404 Cтраница не найдена
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта МГТУ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь.
Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом ФГБОУ ВО «МГТУ» и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.
Размер:
AAA
Изображения
Вкл.
Выкл.
Обычная версия сайта
К сожалению запрашиваемая страница не найдена.
Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже
|
|
О геополитической сути политических, экономических и региональных целей Азербайджанской Республики | Бахтияр Набиев
О геополитической сути политических, экономических и региональных целей Азербайджанской Республики
Бахтияр Набиев*
Summary
The
scientific aim of the article is to touch upon certain aspects of the
geopolitical nature of the political, economic and regional goals of the
Republic of Azerbaijan. Based on the literature, certain results on this topic
were studied and achieved. The importance of the achieved successes in the
field of the geoeconomic level of development and protection of the national
economic interests of the Republic of Azerbaijan is also touched upon.
Key Words: Azerbaijan
Republic, foreign policy, world, political, economic goal.
В обеспечении
национальной безопасности и развития Азербайджанской Республики и в определении государственной политики в
этой области важное значение имело формирование общей идеи — азербайджанизма и
поднятие ее на уровень официальной государственной политики. Эта идея, особенно важную роль, сыграла в
восстановлении и укреплении государственной независимости, в сохранении и
развитии духовно — национальных ценностей в стране, в объединении
азербайджанцев мира вокруг традиций независимой государственности.
Базирование кода
национальной идентификации Азербайджана на большие культурно – исторические
традиции, на глубокие этнические и полиэтнические корни обеспечивает
уравновешение и стойкость его национальной идеологии. Благодаря этим качествам идея азербайджанизма с одной стороны превращается в главное
средство сохранения национальных ценностей и традиции, с другой стороны создает
условия для модернизации духовной жизни путем принятия передовых элементов
мировой цивилизации, содействует динамическому развитию независимой страны,
укреплению его международного положения (1). Надо отметить что, Гейдар Алиев
превратил идею азербайджанства в платформу национального единства всего
азербайджанского народа, всех связанных с Азербайджаном соотечественников и
сограждан, проживающих за рубежом. Если до Гейдара Алиева эта идея носила в основном,
характер этнолингвистической, этнографической, литературной, культурно-эстетической,
философской и моральной ценности, то в его период, получив серьезное насыщение
социально-политическим содержанием, была включена в систему общих и объединительных
идей и тем самым стала неотъемлемой частью государственного строительства (12,
60)
Внешняя политика
Азербайджанской Республики служит реализации этих концептуальных идей (2). Азербайджан в
своем развитии ориентируется на непреходящие ценности мировой цивилизации –
демократию, свободу личности и верховенство закона. Отсюда исходит и концепция
внешней политики, направленной на построение равноправных и взаимовыгодных
отношений со всеми государствами и обеспечение активного участия Азербайджана в
многосторонней дипломатии. Главные характеристики этой политики – открытость,
или, как сейчас часто говорят, «транспарентность», стремление к добрососедству
и партнерству, отказ от стереотипов прошлого (11).
Азербайджанская
Республика является активным участником мирового и регионального уровня
экономических и военно – политических процессов. Являясь самым активным и определяющим участником региональных
процессов, Азербайджан имеет свои превосходства. По демографическому потенциалу
Азербайджан является самой крупной страной Южного Кавказа. Несмотря на
разнородность национального состава, здесь сформировался доминант сознания
государственности у населения страны. Здесь необходимо отметить что, определенная
часть современного периода истории Азербайджана связана с именем общенационального
лидера Гейдара Алиева (3). В том числе, Азербайджан самая большая страна Южного
Кавказа по территории, имеет самые длинные границы с сопредельными странами.
Международные транзитные дороги проходит по его территории. Одной из
геостратегических и геоэкономических преимуществ Азербайджана является наличие здесь уникальных
коммуникационных возможностей, соединяющих Европу с Азией (4). Экономический
потенциал Азербайджана позволяет наилучшим образом представить страну в мировом
рынке (5). В некоторых случаях Азербайджан занимает ведущую позицию также в
региональных процессах, что обуславливается вышеуказанными преимуществами этой
страны. Причиной тому служит следующие факторы: самая большая страна, самая
богатая страна, важный «узел» в мировых политических процессах. Все это
базируется на концептуальном отношении общенационального лидера Гейдара Алиева.
