Международная конвенция против апартеида в спорте — Конвенции и соглашения — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы
Принята резолюцией 40/64 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1985 года
Государства — участники настоящей Конвенции,
ссылаясь на положения Устава Организации Объединенных Наций, в которых все государства-члены обязуются принимать совместные и раздельные меры в сотрудничестве с Организацией в целях достижения всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка или религии,
учитывая, что Всеобщая декларация прав человека1 провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи или национального происхождения,
отмечая, что в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации2 государства — участники Конвенции особо осуждают расовую сегрегацию и апартеид и обязуются предупреждать, запрещать и искоренять всякую практику такого характера во всех областях,
отмечая, что Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла ряд резолюций, осуждающих практику апартеида в спорте, и подтвердила свою безусловную поддержку олимпийского принципа о недопустимости какой-либо дискриминации на основе расы, религии или политической принадлежности и о том, что единственным критерием участия в спортивных мероприятиях должны быть спортивные показатели,
учитывая, что в Международной декларации против апартеида в спорте3, которая была принята Генеральной Ассамблеей 14 декабря 1977 года, торжественно подтверждается необходимость скорейшей ликвидации апартеида в спорте,
ссылаясь на положения Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него4 и, в частности, признавая, что участие в спортивных обменах с командами, отобранными на основе апартеида, прямо подстрекает и поощряет к совершению преступления апартеида, как оно определено в упомянутой Конвенции,
полные решимости принять все необходимые меры для искоренения практики апартеида в спорте и способствовать международным спортивным контактам, основанным на олимпийском принципе,
признавая, что спортивные контакты с любой страной, проводящей политику апартеида в спорте, поощряют и укрепляют апартеид в нарушение этого олимпийского принципа и тем самым вызывают законную обеспокоенность всех правительств,
стремясь осуществлять принципы, воплощенные в Международной декларации против апартеида в спорте, и обеспечить скорейшее принятие практических мер в этих целях,
будучи убежденными в том, что принятие Международной конвенции против апартеида в спорте приведет к более эффективным мерам на международном и национальном уровнях в целях ликвидации апартеида в спорте,
согласились о следующем:
Статья 1
Для целей настоящей Конвенции:
а) выражение «апартеид» означает такую систему узаконенной расовой сегрегации и дискриминации с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над другой расовой группой людей и ее систематического угнетения, которая проводится в Южной Африке, а «апартеид в спорте» означает осуществление политики и практики такой системы в спортивной деятельности как среди профессионалов, так и среди любителей;
b) выражение «национальные спортивные сооружения» означает любые спортивные сооружения, которые функционируют в рамках спортивной программы, проводимой под эгидой национального правительства;
c) выражение «олимпийский принцип» означает принцип, согласно которому не допускается никакая дискриминация на основе расы, религии или политической принадлежности;
d) выражение «спортивные контракты» означает любые контракты, заключаемые для организации и проведения любых спортивных мероприятий и выступления в них или для осуществления связанных с ними прав, включая обслуживание;
e) выражение «спортивные организации» означает любые организации, созданные для проведения спортивных мероприятий на национальном уровне, включая национальные олимпийские комитеты, национальные спортивные федерации или национальные руководящие спортивные комитеты;
f) выражение «команда» означает группу спортсменов, организованных для участия в спортивных мероприятиях для проведения соревнований с другими такими организованными группами;
g) выражение «спортсмены» означает мужчин и женщин, которые участвуют в спортивных мероприятиях индивидуально или в составе команд, а также администраторов, тренеров, инструкторов и других официальных лиц, которые выполняют важные для команды функции.
Статья 2
Государства-участники решительно осуждают апартеид и обязуются немедленно всеми соответствующими средствами проводить политику ликвидации практики апартеида в спорте во всех ее формах.
Статья 3
Государства-участники не допускают спортивных контактов со страной, практикующей апартеид, и принимают соответствующие меры для обеспечения того, чтобы их спортивные организации, команды и отдельные спортсмены не вступали в такие контакты.
Статья 4
Государства-участники принимают все возможные меры для недопущения спортивных контактов со страной, практикующей апартеид, и обеспечивают функционирование эффективного механизма для осуществления таких мер.
Статья 5
Государства-участники отказываются предоставлять финансовую или другую помощь, позволяющую их спортивным организациям, командам и отдельным спортсменам участвовать в спортивных мероприятиях в стране, проводящей политику апартеида, или с командами или отдельными спортсменами, отобранными на основе апартеида.
Статья 6
Каждое Государство-участник принимает соответствующие меры в отношении своих спортивных организаций, команд и отдельных спортсменов, которые участвуют в спортивных мероприятиях в стране, практикующей апартеид, или с командами, представляющими страну, практикующую апартеид. Такие меры, в частности, включают:
а) отказ предоставлять финансовую или другую помощь в каких бы то ни было целях таким спортивным организациям, командам или отдельным спортсменам;
b) ограничение доступа к национальным спортивным сооружениям таким спортивным организациям, командам или отдельным спортсменам;
с) невыполнение всех спортивных контрактов, которые предусматривают проведение спортивных мероприятий в стране, практикующей апартеид, или с командами или отдельными спортсменами, отобранными на основе апартеида;
d) отказ оказывать национальные спортивные почести или вручать спортивные награды таким командам или отдельным спортсменам и лишение их этих почестей и наград;
e) отказ проводить официальные приемы в честь таких команд или спортсменов.
Статья 7
Государства-участники отказываются выдавать визы и/или разрешать въезд представителям спортивных организаций, командам и отдельным спортсменам, представляющим страну, практикующую апартеид.
Статья 8
Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения исключения страны, практикующей апартеид, из международных и региональных спортивных организаций.
Статья 9
Государства-участники принимают все надлежащие меры для недопущения того, чтобы международные спортивные организации налагали финансовые штрафы или иные меры взыскания на входящие в их состав организации, которые в соответствии с резолюциями Организации Объединенных Наций, положениями настоящей Конвенции и духом олимпийского принципа отказываются участвовать в спортивных мероприятиях со страной, практикующей апартеид.
Статья 10
1. Государства-участники прилагают максимальные усилия для обеспечения универсального соблюдения олимпийского принципа недискриминации и положений настоящей Конвенции.
2. В этих целях Государства-участники запрещают въезд в свои страны членам команд и отдельным спортсменам, которые участвуют или участвовали в спортивных соревнованиях в Южной Африке, и запрещают въезд в свои страны представителям спортивных организаций, членам команд и отдельным спортсменам, которые по своей собственной инициативе приглашают спортивные организации, команды и спортсменов, официально представляющих страну, практикующую апартеид, и участвующих в соревнованиях под ее флагом. Государства-участники могут также запретить въезд в страну представителям спортивных организаций, членам команд или отдельным спортсменам, которые поддерживают спортивные контакты со спортивными организациями, командами или спортсменами, представляющими страну, практикующую апартеид, и участвующими в соревнованиях под ее флагом. Запрещение въезда не должно нарушать положений соответствующих спортивных федераций, которые выступают за ликвидацию апартеида в спорте, и применяется только в отношении участия в спортивных мероприятиях.
