Бензин в Казахстане дорожает и будет дорожать — Forbes Kazakhstan
Факт высокого уровня колебаний нефти связан как с решением США о высвобождении порядка 50 млн баррелей нефти из собственных стратегических запасов, так и с опасениями рынка по распространению штамма «Омикрон».
Принятые меры и опасения рынка возымели краткосрочный эффект на нефтяной рынок. Однако в среднесрочной перспективе есть ожидания, что нефтяные котировки восстановятся на уровне $85 за баррель.
Итоги модернизации казахстанских НПЗ
За последний месяц на фоне возникших на рынке проблем с дизельным топливом … →
Как это сказывается на казахстанской экономике и нашем топливном рынке?
Несомненно, что львиная доля бюджета формируется от нефтяных доходов – это и поступления от уплаты экспортных таможенных пошлин, и налог на добычу полезных ископаемых, и рентный налог, и… можно продолжать и продолжать.
То есть казахстанской сырьевой экономике выгодны высокие котировки нефти. Кроме того, динамика изменения котировок нефти оказывает существенное воздействие на курс национальной валюты. Я говорю о существенном, но не основном влиянии нефтяных котировок на курс тенге.
На сегодня на курс национальной валюты большее воздействие оказывает стоимость российского рубля и торговый баланс с нашими основными торговыми партнерами. А учитывая, что российская экономика находится под действиями санкций, то это также косвенно сказывается и на курсе тенге.
Но вернемся к рынку нефти и нефтепродуктов.
Нефть подешевела, но бензин в Казахстане подорожал. Напрашивается набившее оскомину выражение: «Нефть дорожает – бензин дорожает, нефть дешевеет – бензин дорожает. Бензин молодец – он стабилен».
Это действительно смешно и действительно факт. Почему так происходит?
Как уже неоднократно отмечалось, стоимость топлива на рынке Казахстана – одна из самых низких в мире. Уровень низких цен с начала 2000-х годов обеспечивался путем обеспечения поставок нефти на внутренний рынок страны со скидкой на уровне $50–55 за тонну от мировых котировок (около $7–7,5 за баррель). Да и курс тенге к доллару находился на довольно стабильном уровне. В текущем году скидка от рыночных котировок при поставке нефти на внутренний рынок достигала $130, и недропользователи заговорили, что внутренние цены на нефть для ряда месторождений находятся ниже себестоимости ее добычи.
Почему я привязываю стоимость нефти к доллару, если мы живем, имея в карманах и на банковских карточках тенге? Причина простая: экспортные пошлины, рентный налог, уплачиваемые недропользователями в бюджет страны формируются в жесткой привязке к доллару. Инвестиции, привлекаемые в развитие нефтяной отрасли, жестко привязаны к иностранной валюте.
Возвращаемся к внутреннему рынку страны.
Бензин на рынке страны – один из самых дешевых в мире. Поддержание низких цен на топливо – это своего рода «политика государства», которое таким образом делится с населением нефтяными доходами. Это работало в период, когда мировые котировки нефти пробивали собственные максимумы, а курс национальной валюты находился в районе 150 тенге за доллар.
Бензин в Казахстане дорожает, и он будет дорожать. За последние годы рынок ГСМ упорно готовили к либерализации и переходу на рыночные отношения.
Во-первых, в 2015 году было отменено государственное регулирование цен на бензин Аи-92, а в 2016 году – на дизельное топливо.
Во-вторых, в 2021 году заработал механизм биржевой торговли нефтепродуктами. И участники рынка помнят, как на первых торговых сессиях взлетели цены на бензин.
В-третьих, в ближайшей перспективе нас ожидает создание общего рынка нефти и нефтепродуктов в рамках договора о создании Евразийского экономического союза.
Немаловажным фактором, ведущим к росту стоимости бензина в рыночных условиях, станет и курс национальной валюты к основным мировым валютам.
Сколько должен стоить бензин?
Нынешняя стоимость бензина – это результат административного давления государства на участников рынка. Если учитывать все факторы, влияющие на ценообразование, а это котировки нефти, курс национальной валюты, текущее налогообложение нефтяной отрасли в Казахстане, то актуальная розничная стоимость бензина Аи-92 на сегодня 225–230 тенге за литр. И это всё равно существенно ниже, чем на рынках наших соседей.
