Юнкер заявил о подделке Грецией статистики ради вступления в еврозону — РБК
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другое
Рубрики
Курс евро на 1 июля
EUR ЦБ: 96,02
(+0,91)
Инвестиции, 16:27
Курс доллара на 1 июля
USD ЦБ: 88,38
(+1,35)
Инвестиции, 16:27
Чем заменить кино и сериалы ушедших западных компаний
РБК и Триколор, 18:17
Путин поручил упростить въезд для инвесторов и специалистов
Политика, 18:09
Суд продлил арест Беркович и Петрийчук
Политика, 18:07
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
Петр Ян отказался заменить экс-чемпиона UFC в бою с Марлоном Верой
Спорт, 18:06
Пригожин распустил медиахолдинг «Патриот»
Политика, 18:04
В аэропорту Кишинева открыли стрельбу
Политика, 17:56
Истории развития популярных пабликов
РБК и ВКонтакте, 17:46
Видите в ChatGPT конкурента?
Узнайте, как превратить нейросеть в помощника, в новом интенсиве РБК Pro
Купить интенсив
Карта за час: как банк трансформировал сервис доставки
Тренды, 17:44
Число отравившихся в петербургском ресторане выросло до 95
Общество, 17:42
Курс биткоина обвалился до $29,7 тыс. после новости об отклонении ETF
Крипто, 17:42
Правительство решило повысить оклады военных и силовиков
Политика, 17:29
Как делают белый шоколад и почему он дорогой
РБК и КФ «Победа», 17:29
Лучший бомбардир РПЛ задолжал более €800 тыс. испанской налоговой
Спорт, 17:28
Восьмилетняя девочка подала сигнал о помощи в эфире «Первого канала»
Общество, 17:26
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
В 2001 году Греция вступила в еврозону. Тогда независимые эксперты не проверили статистику, необходимую для включения в валютный союз, и Греции удалось ее фальсифицировать, рассказал глава Еврокомиссии
Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что Греция стала участником еврозоны, представив недостоверную статистику. Об этом он сообщил в интервью немецкому таблоиду Bild.
«Это правда, что Греция стала членом зоны евро в 2001 году после фальсификации статистических материалов. По сей день я виню себя в этом», — сказал он и пояснил, что тогда выступал против того, чтобы данные национальных статистических служб проверяли независимые эксперты.
Теперь же у ЕС есть собственное статистическое ведомство Eurostat, которое и занимается проверками, продолжил Юнкер. «Так что Европа учится на своих ошибках», — заявил он.
adv.rbc.ru
Юнкер добавил, что выход Греции из еврозоны имел бы негативные последствия для всех ее участников. По его словам, валютный союз должен быть «крепче брака», а новых членов перед включением нужно проверять более тщательно, чем это делали раньше.
adv.rbc.ru
Еврозона — валютный союз в рамках ЕС. Сейчас в нее входят 19 стран, официальной валютой которых является евро. Еврозона начала функционировать в январе 1999 года, когда евро ввели в безналичное обращение. Страны, вступающие в еврозону, передают Европейскому центральному банку полномочия в части денежно-кредитной политики.
В 2018-м Европейский стабилизационный механизм объявил, что программа макрофинансовой помощи Греции завершена и Афины выходят из-под внешнего управления иностранных кредиторов. В период с 2010 и 2018 год Греция получила €203,77 млрд кредитов, которые должна погасить в последующие 30 лет.
Средства передавались Греции на условиях жесткой экономии и проведения реформ. Речь идет об изменении трудового законодательства, сокращении пенсий и повышении налогов, а также экономической реформе.
Греческий кризис: ошибка в устройстве ЕС?
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Getty
Подпись к фото,
Премьер-министр Греции с призвал своих соотечественников отвергнуть «шантаж» международных кредиторов и проголосовать против их условий на воскресном референдуме
В пятницу в Афинах прошли митинги и демонстрации как в поддержку уступок международным кредиторам, так и против этого.
Европейские лидеры уже предупредили Афины, что голосование против условий кредиторов может привести к выходу страны из еврозоны. Однако даже если Греция сумеет договориться с кредиторами и сохранить свое место в еврозоне, нынешний кризис наглядно продемонстрировал, что в объединенной Европе не все ладно.