3. Государства-участники рекомендуют своим национальным представителям в международных спортивных федерациях принимать все возможные и практические меры в целях недопущения участия спортивных организаций, команд и спортсменов, о которых говорится в пункте 2, выше, в международных спортивных соревнованиях, и, через своих представителей в международных спортивных организациях, принимают все возможные меры для того, чтобы:
а) обеспечить исключение Южной Африки из всех федераций, в которых она все еще состоит членом, а также не допускать восстановления членства Южной Африки в любой федерации, из которой она была исключена; и
b) в случае, если какие-либо национальные федерации допускают спортивные обмены со страной, практикующей апартеид, принимать санкции против таких национальных федераций, включающие, когда необходимо, исключение из соответствующих международных спортивных организаций и недопущение участия их представителей в международных спортивных соревнованиях.
4. В случаях грубых нарушений положений настоящей Конвенции Государства-участники принимают по своему усмотрению соответствующие меры, включая, когда необходимо, меры, направленные на исключение ответственных национальных спортивных руководящих организаций, национальных спортивных федераций или спортсменов соответствующих стран из международных спортивных соревнований.
5. Положения настоящей статьи, конкретно касающиеся Южной Африки, прекратят свое действие, когда в этой стране будет ликвидирована система апартеида.
Статья 11
1. Учреждается Комиссия против апартеида в спорте (именуемая далее «Комиссия») в составе пятнадцати членов, обладающих высокими моральными качествами и приверженных делу борьбы против апартеида, причем особое внимание уделяется участию лиц, имеющих опыт в области спортивной администрации, избранных Государствами-участниками из числа своих граждан, с учетом наиболее справедливого географического распределения и представительства основных правовых систем.
2. Члены Комиссии избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых Государствами-участниками. Каждое Государство-участник может выдвинуть одну кандидатуру из числа своих граждан.
3. Первоначальные выборы проводятся через шесть месяцев с даты вступления в силу настоящей Конвенции. По крайней мере за три месяца до даты очередных выборов Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций направляет Государствам-участникам письма с предложением представить их кандидатуры в двухмесячный срок. Генеральный секретарь готовит список, в который в алфавитном порядке вносятся все выдвинутые таким образом лица с указанием Государств-участников, которые их выдвинули, и представляет этот список Государствам-участникам.
4. Выборы членов Комиссии проводятся на совещаниях Государств-участников, созываемых Генеральным секретарем в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. На этих совещаниях, кворум которых составляют две трети Государств-участников, избранными в Комиссию лицами являются кандидаты, получившие наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов присутствующих и участвующих в голосовании представителей Государств-участников.
5. Члены Комиссии избираются сроком на четыре года. Однако срок полномочий девяти членов, избранных на первых выборах, истекает в конце двухлетнего периода; сразу же после первых выборов имена этих девяти членов определяются по жребию Председателем Комиссии.
6. Для заполнения непредвиденных вакансий Государство-участник, гражданин которого перестает исполнять обязанности члена Комиссии, назначает другое лицо из числа своих граждан при условии утверждения Комиссией.
7. Государства-участники берут на себя покрытие расходов членов Комиссии в период выполнения ими обязанностей в Комиссии.
Статья 12
1. Государства-участники обязуются представлять Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для рассмотрения Комиссией доклад о законодательных, юридических, административных или прочих мерах, принятых ими в целях осуществления положений настоящей Конвенции в течение одного года с даты вступления ее в силу и затем каждые два года. Комиссия может запрашивать у Государств-участников дополнительную информацию.
2. Комиссия ежегодно сообщает Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций через Генерального секретаря о своей деятельности и может делать предложения и рекомендации общего характера на основе рассмотрения докладов и информации, полученных от Государств-участников. Такие предложения и рекомендации сообщаются Генеральной Ассамблее вместе с замечаниями, если таковые имеются, соответствующих Государств-участников.
3. Комиссия рассматривает, в частности, осуществление положений статьи 10 настоящей Конвенции и выносит рекомендации относительно принятия мер.
4. По просьбе большинства Государств-участников Генеральным секретарем созывается совещание Государств-участников для рассмотрения дальнейших мер в отношении осуществления положений статьи 10 настоящей Конвенции. В случае грубых нарушений положений настоящей Конвенции Генеральным секретарем созывается совещание Государств-участников по просьбе Комиссии.
Статья 13
1. Любое Государство-участник может в любое время заявить, что оно признает компетенцию Комиссии получать и рассматривать жалобы о нарушениях положений настоящей Конвенции, представленные Государствами-участниками, которые также сделали такое заявление. Комиссия может выносить решение о соответствующих мерах, которые должны быть приняты в отношении нарушений.
2. Государства-участники, на которых подана жалоба в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, имеют право направить представителя для участия в прениях Комиссии.
Статья 14
1. Комиссия заседает не менее одного раза в год.
2. Комиссия принимает свои правила процедуры.
3. Секретариатское обслуживание Комиссии обеспечивается Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций.
4. Заседания Комиссии проводятся, как правило, в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций.
5. Генеральный секретарь созывает первое заседание Комиссии.
Статья 15
Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций является депозитарием настоящей Конвенции.
Статья 16
1. Настоящая Конвенция открыта для подписания в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций всеми государствами до вступления ее в силу.
2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации, принятию или утверждению государствами, подписавшими Конвенцию.
Статья 17
Настоящая Конвенция открыта для присоединения к ней всех государств.
Статья 18
1. Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцать седьмого документа о ратификации, принятии, утверждении или присоединении.
2. Для каждого государства, которое ратифицирует, принимает или утверждает настоящую Конвенцию или присоединяется к ней после ее вступления в силу, Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение соответствующего документа.
Статья 19
Любой спор между Государствами-участниками в отношении толкования, применения или выполнения настоящей Конвенции, который не может быть урегулирован путем переговоров, передается по просьбе и взаимному согласию государств-сторон в этом споре в Международный Суд, за исключением случаев, когда стороны в споре договорились об ином способе его урегулирования.
Статья 20
1. Любое Государство-участник может предложить поправку или изменение к настоящей Конвенции и представить их депозитарию. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций затем препровождает предложенную поправку или изменение Государствам-участникам с просьбой сообщить ему, высказываются ли они за созыв конференции Государств-участников с целью рассмотрения этих предложений и проведения по ним голосования. Если по крайней мере одна треть Государств-участников выскажется за такую конференцию, Генеральный секретарь созывает конференцию под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка или изменение, принятые большинством Государств-участников, присутствующих и участвующих в голосовании на этой конференции, представляется Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций на утверждение.
2. Поправки или изменения вступают в силу по утверждении их Генеральной Ассамблеей и принятии их большинством в две трети Государств-участников согласно их соответствующим конституционным процедурам.
3. Когда поправки или изменения вступают в силу, они становятся обязательными для тех Государств-участников, которые их приняли, а для других Государств-участников остаются обязательными положения настоящей Конвенции и любые предшествующие поправки или изменения, которые были ими приняты.
Статья 21
Государство-участник может выйти из настоящей Конвенции путем письменного уведомления депозитария. Такой выход вступает в силу через один год со дня получения этого уведомления депозитарием.
Статья 22
Настоящая Конвенция составлена на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках, причем все тексты являются равно аутентичными.
1Резолюция 217A (III)
2Резолюция 2106 A (XX), приложение
3Резолюция 32/105 M, приложение
4Резолюция 3068 (XXVIII), приложение
Политика Израиля составляет преступление апартеида и преступление преследования
(Иерусалим) – Израильские власти совершают преступление апартеида и преступление преследования, которые относятся к преступлениям против человечности, заявила Human Rights Watch в новом докладе. В основе такого вывода лежат всеобъемлющая политика правительства, направленная на сохранение господства израильтян-евреев над палестинцами, и грубые нарушения прав палестинцев на оккупированных территориях, в том числе в Восточном Иерусалиме.
