история, фото, как добраться, адрес
на карте и время работы в 2021
Университет Аль-Карауин (University of Al-Karaouine) – это самое первое учебное заведение в арабском мире. Он был построен в имперском городе Фес.
История возникновения
Легенды гласят, что основателем университета была женщина. Это была дочь очень богатого человека, который был родом из Туниса. После смерти, его дочь Фатима-аль-Фихри и ее сестра Мириам решили построить мечети, для того, чтобы на долгие века сохранилась память об их отце.
Мириам возвела мечеть Аль-Андалуз, а ее сестра стала основательницей мечети Karaouine. Она считается самой древней в исламском мире и была построена в IX столетии. С самого начала по плану и задумкам это должен был быть храм. Во время строительства было принято решение при храме возвести медресе, а позже и университет.
Это самое старое учебное заведение. В наше время он действующий и в нем проходят занятия. ЮНЕСКО дало статус самого древнего Университета в мире. Также он занесен в Книгу рекордов Гинесса. Создательницу Университета почитают и в наше время.
Архитектура
Мечеть и Университет Аль-Карауин занимает очень большую территорию. По своей красоте и масштабам она немного уступает мечети Хасана II, которая находится в Касабланке.
Здание университета очень красивое и старинное. Его архитектура полностью соответствует арабскому стилю. Каждый вход украшают высокие арки с узорами из гипса. На стенах выложена мозаика, а потолки сделаны из кедрового дерева, что очень гармонирует с интерьером.
На территории университета построены мраморные фонтаны и посажены экзотические растения. Есть специально отведенные места для молитвы и отдыха.
Окрестности
Город Фес считается духовной и культурной столицей Марокко. Он разделен на три части, каждая из которых имеет свою культуру и традиции.
Новый город имеет скорее европейские взгляды на жизнь. Эта часть города была основана французами, здесь очень развита коммерческая деятельность. Далее идет старая часть города, улицы которой утопают в лабиринтах. Здесь можно приобрести изделия из кожи, которые продаются на местном рынке, а также посетить старинные достопримечательности. Кафе и магазины в Медине отсутствуют.
Недалеко от университета находится еще одна знаменитая памятка архитектуры Borj Nord. Это форд, который был построен в XVI столетии. Он открывает красивый вид на весь город. Возле него находится апельсиновый сад. Вход в этот форд платный — 2$.
В городе Фес есть немного ресторанов и кафе, в которых можно отведать блюда национальной кухни или выпить охладительные напитки. Каждое кафе разное по своему интерьеру и особенностям кухни, но общее между ними – это восточный колорит. Самыми популярными ресторанами считаются The Ruined Garden и Café Clock.
Отелей в несколько, они разные по цене и обслуживанию. Самым популярным считается Riad Idrissy. Отель находится в паре сотен метров от Университета Аль-Карауини. В нем всего пять номеров, интерьер полностью соответствует восточному стилю.
Туристу на заметку
Добраться до города Фес можно на такси, которое будет стоять 11 евро или воспользоваться автобусом и заплатить за поездку всего 0.5 евро. Автобус ездит каждые 30 минут, потому проблем с поездкой не должно возникнуть никаких.
Мечеть и Университет Аль-Карауини открыт в дневное время суток с 9 утра до 17.00 вечера. Вход свободный и сюда может зайти каждый желающий, независимо от религиозных предпочтений.
университет Аль Карауин в Марокко
Университет Аль Карауин
Аль-Карауин, согласно книге рекордов Гиннеса, — старейший из ныне действующих университетов мира. Его основателем считается Фатима аль-Фихри, которая была дочерью богатого купца Мухаммада аль-Фихри. Она открыла мечеть и медресе в марокканском городе Фес в 859 году.
Аль-Карауин, прежде всего, прославился своими учеными, оказавшими значительное влияние на формирование мировой интеллектуальной традиции. Достаточно назвать такие имена, как Аль-Идриси, Ибн Хальдун, Маймонид, Римский папа Сильвестр II, Лев Африканский и многие другие.
В XII веке в университете насчитывалось 8 000 студентов. Это не считая того факта, что Аль-Карауин был не единственным университетом в Марокко и Андалузии в то время.
Кроме богословия, преподавались также риторика, грамматика, логика, медицина, математика, астрономия, химия, история и другие науки. Библиотека университета и сегодня содержит бесценные рукописи, в числе которых «Муватта» имама Малика, оригинальные работы Ибн Хальдуна, «Сира» Ибн Исхака.
В отличие от Европы, исламские университеты никогда не предоставляли дипломов, это сугубо европейское нововведение. Окончившему определенный курс и получившему соответствующую аттестацию студенту давалась иджаза или разрешение на преподавания от его учителя.
Только в 1947 году Аль-Карауин также стал выдавать дипломы, переняв европейский опыт. Однако, методики преподавания практически не изменились. Как и сотни лет назад, ученики садятся вокруг учителя, который дает им для чтения определенные тексты, а затем задает вопросы и разъясняет непонятные моменты.
Несмотря на то, что есть определенные правила для поступления в Аль-Карауин, допускается посещение занятий и теми, кто не является студентом. Лекции открыты для мусульман мужского пола, обладающими достаточными познаниями в арабском языке.
Факультеты университета Аль Карауин
В настоящее время университет Аль-Карауин насчитывает 4 филиала по всему Марокко:
- Шариатские факультеты в Фесе и Агдире;
- Факультет изучения арабского языка в Марракеше;
- Теологический и философский факультет в Тетуане.
Обучение арабскому языку основано на преподавании классической лингвистики, а на Шариатском факультете изучают фикх правовой школы имама Малика. Большинство программ на арабском языке, однако существуют и программы на английском и французском языках. На базе Российского исламского института в Казани организованы летние курсы для желающих изучать арабский язык в «Аль-Карауине».
Официальный сайт университета Аль-Карауин на арабском языке: www.alquaraouiyine.com.
Университет Аль-Карауин — это… Что такое Университет Аль-Карауин?
Университет Аль-Карауин
Университет Аль-Карауин | |
---|---|
Оригинальное название | ‘جامعة القرويين Jāma`at al-Qarawīīn |
Год основания | 859 |
Ректор | Абдельвахаб Тази Сауд |
Расположение | Фес, Марокко |
Юридический адрес | B.P : 2509 — FES |
Сайт | Site officiel |
Университе́т Аль-Карауи́н (или ал-Карауиййин араб. جامعة القرويين, фр. Université Al-Karaouine[1]) — один из первых и старейший непрерывно существующий университет в мире. Основанное в 859 году высшее учебное заведение, расположенное в городе Фес (Марокко). Является одним из духовных и образовательных центров исламского мира, считается «старейшим в мире постоянно действующим высшим учебным заведением»[2]. Из стен университета вышел ряд учёных, философов и богословов, оказавших значительное влияние на развитие мусульманской и мировой культуры.
История
В 859 году на средства переселившейся из Туниса купеческой семьи аль-Фихри в Фесе была основана мечеть, стремительно превратившаяся в центр духовного образования. Благодаря покровительству марокканских султанов университет постоянно расширялся, охватывая всё новые области знания. Помимо богословия изучались также грамматика, риторика, логика, медицина, математика, астрономия, химия, история, география и музыка.
В Средние века Аль-Карауин сыграл огромную роль в развитии культурных связей христианской Европы и мусульманского Востока. С университетом были связаны такие учёные и философы, как Ибн Араби, Ибн Хальдун, Аль-Идриси, Маймонид, Лев Африканский.
Ссылки
Примечания
- ↑ Существуют и другие транслитерации — Qarawiyin, Kairouyine, Kairaouine, Qairawiyin, Qaraouyine, Quaraouiyine, Quarawin, Qaraouiyn.
- ↑ The Guinness Book Of Records, Published 1998, ISBN 0-553-57895-2, P.242
«Жизнь в Марокко — это для меня!»
7 августа на базе старейшего университета королевства Марокко Аль-Карауин ( جامعة القرويين) состоялось открытие языковой стажировки студентов Российского исламского университета (Казань). С приветственной речью выступил декан теологического факультета Мухаммад ат-Тамсамани, а так же представители профессорско-преподавательского состава университета. Со стороны российского исламского института присутствовали 25 студентов во главе с руководителем международного отдела РИУ Р. Гиззатуллиным.
Декан теологического факультета рассказал об истории университета Аль-Карауин, который был основан в XI веке и считается самым древним из ныне действующих учебных заведений в мире. Интересно, что у истоков Аль-Карауина стояла женщина по имени Фатима аль-Фихри, дочь богатого купца Мухаммада аль-Фихри. Она же в 859 году основала мечеть и медресе в городе Фес в память о своем отце. Со временем медресе при мечети преобразовалось в крупный духовный и образовательный центр исламского мира, пользующийся поддержкой марокканских султанов.