Концептуальное отношение общенационального лидера Гейдара Алиева основывалось
на глубокий ум, полезную практику и методике своевременных действий.
Азербайджан
строит партнерство в первую очередь на реализации своего экономического
потенциала. Если можно так выразить, геополитика этой страны стоит на
геоэкономических моделях. Реализация национально – экономических интересов
Азербайджана, успехи, достигнутые в повышении уровня геоэкономического
развития, нашло свое отражение в его международных связях. Исходя из этого, нефтяная стратегия
Азербайджанской Республики, которая предусматривает его геоэкономическое
развитие, одновременно отражает ее позиции. А это в свою очередь расширяет
диапазон реализации национально – экономических интересов страны не только в
ближайшее будущее, но и в перспективе длительного будущего. Эта ситуация
открывает путь на формирование и развитие экономической дипломатии страны. Не
случайно что, с 1994 года в Азербайджане широко распространяется понятие
«нефтяная дипломатия» (6). Страны, вложившие свои инвестиции в экономику
Азербайджана, заинтересованы в обеспечении своих экономических интересов и
встретили здесь реальные условия на увеличения своего капитала, что стала
крахом анти-азербайджанской агитации Армении. Экономические возможности
Азербайджана открывают путь на его культурный прогресс. Тандем опытного лидера
с потенциальной страной стали причиной первых успехов Азербайджана. Эти
процессы привели к лидерству Азербайджана на Южном Кавказе. Этот факт признают
и недруги нашей страны. Одним словом, главным условием приобретения
независимости, создания и укрепления демократического государства в
Азербайджане было существование такой яркой феноменальной исторической личности
– общенационального лидера Гейдара
Алиева (7). Общенациональный лидер Гейдар Алиев придавал большое значение на
расширение партнерства с международными организациями. Являясь членом этих
организации, Азербайджан последовательно и активно участвует в их работе, путем
активного сотрудничества с ними привлекает внимание мировой общественности на
проблемы страны. 4 мая 1994 года подписание Г.Алиевым программного документа
«Партнерства во имя мира» стало самым важным шагом в укреплении международных
связей Азербайджана.
22 апреля 1996
года между Азербайджанской Республикой и ЕС было заключено «Соглашение о
сотрудничестве и партнерстве» в области торговли, капиталовложении, экономики,
законодательства, культуры, по предотвращению незаконной торговли и иммиграции.
Подписание этого соглашения высоко оценивается как очередной успех
внешнеполитического курса независимого Азербайджана, так как открывает широкие
возможности на пути расширения связей республики с европейскими институтами и
структурами, является юридической базой интеграционных процессов. Членство
Азербайджана в Европейском Совете играет важную роль в объективном
представлении главных проблем молодой республики на внимание мирового
сообщества, в интеграции Азербайджана в Европейские институты. 17 января 2001
года на основе решения Комитета Министров Европейского Совета Азербайджанская
Республика была принята на уровне полноправного члена. Этот политический курс общенационального
лидера Гейдара Алиева потом был продолжен Президентом Азербайджанской Республики Ильхам Алиевым.
В процессах
региональной интеграции в качестве партнеров Азербайджана участвовали не только
Южно-Кавказская страна Грузия, также как мировая страна Россия, региональные
лидеры Турция и Иран. Кроме этого, Азербайджан представлял США и
Западноевропейским странам пропорциональные справедливые и возможности на
участие в региональных процессах.
В региональной политике
Азербайджанской Республики в ряду важных вопросов были геополитические риски.
Геополитика это проведение государственной политики с учетом географического
положения страны. Это сложная процедура и автоматически соединяет в себе многие
факторы.(8). Поэтому в исследованиях геостратегических рисков нужно учесть
идеологические, этнопсихологические, межнациональные, геокультурные, ментальные
и др. факторы. Вышеперечисленные факты дают основание, определит анатомию этих
рисков на Южном Кавказе и формировать
соответствующую внешнюю политику страны. Можно определить три уровня рисков на
Южном Кавказе: 1) Формы проявления глобальных геостратегических рисков в
конкретном регионе; 2) риски, связанные с историческими, этнополитическими,
социально-культурными особенностями региона; 3) риски, основанные на внутренних
угрозах на политические, географические, этно демографические,
социально-культурные, экономические и территориальные целостности страны.
