Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия
Анализ зарубежного опыта в области технического регулирования показал, что наиболее представительным является европейский опыт, базирующийся на принципах нового и глобального подхода:
- Система технического регулирования, принятая в странах ЕС, сегодня рассматривается как эффективная модель для международного сотрудничества и обеспечения результатов оценки соответствия, поскольку изначально создавалась для формирования единого экономического пространства. Политика ЕС в области технического регулирования (включая оценку соответствия и сертификацию товаров) в рамках внешней торговли ставит своей целью обеспечить защиту общеевропейских интересов в контексте международного сотрудничества по содействию торговле и гармонизации практики, а также соответствие с политикой регулирования товаров на внутреннем рынке ЕС.
Международная модель технической гармонизации базируется на надлежащей практике регулирующих органов при разработке, адаптации и внедрении технических регламентов путем применения международных стандартов. Эффективность европейского подхода к сфере технического регулирования подтверждается наличием ряда взаимных соглашений о взаимном признании результатов оценки соответствия с такими странами, как Япония, США, Новая Зеландия, Швейцария, Израиль.
-
Наличие в ЕС большого числа директивных и других документов, отражающих методологию и практику технического регулирования, которые могут использоваться при формировании российской системы.
-
Страны ЕС являются наиболее крупными партнерами России в товарообороте, а в настоящее время в вязи с вступлением новых членов в ЕС их доля в торговле с нашей страной еще более возрастет, что неАобходимо учитывать при анализе модели регулирования. По данным статистического комитета ЕС, экспорт из России в страны Евросоюза имеет постоянную тенденцию к увеличению.
Гармонизация подходов в сфере технического регулирования создаст благоприятные условия для свободного обращения товаров на соответствующих рынках, для взаимного признания результатов подтверждения соответствия, проведенных в России и в странах – членах ЕС. Это позволит снять имеющиеся в настоящее время торговые барьеры, сократит расходы на подтверждение соответствия поставляемых товаров, будет способствовать экспорту отечественных товаров.
-
Регламент 1025/2012/ЕС от 25.10.2012г. о европейской стандартизации (Приложение 1)
-
Методы использования ссылочных стандартов в законодательствах с акцентом на европейское законодательство (Приложение 2)
-
Основные принципы публикации ссылок на стандарты в Официальном Журнале Европейского Союза (Приложение 3)
-
Принципы европейской политики по вопросам международной стандартизации (Приложение 4)
-
Проведение политики внешней торговли в области стандартов и подтверждения соответствия: перечень инструментов (Приложение 5)
-
Общие руководящие принципы сотрудничества между Европейским Комитетом по стандартизации, Европейским Комитетом электротехнической стандартизации и Европейским Институтом телекоммуникационных стандартов, Европейской Комиссией, Европейской Ассоциацией свободной торговли (Приложение 6)
-
Путеводитель по европейской стандартизации (Приложение 7)
-
Путеводитель по европейской стандартизации.
Часть 1: стандартизация и директива 98/34/ЕС. Исторический ракурс (Приложение 8)
-
Путеводитель по европейской стандартизации. Часть 2: европейская стандартизация в поддержку европейской политики. Установление и управление стандартизацией (Приложение 9)
-
Путеводитель по европейской стандартизации. Часть 2: европейская стандартизация в поддержку европейской политики. Роль и разработка мандатов (Приложение 10)
-
Путеводитель по европейской стандартизации. Часть 2: европейская стандартизация в поддержку европейской политики. Исполнение мандатов (Приложение 11)
-
Путеводитель по европейской стандартизации. Часть 2: европейская стандартизация в поддержку европейской политики. Процедура официальных возражений против стандартов (Приложение 12)
-
Путеводитель по европейской стандартизации. Часть 3: совместное финансирование европейской стандартизации Европейским сообществом.
Описательный документ финансовых методов и ссылок на предполагаемую структуру соглашения о партнерстве (Приложение 13)
-
Путеводитель по европейской стандартизации. Часть 4: европейская стандартизация в международном контексте. Стратегия международного развития стандартов (Приложение 14)
-
Путеводитель по европейской стандартизации. Часть 4: европейская стандартизация в международном контексте. Система правил ТБТ и стандарты (Приложение 15)
-
Путеводитель по европейской стандартизации. Часть 4: европейская стандартизация в международном контексте. Нужный размер внутреннего рынка — обзор (Приложение 16)
-
Путеводитель по европейской стандартизации. Часть 5: техническое соответствие и стандартизация. Техническое содействие Европейского Сообщества развивающимся странам в вопросах, связанных с ТБТ — представление ЕС комитету по ТБТ (Приложение 17)
-
Путеводитель по европейской стандартизации.
