ВЗГЛЯД / Откуда Украина получает топливо для войны с Россией :: Политика
Страны НАТО договорились о поставках ВСУ тяжелых видов наступательных вооружений. Однако поступающая с Запада бронетехника требует от Украины сосредоточения соответствующих запасов топлива. Ранее львиная доля рынка ГСМ в стране принадлежала Минску и Москве. Теперь ситуация сильно изменилась – российская армия планомерно уничтожает НПЗ и топливные базы Украины. Кто снабжает украинские самолеты и танки топливом и как ВС России могут воспрепятствовать этому?
Российские военные в среду и четверг высокоточными ракетами воздушного и морского базирования уничтожили четыре крупных базы хранения горюче-смазочных материалов (ГСМ) в районах Николаева, Запорожья, Харькова и Чугуева. С этих баз снабжались топливом украинские подразделения под Харьковом, Николаевом и в Донбассе, сообщил официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков.
Кроме того, российские войска уничтожили базы ГСМ в районах населенных пунктов Радехов, Казатин, Просяная, Николаев и Новомосковск. Чуть ранее высокоточной крылатой ракетой «Оникс» была взорвана база горючего в районе Николаева, с которой осуществлялось снабжение топливом группировки ВСУ в южной части Украины.
Помимо этого, ВС РФ уничтожили в Харьковской области хранилище топлива и завод по ремонту бронетанковой техники. Также были нанесены удары по хранилищам с бензином и дизельным топливом Кременчугского нефтеперерабатывающего завода – крупнейшего предприятия по производству нефтепродуктов на Украине. Отсюда осуществлялось снабжение украинской группировки войск в центральных и восточных районах страны, сообщает РИА «Новости».
Всего на территории Украины расположено шесть крупных нефтеперерабатывающих заводов: Кременчугский, Лисичанский, Херсонский, Дрогобычский, Одесский и Надворнянский. Судя по информации из открытых источников, все они теперь недействующие, кроме, возможно, Кременчугского.
Тема топливного голода ВСУ находится в фарватере постоянного внимания не только украинского руководства, но и его западных союзников. Ранее президент Украины Владимир Зеленский сообщил, что договорился с лидером Азербайджана Ильхамом Алиевым о поставке нефти и нефтепродуктов, не указав, правда, в какие сроки и в каком объеме будут осуществляться поставки.
При этом в Пентагоне отказались прямо отвечать на вопрос о том, имеет ли место на Украине нехватка топлива и готовы ли США осуществить необходимые поставки. В военном ведомстве заявили лишь, что США «обсуждали» с украинской стороной «потребности в топливе».
В то же время объемы поставок оружия из стран НАТО и AUKUS требуют все большего расхода топливных ресурсов. Более того, по данным Sky News, страны НАТО рассматривают возможность поставок Украине танков и самолетов – с целью затянуть конфликт в Восточной Европе на долгое время. Схожими данными располагает Financial Times, однако об авиации в данном случае речь не идет.
С другой стороны, в условиях дефицита топлива и скудных транспортных возможностей ВСУ, России удается нивелировать старания НАТО путем высокоточных ударов по скоплениям техники. Несколько таких случаев состоялись накануне, самый значимый из них – удар по станции Новоград-Волынский Житомирской области.
В пятницу Россия продолжила решение этой проблемы – на железнодорожных станциях Покровск, Славянск, Барвенково уничтожены вооружение и военная техника прибывших в Донбасс резервов украинских войск. Также в тех районах сосредоточено множество запасов ГСМ при железнодорожных станциях.
По словам экономиста Ивана Лизана, до начала спецоперации незначительная доля ГСМ поставлялась на Украину из стран Евросоюза, но они не закрывали и трети потребностей страны. «Основными поставщиками ГСМ были Россия и Белоруссия. Порядка 50% рынка бензина на Украине контролировалось Белоруссией», – сказал эксперт в разговоре с газетой ВЗГЛЯД.
