Брянская область: сколько стоит литр топлива
Ежедневный расчет
Расчет цен происходит на основании совершенных транзакций на более чем 17 000 АЗС (более 2 млн. транзакций ежемесячно)
Расчёт по средней величине
Цены на бензин АИ-95, АИ-92 и дизельное топливо рассчитываются по нескольким АЗС в каждом регионе. За стоимость бензина принимается средняя величина
Точность данных
Расчёт цены топлива производится по всем основным видам топлива в отдельности (включая стоимость дизельного топлива), что повышает точность данных
Индексы цен
Регион
Брянская область
Период
неделя
АИ-92
Сейчас47,07₽
1 год назад45,22₽
+1,85₽ (4,1%)
АИ-95
Сейчас51,35₽
1 год назад49₽
+2,35₽ (4,8%)
Дизельное топливо
Сейчас54,47₽
1 год назад49,43₽
+5,04₽ (10,2%)
Здесь вы можете познакомиться с динамикой цен в Брянская область за прошедший период – неделю, месяц, год или 3 года. Если вам интересно посмотреть динамику по АИ-92, АИ-95 или Дизельное топливо, вам нужно перейти по ссылке.
Индекс розничных цен на топливо «Петрол Плюс»
Индекс «Петрол Плюс» — отражает средние розничные цены на топливо и бензин АИ-92 и АИ-95 в разрезе регионов России по состоянию на каждый день.
Цены на бензин – это важный показатель, влияющий на общую картину состояния экономики, кроме того цены на топливо важны как для простых автовладельцев, так и для предприятий.
Для расчёта индекса используются фактические данные о розничных ценах на топливо, получаемые на основании совершённых транзакций на более чем 18 000 АЗС в России. Благодаря самой большой сети приёма топливных карт и уникальным технологиям компания «Передовые Платежные Решения» даёт всем участникам топливного рынка – и простым автолюбителям, и компаниям с автопарком — наиболее актуальную и достоверную информацию о розничных ценах на бензин и дизельное топливо на заправках страны.
Методика расчёта цен разработана совместно с Российской Экономической Школой (РЭШ). Средняя стоимость топлива рассчитывается на основе анализа и статистической обработки больших массивов данных, ежедневно поступающих на сервера компании со всех уголков России.
Почему индексу «Петрол Плюс»
доверяют?
- Расчет цен происходит на основании совершенных транзакций на более чем 18 000 АЗС (более 2 млн. транзакций ежемесячно).
- Цены на бензин АИ-95, АИ-92 и дизельное топливо рассчитываются по нескольким АЗС в каждом регионе. За стоимость бензина принимается средняя величина.
- Расчёт цены топлива производится по всем основным видам топлива в отдельности (включая стоимость дизельного топлива), что повышает точность данных.
- Средние цены на топливо и бензин на АЗС рассчитывается ежедневно в 22:00 МСК предыдущего дня, что гарантирует актуальность.
- Методика расчета разработана совместно с РЭШ (Российской экономической школой).
Теперь, какой бы вопрос, не возник у посетителей вашего сайта, например: стоимость 95 топлива, стоимость литра бензина или цена на ГСМ они смогут быстро получить ответ, используя простой и понятный интерфейс. Выбор настроек даёт возможность получить информацию на самые специфические запросы, например: стоимость литра дизельного топлива в республике Марий Эл.
Анализ рынка
Цены на энергию оказывают значительное влияние на расходы домохозяйств, производственные затраты и конкурентоспособность бизнеса. В условиях либерализованного рынка мониторинг рыночных цен становится все более важным как для аналитиков, политиков, так и для бизнеса.
Ежеквартальные отчеты о рынках газа и электроэнергии ЕС подробно анализируют рыночные данные для изучения тенденций и проблем. В отчетах исследуются основные факторы, влияющие на колебания цен и объемов, а также взаимодействие между участниками рынка.
Европейский Союз в настоящее время сталкивается с резким скачком цен на энергоносители. В ответ Комиссия приняла Коммюнике «Борьба с ростом цен на энергоносители: набор инструментов для действий и поддержки», чтобы принять и поддержать соответствующие меры по смягчению последствий текущего роста цен на энергоносители и помочь людям и предприятиям Европы, одновременно укрепляя устойчивость к шоки будущего. Реализация мер, предложенных в наборе инструментов, повлияет на динамику цен в ЕС.
