Цены на бензин: еще не 12, но к этому идет
- Анастасия Зануда
- ВВС Украина
Автор фото, UNIAN
Підпис до фото,
В Украине несколько видов 95-го бензина, и только один — украинского производства
Цены на нефть на мировых рынках несколько стабилизировались после того, как на прошлой неделе они били новые рекорды едва ли не ежедневно, и достигли наивысшего уровня с июля 2010 года.
МВФ назвал высокие цены на нефть, связанные с геополитической напряженностью, одной из крупнейших угроз для восстановления мировой экономики. По словам руководителя МВФ Кристин Лагард, цены на нефть в мире будут определяться дальнейшим развитием событий вокруг Ирана, ядерная программа которого вызывает обеспокоенность у США и ЕС, решивших в конце 2011 года прибегнуть к санкциям против Тегерана.
Иранский вопрос и украинская посевная
Нынешняя стабилизация цен, как считают обозреватели, связана с намерениями ведущих стран мира, в частности, США и Великобритании, высвободить часть резервов, чтобы «побороть спекулятивные тенденции на мировых рынках». Однако это может дать лишь временный эффект.
Эти события на мировых рынках сразу же сказались на ценах на бензин и в Украине, где из шести нефтеперерабатывающих заводов сейчас работает только один, а заправки торгуют преимущественно импортным топливом. Цены на бензин начали расти на 5-7-10 копеек в день. Эксперты и участники рынка даже стали прогнозировать, что уже в апреле цена на самый популярный 95-й бензин перешагнет отметку 12 гривен за литр. Однако пока только в двух регионах Украины — в Крыму и Донецкой области — 95-й бензин стоит чуть больше 11 гривен. Одновременно цены на бензин в Украине продолжают расти и тогда, когда на мировых рынках они несколько стабилизировались.
Впрочем, подобная ситуация традиционна для украинского топливного рынка весной – обычно подорожание топлива происходит во время посевной, и к лету правительство преодолевает эту проблему, применяя преимущественно административные методы.
На этот раз, как утверждает директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич, ситуация на украинском рынке больше зависит от внешних факторов, чем от внутренних:
«Да, цены несколько стабилизировались, но я, к сожалению, не вижу оснований для оптимизма. Принципиальный момент — напряжение вокруг Ирана — никуда не исчез. Поэтому до существенных сдвигов в иранской проблеме я не вижу оснований говорить об оптимистических тенденциях на украинском рынке нефтепродуктов, тем более, при отсутствии соответствующей реакции правительства. А влияние посевной — это «миф» конца 90-х годов. За эти годы и аграрии в несколько раз сократили потребление топлива, перейдя на другую технику, и структура потребления топлива разная, — аграрии потребляют дизельное топливо, тогда как автомобили заправляются, в основном, 95-м бензином», — говорит Дмитрий Марунич.
Избирательно-рыночные методы
Подорожание нефтепродуктов заставило правительство искать способы обуздания цен. Однако на этот раз оно оказалось «между молотом и наковальней»: с одной стороны, обещания увеличить социальные выплаты, с другой, — риск, что цены на топливо потянут вверх цены на продукты, что может повлиять на результаты парламентских выборов.
Первым предложением было снижение акциза на бензин. Однако правительство, наконец, решило не идти этим путем. По словам премьер-министра Николая Азарова, такой шаг привел бы к уменьшению поступлений в бюджет.
Зато заместитель министра энергетики Владимир Макуха сообщил, что «было принято решение искать какие-то другие варианты». Среди этих вариантов чиновник назвал создание условий для ввоза как минимум 1 миллиона тонн нефти для переработки на украинских НПЗ. Такую возможность представитель министерства энергетики назвал «более реальной», но не стал говорить о том, кто получит право на импорт нефти без НДС.
Как говорит Дмитрий Марунич, здесь может идти речь о «выборочной» отмене НДС правительством:
«Цены на нефть составляют 60-65% в цене 95-го бензина, и на них мы влиять не можем. Налоги же составляют 30-35% от цены, и на них правительство влиять может. В прошлый раз снижение акцизов привело к стабилизации рынка. В этом году правительство на снижение акцизов не пошло, рассматривают вопрос отмены НДС на импорт нефти. Это могло бы помочь рынку, но, насколько мне известно, этот шаг пытаются применить избирательно, фактически, только для Нафтогаза, который без налогов закупит 1 миллион тонн нефти», — сказал Дмитрий Марунич.
