Цены бензина, ДТ, газ на АЗС по Казахстану на сегодня
Стоимость на бензин, дизельное топливо и газ на различных автозаправочных станциях Казахстана. Информация с ценами формируется из официальных сайтов АЗС.
АЗС | АИ-92 | АИ-95 | АИ-98 | ДТ | ДТЗ | Газ |
---|---|---|---|---|---|---|
КазМунайГаз | 153 | 169 | 189 | 193 | 212 | — |
Аурика | 176 | 209 | — | 199 | 235 | — |
АЗС | АИ-92 | АИ-95 | АИ-98 | ДТ | ДТЗ | Газ |
---|---|---|---|---|---|---|
КазМунайГаз | 149 | 169 | 189 | 191 | 212 | — |
Petrol Asia | 175 | 195 | — | 199 | 220 | 195 |
Royal Petrol | 170 | 200 | 230 | 200 | — | 200 |
АЗС | АИ-92 | АИ-95 | АИ-98 | ДТ | ДТЗ | Газ |
---|---|---|---|---|---|---|
КазМунайГаз | 169 | 190 | 199 | 189 | — | — |
Газпромнефть | 168 | 199 | 230 | 194 | — | — |
TS Oil | 175 | 192 | — | 192 | — | — |
АЗС | АИ-92 | АИ-95 | АИ-98 | ДТ | ДТЗ | Газ |
---|---|---|---|---|---|---|
КазМунайГаз | 152 | 169 | — | 193 | 212 | — |
АЗС | АИ-92 | АИ-95 | АИ-98 | ДТ | ДТЗ | Газ |
---|---|---|---|---|---|---|
КазМунайГаз | 152 | 169 | — | 193 | 212 | — |
NRG | 152 | 172 | — | 193 | 275 | 172 |
Караганда
АЗС | АИ-92 | АИ-95 | АИ-98 | ДТ | ДТЗ | Газ |
---|---|---|---|---|---|---|
КазМунайГаз | 151 | 169 | — | 193 | 212 | — |
АЗС | АИ-92 | АИ-95 | АИ-98 | ДТ | ДТЗ | Газ |
---|---|---|---|---|---|---|
КазМунайГаз | 146 | 169 | — | 193 | 212 | — |
Конденсат АЗС | 170 | 183 | — | 183 | 183 | — |
АЗС | АИ-92 | АИ-95 | АИ-98 | ДТ | ДТЗ | Газ |
---|---|---|---|---|---|---|
КазМунайГаз | 150 | 169 | — | 195 | — | — |
Etalon Auto | 185 | 201 | — | 199 | 285 | — |
АЗС | АИ-92 | АИ-95 | АИ-98 | ДТ | ДТЗ | Газ |
---|---|---|---|---|---|---|
КазМунайГаз | 152 | 169 | 189 | 193 | 212 | — |
Etalon Auto | 185 | 201 | — | 199 | 285 | — |
АЗС | АИ-92 | АИ-95 | АИ-98 | ДТ | ДТЗ | Газ |
---|---|---|---|---|---|---|
КазМунайГаз | 151 | 169 | 189 | 195 | — | — |
Etalon Auto | 185 | 201 | — | 199 | 285 | — |
Последнее обновление данных: 14. 06.2021 12:05
Источники цен на топливо:
ҚазМұнайГаз Өнімдері, Аурика, oilclub.kz, Бип-Ойл, Petrol Asia, Royal Petrol, Seda, Конденсат АЗС, NRG, Эталон авто
Бензин подорожал в Казахстане: 09 апреля 2021, 13:31
В Казахстане резко подорожал бензин. В Министерстве энергетики заявили, что стоимость горючего давно никто не регулирует, передает Tengrinews.kz со ссылкой на КТК.
В Алматы за несколько дней бензин самой ходовой марки местами поднялся в цене на семь тенге. Стоимость 92-го выросла до 168 тенге за литр. Автовладельцы заявляют: за месяц это уже не первое подорожание. «Что-то дорожает и дорожает. Месяц назад 150 стоил, сейчас уже на 13 тенге дороже стал, это 92-й. И то за один литр», – говорит водитель Дархан Абдралиев.
В некоторых регионах ценники на табло перебивали уже несколько раз. Так, в Актау еще вчера 92-й отпускали по 159, а уже сегодня за литр просят 172 тенге. Еще дороже бензин в Петропавловске. На севере республики стоимость АИ-92 доходит до 178 тенге за литр. Но и это не предел, уверяют операторы. В регионе уже начался дефицит. Ряд заправок отпускают бензин только по талонам.
В Таразе в дефиците оказался бензин марки АИ-95. Цена на эту марку поднялась до 186 тенге.
Еще хуже ситуация на западе страны. Владельцы АЗС установили лимит на продажу — не более 10 литров на бак. Да и найти топливо непросто. По данным телеканала, бензин в Уральске сейчас разливают по талонам. Наиболее дешевый бензин сейчас в Актобе. Там цена хоть и поднялась, но незначительно – до 150 тенге за литр.
На 10 тенге дороже топливо в Семее.
Самый дорогой бензин в стране продают в Атырау. Там за литр просят 200 тенге. На восемь дешевле можно залить АИ-92 в Актау. Замыкает тройку Уральск — 170 тенге за литр.
Отмечается, что цены на топливо растут по нескольким причинам. В числе основных: плановый ремонт на двух нефтеперерабатывающих заводах, импортное сырье и экономический кризис. Все это привело к отложенному росту цен. Впрочем, в Минэнерго ничего страшного в ситуации не видят. Уверяют, топлива в стране достаточно и говорить о дефиците пока рано.
«На сегодняшний день цены на внутреннем рынке нефтепродуктов не регулируются и определяются рынком на основе спроса и предложения. Стоимость АИ-92 по стране варьируется в диапазоне от 154 до 172 тенге за литр. Нефти в резерве достаточно. И нами предусмотрены все ситуации, чтобы не было нехватки», — заявил заместитель директора департамента развития нефтяной промышленности Минэнерго Талгат Курманбаев.
По мнению экспертов, это еще не предел. Треть казахстанских заводов получает сырье из России, где цена на литр давно превысила отметку в 200 тенге. По их словам, если ситуация не изменится, дорожающий бензин может всерьез ударить по стоимости товаров и услуг.
«На казахстанском рынке бензин продавался по ценам ниже себестоимости. Долго это, естественно, продолжаться не могло. Цена на нефть имеет ключевое значение. От цен на нефть зависит абсолютно все. Доставляют хлеб в магазин, доставляют на транспорте, а это нефть. Этот рост цен на нефтепродукты, рост цен на топливо может привести к очень тяжелым последствиям. То есть это начало, может быть, даже неконтролируемого роста цен», — считает директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов.
Что будет с ценами дальше, пока неясно. Чиновники лишь уверяют, что в любой момент готовы направить на заправки резервное топливо. Это почти 300 тысяч тонн.
Напомним, ранее в Агентстве по защите и развитию конкуренции рассказали, как изменились цены на бензин АИ-92 в марте.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!
Tengrinews.kz также есть в Aitu! Добавляйтесь к нам!
В Казахстане растут цены на ГСМ
Первый скачок цен на горючее был зафиксирован в начале марта, сообщает inbusiness. kz.
На севере страны, к примеру в Петропавловске, в первой половине марта стоимость АИ-92 установилась в среднем на отметке в 160 тенге. К концу месяца водители с большим сожалением для себя вынуждены были платить уже на 3-6 тенге больше. АИ-95 тоже возрос примерно на столько же, со 176 до 182 тенге за литр. Дизельное топливо, как показывает анализ цен на АЗС, тоже выросло. В начале месяца стоило 185 тенге, теперь же среднее значение 187.
Еще один северный регион Казахстана – Костанайская область также демонстрирует рост цен на топливо. Так, средняя стоимость АИ-92 здесь установилась в пределах 156-163 тенге и выше. В первой половине марта данная марка бензина здесь стоила от 158 тенге за 1 литр, в феврале – 150-155 тенге. АИ-95 сегодня в пределах 178 тенге, тогда как месяц назад данный вид топлива был в пределах 175 тенге. Дизель в конце марта около 190 тенге, в феврале – 188 тенге.
В этот же список лидеров роста стоимости можно занести и Восточно-Казахстанскую область. Примечательно, что в течение 2020 года цены на ГСМ здесь практически не менялись. АИ-92 стоил около 155 тенге за 1 литр, тогда как АИ-95 даже падал в цене: в апреле 2020 года – 175 тенге за литр, в июне 2020 года – 172 тенге за литр, в октябре 2020 года был 170 тенге за литр. Цена на дизтопливо держалась на отметке в 186 тенге.
В январе текущего года в Усть-Каменогорске АИ-92 стоил 155 тенге за 1 литр, АИ-95 – 170 тенге, дизель – 184 тенге. На этом же уровне цены держались и в феврале. Но с первых чисел марта ценники поползли вверх. АИ-92 вырос до 158 тенге за литр, АИ-95 – до 177, а дизтопливо, напротив, чуть подешевело – 184 тенге за 1 литр. Очередной скачок пришелся на 19 марта: 92-й бензин поднялся до 160 тенге. Цены на АИ-95 и дизель оставались на прежнем уровне. Но ненадолго. Уже 31 марта на автозаправочных станциях АИ-92 стоил 160 тенге, АИ-95 – 170 тенге и дизтопливо – 190 тенге за 1 литр.