Из стен Аль-Карауина вышел ряд ученых, философов, богословов, оказавших значительное влияние на развитие мусульманской и мировой культуры. Среди его выпускников многие видные деятели арабского мира: Аль-Идриси (1100-1165), Ибн Араби (1165-1240), Ибн Хальдун (1332-1406), Лев Африканский (1488-1554) и другие.
В Аль-Карауине обучались не только мусульмане. В стенах Аль-Карауина проходил обучение папа римский Сильвестр II (ок.946–1003), который в последствии популяризировал арабские достижения в математике и астрономии в Европе, а так же иудей Муса Маймонид (1138), в русской литературе известный как Моисей Египетский. Он знаменит как еврейский философ и богослов-талмудист, раввин, врач и разносторонний ученый своей эпохи, кодификатор законов Торы, духовный руководитель духовного еврейства, как своего поколения, так и последующих веков. Так же следует отметить, что в университете обучались разным наукам женщины, что является примером уважительного отношения к женщине в арабо-мусульманском мире. Таким образом, университет Аль-Карауин считается образцом религиозной терпимости и взаимоуважения.
Благодаря поддержке властвовавших султанов университет Аль-Карауин постоянно расширялся, охватывая все новые области знания. Помимо богословия изучались так же грамматика, риторика, логика, медицина, математика, астрономия, химия, история, география и музыка.
В настоящее время университет Аль-Карауин насчитывает 4 филиала по всему Марокко. В город Фес находится шариатский факультет, в Агадире — шариатский факультет, в Марракеше – языковой факультет, в Тетуане – теологический факультет и факультет исламской философии, открытый в 1963 году. Именно на этом факультете и происходит обучение российских студентов из Казанского российского исламского института.
Как отметил декан теологического факультета Мухаммад ат-Тамсамани чтобы понять основы ислама, необходимо знание арабского языка. Он выразил надежду, что посредством марокканской толерантной среды и специально разработанной для российских студентов 2-х месячной программы обучения, включающей в себя как занятия по арабскому языку, так и религиозные дисциплины, студенты Российского исламского университета достигнут значительных успехов на пути обретения знания.
В лучших марокканских традициях торжественное открытие языковых курсов завершилось чаепитием с вкушением национальных сладостей и коллективным фотографированием. Все студенты остались очень довольны и с нетерпением ждут начала занятий в старейшем университете Аль-Карауин королевства Марокко.
Студенты Российского исламского университета поделились своими впечатлениями о первых днях пребывания в королевстве Марокко и торжественном открытии курсов обучения в университете Аль-Карауин. Ниже приводятся некоторые из их отзывов:
— Было приятно, что люди так тепло нас встретили, все улыбались и вежливо разговаривали. Познакомились со студентками этого университета – очень открытыми и искренними девушками. Было обидно, что словарного запаса не хватает, чтобы сказать все, что хочется.
— Я была очень рада, что нас пригласили учиться именно в этот университет. Было очень приятно, как нас встретили, проявляли заботу. Ма ша Алла! Я надеюсь получить здесь полезные знания. Преподаватели показались мне очень добрыми, открытыми и доброжелательными людьми. Приняли нас со всей любовью.
— Сам приезд в Марокко был для меня непередаваемым счастьем. Поэтому все места, куда мы ходим мне безумно понравились. Вообще мне кажется, что атмосфера в Марокко словно создана именно для нас. Поездка в Карауин, гостеприимство, доброжелательность декана и преподавателей были на высоте. А марокканские угощения уж вообще! Я уверена, что уже влюбилась в эту удивительную страну. Сейчас я в предвкушении и безудержном желании учиться, постигать глубину этого удивительного арабского языка.
— Я даже не могу описать все те ощущения, которыми меня наполнила эта удивительная страна. Это так прекрасно быть здесь, видеть и познавать все это. Я просто окунаюсь во все это с головой и растворяюсь. Марокко – это страна, которая близка мне по духу. Мне очень нравится здесь и я счастлива, что все это со мной происходит. Ин ша Алла, всем бы посетить и узнать Марокко!
— С первых дней пребывания в этой стране действительно много впечатлений и все они несут положительный характер. Марокко – действительно загадочная страна с богатой культурой. Все люди очень дружелюбны и радушны.
— Это первое путешествие в моей жизни. Для меня это первый опыт, который уже изменил мой взгляд на жизнь. Здесь удивительная природа, гостеприимные люди, красивые орнаменты и всё-всё удивляет меня. Спасибо большое нашим родителям за то, что отправили нас сюда, спасибо организаторам, за то, что показывают там Марокко.
— Тепло, море, дружелюбие людей, красота, экзотика, вкусная еда, арабы… Еще не встретил ни одной вещи, которая мне не понравилась.
— Новые лица, очень разные, колоритные, замечательная погода. Недоумение от полуодетых женщин в полу-хиджабах, курящих мужчин в джалябах. Вежливость, гостеприимство, помощь со стороны местных жителей.
— Мне очень нравится гостеприимство марокканцев. Когда первый раз посетили университет было много сладостей. Радушные служащие разливали чай с мятой. Было здорово! В этот же день мы поехали в соседний город Мдик погулять и покушать на берегу моря жареную рыбу. Это было очень вкусно – только что пойманная рыба жарится на огне и тут же подается к столу. Насытившись, мы с женским коллективом пошли читать намаз Магриб в мечеть. Так же нас ждала удивительная обратная дорога в Мартиль.
— Жизнь в Марокко – это для меня. Здесь я чувствую себя как в своей тарелке. В первый же день сложилось впечатление, будто я здесь как дома. Даже и не хочется возвращаться в нашу серую Казань. Здесь все такие колоритные. Немного тяжело адаптироваться со временем. Но, ин ша Алла, привыкну.
— Самое большое, что поражает в Марокко, да и в любой арабской стране – это открытость, живость, улыбчивость людей. Как будто бы каждый человек впитал в себя солнечный лучик. Так и хочется добавить еще один эпитет «Солнечность». Так же понравилось, что уже в первый день в университете была возможность каждому студенту рассказать пару слов о себе по-арабски. Было заметно, как студенты оживились и еще больше захотели выучить язык и познакомиться со всеми прелестями страны.
— Ассалямуалейкум ва рахматулахи вэ баракатиху! Я первый раз в жизни попал в такую страну, где все отличается по сравнению с нашей Россией. У меня очень большое впечатление. Марокко – страна арабской культуры, здесь совсем другие традиции. Находясь здесь всего три дня, уже узнал очень многое и могу поделиться впечатлениями и обязательно поделюсь ими по приезду в Россию!
Айдар Хайрутдинов
(материал подготовлен по данным участницы событий, преподавателя РИИ, к.п.н. Т.Седанкиной)
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Мечеть-университет Аль-Карауин в Фесе
Одним из древнейших учебных заведений всех арабских государств считается университет Аль-Карауин, который был возведен в старом городе Фес в Марокко. Он, конечно же, не известен так, как Кембридж или Сорбонна, но это не помешало внести его в Книгу Рекордов Гиннеса, как старейший среди всех университетов мира, который продолжает свою работу и сегодня. Его основательницей является Фатима аль Фихри, которая получила в наследство от своего отца довольно крупное состояние. Буквально сразу университет попадает под покровительство султанских династий. Возможно, именно этот факт и дал возможность сохраниться ему до наших дней. Факультеты университета выпустили огромное количество ученых и философов, которые сыграли немаловажную роль в развитии культурной и мусульманской жизни. Главное отличие системы образования университета в том, что обучение в нем долгое время проводилось у индивидуальных наставников.
История основания
История основания Аль-Карауинского университета берет свое начало еще с 859 года. Именно в это время в город переселилась купеческая семья из Туниса, которая построила в Фесе несколько мусульманских мечетей. Буквально за несколько лет мечеть Аль-Караиун становиться центром духовного развития горожан. Буквально сразу при ней были сооружены духовная семинария и ученический корпус, что очень заинтересовало марроканских правителей. В середине XII века мечеть значительно расширили, за счет достроенных аркадных галерей и увеличенному молитвенному залу. Так же был видоизменен внутренний интерьер здания, декоративные украшения которого выполнили в мавританском стиле. Правитель Али подарил мечети минбар невероятной красоты. На то время он являлся одним из самых завораживающих примеров резьбы по дереву среди всех арабских государств.
Следующая правящая династия Альмохадов распорядилась, чтобы вся внутренняя роспись помещений была закрашена, так как они не поддерживали какую-либо роскошь в подобных строениях. Следующие изменения на территории произошли в XIV веке. В это время правление государством осуществлялось династией Мариниди. Благодаря им вокруг университета в Фесе достроили здания общежитий. Стилем их строения так же был выбран мавританский. Спустя одно столетие Аль-Карауин достиг таких размеров, то стал известен далеко за пределами Марокко. Внутреннее освещение залов обеспечивалось 900 лампадами (по количеству арок) и люстрами которые были отлиты из чистой бронзы. На каждой из них зажигалось по 1,5 тысячи свечей.