Каждые 2 года публикуется отчет о ценах и затратах на энергию в Европе, в котором анализируются последние тенденции цен на газ, электроэнергию и нефть, а также другие затраты на энергию.
Рынок газа – последние события
В третьем квартале 2022 года, после того как российский «Газпром» начал ограничивать потоки по «Северному потоку-1», к концу августа оптовые цены на газ выросли до исторического максимума (более 300 евро/МВтч), в то время как в В сентябре он снова упал до более низких уровней, так как запасы газа достигли высокого уровня по сравнению с предыдущим годом.
Потребление газа в ЕС в 3 кв. 2022 г. снизилось на 8%, (-5,1 млрд м3) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 59 млрд м3. Добыча природного газа в ЕС в третьем квартале 2022 г. составила 10,7 млрд куб. м, что на 9% (1 млрд куб. м) ниже. В то же время чистый импорт газа в ЕС вырос на 2% в годовом исчислении (на 1,4 млрд куб. . Импорт российского газа заметно сократился в третьем квартале 2022 г. Импорт российского трубопроводного газа сократился на 74% в третьем квартале 2022 г. (хотя Беларусь – на 9%).6%, по «Северному потоку-1» на 85%, по Украине на 63%, только по «Турецкому потоку» — на 21% год к году. В третьем квартале 2022 года российский трубопроводный импорт покрывал лишь 11% от общего объема импорта газа за пределы ЕС. ЕС потратил около 101 миллиарда евро (самый высокий показатель за последнее десятилетие) на импорт газа в третьем квартале 2022 года по сравнению с 29 миллиардами евро в третьем квартале 2021 года, в основном из-за более высоких цен на импорт.
Закачка газа в ПХГ в 3 квартале 2022 г. была более интенсивной, чем в 3 квартале 2021 г., и на конец сентября в среднем по ЕС коэффициент заполнения составил 89%, что на 14 процентных пунктов выше, чем в тот же день в 2021 году. Уровень заполнения на конец сентября соответствовал примерно 40% типичного зимнего потребления (с октября по март) в среднем в ЕС. Уровень хранения 80% в ЕС, первоначально предусмотренный на 1 ноября в правилах хранения газа, принятых Советом в июне 2022 года, уже был достигнут в последние дни августа 2022 года. 2022 (Q1, Q2, Q3)
Рынок электроэнергии – последние изменения
Третий квартал 2022 г. был отмечен дальнейшими сокращениями и последующим полным прекращением поставок газа из газопровода «Северный поток-1» в начале сентября. Последовавшие за этим высокие цены на газ в сочетании с ограниченной доступностью атомных электростанций и слабым производством гидроэлектроэнергии из-за засухи оказали дополнительное давление на и без того ограниченный оптовый рынок электроэнергии. Европейский эталон мощности был 339€/МВтч в среднем в третьем квартале 2022 года, что на 222% выше, чем в третьем квартале 2021 года.
Цены значительно выросли почти на всех рынках Европы (изменения цен варьировались от 25% до более чем 300%). Наибольший годовой рост цен в странах ЕС был зарегистрирован во Франции (+342%), Австрии (312%) и Словакии (+310%). Италия и Мальта (472 и 460 €/МВтч соответственно) на 279% и 238% выше, чем в третьем квартале 2021 года.
В третьем квартале 2022 года доля возобновляемых источников энергии увеличилась до 49%. Возобновляемая генерация увеличила свою выработку на 1% (+3 ТВтч) по сравнению с прошлым годом. Это произошло в результате увеличения солнечной генерации на 28% (+16 ТВтч) и на 7% наземного ветра (+4 ТВтч). Снижение уровня производства атомной (-41 ТВтч) и гидрогенерации (-17 ТВтч) позволило увеличить выработку ископаемого топлива на 11% (+24 ТВтч) по сравнению с прошлым годом, несмотря на высокие цены на энергоносители.
Введены новые меры политики экстренного вмешательства для борьбы с высокими ценами на электроэнергию, в том числе меры по сокращению спроса и временное ограничение доходов недомаржинальных производителей электроэнергии. Розничные цены на электроэнергию для бытовых потребителей в столицах ЕС выросли на 49% в ноябре 2022 года по сравнению с тем же месяцем 2021 года. Самый высокий рост цен в странах-членах ЕС был зарегистрирован в Италии (+64%), Бельгии (+59%). и Германия (+58%).
