Статистическая информация
Общее количество | ||
из них по категориям: | абсолютное значение показателя | значение в процентах от общего показателя |
Индивидуальные предприниматели | ||
Юридические лица |
Общее количество | ||
из них по регионам: | абсолютное значение показателя | значение в процентах от общего показателя |
Центральный федеральный округ | ||
Северо-Западный федеральный округ | ||
Южный федеральный округ | ||
Северо-Кавказский федеральный округ | ||
Приволжский федеральный округ | ||
Уральский федеральный округ | ||
Сибирский федеральный округ | ||
Дальневосточный федеральный округ | ||
Экстерриториальные образования |
Общее количество |
Общее количество |
Общее количество |
Общее количество |
Общее количество |
Общее количество |
Общее количество |
Общее количество |
Общее количество |
© 2009–2023 Федеральная служба информации
18+
Указанные данные в системе не найдены.
Проверьте правильность написания логина/пароля.
Возникли непредвиденные ошибки. Попробуйте повторить запрос позже.
Не верно введена пара ЛОГИН и ПАРОЛЬ.
После референдумов национальные цели придется переписать / От редакции / Независимая газета
Присоединение новых территорий увеличит объем обязательств, взятых государством перед населением
Тэги: экономика, политика, сво, добасс, украина, референдум, население, бюджет, общество, кризис, санкции
Фото Reuters
Еще до наступления 27 сентября референдумы по вхождению в состав России, проходившие в Донецкой и Луганской народных республиках, а также в Запорожской и Херсонской областях, признали состоявшимися: явка превысила 50% избирателей. В том, каким будет результат, сомнений не возникает. Всероссийский центр изучения общественного мнения заблаговременно обнародовал данные опроса, показавшего, что среди жителей присоединяемых территорий большинство из тех, кто планировал голосовать, – за вхождение в состав РФ. Так что в повестке сейчас другие темы – детали и дата процедуры вхождения, обеспечение безопасности.
Но раз этот процесс уже запущен, тогда необходимы оперативные ответы и на другие вопросы, в частности об экономике. После присоединения территорий Россия вступит в принципиально новую экономическую реальность. Это будет другая численность населения, а значит – и получателей бюджетной помощи, это будут иные потребности в обеспечении населения жильем и инфраструктурой, в поддержке отраслей и предприятий, в развитии таких сфер, как здравоохранение, образование и пенсионное обеспечение.
По данным, которые приводил член военно-гражданской администрации Запорожской области Владимир Рогов, после референдумов численность населения России может увеличиться на 5–6 млн человек, площадь освобожденных территорий, на которых проходят референдумы, около 113 тыс. кв. км, что больше, чем Болгария или Южная Корея. Это существенные изменения, требующие пересчета бюджетных доходов и расходов на годы вперед в условиях санкционного давления. А значит, все это должно повлечь за собой прежде всего пересмотр национальных целей развития, поставленных президентом еще, скажем так, в «мирное» время. Тем более что опыт корректировки целей у властей уже есть.
Майский указ президента «О национальных целях» от 2018 года прописывал амбициозные ориентиры на 2024 год по таким направлениям, как демография, здравоохранение, образование, жилье, экология, дороги, производительность труда, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство, международная кооперация и экспорт. Были оформлены нацпроекты, определено финансирование.
Еще до пандемии реализуемость некоторых целей, например по вводу в строй жилья, казалась экспертам и даже чиновникам сомнительной. Пандемия же стала той уважительной причиной, которая позволяла властям скорректировать цели без ущерба для репутации. Первым делом сдвинули сроки реализации – с 2024-го на 2030 год. Была проведена и ревизия целей – например, из списка ушел пункт про вхождение страны в пятерку крупнейших экономик мира.
Референдумы и присоединение новых территорий могут стать теперь вторым поводом пересмотреть стратегические ориентиры. Хотя бы в силу одних только «арифметических» причин – пересчета целевых показателей с учетом другой численности населения и площади, а также того состояния, в котором присоединяемые территории сейчас находятся.
Однозначно потребуется больше бюджетного финансирования. Возможно, какие-то сроки придется снова сдвинуть. Но вовсе не исключено и то, что по некоторым направлениям, например в сфере строительства, страна как раз получит мощнейший стимул для рывка, и показатели, прежде вызывающие сомнения, будут достигаться даже с опережением графика. Главное, чтобы это были не предположения, а четко оформленное властями понимание. Если вся экономическая политика страны, как это преподносили в правительстве, заточена под достижение президентских целей, то с них и нужно начинать формировать новые контуры экономики.
