Экологический налог в Китае: что необходимо знать о новом налоге
С 1 января 2018 г. в КНР вводится экологический налог, который будет взиматься со всех предприятий, создающих загрязнение окружающей среды. Новый налог заменит существующий с 1979 г. сбор за загрязнение окружающей среды, расширит полномочия регионов и позволит им эффективнее бороться с экологическими проблемами.
Круг налогоплательщиков
В соответствии с Законом КНР «Об экологическом налоге» (принят 25 декабря 2016 г.; вступает в силу с 1 января 2018 г.) уплачивать экологический налог обязаны все учреждения, предприятия и остальные предприниматели, создающие при ведении деятельности загрязнение окружающей среды, включая: 1) загрязнение воздуха; 2) загрязнение водных ресурсов; 3) загрязнение окружающей среды твердыми отходами; 4) шумовое загрязнение.
Экологический налог на загрязнение водных ресурсов и загрязнение окружающей среды твердыми отходами не уплачивается, если выбросы направляются на объекты для очистки сточных вод или утилизации бытовых отходов. Кроме того, налог не уплачивается с твердых отходов, которые вывозятся и утилизируются в предназначенных для этого местах, соответствующих государственными и местным стандартам охраны окружающей среды.
Ставки экологического налога
Ставки экологического налога на загрязнение воздуха и водных ресурсов устанавливаются местными правительствами в пределах, установленных Законом КНР «Об экологическом налоге». Предельные ставки составляют: 1) загрязнение воздуха – от 1,2 до 12 юаней жэньминьби за одну единицу экологического загрязнения; 2) загрязнение водных ресурсов – от 1,4 до 14 юаней жэньминьби за одну единицу экологического загрязнения. Регионы вправе самостоятельно определять применимые ставки налога в зависимости от состояния окружающей среды и уровня развития.
Например, в Пекине будут применяться максимальные ставки налога: 12 и 14 юаней жэньминьби за загрязнение воздуха и водных ресурсов соответственно. В провинции Гуандун ставки налога будут составлять 1,8 юаней жэньминьби за загрязнение воздуха и 2,8 юаней жэньминьби за загрязнение водных ресурсов.
Единица экологического загрязнения устанавливается в зависимости от вида вредных веществ и способа загрязнения. Например, при загрязнении воды всеми формами ртути единицей является 0,5 грамм общей ртути, а при загрязнении свинцом – 25 грамм свинца.
Ставки экологического налога на загрязнение окружающей среды твердыми отходами составляют от 5 юаней жэньминьби за одну тонну пустой угольной породы до 1 000 юаней жэньминьби за одну тонну опасных отходов.
Ставки экологического налога на шумовое загрязнение устанавливаются в зависимости от превышения допустимого уровня шума, измененного в децибелах. Сумма налога ежемесячно составляет от 350 юаней жэньминьби при превышении допустимого уровня шума на 1-3 дБ до 11 200 юаней жэньминьби при превышении допустимого уровня шума более чем на 16 дБ.
Налоговые льготы
Экологический налог не уплачивается с выбросов веществ-загрязнителей, создаваемых мелкими сельхозпроизводителями, транспортными средствами (автомобили, самолеты, суда, поезда), предприятиями по очистке сточных вод и утилизации бытовых отходов (в пределах, установленных государством и местными органами власти), а также с твердых отходов, используемых для производства продукции, соответствующей государственным и местным стандартам охраны окружающей среды.
Если концентрация загрязняющих веществ составляет менее 75% от государственных или местных стандартов, сумма экологического налога для предприятия в соответствии с законом должна быть уменьшена на 25%. Если концентрация составляет менее 50%, сумма налога уменьшается в два раза.
Сбор налога
Ответственность за сбор экологического налога несут налоговые органы. Местные управления по охране окружающей среды обязаны содействовать налоговым органам и предоставлять данные, необходимые для исчисления сумм налога.
Экологический налог исчисляется ежемесячно и уплачивается ежеквартально. При подаче деклараций по экологическому налогу налогоплательщики обязаны предоставлять сведения о видах загрязнения, их объемах (количестве), концентрации загрязняющих веществ, а также предоставлять по требованию налоговых органов другие материалы.
Для оценки количества выбросов все предприниматели, обязанные уплачивать налог, должны установить необходимое оборудование. В случае отсутствия такого оборудования объемы выброса загрязняющих веществ определяются по данным мониторинга или по способам исчисления, определенным Министерством охраны окружающей среды КНР.
Заключение
Экологический налог должен помочь КНР улучшить состояние окружающей среды. Для промышленных производств налог создает дополнительный стимул уменьшить выбросы загрязняющих веществ за счет установки очистительных сооружений. Одновременно регионы получают больше полномочий по борьбе с загрязнением: они могут самостоятельно определять ставки налога и распространять экологический налог на другие виды загрязнителей, которые не предусмотрены законом.
Введение налога не затронет большинство предприятий, которые напрямую не создают выброса загрязняющих веществ. При создании промышленных производств, напротив, новый налог следует учитывать в качестве одного из факторов при выборе места для размещения производства.
