Школьное образование в Финляндии по оценке PISA
Читательская, математическая, и естественнонаучная грамотность финских учеников традиционно оказывается на высоком уровне, согласно исследованиям PISA. Но почему Финляндия остается в группе лидеров?
Впереди планеты всей
Однажды я заглянула в учебник финского школьника, сидящего рядом со мной в поезде. Мальчик, которому на вид было 11-12 лет, решал неравенство с таблицей умножения. Я удивилась: такие примеры российские ученики решают на два года раньше. Позже, глядя на финских детей, создалось впечатление, что они учатся играючи. В то время как мои московские племянники ежедневно тратят 3-4 часа на выполнение домашнего задания, финские ученики делают его за час. Казалось, российское образование основательнее и академичнее. Но когда я узнала результаты исследования PISA, моему изумлению не было предела: Суоми блистала в группе лидеров, а Россия была в аутсайдерах. Финское школьное образование оказалось одним из самых качественных в мире. За счет чего? – мучил меня вопрос.
Знания и практика
Основной целью авторитетного исследования PISA является не оценка усвоения учениками школьной программы, а их способность применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В PISA-2009 приняли участие 15-летние подростки из 65 стран. На этот раз областью исследования стали читательская, математическая и естественнонаучная грамотности учащихся.
Кафедра педагогических исследований Университета Ювяскюла провела этот тест в 203 школах Финляндии. По случайной выборке в поле зрения специалистов попали 6451 ученика, 91% которых и прошли тестирование. Теперь Финляндия в буквальном смысле ликует. И читательская, и математическая, и естественнонаучная грамотности учеников оказались на высоком уровне.
Так, по естественнонаучной грамотности Финляндия уступила лишь Шанхаю, который не входит в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития), а по чтению еще и Корее. По математическим умениям Суоми заняла 2-е место среди стран-членов ОЭСР и 6-е по всем участникам.
Как хорошо уметь читать
Грамотности чтения, ставшей главной областью исследования PISA-2009, посветили две третьих времени тестирования. Понятно, что читать умеют все дети. А вот находить информацию в текстах различного содержания, осмыслять, оценивать ее и использовать прочитанное в разных жизненных ситуациях – это уже совсем другое. Именно на этом и сосредоточились исследователи. Школьники анализировали не только художественно-литературные отрывки, но и тексты делового стиля: инструкции, объявления, рекламу, расписание авиарейсов, анкету для приема на работу.
Финские учащиеся особенно умело находили нужную информацию, критически оценивали ее и последовательно излагали свои суждения. И в этом нет ничего удивительного, потому что финнов с детства учат соотносить разные точки зрения на явления, события и толковать их смысл. В других европейских странах грамотность чтения оказалась намного ниже. Так, лучшими после Финляндии стали Нидерланды, занявшие лишь 10-е место.
Интересно, что во время исследования выяснилось, что девочки во всех странах мира читают лучше, чем мальчики. Причем, в Суоми разница в пользу женского пола оказалась самой большой среди всех стран-участниц ОЭСР.
Сравните и объясните
С математикой у финских детей тоже все в порядке. Их математические умения остались на том же высоком уровне, как и при исследовании в 2003 году. Причем, доля учащихся, слабо справившихся с заданиями, была в Суоми самой маленькой по сравнению с другими странами. Со всем, что требуется от математически грамотного человека – иметь пространственные представления, работать с формулами, находить периметра, площади нестандартных фигур и главное – применять эти знания в реальных ситуациях – финские школьники отлично справились.
А в естественнонаучном тесте ученики искали нужную информацию в текстах, таблицах, рисунках и диаграммах. К тому же подростки анализировали и сравнивали результаты проведенных естественнонаучных экспериментов, объясняли окружающие явления, используя научные понятия и термины. В итоге результат финнов стал вторым после Шанхая.
Формула успеха
Такие достижения Финляндии в международных исследованиях не могут не впечатлять. Теперь понятно, почему финское образование так ценится в Европе.