Аналитик добавил, что Украина не сможет получать углеводороды и из Азербайджана, причем по своей же вине. «Нефть из Азербайджана на Украину доставить можно только морем, через Одесский порт. Но море контролирует Россия, плюс Украина раскидала по морю достаточно большое количество противокорабельных мин», – отметил он.
Впрочем, даже не будь там российского флота и украинских мин – мало какой корабль туда бы осмелился идти, уверен Лизан. «Акватория Черного моря объявлена так называемой зоной войны, а на суда, которые ходят по этим морям, распространяются дополнительные требования страховки, то есть ее стоимость резко возрастает вплоть до того, что туда становится просто нерентабельно плыть», – пояснил эксперт.
Но даже если предположить, что на Украину каким-то образом кто-то доставил топливо, то это мало что даст ВСУ, поскольку российские военные уничтожили большую часть складов ГСМ и НПЗ. «Нормальное снабжение топливом украинской бронетехники невозможно. Им негде хранить топливо. А если они его сразу будут переливать в бензовозы – то их накроет российская авиация сразу после выхода в открытое поле», – пояснил Лизан.
Собеседник напомнил, что еще недели три назад ВСУ в Донбассе столкнулись с топливным голодом. «Совсем скоро будут ездить лишь какие-то бронеавтомобили, а вся остальная техника будет заперта в городах. Сейчас у Запада нет технической возможности снабжать ВСУ топливом, чтобы этого было достаточно для проведения какого-то локального контрнаступления, не говоря уж о масштабных операциях», – подчеркнул эксперт.
«Украина и ранее была импортозависимой с точки зрения энергоресурсов, теперь же, когда Россия и Белоруссия перестали поставлять сырье, у них возник реальный дефицит как топлива, так и горюче-смазочных материалов», – рассказал научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
По его словам, именно благодаря Минску и Москве все это время Киев получал дизельное топливо, бензин, авиакеросин, а также сжиженный углеводородный газ. «Фактически с конца нулевых из крупных НПЗ на Украине оставался только Кременчугский завод. Сейчас и он пострадал в результате боевых действий. Есть также установка в Одессе и несколько небольших нефтеперерабатывающих заводов, но пока тоже не понятно, могут ли они функционировать», – рассуждает эксперт. Юшков уточнил, что
сейчас главная артерия снабжения Украины топливом проходит через Литву и Польшу. Для этого используется железнодорожный транспорт и автоцистерны.
«Проблема заключается в том, что не очень понятно, в каких объемах им нужно топливо. До сих пор не озвучено, нужно оно только для нужд армии или еще для гражданского населения. Очевидно, что Киев будет оценивать только потребности на подконтрольных ему территориях. А эта ситуация меняется каждый день», – отмечает собеседник.
По словам аналитика, одна из основных задач российской армии заключается в том, чтобы в буквальном смысле обездвижить противника. «Россия постоянно ускоряет этот процесс, уничтожая запасы топлива противника. Примечательно, что нынешний дефицит топлива западные регионы Украины ощущают в меньшей степени. А вот Центральной Украине приходится сложнее. Соответственно, на западе страны остаются целыми и емкости для хранения, и возможности для трансграничной торговли. Но этих мощностей едва ли хватит для остальных частей Украины», – заключил Юшков.
Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД
Появится ли в Украине бензин через неделю, как обещает Кабмин?
Появится ли в Украине бензин через неделю, как обещает Кабмин?
В Украине — топливный ажиотаж 2.0. На заправках огромные очереди, люди часами стоят, чтобы залить хоть немного бензина или дизеля (большинство АЗС ввело лимиты — по 10 литров в одни руки). По-сути, сейчас повторяется история первых дней войны, когда в страну перестали поступать белорусские и российские нефтепродукты, «сломалась» логистика, началась паника, а бензин и дизель стали дефицитом. И это при том, что на тот момент в Украине были, как минимум, месячные запасы топлива.
