаде Советского Союза возможность раз и навсегда отделиться от железного кулака Москвы и повернуть ход истории вспять в их пользу. Итак, с заявленной целью «показать всем, что суверенитет — это выбор народа», тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиев назначил 21 марта 19 года референдум о региональном суверенитете.92. Поскольку 61,4 процента населения проголосовало за престолонаследие, Шаймиев получил преимущество в последующих переговорах в Москве. Почти два года спустя Татарстан и Москва подписали договор о разделении власти, который позволил республике принимать собственные законы, собирать налоги и даже предоставлять своим жителям особый статус гражданства.
Хотя эти два региона пошли по несколько разным маршрутам в своих отношениях с Кремлем, их готовность вести переговоры о большей автономии от Москвы и кажущееся стремление защищать права своего коренного населения могли бы стать хорошей основой для развития региональных демократических практик. Вопреки тому, что от них можно было бы ожидать, и Башкортостан, и Татарстан встали на этнократический путь.
Шаймиев и его башкирский коллега силач Муртаза Рахимов вели личную борьбу за консолидацию власти. Тщательно извлекая выгоду из своего положения в местных элитных сетях и используя повестку дня, выдвигаемую региональными националистическими движениями, в своих политических интересах, обе стороны смогли быстро укрепить свою власть в региональных правительственных структурах. Активисты, выступающие за демократию и независимость, такие как Всетатарский общественный центр, который был движущей силой многочисленных протестов за независимость, которые прошли в Татарстане в 1980-х и 1990-х, были маргинализированы с помощью правящих элит.
Этнократическое правление Рахимова и Шаймиева оказало глубокое влияние на работу региональной политики, экономики и социальных структур. И Рахимов, и Шаймиев в построении своего режима все больше полагались на клановые и родственные связи. Шаймиев, например, дал несколько ключевых политических и экономических ролей членам своей семьи и расширенного клана. Рахимов пошел еще дальше и назначил своего сына Урала председателем правления четырех крупнейших компаний региона. Он также отдал все ключевые государственные посты членам своего расширенного клана — этническим башкирам из родного Рахимову Кугарчинского района Башкортостана. Как часто отмечают местные жители, добиться успеха в политике Башкортостана XIX в.90-х и начала 2000-х нужно было быть из одного круга с местными элитами, этническим башкиром, ярым сторонником традиционных башкирских и исламских ценностей.
На субрегиональном уровне клановская политика Рахимова проявлялась в несправедливом перераспределении средств в пользу районов Башкортостана с башкирским большинством населения, а также в захвате ключевых постов в местных институтах местными кланами и людьми, связанными с ними через принадлежности к титульной этнической группе.
Чрезмерная зависимость от клановых сетей и связанная с этим коррупция привели к тому, что местные режимы стали зеркальным отражением Кремля. Это сходство значительно облегчило федеральному правительству кооптацию местных лидеров, оставив их беззащитными перед попытками Кремля русифицировать регионы и требовать контроля над их ключевыми активами.
В 2010 году Кремль настаивал на замене Шаймиева и Рахимова, которых часто воспринимали как националистов «старой гвардии», более лояльными технократами. Окончательный уход Рахимова стал результатом его публичной ссоры с Кремлем и сопровождался серией громких скандалов и резким падением общественного одобрения. В июле 2010 года пост Рахимова занял сторонник Кремля Рустэм Хамитов. Впоследствии весь клан Рахимовых потерял контроль над экономическими и политическими активами, которыми он владел почти 20 лет. Вопреки тому, как может показаться, падение Рахмова было не только благом для Башкортостана, поскольку коренное население республики также лишилось бесстрашного защитника своих основных прав, таких как принудительное введение башкирского языка в качестве официального второго. Однако важнее всего то, что Москва получила контроль над ключевым двигателем региональной экономики — энергетическим сектором. Башкортостанский нефтяной гигант «Башнефть» был сначала выкуплен миллиардером Владимиром Евтушенковым, а затем передан главе «Роснефти» Игорю Сечину.
