Главное об энергетическом кризисе в Европе — в четырех графиках Какие страны пострадали сильнее всего? Насколько выросли цены на отопление и свет на самом деле?
Зависимость от российского газа Европа снижает за счет поставок сжиженного природного газа. На фото — плавучее хранилище СПГ в порту Эмсхавен, Нидерланды
Siese Veenstra / EPA / Scanpix / LETA
В начале сентября десятки тысяч человек вышли на улицы Праги протестовать против резкого роста цен на газ, электричество, бензин и энергоносители в целом. В других странах настолько массовых акций еще не было, однако этой зимой они, кажется, вполне вероятны: энергетический кризис затрагивает всю Европу, а инфляция, вызванная в том числе ростом цен на газ, достигла в 2022 году рекордных значений. При этом, несмотря на общий энергетический рынок ЕС, рост оптовых цен жители разных стран ощущают на себе очень по-разному: где-то стоимость энергии для них выросла более чем вдвое, а где-то — лишь на несколько процентов. Чтобы показать, в каких странах, кроме Чехии, кризис чувствуется острее всего, «Медуза» сравнила европейские показатели энергетической инфляции и сопоставила их с общей долей расходов на энергию в бюджете домохозяйств.
Таких цен на газ в Европе действительно не было десятки лет. Даже с учетом многолетней инфляции
Значительный рост цен на все энергоносители начался еще в середине 2021 года на фоне выхода мировой экономики из пандемии. В 2022 году этот рост продолжился и обострился в связи с началом войны в Украине, на фоне которой был отменен ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток — 2», а прокачка газа по «Северному потоку — 1» сначала сокращалась, а к началу осени вовсе прекратилась. Уже к концу первого квартала нынешнего года цены на сырую нефть удвоились, цены на уголь утроились, а цены на природный газ выросли более чем в пять раз по сравнению с началом предыдущего года.
Многократный рост цен на газ именно в Европе хорошо показывает региональный характер кризиса и его связь с политической, а не глобальной экономической ситуацией. В США, которые от поставок российского газа не зависят, рост цен на европейском фоне почти незаметен.
Мировые цены на природный газ
Пока сильнее всего от кризиса пострадала активно поддерживающая Украину Эстония, слабее всего — «пророссийская» Венгрия
Приведенный выше график отражает именно биржевую (спотовую) стоимость газа, по которой его можно купить или продать оптом в определенных точках обмена. Обычный же потребитель узнает о росте стоимости газа не на бирже, а прежде всего в своей платежной квитанции за отопление и электричество (часть которого вырабатывается на газовых ТЭЦ), на заправочной станции и в конечном счете на полках магазинов.
К счастью, даже пятикратный рост цен на энергоносители никогда не приводит к пятикратному же росту стоимости бензина или отопления. Во-первых, по пути к потребителю оптовая цена «разбавляется» другими издержками, а значит, доля роста стоимости в конечной цене для потребителя уменьшается. Во-вторых, любое «перетекание» инфляции из оптовой в розничную происходит не мгновенно. Как именно оптовая цена на газ влияет на рост цен на энергоносители для потребителя, экономисты оценивают с помощью специальных коэффициентов — они показывают долю потребительской инфляции от инфляции на оптовом рынке. Эти доли обычно стабильны от года к году в одной стране, но могут сильно отличаться от страны к стране.
Причины того, почему розничные цены в разных странах по-разному отражают изменения оптовых цен, подробно рассматриваются в докладе МВФ, который посвящен энергетической инфляции. Цитата:
Во-первых, соотношение оптовых цен и конечных розничных цен варьируется в разных странах, отражая структуру налогов и сборов, которые не обязательно движутся параллельно с оптовыми ценами. Например, пошлины на топливо обычно взимаются из расчета на литр топлива, поэтому однопроцентное повышение оптовых цен обычно приводит к менее чем однопроцентному повышению розничных цен, а степень такого «размывания» варьируется в разных странах в зависимости от уровня пошлин. Более того, с осени 2021 года правительства приняли различные меры по сглаживанию розничных цен на энергоносители, такие как снижение налога на добавленную стоимость (НДС) или акцизных налогов, которые способствовали различиям в наблюдаемой передаче в разных странах.
