РСМД :: Исландия и Европейский союз: рыба и банки
История вступления Исландии в Европейский союз оказалась короткой, и, в значительной степени, результат можно было предсказать заранее: через шесть лет после подачи заявки Исландия ее отозвала и прекратила переговоры о присоединении к ЕС.
История вступления Исландии в Европейский союз оказалась короткой, и, в значительной степени, результат можно было предсказать заранее: через шесть лет после подачи заявки Исландия ее отозвала и прекратила переговоры о присоединении к ЕС.
***
Исландия в отличие от большинства стран Европы никогда не стремилась к членству в Европейском союзе. Однако вследствие финансового кризиса, пришедшего из Соединенных Штатов в начале 2009 г., банковская система Исландии оказалась на грани краха, что привело к смене правительства. Поскольку на начальном этапе кризиса страна пострадала гораздо сильнее, чем государства еврозоны, активизировались разговоры о возможности вступления в ЕС, рассматриваемом как гарантия финансовой устойчивости в будущем. Пришедшее к власти левое правительство во главе с премьер-министром Й.Сигурдардоттир выступило за присоединение Исландии к Европейскому союзу. В середине июля 2009 г. исландский парламент с небольшим перевесом голосов проголосовал за подачу заявки на вступление в ЕС и уполномочил правительство страны начать процедуру присоединения. В конце июля 2009 г. Исландия подала официальную заявку на вступление в Европейский союз.
Для Европейского союза Исландия – один из наиболее желаемых и, на первый взгляд, беспроблемных кандидатов: страна с очень высоким уровнем жизни, старейшая демократия в Европе, тесно связанная с другими северными странами, входит в Европейское экономическое пространство (ЕЭП) и шенгенскую зону. Будучи участником этих проектов, Исландия уже инкорпорировала в свое национальное право 2/3 законодательных норм ЕС. Кроме того, эта страна – один из мировых лидеров по использованию гидроэнергетических и геотермальных ресурсов, поэтому ее опыт представляет значительный интерес для ЕС в рамках реализации программы «20-20-20» или энерго-климатического пакета (1, 2).
В пиковом 2009 г. падение ВВП страны составило 6,6%, инфляция достигла 16,3%, уровень безработицы приблизился к 10% трудоспособного населения, исландская крона была девальвирована почти на 50 %.
Однако, несмотря на длительное членство Исландии в ЕЭП и шенгенской зоне, различия в интересах не исчезли. Первым камнем преткновения стали квоты на вылов рыбы, определяемые Европейской комиссией. Защита биологического разнообразия моря находится в исключительной компетенции ЕС, и национальные государства не имеют здесь никаких полномочий. Однако рыбный промысел – одна из главных отраслей экономики Исландии, дающая около 40% экспортных доходов и 8% рабочих мест, поэтому страна не заинтересована во введении ограничений в данной сфере. Данную проблему обсуждали и в ЕС. По мнению бывшего члена Европейской Комиссии О. Рена, ответственного за расширение, «такие вопросы, как рыбный промысел и сельское хозяйство, весьма чувствительны для Исландии и для Евросоюза. Исландия соответствует более чем половине критериев, которые ЕС предъявляет стране-кандидату. Тем не менее переговоры могут оказаться довольно сложными». Разногласия по проблеме объемов вылова рыбы между ЕС и Исландией вылились в так называемые «макрелевые войны», когда Комиссия обвинила Исландию в чрезмерном вылове скумбрии в Северном море, который не учитывает возможность ее воспроизводства и интересы стран ЕС, также занимающихся этим промыслом. Исландия заявляла, что имеет богатый практический опыт в рыболовецком промысле и поддерживании необходимого природного баланса. Разногласия существуют также по вопросу доступа судов государств-членов ЕС в территориальные воды Исландии для ловли рыбы.