Династия Саадидах дополнила территорию университета строительством двух роскошных павильонов. Крыты они были изумрудной черепицей, а внутреннее убранство осуществлялось за счет кедров и ажурной штукатурки. В павильонах установили фонтаны, вода в которых предназначалась для питья. Кроме этого, большой фонтан был установлен в центральной части двора и использовался для омовений. Молитвенный зал был украшен арочной галерей. Уже в то время зал мог вместить в себя не менее 20 тысяч прихожан. В 1349 году около мечети была возведена библиотека. В стенах университета учились папа римский Сильвер II, Николя Кленард, Яков ванн Гол и многие другие.
Библиотека
В список государственных учебных заведений Марокко мечеть-университет внесли лишь в середине ХХ столетия, а с 1963 года он носит официальное название Университет Аль-Карауин.
Архитектура
Не смотря на то, что университет является действующим, он так же признан памятником архитектуры и имеет весомое значение среди достопримечательностей Марокко. За свою многовековую историю его здание неоднократно достраивалось и изменялось, а на сегодняшний день его площадь занимает значительную территорию. Только молитвенный зал может одновременно вместить в себе пару десятков тысяч посетителей. Территория Аль-Карауин имеет определенную структуру, украшена многочисленными арками и разделена на своеобразные ячейки. Университетские арки придают определенную бесконечность. Крыша помещений выполнена в виде куполов, которые в свое время напоминают пчелиные соты. Одним из самых роскошных признан купол-шатер. Он расположен над михбаром. Его особенность в том, что он выполнен в форме квадрата, уголки которого увенчаны небольшими куполками. Не менее интересное строение имеет купол над поминальной мечетью. Своей формой он напоминает огромный сталактит.
Строение мечети-университета настолько интересно, что его можно полностью обойти по кругу за счет многочисленных дверей. Их общая численность составляет около тридцати. Прогулка по зданию чередуется выходами на улицу, что дает возможность рассмотреть красивейшую арабскую архитектуру во внутреннем дворе университета. Внутри расположено несколько фонтанов, а также десятки колон. Если присмотреться к ним, то можно увидеть, что все они украшены оригинальной резьбой по дереву. Стены мечети выложены мозаикой, а потолки были сделаны из кедра. Все это придает неповторимый вид и создает чувство роскоши.
Система образования
Как уже отмечалось, развитие университета в Фесе имело высокие темпы. Об этом свидетельствует тот факт, что уже в XII столетии численность его студентов превышала 8 тысяч человек. И это при том, что Аль-Карауин уже являлся далеко не единственным учебным заведением страны. Самой первой дисциплиной, которая изучалась в его стена, стало богословие. Со временем начали изучать грамматику, риторические, медицинские, астрономические, математические и другие науки. Еще в то время в стенах университета была создана богатейшая библиотека, которая содержала бесценные рукописи («Мувата», оригинальные тексты Ибн Хальдуна и так далее).
Стоит отметить тот факт, что большинство исламских университетов не выдавали дипломы своим студентам об окончании учебы. Когда студент заканчивал тот или иной факультет, он получал разрешение от своего преподавателя на чтение определенной дисциплины.
Выдача государственных дипломов в Фесе началась лишь в 1947 году, но даже это не изменило методику ведения лекций. Во время занятий студенты садятся вокруг лектора. Он раздает им необходимые тексты для изучения, после чего они все вместе разбирают сложные моменты в темах и отвечают на вопросы.
Кроме основных дисциплин в Аль-Карауине также изучают химию, исторические науки и право. Основным языком преподавания является арабский, но в последнее время некоторые предметы начали читать на английском и французском.
Современный Аль-Карауинский университет значительно расширил свои границы и включает в себя четыре филиала в пределах всей стране. В самом Фесе и городе Агдир находятся Шариатские факультеты, в Марракеше – факультет по изучению арабского языка, а в Тетауне – факультет технологий и философии.
Университет Аль-Карауин
Старейшее в мире постоянно действующее высшее учебное заведение (по данным ЮНЕСКО и Книги рекордов Гиннеса) — университет Аль-Карауин расположен в марокканском городе Фес. Свою историю Аль-Карауин ведёт с 859 года, с момента строительства на этом месте мечети, названной Аль-Карауин. Мечеть была возведена на средства Фатимы аль-Фихри — дочери и наследницы богатого купца, переехавшего вместе с семьёй из Кайруана (Тунис) в Марокко и обосновавшегося в Фесе. При мечети было основано медресе — мусульманское учебное заведение и духовная семинария, которое, пользуясь покровительством марокканских султанов, стало стремительно развиваться. Уже в XII веке Аль-Карауин стал важнейшим на Арабском Западе религиозным, общественным и духовно-просветительским центром. В 1135-1142 годах мечеть Аль-Карауин была значительно перестроена — достроены аркадные галереи, расширен молитвенный зал, в центре мечети построен проход-трансепт, ведущий к михрабу. Купола, своды и верхние части стен были украшены декоративным орнаментом в стиле мавританского искусства эпохи Альморавидов. Султаном Али был подарен мечети роскошный минбар (кафедра) — один из лучших в арабском мире образцов резьбы и инкрустации по дереву. С приходом к власти династии Альмохадов многие украшения и декоративные элементы были закрашены (Альмохады — ярые противники Альморавидов, считали великолепное убранство здания проявлением ненужной роскоши). В XIV веке, при династии Маринидов, вокруг мечети были построены школы-общежития в мавританском стиле (синтезе марокканского и андалузского архитектурных стилей). В XV-XVI веках, по свидетельствам очевидцев, Аль-Карауин поражал размерами и великолепным освещением — каждый вечер в мечети зажигали 900 лампад (по одной в каждой арке), трансепт освещался с помощью больших бронзовых люстр, каждая на 1500 свечей. В конце XVI — начале XVII веков, во время правления династии Саадидов, на торцовых сторонах двора были возведены два изящных павильона, крытых изумрудно-зелёной черепицей, украшенных резными карнизами из ливанского кедра и ажурной штукатуркой, внутри павильонов были установлены фонтаны с питьевой водой. В это же время в центре двора появился фонтан для омовений с большой мраморной чашей, к молитвенному залу пристроен айван (арочная галерея). Молитвенный зал мечети может одновременно вместить более 20 000 человек, снаружи к нему пристроена поминальная мечеть, соединённая с молитвенным залом тремя проходами. Рядом с поминальной мечетью расположена университетская библиотека, основанная в 1349 году. В эпоху Средневековья университет Аль-Карауин стал одним из важнейших духовных и образовательных центров исламского мира, сыграл огромную роль в развитии культурных связей между христианской Европой и мусульманским Востоком. С университетом связаны имена многих выдающихся арабских учёных и философов — Абу Имран аль-Фарси, Ибн Араби, Ибн Хальдун, Аль-Идриси, Маймонид, Лев Африканский и другие. В Аль-Карауине обучались не только мусульмане, в его стенах изучали науку папа римский Сильвестр II, голландский востоковед и математик Яков ванн Гол, фламандский филолог и путешественник Николя Кленард. Помимо богословия в Аль-Карауине изучали грамматику, риторику, логику, медицину, математику, астрономию, химию, историю, географию, иностранные языки и музыку. В систему государственного образования Аль-Карауин был интегрирован в 1947 году, а в 1963 году медресе было официально переименовано в Университет Аль-Карауин.
Аль-Карауин — центр исламской науки в Магрибе — Культура
В середине IX века Западная Африка находилась под контролем Идрисидов и оставалась относительно спокойным регионом. Здесь нашли убежище многие берберы, которые были вынуждены покинуть Кордову и Кайруан. В столице Идрисидов — Фесе — они поселились в соседних кварталах, которые были разделены рекой.
Среди переселенцев из Кайруана был богатый араб Мухаммад ибн Абдаллах аль-Фихри, у которого было две дочери: Фатима и Марьям. После смерти отца Фатима скупила дома вокруг мечети в квартале кайруанцев и начала строить на еë месте новую мечеть, которую назвали Аль-Карауин. Её сестра Марьям в тот же период финансировала строительство новой мечети в квартале андалусцев на противоположном берегу реки.
Согласно источникам, строительство мечети Аль-Карауин было начато в рамадане 245/859 года, во времена правления Яхьи ибн Мухаммада, и в ширину она достигала 150 шибров, то есть около 33 метров. В ходе реставрации мечети над аркой старого михраба, использовавшегося до расширения мечети при Альморавидах, была обнаружена надпись, гласившая: «Эта мечеть построена в месяце зуль-када двести шестьдесят третьего года по велению имама Давуда ибн Идриса, да продлит Аллах его годы…»
Несоответствие между историческим риваятом и археологическим фактом трудно разрешимо. Возможно, строительство мечети было начато в 245 году от Хиджры и продолжалось до 263 года. Возможно, имя Фатимы не упоминается потому, что в те времена было принято связывать строительство мечетей с именами эмиров или их родственников, а Давуд ибн Идрис был сыном второго правителя из династии Идрисидов.
