3. Экономический рост, ведущий к увеличению занятости (Восточная Европа и Центральная Азия)
Устойчивое развитие | Достойный труд | |||||
Экономика | Общество | Экология | Занятость | Защита | Права | Диалог |
Актуальные задачи ЦУР 1.b, 8.3, 8.5, 8.6, 8.8, 8.b | Актуальные результаты политики 1, 10 |
На этой странице: Взаимосвязь ПДТ и ЦУР | Абсолютные приоритеты политики | Партнерства | Возможности МОТ | Дополнительная информация |
Экономический рост сам по себе не обязательно означает увеличение количества и качества рабочих мест, особенно для малоимущих, незащищенных категорий населения — всех, кому угрожает опасность остаться за бортом жизни. Это скорее предварительное условие роста производительной занятости, объединенный результат повышения производительности труда и увеличения занятости. Поэтому темпы экономического роста задают абсолютный потолок, в пределах которого может происходить рост занятости и производительности труда. При этом большое значение также имеет структура или характер роста. Влияние экономического роста на производительную занятость зависит не только от его темпов, но и от того, насколько эффективно он преобразуется в создание производительных рабочих мест. Последнее в свою очередь зависит от ряда факторов, таких как отраслевая структура роста и капиталоемкость (трудоинтенсивность) роста внутри отдельных секторов. Обычно нужно не только увеличивать количество рабочих мест, но и повышать производительность труда, а также уровень дохода от занятости. Поэтому предметом анализа экономического развития с точки зрения занятости должна быть оценка того, в какой степени экономический рост удовлетворяет потребность в увеличении количества рабочих мест и повышении производительности труда (дохода). Для такого, чтобы такая оценка была значимой, ее нужно выполнять в отраслевом разрезе. При этом главное значение для устойчивости экономического развития в средней и долгосрочной перспективе имеет то, в какой мере экономический рост ассоциируется с производительной трансформацией и направляется ею (19).
Индикаторы, измеряющие способность экономики создавать достаточные возможности для трудоустройства населения, могут дать полезную информацию о результатах экономического развития в целом. К этим индикаторам относятся уровень безработицы, доля занятых в общей численности населения, уровень экономической активности населения и трудоинтенсивность роста или его эластичность по отношению к выпуску — этот последний индикатор измеряет, какое количество роста занятости приходится на 1 процентный пункт экономического роста. Сокращение составляющей роста, связанной с занятостью, должно настораживать. Включение аспектов занятости и достойного труда в состав политики экономического роста и сокращения бедности способствует максимальному распространению результатов роста на все население, обеспечивая его устойчивый и всеохватный характер.
Особое внимание следует уделять положению «работающих бедных», особенно в тех странах, где формальная экономика мала и где многие мужчины и женщины, несмотря на то, что они заняты — подчас тяжелым и ненормированным трудом — неспособны заработать достаточно средств для того, чтобы преодолеть собственную нищету и нищенское положение их семей. Среди тех, кто сочетает оплачиваемый труд с неоплачиваемым, женщины работают дольше мужчин, что не только усугубляет их материальное положение, но и еще больше подрывает их возможности получить достойную работу (8).
За последние пятнадцать лет МОТ, ПРООН, ОЭСР, ДЭСВ ООН, Всемирный банк и другие органы выполнили значительный объем аналитической работы, посвященной взаимосвязям между занятостью, ростом и бедностью [см., например: (20)]. В своем докладе о мировом развитии 2013 года, озаглавленном «Создание рабочих мест», Всемирный банк отметил ключевую роль занятости в повышении уровня жизни, социальной интеграции и производительности труда (21). ПРООН в своем докладе о человеческом развитии 2015 года, озаглавленном «Труд во имя человеческого развития», стремилась установить взаимосвязь между трудом (понимаемым в расширенном смысле) и человеческим развитием (22). Совместная конференция МОТ и МВФ, расширенном смысле) и человеческим развитием (22). Совместная конференция МОТ и МВФ, состоявшаяся в Осло в 2010 году, была посвящена изучению взаимосвязей между ростом, занятостью и социальной интеграцией. Связь между ростом, занятостью и бедностью также была центральной темой внеочередного совещания на высшем уровне Африканского союза, состоявшегося в Уагадугу в сентябре 2004 года и посвященного проблеме занятости и нищеты. В декларации, принятой по этому поводу главами государств-участников, указывалось, что «создание рабочих мест составляет очевидную и определяющую цель нашей экономической и социальной политики на национальном, региональном и континентальном уровне, которая направлена на сокращение масштабов бедности и повышение уровня жизни наших народов» (23).
Для того, чтобы добиться трансформации роста в занятость, МОТ выступает за разработку глобальных программ и формирование партнерств, имеющих целью создание возможностей для более качественного трудоустройства, и способствует этому процессу. На уровне стран ее целью является поддержка усилий трехсторонних участников по разработке, реализации и контролю выполнения согласованных и учитывающих национальную специфику программ и мер, которые способствуют созданию качественных рабочих мест при помощи стратегий экономической диверсификации и инвестиций, подготовки кадров, отвечающих текущим и перспективным потребностям рынка труда, а также активной политики содействия занятости и посреднических услуг на рынке труда в интересах наиболее уязвимых категорий населения. К таковым относятся программы и меры, способствующие переходу в формальную экономику, а также созданию возможностей трудоустройства и получения дохода в сельской экономике (по этому вопросу см. отдельный раздел).
Взаимосвязь ПДТ и ЦУР
В самой формулировке ЦУР 8 — «содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех» — признается, что экономический рост может быть всеохватным лишь в том случае, если создает рабочие места и содействует достойному труду. В силу тесных взаимосвязей между ростом, занятостью и сокращением бедности мероприятия, поддерживающие ЦУР 8, одновременно поддерживают ЦУР 1 (снижение бедности) и ЦУР 10 (достижение равенства). При этом задачи, связанные с ЦУР 8, охватывают широкий круг аспектов, относящихся к ПДТ, таких как производительность труда (8.2), предпринимательство (8.3), «зеленые» рабочие места (8.4), создание рабочих мест (8.5), молодежная занятость (8.6), детский и принудительный труд (8.7), охрана труда (8.8), трудоинтенсивное развитие (8.9) и доступ к финансированию (8.10). Задача 8.b предполагает реализацию Глобального пакта МОТ о рабочих местах (2009), фундаментальная цель которого состоит в том, чтобы заложить международно согласованную основу политики, призванной сократить промежуток времени между подъемом экономики и появлением возможностей для достойного труда.
