Семья Ротару грабила евреев !
Дов Меир. Фото: Шимон Бриман
Уцелевший узник гетто – израильтянин Дов Меир, обвиняет родителей Софии Ротару в тотальном ограблении еврейских домов его местечка в период Холокоста.
Как это делалось на Буковине
«Я прошел весь этот ад», — рассказывает для «Форум Daily» 91-летний израильтян Дов Меир. С 1945 года он ни разу не был ни в родном местечке Новоселица Черновицкой области Украины, ни вообще на территории СССР.
«В 1990-е годы мне сказали, что есть такая певица София Ротару. Ее родители с нашего городка. И они были первыми, кто грабили евреев в нашем местечке, когда началась война. Ее село называлось Маршинцы, прямо рядом с нами.
Ротару в первый день войны приехали с лошадьми и повозками. И всё грабили – мебель, ценные вещи, что могли взять. Потом всю еврейскую улицу сожгли. Мы знали эту семью Ротару – отец и мама служили у евреев, делали уборку в еврейских домах. Потом мне сказали, что она стала большой певицей. . А ее родители грабили нас», — утверждает спасшийся в огне Холокоста израильский свидетель тех страшных событий.
Дов Меир (до приезда в Израиль – Майер) родился 1 июля 1921 года в семье небогатого торговца, получил глубокое религиозное образование, молился в ближайшей к дому синагоге хасидского рабби из Стефанешт. Юный Дов стал членом сионистской организации «Поалей-Цион»; в местечке также были группы левых сионистов «Ха-Шомер ха-Цаир», правого «Бейтара» и прокоммунистического Бунда.
В местечке жили более 9000 евреев, которые молились в 14-ти синагогах. В 7 км от городка на реке Прут проходила государственная граница. Вокруг Новоселицы располагались 32 села – половина украинские, половина молдавские. Богатое молдавское село Маршинцы напрямую примыкало к городку, будучи сельской окраиной местечка.
«Некоторые молдаване знали идиш. Молдаване за плату делали разные подсобные работы для евреев – рубили дрова, занимались уборкой домов. Евреи жили в центре местечка, а молдаване – отдельно в селе Маршинцы», — рассказывает Дов Меир.
Родители Софии Ротару перед войной. Фото с официального сайта певицы.
Когда 22 июня 1941 года началась война, через границу сразу вошли румыны и немцы. С 5 по 8 июля, в первые же дни оккупации Новоселицы, они расстреляли тысячу евреев – в домах и на улицах.
«Все эти убийства совершали румынские солдаты вместе с немецкими. Мы убежали из домов, эта была суббота 5 июля. Спрятались в кустах у реки Прут, но румыны нас нашли, сказали поднять руки и повели на сборный пункт — пустой спиртзавод в трех километрах от городка. Там собрали 200 евреев и держали трое суток без воды и еды. За это время ограбили и сожгли наши дома».
По воспоминаниям Дова, одна молодая женщина по фамилии Гроних позвала через солдата-румына его офицера. Солдат заорал на нее: «Паршивая жидовка, как ты смеешь обращаться к нашему капитану!», но затем на всякий случай сообщил командиру о просьбе женщины. Тот прискакал на белом коне, спустился и обнял ее – оказалось, они вместе учились в институте. Офицер предложил ей уйти с ним. «Нет, если не освободишь всех евреев, я не пойду», — ответила девушка. Через несколько часов всем согнанным евреям дали выйти оттуда.
Годы кошмара
«Когда мы пришли обратно домой, то увидели, что всё ограблено, сожжено и, извините, загажено. Я нашел только свой тфилин и начал плакать», — говорит Дов.
Ему ещё «повезло», так как в тот же день большую группу молодых евреев Новоселицы отвезли к яме и расстреляли, связав руки колючей проволокой.
В августе 1941-го румыны депортировали семью Дова в разные гетто и концлагеря. Начались четыре страшных года рабского труда: Дов выполнял самые грязные работы, чистил машины СС на ремонтной базе в местечке Чечельник возле Бершади, работал грузчиком и кочегаром.
