Кошерные продукты – взгляд православного богослова
На стандартном листе формата А-4 клир храма строго грозил отлучением от Церкви всех, кто будет
покупать и употреблять в пищу кошерные продукты: «Дорогие братья и сестры! В наших магазинах появилась продукция со знаком кошерности, а нам известно, что кошерные продукты – это продукты,
освященные раввинами кровью жертвенных животных…». Далее следовали ссылки на правила святых отцов «О вкушении идоложертвенной пищи», согласно которым отведавших таковую отлучают от Церкви на срок
от 6 до 4 лет…
Наверное, первое ощущение, возникающее у обывателя после прочтения этого воззвания – это растерянность и даже страх. У более сведущего человека – негодование и возмущение: вновь через обман, можно
сказать «исподтишка» нас, православных, через осквернение от употребления «кошерных продуктов» хотят разлучить со Христом! И действительно, если бы все написанное в листовке было истиной,
инстинктивный гнев православного человека был бы справедлив. Но беда в том, что все, что связано с инославием, а тем более с иудаизмом, большей части нашего населения мало известно. А если и есть
какие-то базовые знания, то они зачастую не соответствуют действительности из-за сомнительности источников, вступая в противоречие со многими фактическими положениями иудаизма.
Чтобы прокомментировать удивление, сопровождавшее автора этой статьи при чтении вышеприведенного объявления, нужно заручиться терпением и вниманием нашего любезного читателя, т.к. для раскрытия
затронутой темы необходимо некоторое погружение в историю еврейского народа и его традицию.
Институт раввинов. Могут ли раввины священнодействовать?
Начнем с раввинов. Прежде всего надо подчеркнуть, что раввин в еврейской традиции это не священник в
нашем христианском понимании, который уполномочен священнодействовать, т.е. совершать Таинства. Раввин – это звание, присваемое иудею по получении высшего еврейского религиозного образования. Оно
дает право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в йешиве (религиозном учебном заведении для юношей) и быть членом религиозного суда.
Во времена Христа Спасителя раввин был толкователем Священного Писания, религиозным наставником, причем почти всегда он зарабатывал на жизнь какой-нибудь другой работой.
Становление института раввинов происходило в средние века и связывалось с упадком Вавилонского гаоната и эксилархата – центральных институтов еврейской диаспоры, производивших назначения раввинов
в местные общины. С конца Х века общины стали самостоятельнее и сами избирали себе духовного руководителя. Раввином мог стать ученый, высокоморальный авторитетный человек, обладающий мудростью судьи,
способностью руководить общественными делами и духовной жизнью общины.
Подчеркиваем: в обязанности раввинов не входили функции священнослужителя, он не должен был вести синагогальное богослужение, благословлять членов конгрегации и т.п. Лишь позднее раввины
стали заключать браки и совершать разводы, и только потому, что эти церемонии требовали досконального знания религиозного закона и соблюдения судебной процедуры.
Иерусалимский Храм (Х в. до Р.Х. – 70 г. по Р.Х.) единственное место жертвоприношений Ветхозаветной Церкви.
Что касается жертвенных животных, кровью которых якобы окропляются кошерные продукты, то здесь просматривается искажение действительности и элементарное невежество по отношению к такому «точному
предмету» (термин, предложенный церковным историком В.В. Болотовым) как история. 70-й год по Рождестве Христовом вошел в историю Святой Земли не только как год подавления римлянами четырехлетнего иудейского восстания
(годом полного усмирения Иудеи является 73-й), но и как год разрушения Иерусалима и его главной святыни – Иерусалимского Храма.
Надо сказать, что для евреев Иерусалимский Храм был не просто культовым зданием – это было единственное место постоянного присутствия Самого Творца. Помимо Иерусалимского Храма практически в
каждом населенном пункте Святой Земли были синагоги (места изучения и толкования Писания), но они не могли заменить Храм и Храмовое богослужение, неразрывно связанное с жертвоприношениями.
Каждый иудей по самым разным поводам в жизни (сбор урожая, рождение детей, смерть близких и т.д.) должен был прийти в Храм и принести жертву. Но 70-й год изменил многое. Вместе с уничтожением
Храма была разрушена и вся система жертвоприношений, которая насчитывала не одно столетие. Да и сам институт священников (коганим), которые совершали ритуал, без Храма потерял свой смысл.
До сегодняшнего дня священников в иудаизме нет, как и не существует кровных жертвоприношений – их некому, да и негде приносить (с VII века на месте Иерусалимского Храма находится третья по
значимости святыня исламского мира Мечеть Скалы или Мечеть Омара).
Тем не менее в еврейских общинах до сих пор с благоговением относятся к носителям священнических фамилий, как представителям духовной аристократии. Как правило, большинство евреев по фамилии
Коган, Раппопорт, Кац являются потомками древних священников и поэтому не могут вступать второй раз в брак или жениться (выходить замуж) на вдовствующих.
Отношение к крови в еврейской традиции.
Несколько слов об отношении иудеев к крови. В еврейской традиции кровь – это материальная оболочка души животного. Кровь несет в себе «нефеш» – жизненную энергию, «животную душу», которая
содержит все вещества, необходимые для функционирования организма, и доставляет их ко всем органам тела. И пока животное живо «нефеш» – жизненная энергия – находится в его крови, и наоборот – кровь
животного – в его душе. Другими словами не душа животного растворена в его крови, а наоборот – кровь как бы «впитана» душой.
Именно этим в еврейской традиции объясняется запрет на употребление в пищу любых продуктов, содержащих кровь животного. Так, если религиозный еврей решит приготовить яичницу и при разбитии
куриного яйца обнаружит среди белка и желтка кровинку, он немедленно должен выбросить это яйцо и заменить его другим. Что тут говорить о тех нелепых домыслах, провоцировавших массовые погромы в
начале ХХ века, в России, Украине, Белоруссии, Молдавии и т. д., по которым евреи якобы добавляли в состав своей пасхальной мацы кровь христианских младенцев?!
1913-й год был ознаменован очень шумным судебным процессом, который проходил в Киеве. Он вошел в историю отечественной юриспруденции как «Дело Бейлиса». 39-летний Мендель Бейлис обвинялся в
ритуальном убийстве 13-летнего Андрея Ющинского, причем экспертом обвиняющей стороны выступал католический
священник Иустин Пранайтис.