Эксперт напомнил о ситуации прошлого года, когда закупленная Нафтогазом нефть была слишком дорогой, а также прошла через «цепочку» посредников, что не снизило цену конечного продукта. Эксперт также считает, что правительство могло бы пойти на увеличение рентных платежей для добывающих компаний, которые с повышением цен на нефть получают большие прибыли.
Если же цены на бензин будут расти и дальше, это приведет как к сокращению потребления топлива, так и к подорожанию большинства товаров, для производства и доставки которых в магазины используется топливо.
Сколько будет стоит бензин в Украине и закончится ли дефицит топлива в середине мая
В Украине сохраняется сложная ситуация с горючим. На АЗС или нули на стеллах, или длинные очереди. При этом там, где топливо есть, ценники высокие. Говорят даже о 90-99 гривнах за литр бензина А-95 (близкую к сотне цену водители обнаружили, в частности, в Днепропетровской области).
Заправщики утверждают, что такой космический тариф — это скорее исключение или даже «сбой электроники» (именно так некоторые поясняют заоблачные цифры на табло).
«Нет таких высоких цен», — говорит нам руководитель агентства «А-95» Сергей Куюн.
Впрочем, водителей, которые, попав в затруднительное положение, платят фактически любые деньги за горючее, такие объяснения мало успокаивают.
«Не хочу никого пугать, но на фоне ажиотажа и дефицита ресурса цена может быть любой — и 100 гривен, и даже выше, верхней планки нет», — отмечает руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.
Власти обещают, что уже с средины мая станет легче — на рынок планируют выбросить дополнительные резервы топлива. О том, что стало немного проще с поставками, говорят и заправщики.
Впрочем, они считают, что топливный дефицит продержится еще месяц.
«Нет точных сроков «улучшений» — проблемой нужно серьезно заниматься. Пока есть отдельные попытки взаимодействия компаний и власти. Но нет системной работы правительства над преодолением топливного кризиса», — добавил Рябцев.
Разбирались, что происходит с топливом и грозит ли нам бензин по 100 гривен за литр.
«Бензин может быть и по 100. Верхней планки нет»
5 мая Минэкономики обнародовало новый уровень предельных цен на бензин и дизель. Новая планка — 31,19 грн по бензину и 35,63 грн по дизелю, что с учетом максимальной розничной наценки составит 37,69 гривен на «обычный» бензин и 42,63 гривны — на дизель. Это только немного дороже предыдущих предельных цен.
Цифры выдали с опозданием — их должны были сообщить к 1 мая. Впрочем, этот факт особо ничего не меняет. Главное, что стало понятно — правительство пока не планирует отказываться от госрегулирования цен (на чем настаивают топливные сети).
Тем не менее, по ценам появилось послабление. Кабмин разрешил вообще не регулировать стоимость премиальных марок бензина и дизеля при условии, если на этой АЗС продаются и «обычные» аналоги по регулированной цене. Если же в продаже только премиальное горючее, цены на него могут превышать предельно допустимую планку только на 5%.
Чем это поможет — пока не совсем ясно. Но эксперты уже говорят, что может быть схема, когда на стелле станут указывать и «обычные» марки топлива по фиксированным ценам, и премиальные — по любой цене. Но при этом реально залить «обычное» недорогое горючее смогут далеко не все (к примеру, вам скажут, что топливо как раз только что закончилось) или по нему установят жесткие квоты (к примеру, по 5 литров в бак). То есть, водителям придется выбирать — или стоять в очереди и получить мизерный объем горючего, или переплатить и залить до полного.
Для заправщиков, как говорят они сами, остается критическим вопрос цены. Сети, напомним, настаивают на полной отмене госрегулирования. Говорят, что торгую в минус. По словам владельца сети Prime Дмитрия Леушкина, на опте цены на бензин и дизель ушли за 50 гривен, то есть продавать горючее по установленным Минэкономики ценам для заправок — сплошные убытки.
При этом продавцы все активнее обходят ограничения.
«Есть попытки продавать топливо по безналу — можно купить талоны и заезжать заправляться, даже если на стеллах — нули и в розницу ресурса якобы нет. При этом цены будут выше регулируемых, но там сложнее проконтролировать факты нарушений. Еще одна схема — продажа в обход кассового аппарата — за наличные», — говорит Рябцев.