«Нас было 8 евреев и 18 пленных русских солдат, причем над ними издевались больше, чем над нами. Иногда нам бросали буханку хлеба и кусок конины. Нас охраняли румынские полицейские и русские «власовцы», которые с ненавистью кричали нам «паршивые евреи».
«Там был украинский полицейский Иванюк, который бил меня постоянно, издевался, пытался сорвать с больного отца сапоги. Иванюк специально полез на крышу дома, где ютились десятки евреев, и продырявил ее, чтобы на нас падал снег. Однажды партизаны напали на транспорт полицаев, и мы потом очищали машину от их крови», — говорит Дов Меир, вспоминая и других людей. «Один раз я измученный попал к старенькой украинской бабушке. «Ой, бедный жидок», — сказала она, накормила и укрыла. У нее сын был на фронте..».
Затем их погнали рубить деревья возле местечка Сороки в лес Касауц. «Это был конец октября – праздник Симхат-Тора, но шел ледяной дождь и был мороз. Я думал, что я там кончусь от холода. Отец сделал костер, к нему подошли девочка и мальчик 4-5 лет. Отец усадил сирот у костра, поделился едой. А утром проснулись – они оба сидят с открытыми глазами – дети замерзли насмерть, как и тысячи погибших в том лесу».
Грабитель или фронтовик?
Официальная статья «Википедии» о Софии Ротару сообщает, что отец певицы — Михаил Фёдорович Ротару (Ротарь в послевоенном написании), родился в 1918 году и умер в 2004-м. О нем также сказано: «Пройдя всю войну пулеметчиком до Берлина, будучи раненым и вернувшись домой только в 1946 году, первым в селе вступил в партию».
Эта информация является ложной хотя бы потому, что никакую «всю войну» М.Ф.Ротару не проходил. Его не успели призвать летом 1941 года в связи с быстрым наступлением немцев и румын – или же 23-летний Михаил сознательно сделал всё для того, чтобы не попасть под призыв «красных». Все годы румынской оккупации Буковины Михаил Ротару – молодой и крепкий парень призывного возраста, оставался в родных краях. Чем он занимался в то время – тайна.
Новоселица была освобождена Советской Армией 31 марта 1944 года. И уже через полтора месяца после этого 26-летнего Михаила Ротару «загребают» на фронт. На сайте Центрального архива Минобороны РФ я обнаружил информацию: «Ротару Михаил Федорович, год рождения 1918, красноармеец, в РККА с 13.05.1944 года, место призыва: Новоселицкий РВК, Украинская ССР, Черновицкая обл., Новоселицкий р-н».
Тот же сайт сообщает, что М. Ф.Ротару 27 апреля 1945 года в бою на Гогенцоллерн-канале (ныне — канал Одер-Хафель) убил огнем из своего автомата трех немецких солдат и способствовал удержанию плацдарма. За этот бой его наградили медалью «За отвагу» (номер записи в базе данных: 29849174).
М.Ф.Ротару
Никто не оспаривает героических заслуг Михаила Ротару в рядах Советской Армии в 1944-1945 годах. При этом семья знаменитой певицы тщательно обходит стороной один простой вопрос, ответа на который нет ни в одном открытом источнике: где находился Михаил Ротару с июня 1941-го по март 1944 года, и чем занимался 23-26 летний мужчина в полном расцвете сил в период румынской оккупации Черновицкой области?
Будущий советский солдат, храбро сражавшийся в апреле 1945-го под Берлином, вполне мог летом 1941 года в условиях хаоса, бегства Советов и прихода этнически близких румынских войск заниматься тем, в чем его обвиняет уцелевший узник гетто – уроженец Новоселицы и нынешний израильтянин Дов Меир.
Энциклопедия «Холокост на территории СССР» под редакцией д-ра Ильи Альтмана (Москва, 2009 г. , стр.661) подтверждает показания Дова Меира о погромах и массовых убийствах евреев Новоселицы: только за первые трое суток румынской оккупации были убиты около 1000 евреев, из них 60 человек казнены в прилегающем к местечку селе Маршинцы. Остальное еврейское население было депортировано румынами за пределы Буковины – в различные гетто и концлагеря Транснистрии, где погибло большинство узников.