Экологическая повестка Китая / / Независимая газета
Со всеобщим карантином на Западе и Востоке в повестку стремительно вернулась экологическая тематика: воздух стал чище, но при этом экономика обеспечивает население всем необходимым: в развитых странах нет голода или недостатка потребительских товаров. Сейчас проходит попытка переосмысления ценности экономического роста как такового в пользу устойчивого развития и защиты экологии. И это заставляет мир вернутся к проблемам глобальной экологической и климатической политики.
Последние 15 лет Китай рассматривается коллективным Западом как мировая угроза не только в политическом и экономическом плане, но как и главная угроза климату. Еще с начала 2000-х годов в адрес КНР звучали упреки в «климатической недобросовестности», при этом заявления доносились из уст одних из самых сильных политиков: семьи Клинтонов (и Билла и Хиллари), Саркози, а также о климатической угрозе Китая заявляли профильные министерства стран Запада (в основном США и Великобритании). За последнее время даже Дерипаска успел высказаться на тему китайской экологии, заявив, что выбросы китайских предприятий ухудшают экологическую обстановку в Сибири.
Стоит учесть, что климатическая повестка лишь набирала популярность, но уже тогда становилась средством политического давления. Однако возможно именно давление со стороны западных держав, заставило китайских чиновников отвлечься от выполнения планов очередной пятилетки и оценить масштаб уже накопившихся экологических проблем. Во многом этому способствовал рост числа жертв заболеваний, вызванных загрязнением окружающей среды: ежегодно из-за легочных болезней умирает около 400 тыс. человек, при этом мы имеем дело с официальными цифры, которые как правило занижаются китайской статистикой.
Впервые в 2006 году Китайское правительство внесло «зеленую повестку» в 11-й пятилетний план, и потратило на это до 4% ВВП, при этом была запущена программа «Три Пи» (people,planet, profitability), сочетающая развитие человеческого потенциала и общества, частного бизнеса и сохранение природы. Как ни странно, за исполнение этой программы были обязаны отвечать китайские банки, поэтому с 2008 года «зеленый» вопрос начал распространяться на рынок ценных бумаг. Таким образом, Банк Развития Китая разработал стратегию, согласно которой кредиты для бизнеса могли предоставляться только по соответствию с исполнением предприятиями следующих директив:
-Требования к проектам по охране природы
-Процедура проведения экологической экспертизы (что в принципе стало инновационным прорывом, так как ранее ни в одном из экологических проектов не предусматривалось проведение экспертизы. Экологи могли проводить лишь анализ, а не расследование и проверку)
-Государственное финансирование программ в сфере энергосбережения
-Финансирование программ безотходного и мусороперерабатывающего производства
-Стимулирование развития солнечной энергии (субсидии и сниженные проценты на кредит выдавались тем, кто указывал в проекте эксплуатацию солнечных батарей)
13-я пятилетка (2016-2020) в КНР стала полностью сочетать в себе исполнение зеленых обязательств и устойчивое развитие экономики. Так, КНР стал тратить около 300 млрд долларов в год на экологические проекты, а 14 отраслей экономики обязаны предоставлять «зеленый» отчет, а экологическая комиссия регулярно проводит комиссию на этим предприятиях по соответствию экологическим стандартам. Также ведется спутниковый мониторинг вредных выбросов и введена уголовная ответственность за нарушение экологических законов. Государство за подобные преступления имеет право полностью закрыть производство: так, в самой крупной промышленной провинции КНР Гуандун, ежегодно закрывается около 1000 предприятий.
Именно в 2016 году КНР ратифицировал Парижские соглашения, принятые годом ранее. Возможно, этот процесс не был бы таким быстрым, если бы КНР заранее не определил национальную экологическую стратегию, а также, как мы уже отметили, еще с 2000-х годов КНР оценил политический потенциал климатической повестки. Поэтому уже с 2006 года Китай стал активным участником глобальных экологических сессий и саммитов. Ратификация также означала обязательства КНР перед международным сообществом по сокращению выбросов углекислого газа, серы, что существенно повлияло на государственный имидж, так как экологической повестке придавалось все большее значение, а «зеленая» дипломатия становилась все популярнее.
В период с января по конец марта 2020 года, КНР сократил объем вредных выбросов в атмосферу на 25%, однако после снятия в стране карантина выработка двуокиси углерода вернулась к прежним показателям. Китай как мировая фабрика является крупнейшим в мире источником вредных выбросов, и ежегодно сжигает более 4 млрд тонн угля, а выбросы в атмосферу углекислого газа составляют свыше 13 гигатонн. Только по этим причинам китайская политика по ограничению выбросов будет оказывать существенное влияние на глобальный климат на десятилетия вперед. Этому также поспособствовали Парижские соглашения по климату, принятые в 2015 году, однако спустя 2 года США вышли из соглашений, мотивируя это тем, что из-за соглашений и сокращений вредных производств страна может потерять 2,7 млн рабочих мест. Такой выход несомненно наносит репутационные издержки, однако такой демарш США позволит путем мягкой силы и решения климатических вопросов усилить влияние Китая на ЕС и на мировое сообщество в целом. В ходе Китайско-Европейского экологического форума, между Брюсселем и Пекином были достигнуты договоренности о создании фонда в размере 100 млрд долларов, цель которого – помочь бедным странам справиться с последствиями изменения климата. В целом, развитие экологической дипломатии – достаточно новое явление, и здесь Китай имеет все шансы на успех, несмотря на ряд внутренних проблем: в КНР существует большое число ведомств и министерств, вовлеченных в процесс улучшения экологии, которым не хватает единой стратегии и согласованности действий и политики. Также одной из проблем являются экономические издержки: если Китай сделает акцент на улучшении климата и сокращении вредных выбросов, то это замедлит рост ВВП, который в свою очередь является политически и социально чувствительным вопросом.
