«Газпром» договорился о цене газа для Белоруссии – Бизнес – Коммерсантъ
«Газпром» и правительство Белоруссии договорились о цене поставки газа в 2021 году. Стороны пока не раскрывают размер тарифа, но Минск отмечает, что согласованный уровень цены находится «практически на уровне 2020 года». В этом году цена газа для Минска составляла $127 за тыс. кубометров.
Москва и Минск завершили переговоры о цене поставок газа в Белоруссию в 2021 году, подписав 24 декабря протокол, определяющий порядок формирования цен, сообщил «Газпром». В переговорах участвовали глава «Газпрома» Алексей Миллер, министр энергетики Белоруссии Виктор Каранкевич, посол Белоруссии в РФ Владимир Семашко.
«Согласованный сторонами уровень цен на газ на 2021 год практически на уровне 2020 года, но значительно ниже, чем предусмотрено формулой, определяющей цену на газ для Белоруссии, зафиксированной в межправительственном соглашении о порядке формирования цены на газ, которое подписано в 2011 году»,— следует из комментария Минэнерго Белоруссии. В «Газпроме» дополнительных комментариев не предоставили.
Цена газа для Белоруссии в 2020 году находилась на уровне $127 за тыс. кубометров. В 2019 году «Газпром» поставил в Белоруссию 20,261 млрд кубометров газа, за десять месяцев 2020 года поставки российского топлива снизились на 9% год к году, до 14,871 млрд кубометров.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно заявлял о необходимости снижения цен на российский газ. Но в «Газпроме» говорили, что приступят к переговорам только после погашения Минском накопленного долга. В ноябре «Газпром» заявлял об урегулировании задолженности. В декабре Александр Лукашенко сообщил, что погашенный долг перед «Газпромом» составлял $200 млн.
Цена в $127 за тыс. кубометров большую часть этого года была выше, чем спотовые цены на газ в Западной Европе, что давало Белоруссии определенные основания для недовольства.
Однако сейчас цены на хабах в Европе на фоне сокращения поставок СПГ на континент приблизились к $220 за тыс. кубометров.
Татьяна Дятел
Что будет с ценами на бензин? | Беларусь: взгляд из Европы — спецпроект DW | DW
В нынешнем году розничные цены на нефтепродукты в Беларуси повышались трижды. В результате стоимость бензина выросла примерно на 15 процентов, а дизельного топлива – почти на 25 процентов.
Несмотря на трехкратное падение мировых цен на нефть в течение полугода , Беларусь лишь в декабре отреагировала на данный спад: с 1-го числа цены на бензин, дизельное и биодизельное топливо были снижены на 10 процентов. В результате сегодня литр бензина А-80 в стране стоит 0,8, а литр дизтоплива 0,9 доллара.
Официальное объяснение снижения цен – «уменьшение стоимости нефти на мировом рынке». И это при том, что на мировом рынке нефть упала в цене гораздо раньше, а в некоторых соседних странах автомобильное топливо давно дешевле, чем в Беларуси.
На сегодняшний день даже подешевевший белорусский бензин стоит дороже, чем в соседних странах, находящихся в большей зависимости от цен на российские нефтепродукты.
Спасительная идея
Однако это совершенно не означает, что мировые тарифы повлекут дальнейшее уменьшение белорусских бензиновых цен. Министерство финансов уже предлагало вариант: увеличить рентабельность нефтепереработчиков за счет повышения ценников на их продукцию на внутреннем рынке. Пока эта идея не получила вышестоящего одобрения. Но, как говорится, предпосылки для ее реализации имеются.
Мрачные прогнозы
Во всяком случае работники минских автозаправочных станций уверены, что в ближайшее время бензин не подешевеет, поскольку белорусские цены к мировым обычно не привязываются.
Независимый экономист Василий Шлындиков также считает, что следование за мировыми тенденциями маловероятно в условиях, когда мировой финансовый кризис подтачивает экономику страны. «Как бы не произошло обратное, ведь за счет этого будут лататься дыры, которые образуются в бюджете».
Как бы то ни было, говорить о возможном росте бензиновых цен пока не стоит. Официально такую возможность чиновники не подтверждают, да и в канун Нового года все-таки хочется надеяться на лучшее.
Андрей Алехнович
ВЗГЛЯД / Украина и Белоруссия останутся без дешевого бензина :: Экономика
В преддверии встречи с Владимиром Путиным Александр Лукашенко опять обвинил Россию. Москва якобы нарушает свои обязательства по поставкам нефти в Белоруссию и предлагает цены выше мировых, да и по цене на газ обещания не выполняет. Однако все эти его действия подводят Белоруссию к крайне болезненному подорожанию бензина в сельскохозяйственной стране. Пострадает при этом и соседняя Украина.
Россия нарушает свои обязательства по поставкам нефти в Белоруссию, хотя при подписании межправительственных договоренностей «нам были даны твердые гарантии», заявил президент республики Александр Лукашенко.
«К примеру, в этом году Россия обязалась на межправительственном уровне поставить в Белоруссию 24 млн тонн нефти – по 2 млн каждый месяц. В январе было поставлено 500 тыс. – одна четверть. Вы мне доложите, что сделано для того, чтобы Россия выполняла обязательства», – возмутился Лукашенко, передает «БелТА». Накануне встречи с президентом РФ Владимиром Путиным Лукашенко проводит совещание об обеспечении эффективной работы топливно-энергетического комплекса страны.
