Цены на автогаз падают. Причина – дешевое горючее из России заполонило Украину. Что делать? — Forbes.ua
Несмотря на налаженные за время войны стабильные поставки сжиженного газа из Европы, доля российского продукта в общем импорте в Украину в марте может превысить 80%. Украинские власти замедлили с ответом на мощную атаку россиян на топливном фронте, считает аналитик «Консалтинговой группы А-95» Артем Куюн
Forbes Ukraine собирает номинантов в новый список «30 до 30». Вы можете предложить кандидатов в список 2023 года по этой ссылке.
С начала 2023 года сжиженный газ (LPG) на украинских заправках подешевел на 25%, это заметно больше, чем другие моторные топлива. Это не может не радовать украинцев. Позитивное, на первый взгляд, явление имеет и другой, не совсем приятный аспект – цены рушатся под давлением российского газа, уже буквально затопившего украинский рынок.
О потоке «подозрительного» газа Forbes писал еще в январе. Уже тогда доля газа с признаками российского происхождения, идущего из стран Балтии и Польши, в общем импорте сжиженного газа в Украину превышала 40%. С тех пор процесс только ускорился: по прогнозу «Консалтинговой группы А-95», в марте показатель может превысить 80%.
Основа популярности проста – «подозрительный» газ гораздо дешевле, чем ресурс из любого другого источника – европейских, американских или африканских НПЗ.
К примеру, в феврале разница в ценах достигала до $300/т, это свыше 7 грн/л или 25% розничной цены. На языке бизнеса это звучит так: «Или ты везешь российское, или не везешь ничего».
В марте российский газ и смеси на его основе почти полностью вытеснили с рынка альтернативные источники. Еще доезжает какой-то объем дорогостоящего нероссийского газа, закупленного ранее, однако и этот поток скоро высохнет, ведь для бизнеса – это финансовое самоубийство.
Сладкое место пусто не бывает
Рост ценовой разницы между продуктом европейского происхождения и «мутным» дешевым газом стал золотым временем для компаний-перекупщиков. До 80% подозрительного российского газа импортируется небольшими компаниями, имеющими в активе, в лучшем случае, несколько газовозов, а чаще – ничего, кроме оборотных кредитных средств.
Сам факт того, что заправки по Украине залиты вражеским нефтепродуктом, не очень хорошая новость. Однако, кроме этического аспекта, есть очень мощная экономическая сторона ситуации.
За прошедший с начала полномасштабного вторжения России в Украину год системные украинские трейдеры, среди которых ОККО, WOG, «Газтрон Украина» и другие ответственные поставщики нефтепродуктов, построили сложные логистические схемы для стабильной поставки LPG из Европы. В поставках топлива в Украину вовлечены польские, румынские и болгарские порты, а также более отдаленные базисы в ЕС.
Проблем с закупкой горючего в Европе не было в разгар кризиса и нет сейчас, главным фактором успеха всегда была оперативная и эффективная железнодорожная логистика. Она и сейчас остается краеугольным камнем энергетической безопасности.
Золотые вагоны
В 2022 году украинским трейдерам пришлось по всему континенту собирать вагоны для сжиженного газа европейского типа, влезать в устоявшиеся европейские графики железнодорожных перевозок. Проделана огромная работа, создан фундамент для полного разворота привычного потока нефтепродуктов с востока на 180 градусов. Европейцы признаются, что никогда бы не реализовали такие сложные и длинные проекты за столь короткий срок.
Однако аренда подвижного состава, что ныне в глухом бесперспективном простое, стоит дорого. К примеру, затраты на аренду вагонов суммарным объемом 5000 т (5% от необходимого Украине объема) составляют более $100 000 в месяц. Очевидно, что трейдеры уже скоро начнут отказываться от нее.
Украинские компании, разместившие запрос на аренду вагонов летом 2022 года, сегодня также вынуждены отказаться от долгожданной оферты. Таким образом, все достижения украинцев в строительстве цепей снабжения нероссийским газом могут быть потеряны. На восстановление логистических возможностей уйдут те же шесть-семь месяцев, которые были потрачены в 2022 году. И все это время мы вряд ли обойдемся без сомнительного газа.