Одни видят в этом следствие ускоренного и необдуманного расширения ЕС на восток, другие считают, что нынешние проблемы — следствие давних ошибок при формировании Евросоюза, которые теперь надо исправлять радикальными методами…
Ведущий «Пятого этажа» Михаил Смотряев беседует с социологом Андреем Райчевым и профессором университета Кента Еленой Коростелевой.
Загрузить подкаст передачи «Пятый этаж» можно
здесь.
Михаил Смотряев: Андрей, мы давно собирались обсудить Грецию. Еще когда этот кризис не имел такого острого характера. А сейчас стоит вопрос, может ли Греция остаться даже не в ЕС, а в рамках некой европейской парадигмы. Конечно, Греция останется европейской страной в любом случае, но для ЕС как европейского символа это достаточно серьезный удар?
Андрей Райчев: Ситуация уникальная, но вполне предвидимая. Несколько лет назад мы беседовали о том, что уровень жизни европейцев гораздо выше реальности. Мы все время откладывали необходимые реформы, в результате образовался огромный долг — 300 млрд, которые Греция никогда не сможет вернуть. Поэтому грекам придется жить гораздо хуже и очень долго. Но жить хуже не хочет никто. Греция поставлена перед ужасным выбором: резкое снижение уровня жизни или катастрофа.
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
М.С.: К нам присоединилась Елена Коростелева. Разговор о кризисе вокруг Греции – что это нечто большее, чем просто вопрос выплаты долгов. Но вообще вся Европа многие годы живет не по средствам. В саму концепцию общества благосостояния заложен подводный камень, который грозит не только Греции – есть Испания, Португалия, есть сложности у Италии. Вы согласны с этим?
Елена Коростелева: Вопрос не столько в средствах, сколько в том, как они использовались – часто не по назначению.
М.С.: То есть у немцев такого произойти не могло, просто потому, что они исполнительны и обязательны?
Е.К.: Средства выделялись в объеме, предусмотренным законодательством и директивами. Но если государство не следует букве закона, возникают проблемы. Эти проблемы не могли бы возникнуть в Германии или Великобритании.
М.С.: Тогда мы возвращаемся к концепции двухуровневой или двухскоростной Европы, которую мы неоднократно обсуждали. У этой идеи больше сторонников, чем было 5-10 лет назад. ЕС, хотя и носит характер цивилизационный, но в первую очередь является экономическим союзом, так что включать туда с самого начала такие страны, как Германия и Греция, было не очень разумно. И следующий вопрос – надо ли было так поспешно расширяться на восток? Что теперь будут делать Болгария с Румынией?
А.Р.: Болгары и румыны тянут лямку и, хоть и тяжело, таких проблем не создают. Правда, и 300 млрд нам никто взаймы не дает. Ситуация усугубляется тем, что реальные люди, которые всю эту кашу заварили, сейчас не участвуют в разговоре, потому что все взяли на себя государства. С одной стороны, государства и межгосударственные структуры типа МВФ, а с другой — люди, которые, собственно, этих денег не брали. Как говорит Ципрас, я этих денег не брал, почему вы требуете с нас. А с другой стороны — немецкое государство говорит: вы взяли у немецкого народа деньги. Это неверно. Кредит провел банк. Так что здесь есть фундаментальная подмена. Есть болгарская шутка о том, что помощь в рамках ЕС – это деньги, которые в богатых странах собирают бедные люди и дают богатым людям в бедных странах. Так что речь идет о совершенно абсурдном финансовом порядке.
М. С.: Финансовый порядок – это часть более широкой европейской конструкции, которая родилась на этом континенте. Потом ее довели до совершенства за океаном, но это неотъемлемая часть системы, в рамках которой существует объединенная Европа. И это то благосостояние, которое привлекает в ЕС страны, которые в нее еще не вступили. Значит, система фундаментально неверна?
