АРГЕНТИНА
[Аргентинская Республика; испан. La República Argentina], гос-во в Юж. Америке. Территория: 2780,4 кв. км. Столица: Буэнос-Айрес (с пригородами 11 298 тыс. чел.). Крупнейшие города: Кордова (1208 тыс.), Санта-Фе (1118 тыс.), Сан-Хусто (Ла-Матанса) (1120 тыс.), Мендоса (770 тыс.). Гос. язык: испанский. География. На востоке омывается Атлантическим океаном и граничит с Уругваем и Бразилией, на западе — с Чили, на севере с Боливией. По зап. границе страны тянутся хребты Анд с высочайшей в Америке вершиной Аконкагуа (6960 м) и просторы лесостепи. Бо́льшую часть территории занимают равнины Чако-Аустраль и Пампы. Население: 39, 5 млн. (2005). Аргентинцы — в основном потомки переселенцев из Испании и Италии. Индейское население (отчасти смешанное) составляет 4,5%, причем представители исконных народностей (мапучес, коллас, тобас, матакос) — 1%. Наиболее многочисленное в Лат. Америке поселение евреев — 250 тыс. (0,7%, 2/3 живут в Буэнос-Айресе). Между 1857 и 1950 гг. в А. прибыли более 4 млн. иммигрантов, в основном европейцы, 1,5 млн. из них — в первые годы после второй мировой войны. В стране имеются крупные колонии немцев; проживают ирландцы, поляки, арабы, русские. Укр. поселенцы стали приезжать с кон. XIX в. Основная масса населения сосредоточена в центральных и сев. районах страны. 88% населения живет в городах. Гос. устройство. А.- федеративная республика с президентской формой правления. Состоит из 23 провинций и столичного федерального округа. Глава исполнительной власти — Президент аргентинской нации. Каждая из провинций имеет свою конституцию, составленную в соответствии с принципами общенациональной конституции, а также свои законодательные собрания и органы местного самоуправления. Федеральная форма правления во многом ограничивает автономию провинций и сохраняет довольно сильную центральную власть. Высший законодательный орган — Национальный конгресс, состоящий из палаты депутатов и сената. Основной закон — Конституция, принятая в 1853 г. и действующая поныне с многочисленными поправками (последние внесены в 1994).
Религия
Католики составляют 89% населения (2001). Католич. Церковь имеет в А. 13 архиеп-ств (Баия-Бланка, Буэнос-Айрес, Кордова, Корриентес, Ла-Плата, Мендоса, Парана, Ресистенция, Росарио, Сальта, Сан-Хуан, Санта-Фе, Сан-Мигель-де-Тукуман), к-рые включают 46 еп-ств; 3 прелатуры. Высший орган католич. Церкви в А.- Национальная конференция епископов. Иерархия Церкви представлена 23 архиепископами, в т. ч. 2 кардиналами, 78 епископами (2001).
Католиков вост. обряда объединяют Украинская епархия (центр — Буэнос-Айрес) и Маронитская епархия (Центр — Асунсьон, Парагвай).
Правосл. Церковь
РПЦ представлена Аргентинской и Южноамериканской епархией (митр. Платон (Удовенко)), в состав к-рой на территории А. входят 6 приходов с действующими храмами и 2 общины, храмы к-рых строятся; центр епархии — Буэнос-Айрес.
В А. действует Русская православная Церковь за границей (15 приходов), К-польский Патриархат, Антиохийский патриархат. Прихожанами правосл. церквей являются выходцы из России, Греции, Ливана, Румынии, Сирии, Украины, Югославии.
Митрополия Буэнос-Айреса К-польского Патриархата основана в 1996 г. после отделения от Американской архиепископии; юрисдикция митрополии распространяется на территории А., Бразилии, Парагвая, Уругвая, Чили. На территории А. она имеет 9 приходов. Антиохийский патриархат представлен Аргентинской епархией с кафедрой в Буэнос-Айресе.
Армянская Апостольская Церковь
Имеет в стране Аргентинскую епархию.
Англикан. Церковь
(The Angliсan Church of the Southern Cone of America) объединяет англикан А., Боливии, Бразилии, Парагвая, Уругвая и Чили (22 490 чел.), входит в состав Англиканского Содружества.
Протестант. церкви и секты
(2%) — лютеране, кальвинисты, пятидесятники, баптисты (0,16% — 1998), адвентисты седьмого дня и др.
Иудеев
— 2% (1998).
Мусульман
— 0,2%. В период с 1986 по 2000 г. число приверженцев ислама (в основном палестинцы и др. араб. иммигранты) снизилось с 500 до 70 тыс. (с 2 до 0,2%).
История христианства в А.
История А. начинается с испан. колонизации южноамер. континента. Первое поселение испанцев на территории нынешней А. относится к 1527 г. Открытие и завоевание земель индейского населения проходило в основном вдоль р. Ла-Плата. В 1536 г. крупная испан. экспедиция численностью в 1,5 тыс. чел., в т. ч. 8 священников, во главе с грандом Педро де Мендосой прибыла к устью Ла-Платы. В том же году ими была предпринята попытка, окончившаяся неудачей, основать поселение Буэнос-Айрес- буд. столицу А. Город заложен в 1580 г. Колонизаторы проникали на территорию совр. А. также с северо-запада (Перу) и с запада (Чили). Завоеванные ими земли соответственно оказывались в подчинении вице-короля Перу и губернатора Чили. К кон. XVI в. в основном закончился процесс основания испан. колоний, завоевания индейских земель и покорения индейских племен на территории совр. А. В нач. XVII в. было учреждено генерал-губернаторство Ла-Плата, находившееся в подчинении вице-короля Перу. В 1776 г. создано самостоятельное вице-королевство Ла-Плата, включавшее территории совр. А., Боливии, Парагвая, Уругвая. В 1810 г. началась война за независимость от испан. короны. Вновь созданное гос-во по конституции 1826 г. получило название Федеративная Республика Аргентина.
