Цены на ГСМ выросли в Казахстане с 12 апреля 2023 года
Цены на ГСМ выросли в Казахстане с 12 апреля 2023 года
Источник фото: Кайрат Конуспаев
Также установлены предельные цены на оптовую реализацию нефтепродуктов для стационарных АЗС.
Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 12 апреля 2023 года № 140 внесены изменения в приказ от 19 мая 2015 года № 361 «Об установлении предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен», сообщает Vecher.kz со ссылкой на Учет.kz.
Установить предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов через стационарные автозаправочные станции, на которые установлено государственное регулирование цен, в следующем размере с учетом налога на добавленную стоимость, говорится в приказе:
- 1) бензин марки Аи-80 – 89 тенге за литр;
- 2) бензин марки Аи-92 и Аи-93 – 205 тенге за литр;
- 3) дизельное топливо (летнее, межсезонное) – 450 тенге за литр;
- при предъявлении водительского удостоверения, выданного в Республике Казахстан, в объеме до 100 литров в сутки – 295 тенге за литр;
- при предъявлении водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства на грузовые, специальные, специализированные автомобили и автобусы, выданного в Республике Казахстан, в объеме до 300 литров в сутки – 295 тенге за литр.
Приказ вводится в действие c 12 апреля 2023 года и подлежит официальному опубликованию.
Также Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 12 апреля 2023 года № 139 установлены предельные цены на оптовую реализацию нефтепродуктов для стационарных автозаправочных станций.
Установить предельные цены на оптовую реализацию нефтепродуктов, для стационарных автозаправочных станций, на которое установлено государственное регулирование цен на базисе поставки нефтеперерабатывающего завода, в следующем размере с учетом налога на добавленную стоимость, говорится в приказе:
1) бензин марки Аи-80 – 93 161 тенге за тонну;
2) бензин марки Аи-92 и Аи-93 –214 584 тенге за тонну;
3) дизельное топливо (летнее, межсезонное) – 284 350 тенге за тонну.
Приказ тоже вводится в действие с 12 апреля 2023 года и подлежит официальному опубликованию.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!
Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Реклама на Вечерке
Предыдущая статья
Должник с крупным штрафом задержан на дорогах Алматы
Следующая статья
В Алматы почтили память узников фашистских концентрационных лагерей
Новости
11:38
Лучших выпускников Алматы наградили знаками «Алтын белгi»
Все новости
Скачать
электронную версию газеты «Вечерний Алматы»
№77 от 24 июн. 2023 г.
×
- Главная
- Контакты
- Мой город
- ЗНАЙ НАШИХ
- Деловой Алматы
- Культурный Алматы
- Аким
- VecherTV
$ 447. 05 € 485.5
Алматы 19.1°
ЕщеАстана 11°Шымкент 18.3°Актау 17.2°Актобе 13.7°Атырау 23°Жезказган 11.1°Кокшетау 15.1°Караганды 10.9°Костанай 14.7°Кызылорда 21.2°Уральск 17.6°Усть-Каменогорск 10.1°Павлодар 15.2°Петропавловск 11.6°Семей 13.7°Талдыкорган 18.9°Тараз 18°Туркестан 19.2°
Богатый нефтью, но бедный нефтепродуктами Казахстан
Алматинец Бауыржан А., водитель частного такси, не уверен, что сможет продолжить свой бизнес, если в свою очередь не повысит таксу за проезд. «Это повышение цен больше сказалось на таких, как я, потому что мы каждый день заправляем полный бак автомобиля», — говорит Бауыржан по телефону Азаттыку.
Несмотря на огромные запасы нефти, проблема обеспечения казахстанцев горюче-смазочными материалами (ГСМ) не решается все 20 лет независимости Казахстана. К этому следует добавить и ежегодный рост цен на бензин.
Как видим из диаграммы, приведенной ниже, в среднем цены за шесть лет выросли на 20—50 процентов.
