ЕС и ЕАЭС: возможно ли общее будущее?
07.11.2019
«Европейский союз является для нас крупнейшим торговым, инвестиционным и технологическим партнером и основным покупателем экспортируемых государствами ЕАЭС товаров. На евразийском пространстве работают сотни европейских компаний. Европейский бизнес заинтересован в продолжение работы, готов инвестировать в ЕЭАС, локализовать производства и создавать новые рабочие места». Об этом заявил министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тимур Жаксылыков в интервью журналу «Международная жизнь».
— Тимур Мекешевич, недавно в Брюсселе прошел форум «Лиссабон ‑ Владивосток». Какова роль форума в укреплении сотрудничества между ЕС и ЕАЭС?
— В Брюсселе прошло заседание рабочей группы по созданию единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Рабочая группа была создана в Берлине в ноябре 2015 года по инициативе крупного европейского бизнеса, выступающего за укрепление и развитие сотрудничества между Европейским союзом (ЕС) и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
Этой инициативной группой был разработан Меморандум «Единое экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока», открытый для присоединения крупных промышленных, нефтегазовых компаний, предпринимательских объединений и банковских ассоциаций. На диалоговой площадке, которую предоставляет рабочая группа, осуществляется диалог по вопросам норм и правил, регулирующих международную предпринимательскую и торгово-экономическую деятельность, обмен мнениями по приоритетным направлениям создания Единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.
Европейский союз является для нас крупнейшим торговым, инвестиционным и технологическим партнером и основным покупателем экспортируемых государствами ЕАЭС товаров. На евразийском пространстве работают сотни европейских компаний. Европейский бизнес заинтересован в продолжение работы, готов инвестировать в ЕЭАС, локализовать производства и создавать новые рабочие места. Поэтому такая площадка, без всякого сомнения, играет важную роль в укреплении и развитии сотрудничества между ЕС и ЕАЭС и обеспечении качественного улучшения деловых связей. Это позволит нам улучшить инвестиционный климат и повысить конкурентоспособность наших компаний, упростить процедуры торговли и обеспечить сопряжение соответствующей инфраструктуры для взаимной торговли и инвестиций.
— Обсуждались ли во время форума конкретные проекты между ЕС и ЕАЭС и условия, которые позволят их реализовать?
— В нашем взаимодействии с ЕС, наверное, стоит вести речь о работе «снизу вверх», и совместно обсудить и реализовать меры по упрощению, гармонизации и автоматизации торговых процедур, в частности, процедур импорта и экспорта, транзитных и таможенных требований. Это включает в себя сближение таможенных процедур, технических регламентов и других стандартов; устранение нетарифных барьеров; постепенное открытие рынков и упрощение визовых процедур. Следует подчеркнуть, что правовое регулирование ЕАЭС создано в соответствии с нормативной базой ВТО. Это уже закладывает хорошую основу для гармонизации законодательств ЕС и ЕАЭС в этих сферах.
Я также выделил два долгосрочных аспекта совместных действий ЕС и ЕАЭС по вопросам формирования Единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Первый аспект заключается в создании более конкурентоспособного частного бизнеса, расширении деловых связей, второй – в улучшении транспортно-логистической инфраструктуры на Евро-Азиатском пространстве для стимулирования торговли и инвестиций.
Представители европейских дипломатических и деловых кругов, в свою очередь, поддерживают такой подход и также отмечают, что европейский бизнес очень заинтересован в активизации деловых отношений с ЕАЭС, чтобы этот регион развивался как процветающее экономическое пространство с участием европейского и евразийского бизнеса. Мы договорились запустить предметную работу по первому направлению, и уже 23 октября состоялись консультации с представителями Европейской комиссии в Москве.
—Заинтересован ли европейский бизнес в развитии отношений с Союзом, выдвигает ли какие-либо инициативы, которые способствовали бы установлению официального диалога между ЕЭК и Европейской комиссией?
— В последнее время растет интерес крупных европейских предпринимателей к Евразийскому экономическому союзу, к возможности установления тесных связей и партнерских отношений по взаимовыгодному сотрудничеству со странами ЕАЭС. Отсутствие полноценных торгово-экономических связей фактически тормозит развитие бизнеса.
