Кибуцы в Израиле – Еврейское Агентство Репатриации
Кибуц – это основанная на коллективном труде община с традиционно аграрным укладом хозяйствования. Самый первый кибуц был основан в 1910 году. Кибуц – это не просто образ жизни или тип поселения, это неотъемлемая часть израильского общества и еврейской культуры. До создания Государства Израиль и в первые годы его существования именно кибуцы взяли на себя обязанности по приёму иммигрантов и их расселению, по организации местной самообороны и развитию сельского хозяйства.
Кибуцы в Израиле — что такое кибуцы
Слово «кибуц» (иногда – «киббуц») означает «собрание». Это небольшие сельскохозяйственные поселения, в которых используется коллективный труд, а материальные блага распределяются по принципу «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Первым поселением такого рода была Дегания, хотя в ту пору она ещё не считалась кибуцем и называлась «квуца» — от слова «группа». Основали Деганию молодые еврейские ребята в возрасте 18-20 лет, работавшие на осушении болот: земли в окрестностях Галилейского моря подвергались затоплению. Приходилось прилагать много усилий, чтобы сделать почву плодородной. Выполняя тяжёлую работу, они мечтали, что каждый сможет воспользоваться плодами своего труда. Так появилась сельскохозяйственная община Дегания.
Часто задаваемые вопросы
Участник проживает в кибуце временно. Он не может голосовать и принимать решения по вопросам жизни в кибуце.
Это сообщество, где люди на добровольной основе работают и живут вместе, а доход распределяется равномерно на всех членов общины.
В кибуц принимают всех желающих. Главное – желание трудиться на общее благо, соблюдать правила коммуны, поддерживать добрые отношения с её членами, проявлять взаимовыручку и взаимопонимание.
Нет, далеко не все. Сегодня во многих кибуцах открыты мелкие производства и различные цеха – от обработки плодоовощной продукции до пошива модной одежды. Ряд кибуцев создал совместные предприятия.
Нет, для жизни в кибуце совсем не обязательно исповедовать иудаизм и следовать традициям. Хотя в Израиле существуют религиозные кибуцы, большинство из них относят вероисповедание к личному делу каждого.
Новичок обязан переписать всё своё имущество на общину или заплатить вступительный взнос. Его кандидатура будет рассмотрена на общем собрании коммуны.
Коммуна оплачивает своим членам обучение в колледжах и вузах Израиля. Можно даже поступить в университет за границей – стоимость учёбы там тоже компенсирует община.
Опыт первопроходцев вскоре был перенят другими общинами. Кибуцы один за другим стали возникать вокруг Галилейского моря и в Изреельской долине. В 1948 году, на момент провозглашения независимости Израиля, в кибуцах проживало 7% населения страны. Сегодня число «кибуцников» (так называются члены общины) сократилось до 2,5%, тем не менее в Израиле до 30% сельскохозяйственной продукции производят в кибуцах. Многие кибуцы стали частными и начали заниматься другими отраслями производства: так, например, в кибуце Дегания успешно функционирует предприятие по огранке алмазов.
На протяжении большей части своей истории кибуцы следовали принципу коллективной собственности, справедливого разделения доходов и доверия между членами коммуны. Все кибуцники получали равное пособие, независимо от реальной доли вложения в общее дело. Это была та самая идеология, на которой строились в советские времена колхозы. Но главной идеей кибуца были взаимные гарантии между членами общины. Каждому должен был быть обеспечен достойный уровень жизни – причём, не только материальный, но и культурный, и социальный, и образовательный.
Сегодня в Израиле насчитывается около 280 кибуцев. Во время пандемии возросло число желающих переехать в кибуц, однако и после снятия антиковидных ограничений интерес к кибуцам не снизился. В 2022 году возникла даже очередь в 500 человек. В этой статье мы расскажем вам про кибуцы в Израиле: что это такое, как там всё устроено и какое влияние они оказывают на жизнь современного общества.
Какие бывают кибуцы
Кибуцная коммуна не имеет ничего общего с колхозом, хотя так склонны заблуждаться многие приезжающие в Израиль. Кибуцы больше походят на коттеджные посёлки в обрамлении пышной зелени и садов. В каждом кибуце обычно проживает 500-600 человек, из которых 300-400 составляют взрослые. Всего в кибуцах проживает примерно 130 тысяч израильтян.
Большинство кибуцев примыкает к одному из трёх национальных кибуцных движений, которые различаются историческими традициями, а также идеологическими и политическими взглядами:
- Тнуа кибуцит.
- Ха-Кибуц ха-дати ха-поэль ха-мизрахи.
- Поалей агудат исраэль.
Из них «Тнуа кибуцит» является самым многочисленным – в него входят до 85% всех кибуцев.
Кроме этого, в Израиле с 2005 года каждый кибуц имеет определённый статус, обусловленный формой организации:
- Общинный (традиционный кибуц).
- Обновлённый (кибуц, где имущество членов лишь частично находится в общей собственности).
- Городской.
Первые кибуцы были организованы молодыми сионистами-идеалистами в начале XX века. Для пионеров движения кибуцы были идеологией, а не просто средством заработать на жизнь. Фермеры сделали бесплодные земли цветущими и стали выращивать на них сельскохозяйственные культуры, заниматься птицеводством, рыбоводством, молочным хозяйством. Несмотря на многие трудности, первопроходцы смогли создать социальную систему, сыгравшую решающую роль в развитии Государства Израиль.
С годами кибуцы разрастались, множились и приспосабливались к меняющимся реалиям. Некоторые из них изменили свою идеологическую основу и прошли через процесс приватизации. В таких кибуцах всё по-прежнему принадлежит всем, однако члены общины трудятся в кооперативах и получают заработную плату в соответствии со своим личным вкладом.
Список кибуцев
Кибуцев в Израиле почти три сотни, и перечислять их все нет смысла. Стоит остановиться лишь на самых популярных.
- Эйн-Геди. Наверное, один из самых известных в Израиле кибуцев, расположенный на побережье Мёртвого моря. В его роскошном ботаническом саду произрастает огромное количество представителей пустынной флоры, сотни кактусов и необычных тропических деревьев. Неподалёку расположены красивейшие пляжи и термальные источники.