А.Р.: Наверное. Но что было на ее месте? Есть два варианта: древний – это война. Большая или маленькая, в зависимости от ситуации. Как за Кипр, например. Это типично для XIX – начала XX века. Во второй половине XX века это выглядело бы так: драхма начинает обесцениваться, обычные люди теряют все. В Болгарии это произошло в 1997 году. Потеряли все, осталась только недвижимость в ужасном состоянии, потому что лет пять в нее никто ничего не вкладывал. Для греков в этой ситуации есть очень важное и очень неприятное обстоятельство. Я слежу за левыми в Испании и Греции – это люди, которые считают, что элита разорила страну. Но в Греции все время винят иностранцев. А испанцы винят собственные элиты. И ситуация имеет глубоко неэкономический аспект. Европе ничего не стоит заплатить греческий долг. Они только что напечатали 500 млрд евро, можно напечатать тысячу. Но тогда все начнут вести себя как греки. Во-вторых, у власти в Европе – правые, которым приятно показать, как коммунисты не справляются и приводят страну к кризису. Это объясняет твердость занятой Европой позиции.
Е.К.: По поводу экономического монетарного союза и готовности Греции к вступлению в этот союз. С самого начала у этого союза были проблемы по поводу его работы, и многие немецкие ученые эти вопросы задавали. Экономически страны к такому союзу были готовы, но его монетарная сторона не была продумана. Она требовала большего сближения государств, чтобы можно было осуществлять не только общее регулирование, но и мониторинг, чтобы, если кто-то не справлялся со своими обязанностями, можно было предложить помощь, но и предпринять какие-то своевременные меры. Таких механизмов не существовало. Вопрос подготовки Греции тоже очень большой. Если взять требования, с которыми подходят к странам, вновь принимаемым в ЕС, то в самом ЕС на 100% их никто не выполняет. Они сейчас так высоки, что страны, вошедшие в ЕС в прошлом – 1973-й,1996-й, — с трудом могли бы их выполнить сегодня. Греция – одна из таких стран. Вхождение Греции в состав ЕС – политическое решение. Чтобы предотвратить возврат диктатуры и сохранить мир на континенте. Экономически Греция могла бы подтянуться, но в монетарном плане ситуация не была продумана. По поводу того, что ЕС легко мог бы выделить деньги Греции на поправку ситуации – да, возможно, это не такая большая сумма. Но откуда ее взять и на каких условиях? Вопрос также в законности выделения этих денег. Если Греция отказывается от условий и проведения реформ? Почему одни страны затягивают пояса, проводят реформы, чтобы встать на ноги, а другие не должны подчиняться тем же правилам? Деньги в банках берутся не из воздуха, а из кармана налогоплательщика.
М.С.: Если связи Греции с ЕС ослабнут тем или иным образом (крах валюты, выход из еврозоны или ЕС, хотя механизмов такого выхода пока нет), даже если греки на референдуме согласятся взаимодействовать с кредиторами, если правительство Ципраса уйдет в отставку, начнутся новые переговоры, реструктуризация долга, все равно ЕС в качестве монолитной структуры больше не будет восприниматься за пределами ЕС. Что дальше? Этот вопрос посещает не только греков, но и относительно благополучную Британию, которая до 2017 года собирается провести референдум о членстве в ЕС, хотя и по другому поводу. И в Австрии некая дама со второй попытки собрала необходимое число подписей для проведения референдума на ту же тему. Возможно, это ничем не кончится, но эти настроения в Европе растут. Европейское единство под угрозой?
А.Р.: Тема денег – важная и трудная, но все же лишь одна из тем. ЕС – не нация. Нация – это общее прошлое, а ЕС – общее будущее. Евросоюз не может заменить нацию, как брак не может заменить отношения с родителями. Но если отец моей жены разорился, и я выкидываю ее из дома – это был не брак, это иллюзия. Чтобы был настоящий брак, надо трудности переживать вместе. Сегодня европейцы не ценят ЕС, его сторонников – 50%. Правда, и противников не больше 50%. Мы забыли, что ЕС – огромное достижение. Предвидеть, что произойдет, если Греция выйдет – невозможно, да и не нужно. Дом упал. Катастрофа налицо. Не думаю, что греки на это решатся.
М.С.: Тогда у ЕС опять появится большая головная боль, но уже технического свойства – как решать все эти вопросы.