Ежеквартальные отчеты о рынке электроэнергии ЕС
- отчеты за 2022 г. (Q1, Q2, Q3)
- отчеты за 2021 г. (Q1, Q2, Q3, Q4)
- отчеты за 2008-2020 гг. которые можно использовать в качестве основы для разработки энергетической политики или инвестиционного планирования.
Для получения данных и анализа Генеральное управление энергетики полагается на Обсерваторию рынка энергии, которая поддерживает и управляет системой наблюдения за рынком энергии (EMOS), базой данных информации, собранной от широкого круга частных и государственных организаций.
Документы
- Отчеты рынка газа за 2008-2020 гг.
- Отчеты рынка электроэнергии за 2008-2020 гг.
- Политические документы рынка электроэнергии (2008-2014 гг. ) и их влияние на европейские рынки электроэнергии (europa.eu)
- Пояснение к расчету волатильности на рынках электроэнергии
Ссылки по теме
- Цены и затраты на энергию
- Цены на энергоносители в ЕС
Как важно быть россиянином: сможет ли Беларусь выжить в войне Кремля против Украины?
Война поставила Беларусь в затруднительное положение, которое сводится к зависимости от России во всем без возможности пользоваться преимуществами принадлежности к России. В сочетании с назревающим внутренним кризисом у правящей номенклатуры и общества в целом остается все меньше стимулов ценить нынешнюю белорусскую государственность.
В текущей повестке белорусско-российских отношений доминирует один-единственный вопрос: удастся ли Кремлю втянуть белорусские вооруженные силы в боевые действия против Украины? Казалось бы, от этого вопроса сейчас зависит не что иное, как выживание Беларуси как суверенного государства.
Белорусский лидер-ветеран Александр Лукашенко с его непревзойденной жаждой власти еще может найти способ вытащить себя и свою страну из затруднительного положения, уклоняясь от давления России, как он это делал во многих случаях за последние три десятилетия. В противном случае преобладает мнение, что если Москве удастся вовлечь белорусов в боевые действия, быстрое уничтожение слабовооруженной белорусской армии приведет к серьезной дестабилизации внутри страны, что побудит Россию раз и навсегда поглотить Беларусь.
Лукашенковская харизма и понимание внутренней работы Кремля, безусловно, были важным элементом способности Беларуси противостоять растущим аппетитам России, но едва ли они были единственными. Гораздо важнее для прошлых успехов Лукашенко был всеобъемлющий консенсус, разделяемый белорусскими элитами и обществом в целом, в отношении того, что независимость страны выгодна им как в экономическом, так и в политическом плане.
Этот консенсус уже был подорван глубоким политическим кризисом, последовавшим за сфальсифицированными президентскими выборами в 2020 году. Теперь война почти полностью разрушила его, превратив многие аспекты белорусской независимости из актива в пассив. Отменить это изменение будет геркулесовой задачей, если не невозможной, независимо от способности Лукашенко удержать белорусскую армию от кровопролития.
Нажиться на независимости
На первый взгляд бедная и местническая Беларусь и ее режим долгое время были наводнены одним из самых прибыльных потоков ренты в Восточной Европе. Окруженная беспокойной Украиной на юге и скептически настроенной к России Прибалтикой на севере, страна занимала уникальное транзитное положение между богатой ресурсами Россией и богатой товарами Европой. Это преимущество было дополнительно подкреплено причудливым Союзным государством, созданным совместно Минском и Москвой, которое превратило Беларусь в полуофшорную территорию для России.
Интеграционная структура позволила Беларуси совместить привилегированный доступ в Россию с преимуществами независимого государства. Эта комбинация обеспечивала постоянный приток доходов от множества посреднических операций, начиная от перепродажи различных товаров и взимания транзитных сборов и заканчивая уклонением от уплаты налогов и контролируемой государством контрабандой. Беларусь была перекрестком, где неучтенная российская нефть встречалась с неучтенной западной креветкой под бдительным оком местного режима, хотя последний всегда был готов смотреть в другую сторону, если ему предлагали изрядную долю добычи.