Послевоенная паспортистка исказила фамилию Ротару на Ротарь — кстати, не по просьбе ли самого фронтовика, чтобы «откреститься» от Ротару образца 1941 года? Поэтому орден Отечественной войны к 40-летию Победы в 1985 году получал уже Ротарь Михаил Федорович. Согласно тому же сайту Центрального архива Минобороны России, дата его наградного документа — 06.04.1985, номер записи в базе данных: 1519388739.
В тех же Маршинцах 7 августа 1947 года у Михаила и Александры родилась вторая дочка — София. Став знаменитой певицей, она восстановила исконную фамилию своей семьи — Ротару.
Михаил и София Ротару. Фото: официальный сайт певицы.
Из пепла к жизни
В 1945 году чудом уцелевшие Дов Майер с отцом сумели получить разрешение на выезд в Румынию как бывшие ее довоенные граждане. В 1947 году большая группа еврейских беженцев при поддержке американского «Джойнта» отправилась на двух судах в сторону Земли Израиля.
Но здесь на пути встали британцы. Они завернули корабли на Кипр и бросили пассажиров вновь за колючую проволоку — теперь уже британского концлагеря. Только весной 1948-го, накануне провозглашения независимости Государства Израиль, Дов приплыл в долгожданную Хайфу, в которой и проживает уже 65 лет. Его женой в 1950-м году стала 17-летняя русскоязычная еврейка-сирота, приехавшая через Польшу из Уфы.
Дов Меир участвовал в Войне за Независимость. Затем вплоть до выхода на пенсию работал в системе железных дорог Израиля – кочегаром, машинистом и водителем поездов. Один из трех сыновей Дова – полковник Армии Обороны Израиля.
Свои свидетельства о страшных событиях в Новоселице и о последующих годах страданий Дов Меир дал еще в середине 1990-х годов для мемориального комплекса «Яд Вашем», а затем и для Музея Холокоста в США. Нынешние аудиозаписи его свидетельских показаний, которыми Дов поделился в израильский День памяти Катастрофы и героизма 7 апреля 2013 года, хранятся в редакции «Форум Daily».
Десятки лет Дов Меир выполняет обязанности старосты (габая) синагоги в парке имени Эли Коэна в Хайфе. Вся община уважает и ценит Дова как кристально честного и мудрого человека.
Он награжден грамотой главы правительства Израиля за подписью Биньямина Нетаниягу – за вклад в увековечивание памяти о Холокосте.
«Если бы я встретил сегодня Софию Ротару, то сказал бы ей в лицо – твои родители грабили нас! Они работали у нас и знали, куда прийти и где грабить», — убежден Дов Меир.
Дов Меир. Фото: Шимон Бриман.
Примечание: Данный материал ни в коей мере не касается личности самой Софии Ротару и не дает оценок ее таланту и заслуженной эстрадной карьере.
Дов Меир. Фото: Шимон Бриман.
Синагога в Новоселице.
София Ротару. Фото с официального сайта певицы
Tags: амалек, исраэль
София Ротару 32 фото | ThePlace
Фотогалерея София Ротару содержит 32 фото высокого качества.
Дата последнего обновления в галерее 31 янв. 2022
Самые популярные фотографии София Ротару (на основе голосования посетителей нашего сайта)
#208229
1024 x 768
0
Sofia Rotaru
95
#208231
1280 x 1024
0
Sofia Rotaru
65
#208230
1197 x 1500
0
Sofia Rotaru
57
#208224
1024 x 768
0
Sofia Rotaru
45
#208225
1024 x 768
0
Sofia Rotaru
43
#208228
2112 x 2816
0
Sofia Rotaru
38
#208227
1280 x 960
0
Sofia Rotaru
37
#593713
1199 x 1021
0
Sofia Rotaru
31
Если у вас есть интересные фото София Ротару,
Вы можете загрузить их на нашем форуме. Качественные фото будут добавлены в фотогалерею.