населения России тонут — PubMed
. 1996 г., январь-февраль; 9(1):22-3.
Т Нельсон
PMID:
12347136
Т Нельсон.
Мировой дозор.
1996 январь-февраль.
. 1996 г., январь-февраль; 9(1):22-3.
Автор
Т Нельсон
PMID:
12347136
Абстрактный
Картинка в картинке:
Проблемы здравоохранения в России, являющиеся результатом неконтролируемого развития, являются уроком для развивающихся стран. Тенденции рождаемости и смертности в России свидетельствуют о том, что по мере ухудшения социально-экономических условий в последние годы уровень смертности увеличился. В 1992-93 годах уровень смертности увеличился с 12,1 на 1000 населения до 14,5, причем 75% прироста приходится на сердечно-сосудистые заболевания, несчастные случаи, убийства, самоубийства и отравления алкоголем. Качество медицинского обслуживания было названо одной из причин высокого уровня сердечно-сосудистых заболеваний, включая смертность даже от легких сердечных приступов. 20-30% смертей связаны с загрязнением окружающей среды. 75 % рек и озер на постсоветском пространстве считаются непригодными для питья, а 50 % водопроводной воды — антисанитарными. По оценкам, 15% территории России считается зоной экологического бедствия. Рождаемость снизилась с пика в 2,5 миллиона в 19с 87 до 1,4 миллиона в 1994 году. За тот же период количество смертей увеличилось с 1,5 миллиона до 2,3 миллиона. В 1994 году смертность превысила рождаемость на 880 000 человек. Ожидаемая продолжительность жизни снизилась с 65 до 57 лет у мужчин и с 75 до 71 года у женщин. Детская смертность растет. У 11% новорожденных были врожденные дефекты, а у 60% были признаки аллергии или дефицита витамина D. Смертность при беременности составила 50 на 1000 родов, осложнения во время беременности были у 75% российских женщин. Здоровье женщин репродуктивного возраста было нарушено гинекологическими инфекциями. Опрос в 1992 выявило, что 75% российских женщин назвали недостаточный доход причиной снижения детородности. Социальные условия в России и бывших советских республиках отражают неуверенность в завтрашнем дне. На демографические тенденции влияет сложный набор факторов, включая экономический коллапс, экономические изменения и неопределенность, неадекватное здравоохранение и плохие условия окружающей среды. Эти изменения произошли в середине 1980-х годов и до распада Советского Союза в 1991 году.
Похожие статьи
Изменение численности населения в бывших советских республиках.
Хауб К.
Хауб С.
Народный Бык. 1994 декабрь; 49(4):1-52.
Народный Бык. 1994.PMID: 12346298
Демографические потрясения в бывшем СССР.
Хауб К.
Хауб С.
Народ сегодня. 1995 января; 23(1):1-2.
Народ сегодня. 1995.PMID: 12319057
Улучшается ли демографическая ситуация в России?
Хелениак Т.
Хеленяк Т.
Пост сов геогр. 1995 декабрь; 36 (10): 644-8.
Пост сов геогр. 1995.PMID: 12291375
[Рак и демографический переход].
Напалков Н.П.
Напалков НП.
Вопр Онкол. 2004;50(2):127-44.
Вопр Онкол. 2004.PMID: 15176213
Обзор.
Русский.Показатели рождаемости и будущие тенденции в области народонаселения: восстановится ли уровень рождаемости в Европе или продолжит снижаться?
Лутц В.
Лутц В.
Int J Androl. 2006 фев; 29 (1): 25-33. doi: 10.1111/j.1365-2605.2005.00639.x.
Int J Androl. 2006.PMID: 16466521
Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
термины MeSH
Российская экономика в 2050 г.: курс на трудовую стагнацию
С начала 1990-х гг. в России наблюдается негативная демографическая тенденция. Несмотря на активную иммиграцию — более 9 млн человек прибыли в Россию в период с 19 по 19 в.90 и 2014 г. — численность населения сократилась на 3,7 млн человек (рис. 1). [1] Хотя многие развитые страны сталкиваются с аналогичной проблемой, за тенденцией России стоит ряд специфических особенностей: снижение качества жизни в первое десятилетие после распада СССР, рост смертности среди мужчин до 50 лет из-за алкоголизм, сокращение числа женщин в возрасте от 20 до 30 лет из-за демографической пирамиды, разрушенной во время Второй мировой войны. [2]
Диаграмма 1. Изменение численности населения России по факторам (1990-2014)
Проблема убыли населения в России была обозначена российскими и международными экспертами давно, и все прогнозы давали негативный прогноз: с 2015 года убыль населения продолжится и даже ускорится. К 2005 году эта проблема была признана российскими властями и были приняты меры по устранению проблемы. Приняты меры по увеличению рождаемости, снижению смертности, а также по усилению охраны здоровья, снижению курения и алкоголизма.