В этот раз власти обещают решить проблему за неделю.
«В течение следующих 7 дней дефицит будет ликвидирован, так как операторы имеют законтрактованные объемы на территории Западной Европы. И сейчас мы решаем вопрос их ввоза на территорию Украины. Данная ситуация приведет к незначительному подорожанию нефтепродуктов — это связано, прежде всего, с большей стоимостью логистики из-за сложных маршрутов и использование нескольких видов транспорта», — заявила первый вице-премьер-министр — министр экономики Юлия Свириденко.
Также правительство повысило торговую надбавку на дизель и бензин на 40% (накануне войны ее снижали, чтобы сдержать рост ценна топливо). На бензине заправщики теперь могут накручивать 6,5 гривен (вместо 4,55 гривен), на дизеле — 7 гривен (вместо 5 гривен). Таким образом, предельная стоимость бензина теперь составляет 36,05 гривен, дизеля — 40,66 гривен. По расчетам Кабмина, повышение торговой надбавки должно снять претензии розницы — на АЗС жаловались, что в опте топливо стоит дороже, чем его приходится продавать на заправках. Из-за этого якобы компании не заинтересованы наращивать поставки бензина и дизеля в Украину.
В Кабмине также говорят, что постоянно на связи с операторами, то есть, будут оперативно решаться и другие вопрос, в частности, связанные с логистикой.
Решится ли теперь вопрос с топливом? Сколько на это понадобится времени, и какие ценники в итоге водители увидят на заправках.
Топливо закончилось?
В субботу, 30 апреля, с утра в Киеве — огромные очереди на АЗС. Бензин и дизель есть не везде, но даже если повезет, дают по 10 литров в одни руки.
Корреспондент объездил столичные заправки, чтобы выяснить где и почем сегодня реально заправиться. Выяснилось, что на некоторых АЗС есть только бензин, но нет дизеля. На других — обратная ситуация — есть только дизель. Везде очереди, ограничения по продаже — не больше 10 литров в одни руки.
Ценники на некоторых заправках — выше предельного уровня, установленного Минэкономики (до вчерашнего повышения Кабмином предельной торговой наценки бензин должен был стоить не дороже 34,1 гривен, дизель — 38,66 гривен) . К примеру, есть АЗС, где дизель продают по 40,59 гривен за литр, бензин — по 35,8 гривен.
На некоторых заправках на стелах вообще одни нули, то есть, по факту топлива нет. Хотя, как говорит глава агентства «А-95» Сергей Куюн, на самом деле это в большинстве случаев не так. «Всегда есть резерв для коммунальщиков, военных, корпоративных клиентов. Но могут не продавать в розницу», — пояснил он.
В целом, по словам Куюна, рынок движется к модели безналичных расчетов, АЗС будут отдавать предпочтение корпоративным клиентам, где нормы налива в бак тоже есть, но не такие жесткие, как для частников, к примеру, по 100 литров для грузовиков и 20 литров для легковушек.
Владелец сети Prime Дмитрий Леушкин говорит, что они уже и клиентов по безналичному расчету не берут — обслуживают только прежних, став своего рода «закрытым топливным клубом».
Мэр Киева Виталий Кличко уже попросил жителей столицы на время пересесть на общественный транспорт, чтобы таким образом «сэкономить» бензин.
На самом деле история с топливным дефицитом появилась не вчера. Мы уже писали, как постепенно нарастала тенденция нехватки дизеля и бензина.
С началом войны возникли перебои с топливом, но ситуацию удалось стабилизировать. Затем из цепочки начали выпадать нефтебазы и НПЗ, которые уничтожал враг. Трейдеры переключились на закупки топлива в Европе, а, чтобы резко не росли цены, в Украине обнулили акциз и снизили НДС на топливо с 20% до 7%. Также в стране действует госрегулирование цен — каждые 10 дней Минэкономики озвучивает предельную планку, выше которой АЗС стоимость горючего поднимать не могут.