За девять месяцев 2012 года цены на нефтепродукты выглядят так: литр АИ-80 стоит 85,61 тенге, АИ-92 – 105,66 тенге, АИ-93 – 105,79 тенге, АИ-95 и АИ-96 – 138,47 тенге, а дизельное топливо – 90 тенге.
ЖЕРТВА
Как сообщил премьер-министр Казахстана Серик Ахметов, розничные цены на нефтепродукты повысились из-за убытков розничных продавцов ГСМ.
По словам топ-менеджера нефтяной отрасли Сауата Мынбаева, если Казахстан уменьшит экспорт на семь миллионов тонн и отправит их на внутренний рынок, то бюджет страны недополучит 1,8 миллиарда долларов в год. По сути, налицо предпочтение внешнему рынку.
Глава Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков в интервью Азаттыку высказал мнение, что цена на бензин в Казахстане растет из-за большого количества посредников в цепочке «добыча — производство — продажа».
Рядовые граждане считают: если в стране есть нефть, то и бензина должно быть в достатке, а цена — невысокой. Однако, как отметил Эдуард Эдоков, в Казахстане существует своеобразный парадокс. «Как бы стоимость нефти ни менялась — цена на бензин всё равно растет», — говорит он. Второй причиной дороговизны Эдоков назвал неэффективное экономическое и производственное управление добычей и переработкой нефти.
КРИТЕРИИ
В сентябре, до повышения цен, бензин марки АИ-95 в Казахстане стоил в среднем 0,72 евро. На самом ли деле это высокая цена? Сравним ее с ценами ряда других стран.
Ориентировочная цена бензина марки АИ-95 на середину октября 2012 года
Нефтедобывающие страны | Цены в евро | Страны, не имеющие своих запасов нефти | Цены в евро |
Азербайджан | 0,59 | Австрия | 1,51 |
Великобритания | 1,72 | Беларусь | 0,67 |
Дания | 1,82 | Бельгия | 1,76 |
Нидерланды | 1,89 | Германия | 1,63 |
Норвегия | 2,05 | Греция | 1,74 |
Россия | 0,77 | Италия | 1,85 |
Румыния | 1,32 | Люксембург | 1,42 |
Как видим, наличие или отсутствие запасов нефти не является основным фактором, влияющим на формирование цен на нефтепродукты. Более того, нефтедобывающие страны Норвегия и Нидерланды находятся в лидерах по дороговизне продукта. Беларусь же, не имея месторождений нефти, обеспечивает население дешевым бензином. Заметим, высокая цена на бензин в некоторых странах не является критерием его недоступности населению.
Всё же цены на ГСМ не могут отражать степень благосостояния общества. Здесь всё зависит от уровня благосостояния народа, оплаты труда, эффективных социальных программ. Возьмем, к примеру, данные Евростата по минимальной зарплате за первое полугодие 2012 года. На минимум зарплаты норвежец может приобрести 1205 литров бензина марки АИ-95. Люксембуржец —1040 литров, бельгиец — 748 литров, голландец — 713 литров, англичанин — 661 литр, грек — 413 литров, румын — 209 литров. Казахстанец же на минимальную зарплату приобретет всего 125 литров.
РАМКИ ВТО И ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Факт, что в богатой нефтью стране высоки цены на бензин, возмущает многих казахстанцев. Те, кто считает, что цены должны быть в два раза дешевле, забывают, что Казахстан вступил в Таможенный союз и планирует вступить в ВТО. Страна будет играть не по собственным правилам, а по правилам международной организации, которая не позволит проводить демпинговую политику. Властям остается только повысить уровень благосостояния населения.
Рост цен на ГСМ вызвал цепную реакцию: в октябре инфляция составила 0,7 процента. По данным агентства по статистике, цены на продовольственные и непродовольственные товары за прошедший месяц увеличились на 0,6 процента, услуги — на 0,9 процента. Аналогичная картина наблюдалась и весной, когда повышение цен на ГСМ также вызвало рост инфляции.