Не стоят на месте цены и на юге Казахстана. В Шымкенте и в Туркестанской области, по информации председателя объединения ИП и ЮЛ «Ассоциация независимых предпринимателей «Ынтымак» Бакытжана Колдасова, сегодня литр АИ-92 стоит 160-162 тенге, в начале месяца средняя стоимость была в районе 152-155 тенге. На начало месяца цена на АИ-95 составляла 163-175 тенге за литр, на 31 марта – 168-181 тенге за литр. Дизельное топливо на начало марта – 177-186 тенге, на конец месяца – 172-191 тенге за литр.
Рост зафиксирован и в южной столице РК. На старте марта 92-й бензин в Алматы стоил 150-153 тенге. В конце месяца – 159-160 тенге за 1 литр.
Нефтяной запад тоже не минуло повышение цены. Впрочем, цены на бензин там все равно одни из самых низких по стране. В начале марта АИ-92 в Атырау стоил около 144 тенге за 1 литр, к концу месяца – в пределах 155 тенге.
В Нур-Султане же отмечается один из самых крупных скачков цен на топливо. На некоторых АЗС 31 марта стоимость АИ-92 достигла 170 тенге за 1 литр. Но средняя цена варьируется в пределах 162-164 тенге. На начало месяца данная марка бензина стоила в среднем 150 тенге за 1 литр.
Ранее эксперты inbusiness.kz объяснили, с чем связан рост цен на бензин в Казахстане.
Павел Притолюк
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!
Поделиться публикацией в соцсетях:
В Алматы выросли цены на бензин — новости Kapital.
kz
В сетях крупных автозаправочных станций Алматы наблюдается подорожание цен на бензин и дизельное топливо, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
На АЗС «ҚазМұнайГаз» стоимость литра бензина марки АИ-92 с начала августа подорожала на три тенге — до 144 тенге. Бензин марки АИ-95 подорожал также на три тенге до 158 тенге, дизель подорожал на четыре тенге с начала августа — до 144 тенге за литр.
Цены на бензин на АЗС Royal Petrol составляют: АИ-92 — 145 тенге за литр (по сравнению со 143 тенге в августе), дизель теперь стоит также 145 тенге, подорожав на один тенге, топливо марки АИ-95 — 159 тенге.
На АЗС Sinоoil литр АИ-92 подорожал на две тенге, до 145 тенге. Цена за литр дизтоплива и бензина марки АИ-95 подорожала на 1 тенге и составляет 144 и 159 тенге соответственно.
На заправках Helios литр АИ-92 реализуется по 145 тенге, дизельное топливо — 146 тенге, АИ-95 — 159 тенге.
Самая высокая цена зафиксирована в сети АЗС «Газпром нефть — Казахстан»: АИ-92 реализуется по 147 тенге, подорожав на две тенге, цена на дизтопливо после подорожания составила 147 тенге за литр, а бензина марки АИ-95 — 168 тенге.
Отметим, что в первом полугодии 2017 года нефтеперерабатывающие заводы РК переработали 7,4 млн тонн нефти. Это на 5,4% больше, чем за тот же период 2016 года. Павлодарский нефтехимический завод переработал на 13,1% нефти больше, чем в прошлом году — 2648,7 тыс. тонн, Шымкентский НПЗ на 19,8% меньше — 1 895,5 тыс. тонн, Атырауский НПЗ на 19,6% больше, чем в 2016 году — 2 508,3 тыс. тонн.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено
использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного
материала необходимо разрешение редакции.
Как менялись цены на бензин в Казахстане за последние 24 года
Цены на бензин в Казахстане будут только расти, считают эксперты нефтегазовой отрасли. В беседе с LS специалисты поделились своим мнением о том, как будет развиваться рынок горюче-смазочных материалов в стране.
По мнению экономиста Сергея Смирнова, стоимость топлива будет дорожать в основном из-за двух факторов. Первый – создание единого евроазиатского энергетического рынка.
«Цены на бензин будут выравниваться по российским. Не может быть, чтобы к тому времени в Казахстане автомобильное топливо стоило дешевле, чем у соседней страны. Иначе начнут возникать те моменты, на которые наши власти постоянно жалуются, когда их спрашивают, почему на внутреннем рынке дефицит. В министерстве в таких случаях обычно отвечают «он ушел в Россию», — заметил Смирнов.
Вторым фактором собеседник LS назвал оплату кредитов, взятых на модернизацию трех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Экономист напомнил, что на ремонт заводов были взяты крупные кредиты. Вернуть средства можно только за счет повышения цен на ГСМ.
«Мы видим, что на стоимость топлива цена нефти никак не влияет. Потому что сколько бы ни стоил Brent, топливо дорожает. Что касается того, смогут ли отечественные НПЗ обеспечить страну бензином после модернизации, сильно в этом сомневаюсь. В 2009 году, когда принималась программа, заявлялось, что заводы будут перерабатывать 18 млн тонн нефти. В последний раз говорилось о 17,5 млн тонн. То есть объемы переработки уже сокращены. Сейчас на заводы поступает 14-14,5 млн тонн. Также не решен вопрос, где государство найдет еще 3 млн тонн сырья. Непонятно», — подчеркнул Смирнов.
Он объяснил, что консорциумы, добывающие нефть на Кашагане, Тенгизе, Карачаганаке, в рамках соглашения о разделе продукции не обязаны поставлять сырье на местные заводы и делать этого не будут. Ведь при поставке черного золота за рубеж они возвращают себе НДС, тогда как в Казахстане компании продают нефть по более низкой цене и платят НДС.
«А добыча на наших месторождениях сокращается, что говорит о меньшем количестве сырья для НПЗ. Сейчас, когда наши заводы перерабатывают 14,5 млн тонн, мы импортируем около 1,2 млн тыс. тонн бензина и 400-500 тонн дизеля из России. Поэтому вопрос об импортозамещении остается открытым. Нам нужно пересматривать размах биржевой торговли и, самое главное, менять налоговую политику», — заметил собеседник LS.
Экономист добавил, что заводы модернизируются не только для глубины переработки, но и для повышения экологического класса. Так, с 2018 года в Казахстане будет запрещен бензин ниже класса Евро-5. В 2013 году в страну запретили завозить авто с двигателями ниже класса Евро-4.
«Нам объяснили, что это делается для обновления автопарка. Но если у меня автомобиль на Евро-2 уже много лет, то куда я его дену? Также у нас на заправках нет нормального контроля за качеством топлива. Редко где написано, что на этой АЗС продается топливо класса Евро-4 или Евро-5. Пишется просто АИ-92, АИ-95, АИ-98. Поскольку не запрещено смешивать бензин, то нет гарантии, что я не привожу АИ-92 класса Евро-2 с нашего завода и АИ-92 класса Евро-5 с России, затем смешиваю в одной цистерне и продаю другим», — отметил Смирнов.
Аналогичный прогноз озвучил заместитель генерального директора инвестиционной компании «ФИНАМ» Ярослав Кабаков. Он не исключил, что стоимость ГСМ может снижаться в рамках каких-либо акций на определенный период времени или конкретный вид топлива. Но удорожание будет преобладать.
«Рост цен может происходить по нескольким причинам. Во-первых, в силу стабильного спроса на него со стороны разных групп потребителей. Во-вторых, из-за фискальной нагрузки на отрасль в целом. Причем не только на производителей, но и других ее игроков. Не стоит забывать и о том, что часть топлива в республику доставляется из-за рубежа. Стоимость его производства в других странах и стоимость перевозки также меняется. Рост цен на товары и услуги, которые используют в своей деятельности производители топлива, а также компании, им торгующие, изменение курсов валют, инфляция – все это также будет влиять на конечную стоимость», — пояснил собеседник LS.
Он добавил, что завершение модернизации НПЗ поможет в обеспечении страны. Однако вряд ли Казахстан сразу откажется от импорта. Во-первых, по словам Кабакова, существуют различные договоренности с иностранными поставщиками, имеющие сроки действия, и их надо соблюдать. Во-вторых, потребуется создать новую логистику поставок топлива – с модернизированных НПЗ до АЗС. На этот период импортное топливо может потребоваться.
«Наконец, вряд ли после модернизации НПЗ смогут производить объемы, позволяющие полностью отказаться от иностранного топлива. Так что, скорее всего, его поставки сохранятся, хотя объемы могут постепенно уменьшаться. На полный отказ республики от зарубежных ГСМ может уйти несколько лет. Если говорить о стоимости топлива, то нужно принять во внимание, что модернизация заводов требует серьезных средств, которые нужно возвращать», — заметил Кабаков.
Он добавил, что в таких условиях производители вряд ли пойдут на снижение тарифов. Потому что это будет означать увеличение срока возврата.