Высокое качество обучения складывается из многих факторов. Каждый ребенок, вне зависимости от того, богаты его родители или бедны, получает бесплатное школьное образование. Все учебные заведения в любой части страны – прекрасно оснащены и оборудованы. А профессия учителя – не только престижна, но и хорошо оплачиваема. И самое главное – школьная система образования имеет большую практическую направленность, что соответствует международным нормам. Здесь ориентируются не на усвоение учениками большого объема знаний, как это происходит в России, а учат применять полученные знания и умения в жизни. При этом в Суоми не забывают, что дети есть дети. И помимо учебы они должны еще играть, бегать, гонять на велосипедах, кататься на коньках и санках, а не корпеть весь вечер над уроками.
Эта финская формула успеха – прекрасный пример для других стран.
Текст: Анна Лиукко, обновлено в июле 2021 г.
Система образования в Финляндии — особенности школьного и дошкольного финского образования
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
Как работает финская система образования?
Чем отличается финская система образования?
Дошкольное образование
Школьное образование
Среднее специальное образование
Высшее образование
Почему финская система образования считается лучшей в мире?
Мировой образовательный рынок активно перенимает опыт финских педагогов, ведь система образования Финляндии считается лучшей в мире. Расскажем, как устроена финская методика обучения детей.
Как работает финская система образования?
Фото: medium.com
Финская система образования начала формироваться в 60-х годах XX века. Сегодня она представляет собой четыре традиционных звена образования:
- дошкольное,
- школьное,
- высшее,
- среднее специальное.
Уроки ведутся на двух языках, шведском и финском, — они признаны государственными языками. В школах, принимающих иностранных детей, работают носители языка. Тьюторы помогают иностранным детям влиться в школьный коллектив и привыкнуть к незнакомой системе.
Чем отличается финская система образования?
Фото: sharemylesson.com
Почти все учебные дисциплины построены вокруг прикладных навыков. Детей учат рассуждать, анализировать, проводить эксперименты и опыты, собирать статистику. Их обучают базовым вещам, которые пригодятся для того, чтобы стать уверенным, умным и ответственным взрослым. Это объясняет то, почему финские ученики показывают отличные, но не выдающиеся результаты на мировых олимпиадах.
Дошкольное образование
Фото: finland.fi
Финские детские сады принимают детей с восьми месяцев. Дошкольное образование считают обязательным для развития социальных навыков. Дети от года до семи лет обучаются только по игровым методикам.
Родители платят за дошкольное образование. Стоимость года обучения зависит от уровня семейных доходов. Предусмотрены государственные пособия для тех семей, которые не могут оплачивать детский сад.
Особенности финского дошкольного образования:
- Построено на индивидуальном подходе. Воспитатели и тьюторы развивают творческие навыки и ведут индивидуальную статистику по каждому ребёнку, без коллективных срезов знаний.
- Основано на стремлении вырастить общественно полезного гражданина. С раннего возраста педагоги прививают ученикам социальные навыки: заботу о других людях, позитивное отношение к обществу и другим культурам.
- Даже маленьким детям даётся возможность быть независимыми. Игры, проводимые на групповых занятиях, нацелены на то, чтобы ребёнок как можно раньше научился осознанно принимать решения и заботиться о себе.
- Дети не обделены вниманием взрослых. В финских детских садах есть закреплённое соотношение взрослых и детей. Например, в группе, состоящей из 12-ти детей до трёх лет, постоянно должны находиться один педагог и два тьютора. За старшей группой из 20-детей закрепляют трёх педагогов и двух тьюторов.
Какие уроки проводятся в финском детском саду?
Вместо уроков чтения и математики проводятся занятия по естествознанию. Финские дети изучают природу, животных, взаимосвязь всего живого. Уже в детских садах дети учатся защищать собственные проекты и выступать перед коллективом: они рассказывают о себе, представляют свои исследования и эксперименты.
