Жизнь в Израиле для русских без прикрас
Содержание
Религия главенствует во многих вопросах
Об израильтянах
Оплата труда
Жизнь репатриантов в Израиле
Уровень жизни
Продукты питания и жизнь на пенсии
Израиль – уникальная и своеобразная страна по многим критериям. Здесь:
- самая высокая степень социальной защищенности;
- лучшая медицина;
- престижное образование.
Приезжим придется привыкать к тому, что здесь шумно и много разговаривают, такова национальная черта, а еще улыбаются
Средняя продолжительность жизни в Израиле бьет все рекорды по российским меркам, а старики не оказываются брошенными и забытыми. Договор о безвизовом режиме открывает границы 161 государства, что является подарком для тех, кто любит путешествовать и познавать мир.
Религия главенствует во многих вопросах
В стране нет конституции, и светская жизнь плотно переплетена с религиозной составляющей. Здесь не регистрируют браки государственные учреждения – признается только религиозный обряд для двух евреев. Если один из пары не является евреем, придется или жить гражданским браком (а потом доказывать свой статус в суде справками и свидетельскими показаниями), или отправляться заключать брак в другую страну.
Анна Лурье
Руководитель отдела персонального обслуживания
Получите бесплатную консультацию специалиста
по гражданству Израиля
- 1. Расскажем все тонкости процесса оформления
- 2.Расскажем о необходимых документах
- 3.Оценим ваши шансы на получение паспорта
- 4.Ответим на любые сложные вопросы о гражданстве
Шестидневная рабочая неделя предполагает шаббат в субботу. Большинство заведений и туристических достопримечательностей в этот день закрываются. Но выход есть всегда. Некоторые магазины работают и даже круглосуточно, вместо общественного транспорта можно использовать такси или шаббатний транспорт. Нужно просто привыкнуть к этим правилам.
Об израильтянах
Здесь в армии служат все – женщины два года, мужчины – три. Такова обязанность. Это жизнь в Израиле без прикрас.
Приезжим придется привыкать к тому, что здесь шумно и много разговаривают, такова национальная черта, а еще улыбаются. Это – склад характера и умение радоваться жизни и любой мелочи.
Израильтяне непосредственны и могут запросто заговорить с незнакомым человеком на улице или предложить ему не хмуриться. Они обязательно приходят на помощь тому, кто в этом, с их точки зрения, нуждается.
Здесь не пройдут мимо человека, которому на улице станет дурно. Этим кардинально отличается жизнь в Израиле и России.
Оплата труда
При таких особенностях религии, культуры и традиций уровень жизни населения в Израиле по праву считается одним из самых высоких в мире. В среднем здесь получают около 9 тысяч шекелей (приблизительно 2500 долларов США). Это достаточно много. Но и жить здесь недешево. Свои квартиры имеют далеко не все – обычно это единицы. Остальные арендуют жилье.
Разберемся, сколько стоит жизнь в Израиле, если коммунальные платежи «съедают» 200-300$. Кроме аренды жилья и коммунальных платежей, необходимые траты – медицинская страховка, питание и мобильный телефон. Если у Вас ребенок до 3-х лет, а работать планируют оба взрослых, придется потратиться на частный детский сад. Эти платежи (для семьи из 2 взрослых и ребенка) в среднем составят около 10 000 шекелей. При заработке двумя взрослыми в 18000 – довольно внушительная сумма остается на приятные мелочи.
Выше всех зарплаты у программистов – около 6000 долларов, у квалифицированных врачей – порядка 5 тысяч долларов в месяц. За ними, как бы это ни было удивительно для россиян, идут коммунальщики – около 4,8 тысяч долларов в месяц. Банкиры и госслужащие на третьем месте со средними зарплатами в 4,2 тысячи долларов. Для этих категорий стоимость жизни в Израиле при всех подорожаниях остается на уровне выше среднего.
Жизнь репатриантов в Израиле
Жизнь репатриантов в Израиле обязательно переплетется с армией – это еще один национальный культ. Сюда для исполнения долга по защите Святой Земли приезжают евреи, даже проживающие в других странах – так они себе представляют любовь к Родине. Но в этом есть и меркантильный интерес – служба в армии может открыть двери для перспектив, которые не сравнить даже с наличием университетского образования.
Такое внимание к вопросу самообороны понятно – страна не год, а десятилетия живет в напряженной ситуации, поэтому предпринимаются беспрецедентные меры безопасности. Они иногда делают жизнь в Израиле для русских слишком напряженной – рамки-металлоискатели стоят везде – в школах и ТЦ, в больницах и государственных учреждениях. Но при этом страна не перестает быть интересной туристам – сюда съезжаются паломники и просто путешественники со всего мира.
Уровень жизни
Согласно данным ВОЗ, Израиль лидирует по многим характеристикам уровня жизни. Так, средняя продолжительность жизни мужчин в Израиле достигает 80 лет – это шестое место в мире. Здесь низкая младенческая смертность, а здоровье и жизнь женщин в Израиле охраняется комплексом государственных программ. Они живут в среднем до 83 лет.