В любом случае мечеть Аль-Карауин сразу принесла оживление в религиозную жизнь Феса. Ибн Абу Зар пишет, что первую хутбу в мечети прочитал факих Абдаллах ибн Али аль-Фаси. Но есть мнение, что пятничные проповеди были перенесены в Аль-Карауин из соседней мечети Аш-Шурафа только при фатимидском наместнике Хамиде ибн Хамдане в 321/933 году.
В те времена в мечетях регулярно проводились занятия, детей обучали грамоте, чтению Корана и основам религии. Юноши и взрослые посещали занятия учёных, живших в городе или находившихся в нём проездом. Арабский географ и путешественник аль-Якуби (ум. 897) описывает Фес как большой город с прекрасными домами вдоль реки и возделываемыми землями в предместьях. Но настоящую славу городу могли принести учёные, и поэтому Идрисиды хотели сделать его привлекательным для улемов из соседних стран, в первую очередь из Кайруана.
В 274/887 году эмир Ахмад ибн аль-Касим ибн Идрис пригласил в Фес имама Абу Абд ар-Рахмана Бакра ибн Хаммада аз-Зинати, который был родом из Тиарета (на северо-западе Алжира), многие годы обучался в Машрике, а потом вернулся в Ифрикию и преподавал в Кайруане. С тех пор обучение в Аль-Карауине никогда не прекращалось, и поэтому университет был занесён в Книгу рекордов Гиннеса и получил от ЮНЕСКО статус старейшего действующего университета в мире.
Раньше был основан только университет Аз-Зейтуна в Тунисе, где преподавание началось примерно в 120/738 году, во времена вали Ифрикии Убайдаллаха ибн аль-Хабхаба. Ни одно другое учебное заведение в исламском мире или в Европе не может похвастаться такой историей. В знаменитом Аль-Азхаре обучение исламским наукам началось в рамадане 359/971 года. Врачебная школа при монастыре Монтекассино в Салерно существовала, вероятно, уже в IX или X веке, но получила известность во второй половине XI века благодаря тунисскому врачу Константину Карфагенскому, познакомившему европейцев с арабской медициной. Школа права в Болонье возникла примерно с середины XI века, в конце того же века преподавание началось в Оксфорде.
Ослабление Идрисидов в начале X века привело к тому, что Магриб оказался в эпицентре противоборства кордовских Омейядов и Фатимидов, правивших в Ифрикии. В 332/944 году Магриб на несколько десятилетий перешёл под власть Омейядов, и вали Феса Ахмад ибн Абу Бакр аз-Зинати начал расширять мечеть Аль-Карауин. Летом 345/956 года было завершено строительство высокого минарета мечети. А при хаджибе аль-Мансуре ибн Абу Амире на месте старого минарета в центре мечети был построен небольшой купол.
Между тем Фес быстро рос и обретал славу культурной и религиозной столицы Магриба. Пятничные молитвы в Аль-Карауине собирали столько верующих, что они не вмещались в мечеть и молились на соседних улицах и в лавках. В период расцвета государства Альморавидов кадий Феса Мухаммад ибн Давуд довёл до сведения эмира Али ибн Юсуфа ибн Ташфина просьбу жителей города расширить мечеть. Эмир пожелал финансировать работы за счёт казны, но кадий настоял на том, чтобы реконструкция велась за счёт вакфа и пожертвований.
Мухаммад ибн Давуд прежде всего изучил состояние вакфа и обнаружил, что попечители недобросовестно распоряжались его имуществом. Решением кадия были назначены новые попечители, а собственность прежних была отдана в распоряжение вакфа. На собранные средства, которых оказалось более 80 тысяч динаров, были приобретены дома вокруг мечети, а в конце 528/осенью 1134 началось строительство, продолжавшееся до шабана 538/конца февраля 1144 года. Первую хутбу в обновлённой мечети прочёл шейх Махди ибн Иса.
Перемены в мечети сделали вахф Аль-Карауина самым богатым в городе. Он обеспечивал преподавателей и студентов жильём и питанием, выделял им ежемесячную плату и пособия, жертвовал средства на строительство дорог, мостов и другие нужды. О роли Аль-Карауина в жизни Феса можно судить по тому факту, что в 723/1323 году, когда все документы вакфа сгорели в пожаре, кадий города постановил отнести к нему все соседние участки, кроме тех, чьи владельцы смогут подтвердить своё право на собственность.
Университет Аль-Карауин начинался как центр исламского образования, здесь преподавали Коран, хадисы, фикх и арабский язык. Но со временем учебная программа расширилась, и студенты получили возможность изучать калам, философию, математику, медицину, астрономию, химию, географию. Здесь впервые появились преподавательские кафедры, которые закреплялись за отдельными шейхами, а студенты получали дипломы. Кафедра в университете по своей значимости не уступала должности городского судьи или муфтия.
Интеллектуальная жизнь в Аль-Карауине не стихала ни при Альморавидах, ни при Альмохадах, но наивысший расцвет университета пришёлся на период правления Маринидов, сделавших Фес своей столицей (1248). По приказу султана Абу Саида Усмана рядом с мечетью было построено медресе Аль-Аттарин — оно получило своё название от находившегося по соседству рынка. Строительство этого восхитительного памятника архитектуры, прославившегося дивной резьбой по камню, продолжалось два года и было завершено 1325 году. Рядом с ним в 745/1344 году было основано медресе Аль-Мисбахия, на этот раз по приказу султана Абу аль-Хасана аль-Марини, сына султана Абу Саида. Примечательно, что медресе носило имя не султана, а его первого наставника Мисбаха ибн Абдаллаха аль-Ялсути (ум. 1350).
В Аль-Карауине преподавали такие именитые учёные, как законовед Абу Бакр Ибн аль-Араби (ум. 543/1148), историк и правовед Абу аль-Хаджжадж Юсуф ибн Абд ас-Самад аль-Фаси (ум. 614/1217), богослов и географ Ибн Рушайд ас-Сабти (ум. 721/1321). В стенах университета обучались Мухаммад Ибн Аджуррум (ум. 723/1323), автор самого известного трактата по арабской грамматике; Лисан-ад-Дин Ибн аль-Хатиб (ум. 776/1374), один из образованнейших учёных своей эпохи; выдающийся историк и «отец социологии» Абд ар-Рахман Ибн Хальдун (ум. 808/1406). Здесь провели свои студенческие годы еврейский богослов, философ и врач Маймонид (ум. 1204) и Герберт Орильякский — будущий римский папа Сильвестр II (ум. 1003).
В последующие столетия Ваттасиды, Саадиды и шарифы-алявиты также проявляли заботу об Аль-Карауине и приближали к себе имамов и преподавателей. Комплекс мечети неоднократно реставрировался и обновлялся, благодаря чему старинное здание в арабском стиле площадью 5845 кв. метров с высокими узорчатыми арками, мозаикой на стенах и с потолками из ливанского кедра хорошо сохранилось до наших дней.
В период европейской оккупации и последующие годы французского протектората шейхи Аль-Карауина подвергались давлению со стороны военных. Директора французских школ исключали учеников, которые посещали занятия в мечети и медресе. Когда в мае 1930 года был издан Берберский дахир, целью которого было разделить марокканцев берберского и арабского происхождения, Аль-Карауин стал центром и вдохновителем массового протестного движения, охватившего всю страну.
Тем не менее роль Аль-Карауина в жизни марокканского общества за годы колонизации значительно уменьшилась. Обучение в современных школах давало возможность продолжить образование, поступить на государственную службу и найти хорошо оплачиваемую работу. Только после обретения независимости Марокко и возвращения в страну свергнутого султана Мухаммада бен Юсуфа в 1956 году Аль-Карауин начал возрождаться.
С тех пор в университете произошли большие изменения, а в 1963 году при нём были открыты факультет основ религии в Тетуане, факультет арабского языка в Марракеше и факультет шариата в Фесе. В 2002 году в Марокко был принят закон об «образовании по старому методу», который регулирует обучение в медресе и приравнивает аттестаты и дипломы медресе к другим общегосударственным дипломам.
امعة القرويين الرئاسة فاس المغرب
بناء على قرار وزير التعليم العالي والبحث العلمي وتكوين الأطر رقم 2645. 15 января 29 марта 1436 г. (16 июня 2015 г.)
وبناء على المرسوم رقم 2. 96. 793 الصادر في 11 من شوال 1417 (19 فبراير 1997) في شأن النظام الأساسي الخاص بهيئة الأساتذة الباحثين بالتعليم العالي, كما وقع تغييره وتتميمه, ولا سيما المادة 12 منه,
يعلن رئيس امعة القرويين عن فتح باب الترشيحات لولوج إطار أستاذ التعليم العالي بمؤسسة حدار الحديلة التعليم العالي بمؤسسة حدار الحديلة العيليم العالي بمؤسسة حدار الحديلةالاللاللالاليلة العليم العالي
تفتح الترشيحات في وجه الأساتذة المؤهلين المتوفرين على الشروط المنصوص عليها في الماتةة 12 من المقرسم. 96. 793 الصادر ي 11 месяцев 1417 (19 февраля 1997 года المشار إليه أعلاه.