Часть 5: техническое соответствие и стандартизация. Техническое содействие и наращивание потенциала в области технических барьеров в торговле (Приложение 18)
- Путеводитель по европейской стандартизации. Часть 6: приложения. Директива 98/34/ЕС (объединённая версия) (Приложение 19)
-
Решение Совета Европы от 7 мая 1985 г. по новому подходу к технической гармонизации и стандартам (85/С 136/01) (Приложение 20)
-
Решение Совета Европы от 21 декабря 1989 г. по глобальному подходу к оценке соответствия (90/С 10/01) (Приложение 21)
-
Решение Совета Европы от 22 июля 1993 г. по модулям для различных этапов процедур оценки соответствия и правил нанесения и применения маркировки СЕ, предназначенным для применения в директивах по технической гармонизации (93/265/ЕЭС) (Приложение 22)
-
Руководство по выполнению директив, базирующихся на принципах Нового подхода и Глобального подхода (Приложение 23)
- Введение директив по внутреннему рынку в национальное законодательство (Приложение 24)
-
Директива Совета 73/23/ЕЭС от 19 февраля 1973 г.
по гармонизации законодательных актов государств — членов по электрооборудованию, предназначенному для работы в определенных пределах напряжения (Директива по низковольтному электрооборудованию с изменениями в соответствии с Директивой 93/68/ЕЭС от 22 июля 1993 г.) (Приложение 25)
-
Директива Совета от 25 июня 1987 г. относительно сближения законодательств стран-членов, касающихся простых сосудов под давлением (87/404/ЕЭС) (Приложение 26)
-
Директива Совета от 3 мая 1988 г. по сближению государств-членов ЕЭС в вопросах безопасности игрушек (88/378/ЕЭС) (Приложение 27)
-
Директива Совета от 21 декабря 1988 г. относительно сближения законодательных, регламентирующих и административных норм государств-членов в области строительных изделий (89/I06/CEE/ЕЭС) (Приложение 28)
-
Директива Совета от 3 мая 1989 г. по сближению актов государств-членов по электромагнитной совместимости (89/336/ЕЭС) (Приложение 29)
-
Директива Совета от 21 декабря 1989 г.
по сближению законодательства государств-членов ЕЭС в области средств индивидуальной защиты (89/696/ЕЭС) (Приложение 30)
-
Директива Совета от 20 июня 1990 г. по сближению законодательных актов государств-членов в области активных имплантируемых медицинских приборов (90/385/ЕЭС) (Приложение 31)
-
Директива Совета от 29 июня 1990 г. по сближению законодательных актов государств-членов по бытовым приборам на газообразном топливе (90/396/ЕЭС) (Приложение 32)
-
Директива Совета от 21 мая 1992 г. о требованиях, предъявляемых к эффективности новых водогрейных котлов на жидком или газообразном топлив (Приложение 33)
-
Директива Совета от 5 апреля 1993 г. о гармонизации положений, касающихся выпуска на рынок и надзора за взрывчатыми веществами, применяемых в гражданских целях (93/15/ЕЭС) (Приложение 34)
-
Директива Совета от 14 июня 1993 г. по медицинским приборам (93/42/ЕЭС) (Приложение 35)
-
Директива Европейского Парламента и Совета от 23 марта 1994 г.
по сближению законодательных актов государств-членов в области оборудования и защитных систем, предназначенных для применения в потенциально взрывоопасных атмосферах (94/9/ЕЭС)(Приложение 36):
-
Руководство по применению директивы совета 94/9/ЕС от 23 марта 1994 г. о сближении законов государств-членов об оборудовании и защитных системах, предназначенных для применения в потенциально взрывоопасных атмосферах
-
Схема МЭК по сертификации в соответствии с требованиями стандартов на электрическое оборудование для взрывоопасных атмосфер
-
Схема сертификации МЭК в соответствии со стандартами для электрического оборудования, используемого во взрывоопасных атмосферах — правила процедуры
-
-
Директива Европейского Парламента и Совета от 16 июня 1994 г. о сближении законодательных актов, нормативных документов и административных положений государств-членов по вопросам прогулочных судов (Приложение 37)
-
Директива Европейского Парламента и Совета от 29 июня 1995 г.