Школьное образование
Фото: finland.fi
Школьное образование делится на две ступени обучения: начальную и старшую. Образовательная программа, школьные учебники и принадлежности, обеды и проезд в городском транспорте — все это бесплатно для каждого ученика. В финской школьной среде нет места коммерции.
Начальная школа
Основана на базовых предметных знаниях. Первые четыре года школьники изучают математику, чтение, родной язык и природоведение. Кроме этого они ходят на разнообразные творческие занятия: хоровое пение, лепка, рисование, музыка. К окончанию начальной школы (6 класс) дети осваивают начальные знания по основным предметам, среди которых два иностранных и два родных языка.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! В начальной школе финны уделяют большое внимание гиперактивным детям и детям с нарушенным восприятием. Постепенно с помощью игр и индивидуальных занятий непоседливых учеников мягко приучают к коллективной работе.
Старшая школа
Обучение длится 3-4 года, в 10 класс ученики идут по своему желанию. В школьной программе старшей школы есть обязательные предметы и дисциплины, которые дети посещают по выбору. В отличие от начальной ступени, в старшей школе учителя оценивают уровень знаний учеников. Оценки выставляются в закрытом журнале, который доступен ученику и его родителям. В классе оценки не обсуждаются. Если ребёнок получает низкие итоговые оценки, то в начале следующего учебного года он обязан снова показать уровень знаний. Домашних заданий практически нет, вся работа проводится в школе. Программа девятого года обучения сосредоточена на изучении профессий. Ученики посещают производства и предприятия, чтобы поближе познакомиться с организацией рабочих процессов.
Особенности финского школьного образования
- Дети проводят как можно больше времени на свежем воздухе. Ученики начальной школы выходят на улицу каждую перемену. Дети постарше занимаются спортом несколько раз в неделю и посещают школьные секции по выбору (танцы, йога, плавание, зимние виды спорта).
- Гаджеты включены в рабочий процесс. В школах предоставляют планшеты и компьютеры для расширенного обучения.
- В финской школе есть проектные недели. Это период, когда дети учатся не по предметам, а готовят проекты по междисциплинарным темам. Финские педагоги считают, что опыт слияния предметов помогает детям научиться решать нестандартные задачи и стать в будущем разносторонними специалистами.
- В Финляндии нет школьных инспекторов и комиссий по качеству образования. Есть единая система, которой следуют все учителя. Отчётности внутри школы сведены к минимуму, всё внимание учителя сосредоточено на укреплении дружеской связи с учениками.
- Выпускные экзамены ребёнок сдаёт по своему желанию, а контрольные и годовые срезы проводятся на усмотрение учителя.
- Все дети, посещающие образовательное учреждение, состоят на учёте социальной службы. Её работники ежемесячно навещают семьи, чтобы оценить условия содержания ребёнка и микроклимат семьи.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы посмотрите на финскую учебную нагрузку по теоретическим предметам и на список изучаемых тем, то удивитесь. По российским меркам программа покажется слишком лёгкой. Дело в том, что в Финляндии много учебных часов занимают прикладные навыки. Например, в рамках курса математики детям рассказывают о подсчёте налогов, зарплат, статистике рынка труда и цифрах экологического следа страны.
Правда ли, что в финских школах не ставят оценок?
В финских школах есть своя позитивная методика оценивания знаний. Это не просто балльная система, а метод учительских комментариев. Педагоги сосредоточены на успехах ученика, негативная оценка выглядит так: «не засчитывается; обрати внимание на это; пересдай». В финских школах принято вести дневник самооценки, в котором ученик отмечает свои сильные и слабые стороны. Он может записать темы, которые не получилось разобрать. По желанию ребёнка дневник передаётся учителю. Преподаватель может прокомментировать мысли ученика о проделанной работе.
Среднее специальное образование
Фото: pravonachudo.ru
После окончания средней школы ученики поступают в гимназии и колледжи для изучения специальностей. Зачисление в колледж происходит на основании средних школьных оценок, дополнительных испытаний нет. Программ обучения очень много, все они основаны на приобретении практических навыков. Обучение длится от года до четырёх, в зависимости от сложности программы.
