Ценовой шок. Что происходит с поставкой топлива в Украину, и подскочат ли цены на бензин до 50 грн/л — Forbes.ua
Из-за войны Украина вынуждена поменять каналы поставок топлива. Вместе с подорожанием нефти это может привести к резкому удорожанию бензина и дизтоплива на АЗС. Рынок просит правительство отменять акциз и НДС
Главные материалы Forbes Ukraine. Раз в неделю на вашей почте.
Спасибо за подписку
На прошлой неделе Украина возобновила импорт топлива, сообщил Forbes аналитик консалтинговой компании «НефтеРынок» Александр Сиренко. «Ушли первые партии. Ситуация с топливом сложная, но налаживается», – говорит он.
До этого Украина импортировала последнюю партию топлива 24 февраля. Ранее нефтепродукты импортировались, главным образом, из России, Беларуси и через порты. После начала войны бизнес прекратил закупку в РФ и Беларуси, а завозить через порты стало невозможно из-за их блокировки. Поэтому Украина налаживает закупку нефтепродуктов через западную границу из Польши, Словакии, Венгрии и Румынии, говорит Александр Сиренко. Это приведет к удорожанию топлива.
Ранее канал поставки через западную границу был экономически нецелесообразен, поскольку здесь значительно дороже логистика, чем при импорте из России, Беларуси или морем. «По нашим расчетам, дополнительные расходы составляют 1-2 грн на каждом литре», – добавляет Сиренко.
Но еще больше на цены в Украине повлияет стремительное удорожание мировых цен на нефть. 8 марта цена нефти марки Brent почти достигла $130 за баррель, это рекорд с 2008 года (с начала войны в Украине цена выросла более чем на 30%).
Вчера цену подтолкнуло введение эмбарго на поставку российской нефти в США и Великобританию, говорит директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Дополнительное давление на цены на европейском рынке оказывает дефицит нефтепродуктов. Все пытаются избежать российского продукта, кроме того, на ремонте несколько европейских нефтеперерабатывающих заводов, объясняет Куюн. «Это приводит к тому, что в европейском регионе топливо объективно дороже, возникают новые надбавки и дифференциалы», – говорит эксперт.
Население пока не испытывает серьезного подорожания топлива, кроме сжиженного газа, поскольку в Украине действует государственное регулирование цен на топливо, говорит Сиренко.
Министерство экономики трижды в месяц публикует средние цены на дизтопливо и бензины, которые рассчитывают по специальных формулах, в которые бизнес может добавить предельную торговую наценку до 5 грн (на бензин) и 7 грн (на дизтопливо) на литр.
Сейчас розничные цены на бензин и дизтопливо составляют около 37-38 грн/л. «Операторам удается продавать топливо по таким ценам, поскольку есть запасы, ввезенные еще до войны по более низким ценам, – объясняет Сиренко. — В то же время оптовые цены на топливо уже составляют более 40 грн/л».
Если применить новые цены на мировых рынках к формуле, используемой Минэкономики для подсчета средних цен, то во второй декаде марта максимальные розничные цены на дизтопливо и бензины должны составлять 45 грн/л, считает Куюн. А с учетом повышения за последние дни цена может подпрыгнуть до 50 грн/л, добавляет он.
Чтобы избежать ценового шока и сохранить поставки топлива, сейчас ведут активные консультации поставщиков топлива с правительством, рассказывает Сергей Куюн. Во-первых, рассматривают вопрос отмены НДС и акциза на топливо. Во-вторых, необходимо адаптировать формулу расчета средних цен, поскольку нынешняя базируется на старой системе, когда нефтепродукты шли из России и Беларуси.
Если парламент и правительство поддержат эти инициативы Минэкономики, то розничные цены на бензин и дизтопливо могут остаться на нынешнем уровне или могут быть даже немного ниже, ожидает Куюн. Он уверяет, если правительство не пересмотрит формулу расчета цены на топливо, то трейдеры начнут работать в минус и «вымоют» оборотные средства. «Вопрос не в прибыли, а в том, чтобы работал механизм снабжения», – говорит он.
Кроме того, Украине следует отменить запрет на импорт топлива стандартов Евро-4 и Евро-3, говорит Куюн. На мировых рынках есть партии этого топлива, которые можно было бы задать Украине и решить вопрос с обеспечением топливом. Разница дозволенного в Украине Евро-5 по Евро-4 в экологических характеристиках, поэтому машины будут ездить нормально, добавляет он.