«Но и ждать резкого повышения цен на топливо после завершения модернизации также не стоит. Скорее всего бензин будет дорожать постепенно», — заключил он.
В свою очередь директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов добавил, что в прошлые годы, когда цены на бензин падали, они регулировались государством. Сейчас прогнозировать снижение цен на ГСМ сложно.
«С другой стороны, рост стоимости на топливо привел к повышению цен на нефть на внутреннем рынке. Это в свою очередь привело к увеличению поставок на наши НПЗ. От этого вырос объем выпуска нефтепродуктов в Казахстане, что является плюсом», — заметил он и добавил, что наиболее важной причиной удорожания бензина является необходимость сокращения убытков «Разведки Добычи «КазМунайГаз».
Между тем, по прогнозам председателя правления BRB Invest Галима Хусаинова, озвученных в феврале, в текущем году бензин может подорожать на 12%.
Сегодня на отечественных АЗС АИ-92 продается по 142-143 тенге за литр. Сложно поверить, что когда-то литр этого бензина можно было купить по 1,12 тенге за литр. Редакция LS предлагает посмотреть на то, как менялись цены на ГСМ с момента обретения независимости и что на это влияло.
Девяностые
Добыча нефти в Казахстане в 1992 году составила 25,8 млн тонн, а в 2012 году – 80 млн тонн. Функционировали три НПЗ в Павлодаре, Атырау и Шымкенте. Они переработали в том году около 18 млн тонн.
15 ноября 1993 года в Казахстане ввели свои деньги. Бензин марки А-76 стал продаваться по 1,12 тенге. На среднюю зарплату – 128 тенге – можно было купить 107 литров бензина.
В 1995 году, когда среднемесячный номинальный доход вырос до 4,8 тыс. тенге, А-76 продавался уже по 16 тенге за литр, А-93 стоил 22 тенге. Это около 218-300 литров бензина на одну зарплату.
В 1997 году оплата труда в среднем повысилась до 8,5 тыс. тенге, а ГСМ подорожал до 25 тенге за А-76, и 29 тенге за А-93. В 1998 году топливо подешевело и составило 18 тенге за литр А-76, и 26 тенге за А-93.
В 1999 году в связи с азиатским финансовым кризисом инфляция в Казахстане выросла до 17,8%. Среднемесячные номинальные зарплаты поднялись до 11,8 тыс. тенге, а цены на А-76 достигли 38 тенге за литр. А-93 продавался по 45 тенге.
2000-2014 годы
В 2000 году А-93 продавался по 50 тенге за литр. В отличие от него литр АИ-92 можно было залить за 25 тенге. Номинальный доход одного казахстанца составил 14,3 тыс. тенге.
В 2001 году в Казахстане было зарегистрировано 1,058 млн авто. Потребление находилось на уровне 3,59 млн тонн. Произведено было 1,536 млн тонн бензина и 2,200 млн дизельного топлива.
В 2002 году один литр АИ-92 уже продавался по 45 тенге. В тот год среднемесячная номинальная зарплата составляла 20,3 тыс. тенге.
К 2004 году цены на эту марку выросли до 58 тенге за литр.
С 2003 по 2005 год автопарк вырос на 10% в год. С 2005-2010 – на 25% в год.
В 2009 году в интервью LS управляющий директор по переработке и маркетингу нефти КМГ Данияр Тиесов рассказал, что проблему высокой доли (30%) импортного высокооктанового бензина (АИ-92 и выше) на казахстанском рынке может решить модернизация отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Он раскрыл подробности проектов и суммы, запланированные для реконструкции НПЗ.
Уже через год, в 2010-м, генеральный менеджер КМГ по проектам нефтепереработки и нефтехимии Галимжан Амантурлин пообещал, что после модернизации в 2015 году АНПЗ начнет производить полмиллиона тонн высокооктанового бензина.
В 2011 году Агентство по защите конкуренции РК предложило увеличить акцизы на бензин в Казахстане, а дополнительные средства в результате этого направить на строительство местных дорог. В АЗК отметили, что с начала года до 15% повысились розничные предельные цены на нефтепродукты. Это объясняется необходимостью выравнивания цен с уровнем в России, где стоимость ГСМ на порядок выше, чем в нашей стране. Доля косвенных налогов в литре российского бензина составляет более 50%, в то время как у нас – в среднем 20-25%.
В июле того же года правительство установило предельные розничные цены на ГСМ в размере 106 тенге за литр АИ-92/93, 80 тенге за АИ-80, 90 тенге за АИ-90. Зарплата была на уровне 91,8 тыс. тенге, или около 86 литров бензина.
В сентябре бывший премьер-министр Карим Масимов заявил, что Казахстан может полностью покрыть внутреннюю потребность в высокооктановом бензине за счет производства на отечественных НПЗ с конца 2014 года. К этому времени должна была завершиться реконструкция заводов.
В 2012 году бензин уже стоил 110 тенге за литр, а средний доход поднялся до 98,9 тыс. тенге. Это 90 литров.
В 2013 году Казахстан расположился на 36-м месте по доступности бензина.
В 2014 году среднегодовая цена АИ-92 достигла 115 тенге за литр, а средний номинальный заработок поднялся до 120,5 тыс. тенге.
Также в этом году цены на бензин выросли на 10% и Казахстан занял 31-е место среди стран Европы по дороговизне данного вида топлива. Глобальное падение цен на нефть в два раза привело к тому, что в 25 странах Европы стоимость топлива существенно снизилась. В странах Таможенного союза и Украине цены, наоборот, поднялись.
В феврале из-за девальвации в Казахстане стали ожидать роста цен на топливо на 15%. Однако Серик Ахметов, возглавлявший тогда кабмин, дал поручение не допускать повышения цен на АИ-92 в течение 1-1,5 месяцев. Он отметил, что в стране запасов бензина хватит на 30-45 дней (244 тыс. тонн). В свою очередь Узакбай Карабалин, занимавший должность вице-министра энергетики, сообщил, что, если сдерживать цены на бензин, после того, как кончатся запасы, возникнет дефицит.
Так, в апреле правительство еще раз повысило предельную розничную цену на дизельное топливо. 5 мая дизель подорожал до 115 тенге и сравнялся по стоимости с АИ-92/93.
Тем временем аналитики Wild Bear Capital спрогнозировали, что к лету цена на АИ-95 может достичь 180 тенге за литр.
17 июля интернет облетела информация со ссылкой на постановление Агентства по регулированию естественных монополий, что бензин может подорожать с 1 августа. Цена АИ-92/93 должна была подняться со 115 тенге до 141 тенге за литр. АИ-80 – с 89 тенге до 122 тенге. Дизельное топливо – до 129 тенге за литр.
На следующий день АРЕМ опубликовало опровержение, в котором говорилось, что «скриншот некоего документа, регламентирующего подорожание ГСМ с 1 августа, скорее всего, подделка. Никакие межведомственные совещания с Агентство регулирования естественных монополий (АРЕМ) и Министерство экономики и бюджетного планирования (МЭБП) по поводу изменения цен на топливо не проводились, увеличение розничных цен на топливо в указанный период не планируется».
В конце июля большинство АЗС начали ограничивать продажу АИ-92 и перешли на талонную систему обслуживания.
30 июля Узакбай Карабалин сообщил, что 1 августа цены на бензин и дизельное топливо останутся прежними и сохранятся до конца месяца.
1 августа стоимость не изменилась. Однако глава топливной ассоциации Болат Ауетаев заявил, что на рынке горюче-смазочных материалов сложилась критическая ситуация из-за дефицита нефтепродуктов.
В середине августа пресс-служба КМГ сообщила, что на нефтебазах страны достаточное количество запасов ГСМ. Ожидаемые поставки нефтепродуктов из России, а также объемы производства местными нефтеперерабатывающими заводами остаются стабильными.
15 августа текущие запасы бензина АИ-92 на нефтебазах составили: в Алматы и Алматинской области – 20,05 тыс. тонн, в Западно-Казахстанской области – 2,427 тыс. тонн, в Костанайской области – 8,946 тыс. тонн.
20 августа заправки Алматы подняли цены на АИ-95, АИ-96, АИ-98 на 4-5 тенге. На следующий день на сайте министерства национальной экономики опубликован официальный приказ, подписанный министром Ерболатом Досаевым, в котором говорилось: «Установить предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен в следующих размерах с учетом НДС:
Дизельное топливо – 115 тенге за литр;
Аи-80 – 89 тенге за литр;
Аи-92/93 – 128 тенге за литр.
СОГЛАСОВАНО: министр энергетики Владимир Школьник«.
22 августа на заправках начал наблюдаться дефицит бензина. Тем временем аналитики Halyk Finance рассчитали, что цена за литр АИ-92 должна быть 170 тенге за литр.
«Такая стоимость обеспечит безубыточность инвестиций в строительство новых мощностей по переработке нефти и решит проблему дефицита топлива», — отметили они.
В сентябре министр энергетики Владимир Школьник признался, что не может гарантировать, что нового повышения цен на бензин не будет. В свою очередь вице-президент по развитию Международного аэропорта Алматы Даулет Мамеков спрогнозировал, что вслед за бензином в стране может вырасти стоимость авиакеросина.