А к чему приводит разница в ценах, то казахстанский топливный рынок это не раз ощутил в уходящем году.
Понятно, что рост цен на топливо бьет по благосостоянию большинства казахстанцев, но у правительства достаточно механизмов для регулирования доходов нефтяной отрасли. Тем более что в рамках создания общих рынков стран – участниц ЕАЭС предусматривается унификация систем налогообложения, в том числе и акцизов. А на сегодня акцизы в Казахстане существенно ниже, чем в той же России.
Подводя итоги года… Бензин в стране подорожал, но его цена еще не достигла уровня, обеспечивающего энергетическую и топливную безопасность страны. «Серые» и незаконные схемы вывоза топлива из страны остаются экономически эффективны и останутся таковыми, пока не будет достигнут баланс цен с рынками наших ближайших соседей.
Позиция редакции может не совпадать с менением автора
как казахстанцы страдают из-за России, Узбекистана и Кыргызстана — 04.
04.2023, 15:11
Обновлено:
Фото: © Bizmedia.kz
— Реклама —
Начало апреля для граждан Казахстана омрачилось новостью о повышении цен на бензин и дизельное топливо. Правительство в лице Алихана Смаилова и бывшего министра энергетики Булата Акчулакова в один голос заявляют, что это решение далось непросто и они были вынуждены пойти на такой шаг из-за соседних страх. Общество на это отреагировало по-разному – одни вроде поняли и смирились, другие же возмутились и требуют не повышать стоимость. Корреспондент Bizmedia.kz, в свою очередь, попробовал разобраться в этом трудном вопросе и понять, насколько все серьезно.
Telegram
GoogleNews
Twitte
Bizmedia — в популярных социальных сетях. Читайте, делитесь, обсуждайте
— Реклама —
Проблема бензина и несколько запретов на вывоз топлива
На самом деле Казахстан уже довольно давно борется с вывозом топлива из страны. Еще в январе власти продлили запрет на вывоз бензина и дизеля до середины 2023 года. Затем и вовсе предложили ввести полный запрет на экспорт топлива всеми видами транспорта. Чуть позже предложение было единогласно принято.
Фото: © Bizmedia.kz
На фоне всех данных запретов у людей появились вопросы. И в середине марта на одном из заседаний правительства у Акчулакова спросили, стоит ли казахстанцам ожидать повышения цен на бензин и дизельное топливо. Министр тогда ответил коротко: «Повышения пока не ожидается».
Люди, как показалось, успокоились и продолжили жить дальше. А вот некоторые начали, несмотря на запреты, тоннами вывозить топливо из страны. Кто куда. Одни везли в Узбекистан, другие в Россию. Об этом было достаточно новостей. Например, вот мужчина из Павлодара хотел заработать и пытался вывезти в Таджикистан бензин АИ-95. Но его поймали и осудили на три года лишения свободы. И таких примеров много. А ведь все это происходило на фоне острого дефицита и совсем недавно.
Возвращаемся в наши дни.
Решение о повышении цен на дизельное топливо и бензин
3 апреля 2023 года экс-министр энергетики Болат Акчулаков сделал заявление, что из-за высоких цен на топливо в соседних странах власти Казахстана решили поднять цены на бензин и дизель.
Акчулаков сказал, что нужно сделать решительный шаг – повысить предельные розничные цены. Таким образом, разница в ценах между Казахстаном и соседними странами может быть сокращена, что обеспечит большую стабильность.
Он также назвал новые цены. Цена на бензин АИ-92 и АИ-93 увеличится с 182-187 тенге (в зависимости от региона) до 205 тенге за литр, что представляет собой рост на 11%. Напротив, цены на дизельное топливо, как ожидается, вырастут в среднем на 20% и составят 230-260 тенге за литр.
Фото: © Bizmedia.kz
Проще говоря, Казахстан может столкнуться с дефицитом топлива. Министр также назвал цены в соседних странах. Например, в России дизель продают почти по 345 тенге за литр (больше на 45%, чем в РК), в Кыргызстане это топливо стоит на 64% больше – 390 тенге за литр. В Узбекистане и вовсе стоимость космическая – 480 тенге за литр, больше на 101%.