По его словам, ценники ресурса, который можно купить без лимитов, разные — в зависимости от конкретной заправки и региона.
«Чем восточнее и ближе к зонам боевых действий, тем дороже», — говорит эксперт.
Впрочем, и на западе есть случаи торговли бензином по 80-85 гривен. В восточных регионах водители сообщают о ценниках в 90 и даже 99 гривен за литр.
Но средняя стоимость бензина и дизеля «без лимитов» — порядка 65-70 гривен за литр. Это именно тот ценник, по которому ресурс готовы приобретать корпоративные клиенты и фермеры.
«Поэтому у продавцов нет резона отпускать этот ресурс по 40 гривен в розницу», — сказал собственник одной из сетей АЗС.
Рябцев говорит, что верхней планки у рынка на сегодня нет — на фоне ажиотажа цена может быть и 100 гривен за литр, и даже выше. При этом эксперт считает, что государство не должно отказываться от госрегулирования цен.
«Бензин по 100 — это смерть экономики. Если бы речь шла о шубах или хрустале, я бы согласился с посылом, что цены должен отрегулировать рынок. Но в случае с топливом в военное время государство не должно снимать ограничения. Тем более, что налицо явные перегибы со стороны сетей. Не может ресурс у нас стоить как в Европе при том, что там 55% налогов в цене, а у нас только 7%. Логистика, на дороговизну которой все жалуются, это отнюдь не 50% в цене, а, максимум, 15%», — говорит Рябцев.
Когда закончится дефицит
Главная проблема сейчас — наличие топлива. Власти обещали решить проблему «в течение недели», но особых подвижек не наблюдается. Вчера глава профильного комитета ВР Андрей Герус назвал новые сроки — середина мая.
«Идет ресурс, который уже законтрактован. Поэтому ожидается, что с середины мая будет улучшаться ситуация, и эти очереди пройдут, и можно будет спокойно заправляться на АЗС», — отметил Герус.
Чтобы ускорить насыщение рынка, правительство планирует выбросить в продажу 70 тысяч тонн бензина и около 40 тысяч тонн дизеля. Для сравнения — у операторов на сегодня есть 22,5 тысяч тонн бензина и 41,4 тысячи тонн дизеля. То есть предложение по бензину вырастет более чем втрое, по дизелю — удвоится. По словам Рябцева, такие возможности действительно есть через систему Госрезерва.
Впрочем, пока неясно, с какой периодичностью будет поступать «государственное» топливо и как оно распределится по регионам, а именно от этого зависит главное — спадет ли ажиотаж и прекратят ли водители скупать топливо в канистры.
Как сказал нам руководитель отдела маркетинга сети «БРСМ Нафта» Александр Мельничук, пока ситуация остается сложной.
«Проблема — поиск ресурса и его доставка в Украину. Но у нас уже есть наработки, которые позволят нам за месяц добиться того, чтобы топливо было в наличии на АЗС по квотам отпуска в одни руки. Сегодня ситуация такова, что, к примеру, с утра горючее есть, потом заканчивается до следующего подвоза», — отмечает эксперт.
То есть месяц понадобится только для того, чтобы добиться наличия горючего по квотам отпуска в одни руки, о «безлимите» речь пока не идет. Серге Куюн считает, что к концу месяца, если все пойдет по плану, и рынок действительно начнет насыщаться предложением, лимиты не исчезнут, но увеличатся до 20-30 литров в одни руки.
Рябцев говорит, что называть какие -то сроки преодоления топливного кризиса сейчас вообще вряд ли стоит. По его словам, все зависит от того, будет ли системная работа правительства и трейдеров.
«Пока есть отдельные случаи взаимодействия, но нет плана мероприятий. Нужно упростить пересечение границы бензовозами — их должны пускать по зеленому коридору по режиму как для скоропортящейся продукции. Плюс потребуются межправительственные договоренности с Европой по временному смягчению требований для бензовозов на украинских номерах. Следует также решить проблему с бронью для водителей — по европейским нормам должно выезжать два водителя (для смены), у нас готовы выпускать только одного. По идее, должен быть подписан меморандум между Кабмином и представителями топливных сетей с четко прописанными обязательствами и ответственностью», — считает Рябцев.