Во-вторых, Исландия, наряду с некоторыми другими странами, не присоединилась к запрету на охоту на китов, аргументируя это существующими национальными традициями. Европейский союз занимает в этом вопросе очень жесткую позицию и последовательно критикует все страны, в том числе и Исландию, которые занимаются китобойным промыслом.
В-третьих, существует нерешенная проблема выплаты компенсаций иностранным вкладчикам исландских банков. При крахе Ландбанка пострадали не только граждане Исландии, но и иностранцы, которые охотно вкладывали деньги в доходные исландские активы. Пострадавшие больше других, Великобритания и Нидерланды выступили в защиту своих подданных, компенсировав их потери, но пригрозили наложить вето на вступление Исландии в ЕС, если та не возместит их расходы. Два раза исландское правительство, руководимое социал-демократами, принимало решение о требуемых выплатах, и каждый раз исландцы выходили на улицы, протестуя против использования средств госбюджета Исландии на компенсации иностранным вкладчикам. Под давлением общественного мнения президент страны оба раза отказывался подписать соответствующий закон. Позже на стороне Исландии выступил Международный Суд.
В целом складывается впечатление, что Исландия не была заинтересована в поиске компромисса с ЕС по указанным проблемам, а напротив, четко отстаивала свои национальные интересы. В апреле 2013 г. правительство Исландии приостановило переговоры с ЕС, аргументируя этот шаг подготовкой к общенациональным выборам. К этому моменту были открыты переговоры по 27 из 35 глав, требующих согласования, по 11 главам они уже были успешно завершены. Однако по самым сложным вопросам, в том числе касающимся сельского хозяйства и рыболовства, а также свободного движения капитала, обсуждение даже не было начато.
С другой стороны, экономика Исландии последние четыре года постепенно преодолевала последствия кризиса. В пиковом 2009 г. падение ВВП страны составило 6,6%, инфляция достигла 16,3%, уровень безработицы приблизился к 10% трудоспособного населения, исландская крона была девальвирована почти на 50 %. В такой ситуации присоединение к еще стабильной зоне евро казалось привлекательным вариантом решения проблем. После принятия нестандартных мер по выходу из кризиса и помощи МВФ и стран Северной Европы экономика страны стала достаточно быстро выправляться. В 2011-2014 гг. в стране наблюдался стабильный экономический рост, составивший 2,7% в 2011 г. и 1,9% в 2014 г. Инфляция сократилась почти в три раза – до 6% в 2012 г. Уровень безработицы также удалось существенно снизить: последние два года он находится на отметке 5,5%, что значительно ниже, чем в большинстве стран ЕС. Прогнозы статистического агентства Евростат для Исландии на ближайшие годы весьма позитивны. ВНП на душу населения по ППС за время кризиса хотя и сократился в абсолютных цифрах, но относительно среднего по ЕС составляет те же 130%, что и в 2002 г. Экономические успехи Исландии выглядят особенно впечатляющими на фоне тяжелого кризиса в зоне евро, присоединение к которой было одной из целей при подаче заявки на вступление. Изменилась не только экономическая ситуация в Исландии и в зоне евро, изменились и настроения в исландском обществе. По данным Евробарометра, в 2013 г. членство Исландии в ЕС считали хорошей идеей 24% населения страны, плохой – 42%.
Изменилась не только экономическая ситуация в Исландии и в зоне евро, изменились и настроения в исландском обществе. По данным Евробарометра, в 2013 г. членство Исландии в ЕС считали хорошей идеей 24% населения страны, плохой – 42%.
Выборы, прошедшие в Исландии в апреле 2013 г., привели к созданию правоцентристского правительства, которое немедленно заявило о замораживании переговоров о вступлении в ЕС. В этом решении нашли отражение и существующие противоречия между Исландией и ЕС и опасения, связанные с внутренней трансформацией ЕС. Как заявил новый премьер-министр страны С. Гунлаугсон, «ситуация с тех пор, как Исландия запросила членство, очень сильно изменилась» (Euronews 23.05.2013). Правоцентристы решили сначала в целом оценить ситуацию в ЕС, а затем подумать о продолжении переговоров. Действительно, процессы трансформации ЕС в настоящее время идут весьма активно. Претенденты на вступление в ЕС не могут быть уверены, что завтра они войдут в такой же союз, каким он был вчера, когда велись переговоры. Государства-кандидаты в обязательном порядке должны выполнять требования Евросоюза, если они заинтересованы стать его полноправными членами.