Католичество
В составе уже первых экспедиций колонизаторов на территорию А. были католич. священники. В 1519 г. была отслужена первая месса. Поскольку территория А. в начальный колониальный период была приписана к вице-королевству Перу, то она входила в еп-ство г. Куско (Перу). Первое еп-ство Рио-де-ла-Плата организовано в кон. 40-х гг. XVI в., но приписано было к Асунсьону (Парагвай). Масштабная евангелизация населения началась с 70-х гг. Тогда же появилось первое самостоятельное аргентинское еп-ство Кордова в Тукумане (провинция А.). Обращением индейцев в католичество занимались монашеские ордена францисканцев (с 1539), доминиканцев и иезуитов (с 1586).
Особенностью статуса Церкви в колониальную эпоху в Лат. Америке вообще и в А. в частности было данное папой Александром VI в 1494 г. католич. монархам Испании и Португалии право контроля (патроната) над Церковью в Нов. Свете, т. к. из-за большой удаленности от Рима и недостатка средств Римско-католическая Церковь не могла осуществлять «пропаганду веры» среди аборигенов вновь открытых земель без опоры на светскую власть. Со временем короли расширили свои полномочия, и зависимость Церкви от короны сделалась почти абсолютной. Короли обладали суверенными правами в вопросах учреждения еп-ств, назначения епископов, строительства церквей. В их ведении были сбор и распределение церковной десятины. Папские послания в колонии и корреспонденции епископов в Рим должны были получить апробацию короля. Свое вмешательство в дела Церкви светская власть компенсировала предоставлением ей исключительных привилегий. Католицизм был объявлен гос. религией. На окраинных территориях миссионер был не только духовным главой, но выполнял и государственно-адм. функции. Переплетение церковной и гос. властей было настолько тесным, что Церковь фактически превратилась в часть гос. системы. Евангелизация носила во многом формальный характер, религ. функции священников зачастую сводились к обрядности, а католич. исповедание веры дополнялось местными этно-религ. традициями. Эти особенности церковной практики колониального периода частично сохранились до наст. времени.
Особую роль играл орден иезуитов. На территории, где отсутствовала испан. администрация, в 1609 г. они создали т. н. Иезуитскую республику с высочайшего позволения испан. короны. Власть осуществляли члены ордена. Установленные здесь порядки и образ жизни туземцев отличались в лучшую сторону от тех, что установили испан. наместники и их окружение в др. регионах. Приобщая индейцев-гуарани к европ. культуре и хозяйственным навыкам, иезуиты установили жесткую дисциплину. В XVIII в. под их контролем находилось ок. 300 тыс. индейцев.
В 1759 г. королем Португалии, а в 1767 г. королем Испании были приняты решения по изгнанию иезуитов из их гос-в и колоний. Причиной стали приобретенное экономическое и политическое могущество ордена, самостоятельность, глубокая вовлеченность в дворцовые интриги. Орден не облагался никакими налогами в пользу гос-ва, не подчинялся не только светской власти, но и власти епископов, признавая только власть генерала ордена и папы. В 1768 г. иезуитские миссии были переданы в гражданское управление.
К 1810 г.- началу войны за независимость — численность населения А. едва достигала 400 тыс. Церковь включала 3 еп-ства. Война и последующее гос. строительство привели к пересмотру отношений между гос-вом и Церковью и внесли раскол в ряды духовенства и мирян. Одни священнослужители, в основном архиереи — испанцы по происхождению, встали на защиту колониального режима. Другие, в большинстве креолы, приветствовали участников освободительного движения и присоединились к ним; нек-рые из них вошли в Патриотическую хунту, организованную лидерами движения, заседали в народных ассамблеях. Под главенством свящ. Каэтано Родригеса была составлена Декларация независимости. Духовенство, поддержавшее борьбу за независимость, оказывало и материальную помощь движению.
Конституционная ассамблея в 1813 г. приняла решения, ставившие аргентинскую Церковь и монашеские ордена в независимое положение от церковных властей вне пределов Объединенных провинций Рио-де-ла-Платы, т. е. порывались связи с Испанией и Ватиканом. Был принят и ряд др. ограничительных мер, включая роспуск трибунала инквизиции. В 1818 г. представителям духовенства, не принявшим аргентинского гражданства, предписывалось покинуть страну. Первая конституция (1819) А. (тогда еще Объединенных провинций Рио-де-ла-Платы) утвердила католицизм, представлявший традиц. религию в стране, гос. религией, а также унаследованное от испан. короны право патроната над Церковью. Допускалось церковное представительство в сенате; архиепископы и епископы становились субъектами гражданского судебного права.
В 1822 г. были проведены кардинальные реформы. Инициатором реформ в отношении Церкви стал главный министр правительства Б. Ривадавия. Отменялась церковная десятина, Церкви гарантировалось обеспечение из общественного бюджета; были приняты дисциплинарные меры в отношении религ. орденов и мон-рей: нек-рые из них были запрещены, а их собственность конфискована, собственность остальных бралась под правительственный контроль. Независимое гос-во стремилось т. о. поставить Церковь на службу своим интересам.
В 1834 г. был издан «Согласительный меморандум», ставший основой отношений гос-ва и Церкви в части права патроната. Его базовые принципы содержались в 14 пунктах. Среди них — право подвергать цензуре папские документы, выдвигать кандидатов на церковные должности, устанавливать границы церковных округов. Епископы должны были клятвенно признавать национальный патронат, присягать на верность правительству и т. п.
Принятая в 1853 г. конституция объявляла о «поддержке государством Римской католической Церкви» в отличие от предыдущего признания католицизма гос. религией. За гражданами признавалось право свободного исповедания религий. Президент должен был быть только католиком. Т. о. конституционно закреплялось право патроната и перечислялись полномочия президента в этой части. Ватикан отказался признать принцип патроната, и потому конкордат с Ватиканом никогда не был заключен. Тем не менее состоялся обмен представительствами в 1858 г. И лишь в 1927 г. представитель А. в Ватикане был возведен в ранг посла, тем самым официально установлены дипломатические отношения. Ватикан в А. представлен апостолическим нунцием.