Примечательно и то, что КНР не выработал единую политику улучшения климата, а Парижское соглашение подразумевает лишь сокращение общемирового количества выбросов. Таким образом, для КНР целесообразнее выдавать низкопроцентные кредиты развивающимся странам для переноса вредных производств, чем инвестировать в экологические технологии на тех же самых производствах внутри страны. Проблемой при исследовании является также статистика, которая отображает лишь общую долю инвестиций в энергетические проекты, но что из этого связано альтернативных источников энергии—понять трудно.
Тем не менее, Китай лидирует в использовании солнечной энергии, производя более трети мирового объема данного источника энергии. К концу 2018 года в КНР было выработано более 175 ГВт энергии за год, а в 2019 году более 195 ГВт. В 2018 году более 45% потребления всей мировой солнечной энергии приходилось на Китай, к конце 2019 года эта цифра приблизилась к 50%, в то время как 2/3 всех мировых производств солнечных модулей располагались в Китае. Доля солнечной энергии в общем энергобалансе КНР к концу 2018 года составляла 3%, в 2019 году эта цифра составила уже 4,5 %. Примечательно, что в декабре 2018 года солнечная батарея мощностью 500 МВт в Цинхае стала первой в Китае, на которой генерация электричества стала дешевле, чем на угольных ТЭЦ. На момент весны 2020 года в разработке находятся еще 30 проектов по введению в эксплуатацию производств, работающих только на солнечных батареях. Однако у этого источника энергии есть проблема, как ни парадоксально связанная с загрязненным климатом КНР: из-за вечного смога в крупных городах, лучи солнца менее эффективно проникают на батареи, поэтому практически все солнечные батареи в стране не способны работать на полную мощность, в среднем потери в недостаче энергии оцениваются на 17-35%, и чем восточнее располагается производство, тем эта цифра выше. Например провинция Хэбэй является самым загрязненным регионом Китая, поэтому солнечные батареи недополучают энергии примерно на 30-35%.
Китай сумел создать мощную промышленность по производству солнечных батарей и уже сейчас активно поставляет их в Европу и Россию. Таким образом борьба за окружающую среду позволяет Китаю в том числе продвигать интересы своих промышленных корпораций.
Также КНР занимает две трети общемирового потребления ветрогенерации. По состоянию на конец 2018 года, Китай выработал около 217 ГВт ветряной энергии, также КНР лидирует по количеству ветряных установок —так, за 2018 год количество энергии, добытой с помощью ветра, увеличилось на 20ГВт, а в 2019 году— еще на 27 ГВт. Доля ветроэнергетики КНР в общем энергетическом секторе составила 5% на конец 2018 года, в 2019 эта цифра составила 6,8%. Самые мощные ветроэнергетические ресурсы расположены во Внутренней Монголии (производит больше всего ветряной энергии), Синьцзяне и других северных и западных провинциях КНР. По плану 13-й пятилетки с 2016 по 2020 год Китай должен нарастить производство до 340ГВт чистой ветряной энергии, что составляет почти четверть от общего количества требований по выполнению Парижских соглашений (всего объем генерации из возобновляемых источников энергии должен достичь 1119 ГВт). Таким образом, по плану Правительства КНР доля возобновляемых источников энергии должна составить 15%, а угольных сократиться до 58%. Таким образом, рост вклада возобновляемой энергетике в энергобалансе КНР позволит Китаю снижать долю выбросов углекислого газа в атмосфере. Однако, до сих пор остро стоит вопрос недостатка инноваций: за весь этот период КНР закупал технологии, и на их основе производил генераторы альтернативных источников энергии. Во-вторых, излишки выработанной энергии не попадают в единую электрическую сеть, из-за чего существенная доля энергии просто теряется. Переход Китая к низкоуглеродной энергетике позволяет стране решать сразу несколько задач в различных плоскостях: экологической, геополитической, социальной, и, что важнее всего, экономической.
Китайская политика в сфере экологии является весьма прагматичной: это лоббизм собственных компаний-производителей, которые за последние годы смогли создать технологическую и производственную базу и готовы предлагать свои решения миру. Следом за высокими словами с трибун об экологии на международных форумах всегда следуют коммерческие представители, которые предлагают свои контракты на поставку оборудования.