Но в сетях уже несколько недель твердят — формулы не работают. Якобы, продавать топливо по предельным ценам от Минэкономики нерентабельно, так как в рознице цена получается ниже, чем в опте, то есть, получается не бизнес, а сплошной минус. Компании активно лоббировали отмену, или, как минимум, смягчение ценового регулирования. А на днях на рынке пошел открытый бунт — АЗС сети Приват (ANP, Avias) открыто установили ценники на 2 гривны выше предельной планки от Минэкономики.
«Бензовозы едут из Европы долго — логистика занимает 16 дней. При этом один бензовоз доставляет 30 кубов топлива, этого хватит одной заправке на день. если бы ценники отпустили, и этот бизнес стал бы интересным, предприниматели подключили бы новые авто, и натаскали бы топливо из ЕС. Но работать в минус никто не будет, поэтому идет вымывание ресурса с рынка, он уже заканчивается», — рассказал Дмитрий Леушкин.
И вот время «Ч», о котором предупреждали в сетях, наступило — на АЗС ажиотаж, очереди, топлива нет. Вопрос — что дальше?
Появится ли бензин через неделю?
В Кабмине жесткий топливный дефицит обещают «разрулить» за неделю. Его причины Юлия Свириденко пояснила так:
«Это случилось из-за того, что в течение последних трех недель враг нанес удары по топливной инфраструктуре Украины. В частности, уничтожен Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, который был основным производителем топлива в Украине, а также ряд больших нефтебаз операторов рынка с большими запасами топлива»
Но, по словам Свириденко, операторы имеют законтрактованные в Европе объемы, поэтому в течение 7 дней дефицит будет ликвидирован. При этом ценники немного вырастут.
Накануне Кабмин повысил на 40% торговые наценки на топливо — на дизель с 5 гривен до 7 гривен, на бензин — с 4,5 до 6,5 гривен. Таким образом, предельная стоимость бензина теперь составляет 36,05 гривен, дизеля — 40 гривен.
По факту это примерно такие же ценники, которые сети-«бунтари», в частности, группы «Приват», уже выставили на своих стелах
Также в профильном комитете Рады вчера отказались от идет вернуть в полном объеме акциз и НДС на топливо (такая норма была прописана в проекте 7311). Сергей Куюн подсчитал, что, если бы налоги на топливо вернули, бензин стоил бы 50 гривен, дизель — 55 гривен.
Теперь главная интрига — действительно ли проблему дефицита топлива удастся решить за неделю?
Дмитрий Леушкин в этом сомневается. «Люди живут в параллельной вселенной. 45 гривен цена в опте сегодня на дизель, как он может стоить 40 в рознице. Топлива не будет по этим ценам, никакого. Разве что газ может появиться, потому что государство цены на него не регулирует. Но фуры ведь на газе не поедут, а лимит дизеля в 10 литров — только чтобы двигатель прогреть», — говорит Леушкин.
«Вы не знаете, что такое ажиотаж? Вы разогрели рынок, теперь он не успокоится, пока у всех в гараже не будет по десятку полных канистр стоять. Это как аналог валютного рынка, только интервенцией можно пожар тушить», — написал в Фейсбуке Леушкин, обращаясь к правительству.
По его мнению, государство должно не только отпустить цены на бензин и дизель, но и максимально включаться в решение проблем с логистикой. В частности, решать на межгосударственном уровне вопросы с разрешениями для бензовозов, упрощать процедуру пересечения границы и др. «Топливо в Европе есть, Украина потребляет его не так много, чтобы для нас не нашлось дополнительных объемов. Но сейчас — вопрос логистики и цены», — отмечет эксперт.
«Антимонопольный еще работает?»
Руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев говорит, что проблема на самом деле не только в логистике и ценах.