В настоящее время мы наблюдаем, в частности, высокую заинтересованность австрийского, итальянского, французского, германского бизнеса в укреплении и развитии торгово-экономического сотрудничества с ЕАЭС.
Вместе с тем, растет и понимание того, что Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является наднациональным, постоянно действующим регулирующим органом ЕАЭС с наднациональными полномочиями, и только официальный диалог способен придать системный стимул для бизнес-диалога и сотрудничества между двумя объединениями во взаимной торговле и инвестициях.
— Как Вы оцениваете сотрудничество стран ЕС и ЕАЭС в торгово‑инвестиционной сфере
— Несмотря на определенные сложности, Европейский союз продолжает оставаться основным торговым и инвестиционным партнером для государств‑членов ЕАЭС. Доля нашего совокупного экспорта в ЕС составляет почти 50%. Удельный вес европейских прямых инвестиций в ЕАЭС составляет 65% от общего объёма прямых инвестиций.
Евразийский экономический союз обеспечивает европейскую промышленность относительно дешёвыми и стабильными поставками сырья и энергоносителей. Значительную долю экспорта ЕАЭС в Европейский союз составляют минеральное топливо (нефть и природный газ), металлы, химическая продукция, керамика.
-На Ваш взгляд, какая существует вероятность формирования единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока? Что необходимо для достижения этой цели
— Убежден, что переговоры о Едином экономическом пространстве от Лиссабона до Владивостока, в конечном счете, приведут к созданию свободной экономической зоны, которая станет благоприятной и выгодной для более чем 700 миллионов человек в Европе и Евразии. Конечно, это произойдет не сразу, а в долгосрочной перспективе.
В свою очередь, Евразийский экономический союз имеет очень выгодное географическое положение, он располагается между двумя крупнейшими регионами ‑ Европейским союзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Это дает нам конкурентное преимущество в качестве экономического моста между Востоком и Западом, Европой и Азией.
Важным фактором экономического сотрудничества является также единая инфраструктура. Транспортный коридор Восток‑Запад должен развиваться за счет общих инвестиций, направленных на улучшение взаимодействия.
Активное участие стран ЕАЭС в международном сотрудничестве по сопряжению китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» будет способствовать созданию общего экономического пространства трансконтинентального сотрудничества, простирающегося от Лиссабона до Владивостока. Для реализации этой инициативы нам необходимо наладить тесный и взаимовыгодный диалог.
Журнал «Международная жизнь»
Ссылка
долгосрочный диалог и перспективы соглашения – Информационно-аналитическая система Росконгресс
Исследование
24.05.2017
Существенное изменение геополитического контекста в диалоге Европейского союза (ЕС) и России позволит восстановить и расширить экономическое взаимодействие ЕС и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Достижению этой цели и конструктивному развитию партнерских отношений могут и должны содействовать члены экспертного и политического сообществ, поскольку реализация концепции общего экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока» выгодна всем вовлеченным сторонам.
В реализации концепции общего экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока» есть два горизонта планирования краткосрочный и долгосрочный.
В краткосрочной перспективе необходима инвентаризация отношений между ЕС и РФ. Обязательным условием прекращения нынешнего противостояния является решение базовых политических проблем. Но не менее важно добиться признания европейской стороной Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссии для начала официального диалога между двумя союзами.
Авторы доклада исходят из допущения о будущем возвращении отношений между ЕС и Россией в конструктивное русло и появлении возможности отмены взаимных санкций. Поэтому уже сейчас важно долгосрочное видение и планирование в отношениях ЕСЕАЭС. С этой позиции необходимо наращивать усилия по нормализации и развитию отношений ЕС и ЕАЭС с выходом в долгосрочной перспективе на всеобъемлющее интеграционное соглашение.
Предполагаемое соглашение о сотрудничестве между ЕС и ЕАЭС должно быть именно всеобъемлющим с учетом широты охватываемых проблем, объема и структуры отношений и степени взаимосвязанности двух интеграционных объединений Такое соглашение может регулировать множество сфер взаимодействия от торговли товарами и услугами до свободы передвижения капитала, безвизового режима, развития трансграничной и транзитной инфраструктуры, технического регулирования и защиты прав интеллектуальной собственности.
