Как стать евреем? Будни и традиции еврейского детства
28 ноября 2021 года в Еврейском музее и центре толерантности состоялось открытие выставки «Как стать евреем? Будни и традиции еврейского детства». Она рассказывает о ритуалах, играх и артефактах, из которых складывается детский мир в еврейской семье.
Любая национальная культура состоит из обрядов и церемоний, которые формируют самосознание, чувство причастности к своему народу и связь поколений. Еврейские традиции и обычаи передаются внутри семьи через увлекательные истории, действия, подарки и прочие запоминающиеся события. Многие периоды жизни ребенка имеют свои ритуальные формы: обрезание, выкуп первенца, первая стрижка, первый день учебы, совершеннолетие.
«Детская аудитория для музея, наверно, самая сложная. Мы руководствуемся принципом живого вовлечения в экспозиционное повествование, и нам важно, чтобы для ребёнка процесс познания проходил увлекательно. Каждый интерактивный стенд создан в соотвествии с темой: представлен как исторический контекст, так и современная практика иудаизма. Возможности музея позволяют создавать информационно насыщенное игровое пространство, чтобы даже самый юный посетитель смог через прямое взаимодействие с предметами, мультимедийными панелями приобрести новые знания» — подчеркнул Александр Борода, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности.
Как только ребенок немного подрастает, родители знакомят его с еврейскими праздниками. Дети активно участвуют в пасхальном седере — особенном семейном ужине в начале праздника Песах; крутят трещотки на Пурим; шествуют с флажками в синагогу на Симхат Тору — в этот день завершается годичный цикл чтения Торы; получают подарки и деньги на Хануку; девочки зажигают шаббатние свечи по субботам.
«Выставка не случайно открывается в первый день Хануки. Этот праздник — символ обновления, а само слово «Ханука» этимологически близко к понятию «хинух» — воспитание. Точно так же, как история праздника рассказывает нам о победе веры над язычеством и нонконформизма над приспособленчеством, современная Ханука становится символом борьбы за еврейское самосознание и идентичность детей. Их воспитание сегодня должно быть построено на дружбе, а обучение — не только на книгах, но и на реальном опыте», — отметил Борух Горин, председатель правления Еврейского музея и центра толерантности.
«Выставки, посвященные разным аспектам еврейских традиций — способ музея продемонстрировать посетителям, что незнакомая культура гостеприимна. Этот проект не только дает новые знания и показывает редкие артефакты; важная его задача — пригласить посетителя начать игру, стать участником совместного действия. Игра на стыке разных религий и мировоззрений даёт нам возможность самостоятельно исследовать мир чужих обычаев, обнаружить сходство и преемственность и, наконец, научиться взаимодействию и диалогу», — рассказала Кристина Краснянская, исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности.
Выставка интегрирована в основную экспозицию музея как игровое, увлекательное пространство, последовательно рассказывающее о различных аспектах взросления, воспитания и обучения: от рождения до бар- или бат-мицвы (еврейского совершеннолетия). Игры, учебники и традиционные атрибуты обрядов и ритуалов можно примерить или потрогать; они представлены наряду с первыми изданиями детских книг, иллюстрированных Эль Лисицким, Исааком Рыбаком, Меером Аксельродом. Вместе с ними выставка показывает исторические артефакты, происходящие из разных общин, начиная с XVII века и до наших дней.
Лия Чечик и Борух Горин
«Подготовка выставки заняла два года — мы решили начать с самых азов — формирования еврейской идентичности, с детства. Выставка продлится четыре месяца — от Хануки до Пурима — это два самых веселых праздника в еврейской традиции, полные ритуалов, обрядов и развлечений для детей. Архитектура выставки также имитирует настольную игру, где участнику предлагают передвигаться по заранее очерченному игровому полю. Таким образом, выставка имеет четкий план внутри основной экспозиции и зрителю остается лишь следовать ему», — рассказала Лия Чечик, куратор выставки.
Предметы для выставки предоставили Музей истории евреев России, Центр «Петербургская иудаика», Музей религии в Санкт-Петербурге, а также частные коллекции.
Еврейский музей и центр толерантности придерживается принципов доступности для всех аудиторий посетителей. К выставке «Как стать евреем? Будни и традиции еврейского детства» музей также подготовил ряд программ. Например, для незрячих и слабовидящих посетителей создан тифлогид, записанный Александром Добровинским, и дополненный звуками детского смеха, шумом настольных и уличных игр. Для глухих и слабослышащих посетителей разработаны экскурсии совместно с сообществом глухих гидов «Жест в музее». А для людей с особенностями интеллектуального развития — мастер-классы и облегченные экскурсии.
Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.
editor
Вы можете оказать поддержку нашему СМИ, пожертвовав произвольную сумму денежных средств по предложенной ссылке или воспользоваться QR-кодом. Оператор пожертвований – сервис CloudTips (от Тинькофф и CloudPayments).
С уважением и благодарностью, главный редактор Ольга Неснова.
Спасение евреев | Энциклопедия Холокоста
- Цитировать страницу
- Поделиться
- Распечатать
Несмотря на безразличие большинства европейцев и участие других из них в уничтожении евреев во время Холокоста, в каждой европейской стране находились люди самых разных религиозных убеждений, которые рисковали жизнью, чтобы помочь евреям. Помощь могла иметь разные масштабы — от одиночных действий отдельных людей до целых организованных групп, больших и малых, объединивших для этого свои усилия.
Спасение евреев во время Холокоста сопровождалось массой трудностей. Приоритеры Союзников в “выигравании войны” и невозможность доступа к тем, кто нуждался в содействии, препятствовали проведению спасательных операций. Те, кто хотел помочь евреям пережить опасность, рисковали быть схваченными и наказанными самым жестоким образом. Кроме того, было непросто организовать снабжение прятавшихся людей. Наконец, враждебность по отношению к евреям среди нееврейского населения, особенно в восточной Европе, была серьезным препятствием к их спасению. Методы спасения были различными.
Один из наиболее известных и масштабных актов спасения состоялся в оккупированной нацистами Дании. В октябре 1943 года, в ответ на усилившееся сопротивление и акты саботажа, немецкие оккупационные власти ввели в Дании военное положение. Воспользовавшись этой ситуацией, руководители немецкой Полиции безопасности (Зипо) решили депортировать евреев из Дании. 28 сентября 1943 года немецкий предприниматель предупредил датские власти о грядущей операции, запланированной в ночь с 1 на 2 октября 1943 года. С помощью соседей и друзей нееврейской национальности практически все евреи Дании были спрятаны. В течении последующих дней датское Сопротивление организовало спасательную операцию, в ходе которой местные рыбаки переправили в маленьких рыбацких лодках около 7 200 евреев (из 7 800 евреев, живших в стране) в нейтральную Швецию, где они получили убежище.
В так называемом Генерал-губернаторстве (внутренние районы оккупированной Польши) некоторые поляки-христиане старались помочь евреям. Например, “Жегота” (кодовое названии Совета Помощи Евреям), польская подпольная организация, которая обеспечивала евреев средствами к существованию, начала действовать в сентябре 1942 года. Члены польской Национальной Армии (АК – Армия Крайова) и коммунистической Народной Армии (АЛ – Армия Людова) содействовали еврейским бойцам, атакуя германские позиции во время восстания в Варшавском гетто в апреле 1943 года. Однако в целом помощь польского подполья была невелика: немного оружия и небольшое количество боеприпасов. С начала депортации евреев из Варшавского гетто в лагерь смерти Треблинка в конце июля 1942 года до осени 1944 года, когда немецкие захватчики сравняли Варшаву с землей (после подавления восстания Национальной Армии), по меньшей мере 20 000 евреев находили убежище в Варшаве и ее окрестностях благодаря помощи польских граждан.
Люди, спасавшие евреев, были последователями различных религиозных учений: протестантами и католиками, православными и мусульманами.Некоторые европейские церкви, сиротские приюты, а также семьи предоставляли евреям убежища. В некоторых случаях помощь оказывалась уже спрятавшимся евреям (как в случае с семьей Анны Франк в Нидерландах). Во Франции община протестантов из небольшого городка Шамбон-сюр-Линьон укрывала от 3 до 5 тысяч беженцев, большинство из которых были евреями. Во Франции, Бельгии и Италии подпольные организации контролировались Католическим духовенством, благодаря которому были спасены тысячи евреев. Сеть подполья была особенно развита в южной Франции, где евреев прятали и тайно перевозили в Швейцарию и Испанию, а также в северной Италии, где многие евреи должны были скрываться после прихода немцев в сентябре 1943 года.