Во-вторых, различные нормативно-правовые базы и государственное вмешательство влияют на частоту или величину изменения цен коммунальными компаниями. Например, в период 2017–2021 годов розничные цены на электроэнергию обновлялись в среднем менее двух раз в год в Венгрии, Хорватии, Болгарии, Литве, Словакии и Польше, в то время как в Финляндии, Латвии, Бельгии, Эстонии, Испании и Швеции они корректировались ежемесячно.
В-третьих, практика заключения контрактов энергосбытовыми компаниями также отличается в разных странах, например, в зависимости от динамического ценообразования.
Наконец, методологические различия в измерении инфляции также могут привести к межстрановым различиям в инфляции розничных цен на электроэнергию.
Особенно ярко эти различия между странами проявляются в цене на газ: например, в Эстонии, по подсчетам МВФ, из условных 100% роста оптовой цены на газ до потребителя доходит около 80%. Это очень много — в большинстве европейских стран показатель ниже 30%. В таких странах, как Швеция, Словения, Хорватия и Испания, коэффициент не превышает 10%, а в Венгрии он вообще отрицательный — то есть за наблюдаемый период цены именно на газ для потребителей не выросли, а даже упали.
Впрочем, более корректный показатель — суммарная стоимость энергии для потребителей (газ, электричество, бензин и т. д.) — вырос в 2022 году во всех европейских странах без исключения, хотя абсолютная стоимость энергии и имеет довольно большой разброс.
В Эстонии, Нидерландах и Греции в 2022 году будут платить за энергию в два раза больше. В среднем по Европе — на 67% больше
Рост цен на отопление, бензин и электричество больнее всего ударил по самым бедным европейцам
Согласно последнему докладу МВФ, который посвящен энергетической инфляции, в среднем в Европе розничные цены в 2022 году вырастут:
- на электричество — на 73%;
- на газ — на 122%;
- на бензин — на 36%.
Суммарно из-за этого роста доля расходов домохозяйств на все энергоносители достигнет 7% от всех их расходов.
Однако социальное влияние инфляции определяется не столько этими средними значениями, сколько их распределением, то есть прежде всего тем, насколько возрастут расходы самых бедных европейцев. Почти во всех без исключения европейских странах рост цен на газ и электричество больнее всего ударил именно по беднейшим слоям населения — это связано с тем, что именно у домохозяйств с низкими доходами коммунальные платежи и расходы на бензин составляют бо́льшую долю от всех других расходов.
Притом что бедные везде страдают от энергетической инфляции сильнее богатых, разброс между уровнем инфляции в разных странах тоже очень разный. Например, в Великобритании и Чехии доля расходов на энергию у 10% самых бедных и 10% самых богатых жителей отличается в разы, в то время как в Германии или той же Венгрии разница не столь велика.
Энергетический кризис сильнее ударит по бедным
Большинство стран пытаются компенсировать часть расходов на энергию гражданам, но список «самых социально ориентированных» государств не совпадает с самыми пострадавшими
Осознавая энергетическую инфляцию как социальную проблему, правительства разных стран пытаются компенсировать рост цен для самых бедных граждан финансовой поддержкой. Однако не у всех есть на это финансовые ресурсы или политическая мотивация. Среди стран, которые тратят на борьбу с социальными последствиями энергетического кризиса максимальную долю своего дохода, — Греция, Болгария и Босния.
Чехия, Португалия и Великобритания, напротив, пока не слишком озабочены такой поддержкой.
Объем поддержки энергетики по странам Европы в % к ВВП
Данные и инфографика: Александр Богачев
Текст: Александр Ершов
Страница не найдена • ТЭКНОБЛОГ
Страница не найдена • ТЭКНОБЛОГ
Возможно, эта страница удалена, переименована или просто временно недоступна. Перейдите на главную страницу и воспользуйтесь поиском по сайту. Ниже Вы можете посмотреть свежие публикации.