213-страничный доклад «Порог перейден. Власти Израиля и преступления апартеида и преследования» посвящен анализу отношения к палестинцам со стороны Государства Израиль. В нем обрисована сегодняшняя реальность, в которой единственная власть – израильское правительство – фактически управляет территорией между рекой Иордан и средиземноморским побережьем, населенной двумя группами примерно одной численности, при этом методично ставя в привилегированное положение израильтян-евреев и угнетая палестинцев, особенно жестко – на оккупированных территориях.
«Авторитетные акторы годами предупреждали о рисках скатиться к апартеиду в случае сохранения прежней траектории в отношении Израиля к палестинцам, — говорит Кеннет Рот, исполнительный директор Human Rights Watch. – Наше последнее детальное исследование показывает, что власти Израиля уже перешли эту грань и сегодня совершаются такие преступления против человечности, как преступление апартеида и преступление преследования».
Вывод о преступлениях против человечности не затрагивает ни правового статуса оккупированных территорий, в состав которых входят Западный берег реки Иордан, включая Восточный Иерусалим, и сектор Газа, ни самого факта оккупации.
Понятие «апартеид» изначально возникло в контексте ситуации в ЮАР, но сегодня оно стало универсальным термином международного права. Запрет крайних форм институциональной дискриминации и угнетения, что, собственно, под этим и понимается, превратился в один из базовых принципов. В Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. и в Римском статуте Международного уголовного суда апартеид квалифицируется как преступление против человечности и определяется как совокупность трех основных элементов:
- совершение с целью сохранения господства одной расовой группы над другой расовой группой;
- совершение в контексте систематического угнетения одной расовой группой другой расовой группы;
- бесчеловечные действия.
Понятие «расовая дискриминация» сегодня трактуется как относящееся не только к представителям определенной расы, но и применительно к дискриминации по признаку родового, национального или этнического происхождения, как это определяется в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Human Rights Watch руководствуется именно последним, широким, толкованием.
Преступление преследования определяется в Римском статуте и международном обычном праве как серьезное лишение основных прав в рамках дискриминации по признаку принадлежности к какой-либо расовой или этнической группе или общности.
Нами установлено, что на оккупированных территориях присутствуют все элементы этих преступлений, причем это происходит в рамках единой политики израильского правительства. Эта политика заключается в том, чтобы сохранить господство израильтян-евреев над палестинцами на всей территории страны и на оккупированных территориях. В последнем случае на такую политику накладываются систематическое угнетение и бесчеловечные действия в отношении живущих там палестинцев.
Основываясь на многолетнем мониторинге ситуации с правами человека, на изучении конкретных кейсов и на обработке документов государственного планирования, официальных заявлений и других источников, Human Rights Watch сравнила политику и практику в отношении палестинцев на оккупированных территориях и в самом Израиле с политикой и практикой в отношении еврейского населения в тех же районах. В июле 2020 г. мы направляли израильским властям письмо с предложением представить их видение ситуации, однако до сих пор ответа не получили.
И в самом Израиле, и на оккупированных территориях власти стремятся в первую очередь обеспечивать землей еврейские общины, загоняя большинство палестинцев в места компактного проживания с высокой плотностью населения. Введена политика нейтрализации, как это официально именуется, демографической «угрозы» со стороны палестинцев. Например, в Иерусалиме, государственный план развития города, включая его западную и оккупированную восточную части, исходит из необходимости «уверенного сохранения еврейского большинства» и даже приводит желательные демографические пропорции.
В стремлении сохранить свое господствующее положение израильские власти систематически дискриминируют палестинцев. Институциональная дискриминация израильтян-палестинцев включает законы, позволяющие сотням небольших еврейских муниципалитетов фактически отсекать палестинцев от местного сообщества, а также бюджеты, в которых на палестинские школы выделяется лишь малая часть средств по сравнению с финансированием школ, где учатся дети израильтян-евреев. Что касается оккупированных территорий, то интенсивность репрессий, включая введение драконовской военной администрации для палестинцев при обеспечении проживающим отдельно на той же территории израильтянам-евреям всего объема прав по образцовому гражданскому кодексу Израиля, достигает уровня «систематического угнетения» как одного из признаков апартеида.
Со стороны властей Израиля имел место целый ряд нарушений прав палестинцев. Многие из этих нарушений на оккупированных территориях относятся к серьезным посягательствам на основополагающие права и «бесчеловечным действиям», которые также являются одним из признаков апартеида, а именно: ковровые ограничения свободы передвижения в форме закрытия границ сектора Газа и введения пропускного режима; конфискация свыше трети земель на Западном берегу, сопровождавшаяся принудительным выселением тысяч палестинцев; отказ сотням тысяч палестинцев и их родственников в жилищных правах; приостановление базовых гражданских прав для миллионов палестинцев.
Многие из нарушений, лежащих в основе этих преступлений, не могут быть оправданы интересами безопасности. К ним относятся, в частности, практически полный запрет на выдачу палестинцам разрешений на строительство и снос тысяч домов под предлогом отсутствия такого разрешения. В других случаях интересами безопасности прикрываются демографические цели, как в ситуации с фактическим замораживанием израильскими властями регистрации жителей на оккупированных территориях. Последнее почти полностью блокирует воссоединение семей живущих там палестинцев и лишает жителей сектора Газа возможности попасть на Западный берег. Даже если безопасность действительно в той или иной степени лежит в основе тех или иных решений, это не оправдывает апартеид и преследования, как не могло бы оправдать применение пыток или избыточной силы, отмечает Human Rights Watch.
«Лишение миллионов палестинцев их основополагающих прав без каких-либо законных оснований с точки зрения безопасности и исключительно по причине того, что они не являются евреями, это не просто вопрос злоупотреблений со стороны оккупационных властей, – говорит Кеннет Рот. – Политика, которая обеспечивает израильтянам-евреям одинаковые права и привилегии вне зависимости от места жительства и, с другой стороны, вне зависимости от места жительства так или иначе дискриминирует палестинцев, это политика наделения привилегиями одних людей за счет других».
Заявления и действия властей Израиля в последние годы, включая принятие в 2018 г. конституционного закона, провозглашающего Израиль «национальным государством еврейского народа», и растущий корпус законодательных актов, все в большей степени ставящих в привилегированное положение еврейских поселенцев на Западном берегу и не распространяющихся на живущих там же палестинцев, а также массированная экспансия поселений и инфраструктуры, связывающей их с Израилем, не оставляют сомнений в намерении сохранить господство израильтян-евреев. В будущем кто-то из лидеров Израиля, возможно, достигнет с палестинцами некоей договоренности, в рамках которой дискриминационная система будет демонтирована, но сегодняшняя реальность именно такова.
Власти Израиля должны демонтировать все механизмы угнетения и дискриминации, которые ставят израильтян-евреев в привилегированное положение по отношению к палестинцам, в том числе в части свободы передвижения, доступа к земле и ресурсам, воде, электричеству и другим услугам, а также в вопросах выдачи разрешений на строительство.