1138×1707
852×1280
1440×2160
1440×2160
737×1100
1087×1100
2517×2045
1
3000×3065
7
734×1100
31
1199×1021
11
1024×768
11
1000×1483
10
1771×2656
9
1700×2581
9
1700×2599
6
1628×2429
8
1771×2656
5
1771×1180
14
800×1000
12
1287×2000
27
2162×1548
23
1635×2360
6
1200×800
20
1032×1632
65
1280×1024
57
1197×1500
95
1024×768
38
2112×2816
37
1280×960
27
1024×1536
— проголосуй за фото
София Ротару
(фото-рейтинг)
Sofia Rotaru
София Ротару
София Ротару (Sofia Rotaru) | Фотографии знаменитостей на theplace. ru
Ротари и немецкие евреи
Ротари-клуб и немецкие евреи: история о том, как преодолеть преданную дружбу 02 Ротари Интернэшнл – старейшая сервисная организация в мире. Более 100 лет ротарианцы работают на общее благо. Тем не менее, даже сегодня Ротари сталкивается с подозрениями в том, что оно является частью всемирного заговора масонов и «глобального еврейства». Это клише пропагандировалось не только националистическими движениями первой половины двадцатого века, но и долгое время традиционными элитами, такими как католическое духовенство.
Факт: Когда адвокат Пол Харрис основал первый Ротари-клуб в Чикаго 23 февраля 1905 года вместе со своими друзьями Сильвестром Шиле (торговец углем), Густавом Лёром (горный инженер) и Хирамом Шори (мастер-портной) , были представлены немецкие и еврейские элементы. Название «Ротари» произошло от их практики встреч в офисах членов по очереди.
Политические настроения после Первой мировой войны все еще были наполнены ненавистью и негодованием, но Ротари выделялся в положительном свете своей нацеленностью на поддержание дружбы. Популярность движения в Европе быстро росла. В 1927 октября в Гамбурге бывший рейхсканцлер Вильгельм Куно, который был его президентом-основателем, учредил первый немецкий Ротари-клуб.
Немецкое ротарианское движение объединило образованную буржуазию, торговцев, промышленников, врачей, юристов и университетских профессоров различных специальностей. Многие евреи, принадлежавшие к немецкому среднему классу, нашли место в движении Ротари. Но антиеврейские и антиротарианские клеветнические кампании возникли быстро, часто из одних и тех же источников. В 1932 году клеветнический памфлет под заголовком «Тайные повелители Германии. «Ротари-клуб» и «Херрен-клуб как ударные отряды Иуды» «выяснили», что ряд выдающихся немцев были ротарианцами. Помимо банкира Карла Мельхиора, издателя Огюста Невена дю Мона и тогдашнего мэра Кёльна Конрада Аденауэра, в памфлете упоминается «еврей из универмага Альфред Тиц» или «еврейский писатель Бруно Франк» в качестве членов. Он также содержал обличительные речи против «международного масонства», крупных финансов и «мирового правительства международного еврейства». Одним из важных еврейских ротарианцев того времени был писатель Карл Вольфскель, член круга, окружавшего поэта Стефана Джорджа. Вольфскель также был главным редактором журнала членов Ротари Der Rotarier, который в то время базировался в Мюнхене.
Мюнхен был не только «столицей национал-социалистического движения», но и местом важнейшего дела «чистки», в ходе которой Ротари была вытеснена из немецкого общества при нацистах. 10 февраля 1933 года лауреат Нобелевской премии по литературе Томас Манн прочитал лекцию «Страдания и величие Рихарда Вагнера» в Мюнхенском университете. Он также прочитал ту же лекцию в Париже и Брюсселе. Не кто иной, как его коллега-ротарианец Ганс Кнаппертсбуш опубликовал в газете «Münchner neuste Nachrichten» открытое письмо «Протест мюнхенского города Рихарда Вагнера», в котором жаловался на предполагаемую клевету Манна на Вагнера. Помимо Кнаппертсбуша, письмо подписали ряд других членов мюнхенского Ротари-клуба. Хотя сам Томас Манн не был евреем, он был женат на еврейке и был признан гражданином мира. Таким образом, он отстаивал космополитическую гражданскую чувствительность, которой больше не было места в национал-социалистической Германии.