Доклад содержит краткое описание результатов обсуждения этих сфер потенциального сотрудничества ЕС-ЕАЭС и предварительные предложения, выработанные в процессе проведения шести круглых столов высокого уровня, объединивших представителей Европейской комиссии, Евразийской экономической комиссии, государственных органов и ведущих экспертов стран ЕС и ЕАЭС.
Ниже приведены данные по ВВП и населению ЕС, ЕАЭС и их общих соседей
Источник: МВФ, база данных для доклада о состоянии и перспективах мировой экономики (World Economic Outlook Database), расчеты авторов.
Источник
eabr.org
Дата выхода
01.12.2016
Темы
ЕАЭС
Интеграция
Экономическое сотрудничество и интеграция
Сессии на тему
13 мая, 14:30
Правовые механизмы развития интеграции на постсоветском пространстве
XI Петербургский международный юридический форум
ЕАЭСИнституты развития и механизмы поддержкиИнтеграция
16 июня, 12:00
ЕАЭС: импульсы нового времени
Петербургский международный экономический форум – 2023
ЕАЭС
16 июня, 09:00
Цифровая точка роста: как маркировка меняет бизнес-климат?
Петербургский международный экономический форум – 2023
ЕАЭСИнновационная инфраструктураПредпринимательствоСНГЦифровизация
Аналитика на тему
Исследование
16. 06.2017
Экономическое развитие стран ЕАЭС и перспективы экономической интеграции до 2025 года
Сегодня актуален вопрос перспективности развития экономик государствчленов Евразийского экономического союза в формате их участия в интеграционном проекте. В работе рассматриваются вопросы сочетаемости национальных и интеграционных интересов в программах развития как самих стран, так и в рамках ЕАЭС в перспективе до 2025 г.
Исследование
24.05.2017
Денежно-кредитная политика государств — членов ЕАЭС: текущее состояние и перспективы координации
ЦИИ ЕАБР совместно с Департаментом макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) провели исследование «Денежно-кредитная политика государств членов Евразийского экономического союза: текущее состояние и перспективы координации». Основной целью явился анализ текущего состояния монетарной политики в государствах членах ЕАЭС.
Исследование
03. 08.2017
Анализ мирового опыта развития промышленности и подходов к цифровой трансформации промышленности государств-членов Евразийского экономического союза
В данном отчете сделана попытка ответить на ряд вопросов по цифровой экономике в части промышленности для решения задач, которые поставлены руководителями стран ЕАЭС, а именно в каких направлениях двигаться государствам-членам ЕАЭС, какие проекты могут стать драйверами цифровой трансформации промышленности, какова связь цифровой трансформации промышленности с цифровой экономикой им другими отраслями экономики и т.д.
Европейское экономическое сообщество — Econlib
[Примечание редактора: Европейское экономическое сообщество сильно изменилось с тех пор, как эта статья была написана в 1992 году.]
Подавляющее большинство экономистов согласны с тем, что торговля, допускающая специализацию, повышает эффективность . Но, как заметил Адам Смит, разделение труда (степень специализации) ограничено размером рынка. Международная торговля является очевидным способом увеличения размера рынка.
После Второй мировой войны страны уменьшили торговые барьеры, главным образом, посредством многосторонних переговоров, таких как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Центральным постулатом ГАТТ является недискриминация: страны должны предоставить всем членам ГАТТ одинаковый доступ к своим рынкам. Основным исключением из этого правила являются зоны свободной торговли. Партнерам по соглашениям о свободной торговле разрешается освобождать товары друг друга от ввозных пошлин при сохранении тарифов и/или квот на товары из других стран ГАТТ.
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), наиболее яркий пример зоны свободной торговли, на самом деле представляет собой то, что экономисты называют таможенным союзом. В то время как страны-члены в зоне свободной торговли устраняют все барьеры для торговли между собой, в таможенном союзе они также принимают единые тарифы на товары и услуги из-за пределов союза. В настоящее время ЕЭС пытается превратиться из таможенного союза в настоящий общий рынок, на котором капитал и рабочая сила, а не только товары, могут свободно перетекать из одной страны в другую.
