Как мы пытались стать евреями в России — и не смогли — Цимес
мнение
20 мая, 2021
Читать: 8 мин
По законам иудаизма евреем считается только тот, кто родился у мамы-еврейки или принял иудаизм. Чтобы стать евреем, не будучи им по рождению, нужно пройти гиюр — сначала отучиться на специальных курсах, а потом сдать экзамен. Нередко люди решаются перейти в другую веру ради семьи, но гораздо сложнее дела обстоят, если свои отношения с религией решает углубить только кто-то один в паре. Алина Фаркаш рассказала «Цимесу» о том, как шесть лет назад они с мужем пытались пройти гиюр в России и что им помешало это сделать
— Мы с мужем стоим перед Хоральной синагогой в Москве, сегодня у нас суд — бейт-дин, — который решит, давать ли мужу гиюр. Судьи опаздывают, муж волнуется, закрывает глаза и молится. Я злюсь. Беру его за руку:
— Скажи, что мне говорить на суде? Мне говорить правду или врать? Ты знаешь, что я могу говорить там так, что раввины будут плакать от силы моей праведности… Или я могу говорить правду, но тогда очевидно, что гиюр нам не дадут.
Муж колеблется какую-то долю секунды:
— Говори правду. Если Вс-вышний хочет, чтобы я получил гиюр, то правда Ему не помешает.
Я вздыхаю: я не разделяю его веры в это. В этом и проблема, что я — не разделяю.
Алина Фаркаш. Фото из личного архива
У мужа евреи все, кроме единственной имеющей значение бабушки. У меня — просто все. Он проходит гиюр, потому что он вырос евреем в еврейской семье. У него еврейская внешность, фамилия, могилы предков на еврейском кладбище и самоидентификация. Старинные серебряные бокалы для кидуша и случайно выжившая в войне фотография смертельно красивого прадедушки-кантора. По семейной легенде, пел он ещё лучше, чем выглядел. Можно сказать, что мой муж — еврей для всех, кроме самих евреев. Его это мучает, он хочет это исправить. Поэтому он соблюдает уже столько лет, поэтому мы тут.
Маленькая комната в синагоге, большой стол. Три раввина-судьи и один секретарь в большой шляпе. Толстая папка с нашим «делом» — там характеристики и рекомендательные письма от наших соблюдающих друзей и заметки секретаря.
Судьи автоматически обращаются ко мне. Я хмыкаю, мотаю головой и показываю на мужа — гиюр проходит он, не я.
Я понимаю, почему они так удивлены: в большинстве случаев гиюр проходят женщины — чтобы выйти замуж за своего еврейского парня. Или потому что их еврейский муж внезапно стал соблюдать и решил сделать их брак кошерным. Чтобы в паре с еврейкой гиюр проходил мужчина — такого практически не бывает.
Секретарь наклоняется к одному из судей и что-то шепчет на ухо, показывая на наше дело. Я примерно представляю, что там: у моего мужа нет проблем, все знают, насколько он искренен и насколько старательно соблюдает. Если бы он был один, он бы получил гиюр уже пару лет назад. Но у него есть я. А я — проблема. Так или иначе ему об этом говорят практически все: если бы он развёлся с неверующей женой, то его суд был бы простой формальностью.
Но он не разводится, и поэтому у него до сих пор нет гиюра. Несмотря на то что он уже много лет в общине. И несмотря на то что людей с такой историей, как у него, — все предки евреи, кроме бабушки, — обычно очень понимают и жалеют. Относятся к ним снисходительнее, чем к совсем нееврейским соискателям.
Так что его гиюру мешаю только я. Секретарь указывает на это судье, и тот снова обращается ко мне. Я напрягаюсь: если меня начнут спрашивать по технической части, то всё будет хорошо: я легко могу ответить на все практические вопросы, я отлично подготовлена. Но если меня спросят напрямую, то всё пропало. Раввин выбирает второй путь, заходит прямо с козырей.
— Вы согласны соблюдать все заповеди, которые Вс-вышний даровал еврейскому народу?
— Я согласна выполнять все заповеди, которые нужны моему мужу для его соблюдения. Шаббат, кашрут, чистота семейной жизни, — пытаюсь пройти по лезвию ножа я.
Но у меня не получается, раввин мгновенно считывает мой посыл:
— То есть вы это делаете для мужа? Сами бы вы их не исполняли?
