главное о реформе – DW – 09.06.2023
МиграцияЕвропа
Никита Жолквер
9 июня 2023 г.
Главы МВД стран Евросоюза приняли решение радикально изменить процедуру предоставления убежища и временной защиты в ЕС. DW объясняет, в чем суть одобренных мер, призванных резко сократить приток нелегальных мигрантов.
https://p.dw.com/p/4SOKf
В ЕС договорились о новых миграционных правилах Фото: Oliver Boehmer/Zoonar/picture allianceРеклама
Реформа, одобренная большинством голосов вечером в четверг, 8 июня, на конференции министров внутренних дел и юстиции стран — членов ЕС в Люксембурге, представляет собой достигнутый с большим трудом компромисс. Против проголосовали Польша и Венгрия, в принципе не желающие принимать у себя беженцев. Три страны воздержались. Австрия и Нидерланды требовали более жестких мер. Германия, наоборот, большего снисхождения и более гуманного отношения к семьям нелегальных мигрантов с детьми.
Лагеря для мигрантов на внешних границах Евросоюза
Одобренная реформа предусматривает отмену пока действующей нормы, согласно которой любой иностранец, так или иначе оказавшийся на территории ЕС, может рассчитывать на тщательную индивидуальную процедуру рассмотрения его ходатайства об убежище или временной защите.
Впредь предварительная централизованная процедура отбора будет проводиться уже на внешних границах ЕС: нелегалы из стран, граждане которых в настоящее время в среднем реже, чем в 20 процентах случаев, получают право остаться в ЕС, будут интернированы в специальные лагеря. Для них предусмотрена ускоренная процедура рассмотрения заявлений об убежище и оперативная депортация. Они не будут считаться въехавшими на территорию ЕС.
Такой же порядок предусмотрен для граждан государств, которые относятся к числу так называемых «безопасных». То есть таких, в которых с точки зрения ЕС соблюдаются права человека, конвенция о беженцах и действуют принципы правового государства. Таковыми будут, очевидно, считаться и такие страны, как Марокко, Тунис, Алжир, Турция, Босния и Герцеговина, Сербия, а также Молдова и Грузия.
«Транзит» в ЕС будет закрыт
Более того. Все прочие мигранты, прибывающие в ЕС транзитом через «безопасные» государства, будут вообще лишены возможности подавать ходатайство об убежище: их будут сразу, как не въехавших в ЕС, отправлять обратно в «безопасную» транзитную страну с тем, чтобы они обращадись за убежищем к ее властям.
Срок содержания в лагерях (без возможности выхода из них) для беженцев на внешних границах ЕС, постановили на встрече министров в Люксембурге, «не должен» превышать шесть месяцев: 12 недель на рассмотрение ходатайств и еще 12 недель на процедуру депортации.
Попытка Германии добиться исключения из этого правила для семей с несовершеннолетними детьми — не отправлять их в лагеря — успехом не увенчалась. Возобладала точка зрения, что контрабандисты не преминут воспользоваться таким исключением, чтобы отправлять в ЕС именно «семьи с малолетними детьми».
Немецкий пляж на Средиземном море
В прошлом году (не считая украинских беженцев) в странах ЕС запросили убежище около миллиона мигрантов из самых разных стран мира. При этом число соискателей убежища в Германии до сих пор из месяца в месяц примерно вдвое превышает их число во Франции, втрое — в Италии и Испании.
Сирийский беженец делает селфи с Ангелой Меркель (сентябрь, 2015 год) Фото: Sean Gallup/Getty Images
Вследствие гостеприимных жестов предыдущего канцлера Ангелы Меркель (Angela Merkel) в 2015 году многие в мире до сих пор считают Германию наиболее легкой целью для получения убежища. Да и бытовые и финансовые условия здесь и для ожидающих решения своей судьбы, и для уже получивших тот или иной статус пребывания, несравненно лучше, чем в большинстве других стран Евросоюза.
Причем, как отмечают в правительстве Германии, 80 процентов мигрантов, обратившихся к немецким властям, не были зарегистрированы в какой-либо другой стране ЕС, хотя прибыли они сюда явно со Средиземноморского побережья. Может быть, как-то пошутил канцлер Олаф Шольц (Olaf Scholz), на берегу этого моря существует отрезок немецкого пляжа, о котором пока никто не знает?