«А-95» планирует организовать встречу участников рынка с заместителем министра инфраструктуры Мустафой Найемом уже 6 мая. Леушкин также сообщил о создании консультативного центра, где собирается информация от продавцов и покупателей топлива, предоставляется помощь в подготовке документов на бензовозы и т.д. Также, по его словам, немного упростилось пересечение границы бензовозами — на таможне их стали пропускать быстрее, без лишних проволочек. Но как быстро все это позволит насытить рынок ресурсом, и, главное, какими будут реальные цены — вопрос пока открытый.
Напомним, ранее «Страна» подробно писала о том, какой у власти план преодоления топливного дефицита.
Также мы рассказывали, почему в Украине ускоряется рост цен на бензин.
Подпишитесь на телеграм-канал Политика Страны, чтобы получать ясную, понятную и быструю аналитику по политическим событиям в Украине.
Топливо для размышлений: В предстоящей битве за Украину на карту поставлены цены на нефть
В этом списке
Энергия | СПГ | Природный газ | Нефть
Топливо для размышлений: цены на нефть под угрозой в грядущей битве за Украину
Товары | Сельское хозяйство | Биотопливо | Зерно | Энергия | Уголь | Коксующийся уголь | Масло | Сырая нефть | Нефтепродукты | Нафта | Металлы | Цветной металл | Сталь
Market Movers Asia, 29 мая- 2 июня: цены на СПГ в Азии снизились из-за избытка предложения, добыча энергетического угля в Индонезии вырастет
Энергия | Электроэнергия
Кривые Platts Forward Curves – Gas and Power
Энергия | Масло | Энергетический переход
АПЕК 2023
Энергия | Масло | Природный газ | Сырая нефть
Наблюдатели приветствуют продажу Talos 50% Zama, но остаются вопросы относительно первой нефти
Энергия | Электроэнергия | Доставка | Природный газ | Масло | СПГ | Ядерный | Танкеры | Сырая нефть
Commodity Tracker: 5 графиков, которые стоит посмотреть на этой неделе
- Принимайте решения с уверенностью
Для полного доступа к обновлениям в реальном времени, последним новостям, анализу, ценообразованию и визуализации данных подпишитесь сегодня.
Подпишись сейчас
- Энергия | СПГ | Природный газ | Масло
- 15 мая 2023 г. | 09:05 UTC
- Аналитический блог
- Автор
Эндрю Кричлоу
- Товар
Энергия,
СПГ,
Натуральный газ,
Масло - Тема
Нефтяные квоты ОПЕК+ и геополитика,
Война на Украине
- Включая
- Эндрю Кричлоу
- Товар
- Энергия,
СПГ,
Натуральный газ,
Масло - Тема
- Нефтяные квоты ОПЕК+ и геополитика,
Война на Украине
Украина не скрывает, что этим летом планирует начать массированное контрнаступление против России. Ожидаемое сражение выглядит как критический момент для направления войны. Его итоги, вероятно, также будут иметь решающее значение для развития рынков нефти и газа в 2023 году9.0003
Цены нормализовались с тех пор, как удар российских войск по Киеву в прошлом году осветил рынки сырой нефти и природного газа. Platts, входящая в состав S&P Global Commodity Insights, оценила Dated Brent в $129,515 за баррель 9 марта 2022 года, на следующий день после того, как президент США Джо Байден подписал указ о запрете импорта российской нефти, газа и угля. В последний раз контрольный показатель оценивался в $75,31 за баррель 12 мая.0,98/МВтч в конце августа 2022 года, после того как Россия прекратила подачу газа по газопроводу «Северный поток-1». Газопровод и его близнец «Северный поток — 2» позже были повреждены в результате нескольких подозрительных подводных взрывов. Европейские цены на газ теперь вернулись к 35 евро за МВтч, а уровень хранения составляет 62% от вместимости.
Несмотря на введение санкций в отношении российских товаров и ограничение цен, призванное ограничить способность Кремля вести войну, но сохранить приток нефти и газа, рынки вернулись к чему-то вроде нормального состояния. Это произошло после самой большой путаницы в мировых потоках энергии, наблюдавшейся со времен Второй мировой войны. Но все может измениться от исхода предстоящей битвы.
