Система образования в Японии: высшее, школьное и дошкольное
Содержание
- Дошкольное
- Школьное
- Высшее
Образование в Японии специфическое и работает по принципу «качественная учеба — залог и гарантия успешной службы», ведь японец обычно удостаивается только одной попытки занять в обществе достойное место, которое ему дает труд. Система образования в Японии занимается непрерывным «производством» молодых людей, хорошо разбирающихся в технике и математике. Примерно 98 % жителей Страны восходящего солнца учатся или окончили колледжи, около 40 % юношей и 20 % девушек поступают в университеты.
Основная цель японской педагогики — воспитание человека, способного слаженно трудиться в коллективе. Для страны и общества это крайне необходимо. Но в последние годы преподаватели отмечают назревшую потребность в творческих личностях, поэтому японская система образования стала тщательнее присматриваться к маленьким детям, чтобы как можно раньше выявлять среди них учеников, одаренных нестандартными способностями.
Дошкольное
Детский сад в Японии совсем необязательная ступень образовательной системы, потому большинство подготовительных заведений частные. Принимают в них детей с четырех лет, в редких случаях с трех. Есть и ясли для совсем маленьких, но сдать в них ребенка можно лишь при наличии веских причин, да и то не факт, что комиссия, рассмотрев заявление, даст разрешение, потому что пребывание в яслях противоречит устоявшимся в стране принципам домашнего воспитания.
В Японии 22 925 яслей, из них 11 007 — публичные, 11 918 — частные. За двумя миллионами 40 тысячами воспитанников в яслях присматривают 2 миллиона 132 тысячи педагогов. Детских садов в общей сложности 13 950, только 49 из них — государственные, остальные – частные и префектурные.
Система дошкольного образования в Японии направлена на социализацию ребенка. Малыши учатся общаться со сверстниками, адаптируются в коллективе, что помогает быстро привыкнуть к школе. Японские детские садики большое внимание уделяют формированию навыков самостоятельной работы, ребятишек приучают ценить здоровье и крайне бережно относиться к окружающей среде.
Школьное
Система школьного образования в Японии организована государством. 95 % школ муниципальные и финансируются бюджетом, остальные средние учебные заведения частные, а потому платные, обучение в них очень дорогое. Полный курс среднего образования составляет 12 лет, обязательны только начальная и средняя школа. Учебный год длится 11 месяцев — с апреля по март.
В начальную школу принимают детей в 6 лет и выпускают в 12. На этом этапе ученики изучают азы классического набора предметов и первые 1 850 иероглифов — для того чтобы бегло читать, необходимо знать 3 000 знаков японской письменности.
В неполной средней школе дети находятся три года, более глубоко осваивая предметы. Тщательно изучается иностранный язык, а после уроков учащиеся посещают разнообразные творческие кружки, где заняты до вечера.
Для получения полного среднего образования нужно пройти еще и трехлетнюю старшую школу, в которой параллельно изучению предметов молодые люди осваивают профессии и специальности в зависимости от профиля школы:
- академического;
- естественно-научного;
- технического;
- общего;
- художественного.
Хотя старшая школа не обязательна, ее оканчивают не менее 94 % учащихся. В процессе учебы старшеклассники занимаются в вечерних репетиторских школах, которые предлагают дополнительное обучение всем желающим без ограничения возраста. В японской системе образования эти структуры служат подспорьем в усвоении школьной программы и подготовке к экзаменам и помогают устранить пробелы в знаниях, накопленные из-за болезни или по другим причинам.
На отечественные средние специальные учебные заведения похожи колледжи Японии, которые бывают:
- младшими;
- технологическими;
- специальной направленности.
В младшие поступают преимущественно девушки, которых в течение двух лет обучают гуманитарным и естественным наукам, медицине, техническому творчеству. В технологических колледжах по пятилетним программам готовят электронщиков, машиностроителей, строителей. В узкоспециализированных заведениях премудрости профессий осваивают будущие дизайнеры, автомеханики, портные, повара.
Высшее
Заключительный этап системы образования в Японии — высшее образование. Особенность Страны восходящего солнца – университеты полного и ускоренного цикла со сроками обучения в четыре и два года. В технических институтах студенты проводят пять лет.
Всего в Японии 726 вузов, 507 из них — университеты: 96 — национальные, 39 — государственные, 372 — частные.
Чтобы начать учебу в государственном университете, абитуриенту надо сдать два экзамена:
- первый — тестирование Национального центра по приему в университеты;
- второй — вступительное испытание непосредственно в вузе, к которому претенденты допускаются, если показывают удовлетворительные результаты на первой ступени.
Для зачисления в частный университет достаточно одного вступительного экзамена. Некоторые негосударственные высшие учебные заведения включают начальную и среднюю школу в свою структуру. В таком случае ученик, успешно оканчивающий каждый класс, может поступить в вуз без предварительных экзаменов.
Университеты Токио, Осаки, Киото, Тохоку, Нагои, Хоккайдо, Кюсю и Токийский технологический институт входят в тридцатку лучших вузов Азии.
Система высшего образования в Японии предполагает три типа дипломов:
- бакалавра — 4 года;
- магистра — еще 2 года;
- доктора — три.
Такой подход распространяется как на государственные, так и на частные образовательные учреждения.
Система образования в Японии | Занимательные факты:
Система специального образования Японии
История специального образования в Японии
В Японии образовательная система как система существует с 1872 года. Для того чтобы эта система была эффективной, деятели образования того времени проходили обучение в Европе и Америке. Стало ясно, что необходимо создавать образовательную систему, ориентированную не только на здоровых детей, но и на детей с особыми нуждами. В 1878 году появилась первая специальная школа для детей-инвалидов. Она была специализирована для детей с нарушениями зрения и слуха. В 1940 году появилась школа для детей с умственной отсталостью. Позднее в обычных школах стали появляться специальные классы для детей-инвалидов. В настоящее время по всей стране во многих начальных и средних школах существуют специальные классы для детей с особыми нуждами.