Но это не повод не делать ничего, и ответ власти на мощную атаку россиян на топливном фронте явно заставил себя ждать.
Замечу, что рассчитывать на волшебные эмбарго и другие блокирования со стороны европейских партнеров не стоит. Изгнание российских нефтепродуктов за пределы Европы не поможет. Россиянам хватает запаса экономики, чтобы провести танкеры через полмира для сокрытия российского следа. Например, российское дизтопливо едет из Санкт-Петербурга через всю Европу в Черное море и остается намного дешевле продукта местных производителей.
Другими словами, российский продукт всегда будет ломиться в Европу, в том числе и в Украину. Кстати, главной задачей европейских санкций в отношении российских энергоресурсов было сделать так, чтобы российское горючее доходило до границ цивилизованного мира с минимальной ценой.
Три шага перекрыть источник горючего из РФ
Чтобы критически усложнить импорт горючего российского происхождения в Украину, прежде всего – достаточно отнести его к запрещенному. Именно так, импорт горючего российского происхождения в Украину до сих пор не запрещен: российское горючее Украина юридически не импортирует, оно приезжает к нам с европейскими документами или вообще без них. Хотя сотню других российских товаров постановлением Кабмина №1147 запрещено ввозить на территорию Украины еще с 2015 года.
Это заставит импортеров предоставлять сертификат происхождения товара международного образца, где должно быть четко прописано место производства товара и, если это смесь, то из каких ингредиентов она состоит.
Сейчас страну происхождения товаров можно легко приравнять к стране отправки или стране регистрации продавца товара. И таможня почти не имеет права не поверить импортеру. Как организовать эффективный барьер для горючего с сомнительными документами о производителе – важный вопрос.
Поэтому следующий шаг – обложить непроходимой пошлиной партии, четкое происхождение которых нельзя доказать. Нет подтверждения, что товар не российский – плати пошлину.
Также обязателен к введению жесткий контроль упомянутых сертификатов происхождения горючего. Так уж получилось, что страны-агрегаторы российского горючего – это, как правило, государства с низким уровнем юридической ответственности и намного выше Украины по уровню коррупции. Уже скоро российское горючее будет ломиться везде из отдаленных уголков, как страны Африки или Ближнего Востока, где за разумную плату можно купить все, что угодно.
Материалы по теме
- Категория
- Новости
- Дата
Минэнерго – 200%, Минэкономики пока думает. В Кабмине предлагают ввести пошлину на топливо российского происхождения
- Категория
- Деньги
- Дата
«Россия продает за бесценок». Украину наполняют российским дизелем несмотря на эмбарго. Что планирует делать правительство, чтобы прекратить это
- Категория
- Деньги
- Дата
«Российский автогаз повсюду». Украина закупает сжиженный газ, произведенный в России, на миллионы долларов
- Категория
- Деньги
- Дата
Нефть дорожает, а ОККО, WOG, UPG и другие опускают цены. В чем причины и надолго ли это
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]
Качество автомобильного газа в Украине.
Тесты. Анализы.
В последнее время на рынке автомобильного газа царит некоторое спокойствие – перебоев с поставками нет, цены находятся в привычном диапазоне «чуть меньше» половины стоимости бензина.
При этом количество автопарка «на газу» неуклонно растёт, а предложение стало увеличиваться благодаря нелегальным «бочкам», которые хоть и не массово, но уже снова начали появляться на дорогах.
Эксперты столичного Института потребительских экспертиз провели рейд по крупнейшим сетям АЗС и их незаконных визави с целью проверить качество отпускаемого автомобилистам газа, ведь близится зимний сезон, и параметры такого топлива должны соответствовать холодному периоду.
Проверке подверглись как крупные сети АЗС (БРСМ-НАФТА, WOG, КЛО, Shell, ОККО, Sun Oil, Glusco, Авиас), так и большие сети столицы и регионов (Marshall, Avantage 7) и нескольким «бочкам». Особое внимание специалисты уделили незаконным заправкам и сети Avantage 7, поскольку именно там были зафиксированы необычно низкие цены, иногда на 20-30 процентов ниже остальных сетей. Эксперты отбирали пробы в специальный пробоотборник, после чего образцы доставлялись в сертифицированную лабораторию. Что касается самой процедуры отбора, то сетевые заправки, и «нелегалы», без проблем отпускали топливо для анализа. Более того, на некоторых «бочках» даже стали выдавать фискальный чек, чего ранее за ними наблюдалось крайне редко.