по сближению законодательств государств-членов, относящихся к лифтам (95/16/ЕЭС) (Приложение 38)
-
Директива Европейского Парламента и Совета от 22 июня 1998 г. о сближении законодательных актов государств-членов по машинному оборудованию (Приложение 39)
-
Директива Европейского Парламента и Совета от 27 октября 1998 г. по медицинским средствам диагностики In Vitro (98/79/ЕЭС) (Приложение 40)
-
Директива Европейского Парламента и Совета от 9 марта 1999 г. о радиооборудовании и телекоммуникационном терминальном оборудовании и взаимном признании их соответствия (1999/5/ЕС) (Приложение 41)
-
Директива Европейского Парламента и Совета от 31 марта 2004 г. на средства измерения (2004/22/ЕС) (Приложение 42)
-
Директива Европейского Парламента и Совета от 20 декабря 1994 г. по упаковке и упаковочным отходам (94/62/ЕЭС) (Приложение 43)
- Директива Европейского Парламента и Совета от 11 февраля 2004 г.
по изменения и дополнениям к Директиве 94/62/ЕС по упаковке и упаковочным отходам (Приложение 44)
- Заметки для группы старших должностных лиц по стратегии стандартизации и оценке соответствия (Приложение 45)
РСМД :: Сценарии развития Европейского союза
Один из наиболее распространенных тезисов последних месяцев гласит: «После пандемии коронавируса мир не будет прежним». Для каких-то сфер экономики (туризм), жизни общества (здравоохранение), общественных практик (цифровое общение) и даже для отдельных политических институтов (например, усиление цифрового контроля над жизнью людей) это действительно так. Однако для многих процессов, институтов и систем последствия коронавируса будут лишь одним из факторов, влияющих на будущее развитие.
Эволюция такой большой и сложной системы как Европейский союз определяется большим числом факторов внутреннего и внешнего характера, а также логикой и закономерностями собственного развития. Экономические, социальные и политические последствия пандемии, накладываясь на множество идущих в ЕС процессов, способны подтолкнуть Евросоюз к тем или иным вариантам развития, но не станут «богом из машины» (или «дьяволом»), способным кардинально изменить базовые параметры ЕС.
Для целей прогнозирования прежде всего следует обозначить ряд устойчивых параметров / трендов, наиболее значимых для характеристики текущего состояния системы. На втором этапе необходимо выделить наиболее значимые вариабельные факторы, интенсивность которых мы не можем однозначно предсказать. И в завершение следует определить возможные сценарии развития системы в зависимости от различного значения вариабельных факторов.
Наиболее вероятны два сценария развития ЕС в долгосрочной перспективе.
1. Разобщенный Евросоюз.
Экономический кризис разорвёт заметную долю связей внутри единого рынка ЕС. Часть стран юга и востока Евросоюза не смогут предотвратить общественно-политическую дестабилизацию, вызванную масштабными экономическими бедствиями. В части стран это приведет к власти радикальные несистемные силы. Страны-доноры (по объективным или субъективным причинам) не смогут обеспечить заметную помощь наиболее пострадавшим от экономического кризиса странам периферии. В этих условиях значительная часть последних начнет игнорировать существующие в ЕС правила бюджетной и макроэкономической дисциплины. Управление в зоне евро вернется к ситуации начала 2000-х гг. и сведется к проведению единой денежно-кредитной политики. Возможен выход нескольких стран из зоны евро.
Неспособность ЕС внести свой вклад в решение жизненно важных вопросов экономической стабилизации и посткризисного восстановления поставит крест на реализации каких-либо масштабных интеграционных проектов. В разобщенном Евросоюзе из всех базовых интеграционных достижений продолжит эффективно функционировать лишь единый рынок.
2. Консолидированный Евросоюз — система «ядра и периферии».
На основе франко-германских предложений институты ЕС и государства-члены сумеют согласовать и общими усилиями реализовать эффективные меры стабилизации экономики после кризиса 2020 г. Получив новые полномочия по перераспределению между странами финансовой помощи, а чуть позже — новые источники налоговых поступлений, институты ЕС существенно усилят свое влияние на экономическую политику государств-членов. На основе предложений Германии и Нидерландов (как представителей «здоровых» экономик) продолжится централизация экономического управления.