Е.К.: Мы слишком драматизируем сегодняшнюю ситуацию. Суть ЕС заключается в уважении и исполнении законов. Это фундамент, основание. Поэтому здесь ЕС необходимо проявлять решительность, особенно в плане того, что происходит в Греции. Вопрос, на который будут отвечать на референдуме, сформулирован парадоксально – простому смертному его понять невозможно. Потом, та агитация, которую проводят ведущие политики – нельзя так агитировать. Люди должны принимать решения осознанно, а не под давлением политиков, которые сегодня у власти.
М.С.: А можно людям доверять принимать такие решения? Даже если это не кризисная ситуация?
Е.К.: Мы как-то беседовали на тему, насколько эффективны референдумы. Сам по себе это очень неэффективный механизм. Но, поскольку вопрос стоит о будущем, то следовало бы провести образовательную кампанию, что получится, если люди скажут «нет», и какие будут последствия, если «да». Сегодня правительство Ципраса манипулирует населением, которое поставлено в очень тяжелую ситуацию. Выбора в этом референдуме нет. И по поводу ЕС. Это не просто коллекция 28 государств. Их многое объединяет, и должно произойти многое, чтобы этот союз распался. Хотя греческий кризис – очень тяжелое испытание для ЕС.
М.С.: Как вы думаете, теперь желание стран типа Украины войти в ЕС, даже если с Грецией обойдутся сурово, не уменьшится?
А. Р.: Точно не уменьшится. Конечно, у ЕС есть положительный опыт, и Европа не кончится. Проблема в том, что разговор ведется очень неискренне. Второй раз. Первый раз – крымский вопрос. Европейцы думали разное – прибалты и поляки одно, южная Европа – другое, западная Европа – третье. И все в чем-то правы. В этой ситуации самое неприятное – одни пытаются выдать свое мнение за общее, навязать свое другим. На греческой точке зрения стоят сотни миллионов. Хотя большинство, конечно, считают, что греки должны заплатить, и я в том числе. Но другая точка зрения имеет право на существование. Эти деньги пошли на покупку ваших товаров, и вы в какой-то степени виноваты в создавшейся ситуации. Наши преступники эти деньги потратили, но вы их им давали. Этого вообще не слышно. Слышно только – вы маленькие и должны нас слушаться, а иначе пошли к черту. Это очень плохо. В основном из-за противоречий между правыми и левыми. Европой управляют очень правые, а в Греции к власти пришли очень левые.
М. С.: Есть еще надежда, что правые с левыми смогут как-то договориться, если осознают масштаб происходящего. Греция – только первый звоночек.
С какой стати Греция в ЕС? – ПОЛИТИЧЕСКИЙ
Европа – греческое слово. После того, как Греция подала заявку на вступление в Европейское сообщество в 1975 году, Константинос Караманлис, премьер-министр страны, часто подчеркивал этот момент перед своими европейскими коллегами.
Подтекст был ясен: Греция, источник европейской цивилизации, естественно принадлежала к европейскому клубу. Как позже выразился Караманлис, «греческий дух внес в европейскую культуру идею Свободы, Истины и Красоты».
Однако некоторые сомневались в том, что Греция принадлежит европейскому клубу. Европейская комиссия, высказывая свое мнение о заявке Греции на членство, предупредила, что греческая экономика имеет слабую промышленную базу, что ограничит ее способность «однородно объединяться» с другими государствами-членами. Канцлер Германии Гельмут Шмидт был обеспокоен проблематичным государственным управлением Греции и ее неспособностью собирать налоги с самых богатых граждан.
Сегодня место Европы на монете в опасности
Европейские лидеры в конечном итоге сочли аргумент Караманлиса о культурном импорте Греции убедительным, и это было одной из причин, по которой они отложили в сторону свои опасения и признали Грецию в 1981 году. Как позже написал в своих мемуарах бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен, Греция «матерью всех демократий», и поэтому не может быть исключена.
Два десятилетия спустя, когда Греция присоединилась к евро, что еще больше укрепило ее место в европейском проекте, казалось вполне уместным, что на греческой монете в два евро будет изображена Европа, прекрасная девушка из греческой мифологии, которая носит имя континента.