Приоритетное
направление внешней политики Азербайджана на современном этапе Нагорно –
Карабахский вопрос. Решение этого вопроса требует согласования геополитических
рисков на этом пути, соединение их в единой структуре, управление ими на
платформе государственных интересов Азербайджана, в целом политического и
дипломатического творческого отношения. Одновременно, надо учесть влияние новых факторов финансовой сферы Европы
на регион, исследовать политические аспекты механизма влияния на решение
Нагорно-Карабахского конфликта между Азербайджаном и Армении. Учет влияния
параметров, активизирующих геополитическую динамику на Южном Кавказе во
внешнеполитических линиях, выводит на первый план необходимость строение модели
динамичной политики. Здесь необходимо перейти от рисков к интенсификации
процессов региональной социально-культурной и экономической интеграции. Главным
препятствием на этом пути Нагорно-Карабахская проблема, и поэтому, наша
дипломатия должна обезвредить геополитические факторы, мешающие решению
замороженного конфликта. Азербайджанская дипломатия увеличила активность в этом
направлении и достигла определенных успехов, что является прямым
доказательством систематического выполнения внешнеполитической концепции
президента страны МИД-м республики.
Азербайджан
демонстрирует практику системного проведения сбалансированного политического
курса в таком сложном регионе, как Южный Кавказ, учитывая вызовы новых
геополитических реалий. Этот аспект внешней политики очень важен с точки зрения
доверия стране и приобретенного ею на этой основе международного имиджа (14).
Рост экономической мощи Азербайджана привлек внимание международного сообщества.
Официальный Баку получил приглашение на мероприятие Большой двадцатки,
состоявшейся в феврале 2012 года в Мексике. Через месяц после этого Азербайджан
стал участником саммита по ядерной безопасности, состоявшейся в столице
Корейской республики Сеуле. Наряду с
этим, в Азербайджане проводятся международные мероприятия. Начиная с 2011 года,
в Баку проводится «Всемирный форум межкультурного диалога» (раз в два года).
Кроме того, Азербайджан является инициатором такого престижного мероприятия,
как «Международный гуманитарный форум». С 2009 года Баку стал столицей
«Исламской культуры» и наконец, в 2012 году в Баку состоялся международный
конкурс песни «Евровидение-2012». Отдельно
нужно подчеркнуть переход к Азербайджану председательства в Организации Экономического
Сотрудничества. Главы стран, принявшие участие в последнем саммите организации
в Баку, говорили о достижениях Азербайджана во внутренней и внешней политике.
На Южном Кавказе нет второй такой страны, проводящей эффективную внешнюю
политику в таком масштабе. В числе
приоритетов внешней политики важное место занимают сотрудничество с
международными организациями, разработка и реализация энергетических
проектов, выполнение роли транспортного коридора между двумя континентами.
Азербайджан является единственной кавказской страной, реализующей системные
программы в вышеназванных сферах (13).
Учитывая
вышесказанное, следует придать значение нижеследующим научно-методологическим принципам классификации механизма
и средств геополитической деятельности Азербайджана:
1. во-первых, в ряду важных
факторов позитивного развития геополитической деятельности Азербайджанской
Республики должен стоят человеческий фактор. Среди граждан Азербайджана
необходимо вести постоянную идеологическую работу о необходимости укрепления
геополитической роли страны. Кроме этого необходимо придать значение подготовки
кадров, способных реализовать внешнюю политику государства. Президент
Азербайджанской Республики Ильхам Алиев неоднократно говорил о ведущем значении
для нас людского капитала страны, который стоит на первом месте и конечной
целью политики Азербайджанского правительства «перевести нефтяной капитал на
человеческий капитал» (9). Понятие «человеческий капитал» должен найти свое
отражение в геополитических механизмах и средствах;
2. во – вторых, для укрепления
геополитических средств Азербайджанской Республики в действенных направлениях экономических
механизмов необходимо учесть геополитических интересов. Это означает что,
республика должна заниматься экспортом разных форм капитала в региональных
экономических процессах. Сюда относиться не только финансовый капитал, и
экспорт людского капитала. В этом направлении главным является государственная политика предложения другим
странам высококвалифицированных кадров страны. Пришло время вывести на первый
план и усилить участие в транснациональных структурах людей, выделяющихся
высоким патриотизмом и политическим умом. Необходимо систематизировать
концептуальные знания в этом направлении;
3. в – третьих, в окружающей нас среде необходимо
провести работу по укреплению диаспору, что является одним из приоритетов
внешней политики нашего государства. В современный период понятие диаспора
превращается в важного элемента международных отношений. Реалии глобального
мира ставит новые задачи в этом направлении перед Азербайджанской
Республикой. Ускоренные процессы
интеграции между народами, увеличенная роль в международных отношениях
организации диаспоры и лобби деятельность в этом направлении сделали исторической
необходимостью.