В Еврогруппе выделится группа ключевых стран в составе Германии, Франции, Бенилюкс и нескольких других. Это ядро возьмет на себя функцию выработки внешнеполитической стратегии и направлений перспективного развития ЕС. Ядро сумеет выдвинуть один или два новых масштабных интеграционных проекта, которые, вероятнее всего, будут реализовываться в формате еврозоны (плюс-минус отдельные страны). Ядро будет гораздо более толерантно к специфике внутриполитической жизни в странах периферии, но сумеет обеспечить эффективный контроль над соблюдением периферийными странами экономического законодательства ЕС.
По нашим оценкам, сценарий «Консолидированный Евросоюз — система “ядра и периферии”» более вероятен (75%). Но риски достаточно велики и не следует исключать сценарий «Разобщенный Евросоюз» (25%). Ключевой фактор, который определит будущее ЕС — это способность окончательно согласовать и в течение двух лет эффективно реализовать общий проект «перезапуска» европейской экономики.
Один из наиболее распространенных тезисов последних месяцев гласит: «После пандемии коронавируса мир не будет прежним». Для каких-то сфер экономики (туризм), жизни общества (здравоохранение), общественных практик (цифровое общение) и даже для отдельных политических институтов (например, усиление цифрового контроля над жизнью людей) это действительно так. Однако для многих процессов, институтов и систем последствия коронавируса будут лишь одним из факторов, влияющих на будущее развитие.
Эволюция такой большой и сложной системы как Европейский союз определяется большим числом факторов внутреннего и внешнего характера, а также логикой и закономерностями собственного развития. Экономические, социальные и политические последствия пандемии, накладываясь на множество идущих в ЕС процессов, способны подтолкнуть Евросоюз к тем или иным вариантам развития, но не станут «богом из машины» (или «дьяволом»), способным кардинально изменить базовые параметры ЕС.
Владимир Чижов:
Эпидемия COVID-19: будущее «европейского единства» и внешней политики ЕС
Для целей прогнозирования прежде всего следует обозначить ряд устойчивых параметров / трендов, наиболее значимых для характеристики текущего состояния системы. На втором этапе необходимо выделить наиболее значимые вариабельные факторы, интенсивность которых мы не можем однозначно предсказать. И в завершение следует определить возможные сценарии развития системы в зависимости от различного значения вариабельных факторов.
Говоря о базовых устойчивых параметрах, описывающих состояние ЕС, прежде всего следует отметить, что несмотря на все кризисы, Евросоюз продолжает функционировать. Испытывая различного рода кризисы и демонстрируя дисфункции в одних сферах, ЕС вполне эффективно действует в других областях и даже реализует новые проекты углубления интеграции. Временно закрытые границы начинают открываться; Шенгенская зона пережила сложный период, но никто не призывает ее демонтировать. Скоро жителям стран ЕС будут снова в полном объеме доступны свобода перемещения через границы и блага единого рынка. Работает усовершенствованная система управления в еврозоне. Институты ЕС последовательно реализуют многочисленные отраслевые политики. Несмотря на определенные сложности, в целом на пространстве ЕС существуют инклюзивные общества, устойчивые демократические политические режимы, высокоразвитые экономики и эффективные системы социальной защиты. Качество жизни в «Европе Евросоюза» по-прежнему выше, чем в подавляющем большинстве регионов мира.
В «Европе Евросоюза» продолжается снижение рождаемости, старение населения и сокращение численности трудоспособного населения. В этом лежит фундаментальная причина слабого роста экономики, который сохранится в долгосрочной перспективе и не позволит сократить экономические диспропорции. Также это определяет продолжающийся спрос на рабочую силу из-за рубежа. В свою очередь приток мигрантов означает сохранение проблем, связанных с их недостаточной интеграцией в принимающие общества, и рост социально-политических издержек.
Не исчезнут те разнообразные и имеющие различную природу кризисы, с которыми ЕС сталкивается в последнее десятилетие. Иногда эти кризисы вызваны провалами регулирования со стороны институтов ЕС. Иногда Евросоюз назначается «козлом отпущения», ответственным за ошибки национальных правительств в ситуации, когда ЕС как организация не имеет ни полномочий, ни ресурсов для реагирования на возникший кризис (например, политика здравоохранения в контексте пандемии коронавируса). Очень многие кризисные явления имеют многоуровневый характер, развиваясь как на общеевропейском, так и на национальном уровне. Однако, как нет риска развала Франции, Италии или Греции, так же нет и риска развала Европейского союза.