Текущий рейтинг:
. لب موجه إلى رئيس الجامعة ،
. نهج السيرة الذاتية ،
. الاستمارة معبأة وفق الملحق رقم 2 برار وزير التعليم العالي المذكور علاه ،
. نسخة من ادة الدكتوراه دتوراه الدولة دبلوم معترف بمعادلته لإحدى الشهادتين:
. نسخة من ادة التأهيل الجامعي ، ويعفي من الإدلاء بهذه الشهادة ، الأساتذة المؤهلون الساتذة المؤهلون الساتذة المؤهلون الساتذة الملون الساتذة الملون المنصوصلاليهم ريل الماتة المؤهلون المنصوصلاليهم ريلة المنولاليم ريلة 96. 793 الصادر ي 11 месяцев 1417 (19 февраля 1997 года المشار إليه أعلاه.
. نسخة من رار التعييين ي إطار أستاذ مؤهل ،
. شهادة تثبت أن المترشح قد زاول عمله لمدة ست سنوات على الأقل بصفة أستاذ مؤهل مؤشر عليها من طرف رئيس المؤسسة المنتمي إليها المترشح وذلك إلى غاية تاريخ آخر أجل لإيداع الترشيحات,
. ملف علمي وبيداغوجي, يتضمن تقريرا مفصلا للأنشطة يحدد فيه المترشح الغلاف الزمني المنجز طيلة ست سنوات الأخيرة, وبرامج التكوين الملقنة, وكذا التأطير البيداغوجي لمشاريع نهاية الدراسة والأطروحات والتداريب وفقا للملحق رقم 3 المرفق بقرار وزير التعليم العالي المذكور أعلاه,
. يرفق تقرير الأنشطة بجميع الوثائق الإثباتية لتجربة المترشح في مجال التعليم والتأطير وتنشيط أعمال البحث من مؤلفات ومطبوعات والرسائل والأطروحات المؤطرة ونسخة من الصفحة الأولى من المقالات وملخص عن المداخلات في الندوات وكذا شهادات المشاركة فيها وشهادات أو وثائق تبرر
г.
/.
/ يجب الإدلاء بجميع الوثائق — باستثناء الطلب — ي خمس نسخ ،
/ يجب ن تكون نسخ الشهادات والمؤهلات المطلوبة مطابقة للأصل.
تودع طلبات الترشيح لولوج إطار أساتذة التعليم العالي مرفقة بالملف العلمي والبيداغوجي لدى السيد مدير مؤسسة دار الحديث الحسنية بالرباط مقابل وصل, وذلك ابتداء من يوم الإثنين 7 دجنبر 2020 إلى غاية يوم الثلاثاء 23 دجنبر 2020
الإطلاع على علان عن فتح باب الترشيحات الولوج ار أستاذ التعليم العالي
Университет Аль-Карауин — Фес, Марокко
Университет Аль-Карауин, также известный как аль-Кварауйин и аль-Карауийин (по-арабски: جامعة القرويين), занесен в Книгу рекордов Гиннеса, а также ЮНЕСКО, как старейший постоянно действующий университет, присуждающий ученые степени. .Вы найдете его в извилистых улочках Фес-эль-Бали, Марокко, одного из самых древних городов мира.
Прогуливаясь по Аль-Карауину сегодня, вы можете полюбоваться простым, но красивым дизайном этого заведения, украшенным произведениями андалузского искусства, граничащими с куфической каллиграфией. В университетской библиотеке хранится множество ценных рукописей, включая исторические копии Корана.
В 859 году Фатима аль-Фихри использовала свое наследство для финансирования строительства мечети для своей общины со школой, известной как медресе.Ее намерением было вернуть деньги сообществу, которое приветствовало ее семью. Когда она была молодой, они иммигрировали из тунисского города Кайруан (тезки мечети и университета). Мечеть была первоначальным центром; в нем достаточно места для 22 000 прихожан, и он остается самым большим в Африке. В университете могут учиться как женщины, так и мужчины, в последние годы увеличилось количество студенток, поскольку возросла культурная ценность образования. Распространено заблуждение, что университет разрешает посещать только
студентов мужского пола.
На протяжении веков Университет Аль-Карауин стал ключевым духовным и образовательным центром мусульманского мира.Вначале медресе было сосредоточено на религиозном обучении и заучивании Корана, но позже расширилось до арабской грамматики, музыки, суфизма, медицины и астрономии. Однако только в 1947 году школа была интегрирована в государственную систему образования; в 1957 введены физика, химия, иностранные языки; в 1963 году он вошел в систему современных государственных университетов; а в 1965 году он был официально переименован в «Университет аль-Карауин», а не просто в «аль-Карауин». Контингент учащихся школы резко сократился в начале 1900-х годов, когда элита начала отправлять своих детей в новые институты западного образца в Марокко.
Большая часть университета по-прежнему очень традиционна, от демографии студентов до стиля обучения. Учащиеся в возрасте от 13 до 30 лет при чтении текстов садятся полукругом (халка) вокруг шейха. Они могут работать над получением диплома об окончании средней школы или высшего образования, и до прибытия в Аль-Карауин они должны выучить наизусть весь Коран, а также несколько более коротких текстов. Студенты приезжают из разных уголков Марокко и исламской Западной Африки, и даже из мусульманской Центральной Азии.
Университет Аль-Карауин напоминает нам, что не Оксфорд или Кембридж впервые заложили основу для университетского обучения, а медресе мечети, которое более 1000 лет назад привело в движение эти механизмы.
Аль-Каравийин, старейший в мире постоянно действующий университет, был основан мусульманкой
.
Когда думаешь о старейших университетах в мире, вероятно, первые, что приходят в голову большинству людей, — это Оксфорд и Болонья, но согласно ЮНЕСКО и Книге рекордов Гиннеса, Университет Аль-Карауин (также известный как Аль-Карауин) является «Старейшее существующее и постоянно действующее учебное заведение в мире.”
Основанный в 859 г. н.э. уроженкой Туниса Фатимой аль-Фихри в Марокко Фес, университет является не только старейшим высшим учебным заведением на Земле, но и первым, основанным женщиной, причем мусульманкой. Фатима использовала свое наследство от богатства своего отца-купца, чтобы основать университет, который начинался как ассоциированная школа, известная как медресе, и мечеть, которая со временем превратилась в место получения высшего образования. Он также ввел систему присуждения степеней в соответствии с различными уровнями обучения в различных областях, таких как религиоведение, грамматика и риторика.Хотя университет сначала сосредоточился на религиозном обучении, его области обучения быстро расширились, включая логику, медицину, математику и астрономию, среди многих других.
Университет был основан тунисской женщиной по имени Фатима Аль-Фихри, дочерью богатого купца. (Фото iStock)
Благодаря широкому кругу тем и высокому качеству предлагаемого образования, ученые и студенты со всего мусульманского мира посетили и записались в учебное заведение. Его популярность стала настолько огромной, что в университете была введена строгая система отбора, согласно которой студенты должны были знать Коран наизусть и хорошо владеть арабским языком, а также общими науками. Султаны того времени поддерживали университет субсидиями, подарками и особенно книгами и рукописями. Это привело к тому, что в главном и боковых зданиях Университета Аль-Каравийин появилось несколько библиотек, в которых хранятся бесчисленные произведения, влиятельные для того времени. Историческая библиотека открыта для публики и по сей день. Здесь можно увидеть оригинал диплома аль-Фихри, который в свое время был высечен на деревянной доске.В настоящее время в библиотеке хранится более 4000 ценных рукописей в различных областях, включая исторические копии священной книги ислама — Корана. Некоторые из этих ценных текстов включают труд «Аль-Мукаддима» XIV века и оригинальную копию «Аль-Ибар» известного мусульманского историка Ибн Халдуна, пионера социологии. Другие произведения, такие как знаменитая «Аль-Муватта» — самый ранний сборник текстов хадисов (высказываний Пророка Мухаммеда), собранный Маликом, считается одним из первых юридических текстов, включающих как хадисы, так и фикх, исламскую юриспруденцию.
Как и в современных университетах, аль-Каравийин регулярно проводил дебаты и симпозиумы, способствуя обмену знаниями и развитию науки. Сам университет был основан на концепции высшего образования, как мы ее знаем сегодня. Идея Аль-Фихри заключалась в создании социального пространства, позволяющего интеллектуальный обмен для прогрессивного обучения и преподавания. Было бы неправильно сказать, что идеи и видение Фатимы повлияли на многие университеты по всей Европе. С его профессиональной и институциональной структурой обучения — ранее невиданной и неслыханной — эхом отозвавшейся на европейском континенте в последующие столетия.Европейские страны быстро увидели огромный потенциал, стоящий за этой концепцией обучения, и вскоре основали свои собственные институты. Среди наиболее заметных из них — Болонский университет, основанный в 1088 году в Италии, и Оксфордский университет, основанный в 1096 году в Великобритании.