Тем временем Евробарометр зафиксировал некоторое улучшение позиции граждан Исландии в отношении в ЕС. Опрос, проведенный весной 2014 г., показал, что членство Исландии в ЕС считали хорошей идеей 36% населения страны, плохой – 29%. Однако для возобновления переговоров таких результатов было явно недостаточно, особенно в контексте положительного исхода референдума о присоединении к ЕС, результаты которого, скорее всего, были бы отрицательными.
Учитывая вышеизложенное, объявление правительством Исландии об отзыве заявки на вступление в ЕС 12 марта 2015 г. не стало неожиданным. Решение правительства становится еще более объяснимым, если учесть, что возглавляющая правительство Прогрессивная партия Исландии опирается, в первую очередь, на фермеров и рыбаков, которые негативно относятся к введению принятых в ЕС правил функционирования данных отраслей хозяйства. В то же время Исландия настаивает на поддержании тесных отношений с ЕС в рамках ЕЭП и шенгенской зоны, которые обеспечивают беспошлинный ввоз исландских товаров в страны ЕС, в том числе и продукции рыболовства, и свободный приток туристов и рабочей силы на остров.
Очевидно, что в случае с Исландией интеграционный проект ЕС не имеет для нее особой привлекательности. Этим можно объяснить как слабую заинтересованность страны в поиске компромисса по спорным вопросам, так и итоговое решение отозвать заявку на вступление. Для ЕС, безусловно, решение Исландии – весьма болезненный укол. Однако нужно понимать, что исландский случай эксклюзивный для стран Европы, в котором совпали специфические экономические, социальные и политические интересы. Процесс европейской интеграции предусматривает возможность гибких подходов к участию в интеграционных процессах, в том числе для стран, не имеющих полноправного членства в ЕС. Таким образом, страны, которые обоюдно с ЕС заинтересованы во взаимном сотрудничестве, но имеющие интересы, плохо совместимые с практикой Евросоюза, могут найти приемлемый для обеих сторон формат сотрудничества.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Исландия больше не хочет в ЕС – DW – 14.
03.2015
Фото: HALLDOR KOLBEINS/AFP/Getty Images
Кристоф Хассельбах
14 марта 2015 г.
Исландия отозвала свою заявку на вступление в ЕC. Причины этого столь очевидны, что должны заставить европейцев задуматься, считает Кристоф Хассельбах.
https://p.dw.com/p/1Eqrw
Реклама
В 2008 году вода поднялась до самой кромки причала Рейкьявика. С началом мирового финансового кризиса раздутый банковский сектор рухнул буквально за одну ночь, грозя потянуть государство за собой на дно. Исландцев обуяла паника. Cтране, правда, выдали кредиты — в том числе и из Международного валютного фонда, — однако Исландия вдруг перестала наслаждаться «блестящей изоляцией», а напротив, почувствовала себя одинокой и покинутой. Проглотив гордость, исландцы постучались в двери большого Евросоюза. В последующие годы он как раз и помог сразу нескольким своим членам, погрязшим в долгах.
Сейчас Исландия отозвала свою заявку на вступление в ЕС. Правда, многие исландцы недовольны тем, что правительство не сочло нужным провести референдум по этому вопросу. Впрочем, их «нет» в целом ничего бы и не изменило. Прощание с ЕС ни для кого не является сюрпризом и назревало уже долгое время.