В стране пропагандируется негативное отношение к употреблению наркотиков, алкоголя. Здесь один из самых низких уровней таких злоупотреблений. Обязательные и качественные прививки увеличивают шансы не заболеть или выжить при серьезных случаях инфицирования. Уровень вакцинации населения составляет 94%.
Высокое качество жизни в Израиле позволило минимизировать уровень смертности от сахарного диабета и рака, инфарктов и инсультов. Только 9% израильтян в возрастном диапазоне 30-70 лет умирают от этих заболеваний. По этим показателям Израиль опережает Францию и Соединенные Штаты Америки, Германию и Великобританию – там смертность выше.
Высокий уровень жизни в Израиле делает его привлекательным для тех, кто мечтает получить второе гражданство. И россияне в этом плане не исключение – некоторые из наших сограждан мечтают здесь жить и выезжают на Землю обетованную. И это притом, что страна входит в 20-ку самых дорогих для проживания.
Узнайте Ваши шансы получить гражданство Израиля!
Пройдите тест из 4-х простых вопросов, чтобы узнать результат
Пройти тест и получить ответ
Например, жизнь эмигрантов в Израиле, если они поселятся в Тель-Авиве, будет дороже, чем, если бы они жили в Москве или Париже. Поэтому репатрианты тщательно выбирают место для проживания, анализируя не столько географическое положение со всеми плюсами и минусами, сколько экономическую составляющую.
Продукты питания и жизнь на пенсии
Если рассматривать стоимость жизни в Израиле с точки зрения продуктов питания, то здесь на государственном уровне проводится политика регулирования ценообразования на основные продукты потребительской корзины. Остальные отданы на откуп рынку и зависят от многих факторов. Цены могут разниться на 100% — такова израильская реальность. Желающие сэкономить рискуют покупать еду в арабских кварталах – там она дешевле. А вот для курильщиков ответ на вопрос, какая жизнь в Израиле, однозначен –дорогущая! Цены на сигареты растут с каждым годом и не собираются останавливаться.
Например, одна пачка LS стоит $9-10,67.
Жизнь пенсионеров в Израиле в плане выплат складывается из двух частей – это накопительная часть и положенное пособие по старости, которое получают все по достижению определенного возраста. Первые выплаты зависят от стажа работы. В среднем израильские пенсионеры при 30-летнем стаже получают 1 641 $. Отдельно существуют доплаты и льготы. Важно – израильская пенсия переводится в любую страну мира по месту проживания пожилого человека.
Поспособствовать переезду в Израиль, получить гражданство и паспорт страны может РИКЦ – российско-израильский консультационный центр. Здесь помогут доказать принадлежность к иудеям, собрать и оформить нужный пакет документов, узнать все тонкости процедуры собеседования и подготовиться к ней должным образом. Все это делается без лишних проволочек и нервотрепки. Компания дает гарантию, что в 99% случаев все решится успешно и быстро.
Остались вопросы?
Закажите бесплатную консультацию или напишите их в комментариях
Заказать консультацию
Жизнь в Израиле для русских – Еврейское Агентство Репатриации
От общей численности населения Израиля 25% составляют русскоговорящие евреи, которые благополучно устроили свою жизнь в Израиле. Плюсы и минусы для русских будут рассмотрены в этой статье.
Получить бесплатную консультацию
Содержание:
Жизнь в Израиле
Практически во всех городах Израиля существуют русские общины, которые сформировались еще в прошлое столетие со времён первой волны репатриации из СССР.
Но для некоторых репатриантов смена обстановки в ощущениях бывает разительной по сравнению со страной исхода, и они предпочитают на первом этапе своей новой жизни селиться в «русских районах».
В каких городах живут русские в Израиле
Русские евреи живут во всех городах Израиля, но существуют и центры притяжения русскоязычных граждан страны, которые образуют так называемые «русские кварталы» и даже «русские города».
Естественно, первым городом, где началась жизнь русских в Израиле, стал Тель-Авив. На протяжении многих лет для репатриантов из СССР он был главной целью при иммиграции, и они делали всё, чтобы остаться в нём.
Русские репатрианты советских и нынешних времён в Тель-Авиве быстро ассимилируются и находят себя в обществе. Для них создаются все условия для жизни на высоком уровне, если они готовы учить иврит и вливаться в еврейское общество.
Русскую речь в городе можно услышать везде, но самым «русским» считается квартал рядом с Алленби
Бат-Ям небольшой курортный город, расположенный в пяти километрах от Тель-Авива, который выбрали для жизни более 35 тысяч русскоговорящих репатриантов. Для них большое количество вакансий, доступное жильё и близость Тель-Авива с прекрасной транспортной доступностью стали определяющими факторами в выборе Бат-Яма для своего места жительства.