Некоторые люди использовали для спасения евреев свое личное положение и влияние. В Будапеште, столице оккупированной немцами Венгрии, шведский дипломат Рауль Валленберг (который был также представителем американского Совета по делам беженцев войны), швейцарский дипломат Карл Лутц и итальянец Джорджио Перласка (представлявшийся испанским дипломатом) в 1944 году снабдили десятки тысяч евреев поддельными «защитными паспортами”. Эти документы оградили их от большинства антиеврейских мер, принятых венгерским правительством и позволили избежать депортации в Германию. Немецкий промышленник Оскар Шиндлер основал в Польше, недалеко от Краковского гетто, фабрику по производству металлических изделий, куда принял на работу более тысячи евреев, тем самым спасая их от депортации в концлагерь Освенцим. В марте 1943 года планы болгарского правительства депортировать более 11 000 евреев из оккупированных Болгарией Фракии, Македонии и Пирота в Треблинку были сорваны благодаря энергичному вмешательству со стороны влиятельных политических и религиозных фигур страны; их противодействие вынудило царя Бориса III отменить депортацию.
Другие неевреи, как например, живший в Лондоне Ян Карский, дипломатический курьер польского правительства в изгнании (попавший в опалу за участие в антикоммунистическом подпольном движении), искали возможности привлечь внимание общества к нацистским планам осуществления геноцида. Карский встречался с еврейскими лидерами в Варшавском гетто и в пересыльном лагере Избица в конце лета 1942 года. Он передал их сообщения о массовых уничтожениях евреев в лагере смерти Белзец руководителям Союзников, включая президента Франклина Рузвельта, с которым он встретился в июле 1943 года.
Некоторые группы американцев также участвовали в спасении. Квакерский Американский комитет Друзей на службе обществу, унитаристы и другие группы координировали оказание помощи еврейским беженцам во Франции, Португалии и Испании на протяжении всей войны. Различные американские организации (религиозные, светские, еврейские и нееврейские) добились выдачи разрешений на въезд в Соединенные Штаты и размещение там около 1 000 еврейских детей, прибывших без родителей.
Те, кто спасал евреев во время Холокоста, вне зависимости от того, удалось ли им помочь тысячам людей или сберечь всего одну жизнь, доказали, что возможность сделать свой выбор остается у человека даже в самых критических обстоятельствах. Однако эти и другие проявления самоотверженности и мужества, к несчастью, смогли защитить лишь небольшую часть тех, кто был обречен на уничтожение.
СТАНОВИТЬСЯ ЕВРЕЙСКИМ — Добро пожаловать, чтобы стать евреем!
Стать евреем
Хотите ли вы принять иудаизм, уже в процессе или уже стали евреем, этот сайт для вас! Мы приглашаем вас использовать этот сайт как ворота в иудаизм.
Кто может стать евреем? Любой, кто желает взять на себя обязательства еврейской жизни, может стать евреем. Вы можете быть любого возраста, любой расы, любой гендерной ориентации и стать евреем.
Мы — группа евреев района залива Сан-Франциско по выбору, которые делятся информацией, ресурсами и дружбой. Мы предлагаем наш опыт и истории искателям. Мы поддерживаем связь через список адресов электронной почты специально для людей, которые выбрали иудаизм. У нас также есть список адресов электронной почты для людей, интересующихся иудаизмом и желающих изучить его.
Более 100 евреев по выбору теперь в нашем списке рассылки!
Хотите поговорить с кем-то, кто уже обратился? Напишите нам, и мы будем рады предложить поддержку.
Чтобы узнать, что происходит в настоящее время, посетите раздел «Что нового». С обновлениями не реже одного раза в неделю вы найдете там много свежей и полезной информации.
Не забудьте присоединиться к нашему списку рассылки, чтобы получать наши обновления и объявления!
На нашем веб-сайте есть еще истории еврейского обращения: посмотрите в разделе Наши истории обращения.
Если вы находитесь за пределами США, нам очень жаль, но мы не можем вам помочь. Взгляните на нашу страницу «Конвертирование за пределами США» для получения возможных ресурсов.
На нашей странице для СМИ мы разместили замечательную статью JWeekly, в которой описывается, кто мы и чем занимаемся. Взглянем!
Мы на Facebook! Присоединяйтесь к нашим обсуждениям на www.facebook.com/becomingjewish.
Из двух наших наблюдателей за тем, как стать евреем, один гей, а другой натурал. Мы оба верим в одни и те же ценности: Мы считаем, что каждый должен иметь возможность стать евреем, если он заинтересован в этом, независимо от его сексуальной ориентации. Мы наблюдаем, как синагоги Bay Area становятся все более и более гостеприимными для ЛГБТ-сообщества, и мы приветствуем их!
Спасибо за вашу постоянную поддержку, и мы надеемся, что поддержим вас в вашем стремлении узнать больше об иудаизме.