На протяжении всей своей истории университет был местом ученых, хорошо известных до сих пор, таких как картограф XII века Мохаммед аль-Идриси, карты которого помогали европейским исследованиям в эпоху Возрождения.Несмотря на то, что университет был местом сбора студентов, изучающих ислам, он также привлекал людей из других религий. Одним из христианских ученых, посетивших Аль-Каравийин, был Папа Сильвестр II (946–1003), который, как известно, был страстным поклонником математики и астрономии.
Однако университет был добавлен к университетской системе Марокко только в 1963 году. Вопреки распространенным заблуждениям, университет могли посещать и женщины, и мужчины. В 1965 году учреждение было официально названо Университетом Аль-Каравийин вместо сокращенного аль-Карауийин.В начале 1990-х количество студентов значительно сократилось из-за интереса к новым университетам западного образца.
По сей день университет сохраняет свои традиционные методы обучения студентов, сидя полукругом, называемым халка, вокруг шейха или инструктора.
Университет Аль-Каравийин — это университет, расположенный в Фесе, Марокко
Мечеть Аль-Карауин или Аль-Карауин, университет и библиотека
Университет аль-Каравийин или аль-Карауин (по-арабски: جامعة القرويين) — университет, расположенный в Фесе, Марокко.
Мечеть Аль-Каравийин , религиозная школа / колледж, была основана Фатимой аль-Фихри в 859 году вместе со школой или медресе, которые впоследствии стали одним из ведущих духовных и образовательных центров исторического мусульманского мира.
Он был включен в современную систему государственных университетов Марокко в 1963 году.
Это старейшее существующее, постоянно действующее учебное заведение, присуждающее первую степень в мире, согласно ЮНЕСКО и Книге рекордов Гиннеса, и иногда его называют старейшим университетом.
Эти претензии являются предметом обсуждения, поскольку другие учреждения, такие как мечеть-школа Зайтуна, основанная в 703 году в Тунисе, предшествовала основанию аль-Карауийин .
Сам Аль-Каравийин назван в честь мечети Каирауан в Тунисе , самой старой мечети в Магрибе и колыбели мусульманского обряда Малики.
Образование в Университете Аль-Каравийин концентрируется на исламских религиозных и юридических науках с особым упором на классическую арабскую грамматику / лингвистику и право Малики, а также на некоторые уроки по другим неисламским предметам, таким как Студентам также предлагается французский, английский и даже IT.
Обучение проводится традиционным методом, при котором ученики сидят полукругом (халка) вокруг шейха, который предлагает им прочитать разделы определенного текста, задает им вопросы по определенным вопросам грамматики, права или толкования. , и объясняет сложные моменты.
Студенты со всего Марокко и Исламский Запад Африка посещают Qarawiyyin , хотя некоторые из них могут приехать из самых дальних стран, например из мусульманской Центральной Азии.
Даже испанские мусульманских новообращенных часто посещают это учреждение, в значительной степени привлеченное тем фактом, что шейхи каравийинов и исламские ученые в Марокко в целом являются наследниками богатого религиозного и научного наследия мусульман аль-Андалуса. .
Большинство студентов в Qarawiyyin находятся в возрасте от 13 до 30 лет и учатся, чтобы получить дипломы средней школы и степень бакалавра университетского уровня, хотя мужчины-мусульмане с достаточно высоким уровнем арабского языка также могут посещать лекционные кружки. на неформальной основе, учитывая традиционную категорию посетителей «в поисках религиозных и юридических] знаний» (zuwwaar li’l-talab fii ‘ilm).
Помимо того, что они являются мусульманами и мужчинами, будущие студенты Qarawiyyin должны выучить наизусть Коран полностью, а также несколько других более коротких средневековых исламских текстов по грамматике и закону Малики, а также в как правило, очень хорошо владеет классическим арабским языком.
Последовательные династии расширили мечеть Аль-Каравийин , пока она не стала крупнейшей в Африке , вмещающей 22 000 прихожан.
По сравнению с Hagia Sophia в Istanbul или Jameh Mosque в Исфахане, дизайн строгий.
Колонны и арки простые белые; полы покрыты тростниковыми циновками, а не пышными коврами.
Тем не менее, кажущийся бесконечным лес арок создает ощущение бесконечного величия и уединения, в то время как простота дизайна дополняет изящно декорированные ниши, кафедру и внешний двор с его великолепной плиткой, штукатуркой, резьбой по дереву и картинами.
Нынешняя форма мечети — результат долгой исторической эволюции на протяжении более чем 1000 лет.
Первоначально мечеть была около 30 метров в длину с внутренним двором и четырьмя поперечными нефами.
Первое расширение было предпринято в 956 г. Омейядом Калифом Кордова , Абд-ар-Рахманом III.
Молитвенный зал был расширен, а минарет был перемещен, приняв квадратную форму, которая послужила образцом для бесчисленных североафриканских минаретов .
В это время стало традицией, что другие мечети Феса призывали к молитве только после того, как услышали аль-Карауийин. В минарете мечети Аль-Каравийин есть специальное помещение Дар аль-Муваккит, где устанавливается время молитвы.
Самая масштабная реконструкция была проведена в 1135 году под патронажем правителя Альморавидов султана Али ибн Юсуфа, который приказал расширить мечеть с 18 до 21 прохода, расширив структуру до более чем 3000 квадратных метров.
Мечеть приобрела свой нынешний вид в это время с подковообразными арками и рамками иджмиза, украшенными красивыми геометрическими и цветочными андалузскими произведениями искусства, окаймленными куфической каллиграфией.
В 16 веке Саади восстановили мечеть, добавив два патио к северному и южному концам внутреннего двора.
История
Медресе
Аль-Каравийин был основан вместе с ассоциированной школой или медресе в 859 году Фатимой аль-Фихри, дочерью богатого купца по имени Мохаммед аль-Фихри.
Семья Аль-Фихри мигрировала из Кайруана (отсюда и название мечети), Тунис — Фес в начале 9 века, присоединившись к сообществу других мигрантов из Кайруана, которые поселились в западном районе города. .
Фатима и ее сестра Мариам, оба из которых были хорошо образованы, унаследовали крупную сумму денег от своего отца.
Фатима пообещала потратить все свое наследство на строительство мечети, подходящей для ее общины.
В некоторых источниках средневековое медресе описывается как «университет» в одном из справочников Rough Guide, даже конкурируя с Аль-Азхар в Каир «за звание старейшего университета в мире».
Некоторые ученые, отмечая определенные параллели между такими медресе и европейскими средневековыми университетами, предположили, что последние, возможно, находились под влиянием медресе исламской Испании и Сицилийского эмирата.
Другие ученые поставили это под сомнение, сославшись на отсутствие доказательств фактической передачи из исламского мира в христианскую Европу и подчеркнув различия в структуре, методологиях, процедурах, учебных программах и правовом статусе «Исламского колледжа» (медресе) по сравнению с европейским университетом.
Аль-Каравийин получил покровительство политически влиятельных султанов.
В нем собрана большая подборка рукописей, которые хранились в библиотеке, основанной султаном маринидов Абу Инаном Фарисом в 1349 году.
Среди наиболее ценных рукописей, хранящихся в настоящее время в библиотеке, — тома из знаменитого Аль-Муватта Малика, написанные на пергаменте газели, Сират ибн Исхак, копия Корана, данная султаном Ахмадом аль-Мансуром в 1602 году, и оригинал книги Ибн Халдуна «Аль-Ибар».
Среди преподаваемых предметов, наряду с Кораном и фикхом (исламская юриспруденция), есть грамматика, риторика, логика, медицина, математика, астрономия.
Картограф XII века Мохаммед аль-Идриси, карты которого помогли европейским исследованиям в эпоху Возрождения, как говорят, некоторое время жил в Фесе, что предполагает, что он, возможно, работал или учился в аль-Каравийине.
Медресе подготовило множество ученых, которые сильно повлияли на интеллектуальную и академическую историю мусульманского мира.
Среди них Ибн Рушайд аль-Сабти (ум. 1321), Мохаммед ибн аль-Хадж аль-Абдари аль-Фаси (ум. 1336), Абу Имран аль-Фаси (ум. 1015), ведущий теоретик школы Малики. исламского права, Лео Африканский, известный путешественник и писатель.
Ученые-пионеры, такие как Аль-Идрисси (ум. 1166 г.), Ибн аль-Араби (1165–1240 гг.), Ибн Халдун (1332–1395 гг.), Ибн аль-Хатиб, Аль-Битруджи (Альпетрагиус), Ибн Хирзихим, и Аль-Ваззан все были связаны с медресе либо как студенты, либо как преподаватели.