В этом же месяце Карабалин сообщил, что КМГ рассматривает возможность импорта бензина из Азербайджана и Туркменистана. Он отметил, что уже была достигнута договоренность на ввоз 69 тыс. тонн бензина от компании Socar (Азербайджан).
Примечательно, что в этом году казахстанцы задумались, чем выгоднее заправляться в Казахстане: бензином или газом. В 2014 году порядка 15 тыс. казахстанцев установили на своих автомобилях газобаллонное оборудование (ГБО) и перешли на сжиженный газ.
1 ноября Азербайджан отказал Казахстану в продаже бензина. В свою очередь заместитель генерального директора по маркетингу КМГ Ерлан Койбагаров продолжил настаивать на наличие контракта с компанией из этой страны.
2 ноября Минэнерго разместило пресс-релиз, в котором сообщалось, что введение ограничений в Азербайджане не будет иметь негативных последствий для топливного рынка Казахстана.
«В настоящее время с НПЗ России и Беларуси отгружено и находится в пути 37,2 тыс. тонн бензина марки АИ-92/93, которые прибудут в ноябре текущего года. Кроме того, запланировано подписание контрактов на поставку в ноябре текущего года дополнительно бензина марки АИ-92/93 производства Мозырьского и Новополоцкого НПЗ (Беларусь) и ряда российских НПЗ в количестве более 50 тыс. тонн. Данный продукт соответствует требованиям стандарта К3-К5 Технического регламента ТР ТС. В настоящее время на АЗС «КазМунайГаз» реализация бензина марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива осуществляется без ограничений», — пояснили в ведомстве.
В конце ноября депутат сената парламента Ляззат Киинов заявил, что если Казахстан будет получать нефть по мировой цене, то бензин АИ-95/96 будет стоить 1,3-1,5 евро за литр, или 350-370 тенге за литр.
1 декабря азербайджанский вопрос был закрыт не в нашу пользу. Минэнерго официально признало, что ждать топлива оттуда не стоит.
8 декабря другой депутат Мухтар Тиникеев написал у себя в Facebook, что с 1 января 2015 года стоимость бензина марки АИ-92 может снизиться с 128 до 115 тенге, дизтоплива – с 115 до 107 тенге.
Его слова на следующий день подтвердил заместитель министра энергетики Узакбай Карабалин. Он добавил, что в будущем цены будут меняться намного чаще. Потому что в Казахстане устанавливается ежемесячное регулирование стоимости ГСМ в соответствии с колебаниями цен на топливо в России.
10 декабря на сайте министерства энергетики опубликован приказ, согласно которому стоимость составила:
— дизельное топливо – 107 тенге за литр;
— АИ-80 – 89 тенге за литр;
АИ-92/93 – 115 тенге за литр.
30 декабря АИ-92 подешевел на шесть тенге до 109 тенге за литр. Средняя номинальная зарплата казахстанца в том году составляла 120,5 тыс. тенге. Теперь жители страны могли заправиться более чем на 100 литров.
2015 год
Этот год начался со снижения цен, однако во второй половине года стоимость топлива снова поднялась уже до 130 тенге за литр. На среднюю зарплату в 122 тыс. тенге можно было приобрести 94 литра АИ-92.
22 января цены на бензин упали еще на 4 тенге (105 тенге за литр). В феврале снижение продолжилось. Топливо начало продаваться ниже 100 тенге.
Тем временем пресс-служба КМГ сообщила, что Казахстан начнет производить бензин стандарта Евро-5 в 2017 году.
В апреле сеть АЗС «КазМунайГаз» снизила стоимость дизельного топлива (ДТ) на три тенге – 96 тенге за литр.
В конце мая, к печали казахстанцев, Минэнерго повысило цены на ГСМ до 108 тенге за литр. Директор департамента развития нефтяной промышленности министерства энергетики Куандык Кулмурзин, выступая на пресс-конференции по вопросам ситуации на рынке ГСМ в Астане, уточнил, что, несмотря на увеличение предельной стоимости, государство не заставляет автозаправочные станции поднимать цены.
Позже первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин во время правительственного часа сообщил о своем недовольстве мини-НПЗ. По его словам они производят недостаточно качественный бензин.
В июне было объявлено, что Казахстан начнет производить бензин стандарта Евро-5 уже к концу года. Планировалось, что инвестиции в производство Евро-5 в Казахстане окупятся за пять лет.
В сентябре отменили регулирование цен на бензин. По словам первого вице-премьера Бакытжана Сагинтаева, причиной для принятия такого решения послужила неспособность отечественных НПЗ самостоятельно обеспечить внутренний рынок топливом, а также переход на плавающий курс тенге.
«В целях исключения дефицита бензина на АИ-92 и АИ-93 на внутреннем рынке отказаться от государственного регулирования цен на бензин данных марок. Возможно, это повлияет на инфляцию, но, чтобы этого не допустить, мы будем смотреть за поведением рынка. Основные игроки общеизвестны, вы их прекрасно знаете. В случае, если они будут нарушать антимонопольное законодательство, то в отношении них будут применяться меры из-за установления монопольных высоких цен. Мы не будем допускать фактов злоупотребления доминирующим положением на рынке», — прокомментировал он.
При этом Сагинтаев отметил, что цены на дизельное топливо и бензин марки АИ-80, как и раньше, будут регулироваться.
Уже на следующий день почти на всех заправках страны бензин продавался уже от 124 до 129 тенге за литр
В том же месяце Казахстан дополнительно закупил 70 тыс. тонн бензина.
Тем временем министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков сообщил, что вслед за бензином дорожают и продукты.
В тот же период в Казахстане подняли акцизы на бензин. И пока экономисты не понимали, в чем здесь логика, ситуацию объяснил министр национальной экономики Ерболат Досаев. По его словам, это сделали для сокращения маржи производителей.
Тем временем в казахстанских предпринимателей уличили в том, что они незаконно перевозят топливо в Кыргызстан. Только в 2015 году было вывезено из страны около 200 тыс. тонн контрабандных ГСМ.
Напомним, ранее LS публиковал инфографику о том, кто продает бензин Казахстану.
2016 год
Количество авто в этом году достигло 3,924 млн, а потребление – 8,775 млн тонн. В свою очередь заводами было произведено всего 2,9 млн тонн бензина и 4,1 млн тонн дизельного топлива. В этом году казахстанцы узнали, каково покупать АИ-92 за 135 тенге. В 2016 году Казахстан импортировал 424,4 тыс. тонн дизельного топлива на $158,8 млн.
Первый прогноз по удорожанию цен на бензин в Казахстане дал экономист Сергей Смирнов. Он сообщил, что стоимость должна вырасти уже весной.
Однако 15 марта того года КМГ принял решение понизить цены на свое топливо на семь тенге. АИ-92 стал продаваться по 118 тенге.
В июне вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев сообщил, что после модернизации НПЗ (которое теперь начали ожидать к концу 2017 года) производство увеличится до 17,5 млн тонн в год.
Тем временем LS опубликовал инфографику о том, сколько казахстанцы тратят на бензин.
Всего за полгода в Казахстане было произведено 1,5 млн тонн бензина.
В июле Минэнерго опровергло информацию о грядущем повышении цен на бензин и в августе отказалось от регулирования цен на дизельное топливо. Тогда в министерстве национальной экономики приняли решение повысить акцизы на дизельное топливо, чтобы сократить разницу со ставками в России.
Пока министерства объясняли, почему они так поступили, казахстанцы пытались незаконно вывезти из страны 124 тыс. литров бензина.
В октябре цены на бензин уже превысили 130 тенге за литр. А в ноябре министр энергетики Канат Бозумбаев назвал примерную стоимость бензина до конца 2016 года. По его словам стоимость могла вырасти до 135 тенге за литр. В подтверждение его слов, в декабре АИ-92 стал продаваться уже по 133 тенге за литр. На зарплату в 143,6 тыс. тенге можно было приобрести 111 литров.
Между тем в конце этого года начал продаваться бензин стандарта Евро-5.
Тем временем, в Казахстане уже заговорили об авто на электрической тяге. Тогда президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев спрогнозировал, что электрокары будут дешевле бензиновых авто в 2025 году.
2017 год
В этом году цена АИ-92 превысила отметку 140 тенге за литр, а в правительстве объявили, что закончат ремонт НПЗ уже до конца года.
В первый раз бензин подорожал в феврале, составив 139 тенге за литр АИ-92. Канат Бозумбаев сказал, что на рост цен повлияло изменение курса тенге к рублю. В том же месяце стоимость сырья менялась еще два раза и наконец достигла 140 тенге за литр АИ-92. Пока топливо дорожало, в Казахстане увеличилось количество автомобилей на газе и составило 111,4 тыс. (в 2016 году).
Тем временем LS опубликовал видеоинфографику о том, как отличаются цены на бензин в Казахстане и в мире.