На первый взгляд, эти меры оказали положительное влияние: отрицательный коэффициент естественного прироста (РНП) населения к концу 2012 г. сократился до нуля, а в 2013-2014 гг. даже стал положительным. Но многие эксперты считают, что праздновать рано. Такие позитивные изменения можно объяснить изменениями в модели семьи: сегодня российские женщины рожают первого ребенка в более позднем возрасте (в 1999 г. модальный возраст первого рождения составлял 21 год, в 2012 г. — 25 лет; рождаемость пятилетней давности компенсируется сейчас), а также к благоприятной демографии (нынешняя численность российских женщин в возрастной группе 25-30 лет, имеющих самые высокие показатели рождаемости, исторически высока, на 20 процентов больше, чем было 10 лет назад). лет назад и на 80 процентов больше, чем будет через 10 лет). Отдача от обоих факторов будет исчерпана в ближайшие год-два; только тогда можно будет оценить реальную эффективность мер правительства.
В конце 2014 г. российское статистическое агентство Росстат опубликовало обновленный демографический прогноз до 2050 г. Прогноз подтверждает, что демография останется самой большой политической, социальной и экономической проблемой для России в ближайшие десятилетия. Более того, вопреки более ранним оценкам, к 2030-2035 годам ситуация не стабилизируется.
Три сценария, все основаны на миграции
В прогнозе (График 2) были предусмотрены три сценария: i) продолжение текущих тенденций (низкий), ii) более реалистичная оценка эффективности принятых мер на сегодняшний день ( средний) и iii) результат, отражающий цель демографической политики России до 2025 г., сценарий мечты властей (высокий). Первый сценарий предполагает, что население России сократится на 20 процентов в течение следующих 35 лет; второе, что оно останется на нынешнем уровне; и третье, что население увеличится на 15 процентов. В этих трех сценариях Росстат использовал не только разные демографические гипотезы, но и разные предположения о миграции. Первый сценарий предполагает, что ежегодная внутренняя иммиграция в течение прогнозируемого периода будет постепенно снижаться с 270 000 человек в год в начале периода до 170 000 к концу. Всего население России вырастет на 7,7 млн человек в ближайшие 35 лет за счет иммиграции. В сценарии «текущего уровня» ежегодный иммиграционный прирост увеличивается до 385 000 человек к 2030 г., а затем постепенно увеличивается до 400 000 человек в год. Это приводит к дополнительному увеличению населения на 13,6 млн человек за этот период. В сценарии «мечты» ежегодная иммиграция быстро увеличивается до полумиллиона человек в год к 2022 г., а затем до 555 000 человек в год к 2030 г. и удерживается на этом уровне до 2050 г. Это будет означать почти 19миллионов больше людей от иммиграции.
Диаграмма 2. Население России: три сценария
Родственные книги
Неужели так много потенциальных мигрантов?
Представляется, что ни прогноз высокого уровня миграции, ни прогноз «текущего уровня» не очень реалистичны. По данным Федеральной миграционной службы России, сегодня в России находится около 11 млн иностранных граждан, 80% из которых являются гражданами стран, входящих в Содружество Независимых Государств (СНГ) (табл. 1). Это отражает главное требование к массовой иностранной рабочей силе в России — знание русского языка.
Бывший эксперт Brookings
Для достижения уровней, прогнозируемых в последних двух сценариях, при условии, что страны СНГ будут по-прежнему обеспечивать 80% иммигрантов, количество граждан этих стран, проживающих в России, должно увеличиться соответственно в 2,5 и 3,2 раза. В это трудно поверить, поскольку потенциал привлечения дополнительных мигрантов из двух основных источников — Украины и Узбекистана — исчерпан.
После аннексии Крыма и конфликта на востоке Украины серьезно испортились политические отношения между Россией и Украиной. Сама Украина в ближайшие десятилетия пройдет через те же демографические процессы, что и Россия, и ее потенциал как поставщика рабочей силы будет снижаться. Кроме того, по мере того, как Украина все больше интегрируется с Европой, украинские рабочие будут более склонны рассматривать страны Восточной Европы как места для поиска работы.