- Самар. Этот кибуц был основан в 1976 году в порядке социального эксперимента. Здесь индивидуализм преобладал над принципами коллективизма, поэтому Самар стал известен как «анархистский кибуц». Самар расположен недалеко от долины Арава, в месте с самым высоким уровнем солнечной активности. Все потребности кибуца в электроэнергии удовлетворяет ультрасовременная солнечная электростанция.
- Сде Элиягу расположен в долине реки Иордан. Это – один из самых первых кибуцев, основанный в период действия британского мандата. В первые свои годы он больше походил на крепость, чем на поселение. Сегодня всё изменилось. Сде Элиягу – кибуц с религиозным уклоном: здесь проводятся регулярные уроки Торы, организованы специальные занятия по изучению иудейских традиций. В то же самое время Сде Элиягу – пионер в области органического сельского хозяйства. Выращиваемые здесь культуры пользуются большим спросом в Израиле.
Упоминания заслуживают и некоторые другие известные израильские кибуцы:
- Дегания Алеф – кибуц, с которого началось кибуцное движение. Он был основан в 1909 году десятью молодыми мужчинами и двумя девушками. Здесь родились некоторые известные деятели в истории Израиля – например, Иосиф Трумпельдор и Моше Даян.
- Цова (Цуба). Кибуц расположен на окраине Иерусалима. Название связано с военизированным подразделением, действовавшим во времена британского мандата. В Израиле многие считают, что этот кибуц сохранил «дух первопроходцев» и выбирают его в качестве своего первого кибуца.
- Эйлот. Находится в 3-х километрах от Эйлата, между пустыней и Красным морем. Этот кибуц – туристический рай, который предлагает развлечения на любой вкус: экскурсии по пустыне, пешие походы, туры на джипах, прогулки на верблюдах, посещение мест археологических раскопок. Номера с кондиционерами оснащены всеми современными удобствами.
Жизнь в кибуцах
Большинство кибуцев устроено по одному и тому же плану: жилой район с домами и садами, игровые детские площадки и объекты общего пользования: столовая, бассейн, зал собраний, библиотека, спортивный зал, прачечная. Есть в кибуцах и магазины, и свои медицинские учреждения. Окружено всё сельскохозяйственными угодьями. Внутри кибуца люди обычно перемещаются пешком или на велосипеде.
Организованы кибуцы как коммуны с прямой демократией: решения принимаются общим собранием. На этих собраниях члены кибуца утверждают бюджет, избирают членов правления, принимают планы развития общины. Решение повседневных задач возложено на комитеты: они занимаются вопросами здравоохранения, жилья, культуры и досуга, распределения финансов и так далее. Председатели комитетов во главе с секретарём образуют руководство кибуца. Штатными являются, как правило, только должности секретаря, казначея и координатора работ – руководители комитетов трудятся на общественных началах.
Члены кибуца, как правило, не получают зарплату – лишь небольшое денежное пособие на личные нужды. Всё заработанное поступает на счёт кибуца. Взамен члены общины бесплатно пользуются всеми сервисами: кухней, столовой, прачечной, детским садом и т.д. В магазине оплачивать ничего не нужно, достаточно выбрать товар, а сумма спишется с индивидуального счёта. В столовой трижды в день организуют шведский стол, однако можно не пользоваться общепитом, а приобретать продукты в магазине и готовить самостоятельно.
Принимают в кибуц молодых людей в возрасте до 35 лет, отслуживших в армию. Решение о приёме принимается на общем собрании. Новички до приёма в кибуц должны либо внести денежный взнос (несколько десятков тысяч шекелей), либо переписать всё своё имущество на общину, либо отработать несколько лет.
С конца 90-х годов многие кибуцы перешли от принципов равного распределения доходов к рыночным отношениям. Ранее члены коммуны, работавшие за её пределами, должны были отдавать всю зарплату в доход кибуца. В 90-е годы им разрешили оставлять эту зарплату себе. Для кибуцников, которые трудились в самой общине, устанавливались такие зарплаты, которые соответствовали бы аналогичным профессиям и специальностям в остальном Израиле.
Такое изменение было вызвано те только реформированием самой идеологии кибуцев, но и экономической ситуацией в стране: цены на сельскохозяйственные товары снижались, в мире произошёл технологический бум. Сегодня большинство кибуцников, по опросам, предпочло бы в равной мере использовать и социалистический уклад, и преимущества рыночной экономики – этакую шведскую модель, где капитализм сочетается с мощной системой социальной защиты.
Рассчитайте стоимость и вероятность
получения гражданства Израиля!
Специалист по гражданству бесплатно даст комментарий на Ваши ответы и поможет определить Ваши реальные шансы на получение израильского паспорта.
Пройти тест и
узнать результат
Большинство кибуцев продолжает заниматься сельским хозяйством, хотя диапазон их деятельности значительно расширился за последние 20-30 лет. В кибуцах шьют модную одежду, монтируют ирригационные системы, собирают солнечные батареи. В некоторых районах Израиля кибуцы объединяются в кооперативы, чтобы заниматься совместным производством. Некоторые кибуцы становятся центрами туризма, предлагая к услугам клиентов гостевые домики, бассейны, теннисные корты, конные маршруты и даже аквапарки.
Отрасли, в которых заняты члены кибуцев:
Отрасль | Процент занятых, % |
Сельское хозяйство и рыболовство | 24 |
Промышленность (включая горнодобывающую) | 24 |
Туризм, торговля, финансы | 11 |
Транспорт и связь | 5 |
Строительство, коммунальные услуги | 1 |
Общественный сектор | 18 |
Индивидуальные услуги | 17 |
Особенности кибуц
Кибуц основан на принципе добровольного участия. Каждый его член вносит свой посильный вклад в сообщество, а коммуна взамен этого берёт на себя ответственность за его нужды. Но дело не касается только лишь материальных благ: сообщество даёт людям возможность максимально раскрыть свой потенциал, требуя от них лишь ответственности и готовности участвовать в жизни кибуца.
Когда кибуцы только начали появляться, в них общественное начало имело приоритет на личным – примерно так же, как это было в колхозах в первые годы советской власти. Даже дети кибуцников жили в интернатах. Сейчас общины полностью ориентированы на семью. Члены кибуца полностью свободны в том, как планировать своё время, на что тратить деньги или где проводить отпуск. В каждом кибуце обычно имеется начальная школа, после окончания которой дети переходят в школу, обслуживающую несколько кибуцев. Дети обычно имеют возможность начать работать с 12-13 лет. На заработанные деньги они могут ездить в экскурсии по стране, посещать концерты и другие мероприятия. Получение высшего образования тоже оплачивает кибуц – причём, обучаться можно даже за границей.