Преимуществам — «да», недостаткам — «нет»
Почему же в общественном мнении произошел такой поворот? Вопрос о будущем рыболовецкой отрасли здесь сыграл отнюдь не самую важную роль — ведь Исландии уже с самого начала было ясно, на что она подписывается. Несомненно, рыболовство имеет для страны ключевое значение, а при вступлении в Евросоюз острову предстояла бы интеграция в систему квот на вылов рыбы. Однако, с другой стороны, Исландия является членом Европейского экономического пространства и может беспошлинно экспортировать свою рыбную продукцию в ЕС. Кроме того, Исландия входит в Шенгенскую зону — отсутствие пограничного контроля существенно упрощает туризм, что также является важным источником доходов. Другими словами — даже не будучи в Евросоюзе, Исландия пользуется рядом преимуществ, которые дает межгосударственное объединение, стремясь при этом избежать его недостатков.
Богатые остаются снаружи
Над некоторыми недостатками ЕС у исландцев была возможность поразмышлять на протяжении нескольких лет. К примеру, они могли наблюдать за тем, как ЕС и в первую очередь страны-члены еврозоны выделяют громадные суммы на помощь другим членам союза, тонущим в долгах. В случае с Грецией это привело к тому, что экономическое положение в стране с начала оказания помощи почти не изменилось, а страна сворачивает реформы и к тому же ругает своих благодетелей. Никто не горит желанием вступать в такой клуб, если не обязан этого делать. Исландии, напротив, в значительной мере удалось преодолеть финансовый кризис самостоятельно — как, впрочем, и другим странам-членам ЕС. Островное государство опять довольно прочно стоит на ногах.
Кристоф ХассельбахФото: DW/M.Müller
Думает ли Норвегия о вступлении в ЕС? Нет. Швейцария? А зачем ей это? Размышляют ли Швеция, Дания и Великобритания о введении евро? В данный момент меньше, чем когда-либо. Все эти страны могли бы легко выполнить требования, однако не хотят этого. Их объединяет то, что все они зажиточны и конкурентоспособны.
Глубокий карман для ЕС
Из этого следует пугающее заключение: очевидно, ЕС остается привлекательным только для бедняков или несогласных с реформами. Те, кто могут это себе позволить, предпочитают либо полностью остаться снаружи, либо сохранить собственную валюту и таким образом не принимать участия во вливании денег в бездонную бочку. По крайней мере, такое мнение широко распространено.
ЕС встретил бы Исландию с распростертыми объятиями. Однако именно в этом многие исландцы и видят подвох — ведь страну в первую очередь приветствовали бы в качестве глубокого кармана для остальной части Европы. Кто же захочет добровольно дать себя использовать? Отзыв исландской заявки не должен остаться незамеченным и в Великобритании. Тамошние евроскептики утвердились во мнении, что их стране было бы лучше покинуть Евросоюз, при этом оставаясь в Европейской экономической зоне — по примеру Норвегии, Швейцарии и той же Исландии.
Ирландия: позитивный пример
Отказ Исландии должен стать громким звонком для ЕС. Южно-европейские страны со слабой конкурентоспособностью — а к ним, к сожалению, относится и такой тяжеловес как Италия, и, несмотря на свое географическое положение, Франция — должны поднапрячься. В противном случае в какой-то момент произойдет раскол между севером и югом. То, что солидарность должна иметь свои пределы, лучше всего видно на примере Ирландии. Подобно Исландии, Ирландия также пострадала от краха своих банков, чрезмерно обремененных долгами. Благодаря помощи ЕС и МВФ, а также после реализации программы жесткой экономии и проведения реформ, дела у Ирландии вновь обстоят хорошо — страна показывает самые высокие темпы роста в Евросоюзе. К слову, там обошлись без причитаний — люди просто делали то, что считали нужным. Быть может, будь таких примеров больше — и настроение в Исландии сегодня было бы другим.
