Как стать евреем? Будни и традиции еврейского детства
Виртуальный тур по выставке
28 ноября в Еврейском музее и центре толерантности состоялось открытие выставки «Как стать евреем? Будни и традиции еврейского детства». Она рассказывает о ритуалах, играх и артефактах, из которых складывается детский мир в еврейской семье.
Любая национальная культура состоит из обрядов и церемоний, которые формируют самосознание, чувство причастности к своему народу и связь поколений. Еврейские традиции и обычаи передаются внутри семьи через увлекательные истории, действия, подарки и прочие запоминающиеся события. Многие периоды жизни ребенка имеют свои ритуальные формы: обрезание, выкуп первенца, первая стрижка, первый день учебы, совершеннолетие.
«Детская аудитория для музея, наверно, самая сложная. Мы руководствуемся принципом живого вовлечения в экспозиционное повествование, и нам важно, чтобы для ребёнка процесс познания проходил увлекательно. Каждый интерактивный стенд создан в соотвествии с темой: представлен как исторический контекст, так и современная практика иудаизма. Возможности музея позволяют создавать информационно насыщенное игровое пространство, чтобы даже самый юный посетитель смог через прямое взаимодействие с предметами, мультимедийными панелями приобрести новые знания» — подчеркнул Александр Борода, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности.
Как только ребенок немного подрастает, родители знакомят его с еврейскими праздниками. Дети активно участвуют в пасхальном седере — особенном семейном ужине в начале праздника Песах; крутят трещотки на Пурим; шествуют с флажками в синагогу на Симхат Тору — в этот день завершается годичный цикл чтения Торы; получают подарки и деньги на Хануку; девочки зажигают шаббатние свечи по субботам.
«Выставка не случайно открывается в первый день Хануки. Этот праздник — символ обновления, а само слово «Ханука» этимологически близко к понятию «хинух» — воспитание. Точно так же, как история праздника рассказывает нам о победе веры над язычеством и нонконформизма над приспособленчеством, современная Ханука становится символом борьбы за еврейское самосознание и идентичность детей. Их воспитание сегодня должно быть построено на дружбе, а обучение — не только на книгах, но и на реальном опыте», — отметил Борух Горин, председатель правления Еврейского музея и центра толерантности.
«Выставки, посвященные разным аспектам еврейских традиций — способ музея продемонстрировать посетителям, что незнакомая культура гостеприимна. Этот проект не только дает новые знания и показывает редкие артефакты; важная его задача — пригласить посетителя начать игру, стать участником совместного действия. Игра на стыке разных религий и мировоззрений даёт нам возможность самостоятельно исследовать мир чужих обычаев, обнаружить сходство и преемственность и, наконец, научиться взаимодействию и диалогу», — рассказала Кристина Краснянская, исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности.
Выставка интегрирована в основную экспозицию музея как игровое, увлекательное пространство, последовательно рассказывающее о различных аспектах взросления, воспитания и обучения: от рождения до бар- или бат-мицвы (еврейского совершеннолетия). Игры, учебники и традиционные атрибуты обрядов и ритуалов можно примерить или потрогать; они представлены наряду с первыми изданиями детских книг, иллюстрированных Эль Лисицким, Исааком Рыбаком, Меером Аксельродом. Вместе с ними выставка показывает исторические артефакты, происходящие из разных общин, начиная с XVII века и до наших дней.
«Подготовка выставки заняла два года — мы решили начать с самых азов — формирования еврейской идентичности, с детства. Выставка продлится четыре месяца — от Хануки до Пурима — это два самых веселых праздника в еврейской традиции, полные ритуалов, обрядов и развлечений для детей. Архитектура выставки также имитирует настольную игру, где участнику предлагают передвигаться по заранее очерченному игровому полю. Таким образом, выставка имеет четкий план внутри основной экспозиции и зрителю остается лишь следовать ему», — рассказала Лия Чечик, куратор выставки.
Предметы для выставки предоставили Музей истории евреев России, Центр «Петербургская иудаика», Музей религии в Санкт-Петербурге, а также частные коллекции.