В марте цены на топливо были подняты в четвертый раз. С тех пор АИ-92 можно приобрести за 142 тенге за литр. АИ-95 стал продаваться по 155 тенге за литр. АИ-98 вырос до 168 тенге за литр. АИ-98 Prime превысил 170 тенге. Средняя номинальная зарплата казахстанцев составила 143 тыс. тенге. Таким образом возможности казахстанцев по покупке бензина на 7% меньше, чем в 1993 году.
Весной Минэнерго разработало план для обеспечения НПЗ нефтью и механизм приватизации НПЗ. В апреле казахстанское правительство подготовило приказ о возобновлении работы малых НПЗ. Эти меры должны покрыть Казахстан топливом.
В I квартале 2017 года обеспеченность бензином в Казахстане составила 80,9% при плане 68%.
В июне выросли цены на дизельное топливо. По информации министерства энергетики рекомендованная цена для сельского хозяйства составила 130 тыс. тенге за тонну. В КМГ отметили, что рост цен на ГСМ произойдет из-за повышения акциза на топливо с 1 июня.
«По информации компании, с 1 июня этого года акцизная ставка на реализацию дизтоплива стает 9300 тенге за тонну. Рост оптовой цены только за счёт подорожания акциза составит приблизительно 7,3 тенге за литр, что скажется и на стоимости горючего на АЗС», — указано в сообщении компании.
Между тем министр энергетики Канат Бозумбаев отметил, что снижение цен на бензин приведет к его дефициту. Видимо поэтому казахстанцам не нужно ожидать удешевления ни в этом, ни в следующем году.
Отметим, на сегодня все еще не завершена модернизация всех отечественных НПЗ и пока рынок не может полностью обеспечиваться за счет отечественных заводов.
Цены на бензин. Статистика | Бизнес-мир, деловой журнал Казахстана
Ситуация с ценами на бензин в регионах: наиболее быстро дорожает топливо в ЗКО — на 10,6%, самый медленный рост — в Костанайской области (+6%)
В целом по РК за 9 месяцев бензин подорожал на 8,7%
На казахстанских АЗС вновь наблюдается дефицит топлива — по сообщению СМИ, нехватка бензина зафиксирована в ряде регионов Казахстан, цены на наиболее популярный вид топлива АИ-92 выросла до 150-155 тенге за литр.
Согласно официальной статинформации, цены на автомобильное топливо в этом году действительно резко подскочили, если сравнивать с ситуацией в 2015-2016 годах. Бензин в этом году дорожает с такой же скоростью, что и в 2014 году — в сентябре 2017 по сравнению с декабрем 2016 уровень цен на бензин поднялся на 8,7%. Для сравнения, за аналогичный период 2016 года стоимость топлива увеличилась на 1,5%, в 2015 году — на 4,5%.
Особенно резко растут цены на АИ-92: за 9 месяцев текущего года они выросли на 9,4% — за аналогичный период прошлого года цены поднимались всего на 1,5%. Более значительный уровень роста наблюдался в 2014 году, когда за 9 месяцев цены увеличились сразу на 11,4%.
Дизельное топливо в этом году дорожает менее резко, чем в 2016 году — прирост цен с января по сентябрь составил 11,3% против 27,3% годом ранее.
Цены на остальные виды бензинов в этом году идут след за темпом роста цены на АИ-92: бензин марки АИ-92, АИ-96 подорожал в сентябре по сравнению с уровнем на декабрь 2016 года на 8,8%, бензин АИ-98 — на 5,7%.
Нынешнее увеличение цен на топливо происходит довольно резко и ощутимее для бюджета казахстанских автолюбителей. За месяц (сентябрь к августу 2017) цены на АИ-92 поднялись на 3,1% — это самый резкий уровень месячного прироста цен с января 2016 года.
Дизельное топливо за сентябрь подорожало на 3,6%, более быстрый темп роста был зафиксирован в ноябре 2016 года.
В этом году наиболее резко цены на бензин увеличиваются в нефтяной ЗКО — в сентябре по сравнению с декабрем 2016 году автомобильное топливо подорожало на 10,6%, годом ранее прирост цен в регионе составлял всего 0,9%.
Также резкое удорожание бензина наблюдается в СКО — на 9,8%, ВКО — на 9,7% и Карагандинской области — на 9,6%.
В столице топливо подорожало на 8,7%, в Алматы — на 8,5%.
Самый медленный рост на бензин фиксируется в Костанайской области — прирост составил всего 6%.
Источник: finprom.kz
«Готовьтесь к худшему». В дальнейшем подорожании АИ-92 уверены эксперты
Даже малейшие колебания бензиновых цен на 1-2 тенге сильно возмущают казахстанцев, а тут ценники резко подскочили в среднем на 20 тенге. Чем объясняется этот скачок – в стране дефицит топлива, курс тенге не тот или мы стали добывать меньше нефти? И насколько цены поднимутся в ближайшее время? Ответы искал корреспондент Azattyq Rýhy.
Еще несколько дней назад жители столицы заправлялись самой ходовой маркой АИ-92 по 150 тенге за литр. Сейчас на заправках ее отпускают по 170 тенге. Это самая максимальная цена по стране.
В Петропавловске стоимость популярной марки близка к столичной – 169 тенге. В Алматы скачок был не такой существенный – цены поднялись на 13 тенге. Сейчас АИ-92 стоит 163 тенге за литр.
В остальных регионах цены тоже подскочили до 10 тенге, по данным Агентства по защите и развитию конкуренции.
Опыт прошлых лет показывает, что бензин в Казахстане может лишь дорожать. Вопрос только в том, насколько быстро. И это, надо заметить, без оглядки на нефтяные котировки, которые в последние месяцы стабильно растут. Люди как раз этого и не могут понять – почему бензин дорожает, если цены на нефть поднимаются? И почему в стране, добывающей сырье, приходится переплачивать за ГСМ?
«Никто не разъясняет, что, черт возьми, происходит с ценами на продукты, топливо, жилье и все остальное… Народ ждет объяснения», – пишет пользователь соцсети Тамара.
«Как так получается, что бензин, который производится в Павлодаре, стоит дороже на 8 тг, чем в Актобе, находящемся за тысячу километров?! Как так получается, что зимой картошка, которая выращивается повсеместно в Казахстане, стоит дороже импортных бананов, а наши помидоры с огурцами стоят дороже кокосов и ананасов?!», – недоумевает Тахир Уалиев.
После волны возмущения в Министерстве энергетики поспешили внести хоть какую-то ясность. Объяснить, почему казахстанцам теперь придется больше тратиться на бензин, они так и не смогли, но подчеркнули, что запасы топлива в стране находятся «на достаточно комфортном уровне».
«На сегодняшний день насчитывается 254 тысячи тонн остатков бензина на нефтебазах и нефтеперерабатывающих заводах. Этого достаточно для покрытия 25-дневной суточной потребности. По дизельному топливу – около 330 тысяч тонн», – сказал вице-министр энергетики Асет Магауов.
А чего ожидать через 25 дней – непонятно. За разъяснениями о том, что будет дальше и почему, собственно, дорожает топливо, мы обратились к экспертам.
Экономисты объяснили: цены складываются по нескольким факторам – это оптовая стоимость, логистика, налоги и акцизы.
«Цены растут по объективным причинам. Инфляция за последние годы выросла до 9%. Это официальные данные. В реальности цифра еще больше. Во-вторых, растут отпускные цены на заводах, перерабатывающих нефть. Большую часть комплектующих мы импортируем, а они дорожают. Все это накладывается на себестоимость. И автоматом поднимаются цены. Плюс повышение прошлогодних акцизов повлияло на рост. Их подняли почти в 2.5 раза», – перечисляет основные причины экономист Арман Байганов.
«Мы закончили реконструкцию всех трех наших нефтеперерабатывающих заводов. Все проекты, связанные с нефтедобычей или переработкой нефти происходят благодаря инвестиционным деньгам. Правительство не вкладывается туда. То есть инвесторы должны возвращать потраченные деньги и поэтому оптовые цены растут», – отметил председатель президиума Союза нефтесервисных предприятий Казахстана Рашид Жаксылыков.
Виновными в том, что казахстанцам придется доплачивать за лишний литр, могут быть и россияне. В соседней стране бензин дороже на 40%. Если у нас ходовая АИ-92 стоит сейчас уже 170 тенге за литр, то у них цены доходят до 250 тенге.
«Когда слишком большая разница, люди в приграничных районах начинают у нас заправляться. И возникает дефицит топлива. Нелегальная торговля, контрабанда обязательно будет при такой разнице в стоимости», – считает Арман Байганов.
При этом цены на бензин никак не зависят от того, что нефть на мировом рынке дорожает – сейчас баррель сырья стабильно держится выше 60 долларов. В развитых странах, конечно, ценник напрямую зависит от этих котировок: если нефть упала в цене, то упадут и ценники на топливо. Но в Казахстане такая схема не работает.
«Это иллюзия, что внутренние цены на бензин связаны с мировыми ценами на нефть. Это главное заблуждение, от которого надо избавляться. Механизм такой, что у нас есть обязательства поставщиков поставлять товар на внутренний рынок. Соответственно, цены внутреннего рынка с мировыми никак не связаны», – говорит экономист Айдархан Кусаинов.