— Для мужа. Нет, не исполняла бы.
Кажется, он не ожидал такого ответа и заинтригован:
— То есть вы не верите в то, что Вс-вышний повелевал нам исполнять сказанное?
— Нет.
Секретарь снова наклоняется и шепчет. Судья, будто сам не веря тому, что произносит такую возмутительную чушь, спрашивает:
— А вы вообще верите во Вс-вышнего?
— Нет.
Повисает тишина. Муж, ты сам попросил меня говорить правду! Все переглядываются — это явно нештатная ситуация. Наконец судья захлопывает нашу папку и говорит:
— Ну, очевидно, что сейчас нам говорить не о чем. Пожалуйста, запишитесь на следующий суд через месяц.
И тут чёрт меня дёргает за язык:
— Вы мне даёте месяц на то, чтобы поверить в Б-га?!
Все смотрят на мужа с жалостью: они-то меня впервые видят, а ему со мной жить.
Судья вздыхает:
— Запишитесь на конец лета, через два месяца.
В этот раз у меня хватает выдержки промолчать…
Мы не пришли на второй суд в Москве ни через месяц, ни через два месяца. Гиюр муж прошёл через год уже в Израиле, и там всё было совсем иначе. Точнее, начало разговора было ровно таким же, а вот продолжение — совсем иным. Я попыталась объяснить израильскому раввину, что я обещаю не мешать мужу, буду помогать ему соблюдать всё, что необходимо. Но делаю я это из любви к мужу, а не к Б-гу.
Он лишь отмахнулся: нам абсолютно всё равно, во что вы верите! Если вы не едите свинину и не кормите ею своих детей, то совершенно не важно, по каким причинам вы это делаете.
Может, вам ваш муж был дан как раз для того, чтобы привести вас к соблюдению, раз сама вы поверить не можете.
Что нам дал гиюр? Мужу — спокойствие. Мир с самим собой. Ощущение правильности. Мне — важное знание, что можно сказать правду и она не помешает.
Так что есть шанс, что Он действительно существует и что Он действительно хотел, чтобы мы через это прошли.
Автор: Алина Фаркаш
Читайте также:
- От Фрейда до скандальных порнозвёзд: Алина Фаркаш о том, что евреи сделали для секса
- Уроки, суд и признание: как я пришла в реформистскую общину в Москве и стала еврейкой
- «Бабушка Поля оказалась Песя-Баэль». 20 коротких историй про семейные тайны
как доказать свое право на гражданство Израиля
Репатриация в Израиль, получение гражданства и загранпаспорта даркона или лессе-пассе дают его обладателю ряд важных преимуществ, в частности, возможность безвизового въезда в 161 государство с дарконом и более 60 с лессе-пассе. Лучшая в мире медицина, качественное образование, проживание в стране с высоким уровнем жизни — все это доступно для людей еврейского происхождения либо прошедших гиюр, то есть ставших евреями по религиозным убеждениям.
Кто может стать репатриантом?
Проще всего стать гражданином Израиля, если доказать свою принадлежность к еврейской национальности. Конечно, если в свидетельствах о рождении мамы, бабушки, папы и дедушки, в их старых паспортах, военных билетах и других документах, где в советское время была графа «национальность», написано «еврей/еврейка», то процесс прохождения консульской проверки и доказательства происхождения еврейского предка пройдут значительно легче. Это прямые документы, указывающие на происхождение будущего репатрианта. И все же их недостаточно. Однозначно понадобятся и другие документы, не только подтверждающие национальность, но и позволяющие проследить родословную на глубину нескольких поколений. Это документы так называемого «второго уровня». Нередко консул отказывает заявителю или направляет его на повторное собеседование из-за неубедительности его доказательной базы. Поэтому для того чтобы доказать свои еврейские корни, понадобится время и настойчивость.
Семилетняя работа РИКЦ по сопровождению репатриации помогла тысячам семей получить второе, израильское гражданство. Поделюсь некоторыми нашими знаниями.
Что искать?