Имеющие место в ЕС дисфункции особенно заметны на фоне общего кризиса неолиберальной глобалисткой идеологии. Это усиливает спрос на популистские и правоконсервативные политические проекты, которые практически всегда апеллируют к различным аспектам националистической идеологии и тезису о необходимости «сильного» государства. Именно поэтому таким политическим силам органически свойственна евроскептическая риторика. В то же время выборы 2019 г. в Европарламент показали предел влияния этих сил. На общеевропейском уровне все группы евроскептиков, в том числе входящие в партии мейнстрима, получили около 30% мест в ЕП. При этом их подавляющее большинство — это мягкие евроскептики, стремящиеся не к разрушению ЕС, а лишь к возврату на национальный уровень части ранее коммунитаризированных полномочий. Это означает, что 70% европейской политической элиты поддерживает достигнутый в ЕС уровень интеграции, а значительная её часть высказывается за дальнейшую коммунитаризацию отдельных политик.
Brexit заставляет по-новому взглянуть на тезис о циклическом характере интеграционного процесса. Раньше подобный цикл понимался как смена периодов роста и застоя, теперь же допускается, что в низшей фазе цикла может иметь место регресс. Гипотетически частичная дезинтеграция в ЕС может происходить в форме частичной декоммунитаризации отдельных политик (передачи части полномочий на национальный уровень) и/или изменения методов управления на уровне ЕС, например, возвращения к межправительственным методам принятия решений при минимизации влияния коммунитарных институтов.
Анна Цибулина:
Экономика Евросоюза: новое испытание на прочность
В современных условиях лишь в немногих государствах — членах ЕС правительства могут позволить себе последовательную поддержку углубления интеграции по широкому кругу вопросов. Большинство лидеров, вынужденные учитывать внутриполитическую динамику и специфические национальные интересы, по отдельным вопросам готовы искать общие решения на общеевропейском уровне, а по другим — будут склонны минимизировать роль ЕС, чтобы сохранить/вернуть себе свободу рук для проведения национальной политики.
Определяющие факторы развития
Среди вариабельных факторов, которые будут определять развитие ЕС в долгосрочной перспективе следует выделить следующие.
1. Глубина и продолжительность экономического кризиса, начинающегося в 2020 г. Способность в условиях продолжительного периода экономической турбулентности обеспечить социальную справедливость и, как следствие, социальную стабильность. Отметим, что социальная политика является сферой национальной ответственности. До сих пор ЕС был способен помочь отдельным государствам-членам лишь посредством имеющихся у ЕЦБ мер стимулирования экономики и за счет ослабления требований к сбалансированности национальных бюджетов. Оба эти средства уже активно используются.
2. Способность продемонстрировать экономическую и, следовательно, политическую солидарность «сильных» стран со «слабыми». Десятилетняя дискуссия о трансфертном союзе и о евробондах вступила в решающую фазу. Обнародованная 18 мая франко-германская инициатива о создании Европейского фонда восстановления с бюджетом 500 млрд евро, свидетельствует о принципиальном изменении позиции Берлина. Правда, как любое компромиссное предложение, оно уже вызвало критику и со стороны потенциальных доноров, и со стороны стран-реципиентов. В развитие этой инициативы Еврокомиссия в конце мая представила детальные предложения о создании финансового инструмента восстановления экономики. Однако не исключена вероятность выхолащивания этой инициативы.
3. Либерализация рынка труда как реакция на технологические изменения (роботизация, цифровизация). Сопутствующим фактором может стать сокращение социальных гарантий. Сопротивление этим процессам в Европе велико. Однако ради повышения конкурентоспособности и стимулирования экономического роста правительства многих стран ЕС независимо от своих идеологических предпочтений будут вынуждены предпринимать шаги в этом направлении. Эти тенденции могут внести свой вклад в дестабилизацию общественно-политической ситуации, а также способствовать расхождению моделей экономической политики стран ЕС.
4. Нарастание экономических различий между более развитыми (север и запад Европы) и относительно отстающими (юг и восток Европы) экономиками. Именно по последним сильнее ударит разворачивающийся экономический кризис и сокращение международной мобильности. Все реализуемые в ЕС меры не способны сократить эти различия. Но возможно ли остановить усиление этого разрыва –—вопрос открытый.