С точки зрения достойного труда тема трудоинтенсивного экономического роста, разумеется, преимущественно связана с компонентом занятости ПДТ; но в силу комплексного характера данной программы МОТ, выступая за повышение трудоинтенсивности экономического роста, одновременно принимает во внимание три другие составляющие.
Абсолютные приоритеты политики
Многие из документов МОТ так или иначе связаны с проблемами занятости. С точки зрения трудоинтенсивного экономического роста главные из них — Конвенция 1964 года о политике в области занятости (№ 122) (считается одним из приоритетных актов МОТ и ратифицирована 111 государствами-членами) и Рекомендация № 122 к ней (дополняет Конвенцию № 122), а также Конвенция 1988 года о содействии занятости и защите от безработицы (№ 168) и дополняющая ее Рекомендация № 176, а также дополнительная Рекомендация 1984 года о политике в области занятости (№ 169). Применение трудовых норм является составной частью программ МОТ по содействию занятости.
Содействие занятости и связь между ростом и занятостью особенно интересуют государство и социальных партнеров и поэтому во всех странах являются предметом социального диалога, особенно в ситуации экономического кризиса или промышленного спада.
Стратегия МОТ в области занятости объединяет в себе гендерный подход, который учитывает результаты исследований, проводимых в рамках Инициативы МОТ «Женщины в сфере труда», и укрепление потенциала в области гендерного равенства и недопущения дискриминации.
С точки зрения занятости изменение климата и экологические тенденции в экономике можно одновременно рассматривать и как возможности, и как риски, так как это меняет отраслевую структуру экономики страны. Для того, чтобы переход к новой экономике был справедливым, такие изменения должны сопровождаться макроэкономической политикой, способствующей созданию рабочих мест, а также инвестициями в отраслевую, промышленную и торговую инфраструктуру и, кроме того, реализацией экологических стратегий, создающих как можно больше качественных рабочих мест и одновременно содействующих развитию и структурной трансформации предприятий.
Партнерства
МОТ работает над созданием почвы для глобальных усилий по обеспечению согласованных подходов к трудоинтенсивному макроэкономическому росту и наращивает свою поддержку мероприятиям, имеющим целью увеличить количество качественных рабочих мест, в том числе с помощью возглавляемой ею Глобальной инициативы по созданию достойных рабочих мест для молодежи, которая является общей для всей системы ООН. Глобальные усилия по защите интересов трудящихся также предпринимаются в составе Группы двадцати и БРИКС20, способствуя политике занятости в рамках кооперации «юг-юг». Партнерства и сотрудничество внутри системы ООН, международных финансовых организаций, региональных экономических комиссий, банков развития и субрегиональных экономических сообществ предполагается расширять для решения задач, связанных с занятостью, и достижений целей Повестки дня до 2030 года. Для реализации этой стратегии на национальном уровне необходимо, в частности, участие таких ведомств, как министерство экономики, министерство финансов и министерство промышленности при тесном взаимодействии со страновыми группами ООН.
Возможности МОТ
Работой МОТ по содействию такому экономическому росту, который создает рабочие места, руководит Департамент МОТ по вопросам политики занятости, отвечающий за разработку комплексной политики занятости, развития и подготовки кадров, имеющей целью обеспечить максимальное влияние экономического роста, инвестиций и развития на занятость. В состав этого департамента входят три отдела: отдел по развитию и инвестициям (DEVINVEST), отдел политики в области занятости и рынка труда (EMPLAB), а также отдел по профессиональным навыкам и возможностям трудоустройства (SKILLS). DEVINVEST обеспечивает координацию мероприятий — в том числе в рамках флагманской программы МОТ «Рабочие места в целях обеспечения мира и потенциала противодействия» — по преодолению кризисных ситуаций, в том числе в странах с неустойчивой экономикой. Последняя Рекомендация МОТ, принятая в 2017 году для замены и пересмотра Рекомендации 1944 г. (№ 71), называется Рекомендация о занятости и достойном труде в целях обеспечения мира и потенциала противодействия (№ 205).
Многие другие департаменты и подразделения МОТ также вносят свой вклад в достижение трудоинтенсивного экономического роста: среди них прежде всего стоит назвать департамент по развитию предприятий, за которым следуют подразделения по сельской и неформальной экономике, миграции и отраслевой деятельности, а также департамент исследований.
Дополнительная информация
Департамент по вопросам политики занятости имеет собственный информационный центр, доступный по следующей ссылке. Центр включает в себя несколько баз данных о
- молодежной занятости
- индикаторах состояния рынка труда
- трудоинтенсивных технологиях
Другие материалы можно найти в разделе содействие занятостибиблиотеки сайта МОТ.
19. ILO. Decent Work Country Diagnostics — Technical Guidelines to draft the Diagnostics Report. Geneva : ILO, 2015.
8. ILO. Women at Work Trends. Geneva : ILO, 2016.
20. Osmani, S.R. Exploring the Employment Nexus: Topics in Employment and Poverty. New York & Geneva : UNDP and ILO, 2002.
21. World Bank. World Development report — Jobs. Washington : World Bank, 2013.
22. UNDP. Human Development Report 2015: Work for Human Development. New York : UNDP, 2015.
23. African Union. Declaration on employment and poverty aleviation in Africa. Addis Ababa : African Union, 2004.
20 — Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР.
Как Китай добился решающего успеха в построении умеренно процветающего общества — Клуб «Валдай»
Корпорации и экономика
Как Китай добился решающего успеха в построении умеренно процветающего общества
© РИА Новости/Алексей Бабушкин
Каким образом Центральный комитет Коммунистической партии Китая поставил первую столетнюю цель? Каковы количественные показатели? И как они оценивались? Ху Аньган, директор Центра китайских исследований Китайской академии наук, обобщает задачи построения умеренно процветающего общества во всех аспектах, включая четыре основные цели и индикатора – экономическое развитие, инновационное развитие, народное благосостояние, а также природные ресурсы и окружающую среду.