После окончания Второй мировой войны в 1945 году японская система образования сильно изменилась. Согласно новой Конституции за всеми детьми было признано право «получать образование в соответствии с возможностями», и Основной закон об образовании гарантировал это право. Продолжительность обязательного образования в Японии составляет 9 лет (6 лет начальной школы, 3 года средней школы), не изменилась она и сейчас. Дети начинают обучение в школе с 6 лет.
В отношении специального образования: с 1993 года в общих школах вдобавок к специальным классам была введена система факультативного обучения в общем потоке. Например, один раз в неделю ребенок посещает специальный кабинет, где проходит специализированное обучение. В настоящее время услугами этой системы пользуются дети с речевыми нарушениями, нарушениями слуха, трудностями в обучении, гипердинамией, аутизмом и т.п.
В Законе о школьном образовании определены начальные школы, средние школы, высшие школы, а также специальные школы, школы для слепых и глухонемых. В специальных школах обучаются дети с умственной отсталостью, нарушениями двигательной сферы или с физической ослабленностью. Школы для слепых и глухонемых детей вошли в систему обязательного образования в 1948 году, в 1979 году специальные школы в Японии стали обязательными. Благодаря этому сейчас в Японии все дети, независимо от степени тяжести нарушения, получают образование в школе. Дети, которые не могут посещать школу вследствие своего дефекта, обучаются на дому. Традиционно образование детей-инвалидов в Японии называлось «специальным образованием»), однако с 2007 года стал употребляться термин «специализированное образование. Все специальные школы, школы для слепых и глухонемых детей стали называться школами для детей со специализированными нуждами. Дети с тяжёлыми нарушениями обучаются в школах для детей со специализированными нуждами, а дети со сравнительно легкими нарушениями учатся в специализированных классах общих начальных и средних школ.
Следует отметить, что благодаря этим изменениям охват детей, нуждающихся в специализированной помощи, расширился. Раньше дети с отклонениями в развитии (без наличия умственной отсталости) обучались в общих классах школы и были лишены специализированной поддержки. Но в 2001 году специальная комиссия указала на необходимость оказания специализированной педагогической поддержки и с 2007 года дети с отклонениями в развитии (без наличия умственной отсталости) также стали объектом специализированной поддержки.
В 2002 году было проведено общенациональное исследование. Анализ результатов показал, чтоб в общих классах начальных и средних школ около 6,3% учеников имеют отклонения в развитии без наличия умственной отсталости.
В Японии термин «отклонение в развитии» толкуется неоднозначно. Его традиционное определение и определение, используемое административными органами, не являются одинаковыми. Традиционно этот термин был обнародован в Америке в 1970-е годы. Он был закреплен законодательно и охватывал умственную отсталость, психические расстройства и явную отсталость в период раннего развития.
Закон о поддержке детей с отклонениями в развитии, параграф 1, пункт 2. Согласно этому закону термин «отклонение в развитии» определяется как аутизм, синдром Аспергера и другие распространяющиеся отклонения в развитии, трудности в обучении, гипердинамия и другие подобные нарушения, связанные с функцией головного мозга, обычно проявляющиеся в раннем возрасте.
Сейчас японские детские сады делятся на два вида — существуют садики для работающих мам и детские центры для домохозяек. В зависимости от своего статуса женщина может выбрать место, куда она отдаст ребенка.
По японским традициям замужняя женщина, родившая ребенка, становится домохозяйкой. Она прекращает работать и посвящает себя детям, мужу и быту. Но за последние пять лет появилась прослойка женщин, которые хотят работать и быть материально независимыми. Как раз для них и существуют детские сады полного дня: они открываются ранним утром и работают до самого вечера. Они могут быть как частными, так и государственными.
По японским законам, в этих детских садах действует гибкая система ценообразования: например, неполная семья или же семья со скромным доходом будет платить в разы меньше, чем более обеспеченные родители. И разница будет существенной: полная стоимость детского сада достигает 600 долларов, а льготная цена может составить 200–100 долларов.
Детей делят на три группы — младшую, среднюю и подготовительную. Им обычно дают названия цветов — ландыши, подсолнухи и так далее. Деление происходит по возрасту. Учебный год начинается в апреле, поэтому дети, рожденные с 1 апреля по 31 марта следующего года, считаются одногодками и идут в одну группу или в один класс. Работающая мама может отдать в детский садик ребенка уже с двух месяцев. По закону, на двух грудничков приходится один взрослый. Так что родитель, оставляя своего ребенка, может быть уверен в том, что его убаюкают и он будет под присмотром.
Такой детский сад подразумевает собой просто присмотр, образовательная программа тут не слишком сильна. Да и игрушек всегда минимум: кубики, оригами, настольные игры — и это все. Воспитатели делают акцент на общение между детьми, считая, что они сами должны придумывать игры и развлекать себя.
Сады для неработающих мам принимают детей только с трех лет. У японцев считается престижным посещать такой детский сад. Там существует своя форма и атрибутика. Чаще всего он работает неполный день, так что уже в 14:00 детей развозят по домам. Здесь действует фиксированная цена, которая не зависит от доходов семьи. И чтобы сюда поступить, родители платят членский взнос. В среднем цена составляет 300–400 долларов в месяц, включая питание.
Здесь с детьми занимаются разные педагоги, делается акцент на развивающие занятия. Родители тоже принимают активное участие в жизни детского сада, их обычно подключают к организации праздников. Мамы круглый год вовлечены во все мероприятия.