Сегодня место Европы на монете находится под угрозой, поскольку Греция остается в опасной близости от дефолта, который может привести к выходу из еврозоны. Те серьезные проблемы, которые Европа когда-то упускала из виду, похоже, снова стали преследовать ее. Даже Жискар, кажется, передумал.
«Греция — в основном восточная страна», — сказал он немецкому журналу Der Spiegel в 2012 году. У него брали интервью вместе со Шмидтом, его старым коллегой, который более скептически относился к заявке Греции. «Ты был мудрее меня, — сказал Жискар Шмидту.
Биполярный взгляд европейцев на Грецию — что она одновременно и присуща Европе, и в то же время не принадлежит — был очевиден с момента современного основания страны. Когда в 1821 году греки восстали против многовекового правления Османской империи, европейские поклонники Древней Греции радовались возможности возрождения Афин, которые могли бы вновь одарить Европу славой ее классического расцвета.
В 2009 году европейцы разочаровались в греческой действительности
«Мы все греки, — писала Шелли в год, когда вспыхнула греческая революция. Он имел в виду, что Европа обязана Греции своей цивилизацией и поэтому обязана поддерживать дело Греции. Филэллинские общества по всей Европе собирали деньги для Греции, и европейские добровольцы отправились туда, чтобы присоединиться к борьбе.
Однако те, кто прибыл в Грецию, обнаружили, что реальность совсем не похожа на эллинский идеал, который они создали в своем воображении. Молодая Греция была в беспорядке; Банды разбойников, возглавляемые вождями, вели жестокую партизанскую войну. Греки были гораздо более преданы консервативным догмам православного христианства, чем прошлой славе языческого эллинизма. Европейские добровольцы часто покидали Грецию разочарованными. Тем не менее, Греция завоевала свою независимость с помощью европейских держав, которые в обмен на благосклонность доминировали в ее делах.
На протяжении большей части XIX -го -го века греческие мыслители стремились укрепить идеологическую основу, на которой было создано греческое государство, укоренив национальную идентичность в представлении о непрерывной исторической эволюции, восходящей к первой Олимпиаде 776 г. до н.э. и не только. Это представление о самом себе преобладает в Греции до сегодняшнего дня, и это то, что было горячо принято Европейским союзом в поисках своей собственной сплоченной идентичности.
В 2009 году европейцы разочаровались в греческой действительности. В октябре того же года Греция раскрыла размер своего зияющего дефицита, заявление, которое подчеркнуло ненадежность греческой статистики и ускорило финансовый крах страны. Чрезвычайные кредиторы Греции из ЕС и МВФ, получившие лицензию на то, чтобы снять с Греции видимость законного европейского управления, обнаружили, что государственное управление находится в полном беспорядке, а экономика ослаблена из-за снижения производительности и искусственно сильной валюты.
С тех пор кредиторы использовали свои рычаги воздействия на Грецию, чтобы попытаться навязать масштабные реформы — чтобы компенсировать ошибку, допустив страну к евро, заставив ее приспособиться. Кредиторы стремились профессионализировать и оптимизировать государственное управление Греции, модернизировать свой налоговый кодекс и повысить экономическую конкурентоспособность за счет сокращения доходов. Специфика условий кредиторов — упрощение таможенных процедур для экспорта сыра фета, например, или создание общенациональной системы кадастровых офисов — отражает то, как мало верят европейские лидеры в то, что Греция может управлять собой без строгого надзора.
Попытка не удалась. Слабый надзор со стороны кредиторов, в том числе передозировка мер жесткой бюджетной экономии, в сочетании с упрямыми болезнями Греции привели к еще более глубокому краху. Экономика Греции атрофировалась на 25 процентов, а безработица долгое время колебалась выше этого уровня. В то же время долг Греции по отношению к размеру ее экономики — источник ее проблем, прежде всего — находится на пике около 180 процентов ВВП и продолжает расти.