Таблица 1. Граждане СНГ, проживающие в России, в % к населению страны
Источник: ФМС России; www.worldometers.info
Между тем, Узбекистан сам вступает в период быстрых демографических изменений, со снижением рождаемости и резким снижением прироста населения, что ограничит его возможности экспорта рабочей силы. Более того, если Узбекистан продолжит извлекать выгоду из своих природных ресурсов и более тесных связей с Китаем, его собственные потребности в рабочей силе могут конкурировать с потребностями России. Постепенно основным маргинальным поставщиком мигрантов в Россию станет Таджикистан, но его ресурсы не следует преувеличивать — сегодня в России проживает каждый второй таджик мужского пола трудоспособного возраста, а общий прирост населения страны к 2050 г. составит около 7 миллионов человек. Это означает, что России необходимо искать миграцию из Китая, Вьетнама и, возможно, Индии, Пакистана и Бангладеш.
Столь значительный рост числа иностранцев в России неизбежно приведет к росту социального напряжения в стране, учитывая относительно националистический тон официальной российской риторики в последние годы. По данным опросов Левада-центра, более 75% россиян поддерживают введение ограничений на миграцию (по сравнению с менее чем 50% в 2002 г.), а число тех, кто считает, что миграция может принести пользу России, сократилось с 44% до 16% [3]. ].
Снижение качества рабочей силы
Прогноз также дает оценку роста рабочей силы (населения в трудоспособном возрасте), что важно для оценки долгосрочных экономических перспектив страны. Здесь прогноз выглядит еще хуже, поскольку доля трудоспособного населения России сокращается примерно на одинаковую величину во всех сценариях — с 60% до менее чем 50%. Это снижение происходит двумя волнами: первоначальное сокращение рабочей силы на 8-12 процентов (средний и низкий сценарии) в период с 2015 по 2020 год, а затем еще на 10-20 процентов после 2030 года (рис. 3).
График 3. Население России в трудоспособном возрасте: три сценария
Но, опять же, важно не забывать об эффекте миграции. Росстат в своем прогнозе таких данных не приводит, но если использовать фактическую долю населения трудоспособного возраста в общей численности мигрантов из стран СНГ (90%), то результат предсказуем — в более оптимистичном сценарии численность населения трудоспособного возраста численность населения выше, но так же высока и зависимость России от трудовых мигрантов.
Из-за роста доли мигрантов в населении трудоспособного возраста при любом сценарии российская экономика столкнется с быстрым снижением среднего качества рабочей силы (по уровню образования и профессиональных навыков). Россия вряд ли будет инвестировать в системы образования соседних стран, пока у них самих нет ресурсов для таких инвестиций.
Давление на пенсионную систему
Эти демографические прогнозы также дают хорошее представление о проблемах, с которыми столкнется российская пенсионная система. На диаграмме ниже представлена динамика предстоящих изменений соотношения платящих пенсионные взносы в пенсионную систему (лица трудоспособного возраста [4]) и получающих пенсии. В различных сценариях это отношение одинаково уменьшается с сегодняшнего уровня 2,5 до примерно 2 к 2022 г., где оно должно сохраняться в течение примерно 10 лет, прежде чем упасть до 1,6 к 2045 г. (Диаграмма 4)[5].
Диаграмма 4. Соотношение населения трудоспособного и трудоспособного возраста в России: три сценария
Эти данные показывают, что расходное давление распределительной пенсионной системы будет увеличиваться и потребует от российских властей пойти либо на увеличение налогов на заработную плату, либо на увеличение федеральных дотаций в пенсионный фонд, либо на повышение пенсионного возраста, либо на снижение пенсионного возраста. в реальном размере пенсий или в некоторой комбинации всех этих показателей.
Как и во многих экономических процессах, невозможно изменить направление или скорость за одну ночь. Демография является одним из наиболее инерционных факторов — число людей, родившихся в определенный период, не может увеличиваться в течение жизни поколения, — что делает демографические прогнозы более надежными, чем любые другие. Прогнозы Росстата показывают, что вне зависимости от того, кто руководит страной, российская экономическая политика столкнется с очень серьезной угрозой быстрой депопуляции в ближайшие десятилетия. Для сохранения нынешнего населения страны (сценарий «текущего уровня») России необходимо стимулировать массовый иммиграционный приток, более 12% нынешнего населения. Но даже это не компенсирует полностью быстрое старение населения и растущее фискальное давление на пенсионную систему. Все это сделает российскую экономику менее конкурентоспособной и менее привлекательной, и если Россия продолжит проводить изоляционистскую политику, она может столкнуться с собственной, основанной на труде, вековой стагнацией.
Leave a Reply