Веским доказательством еврейского происхождения будут метрики, копии личных дел бабушек и дедушек с мест учебы или работы в советское время, выписки из домовых книг с указанием прописки, документы о призыве в армию, наградные листы и даже документы об эвакуированных в годы войны или расстрелянных предках — то есть все подтверждения, где указана национальность. Следует иметь в виду, что в середине прошлого века люди часто скрывали и даже меняли в документах национальность. Так что если по свидетельству родственников домашним именем дедушки Алексея Михайловича было Лазарь Моисеевич, стоит подумать о том, чтобы проследить цепочку этой трансформации и, возможно, съездить на родину дедушки поискать архивные записи. А если бабушку звали Белла Самуиловна, но во всех документах она числится русской, то это тоже повод задуматься.
По Закону «О возвращении», регулирующему процесс репатриации, на нее могут рассчитывать евреи, их вдовы, дети и внуки, а также усыновленные дети и супруги перечисленных. С точки же зрения иудейской морали евреем считается всякий рожденный от матери-еврейки. Есть и другие правила. Например, правнуки евреев имеют право репатриироваться вместе с родителями в возрасте до 18 лет. Правда, они смогут получить только вид на жительство. Нопосле трех-четырех лет жизни в Израиле на постоянной основе вместе со своими родителямисмогут претендовать и на гражданство.
Поиск еврейских корней стоит начать с домашнего архива. Если базовых документов не сохранилось, даже дарственные подписи к старым фотографиям могут указать направление поиска. Пожелтевший снимок «Моисею на добрую память. Салехард. 1952 г.» или «Командир второй роты Захар Вениаминович. 1943 г.» вполне могут стать отправной точкой поиска. Следующий шаг — архивы различных уровней: загсы, синагоги по месту рождения или прописки предков. К сожалению, во время войны многие архивы были уничтожены. Здесь может помочь личная поездка в населенный пункт — место рождения предка. Даже если записей не сохранилось, надо поискать старые кладбища, где могли сохраниться захоронения его родителей, бабушек и прабабушек — не прямое, но все же доказательство, позволяющее двигаться дальше.
Еще один путь — запросы в специализированные архивы. Ими могут быть архивы спецслужб, Российский архив социально-политической истории в Москве, Центральный архив Министерства обороны в Подольске, а также такие сайты, как «Память народа» и «Подвиг народа», где хранится информация о награжденных военнослужащих. Успех может принести поиск личных дел, по месту работы или учебы предков. В большинстве анкет в советские времена была графа «национальность».
В случае если предок был усыновлен или удочерен, а таких случаев во время и после войны было немало, можно посмотреть документы об усыновлении. В этом случае ребенку давалась фамилия усыновителей, менялись имя и отчество, но в архивах должны остаться исходные документы.
Бывает и так, что документально доказать еврейское происхождение невозможно — любые свидетельства и документы утеряны безвозвратно. Выхода нет? Израильское законодательство дает право на возвращение в том числе и тем, кто прошел гиюр — ритуальный обряд принятия неевреем иудаизма, что делает его полноценным членом еврейской общины. Это достаточно сложный, но достойный путь.
Как пройти проверку?
После того как все документы собраны, потенциальный репатриант должен попасть на консульскую проверку. Для этого необходимо записаться на собеседование с консулом, собственноручно и корректно заполнить анкету и приложить сканы всех документов, подтверждающих еврейское происхождение. Консульская проверка — процесс небыстрый: собеседования с консулом можно ждать до года. На встрече должны присутствовать не только заявитель, но и все члены его семьи, которые планируют репатриироваться.
Сам процесс проверки — это собеседование, по результатам которого в случае положительного исхода консул принимает решение признать право человека на репатриацию. В консульстве должны убедиться, что вы не только честно и корректно собрали все документы и они подлинны, но и то, что ваше желание репатриироваться является искренним. На собеседовании консул раскладывает все документы и начинается индивидуальный процесс подтверждения происхождения. Стоит помнить, что консулы не принимают документы, подтверждающиееврейское происхождение по суду. Разумеется, не рассматриваются неправильно заполненные заявки. Есть масса других нюансов, влияющих на решение о признании человека евреем.
С большой степенью вероятности понадобится второе собеседование, на которое нужно будет принести дополнительные документы. Если процедура завершается успешно, то в паспорт ставится шестимесячная виза на репатриацию. И можно покупать авиабилеты в Израиль для финального оформления гражданства.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Стать евреем — Конгрегация Кенесет Исраэль
Обращение в КИ
Что значит быть евреем? Еврейская традиция учит нас, что быть евреем — значит связать свою судьбу с судьбой евреев повсюду. Это решение должно быть принято с намерением, медитацией и обязательством. Conversino to Judiasm — мощный, сложный и преобразующий акт.