Главному прокурору МУС следует обеспечить расследование и уголовное преследование в отношении лиц, в отношении которых имеются заслуживающие доверия указания на причастность к преступлению апартеида и преступлению преследования. Отдельные государства должны возбуждать такое производство в рамках своих национальных судебных систем на основе принципа универсальной юрисдикции и вводить в отношении должностных лиц, ответственных за совершение этих преступлений, индивидуальные санкции, включающие запрет на въезд и замораживание активов.
Вывод о совершении Израилем преступлений против человечности должен подтолкнуть международное сообщество к переоценке отношений с Израилем и Палестиной и к принятию подхода, который основывался бы на правах человека и ответственности, а не ограничивался бы буксующим «мирным процессом». Необходимо создание в рамках ООН комиссию по расследованию систематической дискриминации и угнетения в Израиле и Палестине и назначить спецпосланника по преступлению апартеида и преступлению преследования, мандат которого предусматривал бы мобилизацию действий международного сообщества в интересах прекращения таких преступлений во всем мире.
Государства должны увязать продажи Израилю оружия и оказание ему военной помощи и помощи в области безопасности с принятием властями конкретных и проверяемых мер по прекращению совершения этих преступлений. Необходимо проверять соглашения, механизмы сотрудничества и все виды торговли и контактов с Израилем на предмет их прямого вклада в совершение таких преступлений, смягчать негативные последствия для прав человека, а в случаях, где такое смягчение невозможно, прекращать деятельность и финансирование, в отношении которых будет установлено, что они способствуют совершению этих тяжких преступлений.
«Пока значительная часть мира воспринимает полувековую израильскую оккупацию как временную ситуацию, которая вот-вот будет урегулирована в рамках ‘мирного процесса’, угнетение палестинцев достигло такого уровня и устойчивого характера, что есть основания заявлять о преступлении апартеида и преступлении преследования, — говорит Кеннет Рот. – Те кто стремятся к достижению в перспективе мирного урегулирования, будь то в формате одного государства, двух государств или конфедерации, должны трезво оценить реальную ситуацию сегодня и задействовать правозащитный инструментарий для ее исправления».
Ответы Хьюман Райтс Вотч: размышления об апартеиде и преследованиях в международном праве
Нажмите, чтобы развернуть изображение
Палестинский мальчик бежит возле израильского разделительного барьера в городе Калькилия на оккупированном Израилем Западном берегу. Барьер полностью окружает город, в котором проживает более 55 000 палестинцев.
© 2018 AFP/Getty Images
Мы благодарны за активное обсуждение, вызванное EJIL Talk на этой неделе! симпозиума, на котором был рассмотрен ряд правовых вопросов, вытекающих из нашего доклада «Порог перейден: израильские власти и преступления апартеида и преследований». Отчет привлек значительное внимание средств массовой информации и вызвал множество полезных дискуссий с момента его публикации в конце апреля. Но этот форум дает нам первую возможность внести свой вклад в предметную дискуссию, сосредоточив внимание прежде всего на последствиях нашего доклада для более широкого международно-правового дискурса.
Материалы за прошедшую неделю привлекли внимание к нескольким ключевым темам, которые мы рассмотрим здесь. Мы надеемся на активный обмен мнениями по этим и другим вопросам в ближайшие дни и месяцы, в том числе:
- Общепринятые и общепринятые определения апартеида, преступления против человечности, включая определение «расовой группы»; и влияние международного права прав человека, особенно Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (МКЛРД), на такие определения;
- Различие между использованием термина «апартеид» в качестве международно-правового термина и в качестве исторической или сравнительной концепции и правомерность сравнения с Южной Африкой 1970-х годов;
- Правомерность защиты «разумности» апартеида; и
- Временной и географический охват применения преступления в контексте Израиля и Палестины.
Прежде чем приступить к делу, несколько слов о мандате Хьюман Райтс Вотч, поскольку ряд вопросов, поднятых авторами, касается нашей методологии и того, как мы проводим исследования и правозащитную деятельность.
Хьюман Райтс Вотч работает почти в 100 странах мира. Наша работа включает в себя документирование фактов и применение закона для разоблачения злоупотреблений и стремления к переменам, в том числе в ситуациях, когда государственные должностные лица достоверно замешаны в серьезных международных преступлениях. Наш мандат основан на международном праве, главным образом на международном праве прав человека, международном гуманитарном праве и международном праве беженцев, а также на международном уголовном праве.
Наш подробный анализ фактов на местах привел нас к выводу, например, в 2020 году, что власти Мьянмы совершали преступления против человечности в виде апартеида и преследований, среди прочего, этнических рохинджа в штате Ракхайн. А в апреле 2021 года мы обнаружили, что китайские правительственные чиновники совершают преступления против человечности, включая преследование уйгуров и других тюркских мусульман в Синьцзяне. Этот же подход лежал в основе нашей работы над ответственностью израильских должностных лиц за преступления против человечности апартеида и преследований.
- Определение апартеида как универсального юридического термина в договорах и обычаях
Хьюман Райтс Вотч основывала свои выводы на определении преступления против человечности апартеида в международном уголовном праве.
Нажмите, чтобы развернуть изображение
Два международных договора, Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (Конвенция об апартеиде) и Римский статут Международного уголовного суда (Римский статут), определяют апартеид как преступление против человечности. Конвенция об апартеиде определяет преступление против человечности апартеида в статье II как «бесчеловечные действия, совершаемые с целью установления и поддержания господства одной расовой группы лиц над любой другой расовой группой лиц и систематического их угнетения». Римский статут определяет апартеид в пункте 2(h) статьи 7 как «бесчеловечные действия… совершенные в контексте институционализированного режима систематического угнетения и господства одной расовой группы над любой другой расовой группой или группами и совершаемые с намерением поддержания этого режима».
Государство Палестина присоединилось к этим договорам в 2014 и 2015 годах соответственно и признало (посредством заявления в соответствии со статьей 12(3) Римского статута) юрисдикцию МУС с 13 июня 2014 года. В феврале 2021 года Палата предварительного производства I подтвердила юрисдикцию суда в отношении военных преступлений и преступлений против человечности, совершенных на оккупированной палестинской территории. (ОПТ). Присоединение Государства Палестина как к Конвенции об апартеиде, так и к Римскому статуту не только дает договорную правовую основу для применения соответствующих преступлений на территории, но также предоставляет средства правовой защиты в виде возможного судебного преследования в международном суде в свете продолжающееся расследование прокурором МУС.
Хьюман Райтс Вотч установила, что определения преступления апартеида, содержащиеся как в Конвенции об апартеиде, так и в Римском статуте, в контексте действий израильских официальных лиц соблюдались. Несмотря на то, что между определениями, изложенными в нашем отчете, есть различия, они во многом пересекаются. Чтобы объяснить преступление в терминах, понятных широкой публике, и организовать анализ, мы разделили преступление апартеида на три основных элемента: (1) намерение одной расовой группы доминировать над другой; (2) систематическое угнетение доминирующей группой маргинализованной группы; и (3) бесчеловечные действия. Джошуа Керн оспаривает это резюме как «определение Хьюман Райтс Вотч», но наши выводы применимы к обоим определениям договора и основаны на них.
Альтернативным источником договоров в международном праве является обычай. Израиль не ратифицировал ни Римский статут, ни Конвенцию об апартеиде. Анализ Керна бросает вызов статусу преступления апартеида согласно обычному международному праву.