С 2000 года Китай вступил в этап всестороннего построения умеренно процветающего общества, приносящего пользу более чем одному миллиарду человек. Цель построения умеренно процветающего во всех отношениях общества включает три основных элемента: во-первых, постоянное усиление элементов модернизации; во-вторых, постоянное распространение социалистических элементов управления; в-третьих, учёт элементов китайской культуры. Это три составляющие первой сотни лет социалистической модернизации с уникальными китайскими особенностями.
Оценка целей экономического развития
Экономическая мощь Китая значительно увеличилась. ВВП в 2020 году в 5,28 раза больше, чем в 2000 году, что превышает цель «четырёхкратного увеличения», а его среднегодовые темпы роста достигают 8,7 процента, что выше, чем в США (1,3 процента), Японии (0,6 процента) и ЕС (0,9 процента). Вклад Китая в мировой экономический рост достиг примерно 30 процентов, страна стала крупнейшим источником мирового экономического развития. Китай также построил ультрамасштабный кластер современных городов мирового уровня, который стал одной из крупнейших движущих сил экономического развития Китая.
Оценка целей инновационного развития
Можно сделать вывод, что соотношение расходов Китая на НИОКР к ВВП значительно увеличилось, достигнув 2,4 процента к 2020 году, однако стране не удалось достичь целевого показателя интенсивности НИОКР (2,5 процента). Количество патентных заявок значительно увеличилось, Китай вышел на первое место в мире. Доля научно-технического прогресса в Китае резко возросла, а эффект инновационного развития усилился. Показатель количества абонентов фиксированной широкополосной связи близок к среднему уровню развитых стран. Китай стал крупнейшим в мире информационным, сетевым и цифровым обществом. В целом общая цель развития науки и технологий Китая на 2020 год успешно достигнута.
Оценка народного благосостояния
Доход жителей Китая на душу населения значительно увеличился, и, исходя из коэффициента паритета покупательной способности частного потребления, ежедневный доход на душу населения в Китае увеличился с 2,75 международного доллара до 20,9 международного доллара, то есть от самого низкого уровня бедности в мире до международного уровня среднего дохода. Увеличилась средняя продолжительность обучения трудоспособного населения. Число новых рабочих мест в городах увеличилось, намного превысив целевые показатели, поставленные в четырёх «пятилетних» планах, а вклад Китая в создание новых рабочих мест во всём мире вырос примерно до 30 процентов. К 2020 году уровень бедности в сельской местности снижен до нуля. Это означает, что Китай решил проблему экологической бедности, положил конец абсолютной бедности, длившейся тысячи лет, и сотворил чудо в истории борьбы с бедностью. Уровень участия в базовом страховании по старости существенно увеличился, достигнув 1 миллиарда. Средняя продолжительность жизни увеличилась с 71,4 года в 2000 году до 77,5 лет в 2020 году. Китай добился всеобщего доступа к основным медицинским услугам и услугам здравоохранения, тем самым повысив уровень здравоохранения для всего населения.
Оценка природных ресурсов и окружающей среды
Количество обрабатываемых земель в Китае остаётся стабильным. Потребление воды на 10 000 юаней ВВП продолжает значительно снижаться. Значительно снизилось потребление энергии на единицу ВВП. Доля неископаемой энергии в потреблении первичной энергии значительно выросла. Национальная углеродоёмкость Китая (выбросы углерода на единицу ВВП) досрочно достигла первоначального целевого показателя. Темпы развития лесных ресурсов стремительно выходят на первые строчки в мире. Качество воздуха значительно улучшилось. Качество поверхностных вод улучшено. Суммарный сброс основных загрязняющих веществ был значительно снижен. В целом основные цели и задачи по охране окружающей среды в Китае выполнены, а экологическое качество и качество окружающей среды улучшились во всех аспектах.
Важно отметить, что внезапная вспышка пандемии COVID-19 в 2020 году не помешала Китаю полностью достичь своей цели построения умеренно процветающего общества к 2020 году. Это связано с тем, что Китай стал первой страной в мире, которая установила эффективный контроль над пандемией в кратчайшие сроки, демонстрируя огромные преимущества социалистической системы. Китай также стал первой крупной экономикой в мире, которая возобновила экономический рост, продемонстрировав огромную устойчивость и динамизм своей экономики. Кроме того, Китай первым в мире предоставил другим странам реактивы для крупномасштабных тестирований и иные средства, материалы, технологии для борьбы с COVID-19, внеся решительный и уверенный вклад в дело глобального здоровья.
Конфликт и лидерство
Китайская мечта: готова ли КНР к более активным действиям в противостоянии США?
Алексей Воскресенский
Мы в начале новой эпохи, решающие события которой будут происходить в Большой Восточной Азии. Нынешнее торговое противостояние США и Китая лишь прикрытие этого главного «сражения». Но смысл его заключается не в обострении противостояния, хотя это не исключается, а в выработке новой модели инкорпорирования Китая в глобальную систему, пишет Алексей Воскресенский, директор Центра комплексного китаеведения и региональных проектов, профессор кафедры востоковедения МГИМО.
Мнения экспертов
Можно сделать вывод о том, что в первые двадцать лет XXI века Китай воспользовался стратегическими возможностями и даже превзошёл ожидания ЦК КПК, достигнув высоких темпов исторического и общего развития. Эти важные изменения и значительный прогресс позволили Китаю быстро превратиться из просто мировой державы в мировую сверхдержаву. Данный процесс синхронизируется с главными изменениями в мире, невиданными за столетие.