- Выпускники колледжа устраиваются на работу.
- Выпускники лицея сдают экзамены, чтобы стать абитуриентами и претендовать на дальнейшее обучение в университете.
Высшее образование
Фото: evroportal.ru
Высшее образование в Финляндии бесплатно для граждан страны и иностранцев. Каждый институт самостоятельно выбирает форму вступительных экзаменов и дисциплины, которые войдут в образовательную программу. Степень бакалавра присваивается на третьем или четвёртом году обучения. Для защиты степени магистра нужно проучиться в университете ещё два года. Научные работники защищают магистерскую программу на основе проведённого исследования. Студенты политехнических институтов для успешного окончания магистратуры работают три года по своей специальности.
Почему финская система образования считается лучшей в мире?
- Исследователь мировых школьных образовательных систем Тимоти Уокер так объяснил достижение финской системы образования: обучение в школе приносит финским детям радость.
- Учебный процесс построен грамотно благодаря хорошим специалистам. Педагог — уважаемая профессия в Финляндии. Абитуриенты проходят серьёзный конкурсный отбор при поступлении на педагогический факультет. Работать в школах могут только специалисты с магистерской степенью или выше.
- Школы всех финляндских регионов равны: соответствуют одной системе, ориентируются на одни стандарты.
- Все школы финансируются из бюджета страны. Частных школ в Финляндии нет.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! В международном рейтинге качества образования PISA лидирующие позиции занимают азиатские страны. Финляндия находится на 4-5 позиции, так как финны больше сосредоточены не на результатах, а на качестве образования и поддержании здоровой школьной атмосферы.
27 Удивительные факты и статистика финской системы образования
Becton Loveless
Последнее обновление:
как они используют радикальные (по сравнению с Великобританией и США) идеи, чтобы добиться своего статуса одного из лучших.
Куда бы вы ни посмотрели, доказательства не кажутся ложными, но как именно финская система образования достигает такого величия? Их ученики превосходят студентов в США и Великобритании в большинстве, если не во всех областях, а их учителя наслаждаются гораздо лучшим балансом между работой и личной жизнью. Давайте углубимся в некоторые вещи, которые делают финны.
Программа международной оценки учащихся (PISA), исследование, проводимое Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) каждые три года, регулярно публикует данные, которые показывают, что американские и британские учащиеся серьезно отстают во многих оценках успеваемости.
Финская система образования
#1 Финские дети начинают учиться в более позднем возрасте, чем во многих странах. Они идут в школу в возрасте 7 лет и считают, что «запуск детей в школу до того, как они будут естественным образом готовы к развитию, не имеет научно доказанных долгосрочных преимуществ».
#2 До 7 лет финские школьники могут посещать детский сад/детский сад, но там они не получают формального образования. Вместо этого они сосредотачиваются на творческой игре. «Им нужно время, чтобы играть и быть физически активными. Это время для творчества». — говорит Тийна Марджониеми, руководитель детского сада Franzenia в Хельсинки. The Guardian
#3 На каждые 45 минут обучения учащиеся получают 15 минут игры.
#4 Обучение в школе является обязательным только в течение 11 лет, что означает, что учащиеся могут прекратить обучение в возрасте 18 лет. Все, что после этого, является необязательным. Предполагается, что эта идея подготовит финских студентов к реальному миру.
#5 Учащиеся, окончившие школу, вообще не оцениваются в течение первых шести лет обучения.
#6 Учащиеся в Финляндии должны сдавать централизованный экзамен (Национальный экзамен на аттестат зрелости) только в возрасте 18-19 лет (после 12 лет обучения в школе).
Финляндия Школьные часы
#7 Финские учащиеся проводят наименьшее количество учебных часов в неделю в развитых странах, но при этом получают наилучшие результаты в долгосрочной перспективе. Учебный день начинается с 8 до 9 утра и заканчивается в 14 часов.