В 1865 г. еп-ство Буэнос-Айрес, входившее в юрисдикцию архиеп-ства Чаркас (Боливия, совр. Сукре), было возведено в ранг архиеп-ства, т. о. Церковь в А. стала независимой от боливийской митрополии.
Последние десятилетия XIX в. ознаменовались усилением либеральных тенденций к секуляризации об-ва, встал вопрос о расширении религ. свобод для некатоликов, придании католицизму социальной направленности. Эти тенденции развивались в нач. XX в., когда почти 40% 6-миллионного населения составляли иммигранты. Новые поселенцы, как правило образованные и высокопрофессиональные люди, довольно быстро приобретали общественную значимость. Среди них было немало приверженцев зародившихся в Европе социалистических и анархистских идей и сторонников религ. свободы. В 1888 г. сенат принял целый ряд законов, к-рые проводили идею веротерпимости: были введены существенные ограничения на преподавание католич. катехизиса в школах; гражданский брак признавался как единственно законный с запрещением совершать до него венчание, но попытки либералов узаконить развод не удались. Был установлен гос. контроль над церковными кладбищами, созданы гражданские. В А. складывалась атмосфера, сопоставимая с уровнем европ. представлений об общественном развитии. А. явилась единственной страной в Лат. Америке, где энциклика папы Льва ХIII «Rerum novarum» (1891), положившая начало социальной доктрине католицизма, была разрешена к публикации. Отсюда она тайно распространялась по всем странам континента. Идея создания «нового католического социального порядка» зародилась как альтернатива рабочему и социалистическому движению. Появились руководимые клириками христ. движения и партии: Католическая ассоциация, Христианско-демократическая лига, Социальная лига, Дом женщин-тружениц. Позже (1931) в А. создается движение «Католическое действие», ориентированное на людей различных возрастов, пола, социального положения. В 1940 г. число его членов достигло 80 тыс. Под эгидой Церкви создавались частные учебные заведения, газеты, журналы.
При президенте Х. Д. Пероне (1946-1955) католич. Церковь подверглась тяжелым испытаниям. Поначалу епископы поддержали на выборах кандидатуру Перона, к-рый в свою очередь пообещал проводить политику в соответствии с социальной доктриной Церкви. В первые годы президентства он дал Церкви привилегии в области просвещения: вновь вводилось преподавание вероучения в начальных и средних учебных заведениях; учебники подбирались с одобрения церковных инстанций; католич. частные учебные заведения субсидировались гос-вом — Церковь получила возможность официально влиять на учебный процесс. В руководящие органы перонистской партии и в ее орг-ции были включены представители католич. духовенства в качестве «духовных ассистентов». Деятельность Перона получила одобрение Ватикана. Папа Пий XII в 1947 г. с похвалой отозвался о Пероне, к-рый, по его словам, положил «конец светской и атеистической эре в истории Аргентины, длившейся 60 лет, и спас страну от коммунизма». По принятой в 1949 г. перонистской конституции президентом и вице-президентом республики могли быть только католики, гос-ву вменялось в обязанность оказывать Церкви материальную поддержку.
Острый конфликт в отношениях Церкви и гос-ва в истории А. произошел в 1954 г. Действия Церкви по христианизации перонистских профсоюзов и формированию христ. демократической партии вызвали недовольство Перона, расценившего их как прямое вторжение в область политики и подрыв его власти. Последовала отмена всех привилегий в области образования, прекращалась выдача гос. субсидий, были изгнаны «духовные ассистенты»; разрешены разводы, запрет на к-рые строго блюла католич. Церковь. Через парламент был проведен закон об отделении Церкви от гос-ва. Протесты духовенства спровоцировали дальнейшие антицерковные акции: ссылки и заключения в тюрьмы священников, закрытие и распродажу имущества клерикальной газ. «Пуэбло», разгон «Католического действия», запрет на религ. процессии и религ. передачи по радио. Церковь до той поры оставалась почти единственным неподконтрольным ему институтом в стране — Перон рассчитывал ослабить ее и устранить из сферы политической жизни. Защищая свои права, Церковь активно включилась в оппозицию Перону. В 1955 г. военные и их союзники вынудили Перона уйти с поста президента. Новое правительство отменило введенные им антицерковные законы, в т. ч. закон об отделении Церкви от гос-ва и закон, разрешающий разводы. Был восстановлен существующий по сей день патронат. В 60-х гг. XX в. режим контроля гос-ва над Церковью был неск. смягчен. Признавалась «компетенция святого престола» при назначении епископов. Церковь приобрела право инициативы в церковных назначениях и в создании новых еп-ств. Гос-во брало на себя обязательство финансовой поддержки епископов, генеральных викариев и храмов. Отменялись всякие ограничения по созданию на территории А. религ. орденов и монашеских об-в, но сохранялся гос. адм. надзор над ними.
На деятельность католич. Церкви в последующие десятилетия XX в. наложили отпечаток как политические события в А., так и процессы, происходившие в Римско-католической Церкви, начало к-рым было положено Ватиканским II Cобором (1962-1965).
За период с 1955 по 1976 г. в А. сменилось 12 глав гос-ва (6 из них — с 1970 по 1976), нек-рые пребывали на высшем гос. посту лишь неск. месяцев, половина из них были армейскими генералами. Ответом на тяжелое экономическое положение в стране стали забастовки, в т. ч. общенациональные, число участников к-рых доходило до 5 млн. чел.
Ситуация в стране и новые либеральные тенденции во всемирном католицизме, а также радикальные решения Конференции латиноамер. епископов в 1968 г. способствовали распространению свободомыслия и возникновению левых политических взглядов в рядах духовенства. К кон. 60-х гг. относится появление «Движения священников в защиту Третьего мира». Его идеологи полагали буд. справедливое об-во социалистическим, но социализм в отличие от советской модели они представляли себе «национальным», «народным», «гуманистическим» и «критическим». Всемирную известность своими радикальными взглядами на историю Церкви и ее предназначение, а также участием в разработке «теологии освобождения» приобрел аргентинский философ и теолог Э. Дюссель.