4. в – четвертых, усиление
военного сотрудничества Азербайджанской Республики с Турцией усилило бы обезвреживание «недругов»
нашей страны и ее геостратегическое продвижение. Одновременно, усиливая военное
сотрудничество с остальными государствами, Азербайджанская Республика получить возможность на дипломатическое
изолирование Армении, лишать ее партнеров в области военного сотрудничества.
Необходимо искать новых возможных вариантов в этом направлении на уровне
военных экспертов и аналитиков.
Библиография
Гасанов А. Основы национального развития и политики
безопасности Азербайджанской Республики. Bakı: “Zərdabi LTD”, 2016, s. 16-17,
700 səh
http://www.azerbaijan.az/portal/StatePower/Ministers/ministersCabinet_06_r.html;
Насибов. E. M. Основы классификации государств по силе и
международные отношения. Bakı: “Elm və Təhsil”, 2013, s. 84-85, 320 səh.
Гусейнова И. Основатель независимого Азербайджанского
государства. Баку: «Образование», 2004, 6, 472 стр.
Байрамов В. Азербайджан станет в ближайшем будущим транзитным
центром. // “Xalq” qazeti, 21 iyul 2016
–cı il, s.6
Атакишиев М. Роль нефтяной стратегии в развитии национальной
экономики Азербайджана //Azərbaycanın vergi jurnalı, 5 (119)/2014 səh. 85-94.
Каримли И. Проблемы экономических интересов и концепция
геоэкономического развития Азербайджана // Azərbaycanın vergi jurnalı. 3/ 2012,
s. 131-144, s. 139
Худиев А. Формирование внешней политики с точки зрения
геополитических рисков и дипломатия
диалога //Azərbaycan Respublikası Xarici İşlər Nazirliyinin jurnalı, 25 / 2009,
s. 45-50
Развитие человеческого капитала. “Səs” Analitik Qrupu
Səs.-2012. – 6 aprel. –S. 7
Диаспорная политика Ильхама
Алиева была успешно реализована в 2010 году // Səs.- 2011.- 6 yanvar.- S. 3
Азербайджан и геополитические
реалии региона. http://a-r.az/ru/node/1089#.WPZ1WmnyjIU
ГАСАНОВ. А. М. Политика национального развития и безопасности Азербайджанской Республики. Баку, “Zərdabi LTD” MMC, 2014. 672 c
Внешняя
политика Азербайджана: приоритеты и реалии. http://newtimes.az/ru/relations/1079
Азербайджан: модель новой внешней политики и взгляда в
будущее. http://azertag.az/ru/xeber/Azerbaidzhan_model_novoi_vneshnei_politiki_i_vzglyada_v_budushchee-892354
WDI — Классификация стран по доходам
Загрязняют ли более богатые страны больше, чем более бедные? Какой прогресс в сокращении бедности был достигнут в странах, затронутых нестабильностью и конфликтами? Чтобы пролить свет на то, как обстоят дела в различных группах стран, Всемирный банк классифицирует страны на основе различных характеристик, таких как география, право на получение кредита, нестабильность и средний уровень дохода. Что касается дохода , Всемирный банк делит страны мира на четыре группы доходов: высокий, выше среднего, ниже среднего и низкий.