Временами Москва предпринимала вялые попытки обуздать теневые доходы Минска и отвести деньги обратно в российский бюджет, но не успели ликвидировать возможности для погони за рентой, как на смену им пришли новые. Усилия Кремля по объединению постсоветских государств в Таможенный союз, его торговые и транспортные войны с беспокойными соседями Украиной и Грузией, а также его попытки противодействовать западным санкциям запретом на импорт продуктов питания и других товаров из Европы — все это создавало новые возможности для белорусского арбитража. , которые наполняли казну страны, а также карманы правящей элиты. Выдача ренты была топливом, на котором работал белорусский режим: финансирование социальных программ, субсидирование промышленных гигантов советского образца и покупка лояльности раздутой бюрократии и аппарата безопасности.
Эта система пережила даже глубокий политический кризис 2020 года, вызванный фальсификацией президентских выборов. После того как Лукашенко жестоко подавил массовые протесты против фальсификаций на выборах, Беларусь все больше изолировалась от Запада. Но постепенное введение европейских санкций и новые возможности на украинском рынке, созданные углубляющейся конфронтацией Киева с Москвой, помогли режиму в Минске продержаться до 2021 года без необходимости серьезных изменений. Потребовалась полномасштабная война в Восточной Европе, чтобы разрушить белорусскую модель.
Нефтяной переизбыток
Одного взгляда на основные источники доходов Беларуси достаточно, чтобы понять переломные политические и экономические изменения, которые произошли в стране из-за вторжения Кремля в Украину. Возьмем самый прибыльный аспект советского наследия в Беларуси: два крупных нефтеперерабатывающих завода в Новополоцке и Мозыре. Почти три десятилетия Лукашенко сопротивлялся попыткам российских магнатов завладеть двумя объектами, ревниво удерживая их под контролем государства. Его упрямство было вполне обоснованным, поскольку нефтеперерабатывающие заводы были важнейшей опорой его режима. На пике своего развития в начале 2010-х годов на их продукцию приходилось более трети всего экспорта Беларуси и до 30 процентов доходов бюджета.
Рентабельность НПЗ во многом основывалась на разнице в пошлинах на экспорт российской нефти в Беларусь и в другие европейские государства, что позволяло белорусам перепродавать переработанную российскую нефть в ЕС и Украину с наценкой. Помимо пополнения государственного бюджета, полученная рента широко использовалась неформально. Состояние ведущих белорусских бизнесменов, санкционированных Западом как спонсоров Лукашенко, связано с торговлей нефтепродуктами. Эта отрасль также была известна как излюбленный сектор для рэкета белорусских спецслужб. Наконец, схемы торговли нефтью помогли Лукашенко наладить особые партнерские отношения с некоторыми российскими нефтяными гигантами, которые в свою очередь лоббировали его дело внутри России.
В середине 2010-х Москва начала наступление на минскую нефтяную ренту, постепенно заменив экспортную пошлину налогом на добычу. Этот процесс, названный «налоговым маневром», был крайне непопулярен белорусскому режиму и вызвал много неприязни между двумя странами, но, к счастью для Минска, внедрение новой системы продвигалось очень медленно. На начало 2020 года белорусские НПЗ по-прежнему обеспечивали около четверти всего экспорта страны и около 20 процентов доходов бюджета.
В 2021 году Москва несколько ослабила гайки, чтобы помочь Лукашенко пережить массовые протесты против него дома, но затем в феврале 2022 года разразилась война. Когда Кремль втянул Минск в свою агрессию против Украины, используя Беларусь в качестве плацдарма для После вторжения с севера белорусские НПЗ вскоре потеряли доступ как к украинскому, так и к европейскому рынку. В июне 2022 года белорусский экспорт нефтепродуктов в ЕС был на 99 процентов ниже, чем годом ранее, из-за ужесточения санкций, введенных против страны. Поставки в Украину рухнули с $249миллионов в январе до всего лишь 19 миллионов долларов в мае. Некоторые поставки, вероятно, продолжатся неофициально, несмотря на войну и санкции, но их масштабы и доходность вряд ли сопоставимы с довоенными показателями.
Единственным значимым рынком сбыта белорусских нефтепродуктов остается Россия, и здесь дают о себе знать новые издержки независимости. На протяжении десятилетий белорусская государственность обеспечивала нефтеперерабатывающим заводам выгодный таможенный режим и привилегированное положение на пути из России на другие рынки. Белорусская независимость была основой их рентабельности. Однако теперь это стало препятствием в их погоне за прибылью, поскольку затрудняет доступ к России, единственному доступному рынку.