Еврейский музей и центр толерантности придерживается принципов доступности для всех аудиторий посетителей. К выставке «Как стать евреем? Будни и традиции еврейского детства» музей также подготовил ряд программ. Например, для незрячих и слабовидящих посетителей создан тифлогид, записанный Александром Добровинским, и дополненный звуками детского смеха, шумом настольных и уличных игр. Для глухих и слабослышащих посетителей разработаны экскурсии совместно с сообществом глухих гидов «Жест в музее». А для людей с особенностями интеллектуального развития — мастер-классы и облегченные экскурсии.
Кураторы выставки: Лия Чечик, Мария Каспина, Арэль Гринберг.
Проект реализован при поддержке бизнесмена и основателя Благотворительного фонда «САФМАР» Михаила Гуцериева:
Инклюзивная программа музея реализуется при поддержке Банка ВТБ:
Как стать евреем?
Как стать евреем?
Как стать евреем?
Традиции |
Изображение:
pixabay
Весь ХХ век прошел под знаком массовой репатриации евреев сначала в Палестину в Эрец Исраэль, а потом в возрожденный Израиль. Для евреев путь на свою историческую родину всегда открыт. А что делать людям смешанных браков, чтобы в Израиле быть полноценными гражданам, или вообще представителям других наций, желающим получить израильское гражданство? Если обобщить данный вопрос, то можно спросить о том, как становятся евреем в настоящее время?
Ответ на данный вопрос и прост, и сложен одновременно. В израильском законодательстве существует закон, позволяющий людям других национальностей присоединяться к евреям. Им только следует пройти процедуру гиюра, то есть посвящения в иудеи. И уже тот человек, который прошел гиюр, может полноценно претендовать на израильское гражданство. Однако тот, кто думает, что гиюр сравним с обычной процедурой принятия присяги или написания некоего диктанта, сильно ошибается. Процесс этот для претендента на иудейство сложен и долог.
Прежде всего, следует разъяснить, что это такое в принципе. Гиюр – обряд принятия неевреем иудаизма. Резонно считается, что только переход в иудейскую веру сделает претендента на израильское гражданство нееврейского происхождения полноценным членом еврейского общества. В итоге получается, что по большей части религиозное таинство используется как инструмент общественной и национальной адаптации.
Однако собственно процедура этого обряда – всего лишь завершение процесса становления. А предшествует ей встреча с раввинским судом, который будет решать, достоин ли проситель вступления в иудейство или нет. При положительном решении кандидат может подать прошение на прохождение процедуры гиюра и пройти еще одно собеседование уже с уполномоченным раввином, который вправе даже провести своеобразный экзамен на знание Торы. Если кандидат будет признан достойным, его прошение примут.
Но и после этого вступление в иудаизм окажется пока лишь далекой мечтой. Для начала кандидату можно пройти бесплатные обучающие курсы для допущенных к гиюру. Обучение происходит один или два раза в неделю, длится от шести месяцев до года в зависимости от выбранного курса.
В процессе учебы кандидату потребуется найти сопровождающую религиозную еврейскую семью. Это процедура достаточно сложная, но без нее вся акция, условно названная «как стать евреем», потеряет смысл. Без практики в религиозной еврейской семье человека могут попросту не допустить к экзамену. Естественно, параллельно с учебой на курсах и прохождением практики в еврейской семье кандидат должен ходить на службы в синагогу. Это позволит лучше понять постулаты иудаизма, что в свою очередь положительным образом отразится на завершающем этапе, каковым является раввинский суд, который определяет степень готовности кандидата стать иудеем и чистоту его намерений. Он представлен тремя праведными раввинами, мнение каждого из которых является решающим. Весь экзамен проводится исключительно в устной форме, и никакие шпаргалки человеку не могут помочь в принципе. И причина тут одна: раввинов меньше всего волнует правильность знания дат или знаковых имен. Им важнее искренность желания претендентов на израильское гражданство приобщиться к еврейскому народу. Случается, что некоторые из них проходят раввинский суд по нескольку раз.
После того как экзамен будет успешно пройден, кандидату в иудеи предстоит пройти три обязательных процедуры, что фактически и составляет основную часть гиюра. Первый – чисто мужской. Он называется брит-мила, а попросту oбpeзание, и символизирует союз между Господом и евреями. Если по каким-то причинам данное действие провести невозможно, в частности, по медицинским показателям, гиюр не проводится и кандидатура претендента отвергается.