Но самым русскоговорящим городом Израиля считается третий по количеству населения в стране город Хайфа. Его уже давно называют «русской столицей» Израиля. Более половины жителей этого средиземноморского курортного города говорят на привычном для них языке страны исхода.
В Хайфе расположен крупный порт, здесь развита торговля и туристический бизнес, существует множество производственных предприятий. Репатрианты быстро находят здесь работу, а подрастающее поколение без проблем учиться в школах или местном университете.
В этом городе невысокие цены на жилье, и многие репатрианты быстро переезжают в собственную недвижимость.
Ашдод, крупный промышленный и портовый город, расположенный в 25 километрах от Тель-Авива, стал вторым по численности русскоговорящим городом в Израиле. Здесь на нём можно пообщаться с 30% населения.
Город, хоть и расположен на побережье, так и не стал курортным местом. Благодаря этому здесь невысокие цены на жильё. Репатрианты выбирают его еще из-за большого количества рабочих мест и наличия многих образовательных учреждений для своих детей.
Как в Израиле относятся к русским евреям
С момента первой волны репатриантов прошло уже несколько десятилетий и сегодня в Израиле никто не сомневается в неоценимости вклада в жизнь государства русскими евреями.
Отзывы русских евреев об отношении остальной части общества в своём доминирующем большинстве положительные и характеризуют его как доброжелательное. Главным фактором благоприятного отношения к себе для репатриантов является ассимиляция! Нужно отдаться ей целиком – выучить иврит, принять обычаи и культуру и стать неотъемлемой частью своей страны и народа.
Учеба в Израиле для русских
Школьное образование, а также подготовительный год перед ним, в Израиле обязательно и бесплатно для всех граждан страны!
А вот всё высшее образование в стране предоставляется на платной основе. Стоимость обучения за год в бюджетном ВУЗе приближается к 3 000 долларов США. Для репатриантов существует социальная поддержка в виде субсидий для получения высшего образования, чтобы ускорить интеграцию молодёжи в общество.
Воспользоваться правом на субсидии могут:
- сами репатрианты, а также их дети, при условии их проживания в стране;
- вернувшиеся граждане Израиля, не достигшие совершеннолетия;
- граждане страны, которые родились за границей.
Субсидии на обучение репатриантов можно оформить в более чем 170 ВУЗах страны, но нужно проверять попадает ли выбранный факультет под социальную помощь государства. Документы можно подавать сразу в несколько учебных заведений.
Также нужно учитывать, что государство оказывает помощь в получении высшего образования тем, кто способен выполнять учебный план и показывать хорошие результаты в усвоении материала. Если студент будет неудовлетворительно учиться – субсидирование будет остановлено
В случае необходимости за все время обучения можно один раз воспользоваться академическим отпуском.
Сколько русских в Израиле
Русскими в Израиле называют всех, кто говорит на этом языке. Их численность составляет примерно 25% от всего населения Израиля по данным МВД страны. Сюда относятся все репатриированные граждане и их потомки. Фактически везде в государстве можно встретить русскоговорящих.
Но есть уже определённые прослойки среди них:
- внуки репатриантов первой волны, которых научили языку бабушки и дедушки. И они могут даже обидеться если их назвать русскими;
- русскоговорящая молодежь, которая репатриировалась в детстве и благополучно ассимилировалась в обществе. Сюда же относятся русские репатрианты более старшего возраста, которые стремились интегрироваться в общество и найти хорошую работу;
- русскоговорящие репатрианты, которые не выучили иврит, испытывают проблемы с интеграцией и общаются только с русскоязычными.
Рассчитайте стоимость и вероятность
получения гражданства Израиля!
Специалист по гражданству бесплатно даст комментарий на Ваши ответы и поможет определить Ваши реальные шансы на получение израильского паспорта.
Пройти тест и
узнать результат
Качество жизни в Израиле
Жизнь в Израиле для русских евреев была всегда привлекательной в силу стабильно высокого экономического и технологического уровня развития страны, а также качеством жизни для населения.
Граждане страны уверены в своём будущем и живут с осознанием того, что государство обеспечивает им социальные гарантии при их законопослушности и добросовестности.
Благодаря достойному уровню зарплаты в стране и высочайшему уровню медицины, которая бесплатна для граждан при условии их обязательного медицинского страхования, уровень продолжительности жизни в Израиле один из самых больших в мире.
Страна обладает развитой системой образования, благоприятнейшей экологической обстановкой во всех регионах и высокими социально-культурными основами.
Также, несмотря на свои небольшие территориальные площади Израиль является обладателем нескольких климатических зон. Благодаря этому граждане страны могут выбирать для себя наиболее комфортные погодные условия для проживания.
Государство ежегодно с момента образования развивает все необходимые для населения социальные сферы, коммерческие инфраструктуры и транспортное сообщение.