В 70-х гг., после череды военных переворотов, А. превратилась в страну открытого террора. Десятки тысяч людей содержались под стражей, оказались в тюрьмах, концлагерях или бесследно исчезли. Репрессии были направлены и против священников и монахов, они сопровождались антиклерикальной пропагандой националистических изданий. В кон. 1977 г. были убиты епископ и 17 священников и монахов, 30 находились в тюрьмах. По инициативе представителей католич. духовенства совместно с деятелями протестант. церквей в 70-х гг. в А. функционировали такие христ. орг-ции, как «Экуменическое движение прав человека» и «Постоянная ассамблея прав человека». Офиц. католич. Церковь А. не оказала действенного противостояния диктатуре (в отличие от Церкви Чили, Бразилии, гос-в Центр. Америки). Епископы обвинялись в соучастии в репрессиях в тот период; в 2000 г. они принесли покаяние в этом.
В 1983 г. в результате всеобщих выборов к власти пришло гражданское правительство. В обмен на обещание не преследовать военных за совершенные ими преступления армия отказалась от вмешательства в политику. Механизмы правового демократического гос-ва в А. были восстановлены.
В 1987 г. состоялся визит в А. папы Римского Иоанна Павла II. Он посетил неск. городов и сельских р-нов. В своих многочисленных выступлениях касался вопросов гражданских прав, религ. практики и евангелизации, социальных проблем.
Православие
Первый правосл. приход в Юж. Америке был создан по указу российского имп. Александра III в ответ на просьбу правосл. сербов, греков, арабов и румын (русских в Лат. Америке тогда почти не было), настоятелем стал прибывший из России свящ. Михаил Иванов. Храм размещался в 2 комнатах частного дома в Буэнос-Айресе, 1 янв. 1889 г. в этом храме была совершена первая правосл. литургия. В 1891 г., после учреждения Русской дипломатической миссии, храм был приписан к миссии, его настоятелем назначен свящ. Константин Изразцов. В 1901 г. в Буэнос-Айресе был освящен правосл. храм во имя Св. Троицы, построенный на средства, собранные в России, и на пожертвование имп. семьи. К 20-м гг. XX в. приход Троицкого храма стал почти целиком русским, поскольку к этому времени арабы и греки организовали свои приходы. В 1926 г. настоятель Свято-Троицкого храма прот. Константин Изразцов с небольшой группой приверженцев самочинно вышел из юрисдикции Московского Патриархата и создал «Русскую православную общину» в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей, объявив себя «самоуправляемым главою православной Церкви в Аргентине». Община была зарегистрирована в Мин-ве иностранных дел и культов и в Мин-ве юстиции А. и присвоила имущество РПЦ, впосл. община неоднократно меняла свою юрисдикционную принадлежность.
Одним из ярких проявлений враждебного отношения прот. Изразцова не только к Московскому патриархату, но и к бывш. Советскому Союзу было высказанное им с амвона одобрение нападения в 1941 г. на СССР гитлеровской Германии. Мн. верующие покинули тогда его «православную общину» и обратились к экзарху Сев. и Юж. Америки митр. Алеутскому и Североамериканскому Вениамину (Федченкову) с просьбой об организации в А. приходов юрисдикции Московского Патриархата. Во 2-й пол. 1943 г. РПЦ было учреждено Аргентинское вик-ство Алеутской и Североамериканской епархии, в 1946 г. преобразованное в самостоятельную Аргентинскую епархию.
В 20-60-х гг. ХХ в. в А. существовали также приходы Американского Митрополичьего округа, Украинской автокефальной Церкви.
Протестантизм
Дж. Томпсон — первый протестант. миссионер (с 1820) в Лат. Америке. В течение небольшого срока пребывания в А. он основал 100 школ. В 20-х гг. XIX в. Б. Ривадавия привлек двух протестант. миссионеров к участию в реформе просвещения. Один из них, пастор У. Моррис, стал символом протестант. миссионерства в Лат. Америке. Ему удалось основать и поддерживать аргентинские филантропические школы, где обучались сотни тысяч детей. В Буэнос-Айресе установлена 7-метровая статуя Морриса с надписью: «Святой Аргентины».
В среде иммигрантов — технических специалистов, чиновников, мелких и средних буржуа — значительная часть придерживалась протестантизма. С ними приезжали и пасторы. Изначально протестант. общины имели этнический характер. Немцы исповедовали лютеранство, англичане — англиканство, американцы были в основном методистами и баптистами.
В 1825 г. с Великобританией был заключен договор о дружбе и торговле, к-рый помимо прочего гарантировал ее подданным свободу совести и право на богослужения в их домах и церквах. Факт послужил основой для принятия статьи о веротерпимости в конституции 1826 г. Первая протестант. церковь была построена в Буэнос-Айресе в 1829 г. Протестантам предоставлялось право иметь собственные кладбища. Конституция 1853 г., провозгласившая право всех граждан на свободное исповедание религии, способствовала расширению миссионерской работы протестантов. Между 1880 и 1920 гг. она велась в основном среди иммигрантов и в городах. Заметный рост численности протестантов произошел с 1947 по 1960 г. как следствие эффективной миссионерской деятельности. Наибольшего успеха достигли баптисты и адвентисты. Для своих единоверцев они строили школы, широко использовали радиосеть, работали в социальной сфере. Среди методистов выделился теолог аргентинец Х. М. Бонино; он внес значительный вклад в разработку «теологии освобождения». Протестантизм в А. воспринимается основной массой населения как религия иностранцев.
Законодательство по вопросам религии
Юридический статус Церкви в основном был определен поныне действующей конституцией 1853 г. с учетом принятых в последующие годы поправок (последние были внесены в 1994). В преамбуле к Конституции аргентинской нации (22 авг. 1994) выражена надежда на «Божественное покровительство — источник разума и справедливости». В ст. 2 говорится: «Федеральное правительство поддерживает Римскую апостольскую католическую Церковь» (дословное повторение положения конституции 1853). Эта статья не позволяет четко ее трактовать. В 1853 г. одни видели в ней закрепление существовавшего положения дел, другие — возврат к прошлому. Но многие и сегодня считают, что слово «поддержка» не сводится лишь к материальной стороне (ежегодная субсидия правительства католич. Церкви в А. составляет 15 млн. долл.- Annual Report on International Religious Freedom for 1999. U.S. Department of State), а означает признание католицизма гос. религией. Ст. 14 среди перечисления прав граждан упоминает право «свободно исповедовать религию» гражданам А. и иностранным подданным (ст. 20).