Лукашенко признал, что в экономике страны наметились негативные тенденции «в связи с последними событиями в мире, и прежде всего во взаимоотношениях с Россией». «Поэтому хотелось бы услышать о механизмах компенсации потерь, которые наша страна неизбежно несет в этот период не по своей вине. Требования известны – ни один житель Белоруссии, ни одно предприятие не должны ощутить на себе последствия от всякого рода маневров наших партнеров», – заявил он.
И, конечно, Лукашенко потребовал искать альтернативных поставщиков энергоресурсов. «Еще раз, уже публично, повторяю: все нефтеперерабатывающие заводы должны работать. Мы должны обеспечивать нефтепродуктами не только внутренний рынок, как это происходит теперь, но и наши обязательства по контрактам на внешних рынках, то есть продажу нефтепродуктов Европе, Украине, другим странам», – сказал президент.
Обвинения Лукашенко довольно странные, ведь это Белоруссия отказывается покупать российскую нефть, так как ее не устраивает цена. На днях белорусский батька заявил, что Белоруссия готова закупать российскую нефть по мировым ценам, но в Москве якобы настаивают на премиях сверх того. «Что мы просим сейчас от россиян (они там в позу стали и нас на колени пытаются поставить): если вы не можете в Евразийском союзе беспошлинно нам поставить нефть (налоговым маневром заменили, дурачков нашли), продайте нам по мировым ценам», – заявил Лукашенко.
Недавно Лукашенко также обвинил Россию в том, что она не выполняет свои обязательства и по газу: якобы в контракте прописано, что цена на газ для Белоруссии через пять лет после продажи «Белтрансгаза» должна стать как в России – крайне низкой. На самом деле в соглашении ничего про это нет. Там есть формула цены, которая действует с 2011 года, и там имеется привязка к внутрироссийской цене: тариф на газ для Белоруссии привязан к тарифу в Ненецком автономном округе плюс стоимость транспортировки, отсюда и получается 150 долларов за тысячу кубометров.
Эмоции Лукашенко в последние месяцы явно зашкаливают. Белорусский батька переворачивает реальность на выгодную для него сторону, обвиняя во всех бедах Россию. Судя по всему, Лукашенко подошел к той черте, когда он больше не может давить на Москву и отказываться от покупки российской нефти.
«Перед Новым годом была информация, что
у Белоруссии имелся запас нефти для НПЗ примерно на два месяца. И сейчас эти запасы как раз заканчиваются. Поэтому Лукашенко завтра на встрече с Владимиром Путиным будет решать судьбоносный вопрос. На эту встречу многое поставлено»,
– считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Если Минск и Москва ни о чем не договорятся и Лукашенко продолжит отказываться покупать российскую нефть, то Белоруссии грозит рост цен на бензин.
В Белоруссии уже стала появляться информация, что ряд заправок «Лукойла» на ее территории ограничили покупку топлива в одни руки для легкового и грузового транспорта. В самом «Лукойле» накануне рассказали, что недополучают топливо для своих АЗС в Белоруссии с местных НПЗ и ведут с ними диалог для снятия ограничений на заправках. Пока ситуация выглядит не критической, но если у НПЗ будет дефицит сырья для переработки, то это сразу почувствуют простые белорусы. Учитывая, что Белоруссия – важный поставщик нефтепродуктов на Украину, дефицит и рост цен может перекинуться и на украинский рынок.
«В Белоруссии довольно низкие цены на бензин для страны, которая не перерабатывает собственную нефть. Если ситуация не сдвинется с места, то рентабельность нефтепереработки Белоруссии снизится и цены на бензин вырастут», – говорит Юшков.
Даже если Белоруссия найдет сырье у альтернативного поставщика, оно будет дороже российской нефти, а из более дорогого сырья будет получаться более дорогой бензин. Бюджет Белоруссии также будет недополучать деньги. «Как минимум потому, что белорусам придется перерабатывать свою нефть для внутреннего рынка, а раньше они ее отправляли в Германию, и бюджет получал экспортную пошлину от продажи 1,6 млн тонн нефти», – поясняет отраслевой эксперт.
При этом Лукашенко объясняет населению, что во всем якобы виновата Россия.
«Лукашенко воспринимает ситуацию как красную черту – если сейчас не остановить потери от налогового маневра, то дальше будет все хуже и хуже. И надо будет повышать цены на нефтепродукты. А повышать цены в сельскохозяйственной Белоруссии опасно, особенно когда летом хотят устроить выборы. Поэтому Лукашенко так пытается отстоять интересы Белоруссии», – считает эксперт ФНЭБ.
Что касается претензий к нефти, поясняет Юшков, то во всех документах по поставкам нефти говорится об индикативном балансе нефти. Это означает, что Россия берет на себя обязательство предоставить возможность для транспортировки этого объема нефти, но не означает обязательства поставить. «Транснефть» возможность для прокачки 2 млн тонн в месяц Белоруссии предоставляет, а Минск уже сам решает, покупать или нет. Ежегодно Россия и Белоруссия подписывают индикативный баланс на 24 млн тонн, но на белорусские НПЗ поставляется всегда 18 млн тонн, так как больше они не могут переработать.
Мощности для прокачки нефти у России имеются. А поставки нефти в Белоруссию с нового года прекратились, потому что белорусские компании не сошлись в цене с российскими компаниями. «Идет обычный торг: «Белнефтехим» отправляет заявку в Роснефть на закупку нефти по своим условиям, Роснефть отвечает, что продаст, но на других условиях», – говорит Юшков.
Заявление Лукашенко о том, что Россия продает нефть по ценам выше мировых, а Минск просит продавать по мировым ценам, к реальности не имеет никакого отношения.