Принудительная солидарность
Впредь все прибывающие в ЕС нелегальные мигранты будут, во-первых, строго регистрироваться в случае пропуска через внешнюю границу ЕС, и, во-вторых, распределяться по странам в соответствии с численностью их населения. Значит, подсчитали в МВД ФРГ, на Германию будет приходиться 21,56 процента ищущих убежища в ЕС.
При въезде в Германию Фото: Mandoga Media/picture alliance
От необходимости принимать определенное число беженцев странам можно будет, правда, откупиться. Один непринятый нелегал будет стоить ее казне 22 тысячи евро. Это, однако, не означает, что каждый сверх нормы будет прибавкой в бюджет принимающего государства. «Штраф солидарности» может быть выплачен в виде взноса в укрепление пограничного режима или предоставление для этой цели своего персонала.
Кто не получит «пропуск» в Европу
По статистике, которую ведет и ежемесячно публикует Федеральное ведомство по делам миграции и беженцев (BAMF), в первую десятку стран, граждане которых чаще, чем в 20% случаев, получают защиту или убежище в ФРГ, входили в мае Эритрея (доля признаний 85,2%), Сирия (84,2%), Сомали (77,5%), Афганистан (73,8%), Иран (27,2%) и Ирак (23,6%). Но это страны, из которых идет основной поток беженцев в Европу. А что со всеми другими? У граждан каких еще государств есть шанс остаться, например, в Германии?
Пресс-служба BAMF не очень охотно поделилась с корреспондентом DW соответствующими данными, указав, что высокий процент признания беженцем — еще не показатель. В самом деле. Например, доля признания беженцами граждан Греции составила за первые пять месяцев текущего года 100%! Правда, к немецким властям в этот период обратился только один грек.
Страны же, хотя бы более 100 граждан которых попросили в мае убежище в Германии и с долей признания выше 20% — это Эфиопия, Гвинея, Судан, Йемен, Пакистан, Венесуэла, Китай и Таджикистан. Следовательно нелегальные мигранты из подавляющего большинства всех прочих порядка 180 стран мира фактически не будут иметь даже теоретической возможности получить статус беженца в Евросоюзе.
Смотрите также:
Убежище в Германии для россиян: кому дают, а кого высылают?
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
почему не стоит спешить с его оформлением — Минфин
По данным ООН, около 2,7 млн граждан Украины уже нашли убежище за границей. В Европе ожидают, что число наших соотечественников, бегущих от войны в страны Евросоюза, может достичь 6,5 млн. Пересекая границу с ЕС, украинцы могут воспользоваться безвизовым режимом, получить «временную защиту» или «статус беженца». Мы расскажем, что означает каждый из этих статусов и в чем их отличия.
Безвизовый режим: просто и привычно
С июня 2017 года между Украиной и ЕС действует безвизовый режим. Он дает украинцам право свободно перемещаться по территории Шенгенской зоны, включая 28 государств Евросоюза. Этим правом может воспользоваться каждый гражданин Украины при наличии биометрического загранпаспорта. На практике все немного сложнее. Пограничники могут попросить дополнительные документы. Например:
- доказательство платежеспособности. Это может быть наличная валюта (45−50 евро в сутки), выписка с банковского счета, дорожные чеки или кредитные карточки;
- документы, подтверждающие цель поездки;
- медицинская страховка;
- обратный билет;
- бронь на проживание в отеле.
Срок пребывания в странах Шенгена при этом ограничен. Работает правило 90/180. То есть въезжая в ЕС, граждане Украины могут находиться там не более 90 дней из 180. Свои коррективы в правила внесла пандемия коронавируса. Многие европейские страны требовали подтверждения вакцинации.
Читайте также: Цены на аренду в крупных городах Польши выросли на 20−25%
Как изменились правила во время войны
Война заставила европейцев откорректировать правила. Теперь, пропуская наших граждан, европейские пограничники стран-соседей Украины руководствуются специальными методическими рекомендациями Еврокомиссии.