Кристоф Хассельбах, обозреватель DW
03.2015: Греки ждут денег, а кредиторы реформ»>Геофактор 10.03.2015: Греки ждут денег, а кредиторы реформTo view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Пропустить раздел Топ-тема
1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DW
На главную страницу
Исландия
Статус членства
В марте 2015 года правительство Исландии потребовало, чтобы «Исландия не рассматривалась в качестве страны-кандидата на членство в ЕС». Совет принял это к сведению и предпринял дальнейшие практические корректировки своих рабочих процедур.
Предыстория
Исландия подала заявку на членство в ЕС в июле 2009 г. Комиссия вынесла положительное заключение в феврале 2010 г., а в июне 2010 г. Совет принял решение о начале переговоров о вступлении. После того, как в мае 2013 года к власти пришло новое правительство, Исландия приостановила переговоры о вступлении. На момент принятия этого решения было открыто 27 переговорных глав, из которых 11 временно закрыты. В марте 2015 года правительство Исландии потребовало, чтобы «Исландия не рассматривалась в качестве страны-кандидата на членство в ЕС».
Исландия тесно интегрирована с ЕС благодаря членству в Европейской экономической зоне (ЕЭЗ), Шенгенской зоне и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Он также подписал Дублинское постановление о политике предоставления убежища. Найдите доступные переводы предыдущей ссылки ••• и является партнером политики ЕС в отношении Северного измерения, направленной на содействие сотрудничеству в Северной Европе.
Через ЕЭЗ Исландия участвует в едином рынке и вносит финансовый вклад в социально-экономическое единство Европы. Сегодня в Исландии применяется значительная часть законов ЕС. Исландия также участвует, хотя и без права голоса, в числе Агентства и программы ЕС , охватывающие такие области, как предпринимательство, окружающая среда, образование и исследования.
Исландия имеет двустороннее соглашение о свободной торговле с ЕЭС с 1972 года. Две трети внешней торговли Исландии приходится на страны-члены ЕС.
Разделы переговоров
Открыты | Временно закрыты |
Социальная политика и занятость | Наука и исследования Образование и культура Свобода передвижения работников Закон об интеллектуальной собственности Закон о компаниях Предпринимательская и промышленная политика Трансъевропейские сети Судебная система и основные права Защита прав потребителей и здоровья Внешняя политика, политика безопасности и обороны Политика конкуренции |
Дополнительная информация об отношениях страны с ЕС. ..
График
03.12.2015
В марте 2015 года правительство Исландии потребовало, чтобы «Исландия не рассматривалась в качестве страны-кандидата на членство в ЕС».
06.01.2013
Исландия откладывает переговоры о присоединении.
18-12-2012
Конференция по присоединению — официально открыты шесть отделений, одно временно закрыто.
24-10-2012
Конференция по присоединению (уровень заместителей) — ранее открыты три отделения.
22-06-2012
Межправительственная конференция; открыты три главы.
30-03-2012
Межправительственная конференция; официально открыты четыре главы, две из которых временно закрыты.
12-12-2011
Межправительственная конференция: 5 глав открыты, 4 временно закрыты.
19-10-2011
Межправительственная конференция; 2 главы открыты и временно закрыты.
27-06-2011
Межправительственная конференция; 4 главы открыты, 2 временно закрыты
20-06-2011
«Скрининг» завершен; переговоры о присоединении продолжаются
15-11-2010
Начинается стадия «отбора» переговоров о вступлении.
27-07-2010
1-я межправительственная конференция по вступлению Исландии в ЕС.
17-06-2010
Совет решает начать переговоры с Исландией.
24-02-2010
Заключение Комиссии по заявке Исландии на членство в ЕС.
01.11.2010
Открытие делегации ЕС в Рейкьявике.
11.02.2009
Посол Исландии в ЕС назначен главным переговорщиком по переговорам о вступлении.
01-10-2009
Ответы Исландии на вопросник Комиссии.
27-07-2009
Совет запрашивает заключение Комиссии по заявке.
16-07-2009
Исландия подает заявку на вступление в ЕС.
01-01-1994
Исландия присоединяется к Европейской экономической зоне (ЕЭЗ).