Цены на бензин в Украине стремительно пошли вверх – Автоцентр.ua
АвтоцентрСервис
Топливо
Цены на бензин в Украине стремительно пошли вверх
Марка
Модель
Оставьте ваши контактные данные:
По телефону
На почту
Уточните удобное время для звонка:
День/дата
- День/дата
- Сегодня
- Завтра
- 01
- 02
- 03
- 04
- 05
- 06
Часы
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
Минуты
- 10
- 20
- 30
- 40
- 50
Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»
Оставьте ваши контактные данные:
Уточните удобное время для звонка:
День/дата
- День/дата
- Сегодня
- Завтра
- 01
- 02
- 03
- 04
- 05
- 06
Часы
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
Минуты
- 10
- 20
- 30
- 40
- 50
Прямо сейчас
Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»
Оставьте ваши контактные данные:
Выберите машину:
Марка
- Сначала выберите дилера
Модель
- Сначала выберите марку
Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»
Sample Text
Оставьте ваши контактные данные:
Выберите машину:
Марка
- Сначала выберите дилера
Модель
- Сначала выберите марку
Уточните удобное время для тест-драйва:
День/дата
- День/дата
- Сегодня
- Завтра
01
июня02
июня03
июня04
июня05
июня06
июня07
июня08
июня09
июня10
июня11
июня12
июня13
июня
Часы
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
Минуты
- 00
- 10
- 20
- 30
- 40
- 50
Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»
X
Оберіть мовну версію сайту.
За замовчуванням autocentre.ua відображається українською мовою.
Слава Україні! Героям слава!
Ви будете перенаправлені на українську версію сайту через 10 секунд
Украина и российский газ – бесконечный кризис
Украина и Россия уже два десятилетия имеют бурные отношения по поводу поставок и транзита газа. Периодически их споры выплескиваются на газоснабжение европейских соседей, обычно в самый разгар зимы, в последний раз в январе 2006 и 2009 годов. Так же регулярно обе стороны заявляют, что решили свои проблемы, только для того, чтобы возник новый кризис. несколькими годами позже. Во время пребывания Владимира Путина у власти в качестве президента или премьер-министра были подписаны долгосрочные соглашения с правительствами Украины при президенте Ющенко в 2006 г., премьер-министре Тимошенко в 2009 г.и президентом Януковичем в 2010 году. Вскоре после этого одна сторона (часто обе) жаловались на несправедливое ценообразование или ненадежную работу другой стороны. Янукович и его премьер-министр Николай Азаров установили постсоветский рекорд, возражая против неоправданно высоких цен на газ в течение нескольких месяцев после подписания соглашений в Харькове в апреле 2010 года. во время встречи Януковича с Путиным 17 декабря в Москве? Позвольте мне дать краткое введение.
Вот то, что известно очень мало:
- Господин Путин назвал это соглашение временным и сказал, что будут продолжены переговоры о поставках газа в Украину и транзите газа в Европу.
- Россия снизит цену на газ для Украины с более чем 400 долларов до 268,50 долларов за тысячу кубометров.
- Россия купит украинские государственные облигации на сумму 15 миллиардов долларов (выплаченные из российского Фонда национального благосостояния), чтобы спасти Украину от финансового дефолта.
Вот чего мы не знаем, а это много:
- Как был урегулирован текущий долг Украины за газ перед Россией в размере около 2 миллиардов долларов? Украина занимает деньги у российских банков, чтобы заплатить за газ, который она купила у России.
- Был ли обсужден и решен вопрос о невыполнении Украиной своих обязательств по объемам закупок по Харьковскому соглашению? В январе этого года, на следующий день после того, как Украина подписала соглашение о разведке сланцевого газа с крупной международной энергетической компанией, российский «Газпром» вручил своему украинскому коллеге «Нафтогазу» счет на 7 миллиардов долларов за объемы, которые он обязался купить по контракту, но не получил. Просроченный счет сейчас будет намного выше, поскольку в 2013 году Украина купила еще меньше российского газа, чем в 2012 году9.0010
- Какая формула ценообразования привела к новой цене $268,50? Это новая базовая цена или временная цена и на какой срок? Что такое пункт о повышении цены?
- Были ли обязательства Украины по объему закупок скорректированы в сторону понижения по сравнению с нереально высоким уровнем, установленным в апреле 2010 г.?
- Взяла ли Россия на себя обязательства по транзиту газа перед Украиной, чего явно не было в Харьковском соглашении с фатальными нарушениями? Как долго это длится?
- Как это повлияет на планы Газпрома построить дорогостоящий газопровод «Южный поток»? Или в рамках этой сделки «Газпром» получил контроль над газотранспортной системой Украины, через которую по-прежнему проходит более 50% экспорта российского газа в Европу, включая важные газохранилища? Обязалась ли Россия отказаться от «Южного потока», которого украинское правительство требует с 2010 года?