В сборе материалов к данной статье принимала участие корреспондент Азаттыка Маншук Асаутай.
Топливный кризис в Казахстане вызывает беспокойство по поводу национальной энергетической безопасности
Шымкентский НПЗ (Источник: Tengrinews)
Несмотря на то, что Казахстан является вторым по величине производителем и экспортером нефти в бывшем Советском Союзе после России, Казахстан исторически страдает от хронического дефицита топлива для внутреннего потребления. Национальная энергетическая безопасность находится на первом месте в списке приоритетов страны, однако с момента обретения независимости было достигнуто мало прогресса в решении этой проблемы. Серьезность ситуации вновь выявилась в конце сентября, когда национальный авиаперевозчик AirAstana предупредил о грядущей нехватке авиатоплива. Компания выступила с обвинениями в адрес российских экспортеров, которые в настоящее время доминируют на казахстанском рынке, широко распространяя свое сообщение через СМИ (Kapital.kz, Forbes.kz, Inform.kz, 25 сентября).
Согласно официальной статистике, четыре основные российские нефтяные компании — «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл» и «Татнефть» — экспортировали в Казахстан в среднем 44 000 метрических тонн высокооктанового керосина в месяц в прошлом году. Импорт в этом году упал примерно до 15 000 метрических тонн в месяц или около 180 000 за весь год. Между тем, Шымкентский нефтеперерабатывающий завод, один из трех казахстанских НПЗ, расположенных на юге страны, наполовину принадлежащий Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC), в 2016 году произвел всего 240 000 метрических тонн авиационного топлива. Остальное было импортировано из Россия. Напротив, общий спрос со стороны отечественных авиакомпаний должен превысить 800 000 метрических тонн в 2017 году. Таким образом, остается дефицит примерно в 380 000 метрических тонн. Что касается российских экспортеров, то «Газпром», как сообщается, уведомил правительство в Астане о своей неспособности увеличить поставки из-за неожиданно высокого спроса в самой России, который может продлиться до середины весны 2018 года (Sputniknews.kz, 10 октября; Motor.kz, 19 октября).; Today.kz, 9 октября).
Октябрь месяц начался с длинных очередей на заправках и нарастающего ропота на неспособность правительства обеспечить внутренний рынок в полном объеме. Казахстан зависит от импорта газа и дизельного топлива, в основном из России, на долю которых приходится около 40 процентов общего годового потребления. Зависимость от авиатоплива, производство которого требует более высокой степени очистки, еще выше — 70%. Министерство энергетики впоследствии признало свою вину, признав, что топливный кризис усугубился одновременной остановкой всех трех НПЗ на работы по модернизации и сезонному ремонту. С тех пор правительство пообещало предпринять ряд шагов, чтобы снизить совокупную топливную зависимость до 30 процентов в ноябре и всего лишь до 20 процентов в декабре и в последующий период. Среди них импорт до 200 000 метрических тонн самой популярной марки топлива АИ-9.2, и увеличение внутреннего производства за счет других видов топлива (Abctv.kz, Интерфакс, 13 ноября; Neftegaz.ru, 10 октября).
Министр энергетики Канат Бозумбаев получил формальный выговор от президента Нурсултана Назарбаева, уволившего в середине октября своего заместителя Асета Магауова, а также заместителя генерального директора «КазМунайГаз» Данияра Берлибаева за «плохую работу». В последний раз такие карательные перестановки происходили в мае 2016 г., когда президент отправил в отставку тогдашнего министра национальной экономики Ерболата Досаева после нескольких недель протестов против спорной земельной реформы правительства (см. EDM, 16 мая 2016 г.). Но хотя Досаев сразу же возглавил государственную холдинговую компанию и сохранил полное доверие Назарбаева, карьеры Магауова и Берлибаева стали прямыми жертвами последнего топливного кризиса. Сам министр энергетики также сталкивается с потенциальным кризисом доверия, особенно после технического инцидента на Павлодарском НПЗ в первую неделю ноября. Некачественное техническое обслуживание привело к остановке установки по очистке водорода. В результате Минэнерго и КазМунайГаз были вынуждены дополнительно заказать
метрических тонн дизельного топлива из России, хотя до сих пор его было достаточно (Rambler.ru, 9 ноября; Kursiv.kz, 11 октября; Liter.kz, 10 октября).