01-01-1973
Соглашение о свободной торговле с Европейским Сообществом.
01-01-1970
Исландия присоединяется к Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).
Общественное мнение о ЕС в Исландии с 1980 г.
к
Рагнар Аудун Арнасон
Примечание. Опросы общественного мнения, упомянутые в этой статье, не являются исчерпывающими и в основном относятся к общенациональным опросам Gallup, которые часто проводились при поддержке других социологов.
Исландцы разделились по поводу ЕС в 1980-х и 1990-х годах
В конце 1980-х и большей части 1990-х опросы общественного мнения показали, что исландцы были весьма разделены по поводу того, должна ли страна стать членом Европейского Союза. Нация была разделена примерно на три части: те, кто против членства, те, кто за, и те, кто сомневается. Однако в конце 1990-х годов поддержка Европейского союза выросла и на рубеже веков составила 52%. Поддержка оставалась на уровне около 50% в течение первых двух лет нового века, но с тех пор снижается.
В это время основные аргументы в пользу приема, согласно опросам общественного мнения, касались бизнеса и экономики, в том числе того, что Исландии было бы выгодно, если бы она была частью валютного союза. Две основные причины, по которым исландцы выступали против вступления в ЕС, заключались в том, что это было бы невыгодно для рыбной промышленности и было бы делегированием суверенитета страны наднациональному органу.
Цифры взяты из Федерации исландской промышленности (Gallup). Схема является собственной работой автора.
В то время как значительный процент населения Исландии хотел подать заявку на членство в начале 21 ст века, большинство политических партий этого не сделали. Из пяти партий, представленных в исландском парламенте ( Alþingi ) после парламентских выборов 2003 и 2007 годов, только одна поддержала вступление в Европейский союз: Социал-демократический альянс ( Samfylkingin (SDA)). После выборов 2007 г. ПДД и Партия независимости ( Sjálfstæðisflokkurinn ) сформировал коалиционное правительство большинства. Несмотря на то, что проевропейская SDA теперь была членом коалиционного правительства, политическое соглашение, заключенное двумя партиями перед формированием нового правительства, не предусматривало, что Исландия будет стремиться вступить в ЕС. Однако в нем упоминалось, что позиция правительства в отношении ЕС будет основываться на отчете 2004 года, который сам по себе довольно неубедительный и который был составлен комитетом по европейским вопросам, созданным канцелярией премьер-министра. Короче говоря, не было явных признаков того, что правительство в то время отправится на путь к членству в ЕС.
Влияние членства в ЕС на рыбную промышленность Исландии повлияло на общественное мнение о вступлении в ЕС. Фото: Рыболовный флот, Кефлавик, Исландия, GRID-Arendal (CC BY-NC-SA 2.0).
Финансовый кризис в Исландии и его влияние на поддержку ЕС
Чуть более года спустя Исландия пострадала от серьезного финансового кризиса. Крупное экономическое и политическое событие, кризис повлек за собой дефолт всех трех крупнейших частных коммерческих банков страны после того, как они столкнулись с трудностями в рефинансировании своего краткосрочного долга, а также из-за наплыва депозитов в Нидерландах и Соединенном Королевстве. . По отношению к размеру экономики системный банковский крах Исландии был крупнейшим в истории экономики любой страны. Кризис привел к серьезной экономической депрессии с 2008 по 2010 год и значительным политическим волнениям.
Исландский парламент («Alþingi»), политический статус-кво которого резко изменился после финансового кризиса. Фото: Силас, Wikimedia Commons. Всеобщее достояние.
Люди и политики не синхронизированы?