Следующий – твила, то есть омовение в микве. Оно символизирует процесс очищения, поэтому обязателен, как для мужчин, так и для женщин. Завершает процесс гиюра наречением кандидата новым еврейским именем. Примечательно, что имя у человека меняется в любом случае. Считается, что пройдя гиюр, человек, словно заново рождается, отчего и получает новое имя.
Фактически, после этого действо завершается, однако есть одно «но». Обряд гиюра считается действительным только в случае проведения его по ортодоксальным канонам. Во всех других случаях он объявляется сомнительным, и может в определенный момент быть признанным недействительным. Точно также гиюр может быть признан недействительным или поставленным под сомнение, если человек не будет в дальнейшем придерживаться соблюдения заповедей.
Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль.
Автор:
Анна Бок, для IsraLove
Ещё по теме: Гиюр, Как стать евреем |
BBC — Религии — Иудаизм: обращение в иудаизм
обращение в иудаизм
обращение в иудаизм нелегко. Он включает в себя множество изменений образа жизни и около года обучения.
Стать евреем — это не просто изменение религии: новообращенный не только принимает еврейскую веру, но и становится членом еврейского народа, принимает еврейскую культуру и историю.
Обращение и еврейский закон
Обращение в иудаизм – это процесс, регулируемый еврейским религиозным законом. За обращением следит религиозный суд, который должен убедиться, что новообращенный:
- искренне
- конвертируется по правильным причинам
- конвертирует по собственной воле
- хорошо знает еврейскую веру и практику
- будет вести соблюдающую еврейскую жизнь
Есть также два ритуальных требования:
- новообращенный мужчина должен пройти обрезание — если они уже обрезаны, в качестве символического обрезания берется одна капля крови
- новообращенный должен пройти омовение в еврейской ритуальной ванне, микве, с соответствующими молитвами
Иудаизм и обращение
Иудаизм не является миссионерской верой и поэтому не пытается активно обращать людей (во многих странах антиеврейские законы веками запрещали это).
Тео Хезер, новообращенный еврей, в день своей свадьбы.
Несмотря на это, современная еврейская община все чаще приветствует новообращенных.
Человек, обращающийся в иудаизм, становится евреем во всех смыслах этого слова и таким же евреем, как и тот, кто родился в иудаизме. Для этого есть хороший прецедент; Руфь, прапрабабушка царя Давида, была новообращенной.
Примечание: Не все евреи принимают все еврейские обращения. Чем более ортодоксальна община, тем меньше вероятность того, что она примет обращение, совершенное в более либеральном движении.
Ортодоксальные евреи обычно не признают действительность обращений, совершенных неортодоксальными учреждениями, потому что многие ортодоксальные еврейские общины не признают, что неортодоксальные раввины имеют действительный раввинский статус.
Сердце и Душа обратились к людям, которые выбрали трудный путь обращения в иудаизм. Среди опрошенных был Тео Хезер, бывший член Гитлерюгенда, который считает свое обращение актом искупления.
Чтобы увидеть этот контент, у вас должен быть включен Javascript и установлен Flash. Посетите BBC Webwise для получения полных инструкций
Зачем переходить?
Наиболее распространенные причины:
- потому что человек считает, что вера и культура еврейского народа ему подходят
- чтобы выйти замуж за еврея
- для воспитания детей еврейского происхождения
Но только первая из них должна быть принята как истинная причина для обращения — новообращенный должен иметь непреодолимое желание присоединиться к еврейскому народу и разделить его судьбу, и быть преданным любви к Богу и следовать Его желаниям, выраженным в Тора.
Нет никакой другой причины, которая может позволить человеку действительно вступить в завет между Богом и еврейским народом, и сделать это свободно, безоговорочно, навсегда и исключая все другие вероисповедания.
Как обратиться
Различные формы иудаизма имеют разные механизмы обращения, но это краткое описание охватывает основы для всех:
- обсудить возможность обращения с раввином
- изучение еврейских верований, истории, ритуалов и обычаев
- выучить иврит
- примите участие в жизни еврейской общины
- верить в Б-га и божественность Торы
- соглашаются соблюдать все 613 мицвот (заповедей) Торы
- согласен жить полностью еврейской жизнью
- обрезание (только для мужчин)
- погружение в микву или ритуальную ванну
- явиться в Бет Дин (религиозный суд) и получить его одобрение
Разговор с раввином
Обращение в иудаизм – это не то, что нужно делать легкомысленно. Раввин захочет убедиться, что человек действительно хочет обратиться и что он знает, что делает.