Рейтинг образования Финляндии
#8 Школы в Финляндии никоим образом не ранжируются, не проводится сравнение между школами, регионами, учителями или даже учениками. Они считают, что ключом к успеху является сотрудничество, а не конкуренция.
#9 Финские учителя – одни из самых квалифицированных в мире. Требования для того, чтобы стать учителем в Финляндии, очень высоки, только около 10% лучших претендентов успешны, и все они имеют степень магистра (которая, кстати, полностью субсидируется!).
#10 Финские учителя имеют такой же статус, как врачи и юристы. ( Хотел бы я, чтобы так было в Великобритании! )
#11 Финский Учителя не оцениваются. Это, вероятно, является прямым результатом их строгого процесса отбора, и из-за этого в Финляндии они не чувствуют необходимости постоянно оценивать и оценивать своих учителей. Если учитель работает неудовлетворительно, то с этим должен справиться директор/директор школы. Паси Сальберг, директор Министерства образования Финляндии и автор книги «Уроки финского языка», так сказал об ответственности учителей:
«В финском нет слова «подотчетность»… Подотчетность — это то, что остается после вычета ответственности».
#12 Школы не проверяются. Школьные инспекции были фактически отменены в Финляндии в начале 1990-х годов. У них есть идеология, которую они могут направлять и помогать посредством поддержки и финансирования. Опять же, они доверяют профессионализму учителей и руководителей школ. Школы поощряются к самооценке вместе.
#13 Отборных или частных школ нет. Одной из причин отсутствия конкуренции между финскими школами является то, что все школы финансируются за счет государственных средств. Отсутствие конкуренции = равные условия.
#14 Все финские школьники получают бесплатное школьное питание на протяжении всей школы!. С 1943 года на протяжении всех 9 лет обучения в школе всех учащихся кормят полезным горячим обедом. (Huffingtonpost.com)
#15 Все финские учащиеся имеют доступ к поддержке, которая предоставляется индивидуально в зависимости от их конкретных потребностей с самого начала их школьной карьеры. Они считают, что у каждого ребенка есть особые потребности, и поэтому специальное образование предназначено для всех.
#16 Основы являются приоритетом. Вместо того, чтобы сосредоточиться на повышении результатов тестов и доминировании в математике, естественных науках и английском языке, финская система образования фокусируется на создании здоровой и гармоничной среды для учащихся и обучения. Идеология финской системы образования заключается в том, что образование должно быть «инструментом для уравновешивания социального неравенства».
#17 У финских учащихся один и тот же учитель до 6 лет их школьной карьеры. Это один из столпов их идеологии гармоничной образовательной среды. Это позволяет отношениям ученика и учителя расти из года в год, обеспечивая гораздо более глубокий уровень доверия и уважения, чем только один год.
Финляндия Образовательная программа
#18 У финских школьников меньше домашних заданий, чем у любого другого школьника на планете. Даже несмотря на меньшее количество учебных часов, они все равно получают все, что им нужно, во время учебы в школе. Это, в свою очередь, основывается на способности финского ребенка расти и учиться, становясь счастливым и ответственным взрослым.
#19 Все классы имеют смешанные способности. Это непопулярно во многих системах образования в Великобритании и США (я знаю, моя собственная школа недавно приняла эту политику (лично мне это нравится), и может быть много учителей, которым это не нравится. Однако, в некоторых из наиболее успешных систем образования есть классы со смешанными способностями, так что это работает!
#20 Финский Студенты изучают больше языков. Они изучают финский язык с первого дня в школе. В 9 лет они начинают изучать свой второй язык (обычно это английский). К 11 годам они начинают учить шведский, второй язык Финляндии. Многие ученики даже начинают изучать четвертый язык в 13 лет. Их проверяют только по первым двум языкам на выпускном экзамене в конце средней школы.
#21 Учителя обычно проводят только 4 часа в день в классе и имеют 2 часа каждую неделю для профессионального развития, что снижает стресс учителя.