Вступая в XXI век, международное сообщество, особенно западные страны во главе с США, сталкивается с рядом проблем, связанных с быстрым и мирным развитием Китая. Выдвигалось немало аргументов против быстрого и мирного развития Китая, особенно в западных странах. Это и «теория краха Китая», которая, по всей видимости, рухнула с его развитием, и «теория китайской угрозы» или «новая теория холодной войны», и «теория сдерживания Китая». С быстрым развитием Китая эти аргументы всё более и более выдвигаются на первый план, но и «теория вклада Китая» звучит всё громче и громче. Потому что развитие страны, особенно большой страны, порождает зависимость и положительные внешние эффекты, и многие страны со своей стороны вносят большой вклад в развитие Китая. Многие факты показывают, что развитие Китая внесло значительный вклад в человеческое развитие в XXI веке.
Ещё в 1956 году председатель Мао Цзэдун написал пророческие слова о вкладе Китая в своей статье «В память о Сунь Ятсене». Он указал, что через сорок пять лет, то есть когда мы войдём в двадцать первый век, облик Китая изменится ещё более радикально. Страна станет мощной социалистической индустриальной державой. Таким и должен быть Китай. Страна с 9,6 миллиона квадратных километров территории и населением более 1,4 миллиарда человек просто обязана внести больший вклад в развитие человечества.
В начале XXI века Китай начал открываться внешнему миру, он стал участвовать в экономической глобализации, выйдя в центр мировых процессов после вступления во Всемирную торговую организацию. Отношения между Китаем и миром резко изменились. Внёс ли Китай больший вклад в развитие человечества с момента вступления в XXI век? И как это удалось? Что это значит для мира в целом? Чтобы ответить на эти вопросы, китайцы приложили огромные усилия, сосредоточившись на девяти основных вкладах в развитие, включая ликвидацию абсолютной бедности, содействие экономическому росту, индустриализацию, рост торговли, увеличение глобальных инвестиций, продвижение технологических инноваций, увеличение количества запатентованных изобретений, содействие научным исследованиям, развитие зелёной энергетики, продвижение зелёного развития, содействие мирному развитию.
Наконец, следует отметить, что с 2021 года Китай начнёт новый «Великий поход» для достижения цели второго столетия – «Эры общества всеобщего процветания» под девизом: «Жизнь людей красивее и счастливее, всё ради развития людей и общего благосостояния всех и более очевидного прогресса». Уровень доходов 1,4 миллиарда китайцев будет выше, уровень человеческого капитала будет выше, уровень здоровья будет выше, способность человеческого развития будет выше, и Китай выйдет на уровень стран со средним уровнем дохода и высоким уровнем человеческого развития. Между тем Китай и остальной мир также станут беспрецедентным сообществом с общим будущим и уже сейчас работают вместе ради человечества и мира во всём мире.
Эрик Дунхао Лю способствовал написанию этой статьи.
Мораль и право
Паника упадка: кто ревизионист – США или Китай?
Сян Ланьсинь
Почему наступают плохие дни? Почему мы падаем и как помочь нам восстановиться, если такое возможно? Идея упадка вызывает у историков такое же очарование, как любовь у поэтов-романтиков. Люди, которые хотят представить Китай монстром, вынуждены также объяснять, почему США приходят в упадок. По иронии судьбы, они не могут сделать это убедительно, пишет Сян Ланьсинь, профессор Женевского института международных отношений и развития.
Мнения экспертов
Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Клуба, если явно не указано иное.
Китай
экономика
общество умеренного процветания
Распечатать
Опубликовать в блоге
Опубликовать в блоге
Ближний Восток и будущее полицентричного мира
20.02.2023
Российско-израильские отношения и украинский кризис
06.03.2023
Санкции к годовщине СВО. Значение для России
06.03.2023
Третий – не лишний: Россия, Китай и Монголия в центре новой многополярности
03.03.2023
Влияние европейского кризиса на Ближний и Средний Восток
03. 03.2023
Ближний Восток: обретение новой субъектности
02.03.2023
30 развивающихся стран, за которыми стоит следить в 2023 году
Сильные встречные ветры предполагают, что 2023 год будет трудным для глобального экономического развития. Избегать неудач будет не менее важно, чем добиваться нового прогресса. Развивающиеся страны будут по-прежнему сталкиваться с накладывающимися друг на друга кризисами, практически не имея фискальных возможностей для их преодоления. В краткосрочной перспективе насущными угрозами являются долг и гуманитарные бедствия, в то время как в более долгосрочной перспективе приоритетами остаются меры по борьбе с изменением климата и расходы на достижение целей в области устойчивого развития (ЦУР). Если игнорировать любую из этих областей, это может иметь серьезные последствия для миллионов людей. Негативное воздействие на критическую массу стран может привести к системному сбою глобального потенциала по обеспечению социальной защиты людей и устойчивости экономики.
Чтобы избежать наихудших результатов, потребуются некоторые общие черты. На страновом уровне необходима лучшая политика, более сильные институты и надежное экономическое управление. На международном уровне должны быть более крупные потоки официальных финансов.
Невозможно защитить все страны от всех типов рисков. Людские и финансовые ресурсы для реагирования на кризисы ограничены. Мировому сообществу — крупным международным организациям и крупным донорам — нужен план, позволяющий избежать системного риска, и список системно значимых стран. В таком плане необходимо провести сортировку и сосредоточить внимание на тех странах, где число пострадавших больше всего. Это не означает, что малые страны следует игнорировать, просто они имеют меньшие побочные последствия для остального мира, и с финансовой точки зрения их проблемы более управляемы, поэтому их можно решать по мере необходимости.
Какие страны должны быть в списке тех, кто может спровоцировать системный сбой, и каков дефицит ресурсов? Ниже мы рассматриваем четыре приоритетные области экономического развития, в которых существуют серьезные пробелы: (1) ЦУР, (2) климат, (3) долговая уязвимость и (4) нестабильность, конфликты и насилие.