Главная рекомендация — ослабить контроль. Полноценную проверку советуют проводить только, когда есть сомнения в идентификации личности или есть основания считать, что человек несет угрозу, например, террористическую. Чтобы избежать очередей, ЕК допускает возможность проверки личности не только на границе, но и в других безопасных местах.
Но в целом украинцы с биометрическими загранпаспортами могут въехать в ЕС без проблем. Сложнее тем, кто не смог взять биометрику с собой или же у кого нет ни ее, ни заграничного паспорта. Пограничникам рекомендуют выдавать таким гражданам декларацию о въезде в ЕС и/или временный проездной документ.
Для наших сограждан, прибывающих на границу, важно иметь хоть какой-то документ — внутренний паспорт, просроченный загранпаспорт или же свидетельство о рождении для детей. Тогда пограничникам будет легче установить личность.
Таможенное оформление вещей и домашних животных
Еврокомиссия рекомендовала упростить ввоз в ЕС личных вещей беженцев и домашних животных. Брюссельские чиновники уже проинформировали об этом ветеринарные органы соседних с Украиной государств.
В то же время пограничникам рекомендовали очень внимательно следить за тем, чтобы контрабандисты не воспользовались ситуацией и не попытались ввезти в ЕС опасные товары, например оружие или взрывчатку.
Сколько налички можно брать с собой
Украинцам снова запрещено вывозить за границу наличные валютные ценности, объем которых превышает эквивалент в 10 тысяч евро. Это правило действует с 13 марта.
Читайте также: Курс списания польского злотого с гривневых карт вырос на 6%: в чем причина
Чтобы перевезти за границу наличные в валюте эквивалентом более 10 тысяч евро, необходимо предоставить подтверждающие документы:
- справка о снятии наличных с собственных (личных) счетов;
- валютно-обменная квитанция;
- справка приобретения банковских металлов.
Временная защита стран ЕС: быстро, но не навсегда
В 2001 году после конфликта в бывшей Югославии Е С принял Директиву о временной защите (ДВЗ). Ее цель — по упрощенной процедуре предоставить быструю и эффективную помощь беженцам во время их массового притока.
С тех пор ДВЗ ни разу не использовалась. Но военное вторжение России в Украину превратило в беженцев миллионы украинцев. Поэтому 4 марта ЕС впервые активировал ДВЗ.
Что это меняет для нас?
Во-первых, это продлевает срок пребывания в ЕС. ДВЗ снимает ограничение 90/180, которое действует при безвизе. Получив временную защиту, на территории Шенгена можно будет находится минимум год, а если ситуация в Украине не улучшится, то срок пребывания дважды может быть продлен на полгода.
Далее Совет Е С может продлить защиту еще на год. Максимальный срок пребывания при временной защите — 3 года. Конечно, если все это время будет действовать Директива.
Во-вторых, временная защита дает беженцам определенные права. Это социальная и медицинская помощь, право на проживание и доступ к жилью, рынку труда. Люди могут не только работать в ЕС по найму, но и заниматься предпринимательской деятельностью, посещать курсы повышения квалификации и учиться новым профессиям. Дети, прибывшие без родителей, получат опекунов и смогут учиться в школе.
Читайте также: Где искать работу в Европе — список сайтов
Эти права привязаны не ко всему ЕС, а к конкретному государству. Для того, чтобы ими воспользоваться, нужно обратиться за разрешением на проживание в органы власти, занимающиеся вопросами временной защиты. В разных государствах это могут быть разные учреждения.
Там перемещенным украинцам должны выдать документ, объясняющий понятным им языком их статус и права.
После получение разрешения на проживание, путешествовать в другие страны Шенгена можно будет по привычным для безвиза правилам: не более 90 дней за каждый 180-дневный период.
Это набор минимальных стандартов. Если какое-то государство Евросоюза предоставляет большую поддержку, это только приветствуется.
На кого распространяется временная защита ЕС
Она распространяется на:
- граждан Украины, которые проживали в стране на момент вторжения российских войск — 24 февраля 2022 года — и были вынуждены покинуть свои дома;
- людей, имеющих политическое убежище в Украине.
- членов семей первых двух категорий: муж или жена, включая и незарегистрированные брачные отношения, несовершеннолетние дети, близкие родственники, проживавшие вместе и зависимые от человека из первых двух категорий.