Среди христианских ученых, посещавших Аль-Каравийин, были бельгиец Николас Клейнаертс и голландец Голиус.
Государственный университет
В то время, когда Марокко стало французским протекторатом в 1912 году, Аль-Каравийин стал свидетелем упадка в качестве религиозного центра обучения со времен своего средневекового расцвета.
Однако он сохранил некоторое значение как учебное заведение для администрации султана.
Студенчество было жестко разделено по социальным слоям; этническая принадлежность (арабская или берберская), социальный статус, личное богатство и географическое происхождение (сельское или городское) определили групповую принадлежность студентов, которые были изолированы как в учебном заведении, так и в своей личной квартире.
Французская администрация провела ряд структурных реформ в период с 1914 по 1947 год, но не модернизировала и содержание обучения, в котором все еще доминировали традиционные мировоззрения улемов.
В то же время количество студентов в Аль-Каравийине сократилось до 300 в 1922 году, когда марокканская элита начала отправлять своих детей в недавно основанные колледжи и институты западного типа в других частях страны.
В 1947 году Аль-Каравийин был интегрирован в государственную систему образования, но только королевским указом после обретения независимости в 1963 году медресе было окончательно преобразовано в университет под контролем министерства образования.
Старая школа при мечети была закрыта, а новый университетский городок был основан на территории бывших казарм французской армии.
Когда декан занял свое место в Фесе, в городе и за его пределами были открыты четыре факультета: факультет исламского права в Фесе, факультет арабских исследований в Марракеше и факультет теологии в Тетуане, а также один факультет недалеко от Агадира в 1979 году. Были внедрены современные учебные программы и учебники, улучшена профессиональная подготовка учителей.
После реформ аль-Каравийин был официально переименован в «Университет Аль-Каравийин» в 1965 году.
В 1975 году общие исследования были переданы в недавно основанный Университет Сиди Мохамеда Бен Абделлаха ; Аль-Каравийин сохранил исламские и теологические курсы обучения.
В 1988 году, после почти трех десятилетий перерыва, преподавание традиционного исламского образования в медресе аль- Каравийин было возобновлено королем Хасаном II , что было истолковано как движение к поддержке консервативных взглядов. поддержка монархии.
Историки университетов, энциклопедий и словарей Средневековья считают, что университет (от латинского Universitas) был учреждением, уникальным для христианской Европы, что все первые университеты были расположены в Западной Европе, а Париж и Болонья часто упоминались как самые ранние примеры.
Таким образом, эти источники считают, что al-Qarawiyyin было основано и до окончания Второй мировой войны использовалось как медресе (арабский: مدرسة) или школа-мечеть.
Они считают такие учреждения, как Аль-Каравийин, высшими школами исламского права, где другие предметы имели второстепенное значение.
Они также считают, что университет был принят только за пределами Запада, в том числе в исламский мир, в ходе программ модернизации с начала 19 века.
Они датируют преобразование медресе Аль-Каравийин в университет его современной реорганизацией в 1963 году.
В результате этих реформ, аль-Каравийин был официально переименован в «Университет Аль-Каравийин» два года спустя.
В отличие от ЮНЕСКО и ряда других источников, Аль-Каравийин считается университетом с момента его основания и, следовательно, является старейшим университетом в мире.
Согласно Яхья Паллавичини , университетская модель не распространилась в Европе до 12-го века и была распространена во всем мусульманском мире с момента основания аль-Карауийин в 9-м веке до, по крайней мере, европейского колониализма.
Самый старый университет в мире
Тарудант — История университета Аль-Каравийин в Фесе восходит к IX веку, когда в Фесе обосновалась богатая семья, покинувшая свой родной город Аль-Кайруан (Тунис).
После смерти отца семьи, Мохамеда Бен Абдуллаха Аль Фихри, который был успешным торговцем, его единственные две дочери Мериам и Фатима унаследовали его гигантское состояние.
По словам доктораАбдельхади Тази в своем докторском предложении, Фатима, известная как Уму Аль Банин, что означает матери детей, посвятила свое богатство с одобрения короля Идрисси Яхьи I на строительство мечети для своей общины. Как благочестивая женщина, Фатима дала клятву соблюдать пост до завершения строительства мечети и совершила свою первую молитву в мечети в знак признательности и признательности Всевышнему.
Возведенный в 859 г. университет Аль-Каравийин, несомненно, старше египетского университета Азхар (970 г.) и его европейских аналогов: Оксфордского университета, который считается старейшим университетом англоязычного мира (основан примерно в 1096 г.). ) и Болонский университет (основан примерно в 1088 году).
Исторический университет Феса внесен в Книгу рекордов Гиннеса как старейший в мире университет, выдающий дипломы. Более того, ЮНЕСКО считает Qarawiyyin университетом с момента его основания.
Первоначально основанный как мечеть с прилегающей к нему школой-мечетью (медресе) с целью предоставить общине место для совершения религиозных ритуалов в комфорте, место поклонения вскоре приобрело другие функции.Он стал местом религиозного обучения и запоминания Корана, арабской грамматики, математики, музыки, химии, исламского законодательства, суфизма, медицины, астрономии, а также для изучения политических дебатов и уроков с упором в основном на естественные науки.
Позже мечеть создала остальную часть городской инфраструктуры. Он был окружен ночлегами, предприятиями, хамамами — парными, школами и т. Д., Многие из которых функционируют и по сей день.
После постройки мечети ученые Феса смогли превратить ее в лучшее место для обучения и научных исследований, которые привлекли множество студентов из разных уголков мира.Благодаря сменяющим друг друга династиям, правившим городом Фес, мечеть Аль-Каравийин была расширена, пока не стала крупнейшей в Африке, вмещающей 22000 прихожан, и превратилась в научный центр, развивающий престижные образовательные центры в Кордове и Багдаде.
Аль-Каравийин: культура и знания
В средние века Университет Аль-Каравийин играл значительную роль в передаче культуры и знаний между мусульманами и европейцами. В XIV веке в Фесе обучались 8000 студентов из Магриба и Египта.Университет также сыграл важную роль в распространении учения школы Малики, одной из четырех суннитских исламских сект, принявших доктрину имама Малика ибн Анаса, во всех регионах Северной Африки.
Университет находился под патронажем губернатора Марокко, и только султан мог назначать учителей. Однако учащимся было разрешено выбирать учителей и учебные программы. В этом университете учились многие известные ученые исламского мира, а именно Ибн Халдун (основатель социологии) и некоторые европейские ученые.На Западе самым известным выпускником, вероятно, является Папа Сильвестр II, который прославил в Европе арабские числа, культуру и науки, включая математику и астрономию.
В колониальный период принятие серьезных политических решений, таких как верность, колониальное сопротивление, война и мир, принималось в форме петиции, подписанной учеными Аль-Карауийин. Университет занял позицию сопротивления и неповиновения колонизаторам. Вот почему французские оккупанты Марокко тогда назвали Аль-Каравийин «темным домом».Более того, пожертвования Аль-Каравийина считались резервом для поддержки Марокко перед лицом любого чрезвычайного экономического кризиса.
Среди самых интересных традиций университета был «халиф одного часа». Накануне весны Аль-Каравийин устраивал вечеринку, похожую на карнавал, где студенты выбирали между собой губернатора на неделю, с пятницы по пятницу. Избранный студент имел привилегию встретиться с настоящим королем в течение часа и имел право обсуждать политические и религиозные вопросы, а также открыто сообщать свои мысли королю, не опасаясь притеснения.
С момента своего основания Аль-Каравийин служил одним из ведущих духовных и образовательных центров мусульманского мира. Его финансовая независимость была большим преимуществом, поскольку она помогла университету сохранить такое же высокое качество услуг, несмотря на тяжелые времена и суровые события, которые пошатнули стабильность Марокко.
© Morocco World News. Все права защищены. Запрещается публиковать, переписывать или распространять этот материал. начало пяти веков золотого века ислама.Великолепный узорчатой мозаикой, он теперь является старейшим действующим университетом в мире, посреди лабиринта грязных улочек в марокканском городе Фес.
Аль-Каравийин претендует на ведущие достижения в науке, математике и философии благодаря своим основанным на исламу учениям в то время, когда Европа терпела крах в средневековье. Это также один из немногих университетов в мире, основанный женщиной, причем цветной женщиной. Среди известных выпускников — еврейский философ Маймонид, мусульманский философ Ибн Рушд и Папа Сильвестр II, который, как говорят, ввел арабские цифры в Европу после пребывания там в десятом веке.
Забавно, как тысяча лет может расстроить репутацию. Несмотря на то, что она была учреждена женщиной около 1157 лет назад, студентки только недавно начали учиться в Аль-Каравийин в значительном количестве. Для многих опороченный имидж ислама на Западе часто сводится к положению женщин в мусульманских странах.