Бывший министр добавил, что наши НПЗ работают на пределе. Таким образом, Казахстан своим дешевым топливом фактически субсидирует экономики других стран в ущерб собственным национальным интересам.
Сколько стоит топливо в соседних странах
Корреспондент Bizmedia.kz решил узнать, реальные ли цифры назвал Акчулаков. Согласно информации на портале Globalpetrolprices.com, средняя цена на дизель в России по состоянию на 27 марта 2023 года составляет 57.850 рубля или 329,91 тенге по курсу 5.70. Чуть меньше, но очень близко. Бензин стоит 51.590 рубля или 294,21 тенге за литр по тому же курсу.
Фото: © Bizmedia.kz
В Узбекистане литр бензина стоит 10,751.500 сумов или 0.945 доллара, или 428,48 тенге по состоянию на 27 марта 2023 года. Дизель – 479 тенге. В Кыргызстане дизельное топливо продается по 75.17 сомов или 389,88 тенге, бензин – 313,64 тенге.
В итоге видно, что Акчулаков почти по всем показателям оказался прав.
Казахстанцы страдают из-за России, Узбекистана и Кыргызстана
В итоге получается, что из-за «бизнесменов», которые тоннами вывозили топливо из Казахстана, и граждан соседних стран, которые тоже вывозили бензин и дизель, вызвали дефицит и повышение цен. Опять страдает простой народ нашей страны.
Важно заметить, что топливо в РК дешевле, чем во многих странах мира. И, к сожалению, а может и нет, благами нашей страны пользуются и соседи. Изменить это крайне трудно.
Вот немного занимательной статистики, которую мы публиковали совсем недавно. Казахстан по факту недополучает огромнейшие деньги, ведь вместо того, чтобы продавать бензин и дизель по рыночным ценам, он реализуется за очень низкую стоимость. К примеру, из нашей страны ежедневно выезжают приблизительно 3 тысячи грузовиков, бак каждого из них вмещает по 200-300 литров.
Фото: © Bizmedia.kz
Получается, что лишь один грузовой транспорт имеет «силу» вывезти из Казахстана 270 миллионов литров топлива лишь за какой-то год. В деньгах это 54 миллиарда тенге, говорил эксперт. За 10 лет Казахстан потерял как минимум 540 миллиардов тенге. А еще есть легковые автомобили и серые экспортеры. Цифра наверняка выше.
Как подорожание бензина и дизеля повиляет на жизнь казахстанцев
«Как вы знаете, Министерство энергетики вчера опубликовало проект решения об изменении цен на бензин и дизельное топливо. Это непростое решение, но мы вынуждены его принять. Если сейчас этого не сделать, то в ближайшее время мы столкнемся с дефицитом ГСМ», – сказал Алихан Смаилов после заседания правительства 4 апреля.
Фото: © Bizmedia.kz.
Однако все тот же Акчулаков в этот же день заявил, что повышение стоимости ГСМ не повлияет на другие товары.
«Если вы посмотрите статистику 2021 и 2022 годов, цены не менялись на топливо, но товары все это время все-таки жили своей жизнью», – отметил он.
В Министерстве торговли же уверенно заявили, что из-за этого не ожидается роста цен на продукты. Глава ведомства Серик Жуманрагин сказал, что многие производители в стране не работают на бензине или дизеле, они работают на газе, а он пока не дорожает.
Вывод
Считаем, что роста цен попросту было не избежать. Власти 2 года не повышали стоимость ГСМ. Однако, судя по всему, время пришло и народ к этому очень долго готовили, хотя в социальных сетях чувствуется недовольство людей.
Главное, чтобы теперь не поползли вверх цены и на другие товары, ведь только-только начала замедляться инфляция. Если же это произойдет, то правительству придется выкручиваться и искать решения новой проблемы, ведь, как мы все знаем, в Казахстане постоянно что-то да дорожает и причины почти всегда извне. Сначала винили кризис, потом пандемию, далее геополитическую обстановку, теперь – соседние страны. Хотя и внутри республики существует достаточно проблем, которые обязательно нужно решить.