Нелепость и фальсификацию этого дела удалось вскрыть нашему православному священнику Александру Глаголеву, профессору кафедры Древнееврейского языка и Библейской археологии Киевской Духовной
Академии. Отец Александр – прекрасный знаток Священного Писания и Ветхозаветного законодательства – доказал суду присяжных о невозможности совершения иудеями ритуальных жертвоприношений после
разрушения Иерусалимского Храма, а также о недопустимости употребления крови не только в пищу, но и вообще в каких-либо других целях.
Итак, утверждение вышеупомянутого объявления о том, что раввины освящают кошерную пищу кровью жертвенных животных является полным невежеством и нелепостью!!!
Что же такое «кошерная пища»?
В наших магазинах действительно появилось большое количество продуктов стран, с которыми Украина поддерживает торговые связи. Среди этих стран находится и ближневосточное государство Израиль,
продукция которого так широко представлена сегодня в наших магазинах. Это и детское питание, цитрусовые, соки, зелень и многое другое. Как правило, продукция израильских производителей маркируется
знаком кошерности. Хотя не только израильский производитель ставит знак кошерности на своих продуктах, так многие западноевропейские производители также сообщают на своих упаковках, что их продукция
не противоречит правилам кошрута. Мало того, сегодня уже многие украинские производители наравне со знаком качества своей продукции помещают и логотип кошерности.
Что же такое кошерная пища? Как нам к ней относится? Являются ли продукты со знаком кошерности идоложертвенными? Вот ряд вопросов, волнующих многих православных. Попытаемся на них ответить.
Этимологически слово «кашер» не связано с пищей, на иврите оно буквально переводится как «подходящий». Этот термин можно употреблять в отношении правильного поведения человека: «Это кошерный
человек» и использовать, говоря о чем-то положительном: «Это кошерная книга» и т. д. В настоящее время слово «кашер» или «кошер» (первоначально вариант с гласной «о» появился в английском
языке из-за особенности произношения ашкеназийских евреев, а затем перекочевал в русский язык) чаще употребляется в отношении пищи. Единственным критерием пригодности в пищу продуктов являются не
соображения гигиены, а то, как Священное Писание (Пятикнижие Моисеево) к этой пище относится. То есть обычное значение слова «кашер» – это «пища, разрешенная для еды».
Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть все подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена должным образом. Например, единственные разрешенные Священным Писанием животные – это
парнокопытные, жвачные. Самые обычные из них – корова и овца, но даже они могут забиваться лишь специалистом – Шойхетом (резником).
Мясо животных убитых на охоте по законам кашрута запрещено. Запрет на охоту (которому в еврейской традиции несколько тысяч лет) привел к тому, что даже среди нерелигиозных евреев сегодня мало
охотников.
Фото: spoon.com.ua
Как говорилось выше, в корпусе книг Священного Писания Ветхого Завета есть много мест запрещающих употребление в пищу крови животных.
Поэтому при забое, по правилам кашрута, кровь спускается и прикрывается землей, а мясо просаливается и вымачивается до тех пор, пока вся кровь не будет удалена.
Среди рыб кашерными считаются только породы, имеющие плавники и чешую. Это ничем не мотивируется.
Запрещены все моллюски, включая популярные сегодня креветки и лангусты.
Среди птиц разрешены куры, индейки, утки, гуси и некоторые другие. Как правило, все разрешенные животные травоядны. Птицы, поедающие других птиц запрещены наряду со всеми хищными животными.
Поскольку у нас нет цели описать всю строгость предписаний о пище в еврейской традиции, ограничимся вышеперечисленным.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что всякий раз когда вы возьмете в руки упаковку с маркировкой машгиаха (эксперт, который гарантирует соответствие продукта правилам кашрута) вы должны
знать, что именно этот продукт полностью соответствует предписаниям Библии о пище. И ни какие мистические действия над продуктом не проводились!
Если это пучок зелени в упаковке (лук, базилик, петрушка и т.д.), значит, машгиах проверил эту зелень на наличие насекомых – их там нет. Если это упаковка муки, значит, мука просеяна под
наблюдением машгиаха через сито, где на 1 см2 должно быть не менее 70 дырочек (эксперт обязан проверить количество дырочек кончиком иглы), во избежание попадания жучков и прочих насекомых в
пищу, ведь употребление насекомых в пищу запрещены Библией!
Если маркировка кошерности стоит на молочном продукте, это означает, что данный продукт не вступал в контакт с животными жирами и приготовлен в стерильной посуде.
Знак кошерности – это констатация и гарантия того, что продукт приготовлен и упакован в стерильной обстановке и в соответствии с древними правилами Библии о «чистой» пище.
Как христианину относиться к кошерным продуктам?
Всякий раз когда очередная группа наших православных паломников отправляется на Святую Землю для поклонения местам связанных с земной жизнью нашего Спасителя, мало кто из паломников задумывается,
чем их угощают и кормят во время паломничества. Трапеза в монастыре или же это обыкновенный завтрак в гостинице, здесь в Израиле всюду присутствуют кошерные продукты. Да других продуктов в магазинах
Израиля просто нет, а если есть, то они продаются в некошерных магазинах которые не так легко найти. И православные, живущие на Святой Земле даже не обращают внимания на то кошерный тот или иной
продукт или нет, в первую очередь потому, что этот знак адресован для соблюдающих кашрут. А для людей, которые не являются религиозными евреями, это только гарантия того, что продукт приготовлен в
атмосфере повышенной степени стерильности.
Нам, православным христианам ХХІ века, следует почаще обращаться к опыту первохристианских общин (а их быт, особенно на Ближнем Востоке и в Малой Азии, очень тесно переплетался с соседями
язычниками и иудеями), для которых слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» (Мф. 15:11) были главным критерием сохранения святости и
внутренней чистоты.
А настороженность и подозрительность к продуктам питания наблюдалась ещё два тысячелетия назад. Именно это побудило святого апостола Павла обратить своё слово назидания и утешения к жителям
античного Коринфа – экономического мегаполиса древнего мира, известного своими лавками, рынками и базарами: «Все что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия
совести» (1 Кор. 10:25). Эти слова пастырской заботы мы должны расслышать и в наш неспокойный век.
«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8) – это увещевание апостола Павла не всегда бывает понимаемо нашими
православными современниками. И как следствие появляются разного рода кривотолки и религиозные предрассудки, которые мешают реально жить согласно Евангелия и святоотеческого учения.