Воспитатели и учителя начальной школы — это друзья детей. Ребенок может залезть к своей воспитательнице на плечи, повиснуть на ноге. Как он общается со своими сверстниками, так он общается и с воспитателями. Если посмотришь на эту картину со стороны, то подумаешь, что этих детей даже не пытались воспитывать. Русских, живущих в Японии, такой подход возмущает, поскольку ребенок может пнуть взрослого человека, ударить его по макушке, а ответной реакции на его действия не последует. Просто у японцев это не считается агрессией. Воспитатели объясняют, что такой подход помогает ребенку легче адаптироваться в детском саду и привыкнуть к новым для него людям.
Однако фривольное поведение детям прощается до определенного момента. Жесткость в воспитании появляется за три месяца перед выпуском в школу. С декабря японские воспитатели резко становятся строгими. Они считают, что ребенка нужно морально подготовить к тому, что он будет первоклассником, который должен реагировать на замечания и выполнять просьбы учителей. Родители отмечают, что в этот период дети перестают любить детские сады. Так оно и есть. А когда родители интересуются, что же случилось, то воспитатели говорят, что это необходимость и традиция.
За три месяца до окончания детского сада воспитателям удается сделать из ребят приличных и дисциплинированных детей. Но когда ребенок идет в первый класс, он возвращается к тому, что было в детском саду: в первые месяцы все строится на играх и общении. Так что не всегда понятно, зачем они приучают к этой дисциплине в садике, если все возвращается на круги своя в школе. В России процесс воспитания происходит плавно, и ребенок сразу понимает, что от него требуется.
О педагогике
В японских детских садах нет образовательной методики. Есть годовой план мероприятий, вокруг которых вертится жизнь детского сада. Если в российских детских садах, помимо воспитателя, есть учителя музыки, ИЗО, физкультуры, то в Японии все занятия преподаёт один человек. Это, конечно, плохо, поскольку он не может быть специалистом во всем.
У воспитателей нет серьёзного педагогического образования. Любая женщина, имеющая высшее образование, идёт на курсы, на которых преподаётся оказание первой помощи, музыка и ещё несколько предметов. В течение полугода она оканчивает эти курсы и получает удостоверение, с которым может работать воспитателем. Получается, ещё год назад она работала бухгалтером, а через полгода уже может оказаться в детском саду. Хотя такой подготовки специалистов, как в России, здесь нет, но японки действительно искренне любят детей. Иногда видишь, как воспитатель общается с ребенком, и умиляешься: казалось бы, они целый день провели вместе, а она у него все что-то спрашивает и отпускать не хочет. Может, японцы и не воспитатели по образованию, но воспитатели по душе точно. Азиаты вообще боготворят детей и относятся к ним не как к порослям, а как к своему будущему. Нет ни криков, ни порицания. А если ребенку и делают замечание, то оно настолько завуалированно, что тот сам никогда не поймет, что речь идет о нем.
Еще родители до последнего момента не знают, кто будет воспитателем у ребенка. Там нет возможности выбрать самим. Причём воспитателей меняют каждый год. Они говорят, что дети должны привыкать к разным людям и новым требованиям. Но дети переживают эти перемены тяжело.
В детском саду нет цели подготовить ребенка к школе, повысить уровень его знаний и развить навыки. Зато воспитатель может подойти к родителям и сказать: «Ваш ребенок не умеет пользоваться палочками». И они не попытаются его обучить, но озадачат тебя этим вопросом. Японский детский сад — это общение. Больше он не подразумевает никаких занятий. Поэтому родители должны быть готовы сами взяться за обучение ребенка.
О школе
В школе учителя редко повышают голос, но у них получается совершенно ненавязчиво сохранять дисциплину. Вместо крика они используют картинки, которые объясняют детям правила поведения. Но они не пишут: «Ты должен!». Вместо этого они, например, рисуют какого-то воробушка, который то открывает клюв, то закрывает. А смыл такой: когда начинается перемена, мы разговариваем, а во время урока мы клювики закрываем. Вроде бы обычная картинка, но на детей она действуют лучше, чем любые угрозы и крик. И получается, что сами дети любят и соблюдают дисциплину.
Русские мамы жалуются на то, что японское образование поверхностное. Действительно учителя не дают исчерпывающей информации по каждой теме. Их система обучения напоминает лекционные занятия в университете: есть тезисы, есть лекция, а дальше ты изучаешь предмет самостоятельно. Так и в японских школах: они считают, что дают необходимый минимум, а дальше можно взять книги и углубиться в интересную для тебя тему. Когда я, например, училась в русской школе, то мечтала о таком образовании, которое существует в Японии. Если японца что-то зацепило, то он это увлечение пронесет через всю жизнь. Даже хобби они доводят практически до уровня профессионализма. И образование рассчитано именно на таких людей.
2. Текущее состояние и проблемы образования в Японии
1. Достижения и проблемы Первого базового плана
В Первом базовом плане развития образования (решение Кабинета министров от 1 июля 2008 г.) 2008-2017 финансовые годы был разделен на два этапа: один до завершения обязательного образования и один после него, как описано ниже. При реализации Второго Основного плана следует полностью учитывать результаты проверки мер, описанных в Первом Основном плане.
Образовательная концепция, которой необходимо следовать в течение следующих 10 лет
Воспитывать у всех детей основы независимости в обществе к моменту завершения ими обязательного образования
- Улучшать качество государственного образования и укреплять доверие к нему людей
- Воспитывать детей при поддержке всего общества
Развивать человеческие ресурсы, способные поддерживать и развивать наше общество и руководить международным сообществом
- Для обеспечения качества образования в гимназиях и университетах
- Развитие человеческих ресурсов, способных внести свой вклад в интеллектуальное население
- Для этого необходимо формировать образовательные и исследовательские центры мирового уровня, а также способствовать интернационализации университетов.