«Сомневаюсь, что Лукашенко не понимает, о чем идет речь. Он хочет создать впечатление, что как будто российские компании прибавляют к мировой цене, по которой Россия продает нефть Европе, и сверху несколько долларов за каждую тонну и по этой цене готовы продавать белорусам. Хотя в реальности все по-другому», – отмечает эксперт ФНЭБ.
Как объясняет Юшков, есть мировая цена на нефть – 477,6 доллара за тонну (с 15 декабря по 14 января). Из нее вычитается экспортная пошлина, которая в рамках налогового маневра в России составляет 78,5 доллара за тонну (с 1 февраля), и получается цена на сырье для Белоруссии, которую предлагают российские нефтяники – 399,1 доллара за тонну. Но если бы не было налогового маневра, то экспортная пошлина составила бы примерно 82,5 доллара за тонну. И вот Минск начинает препираться, что он хочет скидку не на 78,5, а на эти 82,5 доллара за тонну.
Другими словами, Россия по-прежнему предлагает Белоруссии нефть по цене существенно ниже мировой. Только в 2019 году скидка больше, а в этом году из-за начала реализации налогового маневра она оказалась примерно на четыре доллара меньше. Минск на это не согласен и требует прошлогодней цены.
Первоначально – еще в прошлом году – Белоруссия требовала от России предоставить компенсацию из российского бюджета для своих НПЗ из-за того, что им придется покупать российскую нефть в 2020 году по цене выше, чем в 2019 году. Москва ответила категорическим отказом.
Поэтому Минск начал торговаться уже непосредственно с российскими нефтяными компаниями, чтобы они за свой счет вернули белорусам прошлогоднюю скидку на сырье. Но коммерческие компании идти на снижение своей маржи не хотят. На первый взгляд, речь идет всего о дополнительной скидке в четыре доллара с каждой тонны, при поставках 18 млн тонн это 72 млн долларов. Но с каждым годом эта сумма будет расти, а в 2024 году экспортная пошлина станет нулевой. Кроме того, надо понимать, что в рамках налогового маневра российские нефтяники по мере снижения экспортной пошлины начинают больше отдавать в виде НДПИ. У коммерческих компаний, в отличие от государства, нет никакого желания за свой счет спонсировать белорусскую экономику.
«Для Белоруссии потери пока тоже не столь значительны, но Лукашенко понимает, что если это сейчас не остановить, то через четыре года налоговый маневр приведет к тому, что российская нефть будет для них уже реально по мировым ценам. Удавка на белорусской экономике будет затягиваться с каждым годом. Более дорогая нефть приводит к снижению рентабельности белорусских НПЗ и снижению доходов белорусского бюджета», – говорит Игорь Юшков. Новополоцкий НПЗ «Нафтан» еще в 2018 году показал убытки, а у Мозырского НПЗ прибыль упала в 38 раз (более свежих данных еще нет).
Еще один бенефициар дешевизны российской нефти, рассказывает Юшков, – компания-посредник в Европе. Белоруссия продает ей нефтепродукты по цене ниже рыночной, а она перепродает бензин по рыночной цене в Великобританию и Голландию. У этого посредника, который может быть аффилирован с неким белорусским бизнесменом, формируется огромная маржа. При этом Украине белорусы продают нефтепродукты по рыночной цене без всяких посредников прямо потребителям.
Пойдет ли Россия навстречу Лукашенко – большой вопрос. «Сначала нас обвинили в том, что мы пытаемся Белоруссию захватить, потом в том, что пытались навязать нефть по цене выше мировой.
Если мы пойдем на уступки, то это будет некрасиво с точки зрения имиджа. И непонятно, ради чего идти навстречу Минску, какие профиты получит Россия?»
– говорит Игорь Юшков.
В политическом плане Лукашенко продолжает политику многовекторности. В экономическом плане он может предложить России продать белорусские НПЗ или согласиться на давнее предложение России транспортировать нефтепродукты через российские порты. Но готов ли на это пойти Лукашенко, особенно перед выборами – не факт.
«Масштабные дотации в энергетике не приводят к политической лояльности. Мы это проходили и на примере Украины, и теперь это видно на примере Белоруссии. Поэтому какой смысл нам дотировать Белоруссию? Есть пример американцев, которые политическую лояльность конвертируют в экономическую прибыль: если вы наши союзники, то покупайте у нас СПГ. А у нас обратная модель, и она явно не работает», – заключает собеседник.
Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД
экономист о том, удастся ли обуздать инфляцию в Беларуси
Правительство Беларуси заморозило цены на социально значимые товары первой необходимости и ряд лекарств.
До конца февраля 2021 года юридическим лицам всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям запрещено повышать цены на 62 вида продуктов и 50 лекарств. А с 1 марта изменение цен на эти товары допустимо не более чем на 0,2% в месяц.
Справится ли правительство с удержанием цен, что скрывается за этим решением и чем оно чревато, Настоящему Времени рассказала академический директор Центра экономических исследований BEROC Катерина Борнукова.
– Цены действительно поползли вверх, январь к январю на 7,7%, это достаточно высокий показатель, – объясняет Борнукова. – Наш национальный банк стремится к пятипроцентной инфляции за год. Поэтому есть причины беспокоиться. Кроме того, на мировых рынках растут цены на продовольствие, само государство повысило налог на добавленную стоимость на некоторые категории товаров в этом году. Видимо, таким образом решили приостановить рост цен.
– Рынок уже как-то отреагировал на это решение?
– Пока реакции не видны невооруженным взглядом, но на форумах, в чатах бизнес обсуждает, что цены надо повысить превентивно. Цены будут контролироваться, фиксироваться, поэтому многие магазины с утра уже повышали цены на всякий случай. Скорее всего, мы увидим резкий рост цен.
