Русские в Казахстане: жить можно, но проблемы есть
- <a href=http://www.bbc.co.uk/russian/topics/blog_krechetnikov><b>Артем Кречетников</b></a>
- Би-би-си, Москва
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, RIA Novosti
26 апреля в Казахстане пройдут президентские выборы.
Обсуждать их
вполне предсказуемый результат и расклад сил, вероятно, не имеет большого смысла. Однако выборы — всегда событие, дающее повод для размышлений и анализа.
Как живется в Казахстане русским?
Сохранится ли в будущем нынешняя межнациональная гармония, по крайней мере, внешняя?
Каковы перспективы отношений между Астаной и Москвой?
Две правды
По данным на 1 июля 2014 года, русские составляют 23,7% почти 18-миллионного населения Казахстана. Причем сосредоточены они в основном на севере и востоке страны. В Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Карагандинской областях русские и русскоязычные составляют большинство.
В России, особенно на официальном уровне, принято считать Казахстан образцом решения национального вопроса среди постсоветских государств.
Тамошние эксперты, к которым обратилась Русская служба Би-би-си, единодушно утверждают, что так оно и есть.
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
«Политика, проводимая в нашем государстве, абсолютно никого ни по каким обстоятельствам не дискриминирует. Ни один закон, ущемляющий чьи-то этнические или религиозные интересы, в меджлисе пройти не может. Проблем на сегодняшний день нет, все живут, занимаются своими делами, уверены в будущем», — заявил доктор политических наук, депутат меджлиса от правящей партии «Нур отан» Камал Бурханов.
«В целом обстановка стабильная. Имеют место локальные конфликты на бытовом уровне в южном Казахстане, но больше между представителями титульной нации и узбекского и таджикского этносов. С русским населением серьезных проблем не наблюдается», — говорит директор алма-атинского Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.
Между тем, живущие в Казахстане русскоязычные блогеры и интернет-пользователи массово жалуются на вытеснение русских с престижной работы, бытовой национализм и «переписывание истории».
Кто прав? Или те и другие: каждый по-своему?
Восток — дело тонкое
«Статистические данные по этому вопросу отсутствуют, но, исходя из личного общения, есть мягкое вытеснение нетитульного населения», — сказал Русской службе Би-би-си директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.
Живущий в Казахстане русскоязычный блогер Борис Егоров рассказывает о своем русском знакомом, главном инженере государственного предприятия. Директор, получив указание о «казахизации» руководящих кадров, формально перевел ценного специалиста на должность бригадира, а разницу в зарплате ежемесячно вручает ему в конверте.
«Как видно из этого примера, жить можно, — комментирует Егоров. — Но люди разные. Кому-то важны только деньги, все остальное лирика, а кто-то хочет, прежде всего, уважения».
На национальный момент накладываются местные обычаи.
Незадолго до распада СССР я в качестве спецкора журнала союзного МВД приехал в командировку в одну из южных областей Казахстана. Начальнику управления кадров областного УВД было 25 лет. Я спросил: он что, гениальный, или чей-то сынок?
«Он чингизид. Ему положено», — спокойно ответили коллеги.
Разделение труда
Нередко можно услышать, что в Казахстане произошел негласный раздел сфер влияния: казахи освоили госслужбу, где требуется хорошее знание государственного языка, русские преобладают в бизнесе.
«В крупном бизнесе, — уточнил Камал Бурханов. — Мелкий бизнес — преимущественно казахи. Рынок так распорядился, жизнь сама регулирует, кому чем заниматься. При этом среди министров, губернаторов, послов, вице-спикеров есть русские».
«Так фактически и обстоит дело, — подтвердил Андрей Чеботарев. — Кадровая политика ориентируется на увеличение представительства титульного этноса в органах власти, хотя и другие национальности там представлены».
История и культура
«Фашистские акции, мягко называемые до сих пор «социалистическими преобразованиями», были претворены в жизнь пришедшими к власти в Кремле коммунистами», — характеризует советский период в одной из своих работ казахский историк Назира Нуртазина.
Местные авторы вспомнили и о жестоком подавлении царскими властями национального восстания Амангельды Иманова, и о
Голодоморе, в ходе которого Казахстан потерял в процентном отношении больше людей, чем Украина, и о бездумном освоении целины, разрушившем вековую модель ведения сельского хозяйства, и об экологических последствиях ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Часть русскоязычных жителей опасается, что казахская молодежь, воспитанная на таких публикациях, примется сводить с ними счеты, и становится в оборонительную позицию. Любая критика имперского и советского прошлого объявляется «русофобией» и приписывается проискам Запада. Такая позиция находит поддержку в России.