Первым делом эксперты измерили точность налива газа – самый критикуемый водителями параметр. Многие автомобилисты замеряют пробеги, и жалуются на то, что заправляют им газа больше, чем составляет ёмкость баллона. По нормативам, недолив может составлять не более 1%, но добиться такого результата на колонке довольно сложно. Тем не менее, по факту результаты оказались отличные – у всех сетевых заправок точность налива выше 97%. Самый точный налив оказался при отпуске БРСМ- НАФТА и КЛО — 99,0% и WOG– 98,5 процента, Sun Oil – 98% . C другой стороны шкалы — «нелегалы», Marshall и Avantage 7. Здесь недолив составил 10% – 15 %. Справедливости ради, стоит отметить, что недолив может случаться и без злого умысла – такое может случиться из-за не своевременного обслуживания колонок.
В лаборатории образцы тестировались на соответствие требованиям ДСТУ ЕN589:2017 по показателю «Компонентный состав». Как известно, автомобильный газ состоит из смеси пропана и бутана, а также других углеводородов (изобутана, пропилена, этана, этилена и т.д.). Для разных времён года количественное содержание смеси может быть разное – летом это приблизительно 40 : 60 (пропана к бутану), зимой же наоборот – 60 : 40. Ведь чем больше пропана в газе, тем выше давление насыщенных паров и тем лучше пусковые качества и работа топливной аппаратур в зимний период эксплуатации. В целом, все большие сети выдержали испытание, показав хорошие результаты. Но при этом в некоторых сетях газ уже был «готов» к зиме, а в некоторых – нет.
Лучшее соотношение показали образцы автомобильного газа Plus (БРСМ-НАФТА), LPG MUSTANG (WOG) и LPG на заправках КЛО – более 60 % пропана и менее 40 % бутана. Такое соотношение позволяет обеспечить наиболее полное сгорание смеси, а значит, и обеспечит динамику при сохранении экономичности езды.
А вот в газе из «бочки» пропана оказалось рекордно мало – 31 % при норме не ниже 50±10%. Немного лучше цифры в LPG в сети Avantage 7 — 36 % пропана. Для автомобиля это не принесёт существенного вреда, но расход такого газа будет намного больше.
Одним из главных моментов является также марки сжиженного газа. Основных две – ПБА (пропан-бутан автомобильный) и СПБТ (смесь пропана бутана техническая). В чём разница? Первая марка – очищенный газ, адаптированный под использование в автомобилях, вторая – более «грязный», предназначенный для бытовых нужд (например, отопления). И здесь обнаружились неприятные сюрпризы.
Европейский стандарт EN 589-2008 в разделе термины трактует автомобильный сжиженный газ как такой, который содержит незначительное количество непредельных углеводородов (пропилена, бутенов и пентанов (пентенов). В образце, отобранном на нелегальной АГЗС, таковых оказалось намного больше норматива – свыше 10%! Исходя их этих данных, данное топливо нельзя отнести к автомобильному.
По требованиям к СПБТ допускается жидкий остаток до 1,6%, а для ПБА наличие остатка не допускается. Кроме того, допустимое предельное содержание серы в ПБА ниже чем СПБТ (а по требованиям EN 589 – не более 50 мг/кг).
Наличие жидкого остатка в СПБТ при его использовании в автомобилях ведет к накоплению остатка в баках, засорению фильтров, неисправностям топливной аппаратуры.
И еще один немаловажный параметр – плотность газа. Чем она больше, тем больше при прочих равных пробег на одной заправке. В этом параметре самые высокие показатели продемонстрировали образцы сетей WOG, ОККО, БРСМ-НАФТА и КЛО.
В целом, ситуация с качеством автомобильного газа показала, что небольшие сети и нелегальные продавцы грешат продажей бытового газа под видом автомобильного. Крупные же сети продают качественное топливо, украинского или зарубежного производства. Остаётся пожелать, чтобы поставки были ритмичными, и рынок не испытывал дефицита. Автор: Александр Бабенко.