Несмотря на кажущуюся сезонность текущего кризиса, регулярная хроническая нехватка топлива имеет более глубокие корни. Казахстан инициировал масштабную модернизацию трех своих НПЗ еще в 2009 году, ранее отказавшись от плана строительства нового четвертого НПЗ по лучшим западным стандартам. Общие затраты с тех пор взлетели до более чем 3 миллиардов долларов. При этом завершение работ несколько раз откладывалось. В настоящее время министерство энергетики оценивает, что Павлодарский и Атырауский НПЗ соответственно на севере и западе страны будут готовы производить увеличенные объемы газа, дизельного топлива и авиационного топлива с 2018 года. производства, начиная со второй половины 2018 года. Бозумбаев заявил 15 ноября, что Казахстан сможет удовлетворить внутренний спрос за счет собственных средств в июле или августе 2018 года с потенциалом производства до 900 000 метрических тонн авиационного топлива, что значительно превышает текущие показатели потребления (Rambler.ru, Inform.kz, 15 ноября 2017 г.; Нефтегаз, 14 декабря 2016 г.).
Хотя вышеуказанные планы могут не сбыться так быстро, как прогнозировалось, последний топливный кризис привлек новое внимание к казахстанско-российским энергетическим отношениям. С одной стороны, российские производители придерживаются рыночной логики, когда отказываются продавать топливо в Казахстан на невыгодных или чуть менее выгодных условиях, чем они могут ожидать внутри страны. С другой стороны, энергия является крупнейшим источником двусторонней торговли между Россией и Казахстаном, а также во всем Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), членами-основателями которого являются обе страны. Существующие планы экономической интеграции исходят из того, что общий энергетический рынок может появиться не ранее 2025 года. Сложность ситуации обусловлена рядом факторов, в том числе фундаментальными, такими как спрос и предложение, стратегическое значение нефти для национального суверенитета, ценовые дифференциалы. , доступная трубопроводная инфраструктура и т. д. Однако отсутствие сотрудничества по такому жизненно важному вопросу является еще одним раздражителем в двусторонних отношениях.
В Казахстане увеличилось производство нефти и дизельного топлива — 12.06.2019 | Strategy2050.kz
Производство нефтепродуктов выросло на 84%, а производство дизельного топлива увеличилось на 36% в связи с модернизацией казахстанских НПЗ, что привело к избытку бензина по республике. При этом правительство ограничило экспорт нефтепродуктов через казахстанскую границу, но продолжает экспорт топлива, в том числе в страны Европы, сообщает Finreview.info.
В 2018 году, после завершения модернизации крупнейших нефтеперерабатывающих заводов страны, казахстанским производителям впервые за долгое время удалось обеспечить потребности внутреннего рынка в избытке. По данным «КазМунайГаза», три казахстанских НПЗ способны производить бензина на 24% больше потребности рынка, а ближайший дефицит возникнет не ранее 2032 года. Производство бензина после модернизации НПЗ увеличилось на 84%, дизеля — на 36%. Реактивного топлива, в свою очередь, производят в три раза больше.
В Казахстане производство бензина, в том числе авиационного, ежемесячно увеличивается в среднем на 12%. За десять месяцев 2019 года произведено 3,6 млн тонн топлива. Рост по сравнению с аналогичным периодом 2018 года составил 12,4%. При этом в сентябре 2019 года отечественные НПЗ произвели рекордный объем бензина — 465,6 тыс. тонн. По сравнению с сентябрем 2018 года объемы выросли на 22,8%, а по итогам трех кварталов – на 14,7%.