«Идею евразийского союза поддерживают от 65 до 80 процентов жителей Казахстана, но в основном людей старшего поколения. Молодежь же в лучшем случае индифферентна к этим процессам, в худшем — видит себя частью европейского, турецкого или китайского политических проектов. Россия проигрывает на данном этапе «холодную войну» Западу», — бьет тревогу в интервью порталу «Правда.ру» эксперт московского Института стратегических исследований Дмитрий Александров.
Русскоязычные авторы упирают в основном на то, что Россия принесла в Казахстан прогресс, культуру, промышленность и медицину.
В обоих случаях, как говорится, из песни слова не выкинешь. Но не всегда дискуссия ведется в уважительном академичном тоне. Материалы, в которых русских называют «колонизаторами», а казахов «отсталыми кочевниками», согласию, конечно, не способствуют.
По мнению русскоязычного казахстанского политолога Михаила Сытника, широкое использование в Казахстане русского языка и большое количество русскоязычных СМИ еще не говорят об отсутствии подспудных межэтнических трений.
«Существенная часть казахов ненавидит Россию на русском языке! Арабы изучают английский язык с целью употребления в профессиональной деятельности и получения образования, но это не мешает им ненавидеть Америку и Англию», — утверждает он.
Андрей Чеботарев указывает еще на одно обстоятельство.
«Ситуация в Украине ужесточила оценки со стороны национально-патриотических сил с точки зрения того, насколько русскоязычное население лояльно казахстанской государственности», — указывает эксперт.
Впрочем, по его мнению, все эти процессы пока протекают в интеллектуальной и эмоциональной сфере, затрагивают меньшинство, и не обязательно обернутся реальными проблемами.
«Серьезного напряжения это не вызывает. Просто есть такая тема», — утверждает он.
Массовая эмиграция
С 1991 года Казахстан покинули почти два с половиной миллиона русских — больше, чем какое-либо другое постсоветское государство. Их доля в составе населения снизилась с 51% до 23,7%.
Дискриминационных законов не принималось, на официальном уровне никто не призывал: «чемодан-вокзал-Россия», — а люди массово уезжали.
«Когда мы получили независимость, социально-экономическая ситуация была одной из самых сложных в СНГ», — напоминает Камал Бурханов.
«Думаю, дело в невостребованности квалифицированных специалистов в связи с постсоветской деиндустриализацией», — полагает Павел Салин.
Однако в начале 90-х годов жизнь и в России была не сахар.
«Серьезных межэтнических столкновений не было, — говорит Андрей Чеботарев. — Но было общее ухудшение социального самочувствия».
В тех же Латвии и Эстонии поводов для недовольства у русских хватало, но присутствовало понимание, что в европейски ориентированных странах, по крайней мере, погромов не будет. В Центральной Азии после столкновений в Фергане и Оше, да и алма-атинских событий 1986 года, ждать можно было чего угодно, а ожидание опасности, как утверждал еще Даниэль Дефо, страшнее самой опасности.
По мере того, как худшие прогнозы не сбывались, эмиграционный поток мелел.
Возможен ли «казахстанский Донбасс»?
Одной из главных заслуг президента Назарбаева считается предотвращение раскола Казахстана.
Но в чем причина? В правильной внутренней политике, не оставляющей места для сепаратистских настроений, или в политике внешней? Пока Астана придерживается, в общем и целом, промосковской линии, местные сторонники «русского мира» не получают поддержки извне, а, попробуй Казахстан изменить ориентацию, как Украина, тут-то и начнется?
«Русское население севера и северо-востока в большинстве лояльно. В 90-х годах заявляли о себе движение «Лад», «Русская Община», казаки, но потом политизированные активисты либо уехали в Россию, либо сменили сферу деятельности. Русские организации носят культурно-просветительский характер», — утверждает Андрей Чеботарев.
Павел Салин полагает, что исключить ничего нельзя.
«Все зависит от внешнего фактора. Ситуация спокойная до тех пор, пока Россия демонстрирует, что не намерена поддерживать проявления сепаратизма в Северном Казахстане», — говорит он.
Даже имея определенные основания для недовольства Назарбаевым, Кремль не станет играть против него из опасения, что будет еще хуже, считает эксперт. Другое дело, если уровень превысит критический.
Многовекторная политика
Относительно Назарбаева в России существуют две точки зрения: что он самый большой интегратор и друг Москвы на постсоветском пространстве, и что казахстанский лидер, как говорится, себе на уме.
Сторонники второго мнения указывают, что еще на закате СССР Назарбаев создал немало проблем союзному руководству, отказываясь поставлять зерно за «деревянные» рубли, о чем вспоминал в книге «Гибель империи» Егор Гайдар; что на определенном этапе он
скептически отзывался о продвигаемом Владимиром Путиным Евро-Азиатском Союзе; что в Казахстане активно формируется суверенная идентичность; что в 2014 году Астана без лишнего шума
дала понять, что распространение российским посольством георгиевских ленточек нежелательно.