В Беларуси в последние полгода все живут в ожидании экономического кризиса
Ну и, конечно, возник ажиотажный спрос на некоторые товары. Это связано с тем, что люди помнят, как это было в 1980-х годах, когда контроль цен приводил к дефициту. К счастью, пока этот контроль цен введен на очень небольшой ассортимент, вряд ли мы увидим пустые полки супермаркетов, но определенные категории товаров могут вполне либо пропасть, либо оказаться в урезанном ассортименте.
– Рост цен и возможный дефицит – вы уже назвали эти возможные последствия, а еще какие?
– Кроме того, это очень встревожило людей. Дело в том, что в Беларуси в последние полгода все живут в ожидании экономического кризиса, люди ждут высокой инфляции и девальвации. И, конечно, когда государство говорит: «Мы сейчас будем административно контролировать цены», все думают: «Ой, наверное, что-то плохое произошло и, наверное, наконец-то этот кризис наступит». И это может вызвать очередной всплеск, например, спроса на валюту.
В такой ситуации очень нестабильных ожиданий это подлило бензина в костер негативных ожиданий.
– В этом решении, по вашим оценкам, больше политики или экономики?
– Тут сложно понять, подобные решения в Беларуси принимали и в прошлом, даже в 2020 году весной. Буквально через несколько недель или месяцев эти решения обычно смягчались. Ограничение на рост цен в 2020 году заменилось ограничениями на наценки. Не очень понятно, на что сейчас рассчитывают: действительно остановить рост цен, и тогда мы действительно будем иметь все те проблемы, о которых я говорила; или расчет на то, чтобы послать какой-то сигнал рынку, тем же ретейлерам, прекратить поднимать цены так быстро. Возможно, это больше политический шаг, мы все больше слышим о планах перевести экономику с рыночных на более административные рельсы.
***
Заморозка цен в Беларуси коснется таких товаров, как рис, гречка, овсянка, перловка, пшено, хлеб, макароны, говядина, свинина, некоторые виды колбасы, живая рыба, некоторые молочные продукты, яйца, картошка, растворимый кофе, чай, сахар, соль, туалетное мыло, туалетная бумага, подгузники, спички.
В списке лекарств, на которые ограничили повышение цен, оказалось 50 позиций. Среди них «Амоксициллин», «Азитромицин», «Анальгин», «Арпетол», «Ксилин», «Омепразол», «Эссенцикапс».
По итогам прошлого года в Беларуси сформировался самый высокий уровень инфляции за последние четыре года – 7,4%. Озвучивая планы на 2021 год, премьер-министр Роман Головченко обещал жестко контролировать цены и импорт, правда, «экономическими методами, не запретительными».
Что происходит в Беларуси?
С августа 2020 года в стране проходили массовые протесты из-за объявленных результатов президентских выборов. По данным ЦИК, победу с большим отрывом одержал Александр Лукашенко. Однако протестующие не признают этих результатов и требуют признать оппозиционера Светлану Тихановскую легитимным президентом Беларуси.
Ряд стран Евросоюза, а также Великобритания, США, Канада не признали легитимность Лукашенко, ввели санкции против белорусских властей и призвали к новым выборам.
Настоящее Время ведет хронику этих событий.
Беларусь добивается снижения цены на газ из России в ходе переговоров
Премьер-министр Беларуси Сергей Румас выразил уверенность в шансах Беларуси договориться о справедливой цене на природный газ от близкого союзника страны — России.
«Белорусы хотят справедливой цены, которая обеспечила бы для« Газпрома »такую же рентабельность, как и его поставки на другие рынки. Текущие переговоры не предусматривают никаких интеграционных скидок в цене, ни для Союзного государства, ни для Евразийского экономического союза», — Румас — заявил журналистам после встречи с президентом Беларуси Александром Лукашенко.
Премьер отметил, что рынок энергоносителей кардинально изменился с тех пор, как Беларусь и Россия согласовали цену на газ в конце 2019 года и подписали соглашение. При спотовых поставках газа цена за 1 000 кубометров составляет 80 долларов, в то время как Беларусь должна заплатить 127 долларов за такое же количество.
«Я думаю, у нас есть отличный шанс договориться о справедливой цене на газ для Беларуси в 2020 году», — сказал Румас. «Надеюсь, Россия учтет нашу позицию».
Румас подчеркнул, что Беларусь не добивается льготных цен на газ или цен на уровне регионов России.
«Мы можем привести цифры, чтобы доказать, что цена в 127 долларов делает поставки« Газпрома »на белорусский рынок более выгодными, чем поставки в страны дальнего зарубежья», — сказал премьер, сообщает Белта.
Между тем, президент Лукашенко настоял на том, чтобы Россия снизила цену на газ для Беларуси на фоне потрясений на мировом энергетическом рынке.
«Вчера я узнал, что Россия в эти тяжелые времена продает природный газ Европе по цене до 70 долларов, по 65-68 долларов, но уж точно не по 127 долларов, как в Беларусь», — сказал президент Лукашенко в кулуарах встречи с премьер-министром. Сергей Румас в четверг, сообщает сайт президента Беларуси.«Что это за ситуация и чего нам ждать в будущем? Это неправильно, особенно с учетом того, что в этом году исполняется 75 лет (победы во Второй мировой войне), а Германия покупает природный газ по цене до 70 долларов. .. уж точно не 127 долларов «.