Наибольшие объемы производства пришлись на город Шымкент – произведено 1,5 млн тонн бензина, или 42,5% от общего объема производства. В области расположен новейший нефтеперерабатывающий завод в республике. 30% производства бензина обеспечивал Павлодарский нефтехимический завод, 26,7% — Атырауский НПЗ.
Увеличение объемов производства позволило сократить импорт до минимума – если в январе-августе 2018 года импорт составлял около 590 тыс. тонн, то за девять месяцев 2019 года он сократился до 18,7 тыс. тонн. Однако доля экспорта бензина составляет всего 0,3%.
Кроме того, в стране снизилось потребление бензина – за семь месяцев 2019 года на внутреннем рынке реализовано 2,33 млн тонн, что на 12,8% меньше, чем за аналогичный период 2018 года. То есть объем нереализованного бензина увеличивается. в стране.
Также известно, что в январе-сентябре было экспортировано 32,6 тыс. тонн бензина, из них 1827 тонн бензина класса К5 уже отправлено в Европу. Только в ноябре этого года Минэнерго планирует поставить на европейский рынок еще 35 606 тонн.
При этом в целях недопущения дефицита бензина на внутреннем рынке в августе 2019 года был принят приказ «О некоторых вопросах вывоза нефтепродуктов с территории Республики Казахстан». Согласно документу введен запрет на экспорт бензина, дизельного топлива и других отдельных видов нефтепродуктов.
Указанная мера повлияла на уровень отгрузки нефтепродуктов. В сентябре отгрузка бензина АИ-92 с НПЗ РК в регионы составила 391 тыс. тонн, тогда в октябре объем отгрузки составил 354,5 тыс. тонн, то есть на 35,5 тыс. тонн меньше.
Например, объем поставок в Алматинскую область уменьшился на 20,2 тыс. тонн по сравнению с августом месяцем и на 37,8 тыс. тонн по сравнению с сентябрем. Поставки в Восточный Казахстан снизились на 11 тыс. тонн по сравнению с августом и на 17,7 тыс. тонн по сравнению с сентябрем. Это может свидетельствовать о том, что часть бензина была вывезена на приграничные территории, и запрет сработал.
В 2018 году министр энергетики Канат Бозумбаев отмечал, что в ЗКО и Костанайской областях, где проживает около 700-800 тысяч человек, потребление горюче-смазочных материалов в разы выше, чем на юге страны. При этом в Туркестанской области и Шымкенте проживает всего около трех миллионов человек.
За последние пять лет стоимость бензина выросла на 30%
В 2014 году после глобального падения цен на нефть стоимость топлива в странах Таможенного союза выросла со 112 до 115 тенге за литр. В конце августа на рынке появился дефицит топлива и в целях недопущения роста цен Правительство приняло распоряжение, согласно которому стоимость АИ9Бензин 2 составил 115 тенге за литр.
Уже в январе 2015 года цены упали до 105 тенге за литр. В феврале снижение продолжилось и бензин АИ92 стал торговаться по 99 тенге.
Однако в сентябре 2015 года Правительство приняло решение об отмене регулирования цен на газ в связи с невозможностью отечественных НПЗ самостоятельно обеспечивать внутренний рынок топливом и переходом на плавающий курс тенге. В результате цена за литр бензина увеличилась со 108 до 129 тенге.тенге за литр.
В дальнейшем тенденция роста продолжилась – в 2016 году цена увеличилась до 135 тенге, в 2017 году – до 143 тенге.
В результате модернизации нефтеперерабатывающих заводов в стране появился профицит собственного топлива, а цены ежемесячно снижались на 0,5%. Если в январе 2018 года стоимость бензина составляла 159,4 тенге за литр, то уже на конец года она снизилась до 154,85 тенге, а в ноябре 2019 года составила 148,49 тенге.
Leave a Reply