- граждан третьих стран, имевших в Украине постоянный вид на жительство, которые не могут вернуться на родину, потому что это небезопасно.
На кого не распространяется временная защита ЕС
Временной защитой не могут воспользоваться граждане третьих стран, проживавшие в Украине без постоянного вида на жительство, в случае если их родина является безопасной страной. Прежде всего, иностранные студенты. В Еврокомиссии им обещают помочь в возвращении домой. Но государства ЕС могут и им предоставить временную защиту.
Совет ЕС рекомендовал предоставить временную защиту и людям, выехавшим из Украины незадолго до 24 февраля, спасаясь от возможной войны либо же если они были в отпуске или командировке в Евросоюзе. Но это тоже на усмотрение национальных властей.
Статус беженца: для тех, кто решил не возвращаться
Пересекая границу с ЕС, граждане Украины, которые спасаются от войны, могут подать прошение об убежище — получить статус беженца. Для этого нужно обратиться в пограничную службу.
Но это более долгая процедура, на которую может уйти полгода. Все это время придется находится в той стране, в которой было подано такое прошение, поскольку на время его рассмотрения украинский паспорт изымается. Плюс пока рассматривается прошение, заявитель не может трудоустроиться в ЕС.
В каждой из стран ЕС получение статуса беженца имеет свои особенности, но в целом, он имеет примерно стандартный набор открывающихся возможностей, как и явных недостатков.
Вот, к примеру, плюсы оформления статуса беженца в Польше:
- Статус беженца оформляется бесплатно.
- Жилье предоставляется бесплатно (спальное место в спортзале или любом большом помещении, оборудованном для переселенцев).
- Бесплатная еда и одежда.
- Бесплатные консультации у семейного врача (Lekarz internitsa. — Ред.) любого медицинского учреждения.
- Бесплатный проезд в течение 30 дней в поездах. Единственное требование — предъявление украинского паспорта.
- Бесплатная «Зеленая карта» для страхования машины в течение 30 дней.
- Получение социальной выплаты.
Минусы:
- 6 месяцев без возможности трудоустроиться.
- Забирают паспорт и дают временный документ, удостоверяющий статус беженца.
- Беженцы не могут открыть счет в банке и активировать симкарту.
Важно: если вы оформляете статус беженца в Польше, сделать аналогичную процедуру в другой стране повторно невозможно. Если вы планируете оформить статус беженца в Германии или Бельгии, пересекайте границу с визой или в режиме безвиза.
Кому подойдет статус беженца
По сути, статус беженца дает те же права, что и временная защита. Но если последняя дается автоматически, то статус беженца получить куда сложнее. Заниматься этим есть смысл лишь в том случае, если вы решили осесть в ЕС надолго и окончательно выбрали страну, в которой хотите жить.
Но нужно понимать, что это может на месяцы заблокировать вас в одной из стран Европы, в то время как получив защиту, перемещаться по Шенгену можно будет свободно. Ну и главное — временная защита не запрещает в дальнейшем подавать прошение об убежище. То есть сделать это можно будет в любой момент, если вы решите, что вам это точно нужно.
Если же вы планируете вернуться на родину на протяжении ближайших трех месяцев и на это время можете сами обеспечить себя жильем в Европе, то можно просто воспользоваться безвизом.
Андрей Жуматий
Процедуры предоставления убежища
Директива о процедурах предоставления убежища
Директива о процедурах предоставления убежища (переработанная) создает согласованную систему для обеспечения эффективного и справедливого принятия решений по заявлениям о предоставлении международной защиты путем:
Предложение Регламента о процедуре предоставления убежища
В июле 2016 года Комиссия представила предложение о новом Положении о процедуре предоставления убежища, направленное на установление действительно общей процедуры международной защиты, которая была бы справедливой и эффективной, при этом устраняя стимулы для вторичных перемещений между государствами-членами.
Поскольку сопредседатели не пришли к соглашению по предложенному тексту, Комиссия представила новое предложение с поправками вместе с Пактом о миграции и убежище в сентябре 2020 года. Новый текст подводит итоги прошлых переговоров и предлагает новые правила, обеспечивающие более гибкое, но в равной степени более эффективное использование пограничных процедур при одновременном устранении пробелов с возвращением.