В Израиле каждый гражданин живёт с осознанием того, что он главная ценность для государства!
Социальное обеспечение
В Израиле выстроена обширная система помощи своим гражданам, которые в силу различных жизненных обстоятельств попали в трудное положение, а также незащищенным слоям своего населения. Социальная поддержка оказывается людям пенсионного возраста, детям, многодетным семьям, людям с особыми потребностями, сиротам, семьям, в которых произошла утрата кормильца, безработным и многим другим категориям граждан.
Огромная поддержка оказывается государством новым репатриантам – жизнь русских репатриантов в Израиле с момента прибытия в страну курирует служба социального обеспечения Министерства алии и интеграции
Для предоставления своевременной помощи своим гражданам создано специальное ведомство Битуах Лемуи, куда нужно обращаться за экономической помощью от государства в случае возникших материальных проблем и неспособностью в данный момент обеспечить своё существование.
Пенсия в Израиле
Израильские пенсионеры, которые отработали более 10 лет в организациях и предприятиях страны, получают достойное пенсионное обеспечение. Оно рассчитывается исходя из количества отработанных лет гражданином страны и соответственно налогами, уплаченными в соответствующий фонд. Исходя из этих данных высчитывается средняя заработная плата гражданина за весь срок его трудовой деятельности на благо Израиля и умножается на количество лет за весь период.
Для граждан пенсионного возраста, у которых нет выработки десятилетнего стажа на территории государства по закону положено пособие по старости. Это же пособие получают новые репатрианты, которые прибывают в страну при достижении пенсионного возраста
Израильское государство заботится о своём населении – граждане страны уверены, что в трудной ситуации они получат помощь от властей. Люди знают, что самой большой ценностью в стране являются именно они! Поэтому, жизнь в Израиле русским репатриантам преподнесёт большой моральный подарок в виде реальной заботы государства об их жизни.
Ульпан в Израиле
Без знания иврита репатриантам сложно интегрироваться в какую бы то ни было сферу израильского общества. Поэтому по всей территории Израиля …
НААЛЕ
История и цель программы
В 1992-1993 гг. израильское правительство основало программу НААЛЕ как ответ на желание родителей, живущих на …
Лечение в Израиле
Израиль – это туристический медицинский центр Леванта, который ежегодно посещают несколько миллионов людей. Израильские клиники вытеснили с …
русскоязычных израильтян идут на выборы
Фото: русскоязычная реклама в Иерусалиме с участием двух известных русскоязычных политиков. День выборов в Израиле, 17 марта 2015 г.
ИЗАБЕЛЛА ТАБАРОВСКАЯ
Русскоязычные израильтяне, составляющие 15 процентов населения Израиля, составляют крупнейшее еврейское меньшинство страны. Размер группы предполагает, что она должна быть важной политической силой — одно время русскоязычных израильтян даже называли творцами королей израильской политики. Но так ли это? Как израильтяне готовятся идти на выборы 9 апреля, стоит подумать, какое влияние еще могла оказывать эта группа.
За последние тридцать лет примерно 1 090 000 евреев переехали из Советского Союза и постсоветских государств в Израиль. Сегодня в стране проживает около 900 000 русскоязычных израильтян. Примерно треть этой группы — из России, одна треть — из Украины, а остальные охватывают географию бывшей советской империи от Средней Азии до Кавказа, Белоруссии, Молдавии и Прибалтики.
На этом разнообразие этой группы не заканчивается. Исследования того, как его члены идентифицируют себя среди социально-религиозных категорий Израиля, показывают, что 50–60 процентов русскоязычных израильтян считают себя «светскими», что роднит их с большей частью израильского общества. Еще 23–32% относят себя к одной из трех основных религиозных категорий, а 12–17% идентифицируют себя как атеисты.
Эти факторы играют роль в избирательных предпочтениях русскоязычных израильтян. Так же как и их уровень успешности и где они живут: в центре страны или на периферии. Однако одним из наиболее важных факторов является возраст иммиграции. Русскоязычные иммигранты, приехавшие в Израиль уже взрослыми в конце 1980-х — середине-конце 1990-х годов — «поколение 1.0» — с большей вероятностью проголосуют за коренных израильтян, в результате чего независимый политолог Юрий Тепер назвал в нашем недавнем разговоре «прививку социализмом».
Те, кто приехал подростками — поколение 1.5 — к настоящему времени в значительной степени хорошо интегрировались и с большей вероятностью будут голосовать за центристские партии (хотя, по мнению Тепера, по крайней мере в отношении экономики, поколение 1.5 по-прежнему имеет тенденцию быть справа от мейнстрим израильского общества). Те, кто приехал совсем маленькими или родились в Израиле — поколение 2.0 — мало чем отличаются от коренных израильтян. «Чем они моложе и состоятельнее, тем больше вероятность того, что они проголосуют за центристские партии», — сказал мне Тепер.