Разногласия между Москвой и Минском по поводу цены на российский природный газ, поставляемый в Беларусь, продолжаются с 2016 года. Хотя спор был урегулирован в апреле 2017 года, когда российский энергетический гигант Газпром предоставил Беларуси скидку в размере 129 долларов за тысячу кубометров в 2018 году. и 127 долларов в 2019 году, Беларусь теперь считает цену слишком высокой с учетом текущих обстоятельств.
Переговоры с российским энергетическим гигантом «Газпромом» относительно цены на газ для Беларуси запланированы на май. Беларусь на переговорах будет представлять посол Владимир Семашко, сообщил Румас.
Беларусь сильно зависит от российских энергоносителей, а также служит важным транзитным маршрутом для российских нефти и газа в Европу. Европейские страны являются основными потребителями российского газа, 20 процентов которого поставляется через Беларусь.
«Газпром» готов вести переговоры о поставках газа в 2021 г.
с Беларусью при условии соблюдения условий сделки 2020 г.
Особенности
Подчеркивает, что в феврале согласованы условия цены на газ в 2020 году
Беларусь готовит кейс для корректировки цен на 2020 год
Регулярные споры о цене между Москвой, Минском
Лондон —
Российский «Газпром» заявил 8 июня, что готов начать переговоры с Беларусью о поставках газа своему западному соседу Белоруссии в 2021 году при условии, что Минск выполнит условия соглашения текущего года.
Не зарегистрирован?
Получайте ежедневные оповещения по электронной почте, заметки для подписчиков и персонализируйте свой опыт.
Зарегистрируйтесь сейчас
Между Москвой и Минском регулярно возникали разногласия по условиям поставок российского газа в Беларусь на протяжении последних двух десятилетий, которые приводили к перебоям в поставках в 2004 и 2010 годах.
«Газпром» и Беларусь подписали соглашение о поставках и транзите газа на 2020 год в конце декабря, но согласовали ценовую составляющую контракта только в середине февраля.
Теперь Беларусь потребовала возобновления обсуждения условий ценообразования на 2020 год, сославшись на разногласия по поводу теплотворной способности российского газа.
Однако «Газпром», который утверждает, что Беларусь также задолжал ему около 166 миллионов долларов по неоплаченным счетам за газ, похоже, остается стойким.
«Ценовые условия поставки газа до конца этого года согласованы 14 февраля 2020 года», — сказано в сообщении.
«При условии полного соблюдения Беларусью договоренностей, достигнутых в 2020 году,« Газпром »подтверждает готовность начать переговоры об условиях поставки газа с 1 января 2021 года», — сказано в сообщении.
Беларусь отрицает свою задолженность «Газпрому» и запрашивает новую информацию о стоимости российского газа.
Запрос методологии
По сообщению информационного агентства Белта, министерство энергетики Беларуси хочет, чтобы дочерняя компания «Газпрома» в стране, «Газпром трансгаз Беларусь», предоставила методику определения ежемесячной теплотворной способности поставляемого российского газа.
«Возникли разногласия по определению стоимости газа с учетом его теплотворной способности», — сказали в ведомстве.
Он добавил, что сможет быстро просмотреть методологию после получения.
Беларусь является третьим крупнейшим потребителем газа «Газпромом» после Германии и Италии. По официальным данным, в прошлом году объем поставок составил 20,26 млрд куб. М.
По сообщениям СМИ, «Газпром» согласился поставить 20–22 млрд куб. М газа в 2020 г. по цене 127 долл. / 1 000 куб. М, что немного ниже 10 евро / МВтч.
Однако спотовые цены на газ в Европе упали в 2020 году из-за избыточного предложения и слабого спроса, при этом цены TTF на сутки вперед упали до уровня Eur3.10 / МВтч в последние недели.
НПЗ Белнефтехим, Energy News, ET EnergyWorld
МОСКВА / МИНСК: Беларусь, долгое время полагавшаяся на российскую нефть, закупила первую нефть в Саудовской Аравии, сообщает государственный нефтеперерабатывающий завод Белнефтехим.
Компания закупила у Saudi Aramco 80 000 тонн нефти Arab Light для доставки в порт Клайпеды в мае, сообщило агентство «Белнефтехим» в среду Рейтер.
Этот шаг отражает конкуренцию на физических рынках нефти между Россией и Саудовской Аравией, поскольку обе страны борются за долю рынка на фоне падения мирового спроса на нефть.
Минск приложил много усилий для диверсификации источников сырой нефти на фоне спора с Москвой из-за цен на нефть, который привел к частичной приостановке поставок российской нефти в Беларусь.
В апреле между странами была достигнута договоренность, и трубопроводные поставки российской нефти в Беларусь были полностью возобновлены, но Минск заявил, что в любом случае сохранит альтернативные поставки нефти.
«Это наш первый танкер (с арабской нефтью)», — сказал Рейтер представитель «Белнефтехима».
Дальнейшее сотрудничество с Saudi Aramco будет зависеть от «рыночной ситуации», — сказал он.
Танкер Ionic Astrapi отгрузил сырую нефть в Сиди Керир 27 апреля и, как ожидается, прибудет в Клайпеду 11 мая, согласно данным о судоходстве на терминале Refinitiv Eikon.
Нефть будет поставляться на НПЗ по железной дороге.
Нефть Arab Light по качеству ближе всего к флагманской российской смеси Urals, что делает ее наиболее подходящей для нефтеперерабатывающих заводов Беларуси, считают трейдеры.
По словам трейдеров, Saudi Aramco снизила официальные отпускные цены на апрельские объемы в рамках своей ценовой войны с Россией, которая сделала ее нефть привлекательной для белорусских нефтеперерабатывающих предприятий, несмотря на высокие транспортные расходы.