Дай Бог, чтобы ничто в жизни не могло заслонить Голгофу, Крестную Смерть Спасителя и Его Славное Воскресение – к этому мы должны стремиться в первую очередь. А слова апостола «Для чистых все
чисто» (Тит. 1:15) должны нам помочь в том, чтобы вокруг нас, благодаря нашей духовной и нравственной чистоте, мы вовремя обнаруживали и разоблачали реальный подлог, который действительно может
повредить нашей христианской совести.
Конфессиональный маркетинг – Деньги – Коммерсантъ
20K
2
9 мин.
…
Халяльное и кошерное мясо дороже обычного, тем не менее его охотно покупают не только верующие. Спросом пользуется и особый «православный продукт», хотя РПЦ уверяет, что такого продукта в природе не существует. Почему далеким от религии людям нравится конфессиональная еда, разбирался корреспондент «Денег».
Фото: Мария Заикина
ИЛЬЯ ДАШКОВСКИЙ
Уроженец Дагестана Магомед У. переехал в город Шахты Ростовской области несколько лет назад. Каждое утро он едет 20 минут на автобусе до работы и, пройдя через проходную, моется, переодевается в стерильный спецкостюм, надевает головной убор и перчатки. В общем, видна одна борода. Затем идет в специальную чистую комнату, где расстилает молельный коврик и молится. Так начинаются его рабочий день и производство продукции по нормам халяля. Это важнейшая часть контракта компании «Евродон» и халяльного центра, приславшего на предприятие Магомеда. После молитвы нужно проследить за чистотой на производстве и технологией — но с этим у «Евродона» все и так было в порядке. Получение халяльного сертификата хлопот «Евродону» доставило, таким образом, немного — а резон в его приобретении был весомый: лидер в сегменте индейки, компания уже около 5% своей продукции продает с маркировкой «халяль» (пять лет назад было 1%), на 3-4% дороже сопоставимых продуктов в сегменте.
На самом деле никакой приверженности исламу ни владельцы, ни менеджеры «Евродона» не испытывают. Ростовская компания просто верно угадала тренд: продажа еды под брендами, связанными с религией, располагает покупателя к производителю. Даже когда эта связь выдуманная. В 2010 году, например, «Евродон» зарегистрировал торговую марку «Индейка Пасхальная» — явно рассчитывая на аберрацию сознания потребителя, который так мечтает отметить праздник с гигантской жареной птицей, что готов не делать различий между православной Пасхой и американским Днем благодарения.
Святее РПЦ
Себестоимость кошерной баранины существенно выше, чем халяльной
Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ
На православии в правильное время действительно можно неплохо заработать и повысить продажи, поэтому российские производители с готовностью используют любые тематические наклейки перед Великим постом и Пасхой. Питерская компания «Петрохолод», которую многие считают в этом деле первопроходцем, еще в 2006 году придумала бренд «Русь православная», и стала выпускать под ним вегетарианские пельмени и котлеты, продаются они главным образом во время Великого поста. На сайте компании указано, что бренд получил официальное благословение наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, епископа Выборгского Назария.
Между тем известно, что никакого официального свода правил относительно «правильных» продуктов питания у христиан нет, а Русская православная церковь даже дала отрицательный отзыв на идею Общественной палаты о специальной сертификации православной еды. Зато к этой идее с энтузиазмом отнеслась компания «Амскорт Интернэшнл». Она уже довольно давно предлагает сертификаты собственного изобретения, например «Знак качества», а в позапрошлом году придумала сертификат «Православный стандарт» (РПЦ от такой сертификации не в восторге).
Производители еды по собственному усмотрению снабжают свою продукцию наклейками типа «рекомендовано в Пасху» — и это работает. «Каждый год мы отмечаем рост продаж овсяного печенья «Посиделкино» в период Великого поста. Мы маркируем упаковки продукции специальным значком «можно в пост». В среднем, по опыту нескольких лет, в период поста мы видим рост продаж порядка 35-40%»,— говорит региональный менеджер компании «Любимый край» Екатерина Подовинникова. При этом надо понимать, что бюджет на значок — мизерный.
Правда, специализированные православные магазины такие наклейки не любят и иначе как маркетинговой уловкой не называют. «Наши клиенты смотрят на состав, а не на значки, потому что их клеят уже на все подряд»,— сказали «Деньгам» в одном из православных интернет-магазинов.
Халяль разливанный
Никаких правил для продуктов питания в христианстве нет, но производители готовы их выдумать
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
В России живет более 20 млн мусульман, каждый год численность этой группы населения увеличивается примерно на 10%. Между тем продажи халяльной еды за последние годы увеличились в разы. Быстрее всего растет производство халяльного мяса. Точных данных никто не собирает, но, по информации президента AgriFood Strategies Альберта Давлеева, из 4,5 млн тонн мяса птицы, производимого в России за год, примерно 0,5 млн тонн — халяль, то есть около 9% всей российской птицы адресовано мусульманам. (Помимо «Евродона», крупным производителем халяльной птицы является компания «Черкизово», ее специальный халяльный бренд — «Латифа»).
При этом доля халяльной баранины и говядины в магазинах еще больше — 55% и 15% соответственно, полагает исполнительный директор «Ринкон-менеджмент» Константин Корнеев. International Trade Centre оценивает российский рынок халяльного мяса в $10 млрд.
Согласно исследованиям самих производителей и к их удивлению, значительную долю покупателей халяльной продукции составили не мусульмане. Она воспринимается как более качественная и чистая, так что ее берут все подряд, и производители, видя такой энтузиазм, наращивают профильные мощности.
Кроме того, халяльное мясо проще экспортировать: соответствующая маркировка — пропуск на рынки Ближнего Востока, и производители этим активно пользуются. «Экспорт халяльного мяса птицы в 2015 году составил 15 тыс. тонн, прогноз на 2016-й — 20 тыс. тонн. А вместе с другими видами мяса потенциал экспорта в ближайшие год-два достигнет 100 тыс. тонн»,— считает руководитель международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Айдар Газизов.