(1) Статус и вопросы этапов до завершения обязательного образования
Дошкольное образование
Дошкольное образование имеет значение для развития личности на протяжении всей жизни и служит основой обучения для обязательного образования. Учитывая это, был предпринят ряд действий для обеспечения равных возможностей и повышения качества дошкольного образования. Некоторые из этих действий включают создание дополнительных центров дошкольного образования и ухода, которые обеспечивают всестороннее образование и уход за детьми младшего возраста, внедрение нового курса обучения для детских садов, оценку детских садов, поощрение обмена учащимися между детскими садами и начальные школы и обеспечение ухода за детьми (например, дневной уход).
В результате данных мероприятий количество Центров дошкольного воспитания и воспитания увеличилось до 1099 на 1 апреля 2013 г. (с 229 на 1 апреля 2008 г.). Это увеличение достигло уровня стандарта, но все еще недостаточно для удовлетворения потребности.
С другой стороны, бремя расходов на образование для домохозяйств остается высоким. Это бремя считается одной из причин низкой рождаемости в стране.
В таких условиях необходимо повышать качество дошкольного образования, например, путем поддержки обучения на дому; дальнейшее улучшение систематического обеспечения дошкольного образования и ухода за детьми; и действия по снижению бремени расходов на образование, такие как усилия по обеспечению бесплатного дошкольного образования.
Обязательное образование (начальная и неполная средняя школа)
Целями обязательного образования являются повышение индивидуальных способностей учащихся и создание основы для их социальной независимости и базовых способностей граждан страны. Чтобы обеспечить высококачественное образование для всех, национальное правительство несет ответственность за обеспечение основы обязательного образования, например, предлагая равные возможности, гарантируя минимальные стандарты и предоставляя бесплатное образование.
В радикально меняющемся обществе, сталкивающемся с глобализацией, снижением рождаемости и старением населения, обязательное образование как основа развития человеческих ресурсов необходимо для формирования более надежной системы поддержки обучения, чем это было ранее. Этого можно достичь, избегая воспроизводства и закостенения неравенства, сохраняя при этом академические способности учащихся на высшем глобальном уровне и развивая их отношение к нормативному сознанию, истории и культуре.
В 2008 году национальный курс обучения, который определяет стандарты учебной программы для начальной и средней школы, был пересмотрен, чтобы включить лучший баланс твердых академических способностей, богатства человечности и здорового тела. Пересмотр увеличил указанное количество аудиторных часов и поощрил улучшение содержания учебной программы с целью помочь учащимся развить больше интереса к жизни, чтобы соответствовать требованиям резко меняющегося общества. В частности, описание прочных академических способностей ясно выражает цель развития основы для обучения на протяжении всей жизни посредством трех элементов: «фундаментальные знания и навыки», «способность использовать знания и навыки и думать, судить и выражать идеи самостоятельно», и «мотивация к обучению».
Что касается фактического состояния академических способностей учащихся, результаты Национальной оценки академических способностей и различных международных оценок показывают положительные результаты, хотя некоторые конкретные пункты указывают на проблемы. Из результатов также становится ясно, что существуют проблемы, связанные со способностями учащихся к мышлению, суждениям, выразительности и т. д., особенно в тесте описательного формата. Например, результаты Программы международной оценки учащихся (PISA) ОЭСР показывают улучшение по сравнению с прошлыми результатами. Япония занимает первое место в мире. Тем не менее, его доля оценок низкого уровня выше, чем в других странах с высоким уровнем, и есть некоторые недостатки в способности учащихся понимать взаимосвязь между полученной информацией и соотносить полученную информацию со своими предыдущими знаниями и опытом. Кроме того, время, которое японские школьники тратят на домашнее задание вне школы, меньше, чем в среднем по миру. Однако, согласно Национальной оценке академических способностей, число учащихся, которые сообщают, что они «делают домашнюю работу дома», несколько увеличивается среди учащихся начальных классов и увеличивается среди учащихся младших классов средней школы. Что касается мотивации к учебе, то у некоторых учащихся она улучшилась, но интерес учащихся начальной школы к арифметике и интерес учащихся младших классов средней школы к математике и естественным наукам ниже, чем в среднем по миру.
Таким образом, что касается элемента твердых академических способностей в новом курсе обучения, мы должны признать, что остается еще много проблем, требующих решения.
Новый курс обучения был полностью реализован в начальных школах в 2011 финансовом году и в неполных средних школах в 2012 финансовом году. Для достижения своих целей образовательная деятельность должна быть дополнена более подробной поддержкой, такой как улучшение образовательной среды в каждой школе и дальнейшее развитие учебных программ на основе результатов Национальной оценки академических способностей.
Что касается нравственного воспитания, то остаются некоторые проблемы в развитии нормативного сознания и социальности из-за атмосферы крайнего индивидуализма, ослабления социальных связей, уменьшения обмена и опыта с людьми разных культур и ценностей. Нравственное воспитание необходимо улучшать на каждом этапе школьного обучения.
По сравнению со своими сверстниками примерно в 1985 году сегодняшние дети физически слабее. Детское население, как правило, поляризовано, с большим разрывом между теми, кто занимается спортом, и теми, кто этого не делает. Необходимо принимать во внимание серьезность и спектр текущих проблем со здоровьем.
Чтобы решить проблемы, описанные выше, и внедрить подробное и высококачественное образование, Япония стремилась уменьшить размеры классов за счет увеличения штатов учителей и другого персонала. Другие необходимые действия включают обзор прошлых усилий по сокращению размера классов и обучению в малых группах, а также по совершенствованию систем подготовки учителей.