За президентом сохранено право национального церковного патроната. Вопросы религии являются компетенцией Мин-ва иностранных дел и культов. Его функции, в частности, включают распределение субсидий церквам и их регистрацию. Гос-во выделяет ежегодные ассигнования иерархии, кафедральным соборам, семинариям, миссиям. Священники кафедральных соборов считаются гос. служащими и получают зарплату. Низший клир и благотворительные институты не имеют гос. субсидий и существуют за счет пожертвований верующих. Церковь обладает большой собственностью. Из церковных владений национализированы кафедральные соборы.\tab
Общее образование в А. светское. Преподавание религ. дисциплин допускается только с разрешения родителей и вне регулярных занятий. Церковь имеет многочисленные образовательные учреждения от низшей ступени и до ун-тов. Программы всех гос., частных и церковных учебных заведений 2-й ступени одинаковы, чтобы учащиеся могли поступить в высшие учебные заведения, имея равный уровень знаний.
Лит.: Zuretti J. S. Historia ecclesiastica Argentina. Buenos Aires, 1945; Bruno C. El Derecho público de la Iglesia en la Argentina. Buenos Aires, 1956. 2 vol.; Furlong G. La Tradición religiosa en la escuela Argentina. Buenos Aires, 1957; Очерки истории Аргентины. М., 1961; Васько А. Г. Русская Православная Церковь в Аргентине // ЖМП. 1966. № 1. С. 20-22; Mecham J. L. Church and State in Latin America: A History of Politico-Ecclesiastical Relations. Chapel Hill, 1966. P. 3-87, 225-251; Croatto J. S., Boasso F. El Catolicismo popular en la Argentina. Buenos Aires, 1969; Андронова В. П. Церковь и просвещение в Латинской Америке. М., 1972; она же. Евангелическая экспансия в Латинскую Америку // Очерки истории западного протестантизма: Сб. М., 1995. С. 191-212; Аргентина: Тенденции экономического и социально-политического развития. М., 1980; Григулевич И. Р. Церковь и олигархия в Латинской Америке, 1810-1959. М., 1981; Barret. Encyclopedia. P. 147-151; Constitución de la Nación Argentina (22 de agosto de 1994). Santa Fe, 1994; Anuario estadístico de América Latina y el Caribe / Nationes Unidos. [Santiago (Chile)], 2000; Statistical abstract of Latin America. Los Ang., 2000. Vol. 36. P. 280-300; Catholic Almanac, 2001. Huntington (Indiana), 2001. P. 307.
В. П. Андронова
Праздники Аргентины в проекте Календарь Праздников 2023
Флаг Аргентины,
Аргентина (исп. Argentina), официальное название — Аргентинская Республика (исп. República Argentina) — второе (после Бразилии) по размерам территории и третье (после Бразилии и Колумбии) по населению государство Южной Америки, состоящее из 24 административных единиц — 23 провинций и федерального столичного округа. Крупнейшая по площади в мире из испаноязычных стран.
Столица страны — город Буэнос-Айрес. Официальный язык — испанский.
Занимает юго-восточную часть материка Южной Америки, восточную часть острова Огненная Земля и близлежащие острова Эстадос и др. Граничит на западе с Чили, на севере и северо-востоке с Боливией, Парагваем, Бразилией, Уругваем. На востоке омывается водами Атлантического океана.
Благодаря разнообразию рельефа и особенностям геологического строения Аргентина располагает богатой минерально-сырьевой базой для развития промышленности. Но залежей мирового масштаба (как в других странах Латинской Америки) здесь почти нет.
В западных районах имеются рудные полезные ископаемые. Страна выделяется запасами урановых, марганцевых, медных руд, бериллия; есть свинцово-цинковые, вольфрамовые и железные руды. По запасам урановых руд Аргентина входит в десятку ведущих стран мира.
Природа Аргентины разнообразна вследствие большой протяжённости страны с севера на юг и различий в рельефе. По строению поверхности страну можно разделить примерно на две половины: равнинную — северную и восточную, возвышенную — западную и южную.
Глава государства — президент, избираемый на четыре года. Глава кабинета министров — премьер-министр. Высшим законодательным органом является Национальный конгресс, который состоит из Сената и Палаты депутатов. Председатель Сената занимает пост вице-президента страны.
Численность населения — 46,4 млн. человек (2022). Подавляющее большинство населения — потомки европейских мигрантов. Итальянцы — 50 %; испанцы — 30 %; баски — 10 %, французы, поляки, арабы и другие.
Всего в разделе — 17 праздников.
Зеленым цветом обозначены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для
страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова. Красным цветом отмечены
государственные выходные.