Классификация доходов основана на показателе национального дохода на душу населения или ВНД на душу населения, рассчитанного с использованием метода Атласа. В 1978 году в первом Докладе о мировом развитии были представлены группы стран с «низким» и «средним доходом» с использованием порогового значения дохода на душу населения в размере 250 долларов США в качестве порогового значения между группами. В WDR 1983 г. «группа со средним доходом» была разделена на группы «ниже среднего» и «выше среднего», а в 1989 г. было введено определение страны с «высоким доходом».
С тех пор пороговые значения, позволяющие различать группы доходов, со временем были скорректированы с учетом цен. По состоянию на 1 июля 2019 года страны с низким доходом определяются как страны с ВНД на душу населения, рассчитанным с использованием метода Атласа Всемирного банка, в размере 1025 долларов США или менее в 2018 году; страны с доходом ниже среднего — это страны с ВНД на душу населения от 1026 до 3995 долларов; страны с доходом выше среднего — это страны с доходом от 3 996 до 12 375 долларов; страны с высоким уровнем доходов — это страны с ВНД на душу населения в размере 12 376 долларов США и более. На диаграмме показано, как пороговые значения и экономика различных стран менялись с течением времени.
Как видно из приведенной выше диаграммы, доходы многих стран со временем превысили пороговые значения группы доходов. Поскольку в последние десятилетия в большинстве частей мира наблюдался значительный экономический рост, а пороги классификации остаются стабильными в реальном выражении, в настоящее время меньше стран с низким уровнем дохода и больше стран получили статус со средним или высоким уровнем дохода. Только с 2003 года количество стран с низким уровнем дохода сократилось почти вдвое, с 66 до 31 в 2019 году. В настоящее время число стран с высоким уровнем дохода составляет 80, по сравнению с менее чем 50 в 1990-е. Число стран со средним уровнем дохода составляет 107 (60 стран с доходом выше среднего и 47 стран с низким и средним доходом), и оно не сильно изменилось по мере того, как страны переходили как в эту группу, так и из нее. На приведенной ниже диаграмме показано количество стран в каждой группе с течением времени.
Изменения становятся еще более заметными, если посмотреть на долю мирового населения, проживающего в каждом типе стран. Подавляющее большинство (75 процентов) людей в настоящее время проживает в странах, определяемых как страны с доходом ниже или выше среднего. Поскольку крупные страны, такие как Индия и Китай, перешли из стран с низким доходом в страны со средним доходом, доли населения резко изменились. В 19В 90-е годы более 6 из 10 человек населения мира жили в странах с низким доходом, в то время как сегодня это примерно 1 из 10. не меняясь с 1988 года (в реальном выражении), критики утверждают, что эти группы доходов теряют актуальность и несколько произвольны и устарели.
Существует множество способов группировки стран и организации анализа данных о развитии, и классификация доходов — лишь один из многих. Тем не менее, абсолютный характер порогов и долгая история схемы классификации обеспечивают полезный способ отслеживания прогресса с течением времени. А аналитики всегда могут выбрать и проанализировать данные для пользовательских группировок, используя данные из нашего банка данных.
Важно подчеркнуть, что классификации доходов предназначены для агрегирования и анализа данных по группам схожих стран. Среди прочего, классификации доходов используются в WDI и Атласе ЦУР, чтобы пролить свет на следующие вопросы:
- Какой тип стран имеет больший вес в мировой экономике?
- Сколько заимствуют страны со средним уровнем дохода?
- Чем отличается использование Интернета в разных странах?
До недавнего времени Всемирный банк использовал классификации доходов только в аналитических целях, но теперь они также влияют на некоторые оперативные политики. Начиная с 1 июля 2018 г. к кредитам МБРР для стран с высоким уровнем доходов применяются надбавки, как описано в документе Комитета по развитию «Устойчивое финансирование для устойчивого развития».
Модели международного развития, стратегии, теории и объяснения
Печать
Теория модернизации (Ростоу)
Следующая информация взята из Jacobs, J. (nd). Пять стадий экономического роста и развития Ростоу подвергаются широкой критике. Проверено 26 марта 2015 г.