В Татарстане Шаймиев при поддержке Кремля инициировал мирную передачу президентских полномочий избранному кандидату, близкому соратнику Рустаму Минниханову. После вступления Минниханова на пост президента в марте 2010 года Шаймиеву было присвоено официальное звание государственного советника Татарстана, что позволило ему сохранить определенное политическое влияние. Сравнительно плавный переход власти, который, по некоторым данным, стал результатом переговоров Шаймиева с
Кремлем, означал, что Татарстан смог сохранить большую часть своих автономных привилегий. Что наиболее важно, правительство Татарстана сохранило за собой контрольный пакет акций нефтяного гиганта «Татнефть» и косвенное владение другими крупными компаниями, включая крупнейшего в Европе производителя нефтехимической продукции «Нижнекамскнефтехим».
Хотя руководству Татарстана удавалось удерживать в себе большую часть денег, заработанных в регионе, что является роскошью в современной российской системе, где большая часть прибыли, получаемой богатыми республиками, поступает в Москву, ему все же приходилось платить Кремлю потери в другие способы. В 2017 году Путин заставил правительство Татарстана отказаться от обязательных уроков татарского языка в школах республики, несмотря на то, что конституция региона приравнивает его статус к русскому языку. В 2021 году, когда Минниханов публично объявил, что будет следовать закону о лишении его президентского звания, несмотря на противодействие со стороны некоторых высших чинов правительства Татарстана, многие подозревали, что он сделал это в обмен на гарантию сохранения своего поста еще на один срок. . В 2022 году Минниханов не только открыто поддержал колониальную войну России на Украине, но и сделал ряд противоречивых заявлений в поддержку сохранения этнической русской культуры и русского языка. Так Татарстан стал «еще одним регионом» России, а Минниханов стал его обычным главой.
(Воссоздание нации)
Будучи республиками с мусульманским большинством, и Татарстан, и Башкортостан часто становятся жертвами рассмотрения через призму востоковедов. С тех пор как вопрос о деколонизации России вошел в мейнстримный академический дискурс, многие известные голоса выступали за то, что «российские станы» просто неспособны создавать демократические институты и поддерживать демократические практики.
Однако такие ученые не учитывают особенности региональных исламских практик — большинство населения региона придерживается относительно более гибкой ханафитской школы юриспруденции — и, главное, высокого уровня этнического разнообразия этих регионов. В Татарстане проживает 173 этноса, в том числе и те, которые проживали на территории республики на протяжении многих веков. Чуваши, например, третья по численности этническая группа Татарстана, начали селиться в республике в 1500-х годах. Большинство татарстанских чувашей говорят на трех языках, включая родной чувашский, русский и татарский. В Башкортостане проживают представители более 100 этносов. По всей республике можно найти земли, исторически заселенные, например, марийцами, чувашами, поволжскими немцами, украинцами, поляками.
Исторически высокий уровень этнического и, соответственно, религиозного разнообразия означает, что чувство «принадлежности» к этим регионам не зависит исключительно от этнической принадлежности или религиозной принадлежности. И в Башкортостане, и в Татарстане уже давно есть все предпосылки для развития и воспитания того, что местные демократические активисты именуют «политическим национализмом», в основе которого лежит привязанность не к одному этносу, а к этнически разнородному политическому единству, к общей родине.
В 1992 году эту идею озвучил видный татарский деятель Марат Мулюков. «Никто не собирается их выгонять. Это «наши» русские; мы прожили вместе несколько сотен лет», — сказал Мулюков журналисту «АП» в ответ на вопрос, будут ли этнические русские изгнаны из независимого Татарстана.
Тридцать лет спустя мнение Мулюкова поддержал Руслан Габбасов, находящийся в изгнании глава ведущей региональной оппозиционной группы Башкирский национальный политический центр (БНПЦ). «Наш проект — это политическая нация, как в Украине, где президент-еврей возглавляет государство, а этнические грузины, чеченцы, крымские татары воюют вместе с [этническими] украинцами и все одинаково считают Украину своей родиной», — сказал Габбасов в интервью. с автором в мае этого года.