Factbox: Энергетические возможности Украины ограничены в случае перебоев с подачей российского газа газа в Европу.
Российские войска вторглись в Украину с суши, воздуха и моря в четверг, что стало крупнейшим нападением одного государства на другое в Европе со времен Второй мировой войны. читать далее
Украинская энергетическая компания «Нафтогаз» заявила в четверг, что энергетическая инфраструктура страны не подвергалась систематическим обстрелам и «ситуация находится под контролем». читать дальше
Согласно официальным источникам и экспертам, следующие пути возможного удара по энергоснабжению:
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
Внутренняя система газоснабжения интегрирована в транзитные газопроводы и сильно зависит от поставок газа из России в Европу. Транзитные газопроводы позволяют поддерживать необходимый уровень давления в газовой сети Украины для поставок газа как в Европу, так и отечественным потребителям.
Украина не импортирует газ напрямую из России с 2015 года, а покупает его у западных трейдеров в составе российского газа, который идет через территорию Украины в Европу.
В 2021 году Украина потребила 27,3 млрд кубометров газа при собственной добыче около 19,8 млрд кубометров. Импорт составил 2,6 млрд м3, при этом из подземных хранилищ было взято 4,9 млрд м3 газа.
Домохозяйства использовали 32% потребляемого газа; производители тепла 24%; промышленность, армия и другие потребители 44%.
Если Россия сохранит транзит газа через территорию Украины и будут работать транзитные газопроводы, Украина сможет обеспечить газом население и промышленность.
В холодное время года Украина потребляет около 140-150 млн кубометров газа в сутки, в том числе собственной добычи 55 млн кубометров. Из подземных хранилищ можно взять до 90 млн м3.
В последние месяцы Украина не импортирует газ, но имеет 11,3 млрд кубометров газа в хранилищах, принадлежащих украинским компаниям.
В случае прекращения транзита или разрушения транзитных газопроводов, по словам источников, знакомых с ситуацией в отрасли, Украина сможет обеспечить газом население и объекты критической инфраструктуры в течение 5-7 дней, в зависимости от погодных и других условий.
Если бы транзит был остановлен, давление в системе начало бы снижаться и Украина не имела бы достаточных объемов газа в хранилищах для поддержания давления и подачи газа потребителям.
Отключение подачи газа в промышленность может продлить срок службы системы на несколько дней, говорят источники.
Теоретически газ можно было бы импортировать в количестве до 40 млн м3 в сутки, но это едва ли возможно из-за отсутствия в Европе свободных ресурсов и средств на его покупку.
Замена газа другим видом энергии, например электричеством, возможна лишь частично, поскольку страна использует газ для производства электроэнергии и не имеет достаточных запасов угля для своих угольных электростанций.
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА
По данным Министерства энергетики, Украина потребляет около 23 000 МВт и имеет дополнительные мощности для производства еще 3 400 МВт.
Около 55% производства обеспечивают четыре украинские АЭС, 29% — тепловые.
Однако часть тепловой генерации работает на газе, потребляя до 10 млн кубометров в день, что означает, что любой перебой в подаче газа повлечет за собой эффект домино.
Другие тепловые электростанции работают на угле. В 2014 году пророссийские сепаратисты получили контроль практически над всеми украинскими угольными шахтами, которые ранее поставляли уголь на ТЭС страны, и Украина вынуждена импортировать уголь, в основном морским путем.
В правительстве говорят, что у генерирующих компаний есть контракты на поставку импортного угля до окончания отопительного сезона. Однако небольшие запасы угля на тепловых станциях не позволяют увеличить выработку.
Украина также импортирует электроэнергию из Белоруссии, но ее поставки зависят от политической воли Минска, союзника России, и безопасности линий электропередач.
Украина не имеет технической возможности импортировать электроэнергию из Европы для потребителей всех регионов.
БЕНЗИН
Украина почти на 50% зависит от импорта бензина из Беларуси, поставки которого в 2021 году выросли на 17% и составили около 1 млн тонн. В важном для вооруженных сил секторе дизельного топлива доля российских поставок составила около 30%, или 2 млн тонн.
