«Хлопать дверью — не наш метод» Отношения России и Евросоюза достигли низшей точки. Как вернуть их на прежний уровень?: Политика: Мир: Lenta.ru
Отношения России и Евросоюза, без преувеличения, достигли низшей точки. Страны объединения направляют Украине все больше военной техники: речь уже зашла о поставках истребителей — правда, пока энтузиазма эта инициатива не встретила. Кроме того, Евросоюз готовит уже десятый пакет санкций, который планирует приурочить к годовщине начала боевых действий, и прорабатывает механизм передачи конфискованных российских активов на нужды Украины. В интервью «Ленте.ру» исполняющий обязанности постоянного представителя России при Евросоюзе Кирилл Логвинов рассказал, как в России готовятся к очередному санкционному пакету, почему, несмотря на рестрикции, объем товарооборота с ЕС вырос и могут ли двусторонние отношения однажды вернуться к прежнему уровню.
«Лента.ру»: Европейский союз готовится принять уже десятый пакет санкций против России к 24 февраля. На ваш взгляд, может ли в ЕС сложиться необходимый для этого консенсус?
Кирилл Логвинов: Начнем с того, что односторонние рестриктивные меры ЕС нелегитимны. Мы делаем на этом акцент не потому, что они введены применительно именно к России, а потому, что они приняты без одобрения Совета Безопасности ООН. Таким образом, они по определению незаконны. Если ЕС эти санкции принял, то все его слова о приверженности Уставу ООН, включая статью 41 главы 7, — пустой звук.
Мало того, ЕС еще и пытается ввести наказание применительно к третьим странам за обход и содействие обходу рестрикций. Последнее — это не что иное, как попытка оказать влияние на торгово-экономические отношения России с внешним миром.
Придумывая свои «правила», в ЕС хотят заставить и других подписаться под ними. Все это нарушает и принципы международного права, и нормы ВТО
Не нам судить о масштабе тех последствий, которые уже ощущаются экономикой Европейского союза и его стран-членов в результате введенных антироссийских санкций. Однако вряд ли соответствующий негативный эффект не просчитывают в Брюсселе и евростолицах. Тем сложнее, казалось бы, найти логическое объяснение тому, почему 27 стран готовы рубить сук, на котором сидят. Но это происходит уже в десятый раз.
Политическое решение о том, что будет новый пакет, было принято еще на том этапе, когда одобрили предыдущий. Объяснить подобный запал можно только тем, что сегодня консенсус внутри ЕС основывается на антироссийской составляющей
И мы не видим признаков отказа от жесткой конфронтации с нашей страной. Да, безусловно, многим евростолицам сложно оправдать целесообразность введения тех или иных ограничений, вследствие которых страдают национальные интересы. Но в то же время нет оснований полагать, что евростолицы не справятся с этим успешно в очередной раз.
Комиссар ЕС по экономике Паоло Джентилони делится с журналистами экономическом прогнозом на 2023 год на фоне боевых действий на Украине. Брюссель, 13 февраля 2023 года
Фото: Thierry Monasse / Getty Images
Чем новые ограничения могут быть чувствительны и как ответит на них Россия?
Понятно, что все санкции направлены на то, чтобы попытаться расшатать и ослабить экономику России. Однако прошедший год показал, что она сумела адаптироваться.
Будут новые санкции со стороны ЕС — будут найдены и новые российские решения. Безусловно, без ответа десятый пакет не останется
Но главное отличие в том, что цель западных рестрикций, как об этом заявляло руководство ЕС, — серьезно ударить по россиянам, мы же своими ответными мерами такой задачи, как ухудшение социально-экономического положения европейцев, не ставим.
Материалы по теме:
Представители ЕС неоднократно выражали готовность к переговорам с Россией по Украине, но заявляли, что не видят политической воли российской стороны начать мирный процесс. Пытались ли в Брюсселе через вас узнать отношение России к возможности запуска переговорного процесса?
Ни на каких этапах — ни сегодня, ни после антиконституционного переворота 2014 года [на Украине] — Европейский союз не выражал готовности к переговорам с нами, так или иначе связанным с украинской проблематикой. Каких-либо контактов в Брюсселе по украинскому сюжету с дипломатами ЕС у нас нет.