Одним из практических последствий разнообразия русскоязычных израильтян является то, что, несмотря на значительный электоральный потенциал, контролируя от шестнадцати до семнадцати мест (мандатов) в Кнессете из 120, они не голосуют в один голос. Это означает, что практически все политические партии, от левоцентристских до правоцентристских, пытаются привлечь русскоязычных израильтян, позиционируя себя как наиболее способные решить проблемы этой группы.
Вопрос на миллион долларов, однако, заключается в том, в чем именно заключаются эти опасения. Русскоязычные израильтяне даже между собой не договорятся, хотят ли они, чтобы их считали особым населением. Профессор Зеэв Ханин, социолог, специализирующийся на русскоязычных израильтянах, и преподаватель политических и еврейских исследований в университетах Ариэля и Бар-Илана, сказал мне на недавней встрече в Израиле, что 30–50 процентов этой группы считают, что они должны поддерживать Русскоязычные политики — одни из «своих». Однако до 70 процентов считают, что у русскоязычных есть те же интересы, что и у израильтян в целом, хотя и с особым акцентом, и эта цифра только увеличивается в последние пятнадцать лет.
Партия, которая традиционно претендует на защиту интересов русскоязычных израильтян, — правая партия Авигдора Либермана «Исраэль Бейтейну» («Наш дом Израиль»). В 2009 году партия получила ошеломляющие пятнадцать мест, что сделало ее третьей по величине партией в Кнессете. Но его влияние снижается. В 2015 году он получил только шесть мест. Согласно опросам, за несколько недель до выборов 2019 года она колебалась у 3,25-процентного избирательного порога, а иногда даже вовсе исчезала из списков.
В попытке усилить поддержку среди своего традиционного электората, по словам Тепера, партия дополняет свое жесткое послание в области национальной безопасности «политикой идентичности». Он выступает за повышение статуса русскоязычных израильтян и работает над повышением осведомленности о вкладе этой группы в создание Государства Израиль, в экономический успех страны за последние два десятилетия и, особенно, в наращивание всей израильской — важный высокотехнологичный сектор. Но это сообщение, похоже, не нашло отклика у русскоязычного сообщества и вряд ли найдет отклик в широком масштабе в будущем, сказал он.
Лахав Харьков, старший редактор Jerusalem Post и ведущий аналитик Кнессета и израильской политики, подтвердил эту точку зрения на нашей недавней встрече в Иерусалиме. «Кажется, что люди покинули «Исраэль Бейтейну», потому что многие из них на самом деле не чувствуют, что им нужно что-то особенное в качестве [говорящих по-русски]», — сказала она. «Большая русская алия была уже более двадцати пяти лет назад. Безусловно, люди, родившиеся в Израиле или приехавшие сюда маленькими детьми, очень хорошо интегрированы в общество».
Правоцентристский «Ликуд» — еще одна партия, которая традиционно привлекала русскоязычных. Главным лидером партии после премьер-министра Биньямина Нетаньяху является Юлий Эдельштейн, спикер Кнессета с 2013 года и бывший известный отказник. Двенадцатым номером в партийном списке является Зеев Элькин, иммигрант из Харькова, в настоящее время занимающий посты министра по делам Иерусалима и министра охраны окружающей среды. «Они — классический пример того, как много людей хотят видеть русскоязычных израильтян», — сказал профессор Ханин: интегрированных и мыслящих как коренные израильтяне.
На недавних выборах «Ликуд» получил в среднем три-четыре места из двадцати семи-тридцати благодаря поддержке русскоязычных израильтян. превращение «Ликуда» в правящую или оппозиционную партию, по мнению профессора Ханина. На предстоящих выборах новая центристская партия «Кахол-лаван» («Сине-белые») может привлечь часть голосов умеренных центристов, которые раньше доставались «Ликуду» или «Исраэль Бейтейну».
Поддержка маргинальных русскоязычных также оказалась важной для левоцентристской Лейбористской партии и сефардского ультраортодоксального Шаса. (Последняя получает в среднем одно место в Кнессете благодаря избирателям-иммигрантам из Центральной Азии и половину места благодаря избирателям-иммигрантам из Грузии.) Особенно для небольшой партии поддержка русскоговорящих может определить, пройдет ли она избирательный барьер или нет.
В той мере, в какой у русскоязычных израильтян есть собственные заботы, многие из них, по-видимому, пережитки первых лет эмиграции. Самая актуальная из этих проблем связана с пенсиями. Многие иммигранты, приехавшие в Израиль взрослыми, потеряли свои пенсии, заработанные в бывших советских государствах, но не могли работать достаточно долго, чтобы накопить или заработать пенсию в Израиле. Таким образом, реформирование израильской пенсионной системы является вопросом, касающимся этой группы.