Репортаж Павла Политюка и Нины Честни; Под редакцией Хью Лоусона
Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters. Украина хочет хранить стратегические запасы газа Европы , 2023 г., установить ценовой потолок в 100 долларов за баррель на продажу российского дизельного топлива, чтобы совпасть с эмбарго ЕС на топливо — шаги, направленные на прекращение энергетической зависимости блока от России и ограничение денег, которые Москва зарабатывает для финансирования своей войны в Украине. . Фотография из файла AP Майкла Пробста.
Спустя почти год после полномасштабного вторжения России Украина стремится закрепить свое присутствие в энергетической экономике Европы. 27 января национальный оператор хранения газа Украины «Укртрансгаз» ускорил процесс сертификации на использование своих подземных хранилищ газа для хранения части стратегических запасов газа Европейского Союза.
В Украине имеется 12 подземных хранилищ газа общей емкостью около 31 млрд кубометров. Те объекты, которые долгие годы недоиспользовались, также будут открыты для иностранных компаний для хранения своего газа для поставки в Европу.
«Успешная сертификация даст «Укртрансгазу» право впервые хранить в украинских газохранилищах не только газ частных иностранных компаний, но и стратегические запасы газа стран-членов ЕС», — говорится в сообщении «Укртрансгаза» в понедельник.
Согласно данным Gas Infrastructure Europe, в среду подземные хранилища газа в ЕС были заполнены на 72%. В то время Украина, не являющаяся членом ЕС, использовала лишь около 20% своего общего потенциала подземных хранилищ газа.
Бензовоз едет по шоссе во Франкфурте, Германия, 27 января 2023 г. совпадает с эмбарго ЕС на топливо — шаги, направленные на прекращение энергетической зависимости блока от России и ограничение денег, которые Москва зарабатывает на финансирование своей войны в Украине. Фотография из файла AP Майкла Пробста.
В пересчете на тераватт-часы мощность подземных хранилищ газа Украины составляет около 30% доступного объема резервных хранилищ газа в ЕС. Таким образом, подземные хранилища Украины, если они будут полностью заполнены, потенциально могут увеличить общие стратегические запасы газа ЕС примерно на 20%.
24 января Национальная комиссия регулирования энергетики и коммунальных услуг Украины приняла решение утвердить «Укртрансгаз» в качестве европейского оператора газохранилищ. 27 января «Укртрансгаз» официально запросил сертификацию проекта — процесс, в котором участвуют европейские регуляторы и который может занять несколько месяцев.
В ожидании согласования «Укртрансгаз» уже начал ремонтные работы на некоторых газохранилищах. Согласно заявлению «Укртрансгаза», его подземные хранилища газа «остаются под усиленной охраной и продолжают работать в обычном режиме».
В 2021 году ЕС импортировал около 155 миллиардов кубометров российского газа, что составляет примерно 45% от общего объема импорта природного газа блоком. Тем не менее, вторжение России в Украину изменило энергетический рынок Европы. К августу 2022 года только 17% импорта природного газа ЕС приходилось на Россию.
Президент Украины Владимир Зеленский (в центре), председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен (справа) и председатель Европейского совета Шарль Мишель обмениваются рукопожатием во время саммита Украина-ЕС в Киеве, Украина, пятница, 3 февраля 2023 г. Украинская президентская пресса Офис через точку доступа.
Москва также приостановила экспорт энергоносителей в Европу, намереваясь вынудить западных лидеров снять санкции против России и пересмотреть свою поддержку Украины. Однако энергетический шантаж России имел неприятные последствия, вынудив ЕС ускорить разрыв с экспортом российского топлива. По данным Центра исследований энергетики и чистого воздуха, или CREA, финской исследовательской группы, последующий запрет ЕС на нефть и ценовой потолок обходились России примерно в 180 миллионов долларов в день.
«За последний год ЕС предпринял масштабные шаги, чтобы перекрыть свою зависимость от импорта топлива из России и прекратить финансирование неспровоцированного и незаконного нападения Кремля на Украину и Европу», — сообщил CREA 11 января.
«Поэтому дальнейшее сокращение доходов Кремля существенно ослабит способность страны продолжать наступление и поможет положить конец войне».