Широко поговорил с некоторыми студентками главного факультета исламского закона шариата об их опыте в Аль-Карауийин и об образовании в Марокко.
Ильхем Ибрагим, 22 года, говорит, что она первая женщина в своей семье, поступившая в университет, «не потому, что женщинам запретили учиться, а по социальной традиции учиться до двенадцати лет, а затем выходить замуж; теперь это можно найти только в сельская местность и горы «.
«Фатима была хорошо образованной и богатой», — объясняет она. «Она приехала в Фес и отдала деньги своей семьи Аллаху, построив университет; она постилась 18 лет, которые потребовались, чтобы построить».
После обретения в 1956 году независимости от колониальной Франции, школьное образование в Марокко стало обязательным, и посещаемость выросла с 17 до 85 процентов детей.Но, несмотря на текущие инициативы правительства, показатели отсева высоки, и почти каждая вторая женщина по-прежнему неграмотна. В некоторых сельских районах, где девять из десяти женщин уже неграмотны, обучение в школе не имеет экономического смысла.
Подробнее: Как исламофобия больше всего вредит мусульманским женщинам
В Аль-Каравийин все еще чаще участвуют мужчины, но Ибрагим говорит, что она не особенно гордится тем, что студентка. «Я не думаю, что для женщины больше трудностей, здесь больше мужчин, но это зависит от выбора», — говорит она.
Асмаа, 20 лет, считает, что учеба в Аль-Каравийин не лучший вариант. «Аллах направил меня изучать шариат, и, слава богу, он мне нравится. Теперь я хочу преподавать шариат, но я мог бы использовать его для работы в справедливости, в обществе, есть много возможностей».
Две женщины делают селфи на территории университета.
Хотя Асмаа также первая женщина в своей семье, поступившая в университет, она говорит, что в наши дни успех ее сверстниц в Аль-Каравийин зависит только от их амбиций.«Меняется менталитет, я хочу чем-то заниматься в своей жизни и иметь семью, которая поддерживает меня», — говорит она.
По всему Марокко «Фассис» пользуются репутацией эрудитов. Сыновья и дочери Феса, одаренные культурой, гордятся своей древней столицей и продолжают играть ведущую роль в правительстве и обществе, несмотря на то, что Франция в 1912 году перенесла резиденцию правительства в прибрежный Рабат.
Это репутация, которая объясняет некоторые из аномалии женского образования в городе тоже. 20-летний товарищ Аль-Каравийин, студентка Джихад, говорит, что ее мать и бабушка до нее учились в университете.«Это было очень редко, но моя семья всегда была непредубежденной. Первое слово, которое Аллах сказал пророку, было« Икра »[читать]… на самом деле я хотел изучать экономику, но тот колледж был переполнен, поэтому я приехал сюда».
Отгоняя пчел от чая на территории Клуба учителей Феса, учительница Рабия Муси соглашается с тем, что история города уникальна: «У нас здесь гордая история культуры, и поэтому женщины, возможно, в отличие от других мест, преуспели. в академических кругах «.
В Марокко, говоря о социальных проблемах, часто всплывает французская оккупация, которая демонстрирует, насколько глубоко марокканцы считают, что она повлияла на страну.Между 1912 и 1956 годами, французский контроль в рамках миссии civilisatrice принес «культуру» в Марокко, одновременно экспортируя экономические выгоды домой. Несмотря на свержение имперского ига шестьдесят лет назад, студенты колледжей сдают экзамен на степень бакалавра по французскому языку, французский по-прежнему является вторым языком страны, а высшее образование преимущественно преподается на этом языке.
Университет Аль-Каравийин теперь принимает как мужчин, так и женщин.
В колониальный период французы были вовлечены в дела Аль-Карауийина из-за политического влияния, которое он имел, и пытались реформировать его структуру, чтобы поддержать свое правление.После обретения независимости университет был переведен из Министерства по делам религий в Министерство образования, и студенты начали призывать к модернизации дополнений, таких как модернизация столов с циновок.
«До обретения независимости существовало только религиозное образование, и только после этого марокканцы стали широко изучать другие предметы», — говорит кинорежиссер Мерием Адду. «Университет Каравийин является хорошим примером того, что если вы закончите его, вы будете считаться образованным и достигнете высокого уровня в обществе.Женщины время от времени учились в Каравийине, но когда мы говорим, что кто-то был образован, это означало, что они знали Коран и все о религии, возможно, немного астрономии и своего рода математики ».
Некоторые из самых замечательных изменений в жизни женщин образование, однако, произошло совсем недавно. Они показывают, как исламское образование теперь используется марокканскими женщинами в качестве средства продвижения своих прав и социального статуса.
Адду в прошлом году снял фильм под названием Casablanca Calling on mourchidat — новый титул, установленный правительством в 2006 году для образованных мусульманских женщин, которые хотят вести религиозную общинную жизнь.Несмотря на то, что она рассматривается как государственная инициатива по продвижению собственного бренда «современного ислама», она, тем не менее, радикальна. «Теперь они могут делать все, что могут делать имамы-мужчины, кроме возведения молитв, например давать личные и религиозные советы и входить в мужскую часть мечети. Впервые в мусульманском государстве женщины могут стать официальными религиозными лидерами», — сказал он. Адду сообщает Broadly .
Хотя эти достижения исходят от правительства, ученый Йельского университета Мерием Эль-Хайтами утверждает, что они обеспечивают новую платформу влияния для мусульманских женщин, чтобы они могли изменить свое положение к лучшему.Став уважаемыми религиозными авторитетами, он ставит их на руководящие должности, где они могут пересмотреть исламскую мысль, изменить динамику социальной структуры и внести более широкий вклад в социальное благополучие женщин. «Они определяют новую модель активности, которая направлена на содействие социальной реформе путем распространения религиозных ценностей», — пишет Эль-Хайтами для OpenDemocracy .
Что еще предстоит увидеть, так это то, какое долговременное влияние эти образованные мусульманки окажут на марокканское общество.
«Франция сдержала страну и остановила перемены», — говорит студент Аль-Каравийин Ильхем. «Чего Марокко достигнет за сто лет, оккупация подавляется поколениями. Проблема в том, что в школе мы получаем степень бакалавра, мы все еще хотим учиться во Франции; нам нужно перестать следовать за Францией в культуре и идти своим путем.
Самый старый университет на Земле
29 октября 2019 г.,
14 комментариев
Если вам нужно было угадать, где находится самый старый из существующих университетов на Земле, какая страна или регион придет вам на ум в первую очередь? Хорошее предположение — это то, где история уходит дальше всего: Южная Азия, Китай, Западная Африка, может быть, Европа? Что ж, если вы так догадались, то ошиблись.
Старейшим действующим университетом в мире, по данным ЮНЕСКО, является университет Аль-Каравийин (Аль-Карауин), расположенный в Фесе, Марокко. Он был основан в 859 году н.э. Фатимой Аль-Фихри, женщиной, чья семья иммигрировала в Фес из города Кайруан, современный Тунис. Вы заметите сходство между родным городом Фатимы и названием университета. Это потому, что она назвала школу в честь своего собственного рождения.
Не так много подробностей личной жизни Фатимы известно, но Аль-Каравийин — один из немногих университетов в мире, основанный женщиной.Как это для женщин впереди? Она финансировала и контролировала весь проект на деньги, оставленные ей отцом. В университете также находится одна из, если не самая старая библиотека в мире.
Библиотека была отремонтирована канадско-марокканским архитектором Азизой Чауни и открыта для публики в мае 2016 года.
Вы когда-нибудь задумывались, кто ходил по тем же коридорам, что и вы, сидел в классе с вами или, может быть, использовал старый учебник перед вами, который вам дал учитель? Что ж, у этого университета определенно есть своя история, и он был домом для некоторых теперь очень известных людей.
Среди выпускников вуза:
Еврейский философ Майонид (1135–1204 гг. Н. Э.), Также известный как Моисей бен Маймон. Он был выдающимся астрономом, врачом и одним из самых плодовитых и влиятельных знатоков Торы средневековья.
Ибн Рушд (1126–1198 гг. Н. Э.), Которого в латинской литературе называют Аверросом, известен в западном мире своими комментариями к Аристотелю. Он также считается одним из величайших мыслителей и философов в истории.
Папа Сильвестр II (946–1003 гг. Н. Э.) Также учился в Аль-Каравийине. Он был плодовитым учителем и знатоком математики и, как говорят, первым ввел в Европу десятичную систему счисления с использованием индо-арабских цифр.
Мухаммед аль-Идриси (1100-1165 гг. Н. Э.), Североафриканский араб, живший в Палермо, Сицилия (Италия), карты которого помогли европейским исследованиям во время Возрождения, как говорят, жил в Фесе и, таким образом, преподавал в Аль-Карауийин .
Leave a Reply