Некоторые раввины проверяли потенциальных новообращенных, трижды отвергая их, чтобы увидеть, насколько они искренни и решительны. Это необычно в наше время.
Если человек не знает ни одного раввина, с которым можно было бы обсудить обращение, он, вероятно, недостаточно близко знаком с иудаизмом и еврейской жизнью, чтобы думать об обращении. Им следует начать с общения с евреями и посещения некоторых синагогальных служб.
Раввин задает новообращенному много вопросов — не только для проверки их искренности, но и для того, чтобы помочь новообращенному сформировать четкое представление о том, что он хочет делать:
- Почему вы хотите конвертировать?
- Что вы знаете об иудаизме?
- Вы обращаетесь по собственной воле?
- Обсуждали ли вы обращение со своей семьей?
- Примете ли вы иудаизм как единственную религиозную веру и практику?
- Вступите ли вы в завет между Богом и еврейским народом?
- Будешь ли ты воспитывать своих детей евреями?
- Готовы ли вы учиться, чтобы обратиться?
- Вы будете жить как член еврейского народа?
Обучение
Потенциальные новообращенные изучают еврейские верования, ритуалы, историю, культуру (включая иврит) и обычаи.
Они делают это на курсах или путем индивидуальных занятий с раввином. В то же время они начнут ходить на службы, присоединяться к домашним практикам (с членами своей местной общины) и принимать участие в жизни синагоги.
Верх
Как обратиться в иудаизм
Процесс обращения проникает в сокровенный характер и духовное существо человека, требуя исследования себя и других, кульминацией которого может стать принятие новой идентичности.
Из-за потенциальных последствий как для психики новообращенного, так и для еврейского народа — особенно во времена, когда обращение в иудаизм было запрещено правящими властями — раввины всегда призывали кандидатов к обращению тщательно обдумывать свои собственные мотивы. Фактически Талмуд утверждает, что первый вопрос, который бейт дин — раввинский суд, выносящий решение об обращении, — должен задать потенциальному новообращенному, касается мотивации: «Почему ты хочешь стать прозелитом; Разве вы не знаете, что народ Израиля в настоящее время преследуется и притесняется, презирается, притесняется и одолевается скорбями?»
- Различия номиналов
- Обучение/Учеба
- Обрезание
- Бейт-Дин (раввинский суд)
- Миква (ритуальная баня)
- Еврейское имя
- После конвертации
Конфессиональные различия
Поскольку разные движения имеют такие разные взгляды на то, что представляет собой «хороший еврей», требования для обращения могут значительно различаться между ними. Традиционный бейт-дин, например, ожидает, что обращение будет полностью основано на желании стать евреем, тогда как либеральные движения допускают большую свободу в первоначальной мотивации кандидата. Многие либеральные раввины совершают обращение ради предстоящего брака, полагая, что знакомство с иудаизмом в контексте интимных отношений, вероятно, вдохновит такого обращенного в конечном итоге принять иудаизм ради самого себя. Даже процесс обращения является предметом разногласий между движениями. В то время как традиционные раввины ожидают, что кандидат пройдет все предписанные раввинами ритуалы, либеральные раввины могут использовать ритуалы более избирательно (хотя обрезание является почти универсальным требованием). Даже внутри определенных движений часто существуют различия между странами, поэтому, если вы планируете переехать в другую страну, вы можете убедиться, что ваше обращение соответствует стандартам еврейской общины этой страны. Также разумно обеспечить, чтобы раввин или учреждение, в котором вы учитесь, пользовались большим уважением и чтобы другие раввины и учреждения признавали их обращение.
Шаги к обращению
Обучение/учеба
Кандидатам на обращение настоятельно рекомендуется узнать как можно больше о еврейской религии и культуре, узнать о разнообразии еврейского опыта и поговорить с раввином в самом начале процесса. Многие люди начинают с записи на курсы «Введение в иудаизм» или «Иудаизм 101», которые часто предлагаются в синагогах, еврейских общинных центрах и других еврейских учреждениях. Чтобы получить помощь в поиске таких классов рядом с вашим домом, вы можете:
- Свяжитесь с местной еврейской федерацией или еврейским общинным центром.