Хотя споры об обычном статусе преступления апартеида против человечности действительно ведутся, запрет апартеида в соответствии с международным публичным правом и международным правом в области прав человека приобрел обычный статус. Более того, Комиссия международного права (КМП) признала запрет апартеида, как и запрет расовой дискриминации, императивной нормой международного публичного права. Кроме того, как отмечает сам Керн, «почти всеобщая ратификация» МКЛРД оставляет запрет «вне сомнений» в международном праве прав человека.
Однако термин апартеид в МКЛРД еще не получил четкого определения. Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) недавно подтвердил приемлемость межгосударственного сообщения Государства Палестина против Израиля. Первоначальная жалоба Палестины от 2018 года включает, среди прочего, предполагаемые нарушения статьи 3 МКЛРД, которая касается расовой дискриминации и апартеида. Вскоре специальная согласительная комиссия рассмотрит существо своих претензий, включая ответственность государства Израиля за международно-противоправные деяния в соответствии с конвенцией. Это может быть возможностью определить значение апартеида в рамках МКЛРД.
Но в отчете Хьюман Райтс Вотч не было необходимости обращаться к обычному международному праву, где мы использовали апартеид в соответствии с его определением в международном уголовном праве, изложенным в договорах, ратифицированных Государством Палестина.
Карола Лингаас сосредоточила свое выступление на определении «расовой группы». Она согласна с Хьюман Райтс Вотч в том, что более широкое определение расы, не ограничивающееся генетикой или цветом кожи, должно определять наш подход к определению расовой группы, и что развивающееся определение «национальной, этнической, расовой или религиозной группы» в юриспруденции в отношении преступления геноцида, имеет отношение к преступлению против человечности апартеида. Керн, однако, утверждает, что аргументация Хьюман Райтс Вотч «расходится с подходом, принятым специальными международными уголовными трибуналами». На самом деле мы признали, что эти трибуналы оценивали групповую идентичность на основе контекста и построения местными субъектами, в отличие от более узких подходов, сосредоточенных на наследственных физических чертах. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии, например, состоявшийся в Jelisic , что определение «расовой группы сегодня с использованием объективных и безупречных с научной точки зрения критериев было бы рискованным занятием».
Лингаас заключает, что, поскольку «характеристики, отличающие палестинцев от израильтян-евреев, определяются и определяются самими агрессорами… элемент «расовой группы» в преступлении апартеида против человечности, вероятно, реализован».
Однако она не согласна с тем, что международное право прав человека (и, в частности, МКЛРД) следует использовать для толкования определения международного преступления.
Мы считаем, что, особенно с учетом отсутствия прецедентного права в отношении преступления апартеида, опыт и комментарии КЛРД служат ценным ресурсом для понимания расы и расовой дискриминации, что позволит дать определение «расовой группе». ” В своем последнем обзоре истории Израиля в декабре 2019 года Комитет обнаружил условия, которые «поднимают [] вопросы» в соответствии со статьей 3 МКЛРД, которая охватывает как расовую сегрегацию, так и апартеид, и призвал власти «искоренить все формы сегрегации между еврейских и нееврейских общин и любой подобной политики или практики, которые серьезно и несоразмерно затрагивают палестинское население в самом Израиле и на оккупированной палестинской территории». Поскольку КЛРД проделал большую часть работы по нынешнему международно-правовому пониманию расовой дискриминации, концепции, лежащей в основе преступлений как апартеида, так и преследований, его подход предлагает ценные рекомендации прокурорам и уголовным судам, которые, конечно же, будут толковать и применять право в соответствии с принципами международного уголовного права, включая nullumcrimen sine lege.
Статья Конторовича повторяет ошибочную критику того, что Хьюман Райтс Вотч фактически называет Израиль «государством апартеида». Мы не используем термин «государство апартеида» — в отношении Израиля или Мьянмы — потому что он не имеет значения в соответствии с международным правом. Международные преступления, включая апартеид, совершаются лицами, которые должны нести ответственность. По Римскому статуту апартеид, как и все преступления против человечности, является преступлением государственной политики, поскольку он требует «неоднократного совершения действий (…) против любого гражданского населения в соответствии с государственной или организационной политикой или в ее поддержку» (статья 7, пункт 2а). Но термин «государство апартеида» не имеет значения в международном уголовном праве, как и, например, термин «государство геноцида» или «государство пыток». В докладе ставится задача оценить, можно ли считать конкретную политику и действия государственных чиновников конкретными преступлениями против человечности — апартеид и преследование, — а не судить о характере всего государства.
На этом симпозиуме не рассматривается другой ключевой вывод Хьюман Райтс Вотч, сделанный в «Порог перейден», о том, что израильские власти совершают преступление против человечности, заключающееся в преследовании. Преследование является отдельным преступлением против человечности, восходящим по крайней мере к 1940-м годам и изложенным в Римском статуте, где оно определяется как «преднамеренное и серьезное лишение основных прав, противоречащее международному праву, по причине идентичности группы или коллективность». Оно тесно связано с преступлением апартеида, и для юридических дискуссий важно учитывать оба преступления.
- Достоверность исторического опыта Южной Африки как основа для юридического толкования
Керн и Конторович предполагают, что современное юридическое определение преступления апартеида требует детального сравнения с Южной Африкой 1970-х годов. Но такое прочтение было бы ошибочным. Ссылки на апартеид как на глобальное универсальное преступление против человечества относятся к 1960-м годам. Оба автора основывают свои утверждения на Конвенции об апартеиде 1973 года и, в частности, на ее заявлении в статье II о том, что преступление «должно быть0045 включает аналогичных политик и практик расовой сегрегации и дискриминации, которые практикуются в Южной Африке», включая Намибию, Зимбабве и управляемые португальцами Анголу и Мозамбик. Тем не менее, Конвенция об апартеиде ясно дает понять в статье II, что она «должна применять » к длинному списку конкретных политик и практик. Хьюман Райтс Вотч основывала свой анализ на этом систематизированном списке, а не на исторических сравнениях. И, что особенно важно, Римский статут 1998 года, составленный после ликвидации апартеида в Южной Африке, определяет апартеид как отдельное преступление против человечности и исключает из его определения любую ссылку на Южную Африку.
Все международные преступления имеют собственное происхождение; многие в договорах, составленных с учетом конкретных исторических ситуаций. Но толкование и применение этих преступлений и их определений не требует и не может требовать прямого сопоставления с исторической ситуацией. Преступление против человечности в виде апартеида имеет свои исторические корни в событиях на юге Африки несколько десятилетий назад, но сегодня суды, толкуя его, в первую очередь полагаются на язык самих определений. Требование подробного исторического сравнения сделало бы этот термин исторической реликвией, а уголовное преследование за преступление было бы невозможным, что подорвало бы саму цель его включения в Римский статут.
Конторович поднимает ряд различий между Южной Африкой в 1970-х годах и Израилем и Палестиной сегодня, включая роль палестинских властей в ОПТ. В то время как Палестинская администрация и ХАМАС выполняют функции местного самоуправления в некоторых частях ОПТ, израильское правительство осуществляет эффективный и первичный контроль, как указано в отчете. Апартеид — это преступление, при котором одна группа людей доминирует над другой, независимо от того, обладает ли господствующая группа формальным суверенитетом в этих областях. Независимо от того, кто несет ответственность за прорывы или тупики в переговорах, израильские власти несут ответственность за защиту прав палестинцев, проживающих в районах, находящихся под контролем израильских властей.