Установление действительно единой процедуры международной защиты в ЕС означает:
- замену нынешних разрозненных процедурных механизмов в государствах-членах на более простую и понятную процедуру с короткими, но разумными сроками для присоединения заявителя к процедуре и для завершения рассмотрения заявлений как на административной, так и на апелляционной стадиях.
- процессуальные гарантии защиты прав заявителей, включая предоставление адекватной и своевременной информации, участие в личном собеседовании, бесплатную юридическую помощь, устный перевод и представительство.
- больше внимания уязвимым лицам с особыми процессуальными потребностями, например, несовершеннолетним без сопровождения.
- более строгие правила для предотвращения злоупотреблений в системе, наказания за явно неправомерные заявления и устранения стимулов для вторичных перемещений путем установления четких обязательств для заявителей сотрудничать с принимающими решения органами на протяжении всей процедуры и установления строгих последствий для несоблюдения.
- обязательный перечень оснований, по которым проведение экспертизы должно быть ускорено.
- Более четкие правила проверки приемлемости и применения концепций безопасной третьей страны и первой страны убежища
- согласованные правила определения безопасных стран. Комиссия предлагает постепенно двигаться к полной гармонизации в этой области и заменить национальные списки безопасных стран обозначениями на уровне ЕС.
Пограничные процедуры предоставления убежища и возвращения станут более гибкими и эффективными за счет:
- Объединение действующих правил о предоставлении убежища и возвращения в единый законодательный акт.
- Уточняется, что, хотя заявления о предоставлении убежища, поданные на внешних границах ЕС, должны рассматриваться, они не дают автоматического права на въезд в ЕС.
- Обеспечение того, чтобы ходатайства о предоставлении убежища, которые явно носят неправомерный характер или когда заявитель представляет угрозу безопасности или вряд ли нуждается в международной защите, должны оцениваться в пограничной процедуре предоставления убежища.
Связанные документы
- Директива о процедурах предоставления убежища (переработанная)
- Предложение о новом Положении о процедуре предоставления убежища
Решение проблемы беженцев | Политика предоставления убежища
Нидерланды работают с другими государствами-членами Европейского союза (ЕС) над решением проблемы беженцев.
Цель подхода
Коллективный подход ЕС должен ограничивать и управлять потоками беженцев в Европу. В то же время людям, спасающимся от войны и угнетения, должна быть обеспечена защита.
Видео: приюты для беженцев в Греции
Видео MP4
Видео | 21-12-2021 | 2:35 | mp4Аудио трек
Аудио | 21-12-2021 | мп3Файл субтитров
Заголовок | 21-12-2021 | срт
В 2015 и 2016 годах в Грецию прибыло огромное количество беженцев и мигрантов, в том числе много несовершеннолетних без сопровождения взрослых, в основном на греческие острова.
По данным Национального центра социальной солидарности, в августе 2021 года в Греции зарегистрировано почти 3000 несовершеннолетних беженцев без сопровождения взрослых.
Из них почти 700 несовершеннолетних беженцев-одиночек исключены из институциональных служб защиты детей без доступа к базовому уходу, социальному обеспечению или какой-либо информации об их правах.
Несмотря на то, что количество людей, прибывающих в Грецию нелегальным путем, значительно сократилось из года в год, создание целостных условий для приема и обеспечение эффективных процедур предоставления убежища и возвращения остается проблемой для греческого правительства.
Таким образом, с 2015 года Нидерланды помогают Греции в структурных улучшениях процесса приема.
Совместно с Грецией Нидерланды запустили трехлетнюю программу по улучшению приема и опеки над несовершеннолетними без сопровождения в Греции.
Министерство юстиции и безопасности выделило на эти цели 3-4 миллиона евро.
Стремясь обеспечить более безопасные и благоприятные условия для уязвимых несовершеннолетних беженцев без сопровождения взрослых, голландская неправительственная организация Movement On The Ground и ее греческий партнер неправительственная организация The HOME Project открыли три новых дома в Афинах.
Создан один дом для несовершеннолетних девочек без сопровождения взрослых и несовершеннолетних матерей в возрасте от 13 до 18 лет с детьми. Два других дома предназначены для мальчиков-подростков в возрасте от 13 до 18 лет.