Сейчас при поставках ГСМ на внутренний рынок компании в основном теряют по сравнению с экспортными продажами.
«Нефтяным компаниям невыгодно продавать топливо в Казахстане, потому что себестоимость нефти дорогая, а продавать внутри страны должны по низким ценам. Им лучше продать за рубеж по высоким ценам», – пояснил Арман Байганов.
Прогноз на ближайшие 4 года у аналитиков совсем неутешительный. Бензин, по их мнению, продолжит дорожать и остановится лишь тогда, когда ценники сравняются с российскими. Сейчас, напомним, литр ГСМ стоит у них 250 тенге.
«Есть соглашение в рамках ЕврАзЭС, на которое подписалось наше любимое правительство. По этому соглашению к 2025 году у стран, входящих в Таможенный союз, будут одинаковые цены на бензин. То есть примерно цена будет у нас такой же, как и в России. Поэтому мы потихоньку стремимся к этому рубежу.
Я в этом кавардаке не понимаю всего одну вещь – позицию Министерства энергетики. Почему они не выходят и не разъясняют это? Почему они не говорят, что есть такие обязательства? Вышли бы и сказали: «По такому-то соглашению надо выполнять такие-то обязательства, цены будут расти, готовьтесь». И все. А они постоянно миллион причин придумывают, лишь бы уклониться от прямого ответа. Они должны народу это четко объяснять. Но, к сожалению, диалог министерства с населением на очень слабом уровне. Вся беда в этом», – подытожил Рашид Жаксылыков.
А если бензин продолжит дорожать, то вслед за ним в цене вырастет практически все – от транспортных услуг до продуктов питания.
Что же касается не далекой перспективы, а ближайшего времени, то АИ-92 вполне может подорожать до 175-180 тенге за литр. В этом убежден эксперт нефтегазового рынка, бывший заместитель гендиректора «КазМунайГаз Өнімдері» Ерлан Жаукин.
Амир СМАГУЛОВ
В Алматы, Казахстан выросли цены на топливо
Цены на бензин в Алматы, Казахстан, выросли в среднем на 2 тенге (0,0059 доллара США).
В сетях крупных АЗС г. Алматы наблюдается удорожание как бензина, так и дизельного топлива.
На АЗС «КазМунайГаз» стоимость литра бензина АИ-92 с начала августа подорожала на 3 тенге, до 144 тенге ($ 0,42). Бензин марки АИ-95 также подорожал на 3 тенге до 158 тенге ($ 0,46), дизельное топливо с начала августа подорожало на 4 тенге до 144 тенге за литр.
Цены на бензин на заправках Royal Petrol для АИ-92: 145 тенге за литр (по сравнению со 143 тенге в августе), дизельное топливо теперь стоит также 145 тенге, поднявшись на один тенге, и топливо Марка АИ-95 стоит 159 тенге (0,47 доллара США).
На АЗС Sinooil литр АИ-92 подорожал на 2 тенге, до 145 тенге, а цена литра дизельного топлива и бензина АИ-95 подорожала на 1 тенге до 144 и 159 тенге соответственно.
На АЗС Гелиос АИ-92 продается по 145 тенге, дизельное топливо — 146 тенге, АИ-95 — 159 тенге.
Наибольшая цена зафиксирована в сети АЗС Газпром нефть-Казахстан, где АИ-92 продается по 147 тенге, подорожав на 2 тенге, дизельное топливо после подорожания на 147 тенге за литр, и Бензин АИ-95 за 168 тенге (0,49 доллара).
В первом полугодии 2017 года НПЗ Казахстана переработали 7,4 млн тонн нефти. Это на 5,4% больше, чем за аналогичный период 2016 года. Павлодарский нефтехимический завод переработал на 13,1% больше нефти, чем в прошлом году — 2648,7 тыс. Тонн, Шымкентский НПЗ 19.На 8% меньше на 1 895,5 тыс. Тонн, а Атырауский НПЗ на 19,6% больше, чем в 2016 году с 2 508,3 тыс. Тонн.
Долаберидзе Дмитрий
11 сентября 2017 18:12
AAA Цены на газ
Государственные цены на газ
Национальный
Аляска
Алабама
Арканзас
Аризона
Калифорния
Колорадо
Коннектикут
округ Колумбия
Делавэр
Флорида
Грузия
Гавайи
Айова
Айдахо
Иллинойс
Индиана
Канзас
Кентукки
Луизиана
Массачусетс
Мэриленд
Мэн
Мичиган
Миннесота
Миссури
Миссисипи
Монтана
Северная Каролина
Северная Дакота
Небраска
Нью-Гемпшир
Нью-Джерси
Нью-Мексико
Невада
Нью-Йорк
Огайо
Оклахома
Орегон
Пенсильвания
Род-Айленд
Южная Каролина
южная Дакота
Теннесси
Техас
Юта
Вирджиния
Вермонт
Вашингтон
Висконсин
Западная Виргиния
Вайоминг
Использование топлива в Казахстане — Потребление чистой энергии в домашних хозяйствах в Казахстане: Дорожная карта — Анализ
Результаты опроса домохозяйств показывают, что 30% домохозяйств в Казахстане использовали уголь и / или дрова в 2018 году: 17% городских и 55% сельских.Данные обследования показывают, что использование топлива в домашних хозяйствах значительно варьируется в зависимости от региона из-за различий в климате, доступе к инфраструктуре и типах домов. Таким образом, использование твердого топлива для городских жителей отличается от использования сельских жителей, а также для частных домов по сравнению с MAB. В городской местности твердое топливо использовалось в 5% квартир и 46% частных домов, а в сельской местности — 31% квартир и 68% отдельно стоящих домов.
Использование твердого топлива более распространено в регионах, где нет централизованного теплоснабжения и природного газа — i.е. сельские районы северного, центрального и восточного Казахстана. Доля сельских особняков, использующих твердое топливо, была очень высокой в регионах без газопроводов: Восточно-Казахстанской (99%), Северо-Казахстанской (99%), Павлодарской (99%), Акмолинской (98%) и Карагандинской (95%). В регионах с газопроводной сетью (в основном в Западном Казахстане) существенно ниже использование твердого топлива в сельских особняках: Мангистау (0%), Западный Казахстан (1%), Атырау (4%), Актобе (29%) и Жамбыл ( 37%).
В 4 регионах из 14, однако, потребление твердого топлива среди отдельных сельских домохозяйств остается высоким, несмотря на доступ к природному газу по трубопроводам: Кызылорда (95%), Алматы (81%), Южный Казахстан (57%) и Костанай (80%). ).В этих регионах домохозяйства продолжают полагаться на уголь — возможно, из-за высокой стоимости подключения к трубопроводу, стоимости газового котла, относительно более высокой цены на газ, недоступности распределительных сетей и / или бедности по доходам. Конкретные программы поддержки (например, субсидии) для помощи домохозяйствам в переходе с угля на газ еще не созданы.
Низкая плотность населения — один из сдерживающих факторов развития газопровода. В 2018 году средняя плотность населения Казахстана составляла 6 человек.8 человек на квадратный километр (/ км 2 ), в зависимости от региона от 2,9 / км 2 до 17,4 / км 2 (Национальное статистическое бюро, Агентство стратегического планирования и реформ, 2020).
Регионы в Центральном Казахстане (город Нур-Султан, Карагандинская и Акмолинская области), которые в настоящее время в значительной степени зависят от угля, как ожидается, в ближайшие годы постепенно перейдут на газ в связи с завершением строительства газопровода Сарыарка в 2019 году и продолжающимся расширением газопровода. газораспределительная сеть.