«На постсоветском пространстве, на самом деле, нет ни одного промосковского политика. В 90-х годах Назарбаев и Лукашенко хотели интеграции, потому что на фоне дряхлого Ельцина надеялись сами ее возглавить. Теперь каждый ведет собственную линию, а разговоры об интеграции приобрели ритуальный характер», — уверен Павел Салин.
«Кремль мечтает об интеграции по образцу ЕС, которая началась бы с экономики, а потом переросла в политическую. Назарбаев хочет свести все к чистой экономике, причем, если результаты не соответствуют его представлениям, он интеграционные инициативы замораживает. Когда российская продукция после девальвации рубля резко подешевела и хлынула на казахстанский рынок, ее административными мерами завернули», — указывает эксперт.
«Стратегия Казахстана неявно меняется, но не в сторону Запада, а в сторону Китая, поэтому Москва это проглатывает», — добавил он.
Камал Бурханов советует россиянам не строить чрезмерных иллюзий.
«У нас политика не промосковская, а многовекторная. На шкале приоритетов первенствует Россия, на втором месте Китай, на третьем Запад, на четвертом исламский мир, но мы со всеми находим баланс», — говорит он.
«Президент проводит курс, не замыкающийся на России, — заметил Андрей Чеботарев. — Геополитика требует активно взаимодействовать с Китаем, а экономическая ситуация требует западных инвестиций. С Россией у нас добрососедские отношения, хотя есть определенные трения и на двустороннем уровне, и в рамках евразийской интеграции».
Будущее туманно
Сегодня в Казахстане Нурсултану Назарбаеву «нет альтернативы» — выражение, хорошо знакомое и россиянам. Разница в том, что ему на 12 лет больше, чем Владимиру Путину.
Выступая в Москве на условиях анонимности, один казахстанский политолог выразил мнение, что, вовремя выбрав преемника и обеспечив плавную передачу власти, Назарбаев заслужил бы памятник, а поддавшись соблазну править пожизненно и вытоптав политическое поле, подвел под государство мину.
Как пройдет неизбежный переход к новой эпохе? Удастся ли сохранить стабильность, в том числе, в межнациональных отношениях?
Камал Бурханов ушел от разговора на тему «Казахстан без Назарбаева», напомнив, что Дэн Сяопин и Конрад Аденауэр на пике их карьеры были еще и постарше.
«Оптимальный сценарий — если президент проведет
объявленную конституционную реформу с перераспределением полномочий в пользу парламента и правительства, что позволит впоследствии выстроить внутриэлитный баланс и сформировать «коллективного преемника». Но не исключены варианты с перехватыванием власти, и тогда последствия могут быть любыми», — считает Андрей Чеботарев.
«Прогнозировать что-либо крайне сложно. Своими планами Назарбаев ни с кем не делится. Можно лишь сказать, что основные региональные игроки, Китай и Россия, заинтересованы в стабильности и преемственности в Казахстане», — говорит Павел Салин.
«Исходя из моего общения с живущими в Казахстане русскими, все они воспринимают Назарбаева как гаранта и ожидают, что после его ухода ситуация ухудшится», — добавил эксперт.
Как русские стали «малым народом» в Казахстане
Тимур Батыршин / РИА Новости
После протестов в Казахстане президент страны Касым-Жомарт Токаев утвердил новое правительство. Министром информации назначили Аскара Умарова, что вызвало негодование у представителей российской элиты. Умарову приписывают высказывания, в которых он называл русских в Казахстане «навязанной диаспорой» и призывал быть благодарными, что их «не гонят как колонизаторов». Сам министр отверг обвинения в русофобии и, по сути, списал заявления на ошибки молодости.
Так или иначе тенденция к оттоку русских из Казахстана и снижению их доли среди населения очевидна и в последние годы усилилась. В 2021 г. убыль русских составила 48 600 человек и оказалась рекордной с 2003 г., следует из данных Бюро национальной статистики республики и подтверждается результатами исследования замруководителя Центра языковой политики и международного образования ГИРЯ им. А. С. Пушкина Александра Арефьева. С начала 1990-х гг. смертность русского населения в Казахстане превышает рождаемость, причем в 2021 г. убыль выросла почти 2,7 раза по сравнению с допандемийным 2019 годом – до 28 000 человек. Чистая эмиграция составила еще около 20 600 человек. В итоге к началу 2022 г. численность русских сократилась до 3,43 млн, или 18% населения, хотя в 1989 г. доля составляла 38%. Поскольку уезжает молодежь, а остаются люди пожилого возраста, к 2050 г. русских в Казахстане может стать меньше 10%.
Как русские уходили из Казахстана
Большая часть убыли русских пришлась на эмиграцию – это более 1,8 млн человек со времен последней советской переписи 1989 г. Особенно активно русские покидали Казахстан в 1990-е гг. – чистый отток составил 1,2 млн человек. Уезжали не только в Россию, но и на Украину, в Белоруссию и на Запад, прежде всего в Германию, Израиль, США.