- Разумность как защита
Керн также утверждает, что элемент «угнетения» в определении апартеида должен основываться на концепции «разумности», которая оправдывала бы различное отношение к группам.
Верно, что при рассмотрении вопроса о том, когда различное обращение равнозначно дискриминации, следует учитывать контекст и обоснование. Но «разумность» редко, если вообще когда-либо, должна быть защитой, которая отрицает или оправдывает преступления против человечности, особенно апартеида и преследований по расовому признаку. Запрет на расовую дискриминацию является одним из самых строгих в международном праве, и действия, составляющие его крайнюю форму, не должны считаться приемлемыми или извинительными по политическим соображениям. Европейский суд по правам человека вынес свое знаменательное решение в 2009 г.дело, Sejdic and Finci, , что конституция Боснии и Герцеговины, которая была принята в результате договора о прекращении гражданской войны, нарушила международное право в области прав человека, поскольку ее соглашения о разделении власти равносильны неоправданной дискриминации евреев и рома, даже в условиях мирного урегулирования.
Израильские власти сталкиваются с законными проблемами безопасности в Израиле и на ОПТ. Однако ограничения, которые не направлены на то, чтобы сбалансировать права человека, такие как свобода передвижения, с законными соображениями безопасности, например, путем проведения индивидуальных оценок безопасности, а не запрета всему населению Газы на выезд, за редкими исключениями, выходят далеко за рамки того, что предусмотрено международным правом. разрешает. Но даже если безопасность является частью мотивации конкретной политики, это не дает Израилю права на массовое нарушение прав человека.
Некоторые политики, такие как Закон о гражданстве и въезде в Израиль и замораживание Реестра населения OPT, используют безопасность в качестве предлога в первую очередь для достижения демографических целей. А многие нарушения, в том числе категорические отказы в выдаче разрешений на строительство, массовые аннулирования или ограничения вида на жительство, а также крупномасштабная конфискация земли, не имеют законных оснований для обеспечения безопасности. Законные соображения безопасности могут присутствовать среди мотивов политики, равнозначной апартеиду, точно так же, как они могут присутствовать в мотивах политики, санкционирующей пытки или применение чрезмерной силы
- Исторический и временной охват отчета Хьюман Райтс Вотч
Нура Эракат помещает отчет Хьюман Райтс Вотч в более широкий контекст многолетних исследований, в основном палестинцев, по проблеме апартеида. Эракат предполагает, что мы установили, что израильские власти только недавно начали совершать преступление апартеида. Мы не определяем, какие преступления были совершены в прошлом или когда был перейден порог. В этом отчете, как и во всех других наших исследованиях по всему миру, факты в том виде, в каком мы их исследовали, применяются к соответствующему международному праву на момент публикации. В отчете задокументировано множество давних злоупотреблений.
Недавние юридические и фактические изменения, тем не менее, имели решающее значение для наших выводов. С юридической точки зрения ратификация Государством Палестина двух договоров была важным шагом. Мы внимательно изучили заявления и действия израильских властей в последние годы, в том числе продолжающееся расширение поселений только для израильтян на Западном берегу; принятие Закона о еврейском национальном государстве; и заявления широкого круга израильских политиков о намерении официально аннексировать дополнительные части Западного берега, что сохранит господство израильтян-евреев над палестинцами в обозримом будущем, если не навсегда.
Рания Мухареб также поднимает важные вопросы относительно географического охвата наших находок. В нашем отчете оценивается израильское правление в районах, где Израиль осуществляет контроль, и мы обнаружили апартеид и преследования, основанные на всеобъемлющей политике израильского правительства, направленной на сохранение господства израильтян-евреев над палестинцами, и серьезных злоупотреблениях, совершаемых в отношении палестинцев, проживающих на ОПТ, включая Восточный Иерусалим. Мы обнаружили, что все три элемента преступления апартеида объединяются на ОПТ в соответствии с единой политикой израильского правительства. Эта политика заключается в поддержании господства израильтян-евреев над палестинцами от реки Иордан до Средиземного моря. На ОПТ это намерение сочеталось с систематическим притеснением и бесчеловечными актами, совершаемыми в отношении проживающих там палестинцев.
В рамках этого анализа Хьюман Райтс Вотч оценила дискриминационное обращение с палестинскими гражданами Израиля, а также законы и политику, препятствующие палестинцам, которые бежали или были вынуждены покинуть свои дома, и их потомкам вернуться в свои дома в Израиле и OPT, позволяя при этом еврейским гражданам других стран, которые никогда не были в Израиле, переехать туда или в поселения на Западном берегу и автоматически получить гражданство. Эти политика и практика отражают намерение доминировать, что является одним из элементов преступления.
Наши выводы, в частности акцент на систематическом притеснении и бесчеловечных действиях на ОПТ, не исключают других анализов, которые могли бы оценить другую политику или практику Израиля или использовать более широкий или более узкий подход к тому, когда нарушения соответствуют установленному законом порогу преступления. . Наш анализ также не следует сопоставлять с теми, кто использует термин «апартеид» как сравнительный или описательный, а не юридический термин. Действительно, другие группы, оценивая эти вопросы независимо и отдельно в соответствии со своими полномочиями и опытом, пришли к выводам, которые по некоторым пунктам отличаются от Хьюман Райтс Вотч.
Приведут ли выводы нашего отчета к устойчивым изменениям для жертв этих злоупотреблений, в конечном счете, самый важный тест нашего анализа. Эракат утверждает в своей статье, что, хотя выводы, подобные тем, что приведены в нашем отчете, могут привлечь внимание академических кругов или внешних наблюдателей, «именно ситуация на местах и потенциал палестинского повествования о своей собственной ситуации в конечном итоге заставят изменить парадигму. ». Эракат указывает на структурное ограничение мандата Хьюман Райтс Вотч, которое сосредоточено на беспристрастном применении фактов к закону и не касается концепций, не основанных на международном праве, включая поселенческий колониализм или сионизм как идеологию. Хотя отчет основан на более ранней основополагающей работе, его отличает исключительное внимание к задокументированным нами фактам и применимому законодательству, и мы надеемся, что это будет способствовать растущему признанию того, что эти преступления были совершены и что виновные лица должны быть привлечены к ответственности. .
Мухареб также подчеркивает важность прекращения тенденции международного сообщества сосредотачиваться на динамике в конкретных географических районах — «фрагментации» — и игнорировать реальность дискриминационного правления Израиля над всеми палестинцами. Хьюман Райтс Вотч воодушевлена тем, что новая постоянная комиссия по расследованию, созданная Советом ООН по правам человека, в стремлении устранить коренные причины нарушений планирует изучить весь ОПТ и Израиль, а не ограничиваться каким-то одним субрегионом.
Заключение
Обсуждение демонстрирует важность рассмотрения термина «апартеид» в международном уголовном праве как конкретного преступления против человечности, наряду с тесно связанным с ним преступлением против человечности преследования. Это требует правового понимания его определения и составных элементов, а также способов его применения. Даже для того, чтобы начать процесс уголовного правосудия, прокуроры, и в частности сотрудники МУС, должны сначала понять и расследовать эти преступления. Мы надеемся, что юридические дискуссии, подобные этому симпозиуму, помогут продвинуться к этой цели. Это преступления против человечности, которыми слишком долго пренебрегали.