Вместе с тем, одной из главных проблем Китая является структура энергобаланса. Несмотря на высокую активность в области альтернативной энергетики порядка 60% энергобаланса Поднебесной приходится на уголь, который является самым грязным с экологической точки зрения. Именно выбросы угольных ТЭЦ, а не вредные производства, и проводят к смогу над китайскими городами. Здесь мы видим медленный прогресс: с 2005 года по 2019 доля угля снизилась с 70 до 60%, а к 2030 году китайские власти ожидают, что на уголь придется лишь 47% от общего энергобаланса. На решение этой задачи направлены усилия в области альтернативной энергетики, а также газовой политики: «Сила Сибири», «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ» — это проекты, которые повышают обеспеченность Китая более экологичным природным газом.
Однако в 2020 году на съезде Всекитайского собрания народных представителей, Китай не делал акцент на вопросах загрязнения окружающей среды, ставя во главе угла прежде всего восстановления бизнеса и производств, которые пострадали в условиях пандемии Covid-19.
В прошлые года, экология становилась одной из самых горячих тем, обсуждаемой на площадке сессий, однако из-за сильно пострадавшей экономики «зеленый вопрос» отодвинулся на второй план. Впервые за 30 лет экономика КНР сократилась на 6,8% ВВП в годовом исчислении в период с января по апрель.
Тем не менее, Премьер-Министр Китая Ли Кэцян в своем правительственном докладе выделил четыре задачи по загрязнению: усиление контроля за загрязнением воздуха в ключевых областях, ускорение перемещения опасных химических предприятий, улучшение строительства очистных сооружений и расширение отрасли энергосбережения и защиты окружающей среды. По его словам, Пекин продолжит сокращать потребление энергии и выбросы парниковых газов. Премьер-министр также заявил, что страна улучшит общие показатели в области очистки окружающей среды и сосредоточит внимание на правовом, научном и целевом контроле загрязнения.
В данный момент у Китая есть цель снизить выбросы углекислого газа на 18% в течение 13-й пятилетки (2016–2020 годы). Несмотря на это, в предложениях депутатов на парламентских сессиях также мало говорится о загрязнении.
Однако помимо загрязнения воздуха, воды и почвы, Китай имеет дело с растущим объемом мусора из упаковок, что является прямым результатом вызванных пандемией блокировок поставок грузов и ограничений на передвижение, поскольку людям пришлось прибегать к заказу еды и других предметов повседневного пользования дома.
Некоторые депутаты предупредили об этих «полиэтиленовых загрязнениях» и рекомендовали ускорить разработку биоразлагаемых материалов для решения проблемы В настоящее время применение таких материалов ограничено из-за технологии, высокой стоимости и отсутствия государственной поддержки. Среди предложений также было названо расширение исследования и производств биоразлагаемых материалов, путем предоставления специальных средств, снижения налогов и других средств.
Председатель Lianhong New Material Technology, рекомендовал порицать потребителей одноразовых пластиковых пакетов для покупок и пластиковой упаковки, а также взимать дополнительный налог с потребителей, которые используют неразлагаемые пластмассы. Как технически это будет выглядеть, и как будут отслеживать потребителей неразлагаемых пакетов–вопрос. Вероятно в стоимость пластиковых пакетов и контейнеров уже будет включен дополнительный налог.
Лидеры корпорации Sinopec, предложили повысить порог для входа
входа в парки химической промышленности и ускорить ликвидацию устаревших мощностей. Также было высказано предложение о поддержки интегрированных и высококачественных цепочек нефтехимической промышленности.
В отношении налоговой политики с 2018 года в Китае вступил в силу закон, который обязывает производства платить за загрязнение почвы, воды, воздуха, а также за превышение шумовых показателей. Так, разработчики закона предложили следующие налоговые ставки: за создание шума в зависимости предлагается взымать ежемесячный налог в размере от 350 юаней (55,7 доллара) до 11 тысяч 200 юаней (1,7 тысячи долларов).Налог для производителей твердых отходов составит от 5 до 1 тысячи юаней (0,7 — 160 долларов) за тонну в зависимости от объема, плотности, сложности утилизации материала, за выброс в атмосферу 0,95 кг диоксида серы и за 1 кг загрязняющих воду веществ — по 0,22-0,25 долларов. При этом ежегодно экологический налог приносит в бюджет около 50 млрд юаней или 7,9 млрд долларов. В связи с этим в 2019 году, суды Китая рассмотрели 36733 уголовных дела 36 733 уголовных дела, связанных с нарушением экологических норм в 2019 году, что на 43,3% больше, чем в 2018 году. При этом в западных источниках зачастую предупреждают инвесторов об экологическом налоге, и просят промышленников взвесить все «за» и «против», прежде чем локализовать производство в КНР.
Однако ужесточение «зеленых мер», сопровождаемые реальными сроками лишения свободы, и рост количества обязанностей со стороны предпринимателей, сопровождается и мерами поддержки «добросовестных» производителей, соблюдающих экологические предписания: они получают дополнительные налоговые льготы, пониженный процент на «экокредит», в случае, если владелец производства решит закупить оборудование для очистки.
Ужесточение юридической ответственности загрязнителей и рост числа обязанностей cо стороны бизнеса сопровождается экономическими мерами поддержки экологичных налогоплательщиков. Дополнительные налоговые льготы, внедрение в банковскую практику «зеленого кредита», например, на покупку очистного оборудования — система поощрений, которая стимулирует развитие экологически безопасной экономической деятельности.