Президент Франции Эммануэль Макрон, президент Украины Владимир Зеленский и канцлер Германии Олаф Шольц готовятся выступить с совместным заявлением в Елисейском дворце в Париже. 8 февраля 2023 года
Фото: Sarah Meyssonnier / Pool / Reuters
Как менялась позиция стран — членов Европейского союза в отношении России и конфликта на Украине и насколько она едина на данный момент?
С позиции сегодняшнего дня судить о том, какими были подходы ЕС к украинскому конфликту и как они менялись, довольно сложно. С начала специальной военной операции России на Украине из Брюсселя и евростолиц звучали противоречивые заявления по наиболее принципиальному для нас вопросу — о гарантиях безопасности.
То западные страны игнорировали наш призыв сесть за стол переговоров, при этом любые соответствующие российские предложения воспринимались как некий ультиматум. То европейские политики утверждали, что без России невозможно построение стабильной архитектуры безопасности
Однако после известных заявлений Франции и Германии, гарантов выполнения Минских соглашений, трудно сказать, насколько серьезными были их намерения способствовать украинскому урегулированию.
Политика каких государств представляется вам более разумной и взвешенной?
Мы не пытаемся оценивать степень взвешенности политики той или иной страны — члена ЕС, поскольку не видим никакой логики в действиях Европейского союза в принципе.
Конечно, есть нюансы: ряд стран — членов ЕС открыто заявляют, что антироссийские санкции не проходят бесследно для их национальных интересов. Но даже несмотря на это единство евростолиц в отношении нас, повторю еще раз, сформировано вокруг задачи нанесения России стратегического поражения
Украинцы на акции «НАТО, закрой небо» в Кракове, Польша, 12 июля 2022 года
Фото: Artur Widak / NurPhoto / Getty Images
Ранее США впервые передали Украине конфискованные российские активы. Аналогичная риторика звучит и в ЕС. Какие предпосылки к подобному шагу вы видите со стороны Европейского союза?
Никаких правовых предпосылок для передачи Украине конфискованных, а по сути сворованных российских активов, конечно же, нет. Если речь идет об активах Центрального банка России, то в соответствии с общепризнанными нормами международного права они пользуются иммунитетом от любых исполнительных мер.
Что касается имущества российских граждан, то сейчас в Брюсселе пытаются срочно выдумать некие «правовые основания» для его отъема. В частности, криминализировать нарушение нелегитимных односторонних санкций ЕС. При этом игнорируют как собственную «принципиальную» позицию о несоответствии экстерриториального применения ограничительных мер международному праву, так и основополагающий принцип уголовного права об отсутствии обратной силы закона. Не говоря уже о полном пренебрежении правом на собственность.
Таким образом, по конъюнктурным соображениям ЕС готов пойти на подрыв базовых принципов права
Как на это ответит Россия?
Безусловно, Россия при необходимости отреагирует, без ответа подобные действия не останутся. Главным будет защита интересов нашей страны и законных прав российских граждан.
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и госсекретарь США Энтони Блинкен перед двусторонней встречей в Брюсселе. 4 марта 2022 года
Фото: Thierry Monasse / Getty Images
Допускаете ли вы сценарий, при котором работа постпредства России при ЕС может быть приостановлена, как это произошло с российской миссией при НАТО?
Не стал бы проводить аналогии между двумя российскими дипмиссиями в Брюсселе. Вина за те действия, в результате которых было принято решение о приостановке деятельности нашего постпредства при НАТО, целиком лежит на Североатлантическом альянсе.
Мы не рисуем себе каких-либо сценариев. Продолжаем работать над выполнением тех задач, которые ставит перед нами руководство страны и министерства.
Страны — члены ЕС продолжают не только вводить новые санкции, но и предоставлять Украине вооружение и многомиллионные пакеты экономической помощи. Есть ли красные линии, после пересечения которых Россия может «хлопнуть дверью» и разорвать дипломатические отношения как с отдельными членами Европейского союза, так и глобально со всем объединением?
Хлопать дверью — не наш метод. Угрожать разрывом дипотношений без серьезных на то оснований было бы неправильно
Соответствующее решение должно приниматься со всей ответственностью. А используемые сегодня фразеологизмы, наподобие красных линий и «перейти Рубикон», свидетельствуют о том, что наши отношения с Западом действительно переживают самый глубокий за последнее время кризис.