Клайв Болдуин, старший юрисконсульт Хьюман Райтс Вотч
Эмили Макс, независимый консультант Хьюман Райтс Вотч. Она также работает научным сотрудником Женевской академии международного гуманитарного права и прав человека и экспертом-юрисконсультом Центра международного гуманитарного права Диаконии
Израильский апартеид против палестинцев: жестокая система господства и преступление против человечества
Израильские власти должны быть привлечены к ответственности за совершение преступления апартеида против палестинцев, заявила сегодня Amnesty International в новом убийственном отчете. В расследовании подробно рассказывается, как Израиль применяет систему угнетения и доминирования над палестинским народом везде, где он контролирует его права. Сюда входят палестинцы, проживающие в Израиле и на оккупированных палестинских территориях (ОПТ), а также перемещенные беженцы в других странах.
Всеобъемлющий отчет , Апартеид Израиля против палестинцев: жестокая система господства и преступления против человечества , излагает, как массовый захват палестинской земли и собственности, незаконные убийства, насильственное перемещение, радикальные ограничения на передвижение и отказ в гражданстве и гражданство палестинцев — все это компоненты системы, которая по международному праву равносильна апартеиду. Эта система поддерживается нарушениями, которые Amnesty International сочла апартеидом как преступлением против человечности, как это определено в Римском статуте и Конвенции об апартеиде.
Amnesty International призывает Международный уголовный суд (МУС) рассмотреть преступление апартеида в его текущем расследовании на ОПТ и призывает все государства осуществить универсальную юрисдикцию для привлечения к ответственности виновных в преступлениях апартеида.
Наш отчет раскрывает истинные масштабы израильского режима апартеида. Живут ли они в Газе, Восточном Иерусалиме и на остальной части Западного берега или в самом Израиле, с палестинцами обращаются как с низшей расовой группой и систематически лишают их прав. Мы обнаружили, что жестокая политика Израиля по сегрегации, лишению собственности и изоляции на всех территориях, находящихся под его контролем, явно равнозначна апартеиду. Международное сообщество обязано действовать
Аньес Калламар, Генеральный секретарь Amnesty International
«Нет никакого оправдания системе, построенной вокруг институционализированного и длительного расистского угнетения миллионов людей. Апартеиду нет места в нашем мире, и государства, которые решат делать скидку Израилю, окажутся на неправильной стороне истории. Правительства, которые продолжают поставлять Израилю оружие и укрывать его от ответственности в ООН, поддерживают систему апартеида, подрывают международный правопорядок и усугубляют страдания палестинского народа. Международное сообщество должно признать реальность израильского апартеида и искать пути к правосудию, которые остаются позорно неисследованными».
Выводы Amnesty International основаны на растущем объеме работы палестинских, израильских и международных НПО, которые все чаще применяют концепцию апартеида к ситуации в Израиле и/или на ОПТ.
Выявление апартеида
Система апартеида – это институционализированный режим угнетения и господства одной расовой группы над другой. Это серьезное нарушение прав человека, которое запрещено международным публичным правом. Обширные исследования и юридический анализ Amnesty International, проведенные в консультации с внешними экспертами, показывают, что Израиль применяет такую систему в отношении палестинцев с помощью законов, политики и практики, которые обеспечивают длительное и жестокое дискриминационное обращение с ними.
В международном уголовном праве конкретные противоправные действия, совершаемые в рамках системы угнетения и господства с намерением ее сохранения, составляют преступление против человечности апартеида. Эти действия изложены в Конвенции об апартеиде и Римском статуте , и включают незаконные убийства, пытки, насильственное перемещение и отказ в основных правах и свободах.
Amnesty International задокументировала действия, запрещенные Конвенцией об апартеиде и Римским статутом, во всех районах, контролируемых Израилем, хотя на ОПТ они происходят чаще и более жестоко, чем в Израиле. Израильские власти принимают многочисленные меры, чтобы преднамеренно лишить палестинцев их основных прав и свобод, включая драконовские ограничения передвижения на ОПТ, хроническое дискриминационное недофинансирование палестинских общин в Израиле и отказ беженцам в праве на возвращение. В отчете также задокументированы насильственное перемещение, административное задержание, пытки и незаконные убийства как в Израиле, так и на ОПТ.
Amnesty International установила, что эти акты являются частью систематического и широкомасштабного нападения, направленного против палестинского населения, и совершаются с намерением сохранить систему угнетения и господства. Поэтому они представляют собой преступление апартеида против человечества.
Незаконное убийство палестинских демонстрантов, возможно, является самой яркой иллюстрацией того, как израильские власти используют запрещенные действия для сохранения статус-кво. В 2018 году палестинцы в Газе начали проводить еженедельные акции протеста вдоль границы с Израилем, призывая к праву на возвращение беженцев и прекращению блокады. Еще до начала протестов высокопоставленные израильские чиновники предупредили, что палестинцы, приближающиеся к стене, будут расстреляны. К концу 2019 годаизраильские силы убили 214 мирных жителей, в том числе 46 детей.
В свете систематических незаконных убийств палестинцев, задокументированных в ее отчете, Amnesty International также призывает Совет Безопасности ООН ввести всеобъемлющее эмбарго на поставки оружия Израилю. Это должно охватывать все оружие и боеприпасы, а также оборудование правоохранительных органов, учитывая тысячи палестинских гражданских лиц, которые были незаконно убиты израильскими силами. Совет Безопасности должен также ввести целенаправленные санкции, такие как замораживание активов, против израильских должностных лиц, наиболее замешанных в преступлении апартеида.
Палестинцы рассматриваются как демографическая угроза
С момента своего основания в 1948 году Израиль проводил политику создания, а затем сохранения еврейского демографического большинства и максимального контроля над землей и ресурсами в интересах израильтян-евреев. В 1967 году Израиль распространил эту политику на Западный берег и сектор Газа. Сегодня все территории, контролируемые Израилем, по-прежнему управляются с целью принести пользу израильтянам-евреям в ущерб палестинцам, в то время как палестинские беженцы по-прежнему исключены.
Amnesty International признает, что евреи, как и палестинцы, заявляют о своем праве на самоопределение, и не оспаривает желание Израиля стать домом для евреев. Точно так же он не считает, что Израиль, называющий себя «еврейским государством», сам по себе указывает на намерение угнетать и доминировать.
Однако отчет Amnesty International показывает, что сменявшие друг друга израильские правительства считали палестинцев демографической угрозой и ввели меры по контролю и сокращению их присутствия и доступа к земле в Израиле и на ОПТ. Эти демографические цели хорошо иллюстрируются официальными планами «иудаизации» районов Израиля и Западного берега, включая Восточный Иерусалим, которые продолжают подвергать тысячи палестинцев риску насильственного переселения.
Угнетение без границ
Войны 1947-49 и 1967 годов, продолжающееся военное правление Израиля на ОПТ и создание отдельных правовых и административных режимов на территории разделили палестинские общины и изолировали их от израильтян-евреев. Палестинцы разобщены географически и политически и подвергаются разным уровням дискриминации в зависимости от своего статуса и места проживания.
палестинских гражданина в Израиле в настоящее время пользуются большими правами и свободами, чем их коллеги на ОПТ, в то время как жизнь палестинцев в Газе сильно отличается от жизни тех, кто живет на Западном берегу. Тем не менее, исследование Amnesty International показывает, что все палестинцы подчиняются одной и той же всеобъемлющей системе. Отношение Израиля к палестинцам во всех областях преследует одну и ту же цель: предоставить привилегии израильтянам-евреям в распределении земли и ресурсов и свести к минимуму присутствие палестинцев и доступ к земле.