Bizmedia.kz — в Телеграм, Инстаграм, Фейсбук, GoogleNews и Твитере. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Читайте также:
- В Казахстане предлагают ввести госрегулирование оптовых цен на нефтепродукты
- Опять и снова: казахстанские фермеры жалуются на нехватку дизтоплива для посевной
- Дизельное топливо в Казахстане подорожало сразу на 16% за год
Свежее
Не пропусти
— Реклама —
Энергетический профиль Казахстана – Анализ
МЭА (2020 г.), Энергетический профиль Казахстана , МЭА, Париж https://www.iea.org/reports/kazakhstan-energy-profile, Лицензия: CC BY 4.0
- Поделиться в Твиттере Твиттер
- Поделиться на Facebook Facebook
- Поделиться в LinkedIn LinkedIn
- Поделиться по электронной почте Электронная почта
- Выложить в печать Распечатать
Скачать
Это выдержка, полный отчет доступен для скачивания в формате PDF
Скачать полный отчет
Обзор страны
Республика Казахстан (Казахстан) расположена в северной части Средней Азии и граничит с Российской Федерацией (Россией) на севере, Китаем на востоке, Кыргызстаном и Узбекистаном на юге и омывается Каспийским морем и Туркменистаном на западе. Территория Казахстана составляет 2 717 300 квадратных километров ( 2 км ) с почти 1 894 км береговой линии на Каспийском море. Столица – Нур-Султан (ранее Астана), в стране проживает 18,7 млн человек (www.stat.gov.kz).
До 2015 года Казахстан входил в десятку самых быстрорастущих экономик мира, в основном благодаря освоению своих богатых ресурсов нефти, газа и угля и политике, ориентированной на экспорт. Страна является крупнейшим производителем нефти в Центральной Азии, занимая 12-е место в мире по доказанным запасам сырой нефти. Его валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения вырос в шесть раз с 2002 г. (https://www.worldbank.org/en/country/kazakhstan/overview#3), а в 2019 г.его реальный ВВП вырос на 4,5% в результате роста потребительских расходов и инвестиций, связанных с добычей полезных ископаемых (https://www.worldbank.org/en/country/kazakhstan/overview#3). Однако из-за глобальной пандемии COVID‑19 ВВП Казахстана может сократиться на 3% в 2020 году, согласно оценкам Всемирного банка (https://www. worldbank.org/en/country/kazakhstan/overview#3).
Казахстан добыл 91,9 млн тонн (Мт) сырой нефти в 2018 году (включая газовый конденсат) при увеличении добычи на Кашаганском месторождении (https://www.kazenergy.com/upload/document/energy-report/NationalReport19)._ru.pdf). Ожидается, что Кашаган, пятое по величине месторождение в мире, сыграет важную роль в будущей добыче нефти в Казахстане с прогнозируемой добычей в 450 тысяч баррелей в сутки к 2025 году и 955 тысяч баррелей в сутки к 2040 году.
Достигнут прогресс в развитии газовой сети Казахстана: в 2016 году завершено строительство трех ниток транснационального газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай, увеличив объемы транзита газа с 30 млрд куб. м в год (млрд. м3/год) до 55 млрд м3/год. , а в 2016 году также был введен в эксплуатацию трубопровод Бейнеу-Бозой-Шымкент, соединяющий западный район добычи с густонаселенным югом (http://energo.gov.kz/index.php?id=49).).
Ключевые энергетические данные
- Казахстан является крупным производителем всех ископаемых видов топлива (уголь, сырая нефть и природный газ).
- В 2018 году Казахстан занимал 9-е место в мире по добыче угля (108 млн тонн [Мт]). Он занимает 17-е место в мире по добыче сырой нефти (91,9 млн тонн) и 24-е место по добыче природного газа (38,7 млрд куб. м).
- Является первым производителем энергии среди стран фокуса EU4Energy (16-е место в мире в 2018 году). Он производит более чем в два раза больше сырой нефти, чем Азербайджан, но примерно половину природного газа, добываемого в Туркменистане.
- Общий объем производства энергии в Казахстане (178 миллионов тонн нефтяного эквивалента [Мтнэ] в 2018 году) более чем в два раза покрывает потребность в энергии.