Пять этапов экономического роста и развития Ростоу широко критикуются
Джульет Джейкобс
Теории развития в географии
Географы часто стремятся классифицировать места, используя шкалу развития, часто разделяя страны на страны «развитые» и «развивающиеся», «первый мир» и «третий мир», или «ядро» и «периферия». Все эти ярлыки основаны на оценке развития страны, но возникает вопрос: что именно означает «развитость» и почему одни страны развились, а другие нет? С начала двадцатого века географы и те, кто занимается обширной областью исследований развития, пытались ответить на этот вопрос и в процессе придумали множество различных моделей для объяснения этого явления.
В.В. Ростоу и этапы экономического роста
Одним из ключевых мыслителей в исследованиях развития двадцатого века был У.В. Ростоу, американский экономист и государственный служащий. До Ростоу подходы к развитию основывались на предположении, что «модернизация» характерна для западного мира (в то время более богатых и могущественных стран), которые смогли выйти из начальных стадий отсталости. Соответственно, другие страны должны подражать Западу, стремясь к «современному» состоянию капитализма и либеральной демократии. Используя эти идеи, Ростоу написал свои классические «Этапы экономического роста» в 1919 г.60, в котором представлены пять шагов, через которые должны пройти все страны, чтобы стать развитыми: 1) традиционное общество, 2) предпосылки для взлета, 3) взлет, 4) стремление к зрелости и 5) эпоха высокого массового потребления. Модель утверждала, что все страны существуют где-то в этом линейном спектре и поднимаются вверх по каждой стадии процесса развития:
- Традиционное общество: Эта стадия характеризуется устойчивой, основанной на сельском хозяйстве экономикой с интенсивным трудом и низким уровнем торговли и населения, у которого нет научного взгляда на мир и технологии.
- Предпосылки к взлету: Здесь общество начинает развивать производство и более национальное/международное, а не региональное мировоззрение.
- Взлет: Ростоу описывает эту стадию как короткий период интенсивного роста, когда начинается индустриализация, а рабочие и институты концентрируются вокруг новой отрасли.
- Стремление к зрелости: Этот этап занимает длительный период времени по мере повышения уровня жизни, расширения использования технологий, роста и диверсификации национальной экономики.
- Эпоха Высокого Массового Потребления: На момент написания этой статьи Ростоу считал, что страны Запада, особенно Соединенные Штаты, занимают последнюю «развитую» стадию. Здесь экономика страны процветает в капиталистической системе, характеризующейся массовым производством и потребительством.
Модель Ростоу в контексте
Модель стадий роста Ростоу является одной из самых влиятельных теорий развития двадцатого века. Однако это также было основано на историческом и политическом контексте, в котором он писал. «Этапы экономического роста» были опубликованы в 1960, в разгар холодной войны, и с подзаголовком «Некоммунистический манифест», он был откровенно политическим. Ростоу был яростным антикоммунистом и правым; он смоделировал свою теорию по образцу западных капиталистических стран, которые индустриализировались и урбанизировались. В качестве сотрудника администрации президента Джона Ф. Кеннеди Ростоу продвигал свою модель развития как часть внешней политики США. Модель Ростоу иллюстрирует желание не только помочь странам с низким доходом в процессе развития, но и утвердить влияние Соединенных Штатов на влияние коммунистической России.
Рисунок 8.4. Этапы экономического роста Ростоу
Нажмите, чтобы развернуть, чтобы получить дополнительную информацию
Блок-схема этапов экономического роста Ростоу
Блок-схема начинается слева внизу с традиционного общества и перемещается вверх и вправо по следующим шагам.
1. Традиционное общество
а. Ограниченная технология; статическое общество
б. Переход, вызванный внешним влиянием, интересами или рынками
2. Условия для взлета
а. Коммерческая эксплуатация сельского хозяйства и добывающей промышленности
b. Создание физической инфраструктуры (дороги, железные дороги и т. д.) и появление социальной/политической элиты
3. Взлет
а. Развитие производственного сектора
b. Инвестиции в производство превышают 10% национального дохода; развитие современных социальных, экономических и политических институтов
4. Стремление к зрелости
а. Развитие более широкой промышленной и коммерческой базы
b. Использование сравнительных преимуществ в международной торговле
5. Высокое массовое потребление
Кредит: Нокс и Марстон
Основной аргумент Ростоу состоит в том, что некоторые места продвинулись дальше других в плане экономического развития (как показано на карте ВНП). Ростоу считает, что более бедные места находятся на начальном или начальном этапе развития, в то время как страны с более высоким уровнем ВНП находятся на более позднем этапе более высокого развития. Таким образом, все места находятся на определенной стадии последовательности развития.