Некоторые вопросы отражают социальные проблемы, а также образовательные. В обществе, где образование дома или в общине затруднено, необходимо поддерживать обучение детей путем восстановления общин, а также совершенствования школьного образования.
Причины некоторых проблем в образовании связаны с домашней обстановкой или условиями жизни детей, такими как финансовое положение их родителей. Чтобы решить эти проблемы, правительство и школы должны работать с администрацией социального обеспечения.
Школьным учителям сложно самостоятельно решать все проблемы и вопросы обязательного образования. Наши меры (например, взаимодействие с бизнес-лидерами за пределами школ, создание системы школьных советов по управлению, создание регионального штаба поддержки школ и сотрудничество с соответствующими организациями) осуществлялись последовательно; однако они еще не распространены по всей стране. Ожидается, что с формированием эффективной и действенной сети за счет использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и других ресурсов, а также с увеличением обязанностей, возложенных на школы, школы превратятся в центры среды обучения сообщества, где различные люди собираются, сотрудничают. , и создать.
(2)Статус и проблемы после поступления в гимназию
Гимназия
В гимназии, в отличие от обязательного образования, учащиеся могут решать, какую школу им посещать, в зависимости от их мотивации и способностей . Различные типы старших классов средней школы существуют для удовлетворения целей и потребностей учащихся. Текущий уровень охвата гимназией достиг 98%, и поэтому необходима поддержка гимназий как общедоступных для населения учебных заведений. Для этого необходимо на соответствующую сумму сократить расходы на образование, поскольку почти все выпускники младших классов средней школы будут продолжать обучение в гимназиях. Кроме того, для различных типов старших классов средней школы требуется обеспечение качества.
С 2012 финансового года введены бесплатные государственные гимназии и фонды поддержки обучения для частных гимназий. Эта поддержка в сочетании с уменьшением или отменой платы за обучение и регистрационных сборов правительствами префектур облегчили бремя расходов на образование для семейного бюджета. В результате затянувшейся депрессии увеличилось число претендентов на получение средств на оплату обучения в старших классах средней школы. Необходимо рассмотреть дальнейшую поддержку учащихся с низкими доходами и сокращение разрыва в оплате обучения между государственными и частными старшими средними школами.
Существует несколько типов обучения в старших классах средней школы, например, кредитная система и интегрированные курсы, и учащиеся могут выбрать профиль в зависимости от своих потребностей в обучении. Текущие проблемы включают уменьшение количества времени, которое студенты тратят на обучение, и падение студенческой мотивации. Среднее количество времени, которое учащиеся старших классов средней школы в Японии тратят на учебу, сокращается в течение последних 15 лет. Нам необходимо создать систему, которая будет гарантировать качество гимназического образования. Пересмотр Курса обучения 2008 года проводится ежегодно с 2013 финансового года. Хотя наличие различных типов старших классов средней школы похвально, на данном этапе крайне важно улучшить результаты государственных расходов на образование и гарантировать качество полного среднего образования во всех типах школ. Это будет включать в себя создание более гладких путей поступления в университеты, как указано в Курсе обучения.
Высшее образование
Из-за изменений в социальных и экономических структурах, вызванных переходом Японии к сложному, зрелому обществу, роли, требуемые от высших учебных заведений, стали еще более диверсифицированными. Например, в настоящее время ожидается, что школы станут мировыми образовательными и исследовательскими центрами, основные навыки, которые им потребуются в мировых образовательных и исследовательских центрах, будут способствовать развитию разносторонних профессионалов и способствовать возрождению местного сообщества. При такой диверсификации ролей уровень зачисления в высшие учебные заведения растет во всем мире. Показатель в Японии (включая колледжи профессионального обучения) составляет примерно 80%, что соответствует среднему показателю по странам ОЭСР, что связано с высокой мотивацией Японии к получению высшего образования. С другой стороны, уровень зачисления в университеты в Японии составляет 51%, в то время как средний показатель по странам ОЭСР составляет 62%. (*1)
Ожидается, что в будущем во всем мире возрастет спрос на выпускников высших учебных заведений, обладающих сложными знаниями и навыками. Перед лицом радикальных изменений, таких как глобализация, быстрое снижение рождаемости и старение населения, нам нужны полезные и способные человеческие ресурсы с фундаментальными знаниями и навыками, которые могут направлять Японию в поисках новых возможностей. Например, основные и специализированные человеческие ресурсы необходимы для будущих перспективных рынков. Для этого необходимо поддерживать практическое профессиональное образование, учитывающее потребности промышленности.
В связи с быстро снижающейся рождаемостью, старением населения, неактивностью местных сообществ и отсутствием границ в результате глобализации высшие учебные заведения нуждаются в быстрой и радикальной реформе.
Нам необходимо обеспечить национальную фундаментальную политику деятельности университетов, включая будущее видение Японии и желаемые человеческие ресурсы. При этом мы должны обращать внимание как на международные, так и на внутренние тенденции. Три точки зрения, а именно «улучшение управления университетами», «улучшение качества образования» и «равные возможности для получения образования», должны быть приняты во внимание при разработке политики автономного, разнообразного развития университетов.
В качестве вклада в усилия по повышению качества образования были реализованы различные виды образовательных программ в соответствии с миссией и функциями каждого университета. Правительство поддерживает создание образовательных и исследовательских центров и поощряет создание сетей между университетами и институтами.
В то время как университеты и другие высшие учебные заведения должны создавать и предоставлять инновационные знания и ценности, а также активно вести за собой общество, они не могут полностью соответствовать ожиданиям отраслей или им может потребоваться более быстрое создание инноваций. Также отмечается, что среднее время обучения японских студентов университетов, составляющее 4,6 часа в день, очень мало по сравнению с другими странами. Другие проблемы, выявленные по результатам опроса, включают сокращение числа студентов, обучающихся за границей, низкий уровень зачисления людей, имеющих работу, и низкий коэффициент приема иностранных студентов по сравнению с другими странами.