Реализуемая налоговая политика показывает, что китайский законодатель осознает потенциал регулирующей функции экологического налогообложения. По новому закону от уплаты налога освобождаются, сельскохозяйственные производители, владельцы очистных сооружений, предприятий по утилизации твердых отходов. При этом, «зеленые» меры позволяют сохранить темпы экономического роста в стратегически значимых отраслях экономики КНР.
Также модель введенного налога показывает, что роль местных правительств усилилась. Они могут корректировать налоговые правила, исходя из экологической ситуации в регионе, например, изменять налоговую ставку. При этом для поддержки локального финансирования природоохранных мер налог в регионах определяется как доход местных бюджетов.
Проверить соответствие задекларированного налога и реального объема загрязнений позволяет система регулярного обмена информацией между налоговыми органами и отраслевым природоохранным ведомством. Такое двустороннее взаимодействие упрощает процесс налогового контроля на местах.
Помимо финансовых и налоговых мер, Китай находится в процессе рационализации климатического регулирования посредством институциональных реформ. Режим регулирования климата Китая претерпел значительные изменения в 2018 году. Наиболее значимым изменением стал перевод Департамента по изменению климата из Государственного комитета по развитию и реформам КНР в отдельно созданное Министерство экологии и окружающей среды.
В целом, реформы, проводимые в качестве новой экологической политики в Китае, проходят в позитивном ключе. При этом китайское Правительство с уверенностью заявляет, что данная работа ведется не ради достижения определенных показателей, а для повышения качества жизни граждан и будущих поколений.
Налог на охрану окружающей среды в Китае: Брифинг новостей Китая
1 января 2018 года правительство Китая ввело новую политику экологического налогообложения, фактически отменив плату за сброс загрязняющих веществ, которая действовала в течение последних 40 лет.
Налог на охрану окружающей среды знаменует собой начало множества новых политик, направленных на то, чтобы взять под контроль загрязнение в Китае, и, несомненно, повлияет на бизнес, особенно на производственные фирмы, хотя и по-разному.
Хотя окончательное влияние, которое налог окажет на решение проблемы загрязнения окружающей среды в Китае, неясно, предприятиям в стране следует подготовиться к более строгому соблюдению как новых, так и существующих экологических законов и правил.
Что нового?
Налог на охрану окружающей среды применяется к тем же четырем категориям, что и плата за сброс загрязняющих веществ, которую он эффективно заменяет: загрязнение воды, загрязнение воздуха, шумовое загрязнение и твердые отходы.
Что отличает новый налог от сбора, так это то, что все собранные доходы будут удерживаться на местном уровне. Раньше центральное правительство брало 10 процентов от сбора. Теперь местные органы власти собирают 100 процентов налоговых поступлений и имеют больше полномочий для обеспечения соблюдения налогов.
Налог на охрану окружающей среды также дает больше нюансов, чем система сборов. Система платежей не делала различий между легкими и сильными загрязнителями, а это означало, что у фирм не было стимула сокращать свои выбросы, поскольку они должны были платить единую плату в любом случае. Напротив, налог на охрану окружающей среды применяет различные налоговые ставки в зависимости от уровня загрязнения, что означает, что сильные загрязнители должны будут платить больше, чем легкие загрязнители.
Точно так же налоговая система предлагает более достижимые налоговые скидки в качестве стимула для сокращения выбросов. Раньше был только один способ уменьшить подлежащую уплате пошлину, а именно 50-процентное снижение платы, если фирма загрязняла окружающую среду как минимум на 50 процентов меньше, чем по местному стандарту. Теперь, в дополнение к 50-процентному сокращению, фирмы, которые загрязняют окружающую среду на 30-49 процентов меньше нормы, получают 25-процентное снижение налога.
Далее, штраф за неуплату налога более серьезный. В рамках системы сборов неуплата может привести к штрафу в размере до трехкратного размера сбора. В соответствии с налоговой системой неуплата может привести к штрафу в размере до пятикратного размера налога, а в отношении вопиющих правонарушителей может быть наложено уголовное наказание.
Переход от платной схемы к налоговой также призван закрыть лазейки, которыми часто пользуются местные органы власти, которые часто упускают из виду наиболее серьезных правонарушителей в пользу сбора более высоких налоговых поступлений. Тем не менее, местные власти также получили определенную свободу действий. Они могут решать, какая налоговая ставка применяется для каждого вида загрязняющих веществ в пределах диапазона, установленного центральным правительством. Такая гибкость позволяет правительствам учитывать местный социально-экономический контекст и положение предприятия-загрязнителя.
В совокупности местные органы власти должны с большей готовностью обеспечивать соблюдение закона и наказывать фирмы, загрязняющие окружающую среду, в то время как компании также будут иметь больше стимулов к «озеленению» своего производства.
Как налог влияет на бизнес?