- Какую роль в этом соглашении играют посреднические компании (традиционный инструмент для сомнительных российско-украинских газовых сделок), особенно с учетом того, что одному из этих украинских газовых посредников ранее в этом году было разрешено покупать российский газ по гораздо более низкой цене. цена, чем официальная цена, которую Газпром продал Нафтогазу?
Если ни одна из упомянутых выше проблем не будет решена на надежной долгосрочной основе, могут возникнуть еще более серьезные вопросы. Эти вопросы оставят демоклов меч, то есть торговлю российским газом, висящим над Украиной и головой президента Януковича:
- Позволит ли гораздо более низкая цена на импорт российского газа его правительству, наконец, приступить к столь откладывавшейся и крайне необходимой реформе ценообразования на газ, которая является основным требованием МВФ? Без соглашения с МВФ у Украины нет шансов стабилизировать свою шаткую финансовую ситуацию и ситуацию с платежным балансом. Или это временное решение, предназначенное Януковичу, чтобы избежать каких-либо реформ до президентских выборов 2015 года?
- Освободит ли Украина сейчас цены на попутный газ до уровня цен на импорт? В настоящее время газ отечественного производства регулируется на уровне одной пятой новой цены российского газа или одной восьмой предыдущей более высокой цены?
- Контроль цен на газ на уровне ниже рыночного уровня как на наконечнике горелки, так и на устье скважины имеет обратный эффект, заключающийся в снижении внутреннего производства, поощрении расточительного потребления, ограничении повышения энергоэффективности и субсидировании более дорогого импорта. Тем не менее, он продвигает серый рынок в торговле газом, привилегированный доступ и коррупцию в газовом секторе, любимые развлечения украинских политиков на протяжении двадцати лет.
- Что означает гораздо более низкая цена для Украины для недавно скорректированных европейских контрактов Газпрома? Придется ли их снова пересматривать? «Газпром» был вынужден снизить цены для всех своих основных покупателей газа за последние пару лет из-за более низкого спроса в Европе, усиления конкуренции со стороны сжиженного природного газа (СПГ) косвенно из-за американской сланцевой революции и жестких контрактных цен на газ, которые растут с цены на нефть.
- Как другие члены Всемирной торговой организации (ВТО), как Россия и Украина защищают разницу в ценах на российский газ между Украиной и другими европейскими странами, помимо того, что можно объяснить более низкими затратами на транспортировку газа?
Это недавнее газовое соглашение между Россией и Украиной вызывает больше вопросов, чем дает ответов, что мы уже видели ранее. Отчасти это связано с тем, что переговоры всегда проходят за закрытыми дверями, а условия соглашений редко, если вообще раскрываются. Это оправдано в случае законной коммерческой тайны. Однако в переговорах между правительствами и компаниями, находящимися в собственности или под контролем государства, общественность и ее избранные представители имеют право знать о критических условиях, которые затрагивают общественные интересы. Возможно, в ближайшие недели появится больше подробностей. Тем не менее, протестующие на Евромайдане в последние четыре недели в значительной степени остро реагируют на такое скрытное, казалось бы, капризное принятие решений по вопросам, критически важным для национальных интересов Украины.
Г-н Путин теперь обеими ногами вскочил в нестабильную украинскую политическую ситуацию, несмотря на свой печальный опыт во время Оранжевой революции 2004 года и вопреки советам многих российских комментаторов. Насколько он уверен, что на этот раз добьется своего, и какой-то будущий украинский лидер не отменит сделку? Возможно, мы сможем судить по тому, насколько быстро «Газпром» сейчас реализует свой амбициозный проект газопровода «Южный поток», который окончательно устранит все рычаги влияния Украины на транзит газа по отношению к России. И, конечно, покупка облигаций может прекратиться в любой момент (немедленно будет совершено только 3 миллиарда долларов из обещанных 15 миллиардов долларов), и это принципиально не решает серьезный фискальный и платежный дисбаланс Украины. Это просто пинает банку в сторону, увеличивая при этом общую сумму, которую Киев должен Москве.
Наконец, в той мере, в какой Украина пристрастилась к дешевому газу, который заблокировал модернизацию ее промышленности, экономики и политики, это временное решение, которое только продлевает и усугубляет агонию. Европейская альтернатива потребует немедленных и болезненных реформ для более быстрого и надежного восстановления, но г-н Янукович отверг этот выбор.