Кашрут не нужен
Количество мусульман в России ежегодно растет минимум на 10%, а количество специализированных производителей и продавцов «правильной» еды для них — еще быстрее
Фото: Михаил Соколов, Коммерсантъ
А вот перспективы у рынка кошерных продуктов совсем не такие радужные. Компания «Любимый край» изучала вопрос получения сертификата кошерности для печенья и пряников «Посиделкино» на предмет поставок в США и Израиль, но в итоге сочла это невыгодным. Сертификат стоит около €3 тыс. в год, однако придется сильно потратиться на изменение технологий. «Влияние кошерности на продажи кондитерских изделий сомнительно, и по опыту других компаний нашего рынка мы видим, что такой сертификат не дает существенного роста продаж»,— пояснила Екатерина Подовинникова.
Производители кошерных товаров пользуются тем, что конкуренции в их нише практически нет, и, по их собственному утверждению, некоторый рост продаж они все же фиксируют. Так, бренд «Тевье молочник» благодаря сертификату кошерности прошел во многие московские торговые сети. Правда, «Ашан» и «Магнит» от него отказались из-за цены, сожалеет владелец компании «Альянс молоко» (владелец марки «Тевье молочник») Игорь Сандлер. Единственным крупным производителем кошерного мяса является Раменский мясокомбинат, который выделил под него отдельный бренд «Эльйон». Впрочем, и в том и в другом случае выбор ниши обусловлен не реальными интересами бизнеса, а скорее религиозной принадлежностью его владельцев.
По словам руководителя кошерного гастронома, в Подмосковье кашруту соответствуют примерно лишь две коровы из десяти
Дело в том, что себестоимость у еды, отвечающей требованиям кашрута, гораздо выше, чем у халяльной (особенно это касается мясной продукции). О сложностях кошерного производства среди производителей ходят легенды. «Как-то мы думали получить сертификат кошерного производства для мяса птицы, но потом руководство и инженеры завода пообщались со специалистами по кашруту и сказали, что никогда в жизни не возьмутся за это, отказались проходить сертификацию — настолько сложной оказалась технология для кашрута»,— рассказали «Деньгам» в одной из компаний, попросив ее не называть. Производителя смутила, в частности, необходимость ручного забоя и разделки — эти операции, как правило, давно автоматизированы.
«На кошерном производстве убой производится только вручную, при снятии пера используется низкотемпературное ошпаривание, необходим особый контроль внутренностей птицы. Все эти процессы невозможно автоматизировать, поэтому производство кошерной продукции практически редко появляется у нас на крупных поточных производствах»,— говорит Константин Корнеев. В свою очередь Игорь Сандлер отмечает, что для кошерной «молочки» нужны специальные закваски и ингредиенты, многие из которых в России не выпускаются.
В любом случае при производстве кошерных продуктов питания всю цепочку от поля до прилавка контролируют специалисты-машгиахи. Они работают на департамент кашрута при Главном раввинате, но за их работу платит производитель. У «Альянса молоко» они находятся на каждой ферме—поставщике сырого молока, проверяют все корма и ингредиенты и даже смотрят за чистотой вымени коров перед дойкой в пять утра, а на заводе, по словам Игоря Сандлера, они днюют и ночуют, следя за оборудованием и даже за трубами — их необходимо ошпаривать кипятком, чтобы не было бактерий. С вечера пятницы по вечер субботы (то есть в шаббат) производство перепрофилируется на некошерное.
В итоге кошерная мясная продукция получается дороже обычной сопоставимой на 40-50%, а молочная — на 10-15%. По словам гендиректора кошерного гастронома «Пардес» Альберта Давыдова, его магазин порой вынужден производить забой коров своими силами, кроме того, он по собственному опыту знает, что в Подмосковье кашруту соответствуют примерно лишь две коровы из десяти. Причем использовать кошерно можно только переднюю часть туши. На юге России «кошерное» соотношение крупного рогатого скота лучше, но прибавка в себестоимости все равно получается минимум 40%.
«Да, действительно, в России кошерное мясо существенно дороже, но так быть не должно. Я знаю множество производств в США и Израиле, где отбраковка составляет только 70% объема производства, поэтому разница в цене гораздо ниже. Исключая молочную и мясную продукцию, кошерные товары могут стоить как обычные»,— замечает глава департамента кашрута при Главном раввинате России Иосиф Верзуб.
Единственные кошерные продукты, дешевые в производстве,— овощи и фрукты. В департаменте кашрута «Деньгам» пояснили, что в России для непереработанных овощей и фруктов сертификация вообще не нужна.
Светские с ложками
В магазин кошерных продуктов «Эльйон» приходят и православные, и мусульмане, и совсем неверующие
Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ
Наблюдая, как растут продажи разных конфессиональных продуктов питания, иной может решить, что российское население стремительно становиться религиозным. На самом деле это не так.
Эксперт по рекламе и маркетингу института МИРБИС Евгений Бойченко считает взлет халяля, кашрута и православных маркировок в том числе следствием псевдорелигиозности. Особое внимание он обращает на нестыковку ответов в тематических опросах. «В России, как показывают исследования, не менее 80% считают себя православными, но реально в церковь ходят и по-настоящему соблюдают пост не более 5-7%. В период православного поста не изменяются продажи мяса или молочных продуктов, при этом дополнительные значки «рекомендовано в пост» могут вызвать рост продаж»,— рассказывает он. При этом, согласно опросу Euromonitor, примерно 17 млн россиян постятся каждый год. Получается, что пост сопровождается покупкой продуктов с наклейками и одновременно потреблением молока и мяса.
По оценке маркетинговой компании Canadean, всего 8% россиян едят только халяльные продукты, хотя доля мусульман в России оценивается в 20-25%. Для сравнения, в США халяль покупает 14% населения, в Великобритании — 11%. Многие российские мусульмане приобретают халяльные продтовары только по случаю, в том же «Ашане» к примеру, если случайно натыкаются на них.
Евреев в России вообще доли процента, а по-настоящему религиозных хорошо если наберется пара десятков тысяч, поэтому кошерные магазины выживают за счет светского населения, живущего в соседних домах, а также мусульман (в соответствии с нормами ислама кошерная мясная продукция дозволена мусульманам). «Примерно половина посетителей нашего магазина — люди, отношения к иудаизму не имеющие, еще процентов пять — мусульмане, живущие рядом»,— оценивает трафик своего гастронома Альберт Давыдов.