Saudi Aramco от комментариев отказалась. Компания Klaipedos Nafta, оператор Клайпедского порта, подтвердила прибытие судна Ionic Astrapi 10-12 мая в электронном письме агентству Reuters. «(An) пакет нефти предназначен для нефтеперерабатывающих заводов в Беларуси», — добавили в Klaipedos Nafta.
Беларусь начала альтернативные закупки нефти, купив в январе норвежскую нефть Johan Sverdrup через Клайпеду, а затем несколько морских грузов Urals. Белнефтехим также приобрел Azeri Light, поставляемый через украинский порт Одесса в марте и апреле.
Нефть из США для Беларуси поступает в Европу, поскольку страна стремится противостоять России
КЛАЙПЕДА, Литва (Рейтер) — Танкер с первой партией американской сырой нефти, предназначенной для Беларуси, прибыл в порт Клайпеда в Литве поздно вечером в пятницу.
NS Капитан-танкер с первой отправляемой в Беларусь партией нефти из США прибывает в порт Клайпеда, Литва, 5 июня 2020 г. REUTERS / Ints Kalnins
Беларусь стремится снизить свою почти полную энергетическую зависимость от своего близкого союзника Россия после спора с Москвой в этом году из-за цены, которую она платит за российскую нефть.Спор закончился, но Беларусь заявила, что хочет противостоять доминированию России на своем рынке и диверсифицировать импорт нефти.
Первая партия американской нефти в Беларусь была представлена в мае госсекретарем США Майком Помпео.
Беларусь в этом году импортировала через Клайпеду семь морских грузов сырой нефти — норвежской марки Johan Sverdrup, саудовской марки Arab Light и российской марки Urals. Он также импортировал азербайджанский Azeri Light через порт Южный на Украине.
«Как только вы покажете, что у вас есть возможность диверсифицировать свои источники, вы станете сильнее в отношениях с основным поставщиком», — сказал Рейтер министр энергетики Литвы Зигимантас Вайчюнас.
Покупка Беларусью 80 000 тонн нефти Баккен из США, импортируемой через Клайпеду, — это еще одно испытание, говорят трейдеры, и маловероятно, что такие поставки станут регулярными.
«Беларусь купила этот товар по очень хорошей цене. Они хорошо разбирались в политических вопросах и активно торговались », — сказал Рейтер источник, знакомый с ситуацией.
Трубопровод соединяет белорусские нефтеперерабатывающие заводы с российскими нефтяными месторождениями, что делает эти нефтепроводы самыми дешевыми из доступных. Но 1 января маршрут был прерван после того, как Беларусь не подписала соглашение о поставках нефти с Россией.
Президент Беларуси Александр Лукашенко назвал это посягательством на суверенитет страны и заявил, что хочет сократить долю России в поставках нефти до 30-40%.
С тех пор белорусская государственная энергетическая компания «Белнефтехим» пытается закупить нефть различных сортов морем, чтобы попробовать как можно больше альтернатив российской нефти, говорят трейдеры.
Беларусь сейчас проверяет, насколько хорошо эти смеси работают с нефтеперерабатывающими заводами советских времен, предназначенными для перекачки богатой дизельным топливом нефти марки Urals, сообщили два источника.
«Они действительно не работают с легкими сортами. Им нужно что-то, чтобы производить больше средних дистиллятов, а американская нефть не годится для этого », — сказал Рейтер трейдер, знакомый с белорусскими нефтеперерабатывающими заводами.
Нефть в США была куплена вскоре после того, как она торговалась отрицательно, но с тех пор цены на физических рынках нефти в Европе восстановились, что сделало закупки морских нефтяных грузов менее привлекательными для Беларуси, говорят трейдеры.
“США нефть в Беларусь — это чисто искусственная цепочка поставок, экономически не имеющая особого смысла. Вы оплачиваете фрахт, затем железнодорожный транспорт из Клайпеды », — сказал трейдер европейского нефтяного рынка, знакомый с отправкой.
Литва, страна, ранее управляемая из Москвы, предложила Беларуси импортировать газ через терминал сжиженного природного газа (СПГ) в Клайпеде, в поставках которого заинтересованы Соединенные Штаты.
«С точки зрения Литвы, чем меньше Беларусь будет зависеть от России, тем лучше», — сказал Линас Кояла, директор аналитического центра Центра восточноевропейских исследований в Вильнюсе.
«Нефтяные танкеры через Клайпеду, вероятно, не сильно меняются в краткосрочной перспективе, потому что на данный момент Беларусь остается зависимой от дешевых российских нефти и газа», — добавил он.
Репортаж Интса Калниньша в Клайпеде, Андрюса Ситаса в Вильнюсе, Глеба Городянкина и Ольги Яговой в Москве, дополнительный репортаж Андрея Маховского в Минске. Автор Андрюс Ситас; Под редакцией Дэвида Грегорио
Нефть портит российско-белорусский роман — Московский центр Карнеги
Решение Беларуси снизить зависимость от российской нефти не имеет ничего общего с ее экономикой. Минск делает политическое заявление с целью лишить Москву одного из главных козырей в их отношениях.
Давняя сага об интеграции Минска и Москвы прекратилась после того, как обе стороны не смогли достичь даже символического соглашения в ходе последних переговоров в декабре. Вместо этого они вступили в конфликт из-за цен на энергоносители, который может полностью положить конец их планам интеграции.