В феврале 2012 года я свидетельствовал перед Комитетом по международным отношениям Сената США, что на нынешней траектории, когда ее правительство игнорирует давние энергетические проблемы, Украина станет энергетическим придатком России. Боюсь, мой прогноз может сбыться. Кто-нибудь в Америке и Европе уделяет этому достаточно внимания или нам все равно? История предлагает обращать внимание на системно проблематичные детали соглашений задолго до того, как момент кризиса может быть хорошим началом. К счастью, в Украине нет ничего необратимого. Протестующие Евромайдана, безусловно, так считают.
Эдвард С. Чоу — старший научный сотрудник программы «Энергетика и национальная безопасность» Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, округ Колумбия. , частное, освобожденное от налогов учреждение, занимающееся вопросами международной государственной политики. Его исследования носят беспристрастный и некоммерческий характер. CSIS не занимает конкретных политических позиций. Соответственно, все взгляды, позиции и выводы, выраженные в данной публикации, следует понимать как принадлежащие исключительно автору (авторам).
© 2013 Центр стратегических и международных исследований. Все права защищены.
Теги
Россия
, Энергия и устойчивость
, и Энергетика и геополитика
Война в Украине: рост цен на газ и возвращение стагфляции?
Пока глобальная экономика все еще страдает от инфляции и сбоев в цепочках поставок, российское вторжение в Украину угрожает еще больше дестабилизировать хрупкое восстановление мира после COVID-19. Воздействие на многонациональные компании, инвесторов и потребителей только начинает проявляться, но люди уже видят более высокие цены на заправке, с одной стороны, и в некоторых областях эти цены могут вырасти еще выше, говорит профессор Гарвардской школы бизнеса Рави. Абдельаль.
Абделал, профессор международного менеджмента Герберта Ф. Джонсона, HBS, недавно вернулся из поездки в Европу, где он исследовал газопровод «Северный поток — 2», соединяющий Россию и Германию. По его словам, во взаимосвязанном корпоративном мире проект трубопровода иллюстрирует, насколько неразделимы политика и бизнес, особенно на окраинах старых линий фронта времен холодной войны, тлеющих заново.
В ответ на атаки России транснациональные компании от IKEA до Netflix свернули или приостановили свою деятельность в стране, а многие авиакомпании и судоходные компании разорвали связи между людьми и товарами, поскольку западные страны вводят жесткие санкции, а компании объединяются в поддержку Украины .
«Я предполагаю, что мы далеки от деэскалации. Моя личная оценка такова, что ситуация может стать еще хуже.»
Поскольку конфликт, кажется, усугубится, прежде чем он разрешится, какие последствия должны ожидать предприятия и потребители в результате? В следующем интервью Абдельал делится некоторыми соображениями, основанными на его обширном исследовании России, Украины, нефтегазовой политики и санкций. Он написал тематические исследования о российском правительстве после распада Советского Союза, энергетической политике в Европе и современной Украине. Этот разговор был отредактирован для увеличения длины и ясности.
Эйвери Форман : Вы только что были в Европе. Можете ли вы дать нам представление о вашем исследовании и о том, как оно связано с кризисом, разворачивающимся прямо сейчас?
Рави Абделал : Я много лет работаю над проектом о российско-европейских отношениях в области энергетики как интересного делового вопроса, а также как метафоры геополитики того времени.
Что интересно в энергетическом секторе, так это то, что он всегда и везде по своей сути является геополитическим, даже когда решения, принимаемые фирмами, носят исключительно коммерческий характер. По сути, это была коммерческая логика, которая привела к строительству «Северного потока-1» и «Северного потока-2», но сам факт их существования по своей сути является геополитическим, поскольку он очень тесно связывает страны и меняет модели потребления и зависимости.
Форман : Каковы последствия для компаний, которым пришлось покинуть Россию, или для потребителей их продукции?
Абделал : Так или иначе, наибольший эффект от санкций испытают граждане России. Именно они переживут экономический застой. Это те, у кого нет доступа к части своих денег. Мы хотим быть осторожными, чтобы не отождествлять эти трудности с неподдельным ужасом, который переживают украинские граждане.
«Для европейцев цены на нефть и природный газ окажутся огромными. »
Но с точки зрения бизнеса последствия чрезвычайно сильно ощущаются российскими гражданами и относительно скромно — рассматриваемыми многонациональными фирмами. Россия действительно играет важную роль на мировых энергетических рынках, но в остальном она не является важным рынком для большинства фирм в мире, и уж точно не для многих американских фирм. Просто потому, что Россия является таким геополитическим игроком, кажется, что Россия является большой частью мировой экономики, но это не так. Я не думаю, что для какой-либо из этих компаний упущенная выгода в России может иметь какое-либо влияние.