В отличие от Беларуси российские НПЗ имеют право на специальную государственную субсидию — так называемый «демпфер», — который должен компенсировать им разницу между внутренними и мировыми ценами на нефтепродукты. Эта демпферная субсидия делает белорусские НПЗ неконкурентоспособными на российском рынке. Другими словами, они лишаются значительной части доходов по той причине, что не являются русскими.
В начале октября Москва, наконец, согласилась распространить глушитель на белорусские НПЗ со следующего года, но цена ее согласия была высока. Беларуси пришлось подписать новое налоговое соглашение с Россией, обязывающее ее согласовывать изменения косвенных налогов и акцизов с Москвой. Соглашение также предоставило России доступ ко всем данным о косвенных налогах, взимаемых в Беларуси. Минск фактически продал Москве автономию в косвенном налогообложении, чтобы поставить белорусские НПЗ в равные условия с российскими. Элементы белорусского суверенитета больше не размениваются на дополнительные блага; теперь они должны предлагаться просто за равенство.
На милость Москвы
Точно так же война превратила белорусскую государственность в бремя для многих других прибыльных отраслей. Производство удобрений, прежде всего калия, раньше составляло 10% белорусского экспорта. Эта десятая была гораздо важнее любой другой, потому что не зависела от России ни в спросе, ни в поставках сырья. Гигант удобрений «Беларуськалий», располагающийся на богатых местных месторождениях калия, давно желанный для российских олигархов, но Лукашенко продолжал требовать непомерные суммы за приватизацию компании, утверждая, что для национального достояния нет достаточно высокой цены.
Поскольку «Беларуськалий» обеспечивал более 15 процентов мирового экспорта калия, Запад не спешил вводить всеобъемлющие санкции против компании, даже несмотря на репрессии Лукашенко. Однако война привела к полному запрету. Помимо потери доступа к прибыльным рынкам Европы и Украины, белорусские удобрения были отрезаны от прибыльных транспортных маршрутов через морские порты Литвы и Украины. Потребовалось всего несколько недель, чтобы разрушить самодостаточность отрасли, поскольку все оставшиеся экспортные возможности Беларуси теперь проходят через Россию.
Мировой рынок калия переживает бум, и десятки развивающихся экономик стремятся к поставкам из Беларуси, независимо от военного положения страны или ситуации с правами человека. Но поставки еще никогда не были такими сложными для белорусских производителей удобрений. Не русские, но отданные на милость России, они могут либо вложить несколько лет и несколько сотен миллионов долларов в строительство собственных портовых сооружений под Санкт-Петербургом, либо предложить значительные скидки, чтобы снизить цены своих российских конкурентов, использующих существующую инфраструктуру.
Поэтому неудивительно, что экспорт калия из Беларуси, по оценкам, сократился вдвое за первые шесть месяцев 2022 года (официальные данные засекречены властями). Уверены, что будут происходить дальнейшие сокращения, так как большая часть зарегистрированных поставок пришлась на первый квартал. Кроме того, этим летом появились новые неприятности, когда Москва добилась снятия санкций с российских производителей удобрений в обмен на разблокирование экспорта украинского зерна через Черное море. В сделке не упоминалось о том, что белорусские производители все еще обременены полным набором западных ограничений. Цена того, что Беларусь не является россиянкой, никогда не была такой высокой.
Еще одна отрасль, потерявшая жизненно важную для белорусского режима ренту в результате войны, — газовая. Когда весной этого года Польша ввела против «Газпрома» национальные санкции, Россия в ответ прекратила поставки газа по газопроводу «Ямал-Европа». Белорусский участок этого газопровода принадлежит «Газпрому», который приобрел его еще в 2011 году за 5 миллиардов долларов. Это не мешало Минску взимать плату за транзит, которая оценивается в 300–400 миллионов долларов в год. Теперь этих денег нет.
Еще до войны доступ к дешевому российскому газу был сильнейшим аргументом, который Москва использовала, чтобы втянуть Минск в более глубокую интеграцию. Высокие энергозатраты – это смертный приговор для белорусских производителей, так как их российские конкуренты просто вытеснят их с рынка. В настоящее время Беларусь все еще может покупать российский газ по относительно низкой фиксированной цене в 128 долларов за 1000 кубометров, но это соглашение подлежит ежегодному продлению, а война ухудшила позицию Минска в будущих переговорах по газу как никогда.