Наши услуги
Люди, живущие в кибуце всю жизнь, могут построить себе дом за счёт общины. Новичкам или возвращающимся могут выделить участок земли или дом бесплатно или по значительно сниженной цене. Но при этом каждый новый член кибуца должен передать всё своё имущество в общинный фонд. Это порождает определённые проблемы, так как кибуцник не может ничего оставить в наследство. Также бывают ситуации, когда община банкротится, и у людей не остаётся ничего.
Как оказалось, социалистическому принципу «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям» выполнять было легко в ту пору, когда эти потребности состояли лишь в простой одежде и хлебе насущном. В мире, где существуют компьютеры и роботы-пылесосы, каждому хочется жить лучше. Поэтому кибуцники начали сравнивать свой вклад со вкладом других членов общины и стали выражать недовольство. Всё это привело к реформам: зарплаты стали выплачиваться не поровну, а в соответствии с рыночной стоимостью труда. Такие кибуцы стали именоваться «обновлёнными»; по сути, они настолько далеко ушли от начальных принципов кибуца, что их уже с трудом можно причислить к таковым.
Абсорбция в кибуцах
Многие наверняка слышали о том, что в Израиле активно задействуют кибуц для репатриантов. Еврейское агентство «Сохнут» разработало уникальную программу адаптации для новых олим с детьми, которая называется «Первый дом на родине». Переселенцам в возрасте до 45 лет, как семейным, так и холостым, предлагают провести 6 или 12 месяцев в кибуце. Здесь они в дружеской, добрососедской обстановке смогут учить иврит, общаться, заводить знакомства и работать в кибуце. При этом совсем не обязательно трудиться в саду или в поле: современные кибуцы могут предложить много вариантов деятельности, в том числе и работу за пределами общины.
Социализация благодаря тесному общению, поддержке и атмосфере доброжелательности происходит очень быстро. Репатрианты могут пользоваться всеми сервисами кибуца: столовой, библиотекой, спортзалом, бассейном и т.д. Для детей есть ясли, детские сады и средняя школа. После прохождения программы желающие могут остаться в кибуце.
Единая цена
для всей семьи
Стоимость получения гражданства единая для семьи из 4х человек. Мы разработали 2 пакета услуг, с которыми вы можете ознакомиться в разделе «цены» и выбрать то, что вам нужно.
Максимально быстрое
получение гражданства
Срок получения гражданства Израиля состовляет от 3-х дней, и не обязывает к ПМЖ в Израиле. Вся процедура проводится в соответствии с «Законом о возвращении» Израиля.
Преимущества
гражданства Израиля:
- Не нужна виза в более 160 стран мира
- Высокий уровень израильской медицины
- Устойчивая банковская система и прозрачность инвестиций
- Прозрачные взаимоотношения между бизнесом и властью
- Низкий уровень преступности
Заявка на консультацию по гражданству
Многие кибуцы в Израиле организуют пятимесячные учебные курсы для репатриантов – «Ульпан кибуц». Занятия совмещают интенсивное изучение иврита с работой в кибуце, поездками по стране и лекциями, которые знакомят новых олим с особенностями израильской жизни. Этот проект существует при поддержке еврейского агентства «Сохнут» и рассчитана на молодёжь в возрасте от 18 до 30 лет – одиночек или пар без детей.
«Ульпан кибуц» предлагает следующую программу:
- Изучение иврита в интенсивном режиме по 18-24 часа в неделю.
- Профессиональная подготовка на базе предприятия в кибуце. Открыта для всех желающих. Это – нововведение, и пока можно получить только навыки в металлообработке.
- Индивидуальные консультации для тех, кто планирует поступать в израильский вуз.
- Консультации по вопросам трудоустройства.
- Различные культурные мероприятия, дающие возможность поближе познакомиться с культурой и историей Израиля.
Участие в программе платное. В 2022 году стоимость составляла 6200 шекелей. Оплату можно вносить тремя равными платежами.
Часто задаваемые вопросы
Участник проживает в кибуце временно. Он не может голосовать и принимать решения по вопросам жизни в кибуце.
Это сообщество, где люди на добровольной основе работают и живут вместе, а доход распределяется равномерно на всех членов общины.
В кибуц принимают всех желающих. Главное – желание трудиться на общее благо, соблюдать правила коммуны, поддерживать добрые отношения с её членами, проявлять взаимовыручку и взаимопонимание.
Нет, далеко не все. Сегодня во многих кибуцах открыты мелкие производства и различные цеха – от обработки плодоовощной продукции до пошива модной одежды. Ряд кибуцев создал совместные предприятия.
Нет, для жизни в кибуце совсем не обязательно исповедовать иудаизм и следовать традициям. Хотя в Израиле существуют религиозные кибуцы, большинство из них относят вероисповедание к личному делу каждого.
Новичок обязан переписать всё своё имущество на общину или заплатить вступительный взнос. Его кандидатура будет рассмотрена на общем собрании коммуны.
Коммуна оплачивает своим членам обучение в колледжах и вузах Израиля. Можно даже поступить в университет за границей – стоимость учёбы там тоже компенсирует община.
Ульпан в Израиле
Без знания иврита репатриантам сложно интегрироваться в какую бы то ни было сферу израильского общества. Поэтому по всей территории Израиля …
НААЛЕ
История и цель программы
В 1992-1993 гг. израильское правительство основало программу НААЛЕ как ответ на желание родителей, живущих на …
Лечение в Израиле
Израиль – это туристический медицинский центр Леванта, который ежегодно посещают несколько миллионов людей. Израильские клиники вытеснили с …
Самый необычный кибуц Израиля — Цимес
личный опыт
26 мая, 2022
Читать: 10 мин
Кибуц «Неот-Смадар» на юге пустыни Негев с первого взгляда удивляет своей причудливой архитектурой. Но самое удивительное — его жители, которые 30 лет назад решили построить коммуну в заброшенном посёлке посреди пустыни
Мы уже не раз писали о кибуцах — израильских сельскохозяйственных коммунах, в которых действует принцип самоуправления. Собственно, «Неот-Смадар» — одна из таких коммун. Занимаются там органическим фермерством: выращивают фрукты и овощи, делают вино и вкуснейшие молочные продукты. Помимо всего прочего, «Неот-Смадар» — это культурный и духовный центр со своей особой философией. О том, чем живёт кибуц, мы поговорили с Томером Агамом — волонтёром, который провёл в «Неот-Смадаре» несколько лет.