ЦУР
Этот год знаменует собой середину временного горизонта ЦУР (2015–2030 годы). Главы государств соберутся в сентябре в ООН, чтобы подвести итоги. Они обнаружат, что все задачи ЦУР на 2030 год отстают от графика, а некоторые показатели даже отстают. Предварительные результаты предстоящей работы (см. источники под рис. 1) показывают, что на 10 стран приходится примерно половина числа людей, оставшихся без внимания по всем ключевым задачам ЦУР. Например, около 600 миллионов человек все еще живут в условиях крайней нищеты, а еще миллионы не имеют достаточного питания, образования, здравоохранения или доступа к современным источникам энергии. Предыдущая работа по «построению экономики ЦУР» подсчитала, что развивающимся странам потребуется около 1 триллиона долларов дополнительных расходов для достижения целей устойчивого развития. На 10 стран с наибольшим количеством «людей, оставшихся без внимания», приходится примерно половина финансового разрыва. Без ощутимого прогресса в финансировании ЦУР в этом году или хотя бы плана ускорения существует риск «потерянного поколения». Доверие к глобальным программам и решениям также неизбежно будет падать дальше.
Климат
На развивающиеся страны (за исключением Китая) приходится 38 процентов текущих глобальных выбросов парниковых газов, и ожидается, что к 2030 году они будут выбрасывать около половины ежегодных выбросов. Хотя во многих развивающихся странах происходит «зеленый переход», он ограничен неадекватным финансированием. Менее 20 процентов установленных глобальных солнечных мощностей приходится на развивающиеся страны (исключая Китай), несмотря на то, что эти страны имеют одни из самых благоприятных климатических условий в мире. Причина проста: более высокая стоимость финансирования в развивающихся странах. По оценкам, в этом году в дополнение к текущим средствам потребуется около 500 миллиардов долларов для финансирования усилий по смягчению последствий изменения климата и адаптации в развивающихся странах — устойчивых инфраструктурных проектов и естественных климатических решений в сельском, лесном хозяйстве и землепользовании. (Обратите внимание, что это намного больше, чем часто упоминаемые 100 миллиардов долларов климатического финансирования, обещанные развитыми странами, обещание, которое до сих пор не выполнено). задняя горелка. Десяти странам с наибольшим дефицитом финансирования мер по борьбе с изменением климата требуется около двух третей общего дефицита финансирования мер по борьбе с изменением климата, или 350 миллиардов долларов США. Эти 10 стран выбрасывают примерно половину выбросов развивающихся стран (за исключением Китая). Если они не будут более агрессивно воздействовать на климат, перспективы удержания повышения температуры ниже 1,5 градусов, а то и 2 градусов, потускнеют.
Долг
Согласно статистике международного долга Всемирного банка, в 2023 году задолженность развивающихся стран по обслуживанию среднесрочного и долгосрочного внешнего долга оценивается в 381 миллиард долларов. 53 страны имеют классификацию кредитных рейтингов, которая оценивается как «крайне спекулятивная» или хуже. Эта подгруппа развивающихся стран должна обслуживать долг в размере 166 миллиардов долларов в 2023 году. Только на 10 крупнейших должников приходится почти 60 процентов этого обслуживания долга, или четверть общего объема обслуживания долга, причитающегося развивающимся странам. Нынешняя система урегулирования задолженности не сможет справиться с большим количеством стран. Только три страны в настоящее время пересматривают условия своего долга в рамках Общей концепции под руководством G-20, и большинство крупных должников не имеют права участвовать в этом. Неэффективность подхода к вопросу на индивидуальной основе повышает вероятность того, что все больше развивающихся стран потеряют с трудом заработанный доступ к рынкам частного капитала и что в 2023 году вернутся системные долговые кризисы.
Нестабильность, конфликты и насилие
В то время как в 2022 году война в Украине неизменно занимала заголовки газет, многие другие страны столкнулись с неотложными гуманитарными проблемами — от стихийных бедствий до вооруженных конфликтов, продовольственных кризисов и политической нестабильности. IRC публикует список чрезвычайных ситуаций из 10 стран, наиболее подверженных риску гуманитарного кризиса. На страны последнего списка наблюдения приходилось почти 60 процентов людей, перемещенных из-за конфликтов, насилия или стихийных бедствий во всех странах в 2021 году. в Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ). Согласно статистике ОЭСР, в 2021 году они получили всего 17 миллиардов долларов, но их затраты и убытки оцениваются в 32 миллиарда долларов. Кроме того, по оценкам Кильского института мировой экономики, с 24 января по 20 ноября 2022 года Украина получила гуманитарную помощь на сумму 17,8 млрд долларов. убытки составят 50 миллиардов долларов.
Ключевые выводы
На рис. 1 ниже представлен обзор 10 стран с наибольшим риском в каждой категории. Всего нужно следить за 30 разными странами (десять стран в двух списках). Совокупный дефицит ресурсов в этих странах в 2023 году составит 903 миллиарда долларов. Большая часть этих средств должна будет поступать из внутренних источников, но, безусловно, потребуется значительная сумма в виде внешней помощи. Доноры и официальные финансовые агентства должны составить планы на случай непредвиденных обстоятельств. (Всемирный банк уже объявил о программе экстренного финансирования, которая продлится до июня.)
Потребности в финансировании не просто сосредоточены в горстке стран, которые имеют несколько пересекающихся кризисов. Скорее, каждая уязвимость затрагивает совершенно разные наборы стран, в результате чего многим различным странам требуются средства. Нынешняя система не подходит для такого масштаба потребностей в финансировании или сопутствующих кризисов.
На ранней стадии обсуждаются дальнейшие действия. Обсуждения на G-20 и других форумах по расширению многосторонних банков развития продолжаются. Некоторые фонды, в частности Зеленый климатический фонд, в этом году подлежат пополнению. Но мало признаков того, что правительства богатых стран готовы поддержать огромный шаг в официальном финансировании. Необходимы новые и новаторские механизмы направления ресурсов в развивающиеся страны. Идей предостаточно: новая эмиссия специальных прав заимствования (СДР), кредиты на продажу углеродных компенсаций на добровольных углеродных рынках, платежи за экоуслуги, налоги на ископаемое топливо, условные положения в финансовых инструментах. Эти идеи все еще находятся на стадии становления. В 2023 году настало время для мозгового штурма, чтобы увидеть, в чем заключаются возможности, иначе глобальное развитие будет продолжать колебаться от кризиса к кризису.
Рисунок 1: Оценка уязвимости развивающихся стран и потребности в финансировании на 2023 г.