Успех религиозного маркетинга в России в большой степени связан со стереотипами. «Россияне считают, что халяльная и кошерная продукция экологически чистая, вкуснее обычной и качественнее. Действительно, требования для сертификации включают контроль ингредиентов и чистоты процесса, но качество и вкус у продукции других хороших производств не хуже»,— говорит Константин Корнеев из «Ринкон-менеджмент». Примерно такие же мысли у россиян относительно товаров, маркированных под пост и Пасху. В целом они убеждены, что это означает дополнительный контроль качества, и потому готовы переплачивать.
Эксперты предсказывают, что Россия, скорее всего, повторит путь западных стран, где главный покупатель товаров с указанием на ту или иную конфессиональную принадлежность — человек светский, нерелигиозный. Примерно треть халяльной еды на Западе приобретают люди, к исламу не имеющие отношения. Американская ассоциация халяльной продукции заявляет, что такой товар занимает около четверти всего мирового рынка продовольствия, оборот в нише халяля достиг $650 млрд. Ситуация с кашрутом схожая. В некоторых американских супермаркетах кошерные продукты занимают до 40% полок, но 80% их потребителей никак не связаны с иудаизмом. Последователей этой религии — не более 0,2% мирового населения, между тем, по данным Market Research Group, рынок кошерных продуктов имеет годовой оборот $260 млрд.
Подробное руководство по кошерной сертификации: понимание основ и преимуществ
Кошерная сертификация является абсолютной необходимостью для любого бизнеса, стремящегося достичь вершины успеха на современном конкурентном рынке. Это действительно может изменить правила игры, превратив бизнес из среднего в выдающийся в мгновение ока. Это исчерпывающее руководство является бесценным ресурсом для понимания основ и преимуществ кошерной сертификации, предоставляя читателям всю информацию, необходимую им для принятия обоснованного решения.
Кошерная сертификация предназначена для подтверждения того, что пищевые продукты соответствуют строгим нормативным стандартам, установленным еврейским законодательством. Этот процесс включает в себя обеспечение того, чтобы продукты питания были приготовлены в соответствии с диетическими законами, изложенными в Торе и Талмуде, которые определяют, какие виды пищи могут или не могут употребляться соблюдающие евреи. Кроме того, он охватывает такие вопросы, как момент, когда необходимо забивать животных, и как следует хранить определенные продукты и обращаться с ними.
Получив сертификат кошерности, предприятия могут извлечь выгоду из повышения доверия потребителей, повышения гибкости маркировки продукции, снижения уровня отходов и повышения стандартов безопасности продукции. Кроме того, он обеспечивает доступ к большому количеству потенциальных клиентов, придерживающихся религиозных диетических требований. Эта статья призвана предоставить читателям всесторонний обзор основ и преимуществ, связанных с получением сертификата кошерности для их бизнеса.
Кошерная сертификация
Кошерная сертификация — это процесс, посредством которого компании и организации удостоверяют, что пищевые продукты соответствуют нормам кошерного питания. Кошерная сертификация необходима для производителей продуктов питания, дистрибьюторов и розничных продавцов, которые хотят гарантировать, что их продукты питания соответствуют еврейским религиозным законам. Таким образом, кошерная сертификация стала важной частью пищевой промышленности.
Правила кошерного питания основаны на библейских писаниях, а также на раввинистических интерпретациях этих писаний. Эти правила определяют, какие продукты можно употреблять в пищу, как они должны быть приготовлены и обработаны, а также как их следует хранить и обращаться с ними. Чтобы получить сертификат кошерности, компании должны соблюдать эти правила во всех аспектах производства.
Процесс сертификации кошерности включает в себя тщательную проверку всех ингредиентов, используемых в процессе производства, а также тщательную проверку самого производственного объекта. Компании также должны предоставить доказательства того, что все ингредиенты, используемые в их продуктах, сертифицированы как пригодные для употребления в пищу в соответствии с еврейскими диетическими законами. Кроме того, любые механизмы или оборудование, контактирующие с пищевыми продуктами, должны быть официально сертифицированы как пригодные для использования в производстве кошерных продуктов.
После того, как все необходимые шаги будут успешно выполнены, компания может получить официальную кошерную печать от квалифицированного раввина или другого религиозного авторитета. Наличие этой печати указывает на то, что продукт соответствует всем требованиям кошерной сертификации и поэтому считается пригодным для употребления людьми, соблюдающими еврейские диетические законы. Кошерная сертификация гарантирует как потребителям, так и производителям, что их продукты безопасны для употребления и соответствуют всем применимым стандартам, установленным еврейским религиозным законом.
Введение
Термин «кошерный» долгое время ассоциировался с еврейскими законами о питании, которые определяют, какие продукты можно и какие нельзя употреблять. Для многих людей это символ чистоты и святости, напоминание о соблюдении установленных правил. Таким образом, сертификация кошерности стала важной частью производства продуктов питания и обеспечения качества, гарантируя как потребителям, так и производителям уверенность в том, что их продукция соответствует всем необходимым стандартам.
Это подробное руководство призвано объяснить основы кошерной сертификации и изучить ее преимущества. Он начинается с обзора еврейских законов о питании и того, как они интерпретируются в отношении производства продуктов питания. Затем он изучает процесс получения сертификата кошерности, включая шаги, необходимые для успешного завершения. Наконец, в этом руководстве рассматривается, как кошерная сертификация может обеспечить компаниям конкурентное преимущество на современном рынке.
Символизм играет важную роль в понимании кошерной сертификации – речь идет не только о производстве продуктов питания, но и о приверженности соблюдению еврейских религиозных законов и соблюдении чистоты в рационе. Таким образом, предприятия, стремящиеся получить сертификат кошерности, должны продемонстрировать не только техническое соответствие еврейским правилам питания, но и глубокую приверженность соблюдению этих ценностей во всех аспектах своей деятельности.
Кошерная сертификация гарантирует, что продукты соответствуют установленным стандартам безопасности, качества и гигиены пищевых продуктов, а также демонстрирует приверженность отстаиванию религиозных ценностей. Наличие официальной печати на продуктах свидетельствует о соблюдении всех соответствующих правил и вызывает доверие у потребителей, которые соблюдают эти законы. Эта надежность может помочь компаниям выделиться среди конкурентов, а также привлечь новых клиентов, которые ищут сертифицированные продукты, отвечающие их диетическим потребностям.