Гордость греков своим древним наследием, которую я обнаружил во время своих визитов, заставляет многих в стране рассматривать этот результат как особенно унизительный и несправедливый. «У нас была культура, когда они еще жили в пещерах!» Я слышал, как греки разных политических взглядов говорили о своих североевропейских коллегах. Как следствие, некоторые греки считают, что европейцы должны быть благодарны за то, что им показали путь из пещеры к свету — чувство, которое делает ощущение подчинения страны великим европейским державам еще более горьким.
Признаки этой гордой идентичности очевидны в повседневной речи греческих политических лидеров. Премьер-министр Алексис Ципрас, утверждая, что кредиторы Греции должны прислушаться к мандату его недавно избранного левого правительства, направленного против жесткой экономии, часто ссылается на наследие Греции как на колыбель демократии — место, где, следовательно, необходимо уважать волю народа. Европейские лидеры возражают, что они также демократически избраны, и их электорат не хочет нести убытки от кредитов помощи Греции.
Тот факт, что очарование Европы культурным наследием Греции помогло осуществить этот момент, в конечном итоге говорит больше о Европе в целом, чем о греках. В стремлении создать европейский валютный союз высокие политические и культурные соображения затмили суровые экономические реалии. Опасности такого подхода теперь слишком очевидны.
В то же время будущее Греции останется мрачным, если ее политические лидеры, помимо подчеркивания важности того, чем когда-то была Греция, не сформулируют убедительное и многообещающее видение того, чем она должна стать — хорошо функционирующей, социально справедливой и экономически сильное государство с институтами, достойными гордости его народа. Ведь ни одному народу невыгодно считать, что его лучшие дни — это древняя история.
Джеймс Ангелос — автор книги «Полная катастрофа: путешествие среди новых греческих руин», опубликованной в этом месяце издательством Crown.
Второе расширение: Греция — Исторические события в процессе европейской интеграции (1945–2009 гг.)
Присоединение Греции
90 002 С момента подписания Афинского соглашения 9 июля 1961 года Греция пользовался статусом Ассоциированного члена Сообщества. Действительно, 8 июня 19 г.59, Греция стала первым государством, применившим статью 238 Римского договора, которая предусматривала, что отдельные государства, союз государств или международная организация могут стать ассоциированными с Сообществом. Соглашение об ассоциации, вступившее в силу в ноябре 1962 г., предусматривало, в частности, таможенный союз между Грецией и Сообществом в конце 22-летнего переходного периода, а также заключение финансового протокола и согласование определенных политик с особое внимание к сельскому хозяйству и налогообложению. Свободное передвижение людей, услуг и капитала должно было вступить в силу в конце 12-летнего периода. В статье 72 Соглашения об ассоциации также признавалось, что Греция в конечном итоге присоединится к Европейскому сообществу. Также были созданы Совет ассоциации и Объединенный парламентский комитет.
Военный переворот 21 апреля 1967 года, ознаменовавший собой период военной диктатуры и дипломатической изоляции, привел к приостановке деятельности Ассоциации с сохранением только ее повседневного управления, пока она не была восстановлена после свержения режима полковников. 24 июля 1974 г. Монархия была упразднена в июне 1973 г. Возвращение к республиканской демократии в стране, которая с древних времен была колыбелью политической концепции демократии, вызвало волну энтузиазма и поддержки в Западной Европе. 28 ноября 19 ноября74, Греция была повторно принята в Совет Европы, из которого она решила выйти в декабре 1969 года, зная, что ей грозит исключение за нарушение прав человека режимом полковников.
Греция, вдохновленная этой дружеской поддержкой и собственными надеждами на экономическое развитие, официально подала заявку в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) 12 июня 1975 года. Поступая таким образом, страна также надеялась укрепить свою возрождающуюся демократию и свою связи с Западом, в то же время освобождаясь от американского политического и экономического влияния, которому благоволят военные. 17 августа 1974 августа Греция также объявила о своем выходе из объединенной военной структуры НАТО, как это сделала Франция при генерале де Голле. Общий рынок, казалось, также сулил экономический прогресс. Консервативная партия ND-Новая демократия ( Nea Demokratia ), возглавляемая с момента ее создания в октябре 1974 года Константиносом Караманлисом, активно поддерживала процесс присоединения, но Социалистическая партия ( Panhellinio Socialistiko Kinima или PASOK), созданная в сентябре 1974 года Андреас Папандреу и просоветские коммунисты КПГ ( Kommounistiko Komma Ellados ) выступили решительно против, опасаясь, что это усугубит экономическую и политическую зависимость страны. Коммунисты фактически поддерживали более тесные торговые связи с Советом Экономической Взаимопомощи (СЭВ или СЭВ), который с 1949 года был зонтичной организацией для тех стран Центральной и Восточной Европы, которые подчинялись Москве. С другой стороны, Караманлис, который жил во Франции после ухода с поста в 1963 году, полагался на Францию в поддержке заявки своей страны, поданной в институты Сообщества и государства-члены ЕЭС.