С 2000 по 2021 г. чистый отток русских из республики составил 584 000 человек, причем к 2019 г. по сравнению с 2013 г. он усилился примерно в 2 раза. В годы пандемии отток замедлился: за девять месяцев 2021 г. чистый отток составил 15 447 человек, тогда как за аналогичный период предыдущего года – 13 062, а в 2019 г. – 23 244 человека, следует из данных Бюро национальной статистики. Тем не менее тренд восходящий и в годовом выражении чистый отток русских из страны – не меньше 20 600 человек, оценивает Арефьев.
Примерно 480 000 человек составила естественная убыль населения. В частности, в 2021 г. в Казахстане родилось 32 300 русских, а умерло – 60 300, в результате чего естественная убыль составила 28 000 человек. Вместе с миграцией это дало рекордную с 2003 г. общую убыль в 48 600 человек.
Еще около 520 000 русских приходится на прочую убыль – в основном это незарегистрированная миграция и те, кто во время переписи предпочел себя считать не русским, а представителем титульной нации.
В итоге численность русских в Казахстане сократилась с 6,23 млн человек в 1989 г. до 3,43 млн в начале 2022 г., или почти на 2,8 млн человек – т. е. почти вдвое.
Казахстанский исследователь демографической статистики Максат Имандосов считает, что убыль русских на самом деле еще выше. По его словам, данные миграционных служб России и Казахстана разнятся. Росстат отчитывается о 2,06-миллионном миграционном приросте из Казахстана с 1993 по 2021 г., тогда как их казахские коллеги – о 1,78 млн человек убыли. «Согласно нашим процедурам, человек считается эмигрантом, когда снялся с учета и сдал голубой паспорт. В России же наличие иностранного паспорта не только не является преградой для получения российского гражданства, но даже приветствуется», – отмечает Имандосов. В результате эти 278 000 человек могут быть теми, кто фактически перебрался из Казахстана в Россию, но оставил казахстанский паспорт.
В итоге если раньше Казахстан был единственной советской республикой, в которой русских было примерно столько же, сколько представителей титульной нации (38%), то сейчас их всего 18%.
Больше не русские города
Территории Казахстана начали контролироваться Российской империи с середины XVIII в. , а до 1936 г. он входил в состав РСФСР. В советские времена русские были большинством в городах Казахстана, которые зачастую ими же и основывались, отмечает Арефьев. Например, южная столица республики Алма-Ата была основана в 1854 г. как военное укрепление, разросшееся до города Верный. Сто лет назад в нем проживало 25 000 человек, 60% из которых были русскими и только 8% – казахами. В 1989 г. русские преобладали в Алма-Ате (57%), но сейчас их осталось только 23%.
Такая же история и с северной столицей Казахстана. Она была основана в 1830 г. как русская крепость Акмолинск. После Великой Отечественной войны ее переименовали в Целиноград, а после распада СССР – в Астану и лишь недавно – в Нур-Султан (в честь елбасы Нурсултана Назарбаева). В 1989 г. доля русских среди жителей составляла 54%, а в настоящее время – не более 12%.
В результате убыли скоро не останется ни одного крупного города, где русские бы составляли большинство. Сейчас из 22 городов с численностью более 100 000 человек они преобладают только в четырех – Усть-Каменогорске (50%), Петропавловске (59%), Темиртау (52%) и Рудном (54%).
Эти города, кроме Темиртау, близки к границе с Россией. Также их отличает развитая промышленность. В Петропавловске градообразующее предприятие – завод тяжелого машиностроения, Усть-Каменогорск – центр цветной металлургии, а Темиртау и Рудный специализируются на черной металлургии.
«Деколонизация сознания»
«В бывшей метрополии все еще пытаются вести себя на правах хозяина. Нам элементарно не дают провести деколонизацию сознания», – жаловался в молодости будущий министр информации Аскар Умаров.
Министр информации и общественного развития Казахстана Аскар Умаров /Сайт правительства РК /gov.kz
Отчуждение от России диктовала логика перехода от единой экономики СССР к новой формации. Тем более что на волне антирусских протестов декабря 1986 г. поднялся и сам Назарбаев. Его приход к власти на фоне распада Союза сопровождался взятием курса на создание национального государства и замещение русского населения, считает Арефьев.
На официальном уровне политика «казахизации» (или дерусификации) не провозглашалась, считает профессор ВШЭ и главный научный сотрудник МГИМО Андрей Казанцев. Но на деле у нее было много проявлений. Началась массовая замена русских по национальности руководителей органов власти, предприятий и учреждений представителями титульной нации. Одновременно начата политика репатриации оралманов – казахов, проживавших в бывших республиках СССР и сопредельных странах (прежде всего, Монголии).