Обе организации совместно предоставляют целостный набор услуг по защите детей, включая питание, медицинскую помощь, а также социальную, юридическую и психологическую поддержку, доступ к спорту, образованию и тренировкам, обеспечивающим благополучие и развитие детей.
Каждый ребенок получает юридическую поддержку в отношении процедур предоставления убежища в Греции, переезда в другую страну ЕС или воссоединения с членами семьи, находящимися в других государствах-членах.
Усилия по решению проблемы беженцев
Европейский Союз (ЕС) стремится решить проблему беженцев следующими способами:
Устранение коренных причин
Люди покидают свои страны из-за конфликтов или по экономическим причинам. ЕС стремится устранить коренные причины потоков беженцев, чтобы в Европу приезжало меньше людей. ЕС работает над достижением мира в ряде стран, включая Сирию и Ливию, а также над прекращением угнетения в таких странах, как Эритрея.
ЕС также стремится создать возможности для трудоустройства в странах, откуда прибыло большое количество экономических беженцев. Многие из этих проектов осуществляются НПО или международными организациями при финансовой поддержке ЕС и Нидерландов.
Прием в регионе происхождения
ЕС поддерживает прием беженцев в регионе происхождения, чтобы людям не приходилось совершать опасные путешествия и чтобы им было легче вернуться в свои страны, как только это станет безопасным. ЕС по-разному помогает странам, принимающим беженцев. Например, путем строительства приемных лагерей и предоставления детям образования и медицинского обслуживания.
Борьба с контрабандой людей
Контрабандисты приносят много страданий. Они часто вводят людей в заблуждение, заставляя их думать, что они могут легко получить убежище или работу в Европе. Они обманом заставляют их совершать опасные путешествия, в ходе которых многие мигранты гибнут в пустынях или на море.
Для эффективной борьбы с незаконным ввозом людей Нидерланды тесно сотрудничают с другими государствами-членами ЕС, а также с международными и европейскими организациями и агентствами, такими как Европол (правоохранительное агентство ЕС), Интерпол (международная организация уголовной полиции) и Frontex (Европейское агентство пограничной и береговой охраны). Эти органы поддерживают государства-члены, например, путем выявления сетей контрабанды и предоставления информации для проведения расследований. Работа со странами происхождения и транзита также очень важна. Например, ЕС помогает африканским странам в их усилиях по охране своих берегов и границ.
Укрепление внешних границ Шенгенской зоны
Большинство стран ЕС входят в Шенгенскую зону. Люди могут свободно путешествовать по Шенгенской зоне. Страны ЕС на внешних границах Шенгена намерены активизировать свои усилия по более тщательной охране этих границ, чтобы остановить неконтролируемый приток мигрантов. Frontex, европейское агентство пограничной и береговой охраны, помогает охранять внешние границы ЕС.
Прием и регистрация беженцев на внешних границах ЕС
ЕС помогает Греции и Италии в приеме и регистрации беженцев на внешних границах ЕС. Отпечатки пальцев беженцев берутся и хранятся в европейской базе данных. Регистрация такой подробной информации означает, что позже власти могут установить, когда и где беженец въехал в ЕС.
Убежище или возвращение
Все беженцы, въезжающие в ЕС, могут подать заявление о предоставлении убежища. Они должны сделать это в стране, в которой они въезжают в ЕС. Просители убежища, которым не требуется защита, должны вернуться в свою страну происхождения или в безопасную третью страну. ЕС уважает права человека беженцев, как при рассмотрении их заявлений, так и в отношении возвращения.
Усиленный прием в регионе
Правительство хочет ограничить приток беженцев, обеспечив больший прием в регионе. Он стремится сделать это, работая с другими государствами-членами ЕС и Агентством ООН по делам беженцев УВКБ ООН.
Правительство хочет поддерживать общественную поддержку приема настоящих беженцев. С этой целью он стремится ускорить возвращение экономических беженцев и просителей убежища из безопасных стран в страны их происхождения. Он также хочет, чтобы лица, ищущие убежища, которым разрешено остаться, быстрее интегрировались в голландское общество, например, за счет более раннего изучения голландского языка.
Leave a Reply