Форман : Можете ли вы рассказать о влиянии нефтегазового конфликта на фирмы и потребителей?
Abdelal : Для европейцев будет огромное влияние цен как на нефть, так и на природный газ, потому что Европа покупает огромное количество природного газа из России и много нефти из России. Мы в Соединенных Штатах не покупаем много природного газа в России, потому что трубопроводная инфраструктура не соединяет Россию и Соединенные Штаты, в то время как плотная трубопроводная инфраструктура соединяет Россию и Европу, и он все еще течет.
Нефть — это товар, который поступает на мировые рынки, а спрос и предложение определяют цену. На данный момент нет шока предложения, который вызвал бы скачок цен. Скорее, более высокие цены вызваны опасениями шока предложения, связанного с этими событиями.
Решение администрации Байдена запретить импорт нефти в США создаст ценовой эффект для американцев и всего мира.
Форман : Что происходит с экономической и геополитической точки зрения?
Абделал : Они связаны двумя способами. Мы должны ожидать гораздо большего повышения цен, которое испытают американские потребители в результате этих внешнеполитических решений.
Итак, возникает вопрос: «Что движет этими политическими решениями?» Они будут определяться геополитикой. Если мы хотим разобраться в том, что произойдет дальше с финансовыми рынками, энергетическими рынками и санкциями, мы должны быть в состоянии делать обоснованные предположения и правдоподобные интерпретации сценариев с геополитикой. Думаем ли мы, что находимся на пороге дальнейшей эскалации напряженности, и в таком случае следует ожидать этих косвенных последствий для потребителей? Или мы думаем, что решение по деэскалации не за горами? Тогда, возможно, мы переживаем худшее.
Я предполагаю, что деэскалация еще далека от нас. Моя личная оценка такова, что в ближайшие дни, недели и месяцы ситуация может ухудшиться, а может быть, и значительно ухудшиться.
Форман : Что могло вызвать это?
Абделал : Чрезвычайная интенсивность режима санкций в качестве наказания за то, что российские вооруженные силы сделали на территории Украины, послужила цели наказания страны, но, как это ни парадоксально, возможно, дало российскому правительству гораздо меньше потерь, продолжая снижаться этот путь, потому что это все кнут, а не пряник. Таким образом, с точки зрения российского правительства, санкции привели к эскалации конфликта.
«Мы должны ожидать гораздо большего роста цен для американских потребителей. »
Конфликт на Украине, очевидно, частично связан с Украиной, но он также является частью гораздо более запутанного и сложного геополитического конфликта между Россией и Западом по поводу архитектуры европейской безопасности, созданной в 1990-х и 2000-х годах, и особенно по поводу расширения НАТО. Мы находимся в настоящем тупике, и я боюсь, что впереди нас ждет гораздо более основательная и разрушительная военная операция на Украине.
Форман : Усугубит ли этот конфликт сбои в цепочке поставок COVID-19?
Abdelal : Вероятно, самые большие последствия этого геополитического риска для мировой экономики не будут ощущаться через проблемы цепочки поставок. Россия не является важнейшим компонентом этих дезагрегированных глобальных цепочек поставок. Я думаю, что более широкие вопросы касаются еще более серьезных геополитических проблем, связанных с этим конфликтом. Среди них скромная, но реальная поддержка Китаем России в этом конфликте, и, очевидно, Китай является крупным игроком в глобальных цепочках поставок. Таким образом, в широком смысле это просто увеличивает геополитический риск в многонациональном глобальном бизнесе.
Форман : Как умные бизнес-лидеры могут застраховаться от геополитических рисков в наше время?
Абделал : Я думаю, что это действительно зависит от отрасли и экспозиции. Я думаю, что умный руководитель потратит значительные интеллектуальные усилия, пытаясь сначала осмыслить эти геополитические риски и то, как они будут разворачиваться на местах в Восточной Европе, Центральной Европе и Европейском Союзе в целом. Затем, отрасль за отраслью, фирма за фирмой, они будут делать выводы на микроуровне для своего собственного бизнеса.
Это огромная сумма для американских и глобальных транснациональных энергетических компаний. Неизбежно. И потом, могут быть отрасли, которые на самом деле не касаются территорий и стран, наиболее вероятно затронутых кризисом.
В каком-то смысле это касается каждой фирмы в мире, потому что мы говорим о будущем глобализации, потенциальной фрагментации многих глобальных рынков и потенциальной глобальной стагфляции в духе 1970-х годов.
Leave a Reply