«Итоги боев на Донбассе этим летом приведут международный порядок в политике и энергетике к переломному моменту», — написал Карлос Паскуаль, старший вице-президент, глава отдела геополитики и международных отношений S&P Global Commodity Insights и бывший американский послом в Украине, в недавнем анализе ситуации, опубликованном 5 мая. большая скидка. Согласно данным S&P Global Commodities at Sea, экспорт сырой нефти из России морским путем в апреле составил в среднем 3,76 млн баррелей в сутки, что является самым высоким показателем с апреля 2022 года и на 22% выше среднего довоенного уровня в 3,1 млн баррелей в сутки.
Высокие ставки
Поражение на поле боя этим летом может привести к экзистенциальному кризису для президента России Владимира Путина и его правительства, которое не смогло превратить энергию в оружие, несмотря на нарушение потоков и укрепление союза с ОПЕК. Базирующаяся в Вене группа производителей нефти неоднократно отвергала критику со стороны США за сокращение добычи и ее все более тесные связи с Кремлем, установленные в то время, когда другие межправительственные институты дистанцируются от режима.
Рисков предостаточно. США и их союзники по НАТО потратили последние шесть месяцев на то, чтобы до зубов вооружить Украину сложной техникой, от танков до крылатых ракет, и обучить ее армию. Но Украина по-прежнему хочет больше оружия. Президент Владимир Зеленский заявил 11 мая по телевидению, что наступление может быть отложено до прибытия дополнительной техники. Тем временем российская армия окопалась. Были построены оборонительные позиции вдоль 900-мильного фронта, в то время как российская армия увязла в кровавой битве за контроль над стратегическим перекрестком Бахмута. Глаза всего мира и особенно нефтетрейдеров должны быть сосредоточены на предстоящей борьбе.
Логика сотрудничества Саудовской Аравии с Россией в нефтяной политике может стать предметом более пристального внимания в Эр-Рияде, если этим летом будет разгромлена путинская армия и наемное ополчение Вагнера во главе с Евгением Пригожиным. Украинское контрнаступление также может совпасть со следующей встречей ОПЕК по установлению производства, запланированной на выходные 4 июня. За встречей будут внимательно следить страны коалиции из 23 членов, которые, возможно, захотят пересмотреть свои отношения со страной сейчас. заклеймили коммерческое государство-изгой, проигравшее битву.
Похоже, что кампания совпадет с ожидаемым ужесточением на нефтяных рынках, что подтолкнет цены вверх. Аналитики S&P Global прогнозируют ужесточение рыночных основ с июня по сентябрь из-за пикового сезонного потребления и резкого падения уровня запасов нефти. Прогнозируется, что в третьем квартале цена на Dated Brent будет около $90 за баррель, в зависимости от уровня изъятия запасов в мае.
Пекин и Дели также будут внимательно следить за развитием событий на поле боя. Россия обогнала Саудовскую Аравию как крупнейший поставщик нефти в Китай. На российскую нефть приходится почти 40% импорта сырой нефти в Индию, что близко к расчетному максимуму в 40-45%, который нефтеперерабатывающие заводы технически могут переработать, учитывая качество нефти. Обе страны выигрывают от ограничения цен на российскую нефть.
По оценке Platts, нефть Urals DAP West Coast India на 12 мая стоила 62,67 долл./барр., что на 12,64 долл./барр ниже цены Dated Brent. Спреды значительно сузились с середины января, когда впервые была запущена дифференциальная оценка, которая фиксирует новые потоки российской нефти в Индию. Индия и Китай, которые активно укрепляют связи с ключевыми ближневосточными производителями, могут попытаться пересмотреть свои энергетические отношения с нынешним российским правительством, если оно этим летом столкнется с катастрофическим и политически унизительным военным поражением на Украине.
Ставки на рынке нефти и газа не могут быть выше. Решительный прорыв вооруженных западом вооруженных сил Киева может изменить ход международной геополитики и энергетических потоков.
Украинский кризис: Кто покупает российскую нефть и газ?
Опубликовано
000Z»> 7 дней назад
Похожие темы
- Российско-украинская война
900 20 Источник изображения, Getty Images
Image caption,
Танкер с сырой нефтью в порту китайской провинции Шаньдун
Автор Shruti Menon
BBC Reality Check
Закупки Индией нефти в России резко возросли, несмотря на усилия Украины и ее союзников убедить страны мира дистанцироваться от России.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди встретился с президентом Украины Владимиром Зеленским на недавнем саммите G7 в Японии, но было мало подробностей того, что обсуждалось.