Путь от гимназии до университета качественно изменился; она усложнилась и диверсифицировалась в связи со следующими изменениями: высокими показателями зачисления при дерегулировании университетских и студенческих квот, различными системами и фактическими ситуациями в старших классах средней школы, а также различными типами вступительных экзаменов в университеты и политикой приема. В результате среднее время, которое тратят на учебу старшеклассники со средней успеваемостью, сократилось вдвое, а количество вузов, предлагающих коррекционное образование, увеличилось.
В ответ на эти проблемы и вопросы качество образования должно измениться, чтобы способствовать активному обучению студентов при соблюдении автономии университетов и других высших учебных заведений. Более того, все органы, связанные с высшим образованием (включая университеты), должны осознавать ожидания различных заинтересованных сторон и свою ответственность за удовлетворение этих ожиданий. Для этого необходимо создать более плавный переход из гимназии в высшие учебные заведения, обеспечив, чтобы все уровни образования (начальное, среднее и высшее) работали на общую базу общих способностей, специальных знаний и необходимых практических навыков. в новом обществе, основанном на знаниях. Кроме того, необходимо увеличить набор различных групп, таких как взрослые и иностранные студенты, и удовлетворить потребности заинтересованных сторон (особенно студентов).
Даже для профессионально-технических колледжей, предоставляющих практическое профессиональное образование, необходимо обеспечение качества образования с учетом гибкости характеристик колледжей.
Прогресс можно увидеть в управлении университетами, например, в профилировании университетов по их миссии или укреплении взаимосвязей между университетами. Однако сообщалось о проблемах, связанных с организационным управлением и предоставлением информации (например, система поддержки президентского руководства, советы преподавателей и предоставление исследовательской, образовательной и финансовой информации). Нам необходимо работать над повышением качества университетов и эффективным управлением университетами, одновременно подтверждая сильные стороны и характеристики каждого университета.
С тех пор, как в 2004 году были зарегистрированы национальные университеты, были отмечены достижения в области образования, исследований и вклада в жизнь общества (например, улучшение обслуживания студентов), а также в управлении и управлении университетами. Правительство должно продвигать реформы, укрепляющие потенциал национальных университетов (например, классифицировать университеты по миссии или местонахождению, а также поощрять сотрудничество и реорганизацию между факультетами и университетами), а также определять направление этих реформ.
В префектурных/муниципальных университетах президент, председатель правления и учредители должны установить организационное управление и улучшить управление университетом, осуществляя свое лидерство в исследовательской и образовательной деятельности, которая отвечает потребностям студентов, местных сообществ и общества на основе их индивидуальных особенностей. миссия университета.
Частным университетам рекомендуется создавать системы обеспечения качества для предоставления высококачественного образования, которое удовлетворяет заинтересованные стороны, укреплять баланс распределения средств и демонстрировать свои различные сильные стороны и повышение качества. В частности, заинтересованные стороны требуют тщательного раскрытия информации об университете и проверки того, что цикл обзора и улучшения (планирование-выполнение-проверка-действие; PDCA) работает эффективно и результативно. Университеты также должны стремиться улучшить управление своим университетом, например, путем создания организационного управления для принятия соответствующих решений под руководством президента или председателя правления.
В целях предоставления равных образовательных возможностей университеты и программы стипендий предлагают дополнительные скидки или отказы от платы за обучение и вступительные взносы. Однако бремя расходов на образование на семейный бюджет по-прежнему тяжелее, чем в других странах. В частности, недавно увеличившийся разрыв в доходах может создать еще один пробел в возможностях зачисления. Чтобы этого избежать, необходимо снизить бремя расходов на обучение учащихся из малообеспеченных семей.
Необходимо повысить международную конкурентоспособность за счет интернационализации университетов и других высших учебных заведений, создания научно-исследовательских и образовательных центров мирового уровня, развития человеческих ресурсов в растущих отраслях и т. д.
*1 высшее образование типа А в 2010 г., согласно данным ОЭСР «Образование с первого взгляда» за 2012 г., включает иностранных студентов. Средний показатель по Японии без учета этих студентов составил 56%.
Третичный тип Образование состоит в основном из программ, основанных на теории, разработанных для обеспечения достаточной квалификации для поступления на передовые исследовательские программы и профессии с высокими требованиями к квалификации, такие как медицина, стоматология или архитектура. Продолжительность не менее 3-х лет полной занятости.
Высшее образование типа B обычно состоит из более коротких программ по сравнению с программами типа A. Они сосредоточены на практических, технических** или профессиональных навыках для прямого выхода на рынок труда, хотя могут охватывать некоторые теоретические основы в этой области.
В Японии университеты относятся к типу A, а младшие колледжи, технологические колледжи и колледжи профессионального обучения — к типу B. В Соединенных Штатах высшие учебные заведения не относятся к этим двум типам для расчета количества учащихся. Таким образом, показатель зачисления в высшие учебные заведения типа А в США (74% в 2010 г.) в основном включает двухгодичные местные колледжи.
(3)Состояние и проблемы обучения на протяжении всей жизни
Частично из-за процесса глобализации японское общество становится все более диверсифицированным. В этом разнообразном обществе развитие индивидуальных потенциальных способностей должно осуществляться в течение всей жизни. Например, работающие люди, вышедшие из школьного образования, могут дальше развивать свои навыки за счет переобучения или освежения знаний. Молодые безработные, работающие неполный рабочий день или социально замкнутые отшельники нуждаются в совершенствовании своих способностей и навыков для достижения социальной и профессиональной независимости.