- Объем экспорта из Германии в Россию сократился на 14,3%
- Кнайсль: Всем этим новомодным импортерам ЕС придется принимать очень жесткие решения
- Нейроморфные системы искусственного интеллекта могут быть в тысячу раз энергоэффективнее классических вычислительных систем
- Как живет российский нефтесервис в условиях санкций
- Как закупать импортное нефтегазовое оборудование в современных условиях
- ТехноКамчатка. Технология управления потоками газа
- Строительство судна Saam FSU, предназначенного для перевалки СПГ для «Новатэк», завершено
- Госдума призвала ООН начать расследование подрыва «Северных потоков»
- Как увеличить лимит госдолга или дефолт США
- Расходы Европы на энергетический кризис приближаются к 800 млрд евро
- Италия поставит газовые турбины Азербайджану для удвоения поставок газа
- Встречу стран-потребителей и поставщиков по газовому хабу перенесли из-за землетрясений в Турции
- Чешская CEZ подала в арбитраж против «Газпрома» на $45 млн
- Порты Дальнего Востока не могут переваливать даже согласованные объемы нефтепродуктов
- «КазМунайГаз» и «ЛУКОЙЛ» получат по 50% в проекте освоения Каламкас-моря и Хазара
- Euroclear отказался от российского рубля в качестве расчетной валюты
- Fortum спишет активов в РФ на почти 1 миллиард евро
- Какие угрозы инфраструктурным проектам после землетрясения в Турции
- Новак: исключения из потолка цен показывают востребованность российской нефти в Европе
- ЕС вывел из-под потолка цен некоторые виды нефтепродуктов
- Крупнейший НПЗ в Сирии поврежден землетрясением
- Представитель энергетической отрасли Турции сообщил о состоянии нефтепроводов после землетрясения
- Сколько теряет Россия нефтегазовых доходов от введенного потолка цен на нефть
- Эстония запретит водителям ввозить топливо в канистрах из России
- ФРГ перенаправляют «зеленые» субсидии на другую «зеленку»
- Cтраны ЕС договорились о введении потолка цен на российские нефтепродукты
- Израиль может задействовать FLNG на газовом месторождении «Левиафан»
- Honda начнет производство новой системы водородных топливных элементов, разработанной совместно с GM
- «Лукойл» рассказал сколько добыл на месторождениях на Каспии с 2010 года
- Equinor заявила, что ей помешали санкции чтобы помочь в расследовании инцидента на Северных потоках
- «Транснефть» сообщила о попытке обстрела инфраструктуры нефтепровода «Дружба» со стороны Украины
- ВСУ атаковали нефтепровод «Дружба»
- Экспорт легкой нефти из США в Китай достиг 5-месячного максимума
- «Газпром» увеличил объем поставок газа через Украину в Европу на 20%
- ExxonMobil побила рекорд по прибыли среди западных нефтяных компаний за 2022 год
- Повышение пенсионного возраста во Франции бьет по поставкам топлива TotalEnergies
- РЖД отказывается принимать нефтепродукты к перевозке на восток
- QatarEnergy заняла место «Новатэк» в проекте разработки месторождений в Ливане
- Из совета директоров «Газпрома» уходит бывший ректор РАНХиГС
- Как Лукойл продолжает отбиваться от обвинений в поставках продукции на Украину
Почему так быстро растут цены на бензин и как у нас дела по сравнению с Европой | Business News
Стоимость заправки среднего семейного автомобиля бензином впервые превысила 100 фунтов стерлингов.
Данные Industry , опубликованные в четверг утром RAC , говорят, что ситуация, вероятно, усугубит кризис стоимости жизни для автомобилистов и клиентов, поскольку предприятия в какой-то момент будут стремиться переложить свои растущие расходы.
Цена на топливо была основным компонентом Кризис стоимости жизни с самого начала, с дизелем — двигателем экономики Великобритании — уже перешагнул порог.
Расходы на насосы добавляют к инфляции уныние, потому что, если такие вещи, как затраты на топливо и энергию, также становятся более дорогими для предприятий, эти дополнительные счета в конечном итоге передаются по цепочке поставок, как вы уже догадались, снова вам и мне .
Это одна из причин, по которой счета за продукты питания растут по мере роста стоимости производства и распределения.
Цена на заправку бензином, вероятно, достигнет 100 фунтов стерлингов — поскольку Гоув намекает на действия правительства — последние данные о стоимости жизни
Здесь Sky News объясняет, почему цены на топливо продолжают сорвал.