- 1 январявс Новый год в Аргентине
Новый Год в Аргентине, отмечаемый 1 января, не является таким уж большим праздником. В основном, его встречают дома среди родных и близких. Это очень домашний праздник, как впрочем, и многие другие праздники. Аргентинцы собираются в кругу близких люд…
- 7 январясб Карнавал в Аргентине 2023
Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 7 января.В то время, когда Северное полушарие полностью отдано во власть зимней стужи, в Аргентине, где сейчас лето в самом разгаре, проходит традиционный карнавал. Традиционное место проведения — город Гуалегуячу (Gualeguaychú). Это самый долгий в мире к…
- 14 февралявт День Святого Валентина (День всех влюбленных) в Аргентине
14 февраля в Аргентине, как и во многих странах мира, отмечается День святого Валентина (Valentine’s Day) или День всех влюбленных. Официально он существует уже больше 16 веков, но праздники Любви известны еще со времен древних языческих культур. …
- 2 апрелявс День ветеранов и павших на Мальвинской войне в Аргентине
С 2001 года 2 апреля отмечается в Аргентине как День ветеранов и павших на Мальвинской войне (Día del Veterano y de los Caídos en la Guerra de Malvinas). Это национальный день памяти, посвященный чествованию ветеранов и почитанию памяти павших военно…
- 7 апреляпт Страстная пятница (Великая пятница) в Аргентине 2023
Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 7 апреля.Служба в Великую Пятницу посвящена воспоминанию смерти на кресте Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению Его.По преданию, Иисус был схвачен и осужден на инсценированном процессе. Его передали римским солдатам для избиений и порки пле…
- 9 апрелявс Пасха в Аргентине 2023
Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 9 апреля.Значительная часть населения Аргентины — католики, для которых самым большим и почитаемым религиозным праздником является Пасха.Пасха — христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа, отмечаемый католической церковью в первое полнолунное…
- 1 маяпн Праздник труда (День труда) в Аргентине
Ежегодно 1-го мая в Аргентине, как и во многих странах мира, отмечается День Труда.1 мая 1886 года американские рабочие организовали забастовку с требованием 8-часового рабочего дня. Забастовка и сопутствующая демонстрация закончились кровопролит…
- 25 маячт День нации в Аргентине — годовщина первого независимого правительства
25 мая в Аргентине отмечают один из больших государственных праздников — День нации (Day of the Nation). Также этот день называют Днём майской революции (Revolution of May), подчеркивая таким образом, что в мае 1810 года революционным путем было …
- 20 июнявт День флага в Аргентине
День флага (исп. Dia de la Bandera) отмечается в Аргентине 20 июня — в день смерти национального героя Аргентины, адвоката, генерала и автора дизайна флага — Мануэля Белграна (Manuel Belgran, 3 июня 1770 — 20 июня 1820) и является официальным праздни. ..
- 9 июлявс День независимости Аргентины
9 июля 1816 года была принята декларация Независимости Объединённых Провинций Серебряной Реки (Аргентины). Эта дата считается днём рождения Республики Аргентина, а в стране отмечается официальный праздник — День независимости (Independence Day in Arg…
- 21 августапн День памяти генерала Сан-Мартина в Аргентине 2023
«День памяти генерала Сан-Мартина в Аргентине» отмечается в 3-й понедельник августа. В 2023 году эта дата — 21 августа.Ежегодно в третий понедельник августа в Аргентине отмечается общенародный праздник — годовщина памяти героя борьбы за независимость Аргентины от испанских колонизаторов (1810—1826) генерала Хосе де Сан-Мартина (San Martín Day).Национальный герой …
- 11 сентябряпн День учителя в Аргентине
День учителя в Аргентине (исп. Día del Maestro) празднуется ежегодно 11 сентября и является очень важным событием для всей нации. Фактически, День учителя отмечает вся страна как национальный праздник, в учебно-образовательных учреждениях — выход. ..
- 7 октябрясб Международный фестиваль гитары в Аргентине
С 7 по 19 октября в Буэнос-Айресе (Buenos Aires) проходит Международный фестиваль, посвященный всем, кто любит играть на гитаре (International Guitar Festival). Первый фестиваль прошел в 1995 году, и с тех пор более 200 тысяч любителей гитары пос…
- 31 октябрявт Хэллоуин — канун Дня всех святых в Аргентине
Hallowe’en (Hallows Evening) — Хэллоуин — ночь перед Днем всех святых. Говорят, Хэллоуину не менее двух тысяч лет. Истоки этот противоречивый праздник берет из кельтской культуры. У кельтов существовали «начала времен года». Их было четыре. Самайн зн…
- 8 декабряпт Торжество непорочного зачатия Девы Марии в Аргентине
Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии — один из великих Богородичных праздников, которые отмечает Римско-Католическая Церковь. В Аргентине это праздничный нерабочий день.Согласно католическому вероучению, Дева Мария по особой благодати Бога уже…
- 11 декабряпн Международный день танго в Аргентине
«Танго – это четыре ноги, две головы и одно сердце»Хуан Карлос Копес11 декабря, в день рождения аргентинского певца и киноактера, знаменитого «Короля танго» Карлоса Гарделя (Carlos Gardel, 1887 (или 1890) — 1935), отмечается Международный день . ..
- 25 декабряпн Рождество Христово в Аргентине
Как ни странно, между Рождеством и Новым годом в Аргентине не делают большой разницы – два этих праздника празднуют почти одинаково. Как правило, Рождество в Аргентине — это семейный праздник, с обязательными подарками. Правда, настоящую, при…
На каких языках говорят в Аргентине?
Старая ржавая ретро-вывеска с надписью «Добро пожаловать в Аргентину», написанная на испанском языке на старой железнодорожной станции на границе Чили и Аргентины, недалеко от национального парка Аконкагуа. Изображение предоставлено: Watch the World/Shutterstock.com
- Испанский — самый распространенный язык в Аргентине. Этот факт можно вписать в историю страны как испанской колонии.
- Итальянский язык занимает второе место среди языков, на которых говорят в Аргентине. По оценкам, более 1,5 миллиона человек говорят на итальянском как на родном языке.
- Левантийский арабский язык, происходящий с восточного побережья Средиземного моря, используется примерно 1 миллионом человек в Аргентине.
Аргентина — южноамериканская страна с населением 42 192 500 человек. Из-за государственной политики, которая поощряла международную иммиграцию в середине 1800-х годов, этнический состав его граждан и жителей разнообразен. Разнообразие Аргентины также отражается в языках, на которых говорят там. В этой статье рассматриваются некоторые из основных языков, используемых в стране.
Основные языки, на которых говорят в Аргентине
Вывеска на испанском языке в Аргентине.
Испанский
Испанский язык является самым распространенным языком в Аргентине. Этот факт можно отнести к истории страны как испанской колонии и широкому использованию языка при обретении независимости. Сегодня подавляющее большинство населения, 40,9миллионов, говори на этом языке. Испанский используется в государственных учреждениях, в системе образования и в основных средствах массовой информации. Вариант испанского языка, на котором говорят здесь, уникален тем, что в нем используется форма восео для неформального «вы». Очень немногие испаноязычные страны используют эту форму. Произношение также различается по всей стране, в некоторых местах под влиянием италоязычных иммигрантов. Кроме того, буквы «ll» и «y» обычно произносятся как «y» в «you», однако в аргентинском испанском языке они произносятся как «zh».