Пекин и Алматы сделали последние передачи для проведения зимних Игр 2022 года
Джулиан Линден КУАЛА ЛУМПУР (Рейтер) — Команды из Пекина и Алматы сделали свои последние передачи в Международный олимпийский комитет (МОК) в пятницу, настаивая на своем выбран в качестве принимающей стороны зимних Олимпийских игр 2022 года. Пекин, претендующий на то, чтобы стать первым городом, принимающим как летние, так и зимние Игры, представил себя как безопасный выбор, подчеркнув, что они уже зарекомендовали себя в качестве принимающей стороны Олимпийских игр и имеют опыт и финансовые возможности, чтобы сделать это снова.Заявочная группа из Казахстана призвала МОК не поддаваться искушению вернуться в Китай и вместо этого послать позитивный сигнал меньшим развивающимся странам, что они тоже могут принимать крупнейшие спортивные соревнования в мире. Президент Китая Си Цзиньпин не присутствовал в малазийском конференц-центре, где проходили презентации, но отправил видеообращение, которое транслировалось 85 членам МОК, которые проголосуют тайным голосованием, чтобы определить победителя, объявление которого ожидается около 10 GMT. . «Позвольте мне заверить вас, что если вы выберете Пекин, китайский народ проведет отличные и необычные Игры», — сказал он.Пекин — явный фаворит на победу в голосовании, поскольку МОК борется с последствиями глобального экономического кризиса и меняющейся опорой мирового спорта. Все четыре европейских кандидата, которые первоначально участвовали в выборах 2022 года, выбыли из гонки, сославшись на озабоченность по поводу растущих затрат на проведение Олимпийских игр и сокращения поддержки внутри страны, что побудило МОК провести ряд реформ, чтобы сократить расходы и привлечь больше участников торгов. будущее. Пока остаются только Пекин и Алматы, перед МОК остается непростой выбор.Китайская столица является явным фаворитом благодаря своей проверенной репутации, но Алматы лучше подходит для новых реформ МОК, которые выступают за менее дорогие и более устойчивые заявки. «Алматы — не рискованный выбор на 2022 год», — заявил МОК премьер-министр Казахстана Карим Масимов. «Мы — прекрасная возможность показать, что небольшие развивающиеся страны могут принимать Игры, дать спортсменам настоящий зимний опыт, которого они заслуживают». Алматы, второй по величине производитель нефти в бывшем Советском Союзе после России, также заверил, что у них есть деньги, чтобы заплатить за Игры, и активно использовал лозунг своей кампании «Сохранять реальность», слегка завуалированный прикол в Пекине из-за отсутствия снега.Но министр спорта Китая Лю Пэн преуменьшил любые опасения по поводу нехватки снега, заявив, что горнолыжные курорты работают в предлагаемых горных местах уже два десятилетия. «Пекин 2022 будет опираться на наши существующие возможности по производству снега, чтобы дополнить снегопад … с минимальным воздействием на окружающую среду», — сказал он. «У нас есть большой опыт в организации зимних Игр». Около 85 членов МОК, состоящего из 100 человек, будут голосовать на 128-й сессии в столице Малайзии прямым большинством голосов, достаточным для решения исхода.Президент МОК Томас Бах решил не голосовать, в то время как несколько других членов, в том числе президент ФИФА Зепп Блаттер, отсутствовали. (Под редакцией Оссиана Шайна)
КАЗАХСТАН ДОЛЖЕН ИСТОРИЧЕСКОГО ВЫСОКОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
2019 год стал успешным для развития топливно-энергетического комплекса — рекордная добыча нефти, полное покрытие внутреннего рынка казахстанским газом, начало экспорта бензина, ввод 23 возобновляемых источников энергии и рост инвестиционных потоков.В результате экономика Казахстана окрепла и достигла прироста ВВП 4,4%.
Топливно-энергетический комплекс — один из ключевых факторов социально-экономического развития Казахстана и интеграции страны в мировую экономику. Общий объем запасов нефти в стране составляет около 30 миллиардов баррелей, или 1,7% мировых запасов. По этому показателю Казахстан находится на 12 месте в мире, уступая странам Ближнего Востока, Латинской Америки, а также России и США.
Извлекаемые запасы газа в республике составляют 3,9 трлн м3, что соответствует 1,7% мировых запасов. Значительная часть ресурсов природного газа сосредоточена в Атырауской (43%), Мангистауской (29%) и Западно-Казахстанской (19%) областях.
За последние три года самыми амбициозными проектами в нефтегазовой отрасли стали:
открытие новой залежи нефти на Рожковском месторождении (Западно-Казахстанская область) в 2017 г .;
ввод в эксплуатацию месторождения Жаркум, которое сможет поставлять газ в Жамбылскую область почти на три десятилетия, снизив зависимость южных регионов страны от импорта из Узбекистана.
В Казахстане более 250 месторождений нефти и газа, которые добывают 104 предприятия. Для сравнения: в 2018 году их было 100 предприятий, а в 2017 году — 99.
В 2018 году после завершения модернизации крупнейших НПЗ страны объем добычи нефти и газового конденсата достиг рекордных 90,4 млн тонн, а в денежном выражении — 12,2 трлн тенге (рост на 33% по сравнению с 2017).
В 2019 году, несмотря на капитальный ремонт крупных проектов (Тенгиз, Карачаганак, Кашаган), добыча нефти составила 90.5 млн тонн, а в денежном выражении — 12,3 трлн тенге. Наибольшие объемы обеспечены месторождениями Атырауской (49,4 млн тонн), Мангистауской (17,9 млн тонн) и Западно-Казахстанской (11,7 млн тонн) областей.
Сохранение объемов добычи нефти позволило сохранить экспорт продукции на прежнем уровне — 59,6 млн тонн за одиннадцать месяцев 2019 года (рост на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года). При этом за весь 2018 год Казахстан экспортировал 72.5 миллионов тонн нефти. Развитие нефтегазовой отрасли оказало мощную поддержку национальной экономике — за одиннадцать месяцев 2019 года доля отрасли в ВВП составила около 17%, что в свою очередь позволило стимулировать экономический рост до 4,4%.
При этом рост ВВП произошел в основном не за счет увеличения добычи нефти, а за счет повышения цен на нефть и нефтепродукты. Так, за год стоимость барреля нефти выросла на 8% с 61 доллара США до 66 долларов США.
Производство бензина после модернизации завода выросло на 84%, дизельного топлива — на 36%, авиакеросина — в 3 раза. По данным АО «КазМунайГаз», три казахстанских НПЗ способны производить газа на 24% больше, чем требуется рынку, а ближайший дефицит возникнет не ранее 2032 года. В 2019 году в стране переработано 17,1 млн тонн нефти с увеличением на 5% по сравнению с прошлогодним периодом. В результате производство бензина, в том числе авиационного, увеличилось на 14.4% и достигла 4,5 млн тонн (в 2018 году — около 4 млн тонн).
Наибольший объем производства обеспечен в городе Шымкент — произведено 1,9 млн тонн бензина, или 42% от общего объема. В области действует новейший нефтеперерабатывающий завод в республике. 30% производства бензина было обеспечено Павлодарским нефтехимическим заводом (1,4 млн тонн), а 27,1% — Атырауским НПЗ (1,2 млн тонн).
Раньше внутренний рынок зависел от импорта; его доля по некоторым видам нефтепродуктов превышала 40%.Тем не менее на рынке не хватало топлива.
Теперь, после увеличения производства бензина, стране удалось сократить импорт продукции до минимума — по итогам девяти месяцев 2019 года объем импорта составил 18,7 тыс. Тонн. За аналогичный период 2018 года импорт составил 590 тыс. Тонн.
Более того, теперь страна не нуждается в импорте бензина и самостоятельно покрывает спрос на внутреннем рынке. Итак, при добыче газа 4.5 млн тонн, расход топлива 4,2 млн тонн. То есть на данный момент в Казахстане есть профицит.
Соответственно, для поддержки производства фабрик необходимо развитие экспорта продукции. В связи с этим с июля 2019 года казахстанский бензин стал поставляться в зарубежные страны. Ежемесячно на экспорт отправляется около 20-30 тысяч тонн бензина.
По состоянию на начало января 2020 года средняя цена на бензин в мире составляла 420,8 тенге за литр.В Казахстане стоимость литра бензина составила 174 тенге. По этому показателю страна заняла 9 позицию в мировом рейтинге, в который входят 92 страны. Примечательно, что среди стран СНГ бензин дешевле только в Туркменистане — 163,6 тенге за литр.
В целом разрыв цен в разных странах значительный — самый дешевый бензин в Венесуэле (0,23 тенге за литр). Далее в рейтинг попал Иран с ценой на газ 42,4 тенге за литр, затем Судан (64.9 тенге за литр). А самый дорогой бензин в Гонконге — 876,7 тенге за литр. Также в тройку стран по дороговизне бензина вошли Монако (724,4 тенге за литр) и Исландия (722,2 тенге за литр).
Разница цен в разных странах объясняется уровнем налогообложения и субсидирования отрасли. Как правило, в экономически развитых странах налоги выше, что соответственно обеспечивает высокую стоимость бензина. Значительно более низкое налогообложение в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, а также в странах, производящих и экспортирующих нефть.
Налоговые отчисления 30 крупнейших налогоплательщиков Казахстана составляют около 60% от общих налоговых поступлений и платежей в государственный бюджет.
В 2019 году в госбюджет поступило 9,7 трлн тенге. При этом 30 крупнейших налогоплательщиков уплатили 4,9 трлн тенге налогов, из которых 4,3 трлн тенге поступили от предприятий, занимающихся добычей нефти и газа.
То есть 44% госбюджета формирует нефтегазовый сектор.
За девять месяцев 2019 года прямые иностранные инвестиции достигли 9.5 млрд долларов США, что соответствует 51,6% от общего объема привлеченных ПИИ.
Доля иностранных инвестиций в крупные нефтегазовые проекты в Казахстане, такие как Тенгиз, Карачаганак и Кашаган, колеблется от 80% до 90%.
Причины столь высоких показателей — низкий уровень инноваций в стране и недостаточное развитие человеческого капитала. Так, по индексу человеческого развития Казахстан находится на 58-м месте в мире, по инновациям — на 74-м, а по легкости ведения бизнеса — на 36-м.
Более того, в среднесрочной перспективе ожидается увеличение инвестиционных потоков на 44,5 млрд долларов США за счет трех проектов: расширение Тенгиза к 2023 году (объем инвестиций 36,8 млрд долларов США), расширение первой очереди Кашагана (2 млрд долларов США). ), расширение производства на Карачаганаке (4,5 млрд долларов США). В результате годовая добыча нефти может превысить 100 миллионов тонн.