С самого начала было ясно, что значимая интеграция двух стран, которую Россия поставила условием сохранения Беларусью нефтегазовых концессий, которые она получает в настоящее время, не может быть достигнута без общих институтов.Но в течение прошлого года обе стороны действовали так, как если бы они могли ускорить свою интеграцию, не создавая институциональных рамок, необходимых для ее работы. Затем, в конце 2019 года, президент Владимир Путин, а затем премьер-министр Дмитрий Медведев объявили, что интеграция не будет полной без создания наднациональных органов и единой валюты.
Наднациональные органы и единая валюта теоретически приемлемы для Минска, но только если Беларусь имеет в них равный голос с Россией.Трудно представить, чтобы Россия, гораздо более крупный партнер, согласилась на это.
По мере приближения нового года у Минска и Москвы не было новых контрактов на поставку нефти и не было договоренности о ценах на газ. Газовый вопрос был временно решен соглашением о продлении действующей цены еще на два месяца.
1 января российская нефть перестала поступать на белорусские нефтеперерабатывающие заводы по трубопроводу «Дружба», из-за разногласий по ценообразованию. Российская нефть дорожает для Беларуси в результате так называемого налогового маневра России: Россия постепенно отменяет экспортные пошлины на свою сырую нефть, одновременно повышая налог на добычу полезных ископаемых, а это означает, что Беларуси придется покупать ее по мировым ценам и больше не может пополнить его казну, перепродав его по более высокой цене.Беларусь, член Евразийского экономического союза, возглавляемого Россией, хочет, чтобы Россия компенсировала ее нефтеперерабатывающим предприятиям понесенные убытки и продавала белорусский газ по внутренним ценам России.
Минск считает, что в течение многих лет его оставляли без внимания в вопросе нефти. С белорусской точки зрения, Москва сначала отделила рынок нефти от Евразийского экономического союза, пообещав беспошлинно поставлять сырье на белорусские НПЗ.
Тогда он не только аннулировал эти льготы посредством налогового маневра; он также начал обусловливать компенсацию этих потерь политическими условиями.
Вдобавок Минск теряет почти полмиллиарда долларов из-за отмены таможенного режима. В 2017 году Минск принял цену на газ, которую он считал завышенной, в обмен на согласие Москвы поставить в Беларусь 6 миллионов тонн не облагаемой налогом нефти, которую Беларусь затем могла бы установить таможенными тарифами и перепродавать по мировым ценам. Эта схема также закончилась газовым контрактом 31 декабря.
Отказ от покупки нефти на условиях России — с премией в 10 долларов за тонну — для Лукашенко принципиален.Только компании, принадлежащие Михаилу Гуцериеву, другу Лукашенко, соглашались поставлять нефть, не получая премии. Их объем поставки в несколько раз меньше того, что белорусские НПЗ планировали переработать в январе. По сути, они делают ровно столько, чтобы обеспечить страну бензином.
Ни одна из сторон не была готова отступить, Лукашенко объявил о радикальном решении на экстренной встрече с белорусскими нефтеперерабатывающими компаниями 31 декабря: если Россия не согласится с нашими условиями, мы будем искать нефть в другом месте.С тех пор Минск закупил 80 000 тонн норвежской нефти.
Специалисты утверждают, что российская нефть может дорожать, но до 2024 года все равно будет дешевле мировых рыночных цен на нефть. К тому же трубопровод — самый дешевый способ доставки: по данным Reuters, Минску придется доплатить 20 долларов за тонну норвежской нефти только за ее доставку через литовский порт Клайпеда.
Не имея других вариантов на ближайшее время, Лукашенко 21 января признал, что без российской нефти вообще не обойтись, и отдал новый приказ: сократить ее объем в белорусском импорте до 30-40 процентов, даже если это произойдет. означает покупать нефть по более высоким ценам в другом месте.
Решение снизить зависимость от российской нефти не имеет ничего общего с белорусской экономикой. Минск делает политическое заявление с целью лишить Москву одного из главных козырей в их отношениях. Пока не ясно, как долго Лукашенко сможет удерживать эту позицию, особенно в год, когда его переизбирают.
Итак, диалог по вопросам интеграции остановился с обеих сторон. В России Путин пытается изменить конституцию, чтобы облегчить стабильную передачу власти, доказывая неправоту тех, кто утверждал, что он останется у власти после истечения его нынешнего срока в 2024 году, возглавив недавно созданное единое государство с Беларусью.Это не означает, что Москва вообще теряет интерес к интеграции, но это означает, что энтузиазм по поводу этой идеи умерится.
Между тем, для белорусских властей единственным стимулом к более тесной интеграции были и остаются конкретные уступки в нефтегазовой сфере. Почему без этого Лукашенко вообще должен интересоваться интеграцией?
Отношения могут снова измениться, если конфликт с Россией нанесет такой серьезный ущерб белорусской экономике, что станет угрозой политической стабильности страны. Если это произойдет, Лукашенко может изменить свою позицию — но не обязательно в пользу интеграции. Он мог изобразить свою страну как «осажденную крепость» с востока.
Москва может смягчить свою позицию в отношении Беларуси, если сочтет, что пропасть между двумя соседями становится слишком широкой. Но он также может обостриться и стать еще более жестким по отношению к своему донкихотскому западному соседу.
Автор:
Цена на российский газ для Беларуси в январе-феврале останется на уровне 127 долларов
, МИНСК, 3 января / БЕЛТА /. Цена на российский газ в Беларуси в январе-феврале останется на уровне 127 долларов за тысячу кубометров, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Минэнерго.
Источник напомнил, что 31 декабря 2019 года в Москве состоялась встреча Чрезвычайного и Полномочного Посла Беларуси в России Владимира Семашко и Министра энергетики Беларуси Виктора Каранкевича с Председателем Правления ПАО «Газпром» Алексеем Миллером.