Словно борясь с призраком этнократии эпохи Муртазы Рахимова, политическая программа Габбасова тщательно разъясняет, почему одинаково важен представитель каждой национальности, проживающей в республике, и что значит быть «членом башкирской политической нации». Организация-предшественница БНПЦ, Башкорт, была путеводной звездой пространства башкирского гражданского общества, которое специалисты в этой области часто воспринимали как «спящее». Башкорт был ведущей силой массовых акций протеста 2020 года в защиту священной башкирской горы Куштау, которой угрожало уничтожение со стороны Башкирской содовой компании, которая планировала использовать этот район для добычи известняка.
По словам самого Габбасова, уровень поддержки Башкорта в республике был настолько высок, что он мог легко победить на местных выборах, несмотря на потенциальные попытки фальсификации, обычно предпринимаемые прокремлевскими силами. Вероятно, почувствовав опасность, в 2020 году власти окрестили организацию «экстремистской» и объявили ее вне закона. Ключевой соратник Габбасова Айрат Дильмухаметов был арестован и приговорен к девяти с половиной годам колонии строгого режима. Другие активисты, связанные с Башкортом или протестным движением 2020 года, также пострадали от различных репрессий со стороны правительства. Габбасов был вынужден бежать из страны под угрозой ареста в начале этого года и, находясь в изгнании, основал БНПК.
Тщательно разработанная политическая платформа БНПК и высокий уровень поддержки внутри страны указывают на сохраняющийся общественный спрос на большую независимость от Кремля в принятии политических решений. Его существование также доказывает, что, несмотря на усиливающиеся репрессии и управляемый Кремлем контроль над регионом, в Башкортостане появилось новое поколение демократически настроенных и целеустремленных политических лидеров, которые готовы воспользоваться возможностью, когда придет их время.
Для Татарстана будущее более неопределенно, поскольку его продемократические силы состоят в основном из тех же лидеров оппозиции 19-го века.80-х и 1990-х годов, хотя национальная сцена и татарская диаспора по-прежнему полны молодых активистов, у которых есть потенциал взять на себя более активную роль в строительстве будущего республики, если того потребует время.
Рекомендации
Хотя до возможного падения путинского режима еще далеко, Западу пора инвестировать в демократическое будущее российских регионов — особенно «этнических» республик — чтобы помочь им избежать повторения порочный круг демократического регресса и этнократизации. Американским политикам следует изменить точку зрения, через которую они смотрят на Россию, и работать над созданием каналов для дипломатических переговоров и экономического партнерства, а также сосредоточить свои усилия по проецированию мягкой силы на регионы, а не только на Кремль. По мере того как отношения между Вашингтоном и Москвой ухудшаются, как никогда важно признать, что в России существует большее разнообразие потенциальных партнерских отношений, и открыть новые пути с другими центрами силы по всей огромной стране. При этом США и их союзники могут опираться на турецкую модель, добившуюся значительных успехов.
В то же время США, продолжая вводить санкции против Кремля в связи с вторжением в Украину, должны стремиться к упреждающим санкциям в отношении действующих политиков и других субъектов, не входящих в ближайшее окружение Кремля, которые связаны с нарушениями прав российских меньшинств. Сюда входит, например, привлечение к ответственности лиц, причастных к организации массовых арестов и репрессий против участников протестов Куштау 2020 года в Башкортостане.
Помимо уже известных случаев репрессий, для западных политиков важно постоянно отслеживать новые случаи идеологических и экономических атак на местных активистов. В случае регионов России с преобладанием мусульманского населения такие нападения, скорее всего, проявятся в усилении «контртеррористических операций» на местном уровне и массовых арестах активистов по обвинениям в терроризме.
Поскольку многие местные активисты из числа коренных народов были вынуждены эмигрировать и теперь продолжают свою работу за пределами России, США должны стремиться установить связи с родственными общинами диаспоры и укрепить их потенциал за счет гражданского образования и материально-технической поддержки.
Leave a Reply