#22 Национальная учебная программа Финляндии представляет собой общее руководство, позволяющее учителям использовать свой собственный стиль и идеи в классе. Это основано на доверии финской системы образования к своим учителям.
Финляндия Статистика образования
#23 93% учащихся заканчивают среднюю школу. Больше, чем в США.
#24 66% старшеклассников продолжают обучение (колледж или курсы профессионального обучения).
#25 В Финляндии расходы на одного учащегося примерно на 30% меньше, чем в США, Великобритании, Японии и Германии. (Показатели ОЭСР)
#26 Чуть менее 100% учащихся 9-х классов в Финляндии переходят в среднюю школу. В эту цифру входит большинство детей с тяжелыми формами инвалидности (smithsonian. com)
#27 43% учащихся дополнительного образования (16+) посещают профессионально-технические училища.
Итак, финские студенты и преподаватели являются частью большой системы. Поработав с несколькими финскими учителями, я могу сказать вам, что их идеология и эти стратегии очень хорошо работают!
Похожие сообщения:
ВВЕДЕНИЕ В ФИНЛЯНДСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (FE101) | CCE Finland
Home— Образовательная модель Финляндии
Введение в систему образования Финляндии
Курс финского образования (FE101)
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ
Классы в финском языке обычно описываются как ориентированные на учащегося – поскольку упор делается на самооценку учащихся
Ожидается, что учащиеся будут играть активную роль в разработке собственной учебной деятельности
Ожидается, что учащиеся будут совместно работать в группах над проектами, и большое внимание уделяется проектам, выходящим за рамки традиционных предметных или дисциплинарных границ
Политика в области образования:
Предоставление всем гражданам равных возможностей для получения высококачественного образования и обучения является долгосрочной целью политики Финляндии в области образования. Ключевыми словами финской образовательной политики являются качество, эффективность, справедливость и интернационализация. Основное право на образование и культуру закреплено в Конституции. Политика построена на принципах обучения на протяжении всей жизни и бесплатного образования. Образование рассматривается как ключ к конкурентоспособности и благополучию общества.
Существует широко распространенный консенсус в отношении основных столпов образовательной политики, и эта политика характеризуется сотрудничеством и преемственностью — эволюцией, а не революцией. Трехстороннее партнерство между правительством, профсоюзами и организациями работодателей является неотъемлемой частью разработки политики. Участие и консультации широкого круга различных заинтересованных сторон играют центральную роль в реформе образования. Учителя и Профсоюз образования как их представитель являются ключевыми игроками в развитии образования. Основные цели и общие направления политики определяются на центральном уровне, но их реализация является обязанностью местного уровня. Основным руководящим документом финской политики в области образования является Государственный план развития образования и научных исследований.
Основной целью политики Финляндии в области образования является предоставление всем гражданам равных возможностей для получения образования. Структура системы образования отражает эти принципы. Система обладает высокой проницаемостью, то есть в ней нет тупиков, препятствующих продвижению на более высокие уровни образования.
Основное внимание в образовании уделяется обучению, а не тестированию. В Финляндии нет национальных тестов для учащихся базового образования. Вместо этого учителя несут ответственность за оценку по своим предметам на основе целей, включенных в учебную программу.
Единственный национальный экзамен, экзамен на аттестат зрелости, проводится в конце общего среднего образования. Обычно прием в высшие учебные заведения основывается на результатах вступительных экзаменов и вступительных испытаний.
Управление основано на принципе децентрализации с начала 1990-х годов. Провайдеры образования несут ответственность за организацию практического обучения, а также за эффективность и качество предоставляемого образования. Местные власти также определяют, какая автономия передается школам. Например, управление бюджетом, закупки и подбор персонала часто являются обязанностью школ.
Политехнические институты и университеты пользуются широкой автономией. Деятельность как политехнических вузов, так и университетов построена на свободе образования и исследований. Они организуют собственную администрацию, принимают решения о приеме студентов и разрабатывают содержание программ на получение степени.