Слева: Томер Агам
— История «Неот-Смадара» началась в Иерусалиме. Именно там в 1980-е годы сформировалась группа примерно из ста человек — в основном это были люди искусства в возрасте от 20 до 40. В течение нескольких лет они совместно изучали различные философские идеи, связанные с духовным развитием человека, под руководством Йосефа Сафры. Они пытались найти ответы на вопросы о месте человека в мире: «Кто я?», «Какова моя роль в мире?»
Идея Йосефа заключалась в том, чтобы познать себя через призму труда и отношений между людьми.
Через какое-то время группа пришла к выводу, что встречаться раз или два в неделю недостаточно. Они захотели найти место, где смогут жить, трудиться и заниматься духовными практиками. В 1989 году эти люди нашли заброшенное поселение Шизафон в Негеве. И вот на его месте они практически с нуля создали кибуц «Неот-Смадар»: организовали всё сельское хозяйство, построили Дом искусств (ивр. Бейт а-Оманут) — то самое огромное здание, которое видно с дороги. Сейчас в нём находятся мастерские художников, проводятся занятия, мастер-классы.
Дом искусств — один из самых серьёзных проектов в истории кибуца, на который ушло 15 лет.
Это строительство оказалось проверкой на прочность для жителей: по ходу всплывали различные вопросы, разногласия. Строить в пустыне непросто из-за жаркого климата, тем более что значительную часть проекта они выполнили своими руками, без использования строительной техники. Но это научило справляться с трудностями, продолжать несмотря ни на что. Это и был их путь познания себя. Кто-то едет для этого в Тибет и сидит там в тишине на горе. Кто-то читает много книг. А они выбрали такой путь.
Фото: Neot Semadar
Сейчас Йосефа уже нет в живых, и у движения не появилось нового лидера. Но в кибуце по-прежнему сохранились различные методики и практики самопознания. По большому счёту этот метод сформировал сам Йосеф. Он не основывался на каком-то конкретном религиозном или философском учении. Насколько я понял, Йосеф черпал вдохновение из разных источников — иудаизма, суфизма, учений Гурджиева и Кришнамурти.
Фото: Neot Semadar
При этом в «Неот-Смадаре» нет каких-то определённых законов. Нельзя сказать однозначно: «„Неот-Смадар“ управляется таким-то способом».
Во время пребывания там ты получаешь много советов, предложений. Многие из этих советов не совсем практические: тебе никто не говорит: «Пойди туда-то, сделай то-то». Зачастую речь скорее идёт о наблюдении за собой, за своими реакциями. Например, тебе кто-то сказал что-то неприятное, резкое — какова твоя реакция? Раздражение? Стыд? Обрати на это внимание и запиши свою первичную реакцию в дневник, например. Когда ты в течение нескольких недель собираешь свои первичные реакции, то можешь узнать о себе что-то новенькое. Иногда люди приносят свои наблюдения на собрания учебных групп. Часть людей в этих группах — новички, часть — старожилы, которые находятся в «Неот-Смадаре» уже 20–30 лет.
Фото: Neot Semadar
Не очень хочется приводить отдельные примеры заданий и упражнений, которые там дают. Все люди интерпретируют их по-разному, и это может дать почву для каких-то слухов, искажающих действительность. Конечно, есть определённые традиции: в столовой едят в тишине, в кибуце есть всякие танцы с особыми правилами. Нет однозначного ответа на вопрос, что эти традиции значат, для чего они нужны, — каждый может найти в них свой собственный смысл.
В «Неот-Смадаре» существует такой обычай: каждые семь лет члены кибуца меняются квартирами.
Так вот, один человек может подумать, что смысл здесь — не привязываться к имуществу, другой — достичь равенства между членами кибуца. Третий — «проснуться», не воспринимать своё жильё как данность. Но главное, что во всех случаях переезд заставляет человека задуматься, он узнаёт что-то новое о себе. Один доволен, что переезжает на новую квартиру, другого это раздражает. Эта практика встряхивает повседневность человека, он по-новому смотрит на то, что казалось ему само собой разумеющимся. Кстати, недавно вышел фильм о «Неот-Смадаре», где рассказывается, в частности, об этой практике.
Фото: Hagai Agmon-Snir
Как стать волонтёром?
Стать волонтёром довольно просто — есть информация на сайте. Минимальный срок волонтёрства — три месяца. Нельзя, например, приехать просто на три дня — за три дня не вникнешь в суть. Также в кибуце не хотят, чтобы люди постоянно уезжали и приезжали, как на конвейере.
Иногда хотят проверить, что ты в хорошей форме, так как в кибуце много физической работы. Также проверяют, что ты психически устойчив. Всё-таки пребывание в «Неот-Смадаре» очень интенсивное. Это место может немного сбить с толку: тишина пустыни и условия, которые позволяют встретиться с собой. Это может открыть тебе что-то, о чём ты не подозревал. И это может оказаться непросто. «Неот-Смадар» — это не ретрит, там нет психологов. Есть некое сопровождение, но не терапия. К этому нужно быть готовым.
Фото: Neot Semadar
Сам я прожил в «Неот-Смадаре» два с половиной года. Но и после этого возвращался — то на четыре месяца, то на полгода. Так что, если сложить, получится, наверное, года четыре.
Впервые приезжая в «Неот-Смадар» волонтёром, ты можешь выбрать один из четырёх семинаров — своего рода программ волонтёрства. Есть семинар строительства, семинар искусств, семинар сельского хозяйства и социальный семинар.
А если не можешь определиться, то, как правило, в первые месяцы перемещаешься между разными участками работы: один день помогаешь в столовой, другой на финиковой плантации, день в местной таверне «Пундак». Как правило, через какое-то время ты сам решаешь, где останешься дальше работать. А если вдруг требуются люди на каком-то определённом участке, тебя приглашают туда.