То, что ЕС продолжает поднимать ставки — вводить бесконечные санкции, накачивать Украину вооружением, — еще больше усугубляет конфронтацию с нами.
Ясно одно: ЕС — сторона конфликта, признает он это или нет
Пограничник в финском поселке Нуйямаа, где расположен пункт пропуска на границе с Россией
Фото: Giulio Paletta / UCG / Universal Images Group / Getty Images
Как вы расцениваете заявления председателя Европейского совета Шарля Мишеля о том, что «будущее Украины — в Европейском союзе»? Как вы оцениваете возможности Украины вступить в ЕС?
Это и другие аналогичные заявления воспринимаем как политические лозунги, которые ничем не подкреплены. Более того, предположу, что многие, если не большинство граждан ЕС в той или иной степени придерживаются того же мнения.
Получение Украиной кандидатского статуса и ее непосредственное вступление в ЕС — две разные вещи. Первое — конъюнктурное решение, вызвавшее в том числе разочарование и даже негодование в тех странах, которые не первый год стремятся стать членами ЕС и уже предприняли огромные усилия в этом направлении.
Что касается расширения, будь то Украина или другие государства, то сегодня ЕС, похоже, не готов трезво оценить соответствующие риски для самого Союза.
Чем Россия может ответить на вступление Украины в ЕС?
Рассуждать, чем может ответить Россия, бессмысленно. Когда изначально речь шла о глубокой экономической интеграции Украины в рамках работы над Соглашением об ассоциации с ЕС, наша страна предлагала обсудить ее последствия в контексте имевшихся на тот момент торгово-экономических обязательств по отношению к России.
На данном этапе для нас это уже нерелевантно.
На автозаправочной станции Circle K AS в Риге, Латвия. 2 февраля 2023 года
Фото: Andrey Rudakov / Bloomberg/ Getty Images
Согласно статистике ЕС, в январе-ноябре 2022 года российский импорт в страны объединения, вопреки санкциям, не упал, а напротив — вырос по сравнению с 2021-м. Чем обусловлен рост и о чем он свидетельствует, на ваш взгляд?
Действительно, по данным «Евростата» за январь-ноябрь 2022 года товарооборот России с ЕС вырос по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 8,7 процента — до 246,5 миллиарда евро. При этом взаимная торговля в течение одиннадцати месяцев прошлого года демонстрировала рост исключительно за счет наращивания российских поставок в Европу.
Так, в стоимостном выражении экспорт отечественной продукции на территорию Европейского союза в январе-ноябре 2022 года увеличился на 34,1 процента и достиг рекордных по итогам одиннадцати месяцев одного года 194,9 миллиарда евро.
Такой динамике нашего экспорта в страны ЕС способствовал существенный рост цен на мировом рынке энергоносителей, что вылилось в наращивание, наряду с физическими, и стоимостных объемов российских поставок в Европейский союз топливно-энергетической продукции
С учетом же доминирующего положения в наших поставках энергоносителей, доля которых в общем стоимостном объеме ввезенных в ЕС российских товаров по итогам одиннадцати месяцев 2022 года составила порядка 73 процентов, упомянутые повышенные показатели выглядят вполне объяснимыми.
Экспорт из ЕС в Россию, наоборот, значительно снизился. Как вы оцениваете последствия этого для российской экономики?
Что касается поставок товаров из стран ЕС в Россию за тот же период, то они действительно уменьшились — на 36,7 процента, составив 51,6 миллиарда евро. По всей видимости, в текущем году данная понижательная динамика продолжится.
Разумеется, такие колебания в торговле между ЕС и Россией, вызванные санкционным давлением на нашу страну, оказали влияние на поставки из ЕС в Россию прежде всего высокотехнологичной продукции. Российская экономика, впрочем, уже продемонстрировала свою способность адаптироваться к меняющимся условиям торговли с Западом.
Женщина с российским и болгарским флагами перед офисом Еврокомиссии во время акции протеста против запрета российских телеканалов в Болгарии. 7 февраля 2023 года
Фото: Georgi Paleykov / NurPhoto / Getty Images
С какими бытовыми трудностями и препонами со стороны местных властей сталкивается постпредство после 24 февраля 2022 года? Как на работе миссии отразилась высылка дипломатов?