Почему растут цены на топливо?
Давайте, во-первых, поймем природу рынка нефти в последнее время; был охвачен беспрецедентным нисходящим толчком, за которым вскоре последовал восходящий толчок. Действительно беспокойные времена, которые никогда не хороши для ценовой стабильности.
Реклама
Спрос на топливо резко упал в марте 2020 года, когда COVID свирепствовал по всему миру, а стоимость сырой нефти марки Brent упала ниже 20 долларов за баррель. Это один шок.
Отразили ли это снижение затраты на насосы в Великобритании? Ответ: Не совсем.
Это произошло потому, что у розничных продавцов все еще был собственный персонал и другие счета, поэтому цены на насосы оставались чуть выше 1 фунта стерлингов за литр, чтобы поддерживать, как они утверждали, справедливую цену для всех.
Когда основные экономики вновь открылись, цены на нефть постепенно росли из-за более сильного спроса, и это в значительной степени сохранялось на рынке вплоть до февраля этого года, когда основной производитель нефти, Россия, вторглась в Украину. Восходящий шок.
Потенциальные последствия в сочетании с влиянием западных санкций привели к тому, что стоимость сырой нефти марки Brent значительно превысила 100 долларов за баррель и достигла пика около 130 долларов.
С течением времени меньшие объемы российской нефти и нефтепродуктов на рынке привели к сокращению поставок, в то время как более высокие затраты также отражаются на таких вещах, как маржа нефтепереработки, увеличивая конечные цены.
Так почему же последние скачки цен?
Когда дело доходит до контрактов на сырую нефть марки Brent, объявление ЕС о введении эмбарго на нефть в России оказало большее давление на цены, поскольку усилило опасения по поводу международной борьбы за поставки.
Это совпало с восстановлением мощного производственного сектора Китая после ослабления ограничений, связанных с пандемией.
Существует также вопрос спекуляций.
На этой неделе RAC предупредил, что призрак 2 фунтов стерлингов за литр не за горами, поскольку мы приближаемся к пиковому летнему туристическому сезону.
Но А.А. назвал прогноз цены безрассудным, заявив, что он подпитывает «грабительские цены на заправке».
Подробнее о главном вопросе грабежей позже.
Какие специфические факторы Великобритании усугубляют проблему цен на топливо?
Главной среди других рыночных сил является слабость фунта по отношению к нефти, оцененной в долларах США.
Эта слабость была очевидна с тех пор, как в 2016 году были объявлены результаты голосования по Брекситу.
Это связано с очень сильным долларом — безопасным убежищем для инвесторов во времена экономических потрясений — но также отражает опасения грядущей рецессии в экономике Великобритании.
Другие факторы включают отсутствие мощностей по переработке дизельного топлива в Великобритании.
Есть шесть крупных нефтеперерабатывающих заводов, но страна обычно зависит от России в плане поставок дизельного топлива на пятую часть, и это постепенно сокращается.
Каковы наши цены на топливо по сравнению с европейскими?
Великобритания не является самой дорогой по дизельному топливу и бензину, но входит в первую десятку. Май — самые последние доступные сопоставимые данные.
Швеция возглавила список дизельных двигателей с ценой 193,46 пенсов.
Средние цены в Великобритании в тот день составляли 173,02 пенса за литр неэтилированного топлива и 182,58 пенса за литр дизельного топлива.
Германия, крупнейшая экономика Европы, была дороже на бензин, но не на дизельное топливо.
АА заявило, что при нынешнем положении дел британские водители будут пользоваться более низкими ценами в основных летних направлениях Франции и Испании.
Нас обдирают?
Это большой вопрос, который на протяжении десятилетий преследует цены на топливо.
Старая поговорка гласит, что розничные торговцы бензином быстро отказываются от более высоких цен, но медленно снижают цены.
Поговорите с любой автомобильной группой или борцами за честное топливо, и они скажут вам, что это правда.
Это сложный рынок с множеством игроков в цепочке поставок, поэтому прозрачность топлива является ключевым фактором.