В разгар финансового кризиса парламент из категорического неприятия идеи вступления Исландии в ЕС стал весьма позитивно относиться к этой идее. Однако общественность, похоже, реагировала совершенно по-другому: опросы общественного мнения в годы, предшествовавшие кризису, показывали, что большинство высказалось за подачу заявки на членство в ЕС, но во время краха эта тенденция резко изменилась. Весьма вероятно, что в этом хотя бы частично виновата история с Icesave. Дело Icesave было дипломатическим спором между Исландией, Великобританией и Нидерландами, который начался после того, как частный исландский банк Landsbanki был передан в управление 7 октября 2008 года. Поскольку Landsbanki был одним из трех системно значимых финансовых учреждений в Исландии, обанкротится в течение нескольких дней, Исландский гарантийный фонд вкладчиков и инвесторов ( Tryggingarsjóður ) не осталось средств для погашения гарантий вкладов иностранных вкладчиков Landsbanki, которые хранили сбережения в отделении Icesave банка. Доверие к двум государствам-членам ЕС, участвовавшим в споре, Великобритании и Нидерландам, впоследствии в Исландии в то время было очень низким, и это, по всей вероятности, повлияло на популярность ЕС.
Переговоры с ЕС в 2010-х годах
Оппозиция членству в ЕС достигла своего апогея в Исландии в 2010 году, когда 60% нации были против принятия Исландии. Переговоры с ЕС продолжались, несмотря на это сопротивление. Доверие к исландскому парламенту резко упало после финансового кризиса и до сих пор не восстановилось, что, вероятно, повлияло на поддержку ЕС населением в целом. С 2010 г. до следующих парламентских выборов 2013 г. оппозиция немного уменьшилась. На выборах 2013 года было сформировано новое правительство большинства из двух старейших партий Исландии — Прогрессивной партии и Партии независимости. Новое правительство большинства приостановило переговоры с ЕС, а в 2015 году правительство вообще остановило их.
Три министра иностранных дел (в то время) болтают — Оссур Скарфединссон (Исландия), Карл Бильдт (Швеция) и Эррки Туомиоя (Финляндия) в 2011 году на пресс-конференции Северного Совета. Фото: Магнус Фредерберг, norden. org (CC BY 2.5 DK)
ЕС больше не является горячей темой в Исландии?
Внезапное прекращение переговоров с ЕС вызвало большие споры и много обсуждалось в Исландии, особенно потому, что в парламенте не было обсуждения или дебатов; правительство приняло одностороннее решение положить им конец. Как решение полностью прекратить переговоры, так и приостановить их, могло быть причиной внезапного роста поддержки вступления Исландии в ЕС в 2014 и 2015 годах. Однако эта поддержка длилась недолго, поскольку поддержка вступления уменьшилась. после этого с 2015 по 2016 год, в то время как нерешительность росла. Внезапное падение поддержки принятия в 2016 году также могло быть вызвано референдумом о Brexit, который состоялся в том же году в июне. Неопределенность, которую Brexit привнес в дебаты в ЕС, в целом, кажется, также повлияла на исландцев, поскольку группа «неопределившихся» в то время росла.
После Брексита поддержка вступления Исландии в ЕС несколько возросла, и в целом за последнее десятилетие сопротивление членству в ЕС постепенно ослабевает. Группа «неуверенных» также росла в последние годы, и кажется, что нация вернулась к тому отношению, которое у нее было к приему в 1980-х и начале 1990-х годов, а именно, примерно треть поддерживает членство, треть против и треть неуверенный.
За последние несколько лет осела пыль в дискуссиях о ЕС в Исландии, и этот вопрос кажется менее насущным и важным, чем когда-то. Связано ли это с тем, что общественность чувствует, что вопрос сегодня не актуален, или с тем, что люди устали от темы, трудно сказать. Несмотря на то, что политики, выступающие за ЕС, снова пытались разжечь дискуссию, она так и не приблизилась к тому значению, которое было во время финансового кризиса.
Цифры взяты из Gallup, Исландия. Схема является собственной работой автора.
Дальнейшее чтение:
- Гуннар Хельги Кристинссон и Олафур Тх. Хардарсон (нынешние авторы), «Ежегодник политических данных для Исландии», Европейский журнал исследований политических данных, , 1992–2019 гг.
Leave a Reply