Последовательность развития, очерченная Ростоу, включает следующие пять стадий:
- традиционное общество
- предпосылки для изменения
- взлет
- стремление к зрелости
- массовое потребление
Эти этапы предполагают, что общество переходит от традиционной фазы, характеризующейся недостатком знакомства с западным обществом, отсутствием науки и техники, зависимостью от сельского хозяйства и высоким уровнем бедности, к модернизированной, индустриализированной и развитая экономика. Ростоу утверждает, что благодаря увеличению инвестиций, расширению контактов с модернизированным западным обществом и изменениям в традиционной культуре и ценностях общества станут более развитыми.
Что такое предполагаемая цель и модель ?
Целью является промышленно развитая капиталистическая либеральная демократия; США является образцом. Теория модернизации — это, по сути, диффузионистская теория: предпосылка состоит в том, что развитие в США и Европе может быть скопировано в другом месте. Он утверждает, что развивающимся странам нужен хотя бы первоначальный стимул из внешнего источника, возможно, из развитой страны, чтобы дать толчок процессу. Следовательно, он утверждает, что внутреннее развитие маловероятно. [Обратите внимание на акцент на внешнем раздражителе: как же это происходило в первых случаях?]
Следующая информация взята из Jacobs, J. (nd). Пять стадий экономического роста и развития Ростоу подвергаются широкой критике. Проверено 26 марта 2015 г.
Продолжение: Пять стадий экономического роста и развития Ростоу широко критикуются
Джульет Джейкобс
Многие до сих пор рассматривают модель Ростоу как дорожную карту развития страны. Сингапур — один из лучших примеров страны, которая росла таким образом и сейчас является заметным игроком в мировой экономике. Сингапур — это страна Юго-Восточной Азии с населением более пяти миллионов человек, и когда она стала независимой в 19 году65, у него не было особых перспектив роста. Тем не менее, он рано индустриализировался, развивая прибыльное производство и высокотехнологичные отрасли. Сингапур в настоящее время сильно урбанизирован, и 100% населения считается «городским». Это один из самых востребованных торговых партнеров на международном рынке с более высоким доходом на душу населения, чем во многих европейских странах.
Критика модели Ростоу
Как показывает пример Сингапура, модель Ростоу по-прежнему проливает свет на успешный путь экономического развития некоторых стран. Тем не менее, есть много критических замечаний по поводу его модели. В то время как Ростоу демонстрирует веру в капиталистическую систему, ученые критикуют его склонность к западной модели как к единственному пути к развитию. Ростоу излагает пять кратких шагов на пути к развитию, и критики отмечают, что не все страны развиваются таким линейным образом; некоторые пропускают шаги или идут разными путями. Теорию Ростоу можно охарактеризовать как теорию «сверху вниз», или теорию, в которой делается акцент на просачивающемся эффекте модернизации городской промышленности и западного влияния на развитие страны в целом. Более поздние теоретики бросили вызов этому подходу, подчеркнув парадигму развития «снизу вверх», в которой страны становятся самодостаточными за счет местных усилий, а городская промышленность не нужна. Ростоу также предполагает, что все страны стремятся развиваться одинаково, с конечной целью высокого массового потребления, не принимая во внимание разнообразие приоритетов, которые придерживается каждое общество, и разные меры развития. Например, хотя Сингапур является одной из самых экономически процветающих стран, он также имеет один из самых высоких разрывов в доходах в мире. Наконец, Ростоу игнорирует один из самых фундаментальных географических принципов: местоположение и положение. Ростоу исходит из того, что все страны имеют равные шансы на развитие, независимо от численности населения, природных ресурсов или местоположения. Сингапур, например, имеет один из самых оживленных торговых портов в мире, но это было бы невозможно без его выгодного географического положения как островного государства между Индонезией и Малайзией.
Несмотря на многочисленную критику модели Ростоу, она до сих пор является одной из наиболее широко цитируемых теорий развития и