История сертификации кошерности
Сертификация кошерности имеет долгую историю, уходящую в прошлое на тысячи лет назад, когда впервые были установлены еврейские диетические законы. Эти законы служили краеугольным камнем религиозной жизни и до сих пор невероятно важны. Таким образом, кошерная сертификация является бесценным инструментом как для производителей, так и для потребителей, гарантируя, что продукты соответствуют необходимым стандартам для безопасного потребления.
Концепция кошерной сертификации восходит к древним временам, когда раввины проверяли продукты питания, чтобы убедиться, что они соответствуют требованиям еврейского закона. Этот процесс стал более формализованным в 18 веке с введением раввинских судов, которые оценивали продукты на предмет их соответствия диетическим правилам. К началу 20 века по всему миру существовали десятки организаций, сертифицирующих кошерность, каждая из которых предлагала свои варианты того, какие продукты считаются приемлемыми для потребления евреями.
Сегодня во всем мире существуют сотни кошерных сертифицированных агентств, которые предоставляют услуги по сертификации кошерности и символы, которые можно найти на многих продуктах, которые можно найти в продуктовых магазинах. Эти сертификаты гарантируют, что все ингредиенты были проверены и одобрены обученным экспертом и соответствуют еврейским законам о питании. Кроме того, он служит символом надежности и качества как для производителей, так и для потребителей.
Кошерная сертификация стала более важной, чем когда-либо прежде, поскольку предприятия стремятся поддерживать религиозные ценности, предоставляя клиентам уверенность в том, что их продукты безопасны и чисты. В настоящее время он считается отраслевым стандартом, обеспечивающим душевное спокойствие тем, кто придерживается этих диетических правил, а также обеспечивает гарантию качества для предприятий, стремящихся извлечь выгоду из этой ниши на рынке.
Важность понимания основ кошерной сертификации
Кошерная сертификация является неотъемлемой частью многих предприятий, предоставляя ценные услуги как потребителям, так и производителям. Людям важно понимать основы кошерной сертификации, чтобы они могли принимать обоснованные решения о продуктах, которые они покупают, и быть уверенными в своей покупке.
Следующие пункты дают общее представление о том, что должен знать каждый потребитель:
– Что это такое: сертификация кошерности – это процесс, посредством которого обученный эксперт проверяет все ингредиенты продукта, чтобы убедиться, что они соответствуют требованиям еврейских диетических законов. Это гарантирует, что продукт безопасен для потребления и соответствует религиозным ценностям.
– Преимущества. Кошерная сертификация дает множество преимуществ, включая гарантию качества, надежность и душевное спокойствие для тех, кто соблюдает правила питания. Кроме того, он служит символом превосходства для предприятий, стремящихся извлечь выгоду из этой ниши рынка.
– Символы: кошерные сертификационные символы можно найти на многих продуктах в продуктовых магазинах, что позволяет потребителям легко идентифицировать сертифицированные продукты с первого взгляда. Это также служит дополнительным уровнем гарантии того, что все ингредиенты были проверены и одобрены обученным специалистом.
Понимание основ кошерной сертификации помогает потребителям принимать обоснованные решения при покупке продуктов, гарантируя, что производители соблюдают религиозные стандарты, и обеспечивает гарантии качества для своих клиентов.
Что такое кошерная сертификация?
Помимо основ, важно понять, что такое кошерная сертификация. С годами он стал неотъемлемой частью производства продуктов питания и символом передового опыта в отрасли. Здесь мы рассмотрим его различные аспекты и преимущества.
Кошерная сертификация — это процесс, в ходе которого эксперты проверяют все ингредиенты в продукте, чтобы убедиться, что они соответствуют требованиям еврейских законов о питании. Это гарантирует, что продукт безопасен для употребления и соответствует религиозным ценностям. Процесс требует одобрения эксперта, прежде чем продукт может быть помечен как кошерный. Для предприятий важно придерживаться этих стандартов, если они хотят привлечь потребителей, которые следуют этим правилам и извлекают выгоду из этой ниши на рынке.
Преимущества, связанные с кошерной сертификацией, многочисленны и включают в себя гарантию качества, надежность, душевное спокойствие для тех, кто придерживается диетических правил, а также:
1) Повышение доверия потребителей к продуктам;
2) явное конкурентное преимущество перед другой несертифицированной продукцией;
3) Доступ к более широкой клиентской базе; и
4) Улучшенная видимость на полках магазинов благодаря узнаваемой символике, используемой сертифицированными производителями.
9Сертификация 0002 Kosher дает множество преимуществ не только людям, придерживающимся религиозных законов о питании, но и предприятиям, которые хотят предлагать качественные продукты, которым доверяют их клиенты. Он служит символом совершенства, который со временем стал неотъемлемой частью производства продуктов питания и дает уверенность в том, что товары были проверены экспертами в соответствии со строгими стандартами безопасности и соответствием религиозным ценностям.
Определение кошерной сертификации
Кошерная сертификация — это регулируемый процесс, гарантирующий, что пищевые продукты соответствуют строгим стандартам еврейских диетических законов. Этот процесс требует одобрения эксперта, прежде чем продукт может быть помечен как кошерный, что дает потребителям уверенность в том, что продукт безопасен и соответствует религиозным ценностям. Имея это в виду, становится ясно, почему сертификация кошерности стала неотъемлемой частью производства продуктов питания и символом превосходства в отрасли.
Критерии для того, чтобы пища считалась кошерной
Чтобы пища считалась кошерной, она должна соответствовать определенным критериям, установленным еврейскими законами о питании.
Основные критерии для того, чтобы пища считалась кошерной, включают: использование только ингредиентов и оборудования, которые были одобрены как «кошерные»; соблюдение строгих правил смешивания молочных и мясных продуктов; избегать определенных видов морепродуктов или насекомых; не употреблять в пищу животные жиры и кровь; и соблюдение общих стандартов чистоты. Кроме того, продукты должны быть приготовлены в соответствии с особыми методами приготовления пищи, изложенными в еврейском законе, такими как соление мяса или недопущение контакта молока и мясных продуктов друг с другом.
Кроме того, все производственные процессы должны контролироваться экспертом, известным как «машгиах», который следит за соблюдением всех требований. Это включает в себя проверку сырья, подготовку производственных площадей, осмотр производственных линий и ведение учета процесса. Машгиах также следит за тем, чтобы все готовые продукты соответствовали стандартам кашрута (еврейским законам о питании).