Влияние EEC было значительным. В 1960 году более 60 процентов торговли двенадцати членов Сообщества приходилось на другие части мира. Сейчас более 60 процентов остается в европейской группе. Там, где ЕЭС первоначально довольствовалось устранением внутренних торговых барьеров, с тех пор она расширилась до регулирования внутренних рынков и валютной унификации.
Происхождение
Европейское сообщество представляет собой смесь трех отдельных сообществ: Европейского сообщества угля и стали, созданного Парижским договором в 1951 о регулировании производства и либерализации торговли углем и сталью в Европе; Европейское сообщество по атомной энергии, созданное Римским договором в 1957 году; и Европейское экономическое сообщество, также созданное Римским договором. Все три были созданы для поощрения политического и экономического сотрудничества между странами-членами, особенно Францией и Германией, которые неоднократно воевали друг с другом. К 1967 году институты Европейского экономического сообщества (или Общего рынка) стали общими для всех трех сообществ. Сегодня принято говорить о Европейском сообществе (также известном как ЕС или Сообщество) в единственном числе, независимо от того, имеется ли в виду Экономическое сообщество или все три инициативы.
Первоначально ЕС состоял из шести западноевропейских стран — Бельгии, Люксембурга, Франции, Италии, Нидерландов и Западной Германии. Великобритания, Ирландия и Дания были приняты в 1973 году. Трем южноевропейским странам было разрешено присоединиться после того, как они установили демократические правительства: Греция в 1981 году, Испания и Португалия в 1986 году. Другие западноевропейские страны (Австрия, Финляндия, Швеция и Швейцария) принадлежат в Европейскую ассоциацию свободной торговли, или ЕАСТ (как это сделали Великобритания, Ирландия и Дания до 1973). ЕАСТ традиционно концентрировалась на либерализации торговли, в отличие от более амбициозной программы экономической и политической интеграции ЕС.
Развитие
Самым важным достижением ЕС стал таможенный союз. Он был завершен в 1968 году, когда каждый из шести членов отменил тарифы и квоты на товары из других пяти стран-членов и принял общий внешний тариф на товары из остального мира. Эволюция от зоны свободной торговли к таможенному союзу последовала неизбежно: если бы участники сохраняли разные внешние тарифы, экспорт, скажем, из Японии, можно было бы ввозить через страны с низкими тарифами и переправлять в другие, минуя высокие тарифы. Таможенный союз способствовал росту торговли внутри Сообщества с менее чем 40 процентов до более 60 процентов от общего объема торговли стран-участниц.
Как указал Джейкоб Винер в своем классическом анализе торговли, выгоды стран-участниц от их таможенного союза зависят от того, создаст ли он дополнительную торговлю или просто отвлечет торговлю от остального мира. Если страны ЕС продолжат импортировать нефть с Ближнего Востока, пшеницу из США и стереоаппаратуру из Азии, но в дальнейшем будут специализироваться на собственном производстве — если, например, вместо пива и вина британцы будут производить пиво, Французы производят вино и свободно торгуют друг с другом — тогда возникает торговля и повышается уровень жизни. Но если члены ЕС теперь покупают дорогой немецкий ячмень, а не дешевую американскую пшеницу из-за высоких внешних тарифов или низких квот, торговля отклоняется, и европейские потребители остаются в худшем положении.
Какой эффект преобладает, зависит от того, насколько участники Таможенного союза похожи друг на друга. Если они похожи, то они, как правило, будут производить одни и те же товары, и когда внутренние торговые барьеры будут устранены, дополнительным импортом станут товары, которые другие участники производят даже более эффективно, чем как страна-импортер, так и остальной мир. Создание торговли будет доминировать. Но если участники Таможенного союза имеют очень разные экономические структуры и специализации, вместо этого может доминировать наносящая ущерб торговая диверсия.
Невооруженным глазом видно, что двенадцать членов ЕС экономически больше похожи друг на друга, чем на остальной мир. Поэтому неудивительно, что в большинстве исследований делается вывод о том, что Европейское сообщество является таможенным союзом, создающим торговлю. Но выгоды на удивление малы, как правило, менее 1 процента национального дохода, или всего пять месяцев нормального экономического роста.