Компании, работающие в отраслях с интенсивным загрязнением окружающей среды, таких как производство, должны ожидать общего роста стоимости ведения бизнеса. Однако, как пояснил Тибо Минот, старший юрист по международному бизнес-консультированию в Dezan Shira and Associates, масштабы воздействия будут зависеть от того, где находится фирма. «Тот факт, что ставки налога на загрязнение определяются на уровне провинций, хотя и является уместным, поскольку каждая провинция подвержена различным социально-экономическим условиям, может привести к миграции загрязняющих веществ в более благоприятные для налогообложения регионы страны», — сказал он.
«Если это произойдет, — продолжил Майнот, — общенациональные последствия закона будут смягчены».
Из-за этой проблемы «регионы с крупной производственной базой могут устанавливать более низкие налоговые ставки, чтобы сохранить бюджетные поступления. Некоторые местные органы власти уже выпустили свои налоговые ставки, а Пекин, под давлением центрального правительства, требующего улучшить свою окружающую среду, применяет самую высокую ставку на выбросы. Напротив, Гуандун, традиционный производственный центр Китая, останется привлекательным местом для инвестиций в производство, поскольку налоги на загрязнение в настоящее время установлены на относительно низком уровне», — отметил Майнот.
Существуют также некоторые важные льготы по налогу на охрану окружающей среды. От налога освобождаются фирмы, которые сбрасывают загрязняющие вещества непосредственно в централизованные канализационные и очистные сооружения, а также те, которые утилизируют твердые отходы на объектах, соответствующих местным и национальным стандартам. Некоторые виды деятельности также освобождаются от налога на охрану окружающей среды, например, выбросы загрязняющих веществ в результате сельскохозяйственного производства и выбросы загрязняющих веществ из автомобилей и других мобильных источников.
Майнот отмечает, что CO 2 заметно отсутствует в списке загрязняющих веществ, что практически не затрагивает добычу угля и других производителей энергии. Майнот заметил: «Это означает, что уголь останется конкурентоспособным источником энергии, а автомобили с двигателями внутреннего сгорания — популярным средством передвижения. Это, безусловно, ограничит влияние закона на смягчение последствий загрязнения воздуха в стране и, в частности, на проблему смога в городской среде».
«Зеленый рост» Китая
Учитывая гибкость налоговых ставок и отсутствие независимой системы мониторинга, сомнительно, что новая налоговая политика окажет существенное влияние на уровень загрязнения. Тем не менее, это одна из первых политик, направленных непосредственно на решение проблемы отсутствия правоприменения на местном уровне, посылая местным властям сильный сигнал о том, что Пекин серьезно относится к этому вопросу. В Китае уже есть ряд законов и постановлений, направленных на защиту окружающей среды, но отсутствие правоприменения исторически снижало их эффективность — до недавнего времени.
Налог на охрану окружающей среды был принят одновременно с Законом о предотвращении и контроле загрязнения воды, который охватывает охрану ресурсов, управление водными путями, предотвращение и контроль загрязнения, а также восстановление окружающей среды.
Закон ужесточает штрафы для загрязнителей с максимальным штрафом в 1 миллион юаней. Что еще более важно, невыполнение должностными лицами обязанностей, предусмотренных законом, лишает их возможности продвижения по службе и даже может наказываться штрафами.
И налог на охрану окружающей среды, и Закон о предотвращении и контроле загрязнения воды появляются в контексте более масштабных шагов китайского правительства по продвижению «экологической цивилизации». Программа правительства по охране окружающей среды, выраженная в Пятилетнем плане 13 th , призывает к зеленому росту и устанавливает конкретные цели в отношении качества воды, воздуха и почвы в дополнение к развитию чистых технологий.
Инвесторы должны ожидать дальнейших действий в области обеспечения соблюдения законов об охране окружающей среды, хотя и постепенных, поскольку местные органы власти уравновешивают требования экономического роста и заботу об окружающей среде. Учитывая траекторию соблюдения природоохранного законодательства в Китае, предприятиям рекомендуется применять более устойчивые методы производства и соблюдать правила загрязнения окружающей среды независимо от их местонахождения в стране.
О нас
China Briefing разработан компанией Dezan Shira & Associates. Фирма помогает иностранным инвесторам по всей Азии и имеет офисы в Китае, Гонконге, Индонезии, Сингапуре, России и Вьетнаме. Свяжитесь с нами по адресу [email protected] или посетите наш веб-сайт www.dezshira.com.
Экологический налог в Китае: что нужно знать бизнесу
В Китае, хотя давление экономического роста на окружающую среду хорошо документировано, за последние несколько лет был проведен ряд пилотных и кампаний (на национальном и провинциальном уровнях). ) для выявления и снижения загрязнения на местном уровне.
С тех пор, как в 2014 году премьер-министр Китая объявил «войну загрязнению», Китай разработал планы и цели по очистке воздуха, воды и почвы. В прошлом году он принял самый жесткий закон об охране окружающей среды, объявил о запрете на импорт отходов, запустил рынок торговли выбросами углерода и начал инспекционную кампанию, которая наказала 1140 китайских чиновников. 1 января 2018 года вступил в силу Закон Китая о налоге на охрану окружающей среды (далее — Закон), направленный на дальнейшее сдерживание загрязнителей.