- Просмотрите список предстоящих вводных курсов движения по иудаизму здесь,
- Ознакомьтесь со списком предстоящих занятий Консервативного движения здесь.
- Свяжитесь с местным православным собранием или раввином и узнайте, какой класс они рекомендуют для будущих новообращенных. Нажмите здесь, чтобы найти ближайшую к вам синагогу, входящую в Православный союз. Чтобы найти ближайшую к вам общину Хабад-Любавич, нажмите здесь.
- Если вы находитесь в Израиле, нажмите здесь для получения дополнительной информации о процессе конвертации в Израиле.
- Для получения информации о неправославных обращениях в Европе посетите сайт Всемирного союза прогрессивного иудаизма.
- Теперь также можно посещать онлайн-курсы и даже проходить весь процесс конверсии онлайн. Однако многие сообщества, особенно в Европе, не распознают онлайн-конверсии.
.
Если вам известны другие каталоги классов, не указанные здесь, оставьте информацию в комментариях или напишите по адресу [email protected].
Когда и кандидат, и раввин соглашаются, что время для обращения пришло и кандидат готов, начинается официальная процедура обращения.
Обрезание
Если кандидат мужчина, первым шагом в традиционном обращении является брит мила , или обрезание, или, если уже обрезано, хатафат дам брит [ритуальное извлечение капли крови ]. Раввины-реформисты и реконструкционисты могут предложить кандидату выбор в отношении хатафат дам брит, если он уже обрезан.
Бейт-дин (раввинский суд)
После того, как обрезание зажило, собирается бейт-дин. Этот суд из трех человек, как правило, состоящий как минимум из одного раввина и двух других соблюдающих иудеев, знающих законы обращения, имеет исключительное право решать вопрос о готовности новообращенного к обращению. Бейт-дин исследует искренность кандидата, оценивая его или ее знания, мотивацию и намерение жить как еврей. Для традиционных евреев новообращенный должен согласиться на каббалат оль ха-мицвот 9.0138 , принятие ига заповедей, то есть готовность принять действительность и часто посвятить себя исполнению еврейских заповедей. Либеральные раввины обычно требуют только обязательства выполнять избранные заповеди.
Миква (Ритуальное омовение)
После того, как бейт-дин убедится в искренности кандидата, кандидат обычно погружается в ритуальный бассейн или микву , если таковая имеется, или же в озеро или океан, или , в некоторых случаях бассейн [однако бассейн разрешен только некоторыми неправославными властями].
Вода в микве символизирует промежуточное состояние или лиминальность новообращенного, который переживает то, что равносильно духовному возрождению. Погружение, известное как tevillah, , символически очищает новообращенного от прошлых проступков и готовит новообращенного к другому будущему и другой судьбе. После погружения кандидат официально считается евреем и может на законных основаниях произносить благословение на погружение, которое включает слова «кто освятил нас заповедями».
Еврейское имя
Новорожденный еврей получает еврейское имя, но одного имени недостаточно, чтобы определить местонахождение человека в еврейской традиции. Когда евреи подписывают юридические документы или призываются к Торе, имена их родителей добавляются к их еврейским именам, чтобы определить их место в еврейском духовном пространстве. Новообращенный традиционно принимает Авраама и Сарру в качестве духовных родителей и в юридических ситуациях упоминается как « бен Авраам Авину », «сын нашего Отца, Авраам» или « летучая мышь Сара Имену », «дочь нашей Матери Сары».
ПРОЧТИТЕ: 10 вопросов об обращении в иудаизм, которые вы боялись задать
ПРОЧИТАЙТЕ: Итак, вы хотите обратиться в иудаизм… Даже для самых искренних новообращенных период после обращения может быть сложным, поскольку новые евреи по своему выбору восстанавливают отношения со своими родными семьями, развивают новые отношения с вновь обретенными еврейскими семьями и работают над преодолением эмоционального разрыва между чувствовать себя «обращенным» и быть евреем, который действительно чувствует себя частью 901:37 утра Исраэль , еврейский народ. С терпением, настойчивостью и осознанием того, что это процесс эволюции, а не революции, новообращенный приобретает ту комбинацию знаний, привычек и субкультуры, которая составляет непреходящую еврейскую идентичность. Ваш браузер не поддерживает элемент audio
.
Leave a Reply