Почему такой маленький? Одно из объяснений заключается в том, что в этих простых расчетах не учитываются динамические выгоды от торговли. Подверженные холодному ветру внутриевропейской торговой конкуренции, европейские производители будут усерднее работать, чтобы придумать лучшую мышеловку. Тем самым стимулируются инновации и рост производительности, что со временем приводит к росту эффективности. Другая возможность заключается в том, что небольшая оценка верна, потому что более крупные потенциально доступные выгоды уничтожаются Общей сельскохозяйственной политикой Сообщества (ЕСП). ЕСП разрешает свободную торговлю дорогостоящими сельскохозяйственными товарами внутри Сообщества, исключая потенциальный импорт дешевых товаров извне. Страны Сообщества субсидируют внутреннее производство сельскохозяйственной продукции, несмотря на их сравнительное неблагополучие. Потребители платят высокие цены, поскольку двенадцать стран-членов вступают в сговор, чтобы поддерживать отклоняющие торговлю тарифы на дешевый импорт из остального мира.
Таким образом, ЕСП и таможенный союз демонстрируют два лица Европейского сообщества, одно из которых повышает эффективность за счет поощрения конкуренции и специализации, а другое жертвует экономической эффективностью ради помощи фермерам.
Программа единого рынка
В восьмидесятые годы Западная Европа страдала от постоянного высокого уровня безработицы. Рост производительности отставал от других частей индустриального мира. Популярный диагноз заключался в том, что Европа страдает от последствий чрезмерного государственного регулирования и фрагментации европейских рынков труда и капитала на ряд неэффективно малых национальных рынков. Болезнь получила название «евросклероз», а рецепт, известный как Программа единого рынка, был инициативой всего Сообщества по дерегулированию и интеграции национальных рынков.
Программа единого рынка была изложена в Белой книге, опубликованной Европейской комиссией в 1985 году. В ней рекомендовалось около трехсот мер по устранению препятствий для внутриевропейской конкуренции. Единый европейский акт (SEA) 1986 г. обязывал членов ЕС реализовать эти меры к концу 1992 г.
SEA затронет каждый закоулок Европы. Грузовикам, перевозящим товары, больше не придется останавливаться на границе между странами ЕС, за исключением проверок по охране труда и технике безопасности. Правительства больше не могут проводить дискриминацию при закупках или при заключении контрактов на общественные работы. Каждая европейская страна должна будет признать стандарты продукции других стран. Оставшиеся барьеры для движения капитала и рабочей силы через внутренние границы ЕС будут устранены. Резиденты ЕС смогут переводить свои средства из одной страны в другую, не беспокоясь о контроле за капиталом, и смогут работать в другой стране-члене без необходимости получать разрешение на работу или получать местную техническую аккредитацию. Национальные налоговые кодексы будут гармонизированы для упрощения принятия экономических решений.
Экономический анализ показывает, что выгоды, вероятно, будут значительно больше, чем выгоды, получаемые только от таможенного союза. Обратной стороной, однако, является то, что регулирование вполне может стать более репрессивным, поскольку устраняется влияние межстрановой конкуренции, которая имеет тенденцию препятствовать дорогостоящему регулированию. Точно так же гармонизация налоговой политики предотвратит бегство самостоятельных факторов производства (т. е. труда и капитала) в юрисдикции с низкими налогами, тем самым устраняя важное ограничение на расходы национальных правительств.
Валютное объединение
В 1988 году, когда европейская интеграция набирала обороты, правительства стран-членов ЕС создали комитет под председательством Жака Делора, президента Европейской комиссии, для изучения возможности дополнения единого рынка Единая валюта. После появления доклада Делора правительства ЕС назначили Межправительственную конференцию для подготовки поправок к Римскому договору. Предлагаемые поправки — Договор об экономическом и валютном союзе — были представлены в голландском городе Маастрихте 19 декабря.91.