Еще одна проблема, находящая отклик в этой группе, — это отказ от части контроля, который религиозный истеблишмент осуществляет над общественной и частной жизнью израильтян. Предлагаемые изменения здесь включают в себя введение гражданских браков и открытие магазинов и работу общественного транспорта по субботам, религиозным дням отдыха. Многие из этих проблем, которые более остро затронули русскоязычных иммигрантов, тем не менее также имеют решающее значение для коренных израильтян.
На фоне очевидно близких отношений между Нетаньяху и президентом России Владимиром Путиным — отношений, которые в значительной степени являются следствием присутствия России в Сирии и потребности израильских военных в устранении конфликтов в своих операциях с Москвой — различные российские официальные лица, включая Путина сам сделал публичные предложения русскоязычным израильтянам. Россия рассматривает их как « соотечественники », или соотечественники — общий термин, охватывающий всех, от владельцев российских паспортов до людей русского происхождения в любой точке мира. В последние годы Россия активно обхаживает «соотечественников» за границей в надежде превратить их в носителей пророссийской точки зрения.
Это поднимает вопрос о том, можно ли склонить русскоязычную общину Израиля играть роль влиятельных лиц России, особенно во время выборов. Профессор Ханин эту возможность начисто отвергает: «Если русскоязычные израильтяне не могут сформировать свое «лобби» в Израиле, то что уж говорить о пророссийском лобби?» Цифры также не подтверждают такой сценарий: по его словам, семь-восемь лет назад 10 процентов русскоязычных израильтян хотели, чтобы Израиль переместил свое основное стратегическое партнерство с Вашингтона на Москву. Сегодня это число составляет 5 процентов, или в пределах погрешности. Важным фактором сопротивления этой группы прокремлевскому посланию является еврейский опыт в Советском Союзе. Воспоминания о спонсируемом государством антисемитизме укоренились глубоко, что делает маловероятным то, что он попадет в открытые объятия Кремля.
В большом израильском плавильном котле русскоязычные израильтяне все чаще считают себя не русскоязычными иммигрантами, а просто израильтянами. «Израиль очень мультикультурен, — сказал Харьков, редактор Jerusalem Post . «Русский балет приезжает в Израиль, он раскупается, но русские израильтяне все равно являются частью общества в целом. У них все еще нет особых политических потребностей». Следующее поколение с еще меньшей вероятностью сохранит свою специфическую русскоязычную иммигрантскую идентичность. Сегодня потомки 170 000 советских эмигрантов, прибывших в Израиль в 1970-е неотличимы от остального населения Израиля с точки зрения политики.
Парадокс часто хваленой политической власти русскоязычных израильтян заключается в том, что, хотя эта группа сильна численно, она не считает себя отдельным блоком интересов и сегодня распределяет свои голоса по всему политическому ландшафту. Разнообразие результатов голосования русскоязычных израильтян бросает вызов общепринятому мнению, что они особенно правые. Со временем их электоральная власть как группы, скорее всего, будет продолжать ослабевать. Предстоящие выборы вполне могут быть показателем их растущего ощущения себя просто израильтянами, а не группой, связанной общим языком и исторической иммиграцией.
Стенограмма: Новая еврейская диаспора
Это Сара Файлла, и вы слушаете Eurasian Enigma.
Подумайте вот о чем: сегодня за пределами бывшего Советского Союза проживает в четыре-пять раз больше русскоязычных евреев, чем осталось в странах бывшего СССР. Девять из десяти евреев, проживающих в Германии, говорят по-русски, а 15 процентов населения Израиля родились в СССР.
С нами Цви Гительман, сопредседатель конференции Центра Дэвиса 2011 года о русскоязычной еврейской диаспоре и редактор тома, основанного на этой конференции, Новая еврейская диаспора: русскоязычные иммигранты в Израиле , США и Германии.
Цви, большое спасибо, что присоединились к нам сегодня.
С удовольствием.
Итак, мы услышали ошеломляющую статистику о масштабах еврейской эмиграции из бывшего Советского Союза. Когда евреи начали покидать СССР и почему они хотели уехать?
Значительная эмиграция начинается только в марте 1971 года, когда советское правительство решило разрешить очень ограниченную, тщательно контролируемую эмиграцию. Эмиграция вышла из-под контроля с советской точки зрения, и впоследствии она чрезвычайно возросла. Но это отправная точка. Причина, по которой они хотели уйти, представляет собой смесь различных мотивов. Даже один человек, как правило, не мог на самом деле ответить на этот вопрос, указав одну причину отъезда, хотя мы можем обобщить и сказать, что люди, уехавшие в первые четыре или пять лет, уехали в основном потому, что они были еврейски сознательны, будь то по религиозным или культурным причинам, и они чувствовали себя подавленными, заблокированными в Советском Союзе, где никакая еврейская культура или религия не могли процветать. Вот почему большинство из них отправились в Государство Израиль, которое они считали еврейской родиной и местом, где они могли свободно выражать свою еврейскую культуру или исповедовать свою еврейскую религию.