Процесс обращения поможет вам изучить все, что влечет за собой иудаизм. В КИ процесс занимает около года.
Kl шагов к конверсии
Начало процесса конверсии не обязательно обязывает вас к конверсии.
1. Учеба
Под руководством раввина вы наметите курс обучения и личные цели.
2. Наставничество
Наставник, который будет помогать вам в достижении ваших целей, выбирается из членов синагоги.
3. Сообщество
Иудаизм – это традиция, которую нельзя практиковать в одиночку. Людям, готовящимся к обращению, предлагается присоединиться к нам в Кл на Шаббат, праздничные празднования, общественные занятия и волонтерские возможности, чтобы узнать, как можно применить теорию на практике.
4. Обращение
Кульминацией вашего обращения является появление перед бейт-дином (религиозным судом). плюс посещение миквы (ритуальное омовение). Затем прихожане публично приветствуют вас в сообществе. Есть надежда, что после вашего обращения вы решите стать членом конгрегации Кл.
Когда будете готовы
Чтобы задать вопросы или начать процесс, обратитесь к раввину Филу по номеру , связавшись с офисом.
Как стать евреем Вопросы и ответы
Если я пойду на курсы иудаизма, буду ли я обращен в другую веру?
Нет. Базовые занятия по иудаизму открыты для всех, кто хочет узнать больше об иудаизме, в том числе для лиц, рассматривающих возможность обращения, межконфессиональных пар и тех, кто родился евреем и хочет больше узнать о своем наследии. Хотя многие люди проходят этот курс как часть процесса обращения в иудаизм, нет никаких предположений или ожиданий, что вы обратитесь в результате своего участия в классе.
Почему некоторые люди думают об обращении в иудаизм?
Люди обращаются в иудаизм по многим причинам. Некоторые ищут религиозный смысл в своей жизни — с какой-либо связью с еврейским партнером или без нее — и просто обнаруживают, что иудаизм предлагает духовное и религиозное место, в котором им комфортно. Для других отношения или брак с евреем дают им первый шанс изучить иудаизм. И есть те, кто выбирает путь обращения, обнаружив, что в их семье есть история, в которой есть люди иудейской веры.
Как узнать, подходит ли мне иудаизм?
Лучше всего начать с участия и обучения. Попробуйте посетить службы или мероприятия в храме; если у вас есть еврейские друзья или члены еврейской семьи, попросите разделить с ними Шаббат и праздники. Изучая и изучая еврейскую практику и обычаи в своем собственном темпе, вы будете чувствовать себя в них все более комфортно.
Еще один способ познакомиться с еврейскими традициями и обычаями – записаться на вводные занятия в
Иудаизм, который Kl предлагает всему сообществу.
Если я решу, что хочу стать евреем, каков будет первый шаг?
Сначала запишитесь на прием к раввину, который обсудит процесс обращения, разработает для вас образовательный курс и проведет вас через каждый этап этого процесса. Раввин обсудит причины, по которым вы хотите обратиться.
Ожидается, что люди, рассматривающие возможность обращения в иудаизм, изучат еврейскую теологию, ритуалы, историю, культуру и обычаи и начнут внедрять еврейскую практику в свою жизнь.
Евреи ищут новообращенных?
Нет. Иудаизм — открытая религия, которая с готовностью поощряет и приветствует тех, кто обращается к ней за удовлетворением и руководством в решении жизненных проблем. В то же время иудаизм уважает религиозные убеждения других, а также убеждения тех, кто не выбирает никакой религии.
Если я стану евреем, примут ли меня в еврейской общине реформистов?
Да. Современные евреи-реформисты искренне приветствуют тех, кто решил обратиться в иудаизм, признавая, что наша еврейская община становится сильнее благодаря тем, кто активно стремится стать евреями. По мере того, как все больше и больше людей решают вступить в еврейскую общину, и по мере того, как публичное обсуждение такого выбора становится все более распространенным явлением, они обнаруживают, что их признание в еврейской общине растет. На самом деле реформистская еврейская община в целом гордится своими многочисленными лидерами конгрегации, а также рядом раввинов и канторов, имеющих
преобразован.