В этой ситуации университеты и специализированные учебные заведения способствовали принятию этих людей в рабочий мир и создали систему учебных кредитов. Несмотря на эти действия, уровень повторного зачисления в университеты и колледжи остается низким. Уровень текучести кадров в течение 3 лет после выпуска составляет примерно 30% для выпускников университетов и колледжей и 40% для выпускников средней школы. Это свидетельствует об определенной проблеме перехода от образования к занятости. Нам необходимо создать систему, в которой выпускники используют знания и навыки, полученные в обществе. Это потребует построения взаимных отношений между школами и рабочими местами.
Что касается возможностей обучения, то как национальные, так и местные органы власти широко реализуют образовательные программы. Различные образовательные услуги также предоставляются частным сектором. Тем не менее, помимо количества доступных возможностей, нам необходимо сосредоточиться на качестве возможностей обучения.
В будущем, чтобы реализовать общество обучения на протяжении всей жизни, нам необходимо поощрять прием студентов в качестве рабочей силы университетами и колледжами. Нам необходимо определить конкретные вопросы, связанные с этим вопросом, и целенаправленно реализовать планы. Вопросы, которые необходимо рассмотреть, включают гарантию и улучшение образовательных услуг, оценку и использование результатов образования, реагирование на современные социальные проблемы, предоставление возможностей обучения тем, кто находится в трудной жизненной ситуации, и поощрение местной деятельности посредством образования.
С другой стороны, эти вопросы должны решаться каждым местным сообществом, а также рынками и общенациональными стандартами, потому что диверсификация общества делает проблемы местного сообщества более разнообразными и сложными. Социальное образование в своем первоначальном смысле играет центральную роль в развитии людей, способных решать проблемы в различных местных сообществах. Однако многие органы местного самоуправления не могут взять на себя эту главную роль из-за изменения качества местных сообществ. Они также не могут хорошо согласовываться с практикой социального образования со стороны органов власти, кроме секторов социального образования, НКО, университетов, частных компаний и других.
Учитывая стремительное старение общества и снижение рождаемости, люди, достигшие пенсионного возраста и живущие второй стадией жизни, могут помочь построить активное и устойчивое общество, поделившись своим богатым опытом, знаниями и навыками.
Родители несут основную ответственность за образование своих детей. Домашнее образование важно как основа для развития интереса к жизни, и по этой причине для его поддержки используются различные местные человеческие ресурсы. При смене дома и местных условий многие семьи испытывают чувство беспокойства и одиночества по поводу воспитания своих детей. Им может быть трудно обеспечить образование дома из-за проблем, связанных с развитием у детей общительности, самостоятельности и основных привычек образа жизни. Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT) провело заседание комитета для рассмотрения продвижения домашнего образования и представило отчет в марте 2012 года. Согласно отчету, домашнее образование можно поддерживать путем установления прочных связей между семьи, их местные общины и общество. Семьи могут получить дальнейшую поддержку за счет координации и сотрудничества в области образования с отделами социального обеспечения.
2. Общий обзор Первого базового плана и направления на будущее
Общий обзор Первого базового плана
Исходя из вышеупомянутых ситуаций, выполнение «Образовательного видения на следующие 10 лет» в рамках Первого базового плана в ходе выполнения. Возникли новые проблемы, такие как разрыв в образовании, сотрудничество с сообществами, использование ИКТ и потребность в инновационном творчестве. Поскольку цель должна быть достигнута к 2017 году, видение и Второй базовый план должны реализовываться параллельно. Однако, учитывая важный поворотный момент в стране, отмеченный социальными изменениями, о которых говорилось выше, и последствиями Великого восточно-японского землетрясения, приоритет должен быть отдан Второму базовому плану. Основываясь на обзоре прошлой политики в области образования, необходимо добавить во Второй базовый план больше планов реконструкции, ориентированных на будущее.
Прошлые образовательные реформы
В большинстве прошлых планов образовательной реформы, как показано в серии из четырех частей «Отчеты Национального совета по реформе образования» (*2), конец пытается догнать и превзойти Европу и США и созревание экономики считались характеристиками японского общества 21 века. Совсем недавно, в ситуации, когда многие развитые страны внедрили стратегические планы образования (например, среднесрочные и долгосрочные планы с целями достижения), Первый базовый план был также создан как первый общий план образования для Японии.
Благодаря этим различным усилиям по реформированию условия образования улучшились; однако некоторые вопросы остаются нерешенными. Сообщается, что тенденция к сокращению времени обучения вне школы достигла дна и превратилась в тенденцию к росту на этапе обязательного образования, но к тенденции к снижению в старших классах среднего образования. В некоторых отчетах указывается, что японские студенты высших учебных заведений тратят недостаточно времени на учебу. Это лишь одна из многих нерешенных проблем, на которые неоднократно указывалось и которые становятся все более открытыми и сложными. Мы также не в состоянии обеспечить адекватные меры противодействия всем этим проблемам отчасти из-за резких изменений, происходящих в обществе.
*2 Идеи, изложенные в Докладах Национального совета по реформе образования, следующие: принцип уважения к личности; акцент на основах и основах; развитие творческих способностей, мышления и выразительных способностей учащихся; расширение доступных возможностей; гуманная образовательная среда; переход на систему непрерывного образования; контрмеры против глобализации; и информационное общество.
Основные причины нерешенных вопросов
Причины нерешенных вопросов перечислены ниже:
- В период высокого экономического роста наше общество подчеркивало единообразие и общность ценностей и человеческих ресурсов. В результате такого акцента развитие различных индивидуальных способностей не рассматривалось.
- Идея непрерывного образования еще не принята обществом. Усилия по расширению сотрудничества в сфере образования в масштабах всего общества и созданию более гладких путей и связей между школами или между школьным образованием и общественной жизнью не увенчались успехом. Существует тенденция впадать в поляризованные точки зрения.