Amnesty International демонстрирует, что израильские власти относятся к палестинцам как к низшей расовой группе, определяемой их нееврейским арабским статусом. Эта расовая дискриминация закреплена в законах, которые затрагивают палестинцев в Израиле и на ОПТ.
Например, палестинским гражданам Израиля отказывают в гражданстве, что устанавливает юридическое отличие от израильтян-евреев. На Западном берегу и в Газе, где Израиль контролирует регистрацию населения с 1967 года, палестинцы не имеют гражданства, и большинство из них считаются лицами без гражданства, и для проживания и работы на территориях требуются удостоверения личности израильских военных.
палестинских беженца и их потомки, которые были перемещены в ходе конфликтов 1947-49 и 1967 годов, по-прежнему лишены права вернуться в свои прежние места жительства. Исключение Израилем беженцев является вопиющим нарушением международного права, в результате чего миллионы людей оказались в вечной неопределенности вынужденного перемещения.
палестинца в аннексированном Восточном Иерусалиме получили право на постоянное проживание вместо гражданства, хотя этот статус является постоянным только на словах. С 1967 года более 14 000 палестинцев были лишены вида на жительство по усмотрению Министерства внутренних дел, что привело к их насильственному перемещению за пределы города.
Малые граждане
палестинских гражданина Израиля, которые составляют около 19% населения, сталкиваются со многими формами институционализированной дискриминации. В 2018 году дискриминация палестинцев выкристаллизовалась в конституционном законе, который впервые закрепил Израиль исключительно как «национальное государство еврейского народа». Закон также способствует строительству еврейских поселений и принижает статус арабского языка как официального.
В отчете документально показано, как палестинцы фактически лишены возможности сдавать в аренду 80% государственной земли Израиля в результате расистского захвата земли и сети дискриминационных законов о распределении земли, планировании и зонировании.
Ситуация в районе Негев/Накаб на юге Израиля является ярким примером того, как израильская политика планирования и строительства намеренно исключает палестинцев. С 1948 года израильские власти приняли различные меры по «иудаизации» Негева/Накаб, в том числе определение больших территорий в качестве природных заповедников или военных зон огня, а также установление целей по увеличению еврейского населения. Это имело разрушительные последствия для десятков тысяч палестинских бедуинов, проживающих в этом регионе.
Тридцать пять бедуинских деревень, в которых проживает около 68 000 человек, в настоящее время «непризнаны» Израилем, что означает, что они отрезаны от национального электроснабжения и водоснабжения и подлежат неоднократному сносу. Поскольку села не имеют официального статуса, их жители также сталкиваются с ограничениями на участие в политической жизни и исключены из систем здравоохранения и образования. Эти условия вынудили многих покинуть свои дома и деревни, что равносильно насильственному перемещению.
Десятилетия преднамеренно неравного обращения с палестинскими гражданами Израиля поставили их в невыгодное экономическое положение по сравнению с израильтянами-евреями. Это усугубляется откровенно дискриминационным распределением государственных ресурсов: недавним примером является правительственный пакет мер по восстановлению после Covid-19, из которого только 1,7% было передано местным властям Палестины.
Лишение права собственности
Лишение собственности и перемещение палестинцев из их домов является важнейшей опорой израильской системы апартеида. С момента своего создания израильское государство осуществляло массовые и жестокие захваты земель против палестинцев и продолжает применять множество законов и политик, чтобы заставить палестинцев жить в небольших анклавах. С 1948 января Израиль разрушил сотни тысяч палестинских домов и другой собственности во всех районах, находящихся под его юрисдикцией и эффективным контролем.
Как и в Негеве/Накабе, палестинцы в Восточном Иерусалиме и в зоне C ОПТ живут под полным контролем Израиля. Власти отказывают палестинцам в разрешении на строительство в этих районах, вынуждая их строить незаконные постройки, которые снова и снова сносятся.
Ситуация на ОПТ усугубляется продолжающимся расширением незаконных израильских поселений. Строительство этих поселений на ОПТ является государственной политикой с 19 века.67. Сегодня поселения занимают 10% земель на Западном берегу, а около 38% палестинских земель в Восточном Иерусалиме было экспроприировано в период с 1967 по 2017 год.
Палестинские кварталы в Восточном Иерусалиме часто становятся мишенью организаций поселенцев, которые при полной поддержке израильского правительства работают над перемещением палестинских семей и передачей их домов поселенцам. Один из таких районов, Шейх-Джарра, с мая 2021 года был местом частых протестов, когда семьи боролись за то, чтобы сохранить свои дома под угрозой судебного иска поселенцев.
Драконовские ограничения передвижения
С середины 1990-х годов израильские власти вводят все более строгие ограничения на передвижение палестинцев на ОПТ. Сеть военных контрольно-пропускных пунктов, блокпостов, заборов и других сооружений контролирует передвижение палестинцев в пределах ОПТ и ограничивает их въезд в Израиль или за границу.
700-километровый забор, который Израиль все еще расширяет, изолировал палестинские общины внутри «военных зон», и они должны получать несколько специальных разрешений каждый раз, когда они входят или выходят из своих домов. В Газе более 2 миллионов палестинцев живут в условиях израильской блокады, что привело к гуманитарному кризису. Жителям Газы почти невозможно выехать за границу или на остальную часть ОПТ, и они фактически изолированы от остального мира.
Для палестинцев трудности с передвижением по ОПТ и обратно являются постоянным напоминанием об их бессилии. Каждое их движение подлежит одобрению израильских военных, и самая простая ежедневная задача — это прохождение через паутину насильственного контроля
.
Аньес Калламар
«Система разрешений на ОПТ является символом наглой дискриминации палестинцев со стороны Израиля. Пока палестинцы заперты в блокаде, часами застревают на контрольно-пропускных пунктах или ждут очередного пропуска, израильские граждане и поселенцы могут передвигаться по своему усмотрению».
Amnesty International изучила каждое из оправданий безопасности, которые Израиль приводит в качестве основы для своего обращения с палестинцами. В докладе показано, что, хотя некоторые меры политики Израиля, возможно, были разработаны для достижения законных целей в области безопасности, они осуществлялись крайне непропорциональным и дискриминационным образом, не соответствующим международному праву. Другие политики не имеют абсолютно никакой разумной основы в плане безопасности и явно формируются с намерением угнетать и доминировать.
Путь вперед
Amnesty International дает множество конкретных рекомендаций о том, как израильские власти могут разрушить систему апартеида и поддерживающие ее дискриминацию, сегрегацию и угнетение.
Организация призывает положить конец жестокой практике сноса домов и насильственных выселений в качестве первого шага. Израиль должен предоставить равные права всем палестинцам в Израиле и на ОПТ в соответствии с принципами международного права прав человека и гуманитарного права. Он должен признать право палестинских беженцев и их потомков на возвращение в дома, где когда-то жили они или их семьи, и предоставить жертвам нарушений прав человека и преступлений против человечности полную компенсацию.
Масштабы и серьезность нарушений, задокументированных в отчете Amnesty International, требуют радикального изменения подхода международного сообщества к кризису с правами человека в Израиле и на ОПТ.
Leave a Reply