Предвидя дефицит энергии этой зимой, ЕС поручил своим государствам-членам начать запасаться запасами газа летом. В июне 2022 года Европейский парламент принял резолюцию, предписывающую к ноябрю заполнить подземные хранилища газа ЕС как минимум на 80%.
Грузовик на заправочной станции во Франкфурте, Германия, 27 января 2023 г. Правительства Европейского Союза предварительно договорились в пятницу, 3 февраля 2023 г., установить ценовой потолок в 100 долларов за баррель для продаж российского дизельного топлива, чтобы совпасть с эмбарго ЕС на топливо — шаги, направленные на прекращение энергетической зависимости блока от России и ограничение денег, которые Москва зарабатывает на финансирование своей войны в Украине. Фотография из файла AP, сделанная Майклом Пробстом.
Согласно веб-сайту Европарламента: «В ответ на войну России против Украины этот закон направлен на более быстрое пополнение стратегических запасов газа в Европе до зимы, чтобы обеспечить безопасность поставок энергии».
Помимо обеспечения энергетической безопасности Европы, дополнительные подземные хранилища газа Украины также принесут ценный доход Киеву, поскольку поток российского газа в Европу сократился до минимума.
На протяжении десятилетий российский газ поступал в Европу в основном по украинским трубопроводам. Эта договоренность принесла Киеву много денег. До 2019 годаУкраина зарабатывала около 3 миллиардов долларов в год на плате за транзит российского газа.
Россия сократила транзит газа через Украину после 2019 года, но поток так и не закончился. Согласно соглашению 2019 года, украинские трубопроводы должны были транспортировать 65 миллиардов кубометров российского газа в Европу в 2020 году, а затем по 40 миллиардов кубометров газа ежегодно до 2024 года, что обеспечило Киеву источник дохода в размере около 7 миллиардов долларов в течение пяти лет. .
Иштван Секерес, инженер Венгерской нефтегазовой компании, проверяет приемный участок нефтепровода «Дружба» на крупнейшем в стране нефтеперерабатывающем заводе в Сажаломбате, к югу от Будапешта, Венгрия, 9 января., 2007. Несколько стран в Европе, зависящих от российских энергоносителей, понесли еще один удар, когда во вторник, 9 августа 2022 г. , было подтверждено, что поставки нефти по критически важному трубопроводу остановлены. Российский государственный трубопроводный оператор «Транснефть» заявил, что приостановил поставки по южной ветке нефтепровода «Дружба», который проходит через Украину в Чехию, Словакию и Венгрию. Фотография из файла AP Белы Сандельски.
Даже после полномасштабного вторжения России в феврале 2022 года российский газ продолжал относительно неуклонно поступать через Украину европейским клиентам. Только к маю 2022 года объем упал примерно на 60%. И это падение не было результатом повреждения украинских трубопроводов во время войны; это произошло из-за обмана со стороны российской государственной газовой компании «Газпром».
«Газпром… без объяснения причин сокращает поставки по всем доступным транзитным маршрутам, даже прибегая к сжиганию газа, но не транспортируя его в ЕС. Технических причин для ограничения поставок газа в ЕС нет. Тем не менее, Россия сокращает объемы экспорта», — сообщил в августе оператор газотранспортной системы Украины ГТСУ.
По состоянию на декабрь 2022 года российский газ все еще поступал по украинским трубопроводам в Европу, говорится в сообщении ГТСУ.
Открыв свои газохранилища европейским клиентам, Киев может компенсировать часть уменьшившихся доходов от транзитных трубопроводов. 29 декабряВ заявлении оператор газотранспортной системы Украины, ГТСУ, настаивал на том, чтобы страны Юго-Восточной Европы использовали украинские газохранилища, а также ее транзитные трубопроводы для транспортировки природного газа по всему региону.
«Открывая новые возможности для существующей газовой инфраструктуры, мы делаем совместные инвестиции в укрепление энергетической безопасности региона не только [для] Украины», — говорится в заявлении директора ГТСУ по государственным и международным связям Ольги Бельковой.
Читать дальше: Российские предприятия предлагают награду за уничтоженные танки Abrams
Нолан Петерсон
Нолан Петерсон — старший редактор Журнал Coffee or Die и автор книги Почему солдаты скучают по войне .
Leave a Reply