Наша миссия
Наша цель – помочь людям в районе залива Сан-Франциско, которые:
* интересуются иудаизмом и рассматривают возможность обращения.
* Приняли иудаизм и хотят укрепить свои связи с еврейским народом и общиной.
Мы стремимся:
* Предоставлять возможности обучения и поддержку.
* Предлагайте общественные мероприятия, где евреи по выбору и те, кто ищет обращения, могут поделиться историями, вопросами и советами.
Наши фоны
Дон Кеплер является директором-основателем Building Jewish Bridges, организации, которая с 1990 года работает в межконфессиональной работе в районе залива Сан-Франциско. агентства. BJB — это программа Lehrhaus Judaica, которая сотрудничает с синагогами всех движений, а также с еврейскими общинными центрами и еврейскими службами для семьи и детей. Вы можете добраться до рассвета в [email protected] , 510-679-0209.
Ее партнер на BecomingJewish.net Линда Бернетт , сообразительная новообращенная еврейка, заинтересованная в обмене информацией о еврейской культуре и процессе обращения.
Почему так сложно обратиться в иудаизм? — Jewish World
Лихи Лапид, кроме того, что она жена бывшего премьер-министра Яира Лапида, хорошо известна сама по себе как писатель и защитник прав инвалидов. Недавно о ней также ходили неприятные слухи, поскольку она оказалась целью своего рода наемного убийцы, жало которого может быть действительно понято только внутри еврейской общины.
Хаим Малеспин, лидер израильской мессианской общины, то есть людей, которые включают еврейские элементы в систему христианских верований, заявил в широко распространенном видео, что Лихи Лапид является «утвержденным верующим» в божественность Иисуса. Внезапно страница Лапид в Википедии, а также ее личный сайт были отредактированы, чтобы сказать, что она христианка. Раввин Товия Сингер, ортодоксальный раввин, чья работа направлена на противодействие христианским прозелитизаторам, таким как Малеспин, в другом видео поддержал утверждение о том, что Лапид был христианином.
В ответ на обвинения Зингера Лапид пригрозил подать иск о клевете. Она также потребовала возмещения ущерба в виде 100 000 шекелей, публичных извинений и удаления видео. В длинном посте в Instagram она поделилась, что является правнучкой бывшего главного раввина Тель-Авива Моше Авигдора Амиэля. Амиэль был убежденным сионистом, который оставил свой пост главного раввина Антверпена, чтобы помочь заселить то, что сейчас называется Израилем.
Лихи Лапид проводит предвыборную кампанию перед выборами в Израиле в 2022 году. Фото: Охад Цвигенберг.0005
«Я подала в суд на раввина Зингера, чтобы никто не усомнился в моем еврействе», — написала она, добавив, что ее еврейство и ее сионизм составляют ее идентичность. который распространил слух о том, что его мать, родившаяся в Америке, Мирна Беннетт, была христианкой, обратившейся в иудаизм. Родители Мирны были еврейскими иммигрантами, бежавшими от погромов в Польше. Как она сказала израильской радиостанции: «Моя жизнь очень интересный. Внезапно я перестал быть евреем».0005
В этих инцидентах меня поразили две вещи. Во-первых, несмотря на их статус непревзойденных инсайдеров — с близкими родственниками, которые занимали самый высокий пост в израильской политике, легендарными еврейскими корнями и, в случае с Лихи, десятками тысяч подписчиков в социальных сетях — они все еще не защищены от подозрений в том, что они не Они «на самом деле» принадлежат еврейской общине.
Во-вторых, как показывает сила обоих ответов, самая жестокая и, возможно, самая пугающая вещь, которую один член еврейской общины может сделать по отношению к другому, — это поставить под сомнение еврейский статус этого человека.
Мирна Беннет со своим сыном Нафтали, тогдашним премьер-министром, получают прививку от COVID в Иерусалиме. Фото: Элад Гершгорен.
Членство в еврейском народе — это тип гражданства. Официальный еврейский статус необходим для достижения важных вех, таких как женитьба, совершение алии , поступление в синагогу и отправка детей в еврейскую школу. Когда человек посвятил себя тому, чтобы быть евреем, то, называя его мошенником, фактически аннулирует его пожизненные обязательства и наследие.
Лапид понимает, что означает такая угроза, поэтому она опубликовала разъяснение своей личности и подала иск. Ее внимание также сосредоточено на Сингере, ее собрате-еврее, а не на ее мессианском «обвинителе».