итальянский
Итальянский язык занимает второе место среди языков, на которых говорят в Аргентине. По оценкам, более 1,5 миллиона человек говорят на итальянском как на родном языке. Это большое италоязычное сообщество является результатом значительной иммиграции, начавшейся в 19 веке и вызванной экономическими проблемами в Италии. Сегодня в Аргентине проживает второе по величине итальянское население после Италии. Итальянская иммиграция продолжалась в течение 1920-е годы. Как упоминалось ранее, итальянский язык повлиял на аргентинский испанский до такой степени, что в некоторых регионах он даже звучит как итальянский.
Левантийский арабский
Иммигранты в основном из Ливана, Сирии и Палестины привели к тому, что язык стал третьим по распространенности в стране. На левантийском арабском языке, происходящем с восточного побережья Средиземного моря, говорит около 1 миллиона человек в Аргентине. Говорящие на левантийском арабском языке начали прибывать в Аргентину в конце 19 века примерно до 1920 года.
Другие языки, на которых говорят в Аргентине
Другие языки, на которых говорят от 100 000 до 1 миллиона человек, включают: кечуа (800 000), немецкий (от 400 000 до 500 000), идиш (200 000), гуарани (200 000), каталонский (174 000), мапудунгун (100 000). Из них кечуа, гуарани и мапудунгун являются языками коренных народов. На языке кечуа говорят в южноамериканских Андах; Говорящие на кечуа в Аргентине в основном иммигранты из Боливии. Гуарани, один из официальных языков Парагвая, принадлежит к языковой семье тупи-гуарани. Мапудунгун — язык народа мапуче. Немецкий, идиш и каталонский языки прибыли в Аргентину через иммигрантов из Европы.
Меньшее население говорит на нескольких других языках. Некоторые из них включают китайский, японский, валлийский и несколько языков коренных народов.
Исчезающие языки Аргентины
На многих языках говорит лишь меньшинство аргентинцев. Эти языки считаются находящимися под угрозой исчезновения, потому что единственными живыми носителями являются представители старшего поколения, чьи дети и внуки не говорят на этом языке. Это отсутствие передачи языка молодым поколениям означает, что язык вымрет. Некоторые из находящихся под угрозой исчезновения языков коренных народов, на которых говорят в Аргентине, включают вилела (20 носителей), пуэльче (от 5 до 6), теуэльче (4), селькнам (от 1 до 3).
Рейтинг | Язык | Расчетное количество говорящих в Аргентине |
---|---|---|
1 | 90,504 | |
2 | English | 6,577,500 |
3 | Portuguese | 3,639,550 |
4 | Italian | 1,500,000 |
5 | Levantine Arabic | 1,000,000 |
6 | Южноболивийский кечуа | 800 000 |
7 | Стандартный немецкий | 500 000 |
Guarani | 200,000 | |
9 | Catalan | 174,000 |
10 | Mapudungun | 100,000 |
11 | Chinese | 60,000 |
12 | Wichi | 53,700 |
13 | VLAX Romani | 52 000 |
14 | Японский | 32 000 |
15 9 | 32 000 | |
15 | Ukrainian | 27,000 |
16 | Aymara | 23,000 |
17 | Welsh | 5,000 |
18 | Mocovi | 4,525 |
19 | Mbya Guarani | 3000 |
20 | Pilaga | 2000 |
21 | IYO’WUJWA | 1 500 |
22 | ||
22 | ||
22 | 512 | |
23 | Nivacle | 200 |
24 | Plautdietsch | 140 |
25 | Wichi Lhamtes Nocten | 100 |
Эмбер Париона в обществе
Аргентина Культура: язык, религия, еда
Население
45 466,943 (2019)
Официальный язык
Испанский
Языки, на которых говорят
Испанский является преобладающим языком в Аргентине, но также говорят на многих других языках, включая итальянский, немецкий, французский и английский. Также практикуются многие языки коренных народов, в том числе кечуа, мапуче, гуарани, тоба и теуэльче.
Люди
В отличие от большей части Латинской Америки, в Аргентине меньше коренных жителей, и около 95% населения Аргентины имеют европейское происхождение.
Религия
Римско-католическая
Национальные праздники
25 мая: годовщина аргентинской революции 1810 года за независимость от Испании.
Расписание праздников
1 января: Новый год. 24 и 26 февраля: Карнавал. 24 марта: День памяти правды и справедливости. 2 апреля: День Мальвин. 10 апреля: Страстная пятница. 1 мая: День труда. 25 мая: День революции. 20 июня: День флага. 9 июля: День Независимости. 17 августа: День памяти генерала Сан-Мартина. 12 октября: День уважения культурного разнообразия. 23 ноября: День национального суверенитета. 8 декабря: День непорочного зачатия. 25 декабря: Рождество.
История
Испанцы под предводительством Хуана Диаса де Солиса впервые прибыли в 1516 году и взяли под свой контроль пустыни на северо-западе территории, ныне известной как Аргентина, и основали гарнизоны Сальты, Жужуя, Кордовы и Тукумана. В 1580 году испанский конкистадор Хуан де Гарай основал постоянную колонию в устье реки Плейт и основал «Город Тринидад», который вскоре стал Буэнос-Айресом, что означает «попутный ветер». В 18 веке появились и размножились известные гаучо пампасов. После того, как Наполеон вторгся в Испанию в 1808 году, Буэнос-Айрес провозгласил независимость в 1810 году, и началась война за независимость. Под руководством генерала Сан-Мартина 19В 20-м веке испанские партизаны столкнулись с партизанами провинций, оба с оружием в руках. Формальная независимость от испанского колониального господства была провозглашена в июле 1816 года. стоимость расширения. В 1880 году войска захватили Буэнос-Айрес и федерализовали город, сделав его столицей правительства, а президентом был избран генерал Хулио Роко.