Большая часть образования и обучения финансируется государством. Плата за обучение не взимается ни на одном уровне образования. В базовом образовании также бесплатно предоставляются школьные принадлежности, школьное питание и проезд до работы. В старших классах средней школы учащиеся платят за учебники и транспорт. Кроме того, существует хорошо развитая система учебных грантов и кредитов. Финансовая помощь может быть предоставлена на очное обучение в старших классах средней школы и в высших учебных заведениях.
Учителя в Финляндии:
Наслаждайтесь педагогической автономией в классе
Считаются педагогическими экспертами
Им доверена значительная самостоятельность в классе.
Иметь право принимать решения в отношении школьной политики и управления
Принимают активное участие в составлении местных учебных программ и в работе по развитию.
Ответственность за выбор учебников и методов обучения
Глубокое погружение:
Поддерживается обучение и благополучие учащихся, и соответствующие инструкции были включены в общенациональную основу учебной программы.
И школы, и результаты обучения, и оценка учащихся носят характер поощрения и поддержки.
Цель состоит в том, чтобы предоставить информацию, которая поможет как школам, так и ученикам развивать
Отсутствуют национальные тесты результатов обучения и списки рейтингов школ
Учителя всех уровней образования хорошо подготовлены и полностью привержены своей работе
Все учителя должны иметь степень магистра, а начальная подготовка учителей включает в себя практическую подготовку преподавателей
Профессия учителя в Финляндии ценится и пользуется популярностью, поэтому среди молодежи выбирают лучших студентов
В Финляндии большое внимание уделяется предметной педагогике для будущих учителей начальных и старших классов.
Дошкольное образование и уход
Все дети дошкольного возраста имеют субъективное право на дошкольное образование и уход (РДО). Муниципалитеты несут ответственность за организацию услуг РОУД, за их качество и контроль. Семьи также могут выбрать субсидируемые государством частные настройки ECEC. Финский ECEC основан на комплексном подходе к уходу, образованию и обучению, так называемой модели «Educare». Обучение через игру имеет важное значение.
Основной формой РОУД являются детские сады, организуемые в детских садах и семейных детских садах. Содержание ECEC определяется Национальными руководящими принципами учебной программы по ECEC (2018 г.). Другие формы услуг дошкольного образования включают клубы, находящиеся в ведении местных приходов и других неправительственных организаций, а также различные формы открытых мероприятий по обучению детей младшего возраста, организуемых муниципалитетами для детей и их семей. За участие в ECEC взимается плата, размер которой зависит от дохода семьи и количества детей. Плата за обслуживание клиентов муниципальных детских садов покрывает около 14 процентов от общих расходов на детские сады.
Базовое образование является неселективным
Цель базового образования состоит в том, чтобы помочь учащимся в их стремлении к человечности и этически ответственному членству в обществе, а также предоставить им знания и навыки, необходимые в жизни.
Базовое образование длится девять лет и рассчитано на всех детей в возрасте от 7 до 16 лет. Школы не выбирают своих учеников. Каждому ученику выделяется место в ближайшей школе, но он также может выбрать другую школу с некоторыми ограничениями.
Все школы следуют основному национальному учебному плану, который включает цели и основное содержание различных предметов. Поставщики образовательных услуг, обычно местные органы образования и сами школы, разрабатывают свои собственные учебные программы в рамках основной национальной учебной программы.
Полное среднее образование и профессиональная подготовка
После обязательного основного образования выпускники школ выбирают общее или профессиональное полное среднее образование. Обе формы обычно занимают три года и дают право на получение высшего образования. Профессиональное образование и обучение популярны в Финляндии, более 40 процентов соответствующей возрастной группы начинают обучение в профессиональной гимназии сразу после получения базового образования. Крупнейшими областями являются технологии, связь и транспорт, а также социальные услуги, здравоохранение и спорт.