«Государство фактически не имеет баланса топливного рынка и не контролирует ситуацию, а все данные черпает из сведений трейдеров, то есть, заинтересованных компаний.
Традиционно логистика в структуре себестоимости топлива занимала не больше 5%. Понятно, что сейчас все изменилось, но она не могла выросли до 30%, максимум, — до 7-10%. Поэтому когда сети говорят о супердорогой логистике, тут нужно проверять. Точно также по ценам. В сетях жалуются, что опт дороже розницы. Но по факту крупные сети одновременно являются и оптовиками, и розничными торговцами, то есть, они основную прибыль сейчас перенесли на опт и там неплохо зарабатывают. Что получилось сейчас — им вернули торговые надбавки, которые снижали накануне войны. Плюс — практически полностью убрали налоги (кроме 7% НДС). Таким образом, возможностей для заработка у компаний стало еще больше, чем раньше. Я понимаю, что они понесли потери — разбомблены нефтебазы и НПЗ. Но почем рядовые потребители должны оплачивать их убытки со своего кармана? И где АМКУ — этот орган еще существует? Почему не проводится расследование на предмет картельного сговора или даже саботажа? И не странно ли, что топливо окончательно пропало с заправок аккурат в тот день, когда в профильном комитете Рады рассматривали вопрос возврата налогов на бензин и дизель? То есть, вопросов на самом деле намного больше, чем ответов. При этом, стоит проехаться по стране, и становишься свидетелем удивительной картины — тут вам заправка с дикими очередями и лимитов по 10 литров в одни руки, а немного в стороне — такая же, но где за кэш и на 10 гривен дороже предельных цен вам зальют полный бак. То есть, получается, что топливо все же закончилось не дня всех», — говорит Рябцев.
За 45-60 гривен действительно можно купить бензин и дизель, причем, даже с доставкой по указанному адресу. Ажиотаж может еще больше взвинтить ценники на черном рынке.
strana.news
Россия отключает газ для Украины – ПОЛИТИК
Россия приняла решение прекратить поставки газа в Украину после того, как две страны вчера не смогли договориться о цене на газ в ходе переговоров при посредничестве Европейского Союза.
В среду (11 июня) российский «Газпром» предупредил Украину, что закроет краны, если сегодня к 9 утра на ее счет не поступят деньги для погашения долгов Украины за газ перед Россией. В заявлении, опубликованном сегодня утром, «Газпром» сообщил, что сейчас переходит на систему предоплаты. «С сегодняшнего дня украинская компания» — «Нафтогаз», оператор газораспределительной сети Украины, — «будет получать только тот российский газ, за который она заплатила».
Во время трехсторонних переговоров в Киеве, которые закончились рано утром, Гюнтер Эттингер, европейский комиссар по энергетике, изложил план, состоящий из двух частей, направленный на погашение долгов Украины и установление цены на будущие поставки. Обсуждаемые цены варьировались от 485 долларов за тысячу кубометров — цена, установленная в соглашении, достигнутом в 2009 году, вскоре после того, как Россия прекратила поставки во время предыдущего газового спора, — до 268 долларов, недолговечной цены, которую Россия предложила Украине в декабре после того, как Украина бывший президент Виктор Янукович решил не подписывать политическое и торговое соглашение с ЕС.
Эттингер предложил Украине немедленно выплатить 1 миллиард долларов (739 миллионов евро) своего долга и погасить остаток шестью платежами до конца 2014 года. зимой и 300 долларов летом. «Украинская сторона была готова принять это, но на данный момент российские партнеры — нет», — сказал Эттингер. «Российская сторона настаивала на немедленной выплате 1,9 млрд долларов [1,40 млрд евро] и общей цене 385 долларов».
Вам может понравиться
Ранее Украина угрожала передать ценовой спор в международный арбитражный суд в Стокгольме, хотя такой процесс, скорее всего, затянется.