Поставка
- Казахстан также является крупным экспортером энергии. В 2018 году он был 9-м по величине экспортером угля в мире, 9-м — сырой нефти и 12-м — природного газа.
Экспорт
- В 2018 году потребление энергии в Казахстане (измеряемое по общему предложению первичной энергии) составило 76 Мтнэ, что сопоставимо с потреблением в Нидерландах (73 Мтнэ). Среди стран, в которых фокусируется EU4Energy, Казахстан является вторым по величине потребителем энергии после Украины.
- Уголь составляет около половины энергетического баланса Казахстана (50% в 2018 году), за ним следуют нефть и природный газ (оба с долей 25%).
- Уголь в основном преобразуется в электроэнергию и тепло перед поступлением к конечному потребителю. Уголь обеспечивает около 70% выработки электроэнергии (в 2018 г.), за ним следует природный газ (20% в 2018 г.).
- Общее конечное потребление (ОКП; без учета процессов трансформации) составляет около 40 млн т н.э. (42 млн т н.э. в 2018 г.).
- Промышленность является основным конечным потребителем энергии (16 млн т н.э. в 2018 г.), за ней следует жилищный сектор (11 млн т н.э.).
- Нефть и уголь вместе составляют более 50% конечного потребления. Доля природного газа относительно невелика (13% доли ТФК в 2018 г.).
Спрос
- В 2018 году доля возобновляемых источников энергии в структуре энергопотребления (ОППЭ) составила всего 1,4%. Генерация ветряных электростанций увеличилась на 18,3% с 2017 по 2018 год (https://www.korem.kz/rus/o_kompanii/godovye_otchety/).
Возобновляемые источники энергии
Управление энергетическим сектором
Согласно Конституции, президент определяет стратегические направления внутренней и внешней политики, а исполнительная власть по закону уполномочена соответствующим образом формулировать свою экономическую, социальную и иную политику.
Вновь созданное Министерство энергетики является ключевым директивным органом, регулирующим добычу нефти и газа, нефтепереработку, транспортировку углеводородов, переработку и распределение газа, производство электроэнергии, добычу угля и ядерную энергию.
Министерство индустрии и инфраструктурного развития отвечает за развитие отрасли промышленности: промышленно-инновационные разработки; научно-технические разработки; развитие горно-металлургического комплекса; и местное содержание, развитие машиностроения, угольной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности.
Вновь созданный Министерство экологии, геологии и природных ресурсов (2019 г.) отвечает за политику в области охраны окружающей среды, развитие «зеленой экономики», управление отходами (за исключением коммунальных, медицинских и радиоактивных отходов) и др.
Министерство национальной экономики отвечает за разработку скоординированной макроэкономической политики посредством стратегического и бюджетного планирования.
Ключевой задачей Министерства финансов является разработка и реализация бюджетной политики.
Исполнительный
Законодательная власть осуществляется двухпалатным парламентом в составе сената (верхней палаты) в составе 47 депутатов и Мажилиса (или Мажилиса ) (нижняя палата) из 107 депутатов. Парламент Казахстана вносит поправки в Конституцию, утверждает бюджет, программы и отчеты правительства, принимает законы, решает, находится ли страна в состоянии войны или мира, инициирует референдумы и ратифицирует международные договоры, среди прочих обязанностей. В настоящее время он реализует две президентские программы: «100 конкретных шагов» и «Стратегия Казахстан до 2050 года». Мажилис, как правило, не играет роли в разработке политики, но анализирует политику, разработанную и предлагаемую правительством, и соответственно принимает законы.
В начале 2017 года Президент Казахстана принял решение о передаче части президентских полномочий (в регулировании социально-экономических процессов) парламенту и правительству. Однако эта передача власти носит лишь технический характер: за президентом сохраняется статус верховного арбитра, способного регулировать отношения между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, решать вопросы национальной безопасности и обороноспособности страны (http ://khabar.kz/ru/archiv-zheti-kn/item/73940-жети-кн-29-января-2017).