Отбор учащихся в старшие классы средней школы осуществляется на основе их среднего балла по теоретическим предметам в аттестате об основном образовании. Также могут использоваться вступительные тесты и тесты на способности, а учащимся могут начисляться баллы за хобби и другие соответствующие занятия.
Профессиональная квалификация может быть получена в старших классах ПОО, профессиональном обучении или в качестве квалификаций, основанных на компетентности. Большинство молодых учащихся завершают свое полное среднее профессиональное образование в профессиональных учебных заведениях. Квалификации, основанные на компетенциях, обычно проходят взрослые.
Педагогический подход
Концепция обучения, при которой учащиеся владеют деятельностью и взаимодействием с учителем, другими учащимися и учебной средой, имеет важное значение для руководства школьными занятиями, преподавания, контроля организации
Студент обрабатывает и интерпретирует полученную информацию на основе своих предыдущих знаний (конструктивный педагогический подход)
Политический консенсус в отношении совместного обучения всех детей в рамках общей школьной системы
Ожидание, что все дети могут достичь высокого уровня, независимо от семейного положения или региональных обстоятельств
Целеустремленное стремление к совершенству преподавания
Коллективная ответственность школы за учащихся, испытывающих затруднения
Скромные финансовые ресурсы, которые сосредоточены на классе
Атмосфера доверия между преподавателями и сообществом
youtube.com/embed/rlYHWpRR4yc?wmode=transparent&autoplay=0&mute=0&theme=dark&controls=1&autohide=0&loop=0&showinfo=0&rel=0&enablejsapi=0″ src=»https://www.youtube.com/embed/rlYHWpRR4yc?wmode=transparent&autoplay=0&mute=0&theme=dark&controls=1&autohide=0&loop=0&showinfo=0&rel=0&enablejsapi=0″ frameborder=»0″ title=»External YouTube» aria-label=»External YouTube» data-testid=»youtube» allowfullscreen=»»>
Рекомендации и дополнительное обучение:
Педагогический подход финской модели образования — Марианна Матилайнен
Э. Ахо, Питканен К. и Сальберг П. (2006 г.), «Принципы разработки политики и реформы базового и среднего образования в Финляндии с 1968 г.», подготовлено для серии рабочих документов по вопросам образования, Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия. http://www.pasisahlberg.com/downloads/Education%20in%20Finland%202006.pdf.
Берридж, Т. (2010 г.), «Почему финские школы добиваются наилучших результатов?» BBC News [онлайн] 7 апреля, получено с http://news.bbc.co.uk/2/hi/8601207.stm.
FNBE (Национальный совет по образованию Финляндии) (2008 г.), Образование в Финляндии, FN BE, Хельсинки, доступно на сайте www.oph.fi/download/124278_education_in_finland.pdf.
FNBE (2010 г.), Структуры систем образования и обучения в Европе, FNBE, Хельсинки, доступно по адресу: http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/eurybase/structures/041_FI_EN.pdf.
Геймерман, Э. (2008 г. ), «Что делает финских детей такими умными?», The Wall Street Journal, тематическая статья, 29 февраля.
Гарднер, В. (2010), «Возможны ли качество и количество при наборе учителей?», Education Week [онлайн], 26 февраля, доступно по адресу: http://blogs.edweek.org/edweek/walt_gardners_reality_check/20 10/ 02/are_quality_and_quantity_possible_in_teacher_recruitment.html.
Hargreaves, A., G. Halász and B. Pont (2007), School Leadership for Systemic Improvement in Finland, ОЭСР, Париж, доступно по адресу: www.oecd.org/dataoecd/43/17/39928629.pdf.
Купиайнен С., Й. Хаутамяки и Т. Карьялайнен (2009 г.), Финская система образования и PISA, публикации Министерства образования, издательство Хельсинкского университета, Хельсинки.
Мейсало В. и др. (2010), ИКТ в начальной подготовке учителей, Страновой отчет: Финляндия, Издательство ОЭСР. http://www.oecd.org/dataoecd/4/43/45214586.
Leave a Reply