Трудности в бытовом плане, как и у всех наших коллег, работающих в странах — членах ЕС, есть. Они связаны с введением санкций против России, но мы рассчитываем на то, что Бельгия как государство пребывания будет выполнять положения Венской конвенции о дипломатических сношениях.
Имевшая место в апреле прошлого года высылка российских дипломатов — решение абсолютно конъюнктурное и непродуманное. Это откровенно признается не только нами. Оно было навязано теми евростолицами, у которых нет такого объема работы, как у нас в Брюсселе или у дипмиссии Европейского союза в Москве.
Ввиду геополитической ситуации характер нашей работы изменился, однако задачи остались прежними: продвижение российских подходов на брюссельской площадке
Чем обусловлена задержка в назначении нового постоянного представителя России при ЕС — только политическими причинами или есть некие процедурные сложности?
Речь не идет о какой-либо задержке. Между Россией и ЕС должен установиться политический диалог, наполнение которого подразумевало бы необходимость его поддержания именно на уровне постпреда.
На данный момент у нас продолжаются рабочие контакты с евроструктурами для обсуждения и решения вопросов, которые носят скорее технический характер
Здание посольства России в Варшаве. 26 марта 2018 года
Фото: Kacper Pempel / AP
Однажды России и ЕС, скорее всего, предстоит заново отстраивать отношения. Когда и при каких условиях этот процесс сможет стать возможен, на ваш взгляд?
Ключевое слово — заново. Перед нами не стоит цель вернуть отношения с ЕС на прежний уровень. Наша задача — тщательно проанализировать причины обрушения двустороннего сотрудничества, сделать соответствующие выводы и определить, исходя из российских внутриполитических приоритетов и международных интересов, каким мы хотели бы видеть наше сосуществование с Европейским союзом в будущем.
Для начала в ЕС должны продемонстрировать способность слышать нас и не воспринимать требование уважать наши национальные интересы как некие предусловия для возобновления диалога.
Любой разговор с нами в принципе возможен только после прекращения гибридной войны, которую ЕС ведет сегодня против России
ЕС смотрит в 2023 год с оптимизмом
Программа «О положении Союза»: экономический прогноз на 2023. Будущее европейского космоса. Самый молодой депутат Европарламента. Изменение климата дает шанс британским виноделам. #StateOfTheUnion
Программу «О положении Союза» ведёт из Брюсселя Штефан Гробе: Вероятно, будет справедливо сказать, что лучшее в 2022 году — это то, что он закончился. Так давайте встретим 2023 с большой надеждой и радостным возбуждением.
Хотя, как сказал однажды известный философ, трудно делать предсказания, особенно о будущем.
Что касается войны в Украине, не нужно быть философом или ясновидящим, чтобы ждать новых боевых действий и человеческих страданий с последствиями для европейской экономики и энергетической политики.
А вот какими именно будут эти последствия — сказать сложнее. Еврокомиссар по экономике, обычно не стесняющийся в выражениях, был очень осторожен, когда недавно говорил о перспективах роста, хотя и сохраняя при этом толику оптимизма.
«Если мы не сможем закончить войну, энергетические риски следующей зимой, — не этой, а следующей — могут быть даже выше, чем те, с которыми мы сталкиваемся сейчас. Так что картина на 2023 год довольно смешанная. Во второй половине 2023 года ситуация может быть лучше, чем сейчас», — сказал Паоло Джентилони.
Будущее европейской космонавтики
Если и существует институт, который смотрит в будущее с оптимизмом, то это Европейское космическое агентство. А как иначе, если вы исследуете звезды на благо грядущих поколений?
Несколько недель назад ЕКА приняло рекордный трехлетний бюджет для финансирования своих проектов — почти 17 миллиардов евро, с восторгом и энтузиазмом.
ЕКА также объявило о пяти новых астронавтах, выбранных из более чем 22 000 претендентов. Двое из них — женщины. Для Софи Адено из Франции — это мечта, которая стала реальностью.