В ходе встречи стороны обсудили вопросы взаимодействия в в сфере природного газа в 2020 году, включая цену на российский природный газ, который покупает Беларусь. По итогам встречи стороны подписали протокол между правительством Беларуси и ПАО «Газпром».Протокол предусматривает, что в январе-феврале 2020 года Беларусь будет получать природный газ по ценам на уровне прошлого года (127 долларов за тысячу кубометров).
Продолжаются переговоры о поставках природного газа в Беларусь, сообщили в пресс-службе Минэнерго.
БЕЛТА ранее сообщало, что 31 декабря 2019 года Россия и Беларусь подписали протокол о ценах на природный газ на январь-февраль 2020 года. Также подписаны дополнения к договорам о транзите природного газа и поставках природного газа с ООО «Газпром трансгаз Беларусь» с продлением их до 2021 года. .Согласно подписанным документам, объемы поставок и транзита природного газа в 2020 году сохранятся на уровне 2019 года, говорится в сообщении «Газпрома».
В 2019 году цена на природный газ, закупаемый Беларусью, оставалась на уровне 127 долларов за 1 000 кубометров на границе. В центральном государственном бюджете на 2020 год этот параметр установлен на уровне прошлого года.
Argus Украинские нефтепродукты | Аргус Медиа
Argus Ukrainian Oil Products — ежедневный отчет по украинскому рынку нефтепродуктов.
Охваченные рынки
- Дизель
- Бензин
- Топливо реактивное
- Битум
- Мазут
- Сырая нефть и газовый конденсат
- Фракции реформиата, алкилата, МТБЭ и бензола> / li>
Наши преимущества:
- Оперативный анализ цен
- Торговые данные
- Подробный обзор событий и эксклюзивные новости
- Прозрачная методология оценки цен
Содержание:
- Анализ рынка нефтепродуктов Украины с комментариями участников рынка
- Аналитические обзоры и статистическая информация об импорте, экспорте, производстве и потреблении нефтепродуктов, а также о долгосрочных и спотовых сделках с использованием формул ценообразования
- Цены продавцов на оптовые грузы бензина А-95 и А-92, дизельного топлива и авиакеросина с доставкой железнодорожным транспортом
- Оценка цен на бензин, дизельное топливо, авиакеросин и мазут по фоб Роттердам, Сиф Северо-Западная Европа и ФОБ Западное Средиземноморье
- Контрактные и спотовые оценки импортных грузов бензина А-95, А-92 и дизельного топлива на границе Украины, на терминале Новоград-Волынский и в портах
- Цены на бензин А-92 и А-95 по базису ФЦК Кагамлыкская (Кременчугский НПЗ), ФКЦ Шебелинка (Шебелинский ГПЗ), КПТ Коростень (Мозырский и Новополоцкий НПЗ) и ФЦК Северо-Запад Украины (Мажейкяйский НПЗ)
- Цены на дизельное топливо на фкк Кагамлыкская (Кременчугский НПЗ), ФКП Шебелинка (Шебелинский ГПЗ), ФЦК Новоград-Волынский (российские НПЗ), КПТ Коростень (Мозырский и Новополоцкий НПЗ), ФЦА Северо-Запад Украины (Мажейкяйский НПЗ) и ФОБ украинские порты Морские, Средиземноморские и прочие НПЗ) на базе
- Сравнительные показатели эффективности экспорта белорусских нефтепродуктов и российского дизельного топлива, поставляемого по трубопроводам в Украину и Северо-Западную Европу
- Ориентировочные цены на импортный бензин из Беларуси и Литвы, а также дизельное топливо из Беларуси, России, Литвы, Черного, Средиземного и других регионов, скорректированные с учетом мест реализации в Украине
Наша аудитория:
- Информация в этой публикации понадобится импортерам нефтепродуктов для определения цен на крупнооптовые грузы на внутреннем рынке Украины; торговать или покупать топливо для снабжения розничных топливных сетей; рассчитать стоимость импортируемых нефтепродуктов и оценить выгоду от покупки топлива у конкретного производителя для дальнейшей продажи; для расчета финансовых показателей собственных торговых единиц и трансфертного ценообразования.
- Украинские производители нефтепродуктов могут использовать данную публикацию для сравнения цен на внутреннем оптовом рынке со стоимостью импортного топлива; определять цены на крупнооптовые грузы и оценивать цены, предлагаемые конкурентами на оптовом рынке Украины для торговых целей; для расчетов с оптовыми покупателями и потребителями, покупающими топливо украинского производства по ценам, основанным на формулах, индексированных к европейской оценке цен.
- Экспортеры нефтепродуктов в Украину могут использовать эту публикацию для сравнения эффективности и оценки рентабельности продажи моторного топлива в Украину и Северо-Западную Европу; отслеживать динамику цен на украинском рынке по сравнению с другими региональными рынками; для расчетов с украинскими импортерами, покупающими иностранное топливо по ценам, основанным на формулах, индексированных к оценкам европейских цен; для оценки эффективности всей цепочки поставок от нефтеперерабатывающего завода до украинского торгового центра, где топливо продается оптом, и по трансфертным ценам.
- Таможенные, антимонопольные и государственные органы могут использовать эту публикацию для оценки таможенных пошлин и налогов на импорт и экспорт нефтепродуктов; оценить прозрачность рынка; использовать рыночные механизмы и обеспечивать соблюдение антимонопольного законодательства в области ценообразования в оптовом и розничном секторах.
Свяжитесь с нами
+38044 207 12 87
.
Leave a Reply