Вскоре евреи были изгнаны из немецких Ротари-клубов. Клубы действовали под массовым давлением нацистской партии и правительственных учреждений, а также из чрезмерного чувства повиновения новому режиму. 6 апреля 1933 года, уже в изгнании, Томас Манн записал в своем дневнике: «Бруно Франк весьма лаконично сообщил, что он, как и другие евреи, вычеркнут из списка Ротари-клуба. Новое указание на умонастроения, господствующие сейчас в Германии. Очень смущает. Мой выход из Ротари теперь закрыт. Вопрос только в том, обращу ли я внимание на абсурдность действий клуба».
Многие клубы столкнулись с решающим испытанием своей сплоченности, когда в апреле 1933 года был обнародован «Закон о восстановлении государственной службы». попросил членов-евреев «отработать последнее служение Ротари» и добровольно покинуть клуб. Время призвало нееврейских ротарианцев проявить солидарность со своими еврейскими друзьями. Многие, кто должен был бы защищать человеческое достоинство, исходя из идеалов клуба, вместо этого вели себя бесчестно.
К середине 1933 года Ротари потеряло около трети своего состава. Упадок произошел в значительной степени, но не исключительно, из-за евреев, которых выгнали или оставили по собственному желанию. Многие нееврейские ротарианцы, которые протестовали против этой политики, потому что она не соответствовала принципам ротарианства, ушли или также были изгнаны из клуба. Мюнхенский Ротари-клуб потерял 26 членов, 13 из которых были евреями. Только в нескольких исключительных случаях, таких как Ротари-клуб в Эрфурте, клубы поддерживали своих еврейских друзей до тех пор, пока Ротари в Германии «добровольно» не распустило и ликвидировало ассоциацию в 1919 году.37. Этому предшествовало объявление немецкой организацией Ротари себя «свободной от евреев» в 1936 году. Конечно, даже это позорное приспособление фашистов не могло спасти клуб. Подозрения нацистского режима никогда не ослабевали, и в 1937 году клуб был распущен перед лицом подавляющего политического давления.
Поэтому для «арийских» членов Ротари, приспособившихся к режиму, было одновременно удивительно и стыдно, когда, несмотря на откровенно трусливое поведение их бывших друзей-неевреев, многие ротарианцы-евреи тем не менее подтвердили свою непоколебимую верность движению Ротари. Г-н Вертхаймер из Штутгарта написал следующее в письме, посвященном его выходу из Ротари-клуба в 1919 году.34: «Этот Рейх и этот немецкий народ останутся моим отечеством и моей родиной, в чем, в моем сердце, никто и никогда не сможет мне отказать. Я был, есть и останусь связан с ним, что бы ни случилось. То же самое касается Ротари… Ротари стал для меня замечательным опытом […] Это было то, что я никогда не мог себе представить в своей жизни, пока это не произошло».
После Второй мировой войны и падения «Третьего рейха» Германии предстоял трудный путь обратно в международное сообщество. Так же поступили и немецкие ротарианцы. Поскольку после Катастрофы в Германии осталось немного евреев, а немногие немецкие евреи, которые остались, жили с упакованными чемоданами, неудивительно, что число евреев, вовлеченных в Ротари в Германии, было исчезающе малым. И все же, точно так же, как нежный росток еврейской жизни снова пустил корни среди 80 миллионов граждан Германии, теперь среди почти 50 000 ротарианцев Германии есть видные евреи. Среди них лидер Франкфуртской еврейской общины Саломон Корн, историк профессор Михаэль Вольфсон, предприниматель Михаэль Цеден и раввин Вальтер Хомолка. Это не противоречит тому факту, что преступления «третьего рейха» привели и к безвозвратным потерям в рядах немецко-еврейских ротарианцев.