Маастрихтский договор предлагает заменить двенадцать национальных валют ЕС единой валютой и создать Европейский центральный банк (ЕЦБ). Эти цели должны быть достигнуты в три этапа. Стадия I, начавшаяся в июле 1990 г., отмечена отменой контроля за движением капитала (как это уже предписано SEA) и попытками сократить различия в национальной инфляции и процентных ставках, а также сделать внутриевропейские обменные курсы более стабильными. На этапе II, который начнется в январе 1994 года, произойдет дальнейшее сближение национальных экономических политик, а временная организация, Европейский валютный институт, будет координировать политику стран-членов на заключительных этапах перехода. Если Совет министров, состоящий из министров экономики или финансов от каждого национального правительства, решит на Этапе II, что большинство стран-членов удовлетворяют предварительным условиям валютного союза, он может рекомендовать, чтобы Совет глав государств проголосовал за открытие Этапа. III, создание ЕЦБ и возложение на него ответственности за денежно-кредитную политику. Однако, чтобы предотвратить бесконечное продолжение Этапа II, договор требует, чтобы главы государств или правительств ЕС встретились до конца 19 века.96, чтобы оценить, удовлетворяют ли большинство стран ЕС условиям валютного союза. Этап III начнется в любом случае не позднее 1 января 1999 г. В этом случае этап III может быть продолжен при участии лишь меньшинства стран ЕС.
Когда начнется Этап III, обменные курсы будут необратимо фиксированы. ЕЦБ возьмет на себя контроль денежно-кредитной политики стран-участниц. Он решит, как и когда заменить валюты стран-участниц новой европейской валютой. Он может сделать это в первый день Этапа III или может поручить своим оперативным подразделениям, национальным центральным банкам, вмешаться для стабилизации обменных курсов своих национальных валют до тех пор, пока они не будут заменены единой валютой.
Денежная интеграция вызывает больше споров, чем Программа единого рынка. Дания отвергла Маастрихтский договор на референдуме в июне 1992 года, а Франция почти сделала то же самое три месяца спустя.
Никто не сомневается в преимуществах использования одной валюты вместо двенадцати. Во-первых, единая европейская валюта сэкономит на транзакционных издержках: экономисты ЕС оценивают экономию в 1% ВНП ЕС. А устранение неопределенности, создаваемой колебаниями обменного курса, будет стимулировать дополнительную внутриевропейскую торговлю и инвестиции.
Однако бесплатных обедов не бывает. Принуждение всех европейских стран проводить одинаковую денежно-кредитную политику и поддерживать одинаковые процентные ставки лишит национальные правительства Европы инструмента политики, который традиционно использовался для решения их собственных макроэкономических проблем. Когда в Италии была рецессия, которой не было в других странах ЕС, ее центральный банк (Банк Италии) снизил процентные ставки, увеличил денежную массу и девальвировал обменный курс с целью стимулирования внутреннего спроса и сдерживания рецессии. Без девальвации обменного курса и с передачей денежно-кредитной политики ЕЦБ такой ответ больше невозможен. Европа почувствовала вкус этой проблемы в 191991 и 1992 гг., когда высокие процентные ставки в Германии вместе с фиксированными обменными курсами Европейской валютной системы, которая уже связала воедино европейскую денежно-кредитную политику, привели к росту процентных ставок во всем ЕС.
Как напоминает нам этот опыт, денежно-кредитная политика, общая для всех двенадцати стран ЕС, будет полезна для смягчения только тех колебаний делового цикла, которые характерны для двенадцати стран. Поскольку европейские страны в разное время испытывают циклические подъемы и спады, их жертва денежной автономией может дорого им обойтись.
Об авторе
Барри Эйхенгрин — профессор экономики и политических наук Джорджа К. Парди и Хелен Н. Парди в Калифорнийском университете в Беркли, научный сотрудник Национального бюро экономических исследований в Кембридже, штат Массачусетс, и научный сотрудник Центра исследований экономической политики в Лондоне. Он написал эту статью во время посещения Института перспективных исследований в Берлине.
Дополнительная литература
Эмерсон, Майкл, Мишель Ожан, Мишель Катина, Филипп Губе и Алексис Жакмен. «Экономика 1992». Европейская экономика 35 (март 1988 г.).
Кенен, Питер. EMU после Маастрихта. 1992.
Цукалис, Лукас. Новая европейская экономика: политика и экономика интеграции. 1991.
Винер, Джейкоб. Выпуск Таможенного союза. 1950.