Законодательный
В Казахстане действуют Верховный суд, местные (областные, городские и районные) суды и специализированные (военные, ювенальные и хозяйственные) суды; могут создаваться и другие специализированные суды. Верховный суд — высший судебный орган по гражданским, уголовным, хозяйственным и иным делам, подсудным нижестоящим судам, — осуществляет процессуальные формы судебного надзора за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В 2016 году система правосудия Казахстана была преобразована в трехуровневую систему (первой, апелляционной и кассационной) и вступил в силу новый Гражданский процессуальный кодекс. Для повышения своей привлекательности для иностранных инвесторов Казахстан планирует обобщить судебную практику по инвестиционным спорам. В вопросах административно-уголовной гуманизации законодательства планируется применение штрафных санкций и разумных сроков их уплаты (http://www.kazpravda.kz/articles/view/sudebnaya-sistema—vazhnoe-zveno-uspeshnoi-realizatsii-poslaniya1 /).
Судебная власть
Управление социально-экономического мониторинга Администрации Президента контролирует реализацию стратегических направлений, поставленных Президентом. Министерство энергетики выполняет большинство регулирующих и контрольных функций в энергетическом секторе, а Министерство по инвестициям и развитию обладает полномочиями по регулированию промышленной безопасности, а также лицензированию экспорта и импорта, в том числе энергетических товаров. Проекты контрактов на недропользование и технико-экономические обоснования для проектов разведки и добычи рассматриваются на предмет их потенциального экономического эффекта Министерством национальной экономики, а общие регулирующие функции Министерства финансов включают мониторинг активов, признанных государством стратегическими. Министерство труда и социальной защиты населения и Министерство образования и науки контролируют энергетические проекты, чтобы убедиться, что они отвечают требованиям для найма местного казахстанского персонала (Закон о недропользовании 2010 г. требует, чтобы производители нефти и газа персонал на месте) (http://kazenergy.com/images/NationalReport15_English.pdf).
Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции – государственный орган по защите конкуренции и ограничению монополистической деятельности на соответствующих товарных рынках; за контролем и регулированием деятельности, связанной с государственной монополией, в пределах, предусмотренных законодательством; и для межотраслевой координации, регулирования и контроля естественных монополий и регулируемых рынков. Он отвечает за контроль и регулирование деятельности энергопроизводящих и энергоснабжающих организаций в соответствии с Законом об электроэнергетике (http://www.kremzk.gov.kz/eng/).
Нормативно-правовая база
Ключевые политики
В 2012 году правительство запустило Стратегию «Казахстан 2050», определяющую курс на долгосрочное развитие экономики. В нем определены социальные, экономические и политические реформы, направленные на вхождение Казахстана в число 30 крупнейших экономик мира к 2050 году. Экономический рост должен быть достигнут за счет выхода на новые экспортные рынки, улучшения инвестиционного климата и дальнейшего развития частного сектора и государственно-частного партнерства. Стратегия предусматривает, что к 2050 году альтернативные и «зеленые» энергетические технологии должны генерировать до 50% всей потребляемой энергии. В ней также декларируется переход всех горнодобывающих компаний только на экологически чистое производство.
В мае 2013 г. была принята Концепция «зеленой» экономики, в которой поставлена амбициозная цель: к 2050 г. производство электроэнергии на 50% из источников, отличных от угля или нефти, включая газ, ядерную энергию и возобновляемые источники энергии. стареющая инфраструктура, увеличение использования этих альтернативных видов топлива, внедрение эффективных энергетических технологий и соблюдение высоких экологических стандартов.
Программа «100 конкретных шагов», введенная в 2015 году, направлена на повышение прозрачности и подотчетности посредством структурных реформ, которые: 1) создадут профессиональный государственный аппарат; 2) обеспечивать законность; и 3) улучшить политику индустриализации и способствовать росту. Шаги включают приватизацию сельскохозяйственных земель для поощрения их эффективного использования; оптимизация налоговой и таможенной политики и процедур; внедрение принципа «единого окна» для таможенных процедур для экспортеров и импортеров; интеграция таможенной и налоговой систем; упрощение процедуры легализации имущества и денег; приватизация государственной монополизированной экспертизы предпроектной и проектной документации; и замена устаревших строительных норм и правил системой еврокодов. В рамках программы в 2018 году был открыт Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА), одним из инструментов привлечения инвесторов которого является инвестиционное резидентство. Правительство также провело реформы для поддержки благоприятного инвестиционного климата: в феврале 2015 г. были приняты правила создания единого окна для инвесторов, а в декабре 2014 г. были внесены поправки в Закон об инвестициях, подкрепленные либерализацией визового режима.