Ротарианцы и нацисты | Еврейский стандарт
Большинство ротарианцев в нацистской Германии вели себя плохо.
В этом нет ничего удивительного. Немцам в целом становилось все труднее вести себя хорошо, поскольку безнравственность и активное зло нацистов прочно укоренились в их культуре, хотя у некоторых это и произошло. Включая некоторых ротарианцев.
Вы можете подумать, что члены Ротари Интернэшнл, сервисной организации со 120-летней историей, расположенной в пригороде Чикаго, захотят отпустить эту неприглядную правду. Вторая мировая война закончилась более 75 лет назад. Никто из участников Ротари сегодня не несет личной ответственности за то, что клуб делал тогда.
Получайте информационный бюллетень The Jewish Standard по электронной почте и никогда не пропускайте наши главные новости
Бесплатная регистрация
Но идеалы Ротари и их собственное представление о том, что правильно — его миссия заключается в служении другим, а в его заявлении о видении говорится о том, что люди во всем мире работают вместе для создания долгосрочных изменений — не позволили группе немецких историков-ротарианцев позволить себе Гротескный отказ предшественников от этих принципов скользит. Вместо этого они работали над тем, чтобы раскрыть истории ротарианских евреев и вольнодумцев, с которыми плохо обращалось их движение, и возместить вред, причиненный им ротарианцами.
Во вторник, 13 апреля, в полдень два члена исторического комитета Ротари Интернэшнл, насчитывающего более 60 человек — оба немцы, один историк по профессии, другой инженер, ставший историком по призванию, — присоединятся к Ротари Энглвуда. глава на Zoom, чтобы рассказать об истории Ротари-клубов в Германии и Австрии с 1920-х по 1950-е годы. (См. ниже.)
«Мы говорили о том, что происходит вокруг нас», — сказала президент отделения Лиза Высоцки. Поскольку Ротари проявляет большой интерес к несправедливости как во всем мире, так и вблизи дома, его членам в последнее время было о чем поговорить (как всегда, если быть честным). В то время как Ротари Интернэшнл берет на себя вопросы разнообразия, справедливости и инклюзивности, «президент Ротари Интернэшнл говорил о тяжелых уроках истории», — продолжила она. «Он говорил о проблемах расизма и дискриминации в прошлом — и сейчас — в Германии и Австрии. Проблема возникла примерно во время восстания в Капитолии США, и она нашла отклик у меня». Поэтому г-жа Высоцки и член правления, к которому она часто обращается за советом, Шарлотта Беннет Шон, «пригласили немецких ротарианцев, которые расследуют, что произошло, прийти в наш клуб, чтобы поговорить с нами». Поскольку одним из немногих положительных моментов пандемии является способность, которую она дает сообществу преодолевать временные и пространственные барьеры, эта встреча была организована быстро.
«Я специализируюсь на экономической и социальной истории и в течение 20 лет руководил музеем современной истории Германии, — сказал Герман Шефер. Это объясняет, почему его потянуло заполнить пробел, который он увидел в Ротари. «Я подумал, что нам следует больше заниматься историей ротарианцев в Третьем рейхе», — сказал он. «Германия начала проводить исследования только в 60-х годах, но мы потерпели неудачу. У нас в конце 90-х над этим работали исследователи, но мы первые, кто сделал это, используя наши архивы.
«Мы проводим тщательную проверку, и наша цель сейчас — выявить тех ротарианцев, которые были уволены из клубов. Их выбросили после 1933, и мы хотим создать им цифровой памятник».
Д-р Шефер и его коллега, историк-любитель Вильфрид Гехарт, представили исследование, которое они провели на всемирном съезде Ротари в 2019 году. Д-р Шефер, проживающий в Бонне, является ротарианцем с 1989 года; Г-н Гехарт присоединился к нам в 2006 году, когда он стал одним из основателей своего отделения в Шварцвальде.
Оба твердо убеждены в том, что история организации должна быть изучена, изучена, обнародована и преодолена.