Соответствуя этим критериям, производители могут получить сертификацию, которая предлагает многочисленные преимущества, включая повышение доверия потребителей к своей продукции, а также доступ к более широкой клиентской базе благодаря тем, кто ищет сертифицированных производителей для своих продуктов питания. В конечном счете, кошерная сертификация обеспечивает гарантию качества, надежность и душевное спокойствие для тех, кто соблюдает диетические правила, что делает ее важной частью производства продуктов питания сегодня.
Различные типы кошерной сертификации
Кошерная сертификация доступна в трех различных формах, которые основаны на назначении продукта и желаемом уровне надзора: раввинская, государственная и самосертификация. Каждая форма сертификации имеет свой собственный набор требований и преимуществ, которые следует учитывать перед тем, как сделать выбор.
Раввинская сертификация:
Этот тип сертификации предоставляется раввинской организацией или раввином и, как правило, является наиболее строгой формой кошерной сертификации. Он включает в себя обширный процесс проверки под наблюдением раввина, который проверяет все ингредиенты, производственные процессы и оборудование, чтобы убедиться, что они соответствуют кошерным стандартам. В рамках этого процесса машгиах также будет постоянно присутствовать во время подготовки и производства, чтобы убедиться, что все правила соблюдаются. Этот уровень надзора гарантирует, что продукты соответствуют самым высоким стандартам кашрута, и дает уверенность потребителям в том, что их продукты питания действительно кошерны.
Правительственная сертификация:
Государственная сертификация обычно считается менее строгой, чем та, что выдается раввинскими организациями, из-за отсутствия надзора на месте со стороны машгиаха. Тем не менее, они по-прежнему требуют от производителей соблюдения определенных правил, таких как использование только утвержденных ингредиентов и материалов при производстве продуктов питания, а также соблюдение общих правил чистоты для получения сертификата. Основное преимущество этого типа сертификации заключается в том, что он позволяет предприятиям получить доступ к более широким рынкам, поскольку он признается как религиозными, так и нерелигиозными сторонами.
Самостоятельная сертификация:
Этот тип сертификации требует от производителей соблюдения тех же критериев, что и для продуктов, сертифицированных государством, но без какого-либо внешнего надзора со стороны раввина или другого профессионального органа. Таким образом, это может быть более экономичным вариантом для предприятий, которые хотят сертифицировать свою продукцию как кошерную, но могут не иметь доступа к полному раввинскому надзору или ресурсам, необходимым для государственной сертификации. Соответствуя этим критериям, производители по-прежнему могут получить доступ к рынкам сертифицированных продуктов питания, а также воспользоваться соответствующей экономией средств.
В конечном счете, существует множество факторов, которые необходимо учитывать при принятии решения о том, какая форма кошерной сертификации лучше всего соответствует потребностям отдельного бизнеса, включая бюджетные ограничения, предполагаемый охват рынка и желаемый уровень гарантии соблюдения еврейских диетических законов. Понимая эти различные типы и связанные с ними преимущества, предприятия могут принять обоснованное решение о том, какой тип лучше всего подходит для их текущей ситуации при получении сертификата кошерности для своей продукции.
Обзор процесса сертификации кошерности
Процесс получения сертификата кошерности можно сравнить с путешествием, в ходе которого предприятия должны предпринять необходимые шаги, чтобы убедиться, что все критерии соблюдены, чтобы их продукты были признаны кошерными. Это включает в себя соблюдение набора правил и руководств, которые варьируются в зависимости от типа требуемой сертификации. Чтобы облегчить это путешествие, вот обзор основных этапов получения сертификата кошерности.
Первым шагом является выбор подходящей сертифицирующей организации или раввина, которые будут контролировать процесс и гарантировать выполнение всех требований. Прежде чем сделать выбор, важно изучить различные доступные организации и сравнить их предложения, поскольку каждая из них может иметь разные правила в отношении своих услуг. После выбора органа по сертификации производители должны будут заполнить все соответствующие документы и представить их вместе с образцами своей продукции для проверки.
Второй этап включает в себя тщательную проверку, проводимую органом по сертификации, которая обычно включает в себя проверку ингредиентов, производственных процессов и используемого оборудования, чтобы убедиться, что они соответствуют кошерным стандартам. На этом этапе производители также должны обеспечить соблюдение любых дополнительных правил, установленных выбранным ими органом по сертификации, таких как ведение записей обо всех прошлых проверках или представление периодических обновлений об изменениях в ингредиентах или методах производства.
На третьем этапе предприятия должны оплатить любые применимые сборы, связанные с получением сертификата от выбранного ими органа по сертификации, включая расходы на регистрацию или ежегодные сборы за постоянный надзор, если это необходимо. После того, как эти сборы будут уплачены, производители могут перейти к четвертому этапу, который включает в себя получение уведомления от органа по сертификации после того, как все критерии будут соблюдены и им будет предоставлено разрешение на использование этикетки «Кошерный» на своей продукции.
Выполняя эти шаги при прохождении процесса сертификации кошерности, предприятия могут быть уверены, что они соблюдают еврейские законы о питании, предоставляя потребителям гарантию качества в отношении того, что входит в их продукты питания.
Процесс сертификации кошерности
Сертификация кошерности является важным процессом, который предприятия должны учитывать при производстве и продаже продуктов питания, соответствующих еврейским диетическим законам. Хотя это может быть сложным путешествием, при правильном подходе понимание необходимых шагов может помочь обеспечить соответствие продуктов кошерным стандартам. Ирония ситуации заключается в том, что, несмотря на его важность, многие предприятия все еще не уверены, как правильно пройти этот процесс. Чтобы помочь в этом процессе и обеспечить ясность, вот четыре ключевых шага в получении сертификата кошерности:
1) Исследования: производителям всегда важно тщательно изучить свои возможности при получении сертификата от органа по сертификации или раввина. Это включает в себя изучение как местных, так и национальных ресурсов, а также любые конкретные требования, которые каждый из них будет предъявлять к их проверке и утверждению.
2) Заявка: после выбора органа по сертификации производителям необходимо подать форму заявки, которая обычно включает информацию о производственных процессах, используемых ингредиентах и другие соответствующие данные, такие как разрешительные документы или санитарные инспекции.
3) Инспекция: затем сертифицированный представитель или раввин посетит производственный объект или место, где производятся продукты, чтобы проверить их на соответствие применимым стандартам, установленным выбранным ими органом по сертификации.