Если кому-то с уровнем привилегий Лапида можно угрожать отрицанием своей собственной еврейской идентичности, то насколько более уязвимыми тогда являются тысячи других людей, чей еврейский статус можно считать неопределенным?
Многое может измениться для этой группы в результате прихода к власти нового израильского правительства. Один вопрос, в частности, касается предлагаемого изменения израильского Закона о возвращении, в котором закрепляется ответственность Израиля как убежища для любого еврея. Ультраортодоксальные партии в новом правительстве призывают к отмене «оговорки о внуках», которая дает право на репатриацию любому, у кого есть хотя бы один еврейский дедушка или бабушка. Этот пункт будет отменен в пользу более строгого понимания того, кто является евреем.
С запланированными поправками к Закону о возвращении лица, совершившие неправославное обращение, также будут исключены из требований репатриации. Обращение в иудаизм должно навсегда решить вопрос о чьем-либо «гражданстве» в еврейской общине. Но неприятие обращений некоторых конфессий и верховенство Главного раввината в Израиле создали ситуацию, когда многие люди не могут просто заявить, что они евреи в своей собственной общине.
- Ограничить действие Закона о возвращении, уничтожить еврейский народ
- Глубокий моральный провал религиозного сионизма
- Еврейские женщины могут быть как религиозными, так и феминистскими, не благодаря нелиберальным левым в Израиле the Wall ban
В либеральных кругах разговоры вокруг конверсии обычно предполагают, что все конфессии должны приниматься во всех конфессиях. В идеальном мире они действительно были бы приняты, и в социальных и неритуальных целях нет веской причины исключать человека, обратившегося вне православного покровительства.
Но православные нормы задают тон всему остальному сообществу, и мы не можем игнорировать эту реальность. Если мы знаем, что православные обращения служат основным общим знаменателем, решающим вопрос о еврейском статусе человека для всех, раз и навсегда, то не должны ли мы сделать этот процесс доступным для людей, которые в нем нуждаются?
Некоторые говорят нет: они считают, что процесс обращения в православие «работает» только для тех, кто может обещать всю жизнь полного и непреложного соблюдения православия. Но это не так. В Торе нет четкого описания процесса обращения, и галахические мнения по этому поводу расходятся.
Заметно либеральное мнение об обращении на самом деле исходит от бывшего главного сефардского раввина Израиля, раввина Бен-Циона Меира Хай Узиэля. Раввин Узиэль считал, что обращение в православие может быть завершено, даже если человек, подвергающийся ему, не выполнит все мицвот после завершения процесса. Благодаря своей роли главного раввина в первые годы существования Израиля он остро осознавал примат народности и единения над перфекционизмом.
Люди часто уклоняются от обращения в православие из-за страха, что они не будут соответствовать всем поведенческим требованиям для его завершения. Ортодоксальный раввин Хиим Шафнер из Кешер Исраэль в Вашингтоне, округ Колумбия, который руководил моим собственным обращением, хорошо понимает эту проблему.
Он объясняет: «Конечно, процесс, который мы часто просим пройти новообращенных, выходит за рамки требований Галахи. В самом деле, если мы делаем что-то слишком сложным, мы заигрываем с нарушением того, что много раз Тора предостерегает нас не усложнять жизнь новообращенному. И это, по некоторым мнениям, включает даже людей, находящихся в процессе обращения».
К новообращенным не следует предъявлять более высокие требования, чем к остальным евреям: «Если мы делаем что-то слишком сложным, мы заигрываем с нарушением много раз, как Тора предостерегает нас не усложнять жизнь новообращенному». Кредит: Эмиль Салман
Рабби Шафнер также направил меня к Талмуду, где в Йевамот 47b сказано: «И они не подавляют потенциального новообращенного, и они не требуют с ним подробностей мицвот … они информируют потенциального новообращенного некоторые из снисходительных мицвот и некоторые из строгих мицвот … Если потенциальный новообращенный принимает на себя все это… тогда он немедленно обращает человека».
В сфере обращения знание, приверженность и искренность должны быть важнее перфекционистского соблюдения всех многочисленных законов, которые человек принимает для себя. Соблюдение всех мицвот является достойным стремлением для всей общины, но к новообращенным не следует предъявлять более высокие требования, чем к остальным евреям, когда дело доходит до выполнения этих обязательств.
Не лучше ли, чтобы больше «несовершенных» евреев получили официальное еврейское «гражданство», чем продолжать систему, при которой так много людей не могут претендовать на еврейский статус в своей собственной общине?
Что возвращает меня к Лихи Лапид и Иисусу.
Leave a Reply