В конце 1989 г. приняли закон о языках, по которому казахский объявили государственным языком, а русский получил статус языка межнационального общения, напоминает Арефьев. Стали переименовывать с русского на казахский населенные пункты, улицы, объекты культуры, в том числе в местах с русским большинством. Сносились памятники русской истории, а в учебниках пересматривали историю Казахстана и роль России.
Появился перечень профессий и должностей, для которых необходимо знание государственного языка «в определенном объеме в соответствии с квалификационными требованиями» (при том что казахским языком владело меньше 1% русского населения). На практике это означало запрет на работу в госорганизациях русским, не владеющим казахским языком.
Но отток славянского населения оказался слишком стремительным, что было невыгодно в условиях разразившегося кризиса в 1990-е гг., поскольку русские обладали более высокой квалификацией, считает ученый. Языковую политику смягчили: в конституции 1995 г. русский язык получил статус официального, а в новом законе о языках 1997 г. его разрешалось применять в делопроизводстве и работе органов власти наравне с казахским.
По мере того как подросло политически активное молодое поколение казахов, в обществе усилились националистические настроения и давление на русский язык, культуру и общественные объединения, говорит Казанцев: из-за этого рос отток русских из страны в последние годы.
Знаковым в 2017 г. стал указ Назарбаева о переводе казахского языка с кириллицы на латиницу, который должен завершиться к 2025 г. Делопроизводство наряду с государственным языком пока еще ведется и на русском, но существует программа его полного перевода на казахский язык, напоминает профессор ВШЭ. Год спустя националисты организовали скандальные «языковые патрули», которые запугивали граждан и заставляли публично извиняться под запись за то, что они используют русский язык.
Владеющих русским в стране пока много. В 1989 г. их было 12,1 млн человек, а в 2022 г. – 15,5 млн, оценивает Арефьев. Но обучаются на нем все меньше – только 31% школьников, причем эта доля за 30 лет сократилась в 2,3 раза, а в вузах – в 3 раза.
Пророссийского активиста из Казахстана Ермека Тайчибекова осудили на 7 лет строгого режима по делу об экстремизме /Страница Ермека Тайчибекова «Вконтакте» /vk.com/taychibekoff
Прорусская позиция в Казахстане, мягко говоря, не приветствуется. Одно из самых громких дел – против предпринимателя и правозащитника Ермека Тайчибекова. Поводом для его преследования стало интервью «Царьграду», в котором он рассказал о притеснении русских. Ему дали семь лет по делу об экстремизме, а в декабре прошлого года увеличили срок до 10 лет. Ранее Тайчибеков собрал 200 000 подписей за придание русскому языку статуса государственного и отстаивал воссоединение с Россией. «На обращение Ермека о предоставлении гражданства России МИД отказал – из-за наличия судимости, как ни парадоксально, за защиту прав русских в Казахстане», – рассказывает его брат Марлен Тайчибеков. Адвокат активиста Галым Нурпеисов надеется на кассацию в Верховном суде.
Без молодежи и будущего
Рождаемость среди русских в Казахстане упала с 9,9 в 2019 г. до 9,4 на 1000 человек. Смертность на фоне пандемии COVID-19 при этом возросла с 12,8 до 17,8 на 1000 человек. Естественная убыль населения в итоге увеличилась с 2,9 до 8,1 на 1000 человек. Для сравнения: в России убыль населения в преимущественно русских регионах (где титульной нации больше 80%) в 2021 г. составила около 7,7 на 1000 человек.
Рождаемость у казахов в 2021 г. составила 28 на 1000 человек, т. е. в 4,4 раза выше, чем в русской семье. С 1989 г. число казахов в стране удвоилось. Быстро увеличивается и число узбеков.
Русская молодежь и люди трудоспособного возраста стараются эмигрировать в Россию, потому что здесь выше уровень жизни и для них больше перспектив: «Доля казахов стала высокой, и клановость усилилась. Русским неуютно в таких условиях и сложно строить карьеру, когда другие продвигают своих родственников», – отмечает Казанцев.
«Многие выпускники школ из русских семей сразу уезжают в Россию и поступают в российские вузы», – говорит Арефьев. В 2019/20 учебном году в них насчитывалось свыше 70 000 студентов, стажеров, аспирантов из Казахстана – больше, чем из какой-либо другой страны мира. В самом Казахстане русских студентов в 2018–2019 гг. было 32 000 человек, на треть меньше, чем пятью годами ранее.
Прошедшие в стране протесты с последующим вводом войск ОДКБ вряд ли изменят динамику убыли русских. К 2050 г. в Казахстане будет 25,5 млн жителей, прогнозирует Центр развития трудовых ресурсов республики. Чуть большая величина следует из высокой оценки ООН. При сохранении допандемийных тенденций убыли и миграции русских может остаться не более 2,6 млн человек, или 10%. Арефьев более пессимистичен. «Доля русских в Казахстане будет менее 10% уже к 2035 г., а к 2050 г., можно предположить, станет 5%», – сетует ученый.