5. Увеличение экономических различий между государствами-членами может повлечь за собой дальнейший рост ценностных различий, а также усиление на востоке Евросоюза различных вариантов национал-консервативной идеологии (нелиберальной демократии). Помимо Польши и Венгрии, оппонирующие официальному Брюсселю, мягкие евроскептики могут прийти к власти в ряде других стран ЦВЕ.
6. Увеличение экономических и идеологических различий между государствами-членами способно ослабить коммунитарные институты (Комиссия, Европарламент). В этой ситуации все большее количество функций стратегического управления будет переносится в межправительственные форматы (Европейский совет, Совет министров и др.).
7. Рост экономических различий и усиление нелиберальных идеологий в ряде стран ЕС будут подталкивать к дальнейшей дифференциации государств — членов ЕС по уровню политического влияния. В межправительственных форматах внутри ЕС вырастет роль крупных западноевропейских государств.
Андрей Кортунов:
Что такое многосторонность «по-европейски»?
8. Способность лидирующих стран ЕС сформулировать «большой» проект, который сплотил бы элиты большинства государств-членов и обеспечил широкую общественную поддержку. В качестве такого проекта до недавнего времени ЕС пытался продвигать Зеленую сделку и цифровую политику / цифровой рынок. Не исключено, что в качестве реакции на эпидемию коронавируса будет предложено создание общей политики в сфере здравоохранения. Но вероятнее всего таким «большим» проектом станет перезапуск европейской экономики. Комиссия предлагает привлечь средства в финансовый инструмент «Евросоюз следующего поколения» в объеме 750 млрд евро за счет повышения взноса государств-членов в бюджет ЕС и выпуска ценных бумаг. Впоследствии в течении 30 лет бюджет ЕС будет погашать ценные бумаги за счет использования новых источников финансирования: отчисления от торговли квотами на выброс парниковых газов, консолидированный корпоративный налог и т. п. Если этот план будет реализован, то экономическое влияние ЕС вырастет как вследствие перераспределения больших объемов средств, так и из-за коммунитаризации новых налогов. А продемонстрировав высокий уровень солидарности, ЕС увеличит и свое политическое влияние. Однако успешная реализация этого «большого» проекта не очевидна.
Указанные тенденции несут существенные риски для будущего ЕС. В то же время следует иметь в виду, что все ответственные прагматичные политики в ЕС понимают — сохранение и упрочнение системообразующих проектов ЕС (единый рынок, евро, Шенген) отвечает стратегическим интересам их стран. Сложности, с которыми столкнулась Великобритания в процессе выхода из ЕС, наглядно продемонстрировали цену выхода из ЕС и цену гипотетической деградации Союза. Эта цена настолько высока, что является эффективным стимулом для политических элит государств-членов искать совместные ответы на общие вызовы.
Два сценария развития
Корректный прогноз в сфере социальных наук должен иметь вероятностный характер и предлагать альтернативные варианты развития событий. В зависимости от интенсивности указанных выше тенденций и их сочетания наиболее вероятны два сценария развития ЕС в долгосрочной перспективе.
1. Разобщенный Евросоюз.
Экономический кризис разорвёт заметную долю связей внутри единого рынка ЕС. Часть стран юга и востока Евросоюза не смогут предотвратить общественно-политическую дестабилизацию, вызванную масштабными экономическими бедствиями. В части стран это приведет к власти радикальные несистемные силы. Страны-доноры (по объективным или субъективным причинам) не смогут обеспечить заметную помощь наиболее пострадавшим от экономического кризиса странам периферии. В этих условиях значительная часть последних начнет игнорировать существующие в ЕС правила бюджетной и макроэкономической дисциплины. Управление в зоне евро вернется к ситуации начала 2000-х гг. и сведется к проведению единой денежно-кредитной политики. Возможен выход нескольких стран из зоны евро.
Неспособность ЕС внести свой вклад в решение жизненно важных вопросов экономической стабилизации и посткризисного восстановления поставит крест на реализации каких-либо масштабных интеграционных проектов. В полной мере проявится историческое разделение на Западную и Восточную Европу по базовым параметрам социально-экономического и политического развития. В странах восточной и южной части ЕС усилится влияние внеевропейских игроков: Китая, США, в меньшей степени — России. Это ослабит ОВПБ ЕС. Ряд общих экономических политик Евросоюза будут де факто в значительной степени ренационализированы.
В разобщенном Евросоюзе из всех базовых интеграционных достижений продолжит эффективно функционировать лишь единый рынок.