Примечание. Исключая Россию и Китай из анализа. Страны упорядочиваются по показателям ЦУР, пробелам в финансировании борьбы с изменением климата, выплатам по обслуживанию долга и странам из списка стран, находящихся под наблюдением в чрезвычайных ситуациях, в соответствии с порядком IRC (за исключением стран, находящихся в совпадении).
Источники: Международный комитет спасения; Статистика ОЭСР; и Центр мониторинга внутренних перемещений на предмет нестабильности, насилия и конфликтов; ЭДГАР; Мировые часы выбросов; и Bhattacharya et al (2021) по климату; Международная долговая статистика по долгу; и предварительные результаты от Kharas, McArthur и Onyechi (ожидается) для ЦУР.
Будущее развитие
Блог Future Development информирует и стимулирует обсуждение ключевых вопросов устойчивого развития во всех странах.
Этот блог, который в настоящее время ведет Центр устойчивого развития, изначально был запущен в сентябре 2013 года Всемирным банком и Брукингским институтом с целью повышения ответственности правительств перед бедными и предложения решений наиболее серьезных проблем развития. В продолжение этой цели в январе 2015 года на сайте brookings.edu был перезапущен Future Development. В последующие годы тематика блога развивалась параллельно с текущими дебатами по международной политике и была официально обновлена в ноябре 2022 года, чтобы сосредоточиться на более широких проблемах устойчивого развития во всем мире.
Архивные материалы доступны на сайте worldbank.org »
Африка в центре внимания
Самоорганизующаяся Нигерия: антихрупкое государство
Эндрю С. Невин, Ума Кимал, Питер Найджел Камерон и Руфаи Осени
Получайте ежедневные обновления от Brookings
Введите адрес электронной почты
Заявление председателя Диалога высокого уровня по глобальному развитию
I. 24 июня 2022 года на полях 14-го Саммита БРИКС состоялся Диалог высокого уровня по глобальному развитию. Он прошел под председательством Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина, в нем приняли участие Президент Российской Федерации Владимир Путин, Премьер-министр Республики Индии Нарендра Моди, Президент Южно-Африканской Республики Сирил Рамафоса, вице-президент Федеративная Республика Бразилия, президент Алжирской Народно-Демократической Республики Абдельмаджид Теббун, президент Аргентинской Республики Альберто Фернандес, президент Арабской Республики Египет Абдель Фаттах Эль-Сиси, президент Республики Индонезия Джоко Видодо, президент Сейед Эбрахим Раиси Исламской Республики Иран, Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, Президент Республики Сенегал Маки Салль, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, Премьер-министр Королевства Камбоджа Хун Сен, Премьер-министр Абий Ахмед Али из Федеративной Демократической Республики Эфиопии, премьер-министр Джосайя Вореке Баинимарама Республики Фиджи, премьер-министр Малайзии Исмаил Сабри Яакоб и премьер-министр Королевства Таиланд Прают Чан-Оча.
II. В рамках темы «Содействие глобальному партнерству в целях развития в новую эру для совместной реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» лидеры обсудили глобальные вопросы развития, представляющие взаимный интерес, и достигли широкого консенсуса. В качестве председателя Диалога Китай, на основе обсуждения встречи, реализует Глобальную инициативу развития и прилагает совместные усилия с участвующими странами и широким международным сообществом для общего развития во всем мире.
Стремление к многосторонности. Поддерживать цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций , охранять международную систему, ядром которой является ООН, поддерживать международный порядок, основанный на международном праве, и придерживаться принципов суверенного равенства и невмешательства в другие страны. ‘ внутренние дела. Следуйте исторической тенденции мировой многополярности и большей демократии в международных отношениях, стройте новый тип международных отношений, основанный на взаимном уважении, справедливости, справедливости и взаимовыгодном сотрудничестве, и сообща выступайте против гегемонизма и силовой политики. Поддерживать общие ценности человечества, такие как мир, развитие, равенство, справедливость, демократия и свобода, продвигать концепцию глобального управления, которая делает упор на широкие консультации, совместный вклад и общие выгоды, направлять реформы системы глобального управления на основе принципа честности и справедливости и повышать представительство и мнение стран с формирующимся рынком и развивающихся стран в международных делах, институтах и механизмах. Работать над построением открытой мировой экономики, усиливать координацию макроэкономической политики, совместно поддерживать стабильное и надежное функционирование международных экономических и финансовых систем, способствовать неуклонному восстановлению мировой экономики и создавать мирную, стабильную, открытую и инклюзивную среду для международного развития.
Стремление к развитию. Ставить развитие на первое место в повестке дня международного сотрудничества, оставаться приверженным осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и способствовать формированию единого, равноправного, сбалансированного и инклюзивного глобального партнерства в целях развития, чтобы открыть новую эру глобального развития, отличающуюся сбалансированностью, преимущества, общие для всех, координация, инклюзивность, взаимовыгодное сотрудничество и общее процветание.
Приверженность подходу, ориентированному на людей. Исходить из благополучия человечества, активно откликаться на призыв людей всего мира к укреплению международного сотрудничества в целях развития и достижению общего устойчивого развития, улучшать свое благосостояние, обеспечивать и улучшать средства к существованию посредством развития, добиваться всестороннего развития людей и давать всем равные возможности достойно реализовать весь свой потенциал в здоровой окружающей среде и пользоваться благами развития на равноправной основе.
Приверженность инклюзивности и преимуществам для всех. Уважать пути развития, независимо выбранные людьми из разных стран, уважать право всех стран на равное участие и равное развитие, серьезно относиться к проблемам развития развивающихся стран и решать их конкретными действиями, а также сокращать неравенство между странами и внутри стран, не оставляя ни одной страны и никого сзади.
Стремление к инновационному развитию. Используйте исторические возможности, созданные последним этапом технологической революции и промышленной трансформации, активизируйте усилия по использованию достижений науки и техники для повышения производительности и придайте новый импульс инновационному росту. Содействовать инновациям в философии развития, учреждениях, науке и технике, укреплять потенциал развивающихся стран для развития и способствовать их скачкообразному развитию.