Если я перейду вместе с раввином-реформистом, будут ли все раввины считать меня евреем?
Если я стану евреем, придется ли мне отделяться от моего Не все. Раввины-реформисты, реконструкционисты и, при определенных обстоятельствах, консервативные раввины признают законность обращений, совершенных раввинами всех ветвей иудаизма. Однако большинство ортодоксальных раввинов не признают неправославных обращений. Ваш раввин может обсудить это с вами.
Если я стану евреем, должен ли я отделиться от своей семьи?
Нет. Обращение в новую религию не превращает вас во что-то совершенно новое и не требует разрыва семейных уз или воспоминаний. Однако некоторые новообращенные в иудаизм обнаруживают, что, особенно поначалу, их семья может быть задета или сбита с толку их выбором. Вы не одиноки. Раввин будет готов обсудить это с вами.
Если я решу не становиться евреем, но у меня есть партнер, который им является, могут ли наши дети воспитываться как евреи?
Да. Многие межконфессиональные пары воспитывают своих детей как евреев, и во многих таких семьях родитель-нееврей по-прежнему играет ключевую роль в обеспечении еврейского образования своих детей и создании благоприятной еврейской домашней среды. Чем больше вы узнаете об иудаизме, тем легче это будет для вас. Многие евреи видят в таких родителях драгоценный дар и благословение для еврейского народа.
Если я решу не становиться евреем, могу ли я по-прежнему молиться в синагоге со своей еврейской семьей?
Да. КИ тепло приветствует межконфессиональные семьи для участия в жизни синагоги различными способами.
В соответствии со стихом из Книги Исаии 56:7 — «Мой дом назовется домом молитвы для всех народов» — почти все еврейские богослужения открыты для публики, так что вы и ваша семья можете их посетить. Субботние службы проводятся в пятницу вечером, а иногда и в субботу утром.Позвоните в офис храма в течение недели, чтобы узнать конкретное время богослужений.0007
Наша Конгрегация
Кенесет Исраэль — это место силы и красоты, где молитва имеет смысл и участие, и люди протягивают друг другу руку во время празднования и печали. Дух энтузиазма жив в Kl. Теплая, гостеприимная и динамичная община, в которую входят женщины КИ и Братство, создает заботливое сообщество, в котором поощряется обмен мыслями и идеями.
Основанная в 1903 году, Кенесет Исраэль продолжает увековечивать и укреплять реформистский иудаизм. KI — это заботливая, поддерживающая и чуткая община, которая делает создание, взращивание и поддержку сообщества нашей центральной опорой.
Мы стремимся служить разнообразным потребностям одиноких людей и семей, евреев всех рас, доходов, культур и сексуальной ориентации, взрослых и детей с особыми потребностями и евреев по выбору, а также охватывать неаффилированные и межконфессиональные семьи. Если вы ищете энергичное сплоченное сообщество, уникальные возможности для изучения еврейского языка на протяжении всей жизни и участие в определении того, как члены храма 21-го века могут помочь изменить мир, мы приглашаем вас стать частью нашей семьи Кенесет Исраэль. .
Наш раввин
Раввин Фил Коэн
kilv.org
- Календарь
- Лидерство
- События
- Классы религиозной школы
- Праздники
- Курсы обучения взрослых
- Фото в изобилии
- Социальная акция
Еврейская традиция учит,
«Более любимы Богом, чем все дети Израилевы, стоявшие у горы Синай, те, кто выбирает
Иудаизм, которые приходят к Торе по собственной воле».
—Мидраш ТАНЧУМА
Кенесет Исраэль является членом как Союза реформистского иудаизма, так и Центральной конференции американских раввинов.
Что я хотел бы знать до обращения в иудаизм
Пусть мой взгляд задним числом будет вашим предвидением.
By Quiara Hazlewood
Мы / Getty Images
Почти все идет не так, как вы себе представляете, и обращение в иудаизм не исключение. Я нисколько об этом не жалею, но есть много вещей, которые я хотел бы знать до того, как совершу большой решительный шаг. (И дело не только в том, насколько хороша еда и насколько я нуждался в Шаббате в своей жизни.) Если вы думаете об обращении, пусть мой взгляд задним числом станет вашим предвидением. Вот лишь несколько вещей, которые я хотел бы знать.