4) Одобрение: После того, как все критерии будут соблюдены и утверждены сертификационным органом, производители получат официальные документы, подтверждающие, что они получили кошерный статус сертификации. Эти документы должны храниться в файле на случай будущих справок или запросов на аудит со стороны клиентов или органов власти.
После правильного выполнения этих шагов предприятия теперь могут с гордостью размещать этикетку «Кошер» на своих продуктах, зная, что они соответствуют всем необходимым стандартам в соответствии с еврейскими законами о питании. Это не только обеспечивает уверенность для потребителей, но и повышает доверие к бизнесу в этом конкурентном рыночном пространстве.
Преимущества Кошерной сертификации
Кошерная сертификация предлагает ряд преимуществ для предприятий, от завоевания доверия потребителей до повышения конкурентоспособности. Во-первых, наличие сертификата кошерности дает предприятиям уверенность в том, что их продукты соответствуют необходимым стандартам, установленным еврейскими законами о питании. Это может быть важным фактором при маркетинге для определенных аудиторий или групп, которым может потребоваться такая гарантия перед покупкой. Кроме того, получение сертификата кошерности может привести к более позитивному восприятию со стороны общественности и открыть новые возможности с точки зрения продаж и распространения.
Еще одним преимуществом является то, что его можно использовать в качестве «знака качества» для других отраслей, таких как гостиничный бизнес или общественное питание, которые также подчиняются строгим правилам и правилам. Имея четкий и видимый индикатор того, что продукты были одобрены органом по сертификации, владельцы бизнеса могут обеспечить соблюдение различных законов и правил без ущерба для качества или безопасности.
Наконец, наличие кошерной печати одобрения может повысить ценность бизнеса с точки зрения доверия и репутации. Возможность убедиться, что продукты соответствуют самым высоким стандартам, установленным религиозными властями, показывает покупателям, что производители серьезно относятся к качеству продукции и предприняли дополнительные шаги для обеспечения удовлетворенности клиентов. Это выделяет производителя среди конкурентов и ставит его в выгодное положение, когда речь идет о завоевании лояльности потребителей.
Успешно завершив процесс сертификации кошерности, предприятия получают неоценимые преимущества, которые могут помочь им завоевать доверие потребителей, укрепляя при этом доверие к себе как к надежным операторам в своей области знаний.
Подробное объяснение процесса сертификации кошерности
>Получить кошерную сертификацию
Что такое сертифицированная кошерность? Сертификация STAR-K Kosher Food Certification является гарантией того, что пищевые продукты и ингредиенты соответствуют всем требованиям кошерности. Этот кошерный сертификат также разрешает производителю размещать на продукте эмблему STAR-K, чтобы рекламировать его кошерный статус.
Процедура получения сертификата кошерности относительно проста. После получения вашей заявки представитель STAR-K проведет оценку ингредиентов и продукции вашей компании. Затем составляется договор, в котором подробно излагаются все требования и обязательства обеих сторон. Будут перечислены все кошерные требования, а также список всех ваших ингредиентов и продуктов. Кроме того, в контракте будет указана правильная эмблема, разрешенная для каждого продукта, указывающая на кошерный статус каждого продукта. Подписанный контракт гарантирует, что раввинский полевой представитель STAR-K будет периодически посещать его. Цель визита раввина — контроль за соблюдением условий соглашения путем проверки ингредиентов, продуктов, этикеток и т. д.
Кошерная сертификация требует подробного изучения:
а) всех ингредиентов, используемых на предприятии,
б) метода производства и
в) всех производимых на нем продуктов.
Полевые представители STAR-K, знакомые с пищевой промышленностью и ингредиентами, посетят заводы. На этом завершается начальный этап проверки процесса сертификации. Эти три предмета будут рассмотрены отдельно в пунктах ниже.
A. Ингредиенты
Все ингредиенты растения, независимо от того, предназначены ли они для кошерного использования, должны быть тщательно оценены. Использование ингредиентов на обычном оборудовании влияет на кошерность всех производимых продуктов. Ингредиенты должны быть идентифицированы и классифицированы на двух уровнях интерфейса.
• Кошерные и некошерные
• Пареве и молочные продукты
Существует группа сырьевых материалов, не требующих официальной кошерной сертификации для получения разрешения на кошерное использование. Это изначально кошерные ингредиенты, такие как тростниковый сахар, кукурузная мука, ванилин и множество других. Эти материалы были исследованы и признаны соответствующими кошерным правилам. Однако многие другие материалы могут быть одобрены для кошерного использования только в том случае, если они официально сертифицированы как таковые. Обычно это делается с помощью письма о сертификации кошерности от определенного раввинского агентства, которое определяет продукт как кошерный. В сертификационном письме также будет указан пареве или молочный статус продукта.
B. Процедуры завода
Всегда важно проверять и анализировать детали производства, чтобы получить сертификат кошерности. Если, например, на оборудовании обрабатывался некошерный ингредиент, такие детали производства, как температура или консистенция, имеют решающее значение для определения надлежащих методов возврата оборудования в кошерный режим. Поэтому во время первоначальной проверки важно определить степень используемого тепла, способы транспортировки ингредиентов или премиксов и даже процедуры упаковки, все из которых могут иметь отношение к кошерной сертификации.
C. Продукты
Каждый продукт, который должен иметь сертификат кошерности, должен иметь четкую маркировку с правильным символом кошерности. Эта информация должна постоянно обновляться, чтобы поддерживать актуальность списков сертифицированной продукции. Этот актуальный список всех продуктов имеет решающее значение как для STAR-K, так и для компании. STAR-K должен иметь точный список всех продуктов, которые он сертифицирует, чтобы обслуживать потребителей и компании, запрашивающие информацию о продуктах, имеющих кошерный символ STAR-K. Кроме того, компания не хочет, чтобы какой-либо продукт, действительно сертифицированный как кошерный, циркулировал на рынке без подтверждения этого сертификата.
Как упоминалось выше, ни один новый ингредиент не может быть использован на заводе без предварительного одобрения STAR-K. Очень часто могут быть сделаны ошибочные заявления о кошерности того или иного ингредиента. Если ингредиент используется без разрешения, это может поставить под угрозу кошерную программу. Компании всегда рекомендуется как можно скорее представить предлагаемые ингредиенты в STAR-K. После получения кошерного одобрения для нового ингредиента его можно добавить в одобренный список, после чего компания может выбрать, использовать его или нет.
Leave a Reply