В 1930-х годах Ротари-клубы в Германии, как и «немцы в целом, с энтузиазмом относились к Гитлеру», — сказал г-н Гехарт. Когда ротарианцам сказали, что евреев больше нельзя включать в их клубы, они последовали приказу.
Члены — только мужчины, женщины не допускаются — присоединялись к отделениям Ротари по приглашению. Теперь многие ротарианцы — как женщины, так и мужчины — являются ведущими представителями своей профессии или каким-то другим образом занимают видное место в деловом мире; тогда они должны были быть. Хотя Ротари никогда не был гильдией, членов клуба приглашали только из-за их профессиональной или деловой принадлежности. Если они теряли работу, они теряли причину, по которой они были ротарианцами. Их могли и часто выгоняли. Вот как евреев и политических диссидентов увольняли из их клубов Ротари — это было результатом более ранней и большей потери их средств к существованию.
«Интересный вопрос заключается в том, как клубы поступили с этими членами и что с ними случилось», — сказал доктор Шефер.
В 1933 г. в Германии насчитывалось около 1200 членов Ротари-клубов. «В 1920-х годах от 10 до 20 процентов из них были евреями, — сказал г-н Гехарт. Это был немного более высокий процент, чем среди евреев в стране.
Было два Ротари-клуба — один в Гейдельберге, другой в Майнце — которые скорее распустили, чем выбросили своих членов. «Для этого потребовалось мужество, — сказал г-н Гехарт. «У них были некоторые члены, которые уже были нацистами. Но они приняли решение встать со своими друзьями.
«Ротари больше заботилась о защите клубов, чем о защите отдельных членов».
Среди ротарианцев, изгнанных из Ротари за свободомыслие, были писатель Томас Манн и политик Конрад Аденауэр, ставший первым канцлером Западной Германии. Комитет по истории ротарианцев рассказывает свои истории, а также истории изгнанных членов-евреев; некоторые пережили войну, но многие нет.
«Мюнхенский клуб выгнал Томаса Манна вместе с 14 другими членами в апреле 1933», — сказал доктор Шефер. «Это было более 20 процентов членов».
В 1937 году Ротари было распущено в Германии и Австрии.
«После войны было несколько бывших ротарианцев, которые хотели восстановить его как можно скорее, но Ротари Интернэшнл не хотела, чтобы это произошло так быстро», — сказал д-р Шефер. «Они ожидали, что сначала Германия станет демократическим обществом и государством. Штат был восстановлен в 1949 году, а затем Ротари разрешил создавать новые клубы и воссоздавать прежние клубы.
Из истории Ротари можно извлечь уроки, сказали д-р Шефер и г-н Гехарт. «Мы должны понять, что мы не политические» — то есть не партийные, — «но мы должны осознавать. Увольнение членов, придерживающихся иных политических взглядов, никогда не было бы правильным. Это было бы против наших принципов».
Еще один урок заключается в том, что хотя добиться прощения пострадавших ротарианцев невозможно, можно рассказать их истории. Вот где в дело вступают историки. Начиная с XIX в.В 90-е годы Ротари открыла свои архивы для исследователей — до этого данные находились в Восточной Германии, по другую сторону железного занавеса — и теперь историки начали составлять реляционную базу данных, открытую для общественности, которая отображает биографические данные, которые они нашел. «Сейчас мы пишем биографии тех ротарианцев, которые подверглись дискриминации», — сказал г-н Гехарт. Это постоянный проект.
Они вдвоем выполняют эту работу, потому что считают ее важной и увлекательной. Оба чувствуют себя лично обязанными этим. «У меня есть профессиональный интерес как у историка, — сказал д-р Шефер. Он получил идею от «члена моего клуба, которому было больше 9 лет».0, когда я встретил его. Его звали Фридрих фон Вильперт. Его наставником был журналист и историк, который взялся написать собственную историю немецкого ротарианского мира, но тогда для такой работы было слишком рано.
Интерес г-на Гехарта возник после его избрания губернатором ротарианского округа.
Leave a Reply