Ссылки по теме
Европейский Союз
Международные торговые соглашения
Санкции
Страны с переходной экономикой
Нильс Карлссон, Общественный выбор и государственное управление в евро Кризис, обзор The Politics of Bad Options , Econlib, 3 мая 2021 г.
Педро Шварц, Коммерческие репрессалии — это ошибка, Econlib, 2 июля 2018 г.
Педро Шварц, Europe in Disarray, Econlib, 1 сентября, 2014.
Педро Шварц, Европейский центральный банк меняет свои позиции, Econlib, 1 апреля 2013 г.
Вольфганг Каспер, Ничего нового на еврофронте, Econlib, 5 декабря 2011 г. Зингалес об экономическом будущем Европы, подкаст EconTalk, 6 марта 2017 г.
Тайлер Коуэн о европейском кризисе, подкаст EconTalk, 5 декабря 2011 г.
Европейское экономическое сообщество | History of Western Civilization II
37.1.2: Европейское экономическое сообщество
Европейское экономическое сообщество возникло из стремления к дальнейшей региональной интеграции после успешного создания Европейского сообщества угля и стали.
Цель обучения
Описать переход от ЕОУС к ЕЭС
Ключевые моменты
- Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) было региональной организацией, целью которой была экономическая интеграция своих государств-членов. Он был создан по Римскому договору 1957 года.
- Некоторые важные достижения ЕЭС включали установление в 1962 году единых уровней цен на сельскохозяйственную продукцию и отмену внутренних тарифов между странами-членами на определенные продукты в 1968.
- Возникли разногласия между государствами-членами по поводу ущемления суверенитета и финансирования Единой сельскохозяйственной политики (ЕСП).
- 1 июля 1967 г. вступил в силу Договор о слиянии, объединивший институты ЕОУС и ЕВРАТОМ в ЕЭС. В совокупности они были известны как Европейские сообщества.
- В 1960-е годы были предприняты первые попытки расширения, которые со временем привели к желанию расширить сферы сотрудничества. В результате Единый европейский акт был подписан министрами иностранных дел 19 февраля.86.
Ключевые термины
- суверенитет
- Полное право и власть руководящего органа управлять собой без вмешательства со стороны внешних источников или органов. В политической теории суверенитет — это содержательный термин, обозначающий высшую власть над каким-либо государством. Это основной принцип, лежащий в основе господствующей вестфальской модели создания государства.
- наднационализм
- Тип многонационального политического союза, в котором путем переговоров полномочия делегируются органу власти правительствами государств-членов.
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) — региональная организация, целью которой является экономическая интеграция государств-членов. Он был создан в соответствии с Римским договором 1957 года. После образования Европейского союза (ЕС) в 1993 году ЕЭС было включено и переименовано в Европейское сообщество (ЕС). В 2009 году институты ЕС были поглощены более широкими рамками ЕС, и сообщество прекратило свое существование.
В 1951 году был подписан Парижский договор, в соответствии с которым было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Это было международное сообщество, основанное на наднационализме и международном праве, призванное способствовать экономическому росту Европы и предотвращать будущие конфликты путем интеграции его членов. С целью содействия региональной интеграции были предложены два дополнительных сообщества: Европейское оборонное сообщество и Европейское политическое сообщество. В то время как договор для последнего был составлен Общим собранием, парламентской палатой ЕОУС, предложенное оборонное сообщество было отклонено французским парламентом. Президент ECSC Жан Моне, ведущая фигура, стоящая за сообществами, в знак протеста ушел из высшего руководства и начал работу над альтернативными сообществами, основанными на экономической интеграции, а не на политической интеграции.
После конференции в Мессине в 1955 году Полю Анри Спааку было поручено подготовить доклад об идее таможенного союза. Вместе с отчетом Олина так называемый отчет Спаака станет основой для Римского договора. В 1956 году Спаак возглавил Межправительственную конференцию по Общему рынку и Евратому в замке Валь Дюшес. Конференция привела к подписанию 25 марта 1957 года Римского договора о создании Европейского экономического сообщества.