Стремление к гармонии между человеком и природой. Соблюдать цели, принципы и рамки Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и ее Парижского соглашения, улучшать глобальное экологическое управление, активно реагировать на изменение климата, ускорять переход к зеленому и низкоуглеродному развитию, улучшать адаптацию к климату , удовлетворить потребность человечества в красивой окружающей среде и добиться более качественного и устойчивого развития.
Стремление к действиям, ориентированным на результат. Примите более решительные меры, учитывая как непосредственные, так и долгосрочные интересы, а также вызовы и возможности. Укреплять связь и координацию политики в области развития, а также углублять международное сотрудничество в области развития, включая сотрудничество Север-Юг, сотрудничество Юг-Юг и трехстороннее сотрудничество. Поддерживать ООН в координации глобальных усилий по реализации Повестки дня на период до 2030 года, усиливать мониторинг и анализ ее реализации, побуждать агентства ООН по развитию и международные финансовые институты играть отведенную им роль, а также координировать сотрудничество в области развития на глобальном, региональном и национальном уровнях для обеспечения синергии. .
III. Китай будет осуществлять практическое сотрудничество с международными партнерами, особенно с развивающимися странами, в восьми областях: сокращение бедности, продовольственная безопасность, ответ на пандемию и вакцины, финансирование развития, изменение климата и «зеленое» развитие, индустриализация, цифровая экономика и цифровая эра. .
1. Улучшить глобальные управления механизмы сокращения бедности и привлечь больше внимания международного сообщества к сокращению бедности. Углублять политические обмены, обмен опытом и практическое сотрудничество в области сокращения бедности, а также расширять партнерские отношения для искоренения крайней нищеты, борьбы с бедностью, вызванной пандемиями или конфликтами, и рецидива бедности и многомерной бедности, содействия полной занятости и помощи таким группам, как молодежь и женщины, выйти из бедности. Усилить координацию энергетической политики, обеспечить безопасность и стабильность цепочек поставок энергии и обеспечить доступ к недорогой энергии в развивающихся странах.
2. Усилить сотрудничество в таких областях, как производство, хранение, транспортировка, переработка пищевых продуктов, сокращение потерь и порчи пищевой продукции, а также повысить продовольственную самообеспеченность развивающихся стран, особенно наименее развитых стран. Сделать международный порядок торговли пищевыми продуктами более справедливым и равноправным, а также обеспечить стабильность и бесперебойность производственных цепочек и цепочек поставок. Углублять сотрудничество в области сельскохозяйственных технологий, способствовать преобразованию продовольственной системы и реализовывать экологически чистое и устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских районов.
3. Углублять сотрудничество в борьбе с пандемией, расширять сотрудничество в области инноваций вакцин,†исследований и разработок, а также совместного производства и передачи технологий, обеспечивать доступность и доступность вакцин в развивающихся странах и создавать глобальный иммунизационный щит. Содействовать сотрудничеству в области медицины и здравоохранения, помогать развивающимся странам укреплять системы общественного здравоохранения на первичном уровне, повышать готовность к чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения и углублять сотрудничество в области профилактики и лечения инфекционных заболеваний, а также охраны здоровья матери и ребенка.
4. Увеличить финансирование устойчивого развития, призвать развитые страны выполнить обязательства по ОПР перед развивающимися странами, в полной мере использовать роль многосторонних банков развития и других международных финансовых организаций, чтобы предоставить больше ресурсов для развития развивающимся странам, укрепить способность развивающихся стран к самостоятельной развития и более точного соответствия ресурсов развития реальным потребностям развивающихся стран в области развития.
5. Усилить международное сотрудничество в области изменения климата, помочь развивающимся странам справиться с последствиями изменения климата и увеличить возможности адаптации. Укреплять сотрудничество в области экологии и защиты окружающей среды и управления, передачи и обмена технологиями, а также наращивания потенциала и расширения возможностей развивающихся стран в области зеленого развития и зеленого финансирования. Углублять сотрудничество в области возобновляемых источников энергии и экологически чистой энергии, укреплять передачу технологий и обмен ими, а также способствовать преобразованию и модернизации энергетического баланса и моделей потребления энергии.
6. Расширять сотрудничество в области индустриализации и промышленного развития, помогать развивающимся странам улучшать промышленный производственный потенциал и производство, а также поддерживать процесс индустриализации в Африке. Укреплять промышленную устойчивость и сотрудничество в производственных цепочках и цепочках поставок, а также содействовать международному сотрудничеству в области «умного» производства и «зеленой» индустриализации для достижения нового типа индустриализации и скачкообразного развития.
7. Укрепление цифрового потенциала и преодоление цифрового разрыва. Содействовать международному сотрудничеству в области развития цифровых отраслей и цифровизации традиционных отраслей, способствовать интеграции цифровых технологий и реальной экономики, расширять возможности трансформации и модернизации традиционных отраслей с помощью цифровых технологий, укреплять меры реагирования на пандемию, а также восстановление и рост экономики с помощью цифровых средств, а также укреплять скоординированная цифровая и зеленая трансформация и развитие. Используйте цифровые технологии для содействия сокращению бедности и ведите сотрудничество в таких областях, как электронная коммерция для фермеров.
8. Продвижение связи в эпоху цифровых технологий. Укреплять сотрудничество по цифровизации таможенных услуг. Продвигайте «умную таможню, умные границы, умную связь» для улучшения связи между таможенными органами и другими заинтересованными сторонами в цепочках поставок. Повысить уровень цифровизации предоставления государственных услуг, укрепить международное сотрудничество в таких сферах, как онлайн-образование. Активизировать сотрудничество и обмен данными для мониторинга и оценки целей в области устойчивого развития, чтобы способствовать более научно обоснованной реализации Повестки дня на период до 2030 года. Укреплять обмен знаниями и коммуникацию по вопросам политики в области развития и поощрять обмены между людьми, в том числе между молодежью и женщинами, для создания сильной синергии для реализации Повестки дня на период до 2030 года.