Все изменилось после Октябрьской войны 1973 года на Ближнем Востоке, когда Израиль столкнулся с серьезными экономическими трудностями, когда его положение в области безопасности было подорвано, и новая волна иммигрантов прибыла в основном из трех славянских республик — России, Белоруссии и Украина — массово эмигрировали. Но в основном они эмигрировали в Соединенные Штаты и другие западные страны. А затем к 1980-м годам из-за исчезновения разрядки и ухудшения западно-советских отношений Советы прекратили эмиграцию. Но в конце 1980-е годы, с перестройкой, появилась третья волна. Эти иммигранты бежали, их действительно больше выталкивало из Советского Союза, чем тянуло в какое-либо конкретное место; они боялись краха Советов и последующей анархии, которая не принесет пользы этническим меньшинствам, таким как евреи. Итак, у вас была массовая волна эмиграции, начавшаяся в 1989 году и закончившаяся примерно в начале 2000-х.
Какую роль антисемитизм сыграл в мотивации еврейской иммиграции в Россию, особенно для тех поколений, которые воспитывались при советской власти?
Антисемитизм — это простое объяснение эмиграции, и многие эмигрирующие сами объясняют это именно так. Несомненно, что многие из эмигрантов чувствовали себя дискриминируемыми, что жизненные шансы их детей сильно ограничены, и особенно поколение, принявшее советскую идеологию и советскую власть, т. е. люди, выросшие в 1920-е, 30-е годы, служили во время войны — глубоко разочаровались в послевоенной советской политике, в так называемых черных годах между 1948 и смерть Сталина в 1953 году. Когда все еврейские культурные учреждения были закрыты, лидеры общественной еврейской жизни были арестованы, многие из них были расстреляны, а многие евреи были уволены или не приняты на работу на культурные или государственные должности. Так что есть два-три поколения советских евреев: русскоязычных, сильно аккультурированных, сильно интегрированных в русскую культуру, которые чувствовали себя неинтегрированными в российское общество. Что к ним относятся как к людям второго сорта. Что ты не один из нас. То есть вы можете говорить по-русски, создавать русские культурные артефакты, но на самом деле вы не такой, как все мы. Вы граждане второго сорта — возможно, нелояльные, определенно ненадежные, и вам не будет предоставлено таких же жизненных шансов, как другим людям.
Так я бы интерпретировал советский антисемитизм после того, как правительственный антисемитизм уменьшился или, по крайней мере, стал контролироваться со смертью Сталина. Тем не менее это продолжалось в форме отказа евреям в доступе к элитным должностям, будь то в армии, полиции, правительстве или партии. Но это не был жестокий расовый или теологический антисемитизм. Это была просто социальная изоляция.
Вы заметили, что эмиграция была сформирована изменениями в политике в отправляющих и принимающих странах. Что привлекало Соединенные Штаты в еврейской эмиграции из Советского Союза?
Эмиграция любого из Советского Союза привлекала широкий круг американцев и различные типы американских правительств. Левые были рады этому, потому что это было выражение прав человека и реализация политики в области прав человека, которая была включена в международную повестку дня президентом Джимми Картером и сохранена в этой повестке дня его преемниками, будь то демократы или республиканцы. Правые были счастливы, потому что это была демонстрация того, что советская система была далека от совершенства, что было много недовольных советских граждан и что в том, что президент Рейган назвал «империей зла», есть что-то фундаментально ошибочное. Таким образом, призрак людей, покидающих Советский Союз и выступающих против Советского Союза, был очень приятным для широких слоев американского населения и различных американских правительств.
А как насчет Германии?
В Германии ситуация более сложная, потому что значительная эмиграция — еврейская эмиграция — в Германию началась только в конце 1990-х годов. Немецкое исчисление довольно очевидно. То есть, что полмиллиона немецких евреев, живших там до 1933 года, исчезли, половина из них эмигрировала до 1939 года, а другая половина была уничтожена нацистами. Еврейское население Германии сократилось примерно до 20 000 человек. Очень немногие из них родились в Германии или приехали из Германии. В основном это были послевоенные перемещенные лица, в основном венгры и поляки, оставшиеся в Германии после освобождения из лагерей для перемещенных лиц.
Теперь появилась возможность за счет советской еврейской эмиграции пополнить как бы еврейское население Германии. Итак, у вас было около 225 000 евреев из Советского Союза, уехавших в Германию очень сильной волной эмиграции. Но и этому пришел конец в конце 2005 года, когда правительство Германии изменило свою иммиграционную политику, сделав ее гораздо более ограничительной, так что после 2006 года наблюдается резкое снижение еврейской эмиграции в Германию.
А как принимали иммиграцию в Израиле?