Образовавшимися сообществами стали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ, а иногда и ЕАЭС). ЕЭС создала Таможенный союз, а ЕВРАТОМ продвигал сотрудничество в сфере атомной энергетики. Одним из первых важных достижений ЕЭС стало создание в 1962 единых уровней цен на сельскохозяйственную продукцию. В 1968 году внутренние тарифы между странами-членами были отменены на некоторые продукты. Формирование этих общин было встречено протестом из-за боязни ущемления государственного суверенитета. Очередной кризис был вызван предложениями о финансировании Единой сельскохозяйственной политики (ЕСП), вступившей в силу в 1962 г. Переходный период, когда решения принимались единогласно, закончился, и большинство голосов в Совете принял эффект. Оппозиция тогдашнего президента Франции Шарля де Голля наднационализму и страх перед другими членами, бросившими вызов CAP, привели к политике пустых кресел, в которой французские представители были отозваны из европейских институтов до тех пор, пока французское право вето не было восстановлено. В конце концов, Люксембургский компромисс от 29 январяВ 1966 году было заключено джентльменское соглашение, позволяющее членам использовать право вето по вопросам, представляющим национальный интерес.
Шарль де Голль: президент Франции Шарль де Голль наложил вето на членство Великобритании, сдерживал развитие полномочий парламента и был в центре кризиса с пустыми стульями 1965 года.
1 июля 1967 года вступил в силу Договор о слиянии вступил в силу, объединив институты ЕОУС и ЕВРАТОМА в институт ЕЭС. В совокупности они были известны как Европейские сообщества. В Сообществах все еще были независимые личности, хотя они становились все более интегрированными. Будущие договоры предоставляли Сообществу новые полномочия, выходящие за рамки простых экономических вопросов, приближая их к цели политической интеграции и мирной объединенной Европы.
В 1960-е годы были предприняты первые попытки расширения. В 1961 году Дания, Ирландия, Норвегия и Великобритания подали заявки на вступление в три сообщества. Однако президент Шарль де Голль рассматривал членство Великобритании как троянского коня для влияния США и наложил вето на членство, и заявки всех четырех стран были приостановлены. Четыре страны повторно подали свои заявки 11 мая 1967 года, и, когда Жорж Помпиду сменил Шарля де Голля на посту президента Франции в 1969 году, вето было снято. Переговоры начались в 1970 при проевропейском правительстве премьер-министра Великобритании сэра Эдварда Хита, которому приходилось иметь дело с разногласиями, касающимися ЕСП и отношений Великобритании с Содружеством Наций. Тем не менее, два года спустя были подписаны договоры о присоединении, и с 1 января 1973 года к Сообществу присоединились Дания, Ирландия и Великобритания. Окончательно норвежский народ отказался от членства на референдуме 25 сентября 1972 года.
Расширение Европейского сообщества , 1973-1992: страны, окрашенные в зеленый цвет, представляют членов-основателей ЕЭС, а страны, отмеченные синим цветом, представляют членов, добавленных позже.
В Римских договорах указано, что Европейский парламент должен избираться прямым голосованием; однако для этого Совет сначала должен был согласовать общую систему голосования. Совет медлил с этим вопросом, и парламент остался назначенным. Шарль де Голль был особенно активен в блокировании развития парламента, который получил бюджетные полномочия только после его отставки. Парламент настаивал на соглашении, и 20 сентября 1976 года Совет согласовал часть необходимых инструментов для выборов, отложив детали избирательных систем, которые по сей день остаются различными. 19 июня79, во время пребывания президента Дженкинса, были проведены выборы в Европарламент. Новый парламент, воодушевленный прямыми выборами и новыми полномочиями, заработал на полную ставку и стал более активным, чем предыдущие собрания.
Греция подала заявку на вступление в Сообщество 12 июня 1975 года после восстановления демократии. Греция присоединилась к Сообществу с 1 января 1981 года. Точно так же, после их собственных демократических реставраций, Испания и Португалия подали заявки в сообщества в 1977 и объединились 1 января 1986 года. В 1987 году Турция официально подала заявку на вступление в Сообщество и начала самый длительный процесс подачи заявок для любой страны. С перспективой дальнейшего расширения и желанием расширить сферы сотрудничества министрами иностранных дел в феврале 1986 г. был подписан Единый европейский акт. Этот единый документ касался реформы институтов, расширения полномочий, внешнеполитического сотрудничества и единого европейского рынок. Он вступил в силу 1 июля 1987 года.
Leave a Reply