Новости СМИ2
Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку
и читайте, не отвлекаясь
этническая балансировка? Казахстан расселяет репатриантов в регионах со значительным русскоязычным населением
Этнические казахи, которые в последние месяцы вернулись на родину предков из-за рубежа, говорят, что официальные власти приказали им переселиться в северные районы страны вблизи границы с Россией.
Правительство настаивает на том, что программа переселения направлена на решение острой нехватки рабочих в малонаселенных провинциях. Но многие считают, что Астана пытается сбалансировать этнический состав своих регионов значительным русскоязычным населением.
Правительство ввело квоты на переселение репатриантов — или «кандас» — в семи областях, расположенных с северо-востока на северо-запад разрастающейся страны: Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Западно-Казахстанской и Атырау.
Канда, переезжающие на север, получают дополнительные финансовые льготы, недоступные тем, кто предпочитает жить в других регионах. Пособия включают единовременный платеж в размере около 450 долларов на члена семьи и субсидию на аренду и коммунальные платежи.
Правительственная программа по переселению большего количества людей на север не нова. Помимо переселения канда, правительство также поощряет внутреннюю миграцию на север.
Основные регионы Казахстана, куда переселяются «канды»
Но в последние месяцы это стало более распространенным явлением, когда некоторые репатрианты утверждают, что им приказывают переселяться в выбранные правительством провинции вопреки их желанию.
Например, только 44 человека из примерно 800 этнических казахов, переселившихся из Туркменистана этим летом, получили право поселиться в выбранной ими Мангистауской области.
Другим казахстанские власти приказали переехать в районы, определенные правительством, иначе им грозит депортация, заявили несколько репатриантов.
Куралай Эсенмуратова в июле переехала из Балканского велаята Туркменистана на свою законную родину, надеясь жить рядом с престарелыми матерью и сыном, переселившимися в Мангистау несколько лет назад.
Но когда она и другие репатрианты пересекли границу с Казахстаном, власти сообщили группе, что их новые районы проживания уже определены для них.
57-летняя Эсенмуратова получила в паспорте визу с указанием, что она должна переехать в северную Павлодарскую область, где у нее нет ни семьи, ни друзей.
«Когда мы прибыли в Мангистау, власти потребовали, чтобы мы немедленно отправились в области, указанные в наших визах», — сказала Эсенмуратова казахской службе Радио Свобода.
«Грозили: «Если не поедешь в Павлодар, тебя депортируют», — рассказала она.
Этнические казахские семьи из китайского региона Синьцзян прибывают в Казахстан в апреле.
Еще один кандас из Туркменистана, 29-летний Сагындык Назаралиев, подтвердил, что новых репатриантов вынуждают переселяться в северные районы.
Назаралиев, прибывший в Мангистау 15 августа, сообщил, что его семье из трех человек было приказано безотлагательно переехать в Павлодарскую область. Сейчас он живет в г. Павлодаре Экибастузе.
Около 1,1 миллиона этнических казахов переселились в Казахстан с 1991 года в рамках специальной правительственной программы, которая поощряет казахов за границей, в основном из Узбекистана (70 процентов), Китая (10 процентов) и Туркменистана (7 процентов), вернуться в Казахстан. земли своих предков.
Большинство из них поселились в преимущественно казахскоязычных Туркестанской, Жамбылской и Алматинской областях на густонаселенном юге и юго-востоке округа.
Серик Бейсембаев, директор астанинского исследовательского центра PaperLab,
, говорит, что правительство должно «инвестировать в экономическое развитие севера, чтобы сделать его привлекательным для миграции», а не приказывать людям селиться там вопреки их желанию.
Интерес к вопросам идентичности?
Очевидный возобновившийся интерес Астаны к этническому балансу — или тому, что некоторые называют казахизацией — севера, рассматривается некоторыми как попытка уменьшить влияние Москвы на население вдоль 7600-километровой границы страны с Россией в После жестокого вторжения России в Украину.
Власти Казахстана давно настороженно относятся к промосковским настроениям, которые в последние годы проявляют некоторые этнические русские.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Пока все больше россиян бегут из-за войны Путина с Украиной, другие страны пожинают экономические выгоды
Они стали особенно громкими с 2014 года, когда Россия незаконно аннексировала Крымский полуостров Украины, а поддерживаемые Москвой сепаратисты незаконно провозгласили независимость в Луганской и Донецкой областях на востоке Украины, где с тех пор они сражаются с украинскими войсками.