Конечно, это было исполнением мечты сионистов. Сотни тысяч — фактически около 800 000 евреев и 350 000 нееврейских иммигрантов из Советского Союза. Это было большим подспорьем для израильской живой силы, будь то в военном или экономическом плане. Это было также очень высокообразованное население. Почти половина иммигрантов имели какое-либо высшее образование. И большая часть этого высшего образования была в технологических и научных областях. И это способствовало удивительному подъему Израиля как высокотехнологичной державы в XIX веке.80-х и 1990-х годов. Тем не менее, в Израиле были люди, которые возмущались тем, что они считали привилегиями, предоставленными этим новым иммигрантам. Привилегии, которыми не пользовались ни они, ни их родители, бабушки и дедушки, когда иммигрировали в конце 1950-х – начале 1960-х годов из Северной Африки, с Ближнего Востока, из Ирана. И напряжение было, без вопросов. Между этими нерелигиозными, ашкеназскими, еврейски невежественными советскими иммигрантами и, по крайней мере, некоторыми слоями израильского населения существовала напряженность. Я думаю, что напряжение со временем исчезло, и эмиграция из Советского Союза, русскоязычная эмиграция в Израиль, рассматривается всеми, я думаю, как безусловный успех.
Как вы только что намекнули, общины в странах, принявших русскоязычных евреев, довольно по-разному определяют еврейство. Не могли бы вы рассказать нам немного больше об этих различиях и о том, как они повлияли на иммиграционный опыт русскоязычных евреев?
Интересный вопрос. Это серьезный вопрос в Израиле, где есть логическое противоречие между израильским Законом о возвращении, принятым в 1950 году, в котором говорится, что любой, кто имел еврейского предка, восходящего на два поколения назад и, следовательно, подвергался преследованию нацистами как еврей, право на получение гражданства сразу по прибытии в Израиль. Это обратная сторона Нюрнбергских законов, принятых в 1935 в Германии, потому что у нацистов была проблема, так сказать, определить, кто является евреем, и, следовательно, кто подлежит преследованию и, в конечном счете, смерти. Итак, Израиль сказал, что любой, кто имеет достаточное еврейское происхождение, чтобы быть признанным нацистами евреем, приедет, может приехать в Израиль, который станет для них безопасным убежищем. Однако, следуя прецеденту Османской империи — и вы должны помнить, что Османская империя контролировала Ближний Восток и то, что стало Израилем, Иорданией, Сирией и так далее — османы предоставили право личного статуса. Определение этого права было отдано религиозным общинам. Так что христиане могли решать, кто христианин, мусульмане, кто мусульманин, а еврейский раввинат решал, кто еврей.
Так и сегодня. Так что в целях брака и развода, еврейской идентичности, это решение остается в руках ортодоксального раввината Израиля, единственного признанного раввината. И их определение следует еврейскому закону, halakhah , который определяет еврея как человека, рожденного от матери-еврейки. Так что это матрилинейное определение, или кто-то, кто обратился в иудаизм. «Обращенный в иудаизм» впоследствии интерпретировался как «обращенный ортодоксальным (не неправославным) раввинатом». Это означает, что советские евреи, считающие себя евреями, но имеющие, скажем, только отца-еврея или дедушку-еврея по отцовской линии, не считаются государством евреями. Они могут въезжать, они могут быть гражданами, но они не могут жениться или развестись в государстве, потому что нет гражданского брака и развода, и это следует еврейскому закону.
В Соединенных Штатах такое соображение даже не возникает. Нет центральной еврейской власти. Общепринятого определения того, кто такие евреи, не существует. И, насколько я знаю, никто не ставит под сомнение еврейство иммигрантов, как бы оно ни определялось.
Но по той же причине в Америке люди считают еврейство частью религии.
Правильно, и это совершенно чуждое понятие для советских эмигрантов. Потому что в Советском Союзе их определяли как евреев по национальности, национальность . Теперь «национальность» вводит в заблуждение — я действительно должен сказать «этническая принадлежность». Они были этнической категорией, как и русские, узбеки, украинцы, таджики, грузины и т. д.
Теперь они пришли в страну, где евреи решили определить себя как религиозную группу. Даже нерелигиозные евреи обычно считали себя людьми, имеющими какое-то отношение к еврейской религии, а не к какой-либо другой религии. Итак, существует конфликт, противоречие, скажем, между самовосприятием евреев, родившихся в России, и американских евреев. И очень медленно, я думаю, молодые поколения русскоязычных евреев адаптируются к американской модели. То есть религиозные практики и обычаи, хотя и лишенные какого-либо богословского содержания, усваиваются ими. Синагога – это место, где собираются евреи. Евреи встречаются там друг с другом. Да, есть еврейские общинные центры, но на самом деле изначально глубоко светское население сталкивается с еврейским населением, хотя бы номинально определяемым своей религией. Значит, есть какое-то напряжение.
Понятие диаспоры было частью еврейской мысли с древних времен. Как вы понимаете понятия «диаспора» и «родина» в этом глобализированном мире, в котором мы сейчас живем?
Раньше понятия диаспоры и родины были взаимоисключающими.
Leave a Reply