Теперь Беларусь находится в тупике российского трубопровода, и дальше по линии нет других потребителей. Из-за своей энергоемкой экономики и потери Россией европейских рынков Беларусь стала третьим по величине иностранным клиентом «Газпрома» после Китая и Турции. У российского газового гиганта возникнет соблазн выжать как можно больше из одного из своих последних крупных клиентов, в то время как Кремль, вероятно, будет придерживаться своей старой мантры, что самый простой способ получить дешевый российский газ — это стать частью России.
Последний ручеек
Список арендной платы и доходов, потерянных Беларусью из-за войны, можно продолжать и продолжать. Через несколько недель после начала вторжения ЕС запретил белорусским транспортным компаниям движение по дорогам Европы. Это нанесло серьезный удар по стране, которая питалась транзитными потоками между Европой и Россией, зарабатывая на экспорте транспортных услуг до 4 миллиардов долларов в год. Это решение также уничтожило множество схем контрабанды и таможенного мошенничества, контролируемых бизнесом, близким к Лукашенко. Прошли те времена, когда холодная Беларусь, не имеющая выхода к морю, имела статус ведущего экспортера морепродуктов и свежесрезанных цветов в Россию.
Ужесточение западных санкций, вызванное войной, также решило судьбу других отраслей, которые белорусский режим культивировал как источник дохода, независимый от России. Лесопереработка, ИТ-услуги и производство сигарет — все эти отрасли в течение многих лет пользовались налоговыми льготами и государственными субсидиями благодаря хорошим продажам в Европе. Теперь они столкнулись с резким спадом производства и доходов, и у них нет иного выбора, кроме как вытеснить сокращающийся российский рынок из-за того, что они не являются русскими.
Поскольку Россия становится единственным экспортным рынком для растущего числа белорусских товаров и услуг, российский бюджет все чаще рассматривается белорусской правящей элитой как единственный источник ренты. Безусловно, российские государственные финансы сейчас также находятся в тяжелом положении, но доходы от нефти и накопленные резервы помогают им держаться на плаву, а решимость Кремля противостоять давлению Запада обещает щедрые государственные расходы.
Неудивительно, что в последние месяцы ключевым приоритетом белорусских министерств и крупного бизнеса стало подключение к российскому гиганту импортозамещения. Определенного успеха они добились: Москва пообещала выдать кредит в размере 1,5 миллиарда долларов для финансирования вклада Беларуси в общую цель по замещению западного импорта. Однако и здесь сказывается проблема нерусскости. Деньги будут выделяться в течение следующих нескольких лет на основе проектов, и это лишь малая часть огромных государственных субсидий, предназначенных для российских компаний.
Попытки Беларуси получить доступ к российским госзакупкам также дали определенные результаты. Но даже упрощенные процедуры для белорусских союзников все равно сложнее, чем для российских компаний. В отсутствие жизнеспособных альтернатив белорусы должны терпеть валютные риски, различия в регулировании и общее отсутствие равных условий для ведения бизнеса и получения ренты в России. Если они не найдут способ перестать быть нерусскими.
Бремя государственности
Различия между белорусской и русской идентичностями не очень выражены, а у идеологии белорусского этнонационализма всегда было много противников в стране, в том числе и у самого Лукашенко. Тем не менее, на протяжении десятилетий режим вырабатывал компромиссный подход к вопросу, в котором ценилась белорусская государственность без примеси антироссийских настроений, характерной для многих других постсоветских государств.
Подход был достаточно расплывчатым, чтобы приспособить самые разные представления о независимости Беларуси, начиная от романтической веры в то, что белорусы, в отличие от своих русских соседей, являются «настоящими европейцами», до прагматичного расчета, что страна может поддерживать относительно справедливую социальную систему только путем оставшихся за пределами России.
В результате спокойная, но твердая поддержка независимости стала точкой консенсуса в белорусском обществе, породив удивительное единодушие по внешнеполитическим вопросам, редкое явление на постсоветском пространстве. На протяжении многих лет опросы общественного мнения неизменно демонстрировали, что подавляющее большинство белорусов, независимо от их отношения к режиму Лукашенко, склонны соглашаться с тем, что Беларусь должна быть нейтральным государством, сотрудничающим с Россией, но сохраняющим свой суверенитет.