2. Консолидированный Евросоюз — система «ядра и периферии»
Андрей Кортунов:
Баланс слабостей. Как эпидемия изменит отношения России и ЕС
На основе франко-германских предложений институты ЕС и государства-члены сумеют согласовать и общими усилиями реализовать эффективные меры стабилизации экономики после кризиса 2020 г. Получив новые полномочия по перераспределению между странами финансовой помощи, а чуть позже — новые источники налоговых поступлений, институты ЕС существенно усилят свое влияние на экономическую политику государств-членов. Проводимая в течение нескольких лет мягкая денежно-кредитная и макроэкономическая политика будет содействовать восстановлению экономического роста. После этого на основе предложений Германии и Нидерландов как представителей «здоровых» экономик продолжится централизация экономического управления. Институты ЕС, опираясь на поддержку стран-сторонников сокращения рисков, смогут более жестко контролировать национальные бюджеты и состояние банковской системы. Создание бюджета еврозоны завершит переток функций стратегического экономического управления к Еврогруппе.
При этом в самой Еврогруппе выделится группа ключевых стран в составе Германии, Франции, Бенилюкс и нескольких других. Это ядро возьмет на себя функцию выработки внешнеполитической стратегии и направлений перспективного развития ЕС. Ядро сумеет выдвинуть один или два новых масштабных интеграционных проекта, которые, вероятнее всего, будут реализовываться в формате еврозоны (плюс-минус отдельные страны). Тем самым Европейский союз трансформируется в систему «ядра и периферии». Ядро будет гораздо более толерантно к специфике внутриполитической жизни в странах периферии, но сумеет обеспечить эффективный контроль над соблюдением периферийными странами экономического законодательства ЕС.
Трансформация ЕС в систему «ядро-периферия» может сопровождаться возвратом на национальный уровень полномочий в некоторых второстепенных сферах.
По нашим оценкам, сценарий «Консолидированный Евросоюз — система «ядра и периферии» более вероятен (75%). Но риски достаточно велики и не следует исключать сценарий «Разобщенный Евросоюз» (25%). Ключевой фактор, который определит будущее ЕС — это способность окончательно согласовать и в течение двух лет эффективно реализовать общий проект «перезапуска» европейской экономики.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Ваши ворота в ЕС, Новости, Основные моменты
Ваши ворота в Европейский Союз
В центре внимания
Солидарность ЕС с Украиной
ЕС един в своей солидарности с Украиной и будет продолжать поддерживать Украину и свой народ вместе со своими международными партнерами, в том числе за счет дополнительной политической, финансовой и гуманитарной поддержки.
ЕС быстро и решительно отреагировал на российскую агрессию, приняв в ответ дополнительные ограничительные меры, которые будут иметь огромные и тяжелые последствия для России.
Основные моменты
Получите навыки, необходимые для работы сегодня и завтра.
REPowerEU: доступная, безопасная и устойчивая энергия для Европы.
Это NextGenerationEU. Это больше, чем план восстановления. Это уникальный шанс стать сильнее после пандемии, преобразовать нашу экономику, создать возможности и рабочие места для Европы, где мы хотим жить.
Откройте для себя ЕС
Общие принципы и ценности, лежащие в основе жизни в ЕС: свобода, демократия, равенство и верховенство закона, способствующие миру и стабильности.
Узнайте о приоритетах ЕС на 2019-2024 годы: продвижение зеленой Европы, развитие экономической базы, защита граждан и их свобод.
Как финансируется и расходуется бюджет ЕС, управление фондами ЕС, области расходов, проверка фактов по бюджету ЕС.
Узнайте, что ЕС делает для граждан, как он защищает права, способствует процветанию и стремится сделать мир более безопасным.
Учебные материалы, игры и многое другое о Европейском Союзе и его деятельности для детей, подростков, учителей и родителей.
Общая информация в различных форматах о Европейском Союзе и его деятельности для лиц старше 18 лет.
Избранные новости
Все избранные новости доступны на 24 официальных языках ЕС посредством машинного перевода.
- Пресс-релиз
Европейский парламент принял Европейский закон о чипах, целью которого является создание благоприятной среды для инвестиций в чипы в Европе. Новый закон, который теперь должен быть одобрен Советом, сделает это за счет стимулирования производства и инноваций, а также принятия чрезвычайных мер против дефицита.