Поначалу я помогал в школе кибуца, работал с детьми и немного в сельском хозяйстве. А в прошлом году попал в отдел медиа: занимался рекламой, вёл социальные сети.
Фото: Neot Semadar
Как проходит день в кибуце?
Встают очень рано, с рассветом. Утром предусмотрено 20 минут тишины в столовой. Это опять же не какое-то правило, а предложение. Никто никого не будит и не заставляет вставать. После все расходятся по своим рабочим местам и работают с 6:00 до 8:30.
Затем — завтрак. Кухня, по сути, кошерная. Кибуц вегетарианский, там не едят мяса, но есть наша местная молочная продукция. После завтрака проходит утренняя встреча, на которую собирается весь кибуц. На ней делают различные объявления, решают бытовые и рабочие вопросы. Например, выбирают, кто вечером будет готовить ужин.
После этого все возвращаются к работе.
Фото: Neot Semadar
Где-то в час происходит ещё одна встреча, где все делятся наблюдениями — как они провели этот день, что заметили о себе. В три — обед. После этого — свободное время. Иногда по вечерам тоже проходят встречи или мероприятия, концерты.
Фото: Neot Semadar
В кибуце отмечают еврейские праздники — но не совсем в традиционной религиозной форме.
На Пурим, как правило, устраивают спектакль, подготовка к которому длится в течение месяца. В дни Суккота и Песаха кибуц снижает темпы работ. Они продолжаются только на самых критических участках, где их нельзя остановить, в первую очередь в сельском хозяйстве. Эти недели посвящены групповой работе. Выбирают какую-нибудь тему для исследования — скажем, «любовь», «мир» и т. д. И вместе в течение недели её изучают. В дополнение, как правило, выбирают какой-нибудь проект — например, строительство дорожек в кибуце. Вся группа вместе прокладывает дорожку, проходя при этом какой-то психологический процесс. Летом большое событие — это сбор фиников, гадид. Также создают летний проект: в прошлом году, например, построили парк аттракционов полностью из дерева — было очень классно.
Подготовила Анна Субич
Хотели бы пожить в таком кибуце? Пишите в комментариях!
Как живется в израильском кибуце?
Что общего у Джерри Сайнфелда, Хелен Миррен, Саши Барона Коэна, Сигурни Уивер, Берни Сандерса, Ноама Хомского и Бориса Джонсона? Ответ: Все они пошли добровольцами в кибуц. Итак, что такое кибуц и почему все эти знаменитости поехали туда?
Что такое кибуц в Израиле?
Кибуц Элифаз в долине Арава, недалеко от Эйлата, 2014 г. (Фото: Авишай Тейхер через PikiWiki — проект по сбору бесплатных изображений Израиля)
Слово «кибуц» происходит от еврейского слова, означающего «группа», Квуца . «Киббуц» — это что-то среднее между летним лагерем и учебным лагерем для взрослых. Кибуц начинался как общинная ферма, где все делились всем.
«Киббуцники» — так называли членов кибуца — разделяли бремя обработки земли и обязанности по управлению и защите общества. Они делили прибыль (если она у них была). И, возможно, самое главное: у них были общие ценности, которые связывали их вместе в общей цели.
Кибуцники все делали вместе. Они одинаково одевались, вместе ели одну и ту же еду в столовых и жили в простых, похожих друг на друга бетонных блоках. Первоначально даже дети жили вместе — вдали от родителей — в общих детских домах.
Эти кибуцы были социалистическими. Частной собственности не было и все зарабатывали ровно одинаково. В отличие от большинства социалистических экспериментов, кибуцы также были в высшей степени демократичными. Кибуцники обсуждали все, от того, какие культуры им следует сажать, до того, можно ли покупать телевизор. Эти дебаты могли продолжаться часами, глубокой ночью.
Эти кибуцники тоже были сионистами, которые строили землю Израиля. Они были не просто мечтательными идеалистами. Они были прагматичными деятелями, выполняющими свою работу, обрабатывающими землю для строительства государства.
Как росло кибуцное движение
На снимке от 7 июля 1938 года изображены рабочие в апельсиновой роще кибуца Наан в Палестине под британским мандатом. (Фото Клугера Золтана/GPO/AFP через Getty Images)
В 1909 году 12 пионеров основали первый кибуц под названием «Дгания». В течение следующих сорока лет образовались десятки кибуцев. Они стали романтическими символами возрождения еврейского народа. Люди, выросшие в ученых и торговцах, стали земледельцами и воинами, благодаря которым пустыня расцвела.
Возрождение этой давно забытой бесплодной земли было не просто пикником! Болото за болотом, поле за полем, эти общинные фермы помогли превратить когда-то исключительно коричневую страну в зеленый цвет. К 1948 году только 4,5 процента населения новой страны Израиль жили в кибуцах. Но эти новые бронзовые евреи с лопатами в руках и ружьями на боку оказали огромное влияние.
Они изменили представление о евреях и о себе как о скитальцах, разносчиках и жертвах и перевернули все с ног на голову. Изо дня в день трудясь над преобразованием земли, кибуцники продолжали спорить, проводить мозговые штурмы и внедрять инновации, пытаясь сделать свой общественный эксперимент еще более эгалитарным.
Многие кибуцы были ранними лабораториями феминизма. Женщины работали в поле наравне с мужчинами. Например, жены некоторых кибуцев отвергли еврейское слово «мой муж» « баали » (буквально «мой господин»), сказав « эши » («мой мужчина»). ) вместо.
Проблемы жизни в кибуце
Фотография кибуца Эйн-Харод в Израиле, 2017 г. (Фото: Ханай)
Жизнь с такими ярыми идеалистами не всегда была такой идеальной. Окружающая среда кибуца может быть довольно суровой. Рабочие, считавшиеся «ленивыми», «буржуазными» или «недостаточно социалистическими», могли быть изгнаны из кибуца или, в крайнем случае, даже изгнаны из кибуца!
Иногда кибуцы распадались из-за глубоких разногласий между более умеренными левыми и более доктринерскими марксистами. В 1950-х годах несколько кибуцев, таких как Эйн-Харод, распались, когда некоторые из их членов поддержали советского коммунистического диктатора Иосифа Сталина. По сей день два кибуца, каждый из которых называется «Эйн-Харод», расположены бок о бок и очень поддерживают раскол.