Те, кто обвиняет розничных продавцов или переработчиков в быстрой наживе, уже давно выступают за британский механизм, отслеживающий цены от конвейера до заправки.
Подкаст
Из-за ваших настроек согласия вы не можете просмотреть это.
Открыть параметры конфиденциальности
Следите за ежедневным подкастом на Apple Podcasts, Google Podcasts, Spotify, Spreaker
Они указывают на то, что цены ниже — на 6 пенсов за литр в настоящее время — чем в среднем по Великобритании в Северной Ирландии, где конкуренция поощряется ценой на топливо Совета потребителей. Проверка.
Супермаркеты, которые традиционно использовали более дешевое топливо как способ привлечь больше покупателей через свои двери, отказались от этой стратегии.
Асда — обычно первая снижает цены на топливо и поднимает по этому поводу много шума — промолчала и даже поднял цены на 5 пенсов за литр за один день на этой неделе.
Топливо, похоже, больше не является «лидером убытков» для крупных бакалейщиков.
Чем еще может помочь правительство?
Великобритания, по данным АА, имеет одну из самых высоких ставок налога на топливо в Европе, даже с учетом объявленного в марте канцлера Риши Сунака годового сокращения налога на топливо на 5 пенсов за литр.
НДС и пошлина в настоящее время составляют примерно половину стоимости литра топлива.
Учитывая, что Борис Джонсон сделал сокращение налогов основным направлением деятельности своего правительства после того, как на этой неделе он высказался о недоверии, было бы справедливо предположить, что г-н Сунак будет следить за обоими, если он хочет помочь поддержать замедляющуюся экономику.
Средняя цена бензина выше 4 долларов за галлон во всех 50 штатах
Средняя цена бензина на заправке в настоящее время впервые превышает 4 доллара в каждом штате США, при этом средняя национальная цена на газ достигает рекордного уровня 4,567 доллара за галлон.
В то время как в некоторых штатах, таких как Канзас, Оклахома и Джорджия, вчера вечером цены на топливо впервые превысили 4 доллара, в других, таких как Калифорния, средняя цена на заправку составляет 6,05 доллара за галлон, по данным Американской автомобильной ассоциации (AAA).
В то время как $6 за галлон кажется маловероятным за пределами Калифорнии в настоящее время, некоторые эксперты ожидают, что все остальные наверстают упущенное. Средняя цена на бензин в США может превысить 6 долларов за галлон к августу , согласно Наташе Каневой, руководителю отдела глобальных исследований сырьевых товаров в JP Morgan, в отчете для инвесторов и интервью аналитика CNN. Она добавила, что запасы бензина в хранилищах сокращаются в преддверии летних месяцев путешествий.
Но за океаном Европа уже платит столько… и даже больше. В Великобритании автомобили заправляют свои баки по 7,70 доллара за галлон, в то время как в Нидерландах и Германии цены достигают 8,25 доллара, согласно Global Petrol Prices , веб-сайту, отслеживающему розничные цены на моторное топливо. А в Норвегии и Дании цена галлона бензина превышает 9 долларов.
Движущей силой роста цен на топливо являются высокие цены на сырую нефть, которые резко выросли в последние месяцы после вторжения России в Украину, а также сильный пост-COVID-19восстановление спроса. Но в США также слишком мало нефтеперерабатывающих заводов, перерабатывающих нефть в пригодное для использования топливо.
Поскольку пандемия снизила спрос на бензин и авиакеросин до рекордно низкого уровня, более 5% всех нефтеперерабатывающих мощностей США были навсегда отключены.
В то время как поставки нефтеперерабатывающих заводов в США сокращаются, европейские страны, отказывающиеся от экспорта российской нефти и нафты — нефтепродукта, используемого для производства топлива, — рассчитывают, что США поставят больше мирового топлива.
Несмотря на все усилия президента США Джо Байдена по сдерживанию роста цен путем высвобождения сырой нефти из чрезвычайных резервов, это не принесло большого облегчения на заправке.
Управление энергетической информации, статистическое агентство министерства энергетики США, прогнозировало 10 мая, что среднестатистическому американскому домохозяйству придется потратить на бензин в этом году с поправкой на инфляцию на 450 долларов больше, чем в прошлом году.
Leave a Reply