Эттингер сказал, что ЕС продолжит попытки заключить соглашение, но дата новой встречи не назначена. Во вчерашних переговорах с глазу на глаз участвовали министры энергетики Украины и России, руководители «Газпрома» и «Нафтогаза», но в последние дни также участвовали президенты России и Украины Владимир Путин и Петр Порошенко.
«Газпром» заявил, что продолжит снабжать потребителей в ЕС, обещание, которое Эттингер, по его уверенности, Россия выполнит. В Еврокомиссии говорят, что в прошлом году 66% российского газа поступали в Европу через Украину. Альтернативные трубопроводы, по которым российский газ поступает в Европу, проходят через Беларусь и по дну Балтийского моря в Германию.
Решение России не должно оказать непосредственного влияния на Украину, поскольку Украина может использовать свои резервы. ЕС также обязывает свои государства-члены иметь 90 дней запасов газа в резерве. Однако решение России повышает долгосрочную перспективу повторения 2009 года, когда несколько стран ЕС пострадали, когда Россия прекратила поставки в Украину. Спор между Россией и Украиной, если он будет продолжен, станет, как и в 2009 году, проверкой готовности Украины поставлять газ в ЕС из своих запасов, в то время как она сама будет отрезана от свежих поставок газа. Это также станет проверкой пятилетних усилий ЕС по повышению безопасности поставок газа в Европу, включая реформы энергетического рынка ЕС.
Сегодня Европейская комиссия заявила, что Украина имеет 13,5 млрд кубометров газа в хранилищах. В нем говорится, что для обеспечения адекватных поставок в Европу зимой Украине потребуется 18-20 миллиардов кубометров газа в своих хранилищах к концу лета. Спор будет обсуждаться в пятницу (20 июня) координационным комитетом ЕС по газу, в который входят институты ЕС и представители промышленности.
Чтобы развеять опасения по поводу надежности Украины как транзитной страны, украинское правительство предлагает, чтобы европейские контракты на поставку российского газа начинались от границы Украины с Россией, а не границы ЕС с Украиной. Это означало бы, что украинские дистрибьюторы будут заключать транзитные соглашения с компаниями ЕС, а не с Россией.
Приближается критический саммит
Спор о ценах на газ почти наверняка будет обсуждаться лидерами стран-членов ЕС на их встрече 26-27 июня, где он станет частью обсуждения, которое включает другие аспекты кризис между Украиной и Россией и отношения ЕС с Россией.
Фон спора включает кризис безопасности на востоке Украины и конфликт между Европейской комиссией и Россией по поводу альтернативного трубопровода в ЕС. 2 июня Комиссия заявила, что, по ее мнению, контракт между Болгарией и российским подрядчиком на строительство газопровода «Южный поток» нарушает правила ЕС. Спор вокруг «Южного потока» осложняется его связью с санкционным режимом, введенным США в отношении России после аннексии Россией Крыма, поскольку США заявляют, что акционер российской компании, участвующей в проекте «Южный поток», находится в черном списке россиян. к персональным санкциям.
ЕС и США с марта угрожают перейти от адресных санкций к введению более широких экономических санкций в отношении России, если это не поможет «деэскалации» напряженности на востоке Украины, где пророссийские сепаратисты контролируют ряд городов и города и провозгласили два независимых государства. Украина за последние четыре недели активизировала военные действия против сепаратистов, но самую большую неудачу она потерпела в субботу (14 июня), когда повстанцы сбили украинский военный самолет, в результате чего погибло 49 человек.десантников и других военнослужащих.
Президент Европейского Совета Херман Ван Ромпей в субботу выступил с заявлением, в котором заявил, что «…нет сомнений в том, что вооруженные боевики, терроризирующие и нарушающие жизнь граждан в Украине, пользуются внешней поддержкой, в том числе поставка оружия и пополнение за счет иностранных боевиков». Он добавил: «Россия несет главную ответственность за то, чтобы любой такой трафик и внешняя поддержка через ее границы были немедленно прекращены».