С 2016 года Казахстан начал активно развивать возобновляемые источники энергии. Для стимулирования рынка зеленой энергии Правительство запустило систему фиксированных тарифов с учетом инфляции и изменения курса доллара.В результате количество вводимых объектов стало ежегодно увеличиваться — в 2017 году было введено 6 ВИЭ, в 2018 году — 10 ВИЭ, а в 2019 году — 23 ВИЭ.
По итогам 2019 года в республике действует 90 объектов возобновляемой энергетики установленной мощностью 1061 МВт. За девять месяцев 2019 года они выработали 1,65 млрд кВтч электроэнергии, что на 65% больше, чем за аналогичный период 2018 года.
По предварительным данным, доля возобновляемых источников энергии от общей выработки электроэнергии оценивается в 2 единицы.3%. В 2018 году показатель составил 1,3%.
Рост связан с запуском солнечных станций мощностью 100 МВт в Алматинской, Карагандинской и Жамбылской областях, а также с функционированием ветровой станции мощностью 50 МВт в Жамбылской области, 45 МВт в Акмолинской области и 42- мегаватт в Мангистауской области.
В целом экономическое значение развития возобновляемой энергетики для Казахстана заключается в том, что внедрение «зеленых» технологий приведет к повышению энергоэффективности национальной экономики на 40-60%, а также к снижению энергопотребления. расход воды на 50%.Более того, переход к модели зеленого роста позволит обеспечить дополнительный рост ВВП на 3%.
Источник
SEC.gov | Превышен порог скорости запросов
Чтобы обеспечить равный доступ для всех пользователей, SEC оставляет за собой право ограничивать запросы, исходящие от необъявленных автоматизированных инструментов. Ваш запрос был идентифицирован как часть сети автоматизированных инструментов за пределами допустимой политики и будет обрабатываться до тех пор, пока не будут приняты меры по объявлению вашего трафика.
Пожалуйста, объявите свой трафик, обновив свой пользовательский агент, включив в него информацию о компании.
Чтобы узнать о передовых методах эффективной загрузки информации с SEC.gov, в том числе о последних документах EDGAR, посетите sec.gov/developer. Вы также можете подписаться на рассылку обновлений по электронной почте о программе открытых данных SEC, включая передовые методы, которые делают загрузку данных более эффективной, и улучшения SEC.gov, которые могут повлиять на процессы загрузки по сценариям. Для получения дополнительной информации свяжитесь с opendata @ sec.губ.
Для получения дополнительной информации см. Политику конфиденциальности и безопасности веб-сайта SEC. Благодарим вас за интерес к Комиссии по ценным бумагам и биржам США.
Код ссылки: 0.14ecef50.1623652476.12ac6aa6
Дополнительная информация
Политика безопасности в Интернете
Используя этот сайт, вы соглашаетесь на мониторинг и аудит безопасности. В целях безопасности и обеспечения того, чтобы общедоступная услуга оставалась доступной для пользователей, эта правительственная компьютерная система использует программы для мониторинга сетевого трафика для выявления несанкционированных попыток загрузки или изменения информации или иного причинения ущерба, включая попытки отказать пользователям в обслуживании.
Несанкционированные попытки загрузить информацию и / или изменить информацию в любой части этого сайта строго запрещены и подлежат судебному преследованию в соответствии с Законом о компьютерном мошенничестве и злоупотреблениях 1986 года и Законом о защите национальной информационной инфраструктуры 1996 года (см. Раздел 18 USC §§ 1001 и 1030).
Чтобы обеспечить хорошую работу нашего веб-сайта для всех пользователей, SEC отслеживает частоту запросов на контент SEC.gov, чтобы гарантировать, что автоматический поиск не влияет на возможность доступа других пользователей к SEC.содержание правительства. Мы оставляем за собой право блокировать IP-адреса, которые отправляют чрезмерное количество запросов. Текущие правила ограничивают пользователей до 10 запросов в секунду, независимо от количества машин, используемых для отправки запросов.
Если пользователь или приложение отправляет более 10 запросов в секунду, дальнейшие запросы с IP-адреса (-ов) могут быть ограничены на короткий период. Как только количество запросов упадет ниже порогового значения на 10 минут, пользователь может возобновить доступ к контенту на SEC.губ. Эта практика SEC предназначена для ограничения чрезмерного автоматического поиска на SEC.gov и не предназначена и не ожидается, чтобы повлиять на людей, просматривающих веб-сайт SEC.gov.
Обратите внимание, что эта политика может измениться, поскольку SEC управляет SEC.gov, чтобы гарантировать, что веб-сайт работает эффективно и остается доступным для всех пользователей.
Примечание: Мы не предлагаем техническую поддержку для разработки или отладки процессов загрузки по сценарию.
Факт № 741: Исторические цены на бензин за 1929-2011 гг., 20 августа 2012 г.
С поправкой на инфляцию средняя годовая цена на бензин в 2011 году составляла 1 доллар.24 выше цены на бензин в 1929 году. Эффект эмбарго США на поставку нефти из Ирана можно увидеть в начале 1980-х годов, когда цена на бензин достигла пика в 1982 году. С 2002 по 2008 год цена на бензин значительно выросла, но затем упала. 2009 год в период экономического спада. В 2011 году цены были самыми высокими за восьмидесятилетний ряд как в текущих, так и в постоянных долларах.
Цена галлона бензина в текущих и постоянных долларах, 1929-2011 гг.
Дополнительная информация
Год | Цена на бензин (текущих долларов за галлон) | Цена на бензин (постоянные | ||
---|---|---|---|---|
1929 | 0.21 | 2,29 | ||
1930 | 0,20 | 2,21 | ||
1931 | 0,17 | 2,10 | ||
1932 | 0,18 | |||
1934 | 0,19 | 2,57 | ||
1935 | 0,19 | 2,52 | ||
1936 | 0,19 | 2,57 | ||
20 | 2,53 | |||
1938 | 0,20 | 2,55 | ||
1939 | 0,19 | 2,47 | ||
1940 | 0,18 | |||
1942 | 0,20 | 2,31 | ||
1943 | 0,21 | 2,20 | ||
1944 | 0,21 | 2,16 | ||
21 | 2,09 | |||
1946 | 0,21 | 1,90 | ||
1947 | 0,23 | 1,90 | ||
1948 | 0,26 9017 | 9017 9017 | 0,26 | |
1950 | 0,27 | 2,07 | ||
1951 | 0,27 | 1,93 | ||
1952 | 0,27 | 1,93 | ||
17 | 27 | 1,92 | ||
1954 | 0,29 | 1,99 | ||
1955 | 0,29 | 1,98 | ||
1956 | 0,29 | |||
1958 | 0,31 | 1,94 | ||
1959 | 0,30 | 1,88 | ||
1960 | 0,31 | 1,86 | ||
19176 | ||||
1917831 | 1,87 | |||
1962 | 0,31 | 1,83 | ||
1963 | 0,31 | 1,80 | ||
1964 | 0,3076 19179 | 0,3076 | 0,3076 | |
1966 | 0,31 | 1,73 | ||
1967 | 0,32 | 1,72 | ||
1968 | 0,33 | 1,71 0179 | ||
196934 | 1,65 | |||
1970 | 0,35 | 1,62 | ||
1971 | 0,36 | 1,58 | ||
1972 | 0,36 | |||
1974 | 0,39 | 1,43 | ||
1975 | 0,53 | 1,80 | ||
1976 | 0,57 | 1,81 | ||
1977 | 59 | 1,77 | ||
1978 | 0,62 | 1,74 | ||
1979 | 0,63 | 1,62 | ||
1980 | 0,86 | |||
1982 | 1,31 | 2,68 | ||
1983 | 1,22 | 2,40 | ||
1984 | 1,16 | 2,19 | ||
1985 113 | 2,08 | |||
1986 | 1,12 | 2,01 | ||
1987 | 0,86 | 1,50 | ||
1988 | 0,90 | |||
1990 | 1,00 | 1,57 | ||
1991 | 1,14 | 1,73 | ||
1992 | 1,13 | 1,67 | ||
1993 | ||||
1993 | 1,60 | |||
1994 | 1,11 | 1,58 | ||
1995 | 1,15 | 1,59 | ||
1996 | 1,23 | 1.68 | ||
1998 | 1,06 | 1,40 | ||
1999 | 1,17 | 1,52 | ||
2000 | 1,51 | 1,93 | ||
2001 | ||||
2001 | 46 | 1,83 | ||
2002 | 1,36 | 1,67 | ||
2003 | 1,59 | 1,92 | ||
2004 | 1,88 | |||
2006 | 2,59 | 2,84 | ||
2007 | 2,80 | 2,99 | ||
2008 | 3,27 | 3,41 | ||
2009 | 35 | 2,43 | ||
2010 | 2,79 | 2,85 | ||
2011 | 3,53 | 3,53 | ||
Примечания: Розничная цена включает федеральные и государственные налоги. Цена указана на обычный этилированный бензин до 1990 года, а после этого — на обычный неэтилированный бензин. |
Leave a Reply