«Думаю, у меня душа исследователя. Всегда пытаюсь узнать немного больше о том, что происходит. А затем вернуться к своим сверстникам со свежим взглядом. Любопытство, дерзость отправиться в космос. Да, это заставляет меня мечтать», — говорит Софи Адено.
Вдохновляющий комментарий для каждой маленькой девочки, которая хочет дотянуться до звезд.
В Брюсселе также есть вдохновляющие примеры молодых, которые идут в политику, потому что хотят улучшить жизнь людей и работать ради лучшего будущего.
Самый молодой депутат Европарламента
Ко мне присоединяется Кира Мари Петер-Хансен из Дании. Он родилась в 1998 году и стала самым молодым политиком, когда либо избранным в Европарламент. Добро пожаловать.
— Позвольте мне начать с вопроса о вашем личном опыте работы в парламенте — каково было сидеть рядом с опытными политиками и старыми брюссельскими ветеранами?
— Это точно было что-то новенькое. Я ушла из университета из-за выборов, поэтому я привыкла быть в университетском пузыре, а пузырь ЕС — это совсем другое. Но это также было здорово, и я думаю, что мои коллеги в целом были очень приветливы. К счастью, молодые политики тоже могут менять Европу к лучшему.
— 2022 назывался «Европейским годом молодежи». Как вы вдохновляете молодых людей заниматься политикой или участвовать в жизни гражданского общества?
— Я пытаюсь проводить много бесед с молодежью, особенно в некоторых странах Центральной и Восточной Европы. Это действительно важно, потому что сейчас во многих странах Северной Европы мы привыкли видеть более молодых политиков. Но в Европе есть страны, где такого никогда не увидишь. Так что показать, что это на самом деле возможно, и поделиться с ними тем, как я и другие молодые люди попали в политику, — вот что я пытаюсь сделать.
— Новый год станет огромным испытанием во многих отношениях. Какую самую большую задачу вы видите перед собой?
— Думаю, что самая большая задача, которую предстоит решить, — это, безусловно, достижение экологических целей. А теперь, с российской войной и энергетическим кризисом, это становится еще сложнее, чем было раньше. Но это все еще кризисы, которые переживаем мы все. Для них нам нужно найти жизнеспособные решения.
— Безусловно, вы и ваше поколение — будущее европейской политики. Есть ли что-то, что вы бы изменили в том, как люди ведут дела в Брюсселе?
— С точки зрения политики я бы предпочла гораздо более зеленый парламент. Но я также думаю, что некоторые структуры трудно понять посторонним людям, а также повлиять на них. Даже будучи внутри, непросто понять, как продвигать свои идеи. Поэтому обеспечение большей прозрачности и ясности процесса — это, безусловно, то, что я бы изменила.
Изменение климата дает шанс британским виноделам
С такими людьми, как Кира Мари Петер-Хансен, есть основания смотреть в 2023 год с оптимизмом — по крайней мере, в Евросоюзе. Что подводит меня к вопросу: как сейчас дела у Великобритании?
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, спустя почти четыре года после брексита королевство стало страной G7 с самыми низкими темпами экономического роста. И на горизонте не так много позитивных перспектив.
Но, но, но: изменение климата дает толчок одной необычной британской индустрии — винному бизнесу. По словам экспертов, в течение следующих 20 лет повышение температуры позволит выращивать там сорта винограда, которые обычно выращивают в Бургундии или Эльзасе.
Эти же эксперты видят в этом возможность для британских виноделов, но отмечают и быстрое изменение климата. И они скорее не хотели бы иметь Пино Нуар, Мерло и Каберне Совиньон из Британии.
Таким образом, изменение текущей климатической траектории остается задачей на будущее — на 2023 год и далее.
Происхождение транс- и супранации
Содержание
Описание книги
240 страниц
к
Рутледж
240 страниц
к
Рутледж
240 страниц
к
Рутледж
Узнайте об электронных книгах VitalSource Открывает всплывающее окно
Также доступна в виде электронной книги по адресу:
- Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
(покупка для организаций)Открывается в новой вкладке или окне
Продолжить покупки
В этой книге радикально переосмысливается происхождение Европейского Союза как транс- и наднационального государства, которое возникло между Планом Шумана в мае 1950 года и первым расширением Европейского сообщества в начале 1973 года.