Почему российская нефть и газ до сих пор текут через Украину
Европа | Рудиментарная сеть
Даже во время войны старые трубопроводы и контракты не умирают
| КИЕВ
I Это, как выразился украинский энергетический консультант, предпочитающий остаться неназванным, «иронично и нелепо»: в разгар жестокой войны России с Украиной российские нефть и газ продолжают течь по украинским трубопроводам. Перед войной Европа зависела от России на 40-45% импортируемого газа и примерно на четверть нефти. С тех пор Россия пыталась заставить Европу отказаться от экономических санкций, ограничивая поставки; Европа, в свою очередь, почти полностью отключилась от российской энергии. Но не полностью. Непрекращающийся поток — отчасти пережиток старой системы, отчасти благодаря договорному праву, рыночным реалиям и политической целесообразности.
Послушайте эту историю. Наслаждайтесь аудио и подкастами на iOS или Android.
Ваш браузер не поддерживает элемент
Сначала возьми масло. В декабре прошлого года Европа запретила импорт морской нефти из России (за некоторыми временными исключениями). Но в уступке странам, не имеющим выхода к морю, трубопроводы были освобождены. В ответ Россия перекрыла трубопровод «Северная Дружба» в Польшу и Германию. При этом нефть продолжала поступать по трубопроводу «Южная Дружба» через Украину на нефтеперерабатывающие заводы в Чехии, Словакии и Венгрии. Последнее помогает Владимиру Путину поддерживать особые отношения с Виктором Орбаном, премьер-министром Венгрии, который последовательно лоббирует Санкции ЕС .
Санкции запрещают этим трем странам экспортировать топливо, которое они производят из своей российской нефти, в другие страны, за одним ироническим исключением: они могут отправлять его в Украину. Украинские нефтеперерабатывающие заводы, в основном на истерзанном войной востоке страны, сильно пострадали. Поскольку ее порты на Черном море заблокированы, Украина может получать бензин только на грузовиках или поездах. «С точки зрения циничной военной стратегии нам все еще нужна эта нефть», — говорит украинский советник по энергетике.
Российский газ тем временем никогда не блокировался. Но как только Европа ввела санкции, Россия стала закрывать краны. Несмотря на загадочное разрушение газопровода «Северный поток» в сентябре, Россия могла поставлять газ европейским потребителям через украинскую сеть. Но когда Украина перекрыла точку входа трубопровода на оккупированной территории, Россия отказалась платить полную стоимость транзита и пригрозила прекратить поставки. Украина предложила перенаправить газ, но Россия отказалась. Украинская государственная энергетическая компания «Нафтогаз» обратилась с российской компанией «Газпром» в Международный арбитражный суд для разрешения спора.
Предупреждение Путина о том, что Европа «замерзнет» без российского газа, так и не сработало: зима была теплая, и Европа нашла другие источники. К марту доля России в европейском импорте газа упала до чуть более 10%. Около половины этого объема — сжиженный природный газ, закупаемый у частной российской компании; еще четверть идет по трубопроводу «Турецкий поток» в Южную Европу. Остальное идет через Украину, в основном в Словакию и Австрию. Аналитики ожидают, что Россия сократит этот сокращающийся поток. Контракт между «Нафтогазом» и «Газпромом» истекает в конце 2024 года, и трудно представить, что он будет продлен.
Украинские официальные лица заявляют, что пока европейцы покупают российский газ, они будут соблюдать свои контракты на его транспортировку. Было бы не в их интересах ставить под угрозу европейскую поддержку, поднимая шумиху. Сохранение украинской сети открытой также помогает европейским клиентам, которые судятся с «Газпромом» за их отключение: в противном случае русские могли бы утверждать, что взрыв «Северного потока» сделал доставку невозможной.
Собственная потребность Украины в газе сократилась, при этом большая часть ее промышленности разрушена.
Leave a Reply