Энергетическая статистика
Официальная энергетическая статистика в Казахстане находится в ведении Комитета по статистике при Министерстве национальной экономики.
В 2016 году система сбора энергетических данных была изменена в рамках модернизации Комитета по статистике. В 2018 году Комитет по статистике провел обследование потребления топлива и энергии домохозяйствами, охватив 21 000 домохозяйств. Это было первое в Казахстане обследование домохозяйств, специально посвященное потреблению энергии. Опрос включал различные вопросы о расходе топлива на отопление, приготовление пищи, нагрев воды и т. д., а результаты доступны на веб-сайте Комитета по статистике.
Основным изданием по энергетике является ежегодный Топливно-энергетический баланс Республики Казахстан. Он содержит годовые данные о спросе и предложении энергии в физических и энергетических единицах с отраслевой разбивкой, а также показатели энергоемкости. Публикация доступна онлайн в электронном формате, а макет соответствует тому, что был разработан во времена Советского Союза.
Официальные ежегодные данные передаются Статистическому отделу Организации Объединенных Наций (СОООН) и Международному энергетическому агентству (МЭА) посредством пяти совместных вопросников МЭА/Евростата/ЕЭК ООН. Ежемесячные данные по нефти и газу также собираются и передаются в СОООН для публикации через Совместную инициативу организаций по данным (СИОД), а также в Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств (СНГ).
Комитет по статистике поддерживает национальную рабочую группу по статистике энергетики, объединяющую поставщиков данных и пользователей данных (энергетические компании, исследователи и представители министерств) для улучшения качества и использования данных об энергетике. Официальная энергетическая статистика активно используется для моделирования электроэнергетического сектора Казахским научно-исследовательским институтом энергетики. Региональные показатели энергоемкости используются в политике регионального развития.
В последние годы Комитет по статистике проделал большую работу по консолидации статистики энергетики при некоторой технической и финансовой поддержке программ Казстата и INOGATE, финансируемых на международном уровне. Также планируется опубликовать энергетический баланс в формате Международных рекомендаций по статистике энергетики (IRES) в дополнение к стандартному формату, чтобы расширить использование национальных энергетических данных как внутри страны, так и за рубежом.
Kazakhstan Natural Gas Reserves, Production and Consumption Statistics
- W
- Energy
- Kazakhstan Energy
- Kazakhstan Natural Gas
Summary Table
Million Cubic Ft (MMcf) | Global Rank | |
Запасы газа | 85 000 000 | 15 место в мире |
Gas Production | 1,515,014 | 24th in the world |
Gas Consumption | 480,637 | 43rd in the world |
Yearly Surplus | + 1 034 376 | |
Импорт газа | 165 981 | |
Экспорт газа 9005 | 434,021 | |
Net Exports | 268,041 |
(Data shown is for 2015, the latest year with complete data in all categoreies)
Gas Запасы в Казахстане
См. также: Список стран по запасам газа
Казахстан располагает 85 триллионами кубических футов (триллионов кубических футов) доказанных запасов газа по состоянию на 2017 год , занимает 15-е место в мире и составляет около
1% от общих мировых запасов природного газа в размере 6 923 триллионов кубических футов.
Казахстан имеет доказанные запасы, эквивалентные 156,6 раза годовому потреблению . Это означает, что у него осталось около 157 лет газа из (при текущем уровне потребления и без учета недоказанных запасов).
Запасы газа Казахстана
85 000 000 млн фут3
Глобальный рейтинг: 15-й | Доля мирового газа: 1,23 %
157 лет природного газа осталось
(при текущем уровне потребления)
История запасов газа в Казахстане
Потребление газа в Казахстане
потребляет 542 716 миллионов кубических футов (млн кубических футов) природного газа в год по состоянию на 2017 год.
Leave a Reply