- Цикл PDCA не был должным образом реализован администрацией образования, школами и учащимися в процессе реформ. Выполнение цикла ниже не помогло решить проблемы.
— Планирование конкретных целей в ответ на такие вопросы, как «Какую цель мы должны достичь?» или «Какие способности нужно развивать?»;
— проверка результатов и исходов на основе объективных данных;
— Исправление проблем и улучшение передовой практики для следующего плана.
Японская система образования | Образование в Японии
Японская система образования из-за американской оккупации после Второй мировой войны находилась под сильным влиянием американской системы образования. В 1947 году в Японии был принят Основной закон об образовании, который изменил систему образования на структуру 6+3+3+4. Текущая система включает шесть лет начальной школы, три года неполной средней школы, три года старшей средней школы и, наконец, четыре года высшего образования. Последний шаг не является обязательным и создан для тех, кто находится в академическом потоке.
Стоит отметить, что японская система образования известна своими впечатляющими результатами в прохождении международных бенчмаркинговых тестов. Среди наиболее заметных — Программа ОЭСР по международной оценке учащихся (PISA). Именно поэтому почти 97% младших школьников легко переходят в старшие классы, которые оканчивают практически всех, что определяет высокий уровень образования в Японии. Напротив, в США около 88% учащихся младших классов переходят в среднюю школу, и только 70% из них заканчивают ее.
В высших учебных заведениях обучается около 3 миллионов студентов. Стоит отметить, что в Японии насчитывается более 1200 университетов и младших колледжей, а это означает, что японские студенты, желающие получить высшее образование, имеют все возможности для достижения успеха. Тем не менее, большое количество университетов и младших колледжей также делает высшее образование в Японии одним из самых слабых звеньев всей образовательной системы. Единственная цель, которую преследуют желающие получить высшее образование – поступить в самую престижную школу. После поступления студенты легко проходят первые три года обучения по программе бакалавриата и, как правило, используют последний год для поиска работы.
Вот почему планы реформ были представлены в 1998 году Советом университета, консультативным органом Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT). Основной план реформы включал ограничение количества кредитов для студентов и более строгую политику выставления оценок. Однако отчет не был нацелен на такие вопросы, как демография и высшее образование, с которыми сегодня сталкивается Япония. Отчет по демографическим вопросам был представлен в 2007 году.
Дошкольное образование
В Японии дошкольные учреждения не являются обязательными. Образование обеспечивают детские сады и детские сады, в которых принимают детей в возрасте от 1 года до 5 лет. Дошкольное образование в основном направлено на то, чтобы ребенок сдал вступительный экзамен в какую-нибудь частную начальную школу. Учебный год начинается в апреле. Есть два периода каникул: летние каникулы в августе и зимние каникулы с конца декабря до начала января. Учебный год заканчивается в марте. Стоит отметить, что учебный год одинаков для всех, начиная с начальной школы и заканчивая высшим образованием.
Начальное образование (Сёгакко)
Средняя школа в Японии является обязательной. Он включает в себя 6 лет обучения и предназначен для учащихся в возрасте от 6 до 12 лет. Учебный план начальной школы включает в себя как обычные предметы, так и некоторые внеклассные мероприятия (фестивали, конкурсы, экскурсии с классом и т. д.). Кроме того, в начальной школе проводится нравственное воспитание, а это означает, что учащихся учат важности личных ценностей. Специальных группировок учащихся в соответствии с их способностями не существует. Кроме того, ученики не могут прогуливать уроки.
Учителя начальных школ должны иметь степень бакалавра начального образования или диплом младшего колледжа. Все-таки второй вариант считается аттестатом второго класса. Вот почему большинство учителей начальной школы имеют четырехгодичное университетское образование.
Среднее образование (Чугакко)
С 12 лет дети переходят в средние школы. Следующие 3 года после начального образования становятся все более академическими. Это объясняется тем, что почти 96% учащихся, прошедших среднюю школу, хотят продолжить свое образование. Вот почему основным направлением средней школы является подготовка к вступительным экзаменам в среднюю школу.
В Японии около 95% школ финансируются государством, а около 5,7% учащихся посещают частные школы. В среднем в классе около 40 учеников. По сравнению с учебным планом начальной школы, средняя школа включает комплексное обучение с целью стимулирования индивидуальности и воображения учащихся.
Более 80% учителей средних школ имеют высшее образование. Как правило, все они закончили основные курсы по предметам, которые преподают.
Среднее образование (Котогакко)
Средняя школа в Японии не является обязательной и, более того, не бесплатной. Тем не менее, около 94% студентов продолжают свое образование, поступив в частные или государственные учебные заведения.
Средние школы в Японии принимают учащихся, достигших 15 лет, и заканчивают обучение, когда им исполняется 18 лет. После 9 класса, студенты в Японии делятся на две категории: профессиональные и поступающие в университеты. Также есть 3 основных формата среднего образования: очное, заочное или заочное. Основной целью средней школы является подготовка учащихся к поступлению в университеты.
Учителя средних школ должны иметь степень бакалавра в области образования. Кроме того, некоторые из них имеют степень магистра из-за требования большей концентрации в преподавании предметов по сравнению с начальным уровнем.
Профессиональное образование
Профессиональное образование в Японии создано для студентов, решивших поступить в университет. Почти все студенты, планирующие получить высшее образование, почти всегда проходят профессиональную подготовку, которая известна своими высокими стандартами. После прохождения профессионального обучения студенты могут получить международно признанный сертификат.
Высшее образование
Каждый год около 3 миллионов студентов учатся в университетах и колледжах Японии. Большинство из них предпочитают выбирать полноценный формат обучения.
Leave a Reply