В том же году президент России Владимир Путин разозлил казахов, заявив, что у них «никогда не было государственности». Подобные комментарии, ставящие под сомнение государственность и территориальную целостность Казахстана, неоднократно делались Путиным и другими ультранационалистически настроенными российскими лидерами.
Численность этнических казахов на их родине начала резко сокращаться в 1930-е годы, когда советская кампания коллективизации привела к голоду, унесшему жизни не менее 1,3 миллиона казахов и вынудившему миллионы других бежать за границу.
Москва тем временем либо поощряла, либо принуждала русских и другие этнические группы мигрировать в Казахстан.
Когда Казахстан обрел независимость в 1991 году, этнические казахи составляли менее 40 процентов населения. Сейчас эта цифра выросла примерно до 70 процентов.
Бывшему авторитарному президенту Нурсултану Назарбаеву приписывают изменение демографического баланса страны и стремление восстановить национальную идентичность Казахстана посредством развития казахского языка, культуры и традиций.
Этнические русские составляют около 15 процентов 19,4-миллионного населения Казахстана по сравнению с 37 процентами до распада Советского Союза. Однако русский язык по-прежнему широко распространен в большинстве городов Казахстана.
Казахская служба RFE/RL подготовила этот отчет.
Что ждет россиян, бежавших в Казахстан? – Дипломат
Особенности | Общество | Средняя Азия
В начале 1990-х этнические русские массово покидали Казахстан. В 2022 году этот поток снова изменился, когда русские бежали в Среднюю Азию.
By Алия Аскар для The Diplomat
01 ноября 2022 г.
Россиянин отдыхает в пункте временного размещения после пересечения границы с Казахстаном от погранперехода Мариинский, примерно в 400 км (250 миль) к югу от Челябинска, в России, до казахстанского города Ата-Мекен, примерно 1400 км (250 миль) к востоку от Астаны, столицы Казахстана, среда, 28 сентября 2022 г.
Фото: AP Photo/Денис Спиридонов
Российское вторжение в Украину в этом году спровоцировало беспрецедентные миграционные потоки на постсоветском пространстве. Казахстан, имеющий самую протяженную в мире непрерывную границу с Россией (7644 км), с начала войны столкнулся с притоком мигрантов. Недавняя «частичная» военная мобилизация Москвы усугубила ситуацию, направив драматическую волну русских мигрантов в Среднюю Азию. Резкий рост российских мигрантов в Казахстане поставил много вопросов об их месте в казахстанском обществе, их влиянии на экономику и политику, а также об общем будущем страны.
21 сентября президент России Владимир Путин объявил «частичную военную мобилизацию». Это вызвало панику у некоторых граждан России, особенно у молодых людей, которые, скорее всего, станут объектами мобилизации. Многие приняли решение бежать за считанные часы, выбрав для спешного пересечения наиболее доступные международные границы. Грузия и Казахстан, которые имеют относительно открытые границы с Россией, были первым пунктом назначения для многих беглецов. По некоторым данным, за две недели после мобилизации в Грузию вошли около 80 000 русских, а в Казахстан — почти 300 000 человек. Переполненные рейсы и поезда вынудили многих искать способы покинуть Россию на машине или пешком, создав перенаселенность и хаос на сухопутных границах между странами в первую неделю. В социальных сетях появились сотни видеороликов, олицетворяющих уровень отчаяния и растерянности на казахстанско-российском пограничном пункте. Больше всего мигрантов приняли Уральск, Петропавловск, Астана и Алматы. Первые два — это города, расположенные недалеко от границы с Россией, при этом Астана — столица, а Алматы — крупнейший город Казахстана.
Житель Уральска, известный казахстанский журналист Лукпан Ахмедьяров пояснил, что большинство мигрантов составляют мужчины, причем более половины из них в возрасте от 18 до 28 лет. Еще одна существенная группа — мужчины в возрасте 30 лет, при этом лишь немногие мигранты — мужчины в возрасте 40 лет и старше. Хотя последнюю волну мигрантов составляют в основном мужчины, некоторые из них привезли с собой целые семьи или партнеров. Ахмедьяров отметил, что большинство мигрантов имеют высокую квалификацию и заняты в IT-сфере. Вторая по величине группа — это люди из художественной сферы — музыканты, художники, скульпторы, блогеры и так далее. Третья группа, которая является непосредственной необходимостью для русских военных действий, — это медицинские работники, начиная от обычных врачей и заканчивая врачами-специалистами очень высокой квалификации. Ахмедьяров отметил, что наименьшую группу среди вновь прибывших составляют низкоквалифицированные специалисты. Такая разбивка по возрасту и профессиям наблюдалась и в других регионах Казахстана, отражая в целом наиболее мобильные группы россиян — тех, кто лучше всего мог собраться и мог позволить себе выехать из страны.