Опираясь на теории и дискуссии в области социальных наук, а также на недавние исторические исследования, Вольфрам Кайзер и Мортен Расмуссен в своих вводных главах обсуждают новаторские способы изложения истории ЕС как возникновения транснационального политического общества и наднациональной политической системы. Основываясь на этих выводах, восемь глав, основанных на многосторонних и мультиархивных исследованиях, сопровождаются примерами транснациональных сетей, публичной сферы и институциональных культур и разработки политики, которые иллюстрируют систематически связанные аспекты ранней истории ЕС. В заключительной главе ведущий политолог Алекс Уорли-Лак демонстрирует, как более тесное междисциплинарное сотрудничество, особенно между современной историей и политическими исследованиями, может значительно расширить наши знания о ЕС как сложном государстве.
Эта книга будет интересна студентам и ученым, изучающим политику, европейские исследования и историю.
1. Происхождение европейской политики 2. Транснациональные сети в европейском управлении 3. Наднациональное управление в процессе становления 4. Трансатлантические политические сети в создании первого европейского антимонопольного закона 5. Транснациональные бизнес-сети, распространяющие промышленную политику ЕС 6. Сети социалистических партий в Северной Европе 7. Транснациональные коммуникации в европейской общественной сфере 8. DG IV и истоки наднациональной конкурентной политики 9. Истоки общественной информационной политики 10. Делегирование как политический процесс 11. Европейская комиссия и возвышение Coreper 12. Междисциплинарность в исследованиях ЕС
Биография
Вольфрам Кайзер – профессор европейских исследований Портсмутского университета , Великобритания и приглашенный профессор Колледжа Европы, Бельгия.
Бриджит Лойхт читает лекции по европейским исследованиям в Портсмутском университете, Великобритания, и является приглашенным лектором в Высшем институте международных исследований и исследований в области развития в Женеве, Швейцария.
Мортен Расмуссен — доцент кафедры современной европейской истории Копенгагенского университета, Дания.
Добавить в корзину
Ваш источник информации о глобальном бизнесе
Дом
Глобальные идеи
По торговому блоку
Евросоюз
История
Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург подписывают соглашение об угле и стали для совместного управления тяжелой промышленностью.
Участники Договора об угле и стали подписывают Римский договор, который ведет к созданию «общего рынка» в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС).
Брюссельский договор объединяет руководящие должности в трех отдельных организациях в один большой орган, известный как Совет министров.
Первое расширение ЕС произошло за счет присоединения Дании, Ирландии и Великобритании.
Европейский совет создан специально для определения долгосрочных программ политической и экономической интеграции.
Европейцы впервые выбирают членов Европарламента.
Вступает в силу Единый европейский закон (SEA), расширяющий гибкость общего рынка.
Подписан Маастрихтский договор, который устанавливает правила единой валюты, а также обеспечивает дальнейшую координацию внешней политики и политики безопасности. Европейское Сообщество официально меняет свое название на Европейский Союз.
На мировых денежных рынках была запущена новая валюта евро. Он стал единицей обмена для всех государств ЕС, кроме Великобритании, Швеции и Дании.
Вступил в силу Ниццкий договор, устанавливающий правила, упорядочивающие размеры и процедуры институтов ЕС.
К ЕС присоединились десять новых стран, а европейскую конституцию подписали все 25 стран ЕС. Ратификация не удалась в 2005 году.
Болгария и Румыния присоединяются к ЕС, в результате чего число членов достигает 27 стран.
Лиссабонский договор вступил в силу, чтобы предоставить ЕС современные институты для решения таких проблем, как глобализация, изменение климата, безопасность и энергетика.
На заседании Европейского совета в Брюсселе лидеры ЕС принимают 10-летнюю стратегию разумного, устойчивого и инклюзивного роста: Европа 2020. Они также решают начать переговоры о вступлении с Исландией.
Хорватия становится 28-й страной, присоединившейся к Европейскому Союзу.
Европейский союз вводит экономические санкции против России в ответ на «незаконную аннексию Крыма Россией и преднамеренную дестабилизацию соседней суверенной страны».
Великобритания голосует за референдум о выходе из Евросоюза в 2019 году.
Leave a Reply