Жестокое подавление Лукашенко массовых протестов 2020 года, однако, серьезно подорвало этот консенсус. Цепляясь за власть вопреки воле большинства, белорусский лидер был вынужден прибегнуть к поддержке России, в том числе в области идеологии и пропаганды. Он много заимствовал из кремлевских пропагандистских нарративов, понося Запад, отвергая протестующих как западных пешек и проповедуя, что Беларусь должна подражать России в следовании уникальному цивилизационному пути, лишенному порочных европейских ценностей и свобод.
При этом Лукашенко перетащил вопросы внешней политики в сферу внутренней политики и начал поляризовать белорусское общество, порождая пакетные взгляды. Его сторонники должны были быть безоговорочно пророссийскими и антизападными, а противники, естественно, тяготели к Западу, так как чувствовали себя преданными Москвой, спасшей ненавистного самодержца.
Вторжение России в Украину еще больше ускорило эту тенденцию, практически не оставив точек соприкосновения между поляризованными частями белорусского общества. Лукашенко искренне сплотился на стороне Кремля, оправдывая агрессию и помогая ей. Его сторонников призывают оставаться на его стороне и на стороне Кремля в экзистенциальном противостоянии злонамеренному Западу и его «марионеткам» в Киеве. Между тем оппоненты Лукашенко симпатизируют украинцам и все чаще рассматривают белорусского лидера как номинального главу навязанного Россией оккупационного режима.
Парадоксально, но эта поляризация, подтвержденная многочисленными опросами общественного мнения, обесценивает нынешнюю белорусскую государственность в глазах обоих лагерей. Горячая поддержка Лукашенко Кремля стирает разницу между всем белорусским и российским. Провластные митинги теперь украшают и белорусские, и российские флаги, школьники изучают средневековых русских князей как своих национальных героев, а белорусская государственная пропаганда стала почти неотличима от российской, временами даже занимая более прокремлевскую позицию, чем официальная. Минск. Провластная часть белорусского общества изо всех сил пытается понять, почему их страна не может пойти по стопам сепаратистских республик Донбасса и перейти под власть Москвы, если внешний мир — такое опасное место, а единственное убежище — Россия.
Оппоненты Лукашенко, напротив, склонны считать Беларусь уже де-факто российской оккупацией. Вдохновленные военными успехами Украины и примером белорусских добровольцев, сражавшихся за Киев на войне, они считают, что их стране нужен освободительный крестовый поход, и не видят особой ценности в оставшихся атрибутах независимости.
Растущее безразличие белорусского общества к своей нынешней государственности дает режиму полную свободу действий в отказе от суверенитета страны. Недавняя сделка, которая в значительной степени уступила контроль над косвенными налогами Москве в обмен на российские нефтяные субсидии, может стать образцом для аналогичной торговли частями белорусского суверенитета ради краткосрочной финансовой выгоды. В прошлом Лукашенко вел такие переговоры очень осторожно: белорусскую государственность он рассматривает как ключевой элемент своего наследия, и его больше не интересуют грубые материальные блага. Однако белорусская номенклатура может оказаться менее озабоченной своим местом в учебниках истории.
Автономия номенклатуры от Лукашенко значительно возросла за последние месяцы. Белорусские высокопоставленные лица теперь устанавливают прямые и частые контакты со своими российскими коллегами, минуя лидера страны. Они из первых рук узнают об оставшихся денежных потоках в России и о том, как они присваиваются правящей элитой. Некоторые из них осмеливаются призывать к более пророссийской политике и даже публично возражают против Лукашенко. Поскольку способность белорусского лидера заручиться массовой поддержкой и раздавать ренту почти испарилась, номенклатура стремится искать другие источники дохода, даже если они связаны с отказом от своего бывшего покровителя или отказом от чувства «белорусскости» в пользу более выгодных условий. статус россиянина.
Война поставила Беларусь в затруднительное положение, которое сводится к зависимости от России во всем без возможности пользоваться преимуществами принадлежности к России. В сочетании с назревающим внутренним кризисом у правящей номенклатуры и общества в целом остается все меньше стимулов ценить нынешнюю белорусскую государственность.
Leave a Reply