Начиная с апреля этого года, фабрики на материке будут облагаться налогом за производство шума, загрязнителей воздуха и воды, а также за твердые отходы, хотя размер налога может различаться в зависимости от географического положения. В целях стимулирования энергоэффективности, «зеленых» инвестиций и инноваций Государственный совет, высший административный орган Китая, позволяет провинциям и муниципалитетам устанавливать собственные налоговые ставки с учетом экологических, экономических и социальных условий региона и полностью распределять налоговые поступления. на мероприятия по охране окружающей среды.
Почему налог сейчас?
Экологический налог — не первый широкомасштабный инструмент ценообразования в Китае для снижения ущерба окружающей среде. Фактически, система платы за выбросы загрязняющих веществ была введена 40 лет назад с целью ограничения загрязнения за счет включения экологических затрат в бизнес. К концу 2017 года в стране были повышены сборы за сброс более чем на 22 миллиарда юаней (3,38 миллиарда долларов США) почти с 330 000 предприятий, что на 12,3% больше, чем в 2016 году. Однако некоторые местные власти используют лазейки в системе, считая ее чистой источник государственных доходов или освобождение предприятий, которые вносят большую долю в бюджетные деньги. Ожидается, что переход к налоговому режиму решит проблемы, лежащие в основе предыдущей схемы, и эффективно повлияет на поведение производителей и потребителей.
Закон также отвечает интересам Пекина по защите окружающей среды. Китайское руководство рассматривает борьбу с загрязнением окружающей среды как одну из трех «критических битв», которые необходимо выиграть за три года (две другие — это финансовые риски и бедность). В сфере экологической политики «зеленое» налогообложение является относительно благоприятным инструментом, принятым примерно в 55 странах мира. Как показано в Дании, Канаде и Японии, такие налоги дают ценовые сигналы, которые могут вызвать реакцию рынка во всей экономике, вынуждая отрасли переходить на менее загрязненные способы производства, либо путем предотвращения и контроля загрязнения, либо путем перехода на экологически чистые альтернативы.
Но сроки реализации Закона не менее важны, чем его содержание. Экономический рост в современном Китае связан с недорогим производством, которое постепенно теряет свое конкурентное преимущество в пользу рынков с более низкой стоимостью рабочей силы и более свободной нормативно-правовой базой. Признавая эту тенденцию, китайское правительство настаивает на переходе «от модели быстрого роста к высококачественному развитию». При этом политическая поддержка будет направлена на услуги и потребление, а также на экологически чистые и низкоуглеродные отрасли, такие как энергоэффективные здания, интеллектуальный транспорт и возобновляемые источники энергии.
Эффект домино в других отраслях неизбежен.
Итак, как экологический налог вписывается в эту формулировку? Во-первых, он помогает Китаю ускорить переход обрабатывающей промышленности за счет укрепления рынка, благоприятствующего полностью регулируемому, более технологически продвинутому и экологически безопасному бизнесу. Увеличение стоимости выбросов также повысит спрос на меры по борьбе с загрязнением и подстегнет инновации в новых технологиях и процессах. Во-вторых, Закон полезен для сокращения избыточных мощностей. Если правительство продолжит повышать уровень налогов, компании, не имеющие надлежащего оборудования и помещений, будут ликвидированы, поскольку затраты намного превышают выгоды. Такие отрасли, как металлургия и сталелитейная промышленность, уже ощущают встряску, учитывая их низкую маржу.
Подробнее об экологических налогах Китая
Налогоплательщики
Предприятия, юридические лица, другие производители и операторы, которые сбрасывают налогооблагаемые загрязняющие вещества непосредственно в окружающую среду на территории и в других морских акваториях, находящихся под юрисдикцией КНР.
Налоговые ставки
Закон устанавливает налогооблагаемую базу (например, количество эквивалента загрязнения для загрязнения воздуха/воды, которое учитывает, помимо объема, вредность загрязняющих веществ и общественные затраты на борьбу с ними) и диапазон ставок, которые могут применяться. На загрязнение воздуха ставка налога может быть установлена в размере до 10-кратной базовой ставки в размере 1,2 юаня. За загрязнение воды диапазон сбора составляет 1,4-14 юаней за единицу. Местные органы власти могут устанавливать ставку в пределах диапазона, если это одобрено центральным правительством. Налоги на твердые отходы составляют от 5 до 1000 юаней за тонну в зависимости от типа отходов.
Налоговые льготы
Налоговые льготы применяются, когда уровни загрязнения ниже национальных/местных контрольных показателей на определенный процент: Когда значение концентрации налогооблагаемых загрязнителей атмосферы или воды, выбрасываемых налогоплательщиками, ниже национальных и местных стандартов выбросов загрязняющих веществ на 30% , будет уплачено только 75% налога на охрану окружающей среды. Там, где она ниже таких нормативов на 50%, выплачивается только половина.
Освобождение от налогов
Освобождены от экологических налогов:
- Физические лица;
- Предприятия и юридические лица, сбрасывающие облагаемые налогом загрязняющие вещества на объекты централизованного хранения, обработки или удаления отходов, если они соответствуют национальным стандартам;
- Предприятия и организации, производящие загрязнение воздуха, воды, твердых отходов и шума в результате сельскохозяйственной деятельности, автотранспорта, судов, самолетов и других мобильных источников загрязнения.