По мере роста Израиля росло и движение кибуцев. Особенно в 1960-х и 1970-х годах кибуцы сделали Израиль популярным и даже модным среди прогрессивных людей во всем мире. Эти социалистические сионистские общинные фермы демонстрировали социализм в его самом гуманном, счастливом и демократическом виде.
Кибуц — одно из самых известных проявлений лейбористского сионизма. Лейбористские сионисты считали, что, обрабатывая землю, еврейский народ не только восстановит себя, но и создаст эгалитарное кооперативное общество. Узнайте больше о лейбористском сионизме и пяти других типах сионизма.
Женщина поливает растение в пустыне Негев в Израиле, 1950-1960 гг. (Фото: Touring Club Italiano/Marka/Universal Images Group через Getty Images)
Знаменитости, жившие в кибуце
За прошедшие годы более 350 000 молодых людей, в основном из Европы и Северной Америки, стали добровольцами в кибуце. Некоторые, как 17-летний Джерри Сайнфелд, были евреями, которые хотели исследовать свою еврейскую идентичность в идиллической сельской местности. После утомительных дней работы на банановых полях Сайнфелд и его приятели проводили много времени, «тусуясь» и рассказывая анекдоты. Сам Сайнфельд сказал: «Честно говоря, моя комедийная карьера началась в кибуце Саар».
Некоторые из этих добровольцев были неевреями. Хелен Миррен, например, последовала за своим бойфрендом-евреем в кибуц Ха-он. Миррен вспоминает, как «ее послали с большим пластиковым мешком вычесывать виноград», но также вспоминает, как была очарована страной и ее фермерами-идеалистами в первые месяцы после того, как Израиль выиграл 19-ю гонку.67 война.
Большинство добровольцев были очарованы этим экспериментом демократического социализма, в том числе Берни Сандерс и Ноам Хомский, которые сказали интервьюеру: «Мне нравилась жизнь кибуца и идеалы кибуца».
Как изменился кибуц
Сбор фруктов в кибуце Барам на севере Израиля (Фото: Эшли Хофф через Flickr)
Затем наступили 1980-е, и все изменилось. В 1977 году Лейбористская партия, влиятельная политическая партия Израиля, возглавляемая кибуцниками, впервые потеряла власть. Инфляция сильно ударила по Израилю, почти разорив многие кибуцы. И это произошло именно тогда, когда сельское хозяйство стало менее прибыльным.
Все больше и больше детей из кибуцев отказывались от жизни и переезжали в город, не имея идеологии и рвения своих родителей. По мере того как Израиль становился все более потребительским, капиталистическим и индивидуалистическим, кибуцы начали выглядеть устаревшими.
Голда Меир однажды оборвала соперницу, начавшую предложение со слов «Я думаю». «Здесь нет никакого «я», — сказала Голда. «Только «мы». Но вдруг «я» перестало быть ругательством в Израиле. Этот новый индивидуализм поставил перед все более старомодным кибуцем всевозможные новые вызовы.
Те, кто решил остаться, поняли, что им нужно адаптироваться. Большинство кибуцев уступили, разрешив детям спать в домах родителей. Они наняли больше внешних рабочих. Они начали признавать частную жизнь и автономию отдельных членов.
Чтобы получить прибыль, кибуцы разработали новые бизнес-модели, построив более 350 фабрик и десятки гостевых домов для туристов. Они принимали стартапы. Они изобрели методы ведения сельского хозяйства и орошения, чтобы накормить и напоить Израиль и развивающийся мир. Сегодня кибуцы возглавляют израильский рынок медицинской марихуаны.
Кибуцы в Израиле сегодня
Из 273 кибуцев 60 остаются такими же общинными, как и «Дгания» более века назад. Остальные были приватизированы. Сохраняя дух сотрудничества, они начали приветствовать больше внешнего дохода и позволили разным работникам зарабатывать разные суммы. Возникло также более 100 городских коммун, ирбутов (« ir » — город).
Кибуцное движение по-прежнему набирает силу в Израиле. Хотя кибуцы составляют едва ли два процента израильтян, они производят 10 процентов сельскохозяйственной продукции Израиля и 90,2 процента промышленного производства Израиля.
Сегодняшние кибуцники, насчитывающие 130 000 человек, также рассказывают историю о том, как Израиль стал не только страной стартапов, но и страной ценностей. Израиль развивался невообразимым образом со времени первого новаторского эксперимента с кибуцами в 1909 году. Но вчерашний кибуц по-прежнему находит отклик в сегодняшнем Израиле в сильном чувстве общности израильтян, их культуре патриотизма и самопожертвования, а также в их простоте, творчестве, упрямстве и самоотверженности. прямота.
Вот почему сегодня, когда миллиарды новых инвестиций вливаются в израильские высокотехнологичные и деловые предприятия, миллионы людей по-прежнему считают Израиль одним большим кибуцем, местом, где люди все еще присматривают друг за другом, надеясь вместе изменить мир, и готовы спорить об этом в любое время, в любом месте, глубокой ночью.
Возрождение кибуца: уникальное израильское учреждение — Новости Израиля
Это был парадокс, основанный на высоких идеалах: европейские еврейские интеллектуалы-первопроходцы иммигрировали в Палестину и недавно созданное Государство Израиль, чтобы голыми руками строить и укреплять землю.
Радикальный общественный эксперимент, кибуц, направленный на равенство, где все делят все, получают одинаковую заработную плату (управляющий фермой получает столько же, сколько посудомойщик и т. д.) и каждое решение принимается коллективно, как группа.
Идея заключалась в создании утопической общины, основанной на социалистических принципах и основанной на еврейской родине.
Слово «кибуц» на иврите означает «сбор». Эти коммуны начали распространяться по всей стране в начале 20 века.
Кибуц был автономным образованием, которое обеспечивало своих членов всем в обмен на поддержание коммуны тяжелым трудом. Вместо того, чтобы полагаться на проверенные временем еврейские традиции, основанные на доме и семье как на опорах своих общин, кибуцное движение разрушило эти институты, подчеркнув идеалы равенства настолько сильно, что семейная ячейка считалась устаревшей, а дети воспитывались в детские домики. Взрослые жили в домах без кухонь, питаясь в общей столовой.
Столовая стала символическим сердцем кибуца, где члены ели – в форме шведского стола – продукты, которые они вырастили и приготовили сами.