До начала 1970-х годов в ЕЭС преобладали атлантическая, протестантская и католическая составляющие Европы. Однако присоединение Греции изменило облик Сообщества, усилив его средиземноморский характер и добавив балканский и православный элементы. Центр тяжести Сообщества Европы, который до этого смещался к северу, теперь сместился на юг с добавлением Пиренейского полуострова. Но отсталая экономика Греции и ее географическая изоляция — у нее не было ни единой общей границы с государством-членом Европейского сообщества — усугубили региональные различия внутри Сообщества десяти.
Экономические проблемы Греции
Ответ Комиссии на запрос Совета о заключении по заявке Греции на вступление показал некоторую сдержанность. 29 января 1976 года Комиссия изложила свое подробное мнение в отчете Совету. Сознавая политическое значение этого расширения, Комиссия подчеркнула отсталость экономики и сельского хозяйства Греции по сравнению с девятью более промышленно развитыми странами, входившими в то время в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).
Убежденная, что длительный переходный период будет необходим, если греческая экономика сможет успешно адаптироваться и интегрироваться в Сообщество, Комиссия предложила Девяти установить период до вступления. Он также предупредил государства-члены об опасности косвенного вовлечения Сообщества в спор между Грецией и Турцией, возродившийся в связи с кипрским кризисом в июле 1974 года после того, как северная часть острова была оккупирована турецкими войсками. Турция также подписала Соглашение об ассоциации, которое действует с 1963. Ряд предостережений, изложенных в заключении Комиссии, вызвал бурную реакцию в Греции. Со своей стороны, греческое правительство во главе с Константиносом Караманлисом стремилось укрепить свою вновь обретенную легитимность на внутренней и международной аренах и разыграло политическую карту, сославшись на поддержку демократии, настаивая на как можно более полном и скорейшем вступлении в ЕС. возможный. Он также выразил готовность принять весь свод законодательства Сообщества, Сообщество acquis .
г. Экономические связи между Сообществом и Грецией фактически возникли задолго до того, как Греция подала заявку на вступление. С 1960-х годов ЕЭС была основным торговым партнером Греции. В 1976 году почти 50 % греческого экспорта приходилось на государства-члены Сообщества, и на эти страны приходилось почти 40 % его импорта. Более 240 000 греков, потомков длинной линии экспатриантов, уже работали в Европейском сообществе, в основном в Германии, Великобритании и Франции.
Предстояло преодолеть серьезные экономические препятствия. У Греции действительно был гораздо более низкий валовой внутренний продукт (ВВП) и более высокий уровень безработицы, чем у ее будущих европейских партнеров. Его ВВП был на 50 % ниже среднего по Сообществу. Через присоединение Греция надеялась получить выгоду, в частности, от гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию и от некоторых структурных фондов Сообщества. Также ожидался рост туризма и приток твердой валюты. Но различия между экономическими структурами в Греции и в Сообществе затрудняли немедленное и единообразное применение всех правил работы внутреннего рынка, разработанных для развитых экономик. Более 26 % работающего населения Греции было занято в сельском хозяйстве, тогда как на эту основную отрасль приходилось лишь 8 % работающего населения Сообщества. Кроме того, некоторые греческие сельскохозяйственные продукты (оливковое масло, вино, фрукты и овощи) угрожали конкурировать с продуктами в Италии или Франции, которые уже были в избытке в соответствии с общей сельскохозяйственной политикой (CAP). Соответственно, Комиссия предложила переходный период продолжительностью от семи до восьми лет. Девять также опасались притока дешевой рабочей силы из Греции, ищущей способ избежать хронического уровня безработицы дома. В Европе также существовали судоходные лобби, опасавшиеся конкуренции со стороны греческого торгового флота, который, однако, сделал бы европейский флот крупнейшим в мире.