IV. Китай предпримет ряд конкретных действий в рамках Глобальной инициативы в области развития в качестве результатов этого диалога (список прилагается), включая преобразование Китайского фонда содействия сотрудничеству Юг-Юг в Фонд глобального развития и сотрудничества Юг-Юг с дополнительным вкладом 1 миллиард долларов США сверх существующих 3 миллиардов долларов США, усиление поддержки Целевого фонда мира и развития Организации Объединенных Наций, созданного Китаем, выпуск Глобального отчета о развитии и создание Глобального центра содействия развитию и Глобальной сети знаний в целях развития. . Мы приветствуем участие всех стран-участниц и более широкого международного сообщества.
V. Лидеры-участники выразили признательность Китаю за организацию Диалога на высоком уровне по глобальному развитию и публикацию списка результатов, а также выразили готовность укреплять сотрудничество в целях ускорения реализации Повестки дня на период до 2030 года и достижения общего устойчивого развития.
Результаты Диалога на высоком уровне по глобальному развитию
Китай примет следующие меры в сотрудничестве с партнерами для поддержки глобального развития:
1. Создание Глобального альянса за сокращение бедности и развитие (GAPRD) для содействия обмену передовым опытом и международному сотрудничеству в области сокращения бедности.
2. Запуск Международной сети НПО для сотрудничества в области сокращения бедности.
3. Проведение серии диалогов по обмену опытом в области развития, чтобы помочь развивающимся странам усилить наращивание потенциала для устойчивого развития.
4. Углубление сотрудничества между Китаем и Управлением Организации Объединенных Наций по сотрудничеству Юг-Юг в серии семинаров на тему «Сотрудничество Юг-Юг в трансграничной электронной торговле в целях искоренения нищеты и глобального устойчивого развития».
5. Китай предоставит другим развивающимся странам 100 000 возможностей для обучения в целях содействия экономическому восстановлению после COVID и социальному развитию.
6. «Запуск» акции по увеличению производства продуктов питания для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства и технического сотрудничества между Китаем и другими развивающимися странами для улучшения их производственных мощностей и повышения продовольственной самообеспеченности.
7. Проведение Всемирной конференции по системам сельскохозяйственного наследия глобального значения (GIAHS) и запуск инициативы по защите аграрной цивилизации.
8. Осуществление Большой научной программы Chemical Earth для совместного создания Глобальной сети базовых геохимических данных с другими развивающимися странами , которая обеспечит поддержку больших данных для защиты и использования зеленых земель и увеличения производства и качества сельскохозяйственной продукции в этих странах.
9. Учебные программы для островных стран Тихоокеанского региона по производству продуктов питания, экологическому сельскому хозяйству и другим областям через Китайско-тихоокеанский демонстрационный центр сельскохозяйственного сотрудничества для содействия повышению продовольственной безопасности в соответствующих странах.
10. Создание Международного Альянса по исследованиям, разработкам и инновациям в области вакцин для углубления сотрудничества в области исследований и разработок в области вакцин для повышения самообеспеченности вакцинами развивающихся стран.
11. Продолжение китайской программы Brightness Action, Путешествие от сердца к сердцу и других «небольших, но красивых» бесплатных медицинских программ для других развивающихся стран, а также активизация сотрудничества между парными больницами в Китае и Африке. К 2030 году Китай направит 5000 специалистов китайской медицинской бригады в другие нуждающиеся развивающиеся страны, чтобы помочь нарастить их потенциал в области реагирования на инфекционные заболевания и лечения.
12. Полное использование соответствующих средств для поддержки агентств ООН по развитию в реализации практических проектов в развивающихся странах для ускорения реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
13. Официальный запуск Трастового фонда сотрудничества Юг-Юг между Китаем и ФАО, Фаза III, в размере 50 миллионов долларов США.
14. Преобразование Китайского фонда содействия сотрудничеству Юг-Юг в Фонд глобального развития и сотрудничества Юг-Юг с дополнительным вкладом в размере 1 миллиарда долларов США сверх существующих 3 миллиардов долларов США для поддержки ускорения сотрудничества в рамках Глобальной инициативы развития. реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года в развивающихся странах.
15. Усиление поддержки Целевого фонда мира и развития Организации Объединенных Наций, созданного Китаем для поддержки сотрудничества в рамках Глобальной инициативы развития.
16. Содействие созданию Глобального партнерства по сотрудничеству в области чистой энергетики. Китай проведет Международный форум по энергетическим преобразованиям и рассмотрит возможность создания Международной коалиции по энергетическим переходам.
17. Продвижение Голубого партнерства. Китай проведет серию мероприятий и поддержит устойчивое использование морских ресурсов и наращивание потенциала в других развивающихся странах.
18. Совместный запуск инициативы «Бамбук как заменитель пластика» с Международной организацией по бамбуку и ротангу (INBAR) для сокращения загрязнения пластиком и решения проблемы изменения климата.
19. Создание Глобальной сети по устойчивому управлению лесами для продвижения сохранения экосистем и лесной экономики.
20. Продвижение Партнерства для новой промышленной революции, чтобы помочь улучшить способность развивающихся стран использовать возможности, принесенные Четвертой промышленной революцией.
21. Проведение Всемирной конференции по развитию профессионально-технического образования и создание Всемирной лиги ТПО.
22. Запуск программ наращивания потенциала в области ИКТ для развивающихся стран с целью улучшения применения информационных технологий и возможностей телекоммуникационных технологий в соответствующих странах.
23. Проведение Форума по цифровому сотрудничеству в рамках Глобальной инициативы развития и Глобальной конференции по цифровой экономике 2022 года для развития сотрудничества в области применения цифровых технологий.
24. Организация Всемирного форума данных Организации Объединенных Наций 2023 в Китае.
25. Запуск инициативы по повышению цифровой грамотности и повышению квалификации.
26. Сотрудничество с Экономической и социальной комиссией Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН) над реализацией проектов по ускорению перехода на электрическую мобильность общественного транспорта и Лаборатория инноваций умных городов.
27. Осуществление сотрудничества по теме «Умная таможня, умные границы, умная связь» для содействия взаимодействию между таможенными органами и другими заинтересованными сторонами в цепочках поставок.
Leave a Reply