Расположенные в основном на севере Израиля, в живописных уголках природы, с тихими дорогами, обрамленными пальмами, фермами и полями на горизонте, кибуцы многое пережили, и еще неизвестно, что ждет это уникальное израильское учреждение в будущем. .
Сегодня насчитывается около 260 кибуцев, и по мере того, как этот эксперимент развивался в течение последнего столетия и дольше, они, кажется, переживают своего рода возрождение. Но, как доказывает большинство кибуцев самим своим существованием, чтобы выжить, нужно работать вместе.
ЖЕНЩИНА делает селфи на поле лютиков возле кибуца Нир-Ицхак за пределами сектора Газа (Рейтер) путь для сотен кибуцев после этого. Он был основан в октябре 1910 года дюжиной выходцев из России. Они были вдохновлены следовать сионистскому социалистическому видению в Палестине, работая на земле во время так называемой Второй алии.
Деганя расположен на берегу реки Иордан к югу от озера Кинерет. В кибуце есть большие плантации бананов, грейпфрутов и авокадо, а также большие коровники и курятники. Он также управляет крупным промышленным заводом под названием Toolgal, на котором работает большинство членов кибуца (завод был продан частным лицам в 2017 году).
Ицик Шеффер — кибуцник во втором поколении и дедушка членов кибуца. Выпускник Технионского технологического института, Шеффер проработал на заводе Toolgal более 40 лет практически на всех должностях. Разговор с The Jerusalem Post Magazine , он объясняет, что разделяет свои обязанности: 80 % работы на фабрике и 20 % председателя кибуца. Шеффер рассказывает, что, несмотря на то, что Деганья был первым кибуцем, он на самом деле намного опередил свое время, чем те, которые были созданы позже.
«В детских домах Дегани никогда не спали дети; они всегда жили с родителями. Были детские домики, но там никто не спал. После школы мы ходили в детский дом часа на три-четыре, а потом возвращались домой и оставались со своими семьями. Так было всегда».
Крепкие семейные узы помогли обогатить общественные связи кибуца. «Когда я был моложе и должен был воспитывать четверых детей, я много часов работал на фабрике. Я просыпался в пять и возвращался домой в пять. Но кибуц помог мне; Мне никогда не нужно было беспокоиться о своих детях. Я знал, что они в надежных руках. Особенно когда моя жена скончалась, я знал, что о нас заботятся. Это дает вам представление о том, как здесь все работает. Семейная жизнь здесь очень сильна, и социальная жизнь очень сильна. Семья не вычитается из этой социальной общности, не заменяет ее и не идет против нее», — говорит Шеффер.
Когда в 80-х годах на кибуцы обрушился экономический кризис, его последствия не слишком сильно ударили по кибуцу Деганья, добавляет Шеффер, поскольку они уже приватизировали свою фабрику ранее в том же десятилетии, что еще раз подчеркивает стремление кибуца идти вперед.
Его подход к волонтерам также был дальновидным. Как и большинство кибуцев, Деганья начал открывать свои двери для добровольцев со всего мира вскоре после Шестидневной войны в 1967 году.
«С того года к нам начали приходить добровольцы со всего мира. В 1982 мы перестали принимать добровольцев не потому, что это было плохо, но если вы хотите, чтобы люди работали и помогали израильтянам, имеет смысл нанимать людей поблизости, в соседних городах, таких как Тверия и Бет-Шеан, вместо того, чтобы привозить их из Великобритании. или европа. Мы решили нанять израильтян вместо добровольцев и иностранных рабочих. Это было дороже, но это то, что мы решили как группа».
Сегодня Деганя переживает своего рода возрождение. В 360 членах его население является самым высоким, когда-либо существовавшим. Сельскохозяйственной деятельности здесь мало, но выращивают и продают оливки, а также виноград для вина.
Что касается будущего и наследия Деганьи, Шеффер говорит: «Я не думаю, что будущее Деганьи должно быть чем-то отличным от будущего всего движения кибуцев. Я предполагаю, что, когда все больше и больше мест перестанут быть кибуцами, Деганя все равно останется кибуцем, но я не могу сделать никакого реального прогноза».
ОБЩЕЙ нитью жизни кибуца были волонтеры. На протяжении десятилетий люди со всего мира стекались в кибуцы, чтобы почувствовать вкус работы на земле и испытать на себе этот тип совместной жизни. По словам Аи Саги, директора Центра программ волонтеров кибуца, первая официальная волна добровольцев началась после 1967.
«Я думаю, что 1967 год — сексуальная дата из-за Шестидневной войны. Многие люди хотели прийти и присоединиться к этому явлению, поэтому это была единственная доступная программа. Несколько человек и до этого приезжали работать в кибуц, но это были редкие и несколько неформальные случаи», — говорит Саги.
Многие евреи диаспоры восприняли Шестидневную войну как значимую победу, которая привела их на землю. В течение нескольких лет кибуцы наводнили молодые еврейские добровольцы со всего мира.
Пик этого явления пришелся на период между 1970-ми и серединой 80-х годов, когда в израильских кибуцах работало около 12 000 еврейских и нееврейских добровольцев. Саги называет это время «золотой эрой», когда в кибуце одновременно могло быть до 100 добровольцев.
«Это было в то время, когда кибуцы еще были общинными и социалистическими. Добровольцы выполняли самые разные работы в кибуцах — много сельскохозяйственных работ, работы на фабриках и даже выполняли работу, которую раньше никогда не давали добровольцам, например, охрана кибуца и дежурство на периферии или на границах и тому подобное. вещь.»
В начале 90-х ситуация для волонтеров начала меняться. Саги говорит, что последствия экономического кризиса начали сказываться на волонтерской программе кибуца. «Общинная жизнь была нарушена, так как волонтеры, а также члены кибуца должны были платить за еду, стирку и газеты. Приватизация означала больше индивидуальных возможностей для членов получать дополнительный доход, который шел на улучшение дома, включая добавление частных кухонь. Общее стремление к более высокому качеству жизни стало проблемой, которую необходимо было решить».
Со временем добровольцев стало меньше из-за глобальной конкуренции с другими волонтерскими программами. Кибуцы теперь конкурировали в глобальном масштабе с сотнями добровольческих предприятий по всему миру, и в результате демографическая группа в возрасте от 18 до 35 лет, которая была основным продуктом кибуцев, сократилась. Войны и две интифады также оказали влияние, и на рубеже тысячелетий тенденция добровольчества достигла дна.