- Пресс-релиз
Депутаты Европарламента утвердили новые правила, устанавливающие новые цели по энергосбережению на 2030 год. Страны ЕС должны будут коллективно обеспечить снижение энергопотребления не менее чем на 11,7%. на уровне ЕС к 2030 году. Теперь новый закон должен быть одобрен Советом ЕС.
- Пресс-релиз
Парламент хочет усилить защиту журналистов и активистов в ЕС от необоснованных и оскорбительных судебных исков, направленных на то, чтобы заставить их замолчать. Новые правила защитят тех, кто занимается вопросами, представляющими общественный интерес, такими как основные права, деятельность государственных служащих или обвинения в коррупции.
Другие новости и события
Работа в ЕС – ваши права
Как гражданин ЕС, работающий в Европейском Союзе, вы обладаете определенными правами в соответствии с законодательством ЕС. Например:
- вам не нужно разрешение на работу в какой-либо стране ЕС, как на работодателя, так и в качестве индивидуального предпринимателя
- при соблюдении определенных условий вы можете жить в стране, где вы работаете
- на своем рабочем месте за границей вы также пользуетесь теми же правами, что и граждане этой страны (зарплата, здоровье и безопасность, социальное обеспечение и налоговые льготы, а также восстановление на работе в случае незаконного увольнения).
Социальное обеспечение и налоги
Права и правила в отношении налогов и льгот вытекают из национального законодательства страны ЕС, где вы работаете. Это относится к больничным, материнству/отцовству, пенсиям, безработице и пособию на ребенка.
Тем не менее, существуют общеевропейские правила и принципы, которые применяются к определенным аспектам льгот и налогов. Поэтому, прежде чем приступить к новой работе, проверьте, какие у вас есть права.
Поиск работы
В ЕС создан ряд организаций, помогающих соискателям найти работу в любой стране ЕС. Они могут помочь вам составить резюме для ЕС (Europass CV 9).0097 ) и свяжу вас с потенциальными работодателями.
Чтобы работать в другой стране ЕС, ваша профессиональная квалификация может быть официально признана властями этой страны. Обратитесь к базе данных профессиональных квалификаций ЕС, чтобы проверить, относится ли это к вам.
От устройства на работу до выхода на пенсию: перейдите по ссылкам ниже, чтобы узнать больше о своих правах и правилах ЕС в отношении работы/выхода на пенсию в ЕС.
Работа в других странах ЕС
Информация о ваших правах в ЕС, включая разрешение на работу и равное обращение. Также есть рекомендации для граждан ЕС, временно командированных в другую страну ЕС, а также для граждан стран, не входящих в ЕС, и государственных служащих, работающих в ЕС.
Профессиональные квалификации
Информация о том, как добиться признания вашей квалификации в другой стране ЕС на постоянной основе или на более короткий срок. Обратитесь к базе данных квалификаций ЕС и узнайте, какие документы вам могут понадобиться.
Европейская база данных соискателей
Эта база данных, которую ведет EURES, помогает находить соискателей и работодателей в Европе. Он также предлагает информацию об условиях жизни и работы в странах ЕС и помощь после трудоустройства, такую как языковая подготовка и курсы интеграции.
Создайте свое резюме для ЕС
Используйте онлайн-инструменты EUROPASS, чтобы помочь вам создать идеальное резюме, чтобы четко сообщить о своей квалификации и навыках работодателям по всей Европе — и на правильном языке.
Пособия по социальному обеспечению
Информация о системах социального обеспечения в ЕС. Узнайте, какая страна охватывает вас во время работы за границей и как распределяются пособия по безработице и детям. См. стандартные формы, необходимые для получения этих пособий.
Ваше право на равное обращение
Узнайте, как законодательство ЕС дает вам право на свободу от дискриминации независимо от вашего пола, этнического происхождения, религиозных убеждений или инвалидности.
Выход на пенсию в другой стране ЕС
Информация о том, как подать заявление на получение государственной пенсии, если вы работали за границей в одной или нескольких странах ЕС. Узнайте о пенсионном возрасте и пенсионных системах в каждой стране, а также о дополнительных пенсионных правах.
Налоги
Информация об основных принципах налогообложения ЕС, которые применяются к людям, которые проводят время за пределами своей страны, в пределах ЕС. Узнайте, как они могут повлиять на размер подоходного налога, который вы можете платить, а также о любых рисках двойного налогообложения.
Leave a Reply