Западные страны сократили импорт российской нефти и хотят ограничить сумму доходов, которые Москва получает от продажи нефти в других странах.
Сколько российской нефти идет в Азию?
Импорт российской нефти в Индию вырос с очень низкого уровня в начале 2022 года и значительно увеличился в течение всего года.
На российскую нефть в настоящее время приходится почти 20% годового импорта сырой нефти в Индию, по сравнению с 2% в 2021 году, по данным индийского государственного кредитора Bank of Baroda.
Закупки Индией морской нефти из России превысили закупки Китаем.
Но Китай также получает почти 800 000 баррелей в день по трубопроводу из России (в дополнение к импорту по морю), хотя в настоящее время считается, что он загружен или близок к полной мощности.
Индия начала скупать нефть сорта Юралс, продавая ее со скидкой после вторжения в Украину в феврале прошлого года.
Но в последние месяцы его нефтепереработчики также проявляют повышенный интерес к российской смеси ВСТО (Восточная Сибирь, Тихий океан).
Морской импорт российской нефти Китаем действительно увеличился в 2022 году, но затем снизился, прежде чем снова увеличиться во второй половине года и в начале этого года.
Другие страны также воспользовались скидками на российскую нефть.
Турция купила значительно больше, как и Болгария, у которой есть освобождение от запрета ЕС на российскую нефть, что позволяет ей продолжать импортировать ее по морю.
Пакистан также заключил сделку с Россией о покупке нефти со скидкой.
Но они не соответствуют количествам, импортируемым Индией и Китаем.
Более дешевая нефть движет потоком в Азию
После вторжения в Украину у России стало меньше покупателей, так как некоторые иностранные правительства и компании решили отказаться от экспорта энергоносителей.
В какой-то момент в прошлом году российская нефть марки Urals была более чем на 30 долларов за баррель дешевле, чем нефть марки Brent (мировой эталон).
- Какие санкции против России?
В декабре 2022 года лидеры G7 и ЕС представили план ограничения цен, направленный на ограничение доходов, которые Россия получает от экспорта нефти, пытаясь удержать их ниже 60 долларов за баррель.
ЕС также прекратил импорт российской нефти морем и запретил ввоз нефтепродуктов из России.
Экспорт нефти из России в апреле увеличился в натуральном выражении по сравнению с прошлым годом, но его доходы упали на 27%, по оценке Международного энергетического агентства.
Источник изображения, Getty Images
Подпись к изображению,
Рост мировых цен на нефть беспокоит политиков Индии что Индия может получать нефть из России.
Также высказывались опасения, что очищенное топливо, изготовленное из российской нефти, продается в США и ЕС. В ЕС значительно увеличился импорт дизельного топлива и топлива для реактивных двигателей из Индии.
Индийское правительство оправдывает продолжающиеся закупки нефти в России, заявляя, что оно должно закупать нефть там, где она самая дешевая.
Индийские нефтеперерабатывающие заводы столкнулись с трудностями при попытке финансирования этих закупок, поскольку санкции в отношении российских банков влияют на платежные операции.
В настоящее время индийские нефтепереработчики продолжают использовать доллары для покупки российской нефти, но ищут альтернативные способы оплаты.
Государственные нефтяные предприятия Китая все чаще используют китайский юань, а не доллар, для финансирования закупок нефти.
Сколько российского газа уходит в Азию?
Китай импортирует большую часть своего газа по трубопроводу из Центральной Азии. Туркменистан в настоящее время является крупнейшим поставщиком.
Но строительство нового газопровода, известного как «Сила Сибири», должно быть завершено в конце этого десятилетия, и он может сделать Россию крупнейшим поставщиком газа в Китай. В некоторых сообщениях говорится, что две страны близки к тому, чтобы договориться о начале строительства в следующем году.
А Китай подписал новые контракты на транспортировку российского СПГ (сжиженного природного газа) морским путем через Арктику. В 2022 году наблюдался заметный рост китайского импорта СПГ из России, который в какой-то момент достиг рекордного уровня.
Leave a Reply