Европейская авантюра не обошлась без риска для Греции. Конкуренция со стороны Сообщества вполне может привести к исчезновению менее конкурентоспособных малых и средних предприятий по мере реструктуризации слаборазвитого промышленного сектора. Увеличение торговли с остальной частью Сообщества может также увеличить торговый дефицит с ЕЭС.
Поддержка со стороны Германии и Франции
В то время как Франция, и особенно президент Французской Республики Валери Жискар д’Эстен, поддержали заявку Греции в первую очередь по политическим мотивам, поддержка со стороны Федеративной Республики Германии (ФРГ) основывалась на больше по экономическим соображениям. Это означало, что греческое правительство могло рассчитывать на поддержку двух самых влиятельных стран Сообщества. Франция считала укрепление демократического режима абсолютным приоритетом. Грецию, расположенную на краю Балкан, нужно было сделать стабильной. На символическом уровне его присоединение также сделало бы реальностью полную и полную привязанность эллинской культуры к европейской и западной цивилизациям. Германия больше заботилась о своих экономических интересах. У нее уже были прочные торговые связи с Грецией — она была ведущим поставщиком страны — и она рассчитывала на присоединение Греции к дальнейшему укреплению этих связей. Столкнувшись с нерешительностью Комиссии, министр иностранных дел Германии Ганс-Дитрих Геншер и министр иностранных дел Нидерландов Макс ван дер Стул решили ускорить принятие политического решения и убедили своих европейских коллег одобрить заявку Греции. 9В феврале 1976 года Совет министров «девяти» одобрил заявление Греции, не предприняв никаких действий по предложению Комиссии об испытательном сроке перед вступлением.
Присоединение Греции и переходные положения
Переговоры о присоединении официально начались 27 июля 1976 г. Они были завершены 23 мая 1979 г., что привело к подписанию Договора о присоединении 28 мая 1979 г. в Афинах. Парламент Греции ратифицировал Акт о присоединении 28 июня 19 года.79, а Греция стала десятым государством-членом Европейского сообщества 1 января 1981 года. У Греции были очень благоприятные условия для вступления. Стремление укрепить демократический режим было достаточно весомым аргументом, чтобы преодолеть довольно негативную экономическую оценку вступления Греции со стороны Комиссии.
В общих чертах Греции был предоставлен переходный период продолжительностью пять лет, в течение которого она могла адаптировать свою экономику к правилам Сообщества. В конце этого периода страна должна была иметь возможность интегрироваться в Таможенный союз и привести свои цены на сельскохозяйственную продукцию в соответствие с ценами Сообщества. Планировалось даже интегрировать драхму в Европейскую валютную систему (ЕМС), в которой она представляла 1,3 % европейской денежной единицы (ЭКЮ).
Тем не менее, на ряд элементов присоединения, которые Девять сочли более чувствительными, был установлен семилетний переходный период. Свободное передвижение греческих рабочих и сельскохозяйственных продуктов, таких как персики и помидоры, не вступало в силу до 1 января 1988 года. Освобождение от части платежей, связанных с налогом на добавленную стоимость (НДС), также означало, что Греция была бенефициаром, а не чистым вкладчик в бюджет сообщества. Это рассматривалось как средство избежать сценария пересмотра финансовых условий, который неоднократно отравлял отношения между Соединенным Королевством и ЕЭС. Как только Греция вступила в ЕЭС, сомнения в членстве страны были высказаны левым правительством Андреаса Папандреу, который стал премьер-министром после выборов 18 октября 19 октября.81 и которые потребовали отступлений и увеличения помощи, чтобы Греция осталась в Сообществе (в том же духе, что и Британская лейбористская партия в 1974 году). Он не добился запрошенной поправки к основным положениям договоров, но добился увеличения помощи Сообщества, которая, тем не менее, почти не использовалась для модернизации структур греческой экономики.
Leave a Reply