Саги объясняет, что кибуцы переживали период самоанализа после кризиса кибуцев 80-х и перехода к более приватизированному и менее идеалистическому кибуцному образу жизни.
«В кибуцах произошел коллективный сдвиг, чтобы прекратить то, что они делали, и исправить ущерб, нанесенный кризисом. Это было время, когда кибуцы не могли смотреть наружу и открывать свои объятия волонтерам», — добавляет Саги.
В 2010 году закончился период, когда кибуцы должны были погасить долги, накопившиеся из-за экономического кризиса. Этот год также, похоже, знаменует собой конец упадка кибуцевого движения, поскольку с тех пор многие кибуцы снова приветствуют добровольцев. Сегодня Центр волонтерской программы кибуца ежегодно размещает около 700 волонтеров со всего мира. В настоящее время в 25 кибуцах работает около 330 добровольцев, помогающих по-разному, включая работу на фабриках, в сельском хозяйстве, в сфере гостеприимства и даже в столовой. Саги отмечает, что 70% этих добровольцев неевреи.
«К нам всегда приезжали волонтеры со всего мира. Сначала у нас было много из Западной Европы и Скандинавии, но теперь все изменилось, и мы видим много из Южной Кореи, Индии и стран Южной Америки».
Это помогает достичь целей программы «принести мир в кибуц и открыть кибуц миру», — говорит Саги. «В свою очередь, эти волонтеры могут вернуться в свои страны и стать нашими послами. Конечно, эти путешественники по миру оказывают столь необходимую помощь кибуцам. Мы действительно получаем от них пользу. И мы также призываем людей попробовать этот образ жизни какое-то время», — добавляет она.
ВДОХНОВЛЕННЫЙ новаторским и коллективным духом кибуцев прошлого, кибуц Кетура, расположенный в Араве, был одним из первых, основанных англо-иммигрантами. Члены «Молодой Иудеи», внеконфессиональной еврейской молодежной группы под эгидой «Хадассы», и израильские скауты (Цофим) основали Кетуру в 1974 году. Ее расположение красноречиво говорит о том, что всего в нескольких минутах езды к северу от Эйлата. Основатели Кетуры не хотели находиться рядом с границей или территорией, захваченной в ходе Шестидневной войны.
Шэрон Бенхайм живет в кибуце с 19 лет.96. Родом она из Вашингтона, округ Колумбия, ее воспитывали родители-израильтяне, и она воспитывала двух своих израильских детей в кибуце. Она является частью движения «Молодая Иудея», что повлияло на ее решение сделать Кетуру своим домом.
«Год после окончания школы я провел в Израиле на курсе Young Judaea Year. Кетура была гвоздем программы. В течение года, проведенного в Израиле, я влюбился в идею жизни в кибуце и, в частности, в Кетуре, с ее потрясающими видами пустыни и волшебным воздухом – жить с людьми, работать вместе с другими и получать взаимные возможности благодаря очень уникальному образу жизни». объясняет Бенхейм.
Несмотря на то, что кибуц основали англоязычные иммигранты, сегодня только около 40% его членов относятся к категории «англоязычных». Кроме того, все официальные дела кибуца ведутся на иврите.
«Все наши встречи и все в книгах ведется на иврите».
Несмотря на то, что кибуц относительно молод, его члены гордятся своим «старомодным подходом», говорит она. «Мы как Старый Вильямсбург. Большая шутка вокруг кибуца заключается в том, что мы настолько старомодны, что в будущем, когда к нам приедут посетители, они увидят нас через kova tembels [знаменитая израильская шляпа, которую несколько десятилетий назад носили члены кибуца] и пение рабочих песен».
Несмотря на приверженность классическим идеалам кибуца, Бенхейм не стесняется упоминать религиозный элемент этого кибуца. «Все действия здесь — это шомер шаббат и шомер кашрут [соблюдение шаббата и кошерных законов]. Это один из принципов кибуца, что это плюралистический еврейский кибуц».
Это не означает, что люди не могут жить вне правил, добавляет она.
«В общественных местах мы соблюдаем эти обряды, и совершенно ясно, что столовая кошерная, но также совершенно ясно, что при желании можно приготовить чизбургер у себя дома. Мы всегда обедаем в Шаббат в столовой. Это единственное время недели, когда есть места для сидения. Мы делаем кидуш — да, женщины тоже могут делать кидуш — и мы здесь полностью эгалитарны».
Такой подход привлек в кибуц тысячи посетителей из самых разных слоев общества.
«К нам приезжают всевозможные туристические группы и посетители – например, монахини из Италии – и множество туристов со всего мира, которые проводят с нами день или останавливаются в нашем пансионе. Мы проводим здесь множество еврейских программ и туристических групп: группы Ramah, USY [консервативная молодежная группа из Северной Америки] и программы академического отпуска. Почти все они проводят здесь выходные».
Кроме того, в Кетуре находится Институт экологических исследований Аравы, ведущая программа экологических исследований и исследований в партнерстве с Университетом Бен-Гуриона в Негеве. Институт известен тем, что принимает иорданцев, палестинцев, израильтян и студентов из многих стран. Он был основан Алоном Талем в 1996 и на сегодняшний день имеет самую большую группу: 58 студентов со всего мира. Бенхейм говорит, что в кибуц ежедневно звонят люди с просьбами присоединиться к сообществу.
«Нам постоянно, каждый день звонят. Около 30% из них не знают, чего хотят. Они думают, что смогут найти недорогие дома на юге без необходимости вступать в наш кибуц и со всеми вытекающими отсюда последствиями. Еще 30% старше 65 лет. Дело не в том, что мы имеем что-то против этой возрастной группы; просто их слишком много здесь прямо сейчас, и мы могли бы извлечь выгоду из более разнообразного сообщества.
«Тем не менее нам удается привозить одну-две семьи каждый год. Мы хотим его увеличить, но на это требуется время, поэтому мы идем в мягком темпе», — добавляет Бенхейм.
Сегодня Кетура может похвастаться большим количеством членов – фактически, самым большим числом за всю ее историю – 167 членов и около 500 человек, проживающих в кибуце (дети и «арендаторы» не считаются членами).
Leave a Reply