В заявлении от 27 октября министр цифрового развития Казахстана Асет Турысов сообщил, что с начала российской мобилизации на получение индивидуального идентификационного номера (ИИН) в Казахстане поступило около 200 000 заявлений. Он не уточнил, сколько заявлений подали мигранты из России, заявив, что это число касается всех иностранцев. Однако, учитывая даты и необычные цифры, вполне вероятно, что большинство, если не почти все, заявок подали россияне.
Diplomat Brief
Еженедельный информационный бюллетень
N
Получайте информацию о событиях недели и развивайте сюжеты для просмотра в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Получить информационный бюллетень
Получение ИИН – одно из первых действий переселяющихся россиян, так как номер необходим для трудоустройства в Казахстане, а также для открытия номера телефона и банковского счета в стране. Тем не менее, нет точной оценки того, сколько россиян приехало в Казахстан с начала мобилизации и предпочло остаться в стране. Цифры разнятся, а перемещения людей были настолько динамичными, что в настоящее время сложно оценить, сколько русских осталось в Казахстане через несколько недель после мобилизации. Эта неопределенность мешает казахстанскому правительству выработать последовательную стратегию экономической и социальной интеграции россиян, а также оценить политические риски и риски безопасности в нынешнем нестабильном геополитическом климате.
Все передвижение русских после объявления мобилизации было по большей части хаотичным, незапланированным и проводилось в состоянии шока и срочности. Многие решили приехать в Казахстан, так как это был самый простой вариант с точки зрения близости и правил пересечения границы. Однако это не обязательно означает, что бежавшие русские планировали остаться и обосноваться в стране или что они действительно останутся надолго. Многие, кажется, строят свои планы на ходу, выбирая места, где можно найти общину и жилье.
По официальным данным количество прибывающих россиян замедлилось и общие цифры возвращаются к прежним показателям. Сейчас из Казахстана уезжает больше людей (около 10-11 тысяч в день), чем приезжает (8-9 тысяч в день). Из многочисленных интервью с бежавшими русскими становится очевидным, что многие рассматривают Казахстан как первую остановку в долгосрочном движении в сторону таких стран, как Грузия, Турция, другие страны Центральной Азии или далее в Европу. Причина этого в том, что многие опасаются, «что Путин сможет договориться с президентом Казахстана Токаевым и добиться их возвращения». Тем не менее, другие рассматривают возможность построить для себя новую жизнь в Казахстане и сталкиваются с усилиями частного бизнеса, стремящегося привлечь высококвалифицированных специалистов. В то же время власти Казахстана готовят законопроект, который позволит тем, кто инвестирует в казахстанскую экономику более 300 тысяч долларов, получить визу сроком на 10 лет.
Преобладание русского языка и схожий социальный контекст способствуют тому, что некоторые русские рассматривают возможность остаться в Казахстане на длительный срок. Еще один фактор, вызвавший некоторое удивление, — это позитивное и в целом доброжелательное отношение казахстанского правительства и широкой общественности к русским мигрантам, многие из которых никогда раньше не были в стране и мало знали о ней. Комментируя внезапный приток мигрантов, Токаев заявил: «В последние дни к нам приезжает много людей из России. Большинство из них вынуждены уехать из-за сложившейся безвыходной ситуации. Мы должны заботиться о них и обеспечивать их безопасность. Это политический и гуманитарный вопрос».
Реклама
Правительство интенсивно работает над нивелированием кризиса, обеспечивая беспрепятственный приезд мигрантов. Самоорганизованные волонтеры быстро организовали проживание в частных компаниях, бесплатно раздали еду и совместные поездки. Можно сказать, что эта реакция может быть оформлена в рамках нарратива о том, что казахский народ гостеприимен по своей природе и исторически доказал свою помощь «политически нежелательным элементам» российской власти в прошлом, людям, которые были репрессированы и отправлены в ссылку далеко от центр. Тем не менее, в нынешних условиях многие озадачены и расстроены такой доброжелательной реакцией, утверждая, что, хотя люди покидают свою страну, они не такие же беженцы, как украинцы, спасающиеся от войны, и не должны встречать таких расширенных усилий, чтобы помочь им. . Многие ставят под сомнение политические взгляды прибывающих россиян, задаваясь вопросом, поддерживают ли они имперские планы Путина и его мировоззрение.
Кавказ и Средняя Азия столкнулись с беспрецедентным наплывом мигрантов из России. В начале 1990-х этнические русские покидали такие страны, как Казахстан; их миграция в Россию помогла создать условия для титульных национальностей в бывших советских республиках, чтобы укрепить и заново открыть свою этническую идентичность и управлять собой. Теперь эта миграционная тенденция снова меняется на противоположную. Только в Казахстане процент этнических русских сократился с 37 процентов в 19с 91 до 18 процентов в 2020 году. Теперь правительства и местные жители должны принимать и эффективно интегрировать мигрантов, а сами мигранты должны быть готовы к интеграции.
Leave a Reply