Деньги
Об этом неудобно говорить, но в данном случае говорить о деньгах действительно нужно. Я чувствую, что одна из вещей, которая может шокировать некоторых людей, заключается в том, что переход в иудаизм может быть дорогостоящим предприятием. Есть книги, которые нужно покупать для списков чтения, гонорары для раввинов, платные курсы, приобретаемые еврейские атрибуты — это недешево. Некоторые течения иудаизма требуют, чтобы вы находились в нескольких минутах ходьбы от синагоги, прежде чем даже начать процесс.
Однако вам не нужно покупать/оплачивать все сразу. Я все еще находил это удивительным, поскольку я никогда не видел, чтобы стоимость конверсии была разбита где-либо заранее. Некоторые синагоги предлагают скользящую шкалу классов или гонораров, и вы всегда можете следить за выгодными предложениями на книги и иудаику, так что пусть вас это не пугает. Многие люди могут заставить его работать.
Домашнее задание
И еще домашнее задание. Миф, который я слышал раньше, заключался в том, что раввины трижды откажут вам, чтобы убедиться, что вы действительно заинтересованы (вероятно, мы можем обвинить в этом «Секс в большом городе»). Но по моему опыту, на самом деле они дают вам список для чтения и программу. Если вам интересно, вы найдёте время, чтобы потренироваться. Это еще одна причина, по которой преобразование занимает так много времени. Надеюсь, вы любите вопросы сочинения!
Бейт-дин
Я знал, что будет бейт-дин, но то, как он описан, ужасает: «Комиссия из трех раввинов будет судить, готовы ли вы стать евреем или нет» звучит действительно пугающе! Чего они не говорят вам, так это того, что ваш раввин не стал бы выставлять вас на бейт-дин, если бы не считал, что вы готовы к нему, и что люди, наблюдающие за этим, тянут вас к успеху.
Это был очень приятный час разговоров о том, какими были трудности и радости моего пути обращения. Был один неудобный вопрос, но я, должно быть, дал правильный ответ, потому что все они позволили мне присоединиться! В целом все было безболезненно. И я слышал о подобном опыте от других новообращенных. Это должно быть очень позитивным временем для вас, чтобы иметь возможность рассказать об иудаизме своими словами.
Миква
Я написал целую статью о микве и о том, как я боялся делать свою. Посмотрим правде в глаза, услышать, что вы собираетесь погрузиться в бассейн голышом, пока кто-то другой следит за тем, чтобы все ваши волосы ушли под воду, немного страшно. Но реальность была совсем другой. Да, кто-то проверял мой статус погружения, но это все же было очень личное, уважительное мероприятие, которое я даже нашел расслабляющим. Мое пребывание в микве было святым и невероятно значимым. Надеюсь, что и у вас будет.
Это может быть очень эмоционально
Вы можете быть удивлены, узнав, что обращение – это нечто большее, чем изучение законов, богословия и прочей Торы. Придется немного соскоблить ракушки с вашей души и осмотреть любой религиозный багаж, который вы носите с собой, и это может быть сложно совсем другим способом. Но ваш раввин пытается подготовить вас к мукам возможного траура, когда вам напоминают о религиозном мире, частью которого вы были и к которому, возможно, все еще питаете привязанность. Они пытаются подготовить вас к ощущению, что какое-то время вы будете рыбой в воде.
Все это может быть немного болезненно, но, в конечном счете, это лучший способ начать с нового мировоззрения: тщательно осмотреть багаж и понять, что стоит нести вперед и насколько больно будет оставить другие вещи позади.
Награда
Чего я не ожидал, так это того, насколько полезным будет мой опыт. Сегодня я ничего не люблю больше, чем быть евреем. Для меня большая честь быть частью традиции, которая охватывает тысячелетия, континенты и все сферы жизни. Я горжусь тем, что являюсь частью этого народа, и я ни о чем не жалею, хотя это некоторые вещи, о которых я действительно хотел бы знать заранее. Возможно, этот список поможет вам подготовиться к более скрытым аспектам, чтобы у вас не было никаких сожалений. Если вы решите заняться этим, я могу только пожелать вам всего наилучшего на вашем пути и пожелать добро пожаловать домой.
Киара Хэзлвуд (они/они) — писательница, блоггер и страдающая бессонницей твиттерщица.
Leave a Reply