Налоговая администрация
- Налогоплательщики должны представлять свои налоговые отчеты каждый квартал на основании уровня выбросов, зафиксированного их устройствами мониторинга;
- Региональные и местные налоговые органы несут ответственность за администрирование и сбор экологических налогов. Они должны сравнивать данные, сообщаемые налогоплательщиками, с данными, зарегистрированными местными органами по охране окружающей среды, чтобы обеспечить точность и достоверность данных о загрязнении;
- Региональные и местные агентства по охране окружающей среды должны следить за уровнем загрязнения и поддерживать налоговые органы путем предоставления данных и технической помощи. Будет создана специальная площадка для обмена информацией.
Штрафы
Наказание за уклонение или мошенничество пока не определено. Предприятия и организации, которые незаконно сбрасывают загрязняющие вещества, будут привлечены к ответственности и наказаны в соответствии с налоговым законодательством и природоохранным законодательством КНР.
Ответы и замечания
На сегодняшний день 31 провинция, муниципалитет и автономный район опубликовали свои соответствующие налоговые ставки и стандарты. Но не все чувствуют себя комфортно, полностью сворачивая налоговую схему, опасаясь задушить местную экономику. Те, кто находится под большим политическим давлением по очистке от смога, такие как Пекин, Тяньцзинь и окружающие их регионы, установили относительно высокие ставки. Напротив, другие провинции выбрали самые низкие ставки, учитывая отстающую экономику и платежеспособность предприятий, такие как центр тяжелой промышленности Ляонин и центр добычи угля Шаньси.
Несмотря на то, что успех Закона во многом зависит от того, насколько хорошо он выполняется, есть несколько препятствий для его реализации.
- Отсутствие надежного сигнала ценообразования: В некоторых районах общие налоговые ставки могут быть слишком низкими, чтобы стимулировать инвестиции в оборудование или новые процессы для контроля загрязнения, тем самым подрывая воздействие экологических налогов.
- Технические барьеры: Вопрос о том, как добиться от компаний установки устройств мониторинга загрязняющих веществ и предоставления точных данных, остается проблемой. Без надежных и прозрачных данных может резко возрасти уклонение от уплаты налогов и мошенничество.
- Неуточненный план реализации: Для лучшего соблюдения Закона план реализации нуждается в подробных пояснениях и пояснениях. Например, кто должен подавать налоговую отчетность, если головная компания и ее дочерние предприятия находятся в разных регионах? Какую политику и финансовую поддержку могут предложить местные власти для увеличения инвестиций в мониторинг и контроль загрязнения?
- Утечка загрязнения: Поскольку ставка налога сильно различается по стране, предприятия могут переместить свои фабрики в районы с самыми низкими ставками, чтобы минимизировать затраты, вызывая потенциальное распространение загрязнения.
Воздействие на бизнес
Закон затронет отрасли, которые больше всего загрязняют воздух и воду, твердые отходы и шум в Китае, такие как угольная энергетика, сталь, цемент, алюминий, строительство , горнодобывающая промышленность, химикаты, нефть, фармацевтика, бумага и текстиль.
В частности, следующие отрасли промышленности столкнутся с растущим давлением.
- Энергетика и химия: Когда-то крупные государственные предприятия химической и энергетической отрасли, являвшиеся крупными производителями загрязнения воздуха и воды, могли платить в новом налоговом режиме на 40–300 % больше, чем они платили в рамках системы платы за выбросы. , по словам Кеннета Люна, лидера EY по косвенным налогам в Большом Китае.
- Текстиль: Сточные воды, образующиеся при окраске и печати, составляют 6% от общего объема промышленных сточных вод и часто сбрасываются непосредственно в реки и озера без обеззараживания токсичных побочных продуктов. В сочетании с сокращением экспорта текстиля и одежды Закон может вытеснить с рынка компании, которые либо не готовы к более жесткому налогообложению, либо отстают в адаптации своих операционных процедур.
- Добыча полезных ископаемых: Введение экологических налогов может привести к росту цен на специальные металлы, такие как ванадий, вольфрам, сурьма и т. д., что поставит на грань банкротства большое количество китайских горнодобывающих и минеральных предприятий. Хотя быстрорастущая экономика Китая продолжает поглощать огромное количество полезных ископаемых, большинство из них будет получено с помощью более экологически чистых процессов или заменено более экологичными альтернативами.
- Легкая промышленность: Производители бумаги, пластмассы, мебели и других товаров повседневного использования столкнутся с ростом затрат из-за сброса загрязняющих веществ и отсутствия высококачественных переработанных материалов из-за ограничений Китая на импорт отходов и более строгого закона о ресурсах, которые требуют ответственное использование природных ресурсов.
В этих отраслях малые и средние компании также четко определены как объекты налогообложения.
Двигаясь вперед
Поскольку закон вступит в силу только 1 января, еще слишком рано определять, каковы будут его последствия в полной мере, но даже если эти усилия потерпят неудачу, они, скорее всего, приведут только к более рыночным механизмы решения экологических проблем.
Leave a Reply