Между тем, новый метод охлаждения вызвал бум торговли мясом, что принесло прибыль поместьям с землей. Между 1864 и 1914 годами почти шесть миллионов иммигрантов из Европы приехали, чтобы помочь развитию пампасов, и бенефициары этого бума, аргентинская олигархия, сделали Буэнос-Айрес демонстрацией успеха.
В 1920-х годах город был одновременно и культурным маяком, и аккумулятором социальной напряженности. Военные захватили власть в 1943 году, и одним из лидеров был Хуан Перон, который в 1946 быть избранным президентом республики. Его жена Ева, известная как Эвита, стала иконой для аргетинцев, ее работа расширила права рабочего класса и женщин и сделала образование доступным для всех. Ее смерть в 1952 году, во время второго президентства Перона, нанесла огромный удар по стране и ему самому, и в 1955 году военный кус отправил Перона в испанскую ссылку. Перон вернулся в 1973 году, прежде чем в 1976 году в штате произошел очередной военный переворот. Во время таких политических потрясений экономическое здоровье страны ухудшилось. Против левой оппозиции велась «грязная война». По оценкам противников правительства и правозащитных групп, около 30 000 человек пропали без вести или погибли.
В 1982 году президент Аргентины генерал Леопольдо Галтьери начинает вторжение на Фолклендские острова в попытке восстановить суверенитет Аргентины, но быстро сдается британским войскам. В 1983 году аргентинцы избрали на пост президента гражданского Рауля Альфонсина.
Политика
Аргентина является президентской представительной демократической республикой, в которой действует конституция 1853 года. Президент, избираемый всенародным голосованием, имеет свою роль в течение четырех лет, является главой государства и правительства и главнокомандующим вооруженными силами.
Известные аргентинцы
- Хорхе Луис Борхес (1899-1986). Аргентинский мастер до кончиков пальцев, Борхес был пионером постмодернистской литературы, и его работы красноречиво свидетельствуют о духовной близости, объединяющей его страну с Европой.
- Диего Марадона (1960 г.р.). Получив прозвище «Эль Пибе д’Оро» или «золотой мальчик», Марадона был выдающимся футболистом 1980-х годов и считался одним из величайших футболистов всех времен. Он играл в сборной Аргентины, которая выиграла 1986 ЧМ.
- Эрнесто «Че» Гевара (1928–1967). Легендарный всемирно известный аргентинский революционер-марксист, лицо которого часто используется как символ восстания.
- Ева «Эвита» Перон (1919–1952). Вторая жена президента Хуана Перона, «Эвита», неофициально руководила Министерством труда и здравоохранения и занималась повышением уровня жизни бедных и предоставлением женщинам права голоса. Аргентинская икона.
- Карлос Гардель (1887 или 1890-1935). Певец, автор песен, композитор и актер. Гардель был одной из самых выдающихся фигур в танго и мастерским музыкантом.
- Астор Пьяццолла (1921-1992). Композитор танго и бандонеонист, который заново изобрел традиционное танго и стал выдающимся композитором танго в мире. Он создал новое танго, сочетающее в себе джаз и классическую музыку.
Этикет
Чаевые даются на ваше усмотрение, и хотя они не являются обязательными, они ожидаются, если вы удовлетворены полученным обслуживанием. Аргентинцы работают по собственному графику, и, если не считать формальных рабочих договоренностей, обычно все идет не так, как часы. Опоздание на случайную встречу не считается грубым и на самом деле свидетельствует о более глубоком понимании аргентинского мышления. Держитесь подальше от острых политических разговоров или дебатов, в том числе о Фолклендах, которые могут вызвать страстную и резкую реакцию.
Покупки
Оставьте достаточно места в своем чемодане во время отпуска в Аргентине – кожа, шерсть, андские ткани, резьба, посуда, музыка и инструменты – нет недостатка в предметах, которые борются за ваше внимание на память о вашей поездке, и все они достойным обратного пути. По возможности покупайте вещи как можно ближе к месту производства, так как они будут дешевле, чем в крупных городах, и вы можете быть уверены в их подлинности.
Еда
Аргентинцы большие любители мяса. Говядина, в частности, является основой аргентинской кухни, и, черт возьми, они хороши в ее приготовлении. Кухня гаучо – одна из самых известных, где мясо готовят на знаменитой парилье – железном гриле-барбекю. Популярные блюда включают блинчики с мясом, фаршированные говядиной, курицей и сыром, колбаски чоризо и морсилья, стейки и ребрышки — все они готовятся медленно и медленно, пока мясо не станет мягким, и подаются с острым соусом, таким как чимичурри, смесью петрушки и чеснока. , масло, орегано и красный винный уксус. В качестве закуски часто подают запеканку, говяжий или куриный бульон с картофелем, сладкой кукурузой, тыквой и всевозможными овощами.
Другие блюда включают пастель де чокло: блюдо чилийского происхождения, представляющее собой смесь говядины, лука, оливок и яиц, покрытую кукурузным пюре и подрумяненную в духовке. Humitas — это приготовленные на пару свежие кукурузные лепешки, а granados porotos — это густой суп, приготовленный из фасоли, тыквы, кукурузы, чеснока и лука. Ломо а ло побре — простое, но вкусное блюдо — говядина с двумя яичницами. Что касается сладостей, то на первом месте среди десертов стоит дульсе де лече, национальное варенье, приготовленное путем медленного нагревания подслащенного молока. Он используется повсеместно и имеет схожий вкус и вид с карамелью.
Напиток
Вода пригодна для питья по всей Аргентине, но почти везде легко доступна бутилированная вода. Как четвертый по величине производитель вина в мире, вы определенно находитесь в нужном месте, если вам нравится бокал или два хорошего вина. Вино здесь фантастическое, и его сорта включают: совиньон, мерло, мальбек, каберне и шардоне. Если вам больше нравится пиво, наиболее потребляемым местным брендом является Quilmes, но аргентинцы с удовольствием пьют импортное пиво, такое как Corona.
Мате, также известный как chimarrão или cimarrón, является национальным напитком и представляет собой насыщенный кофеином напиток, приготовленный из мате, измельченного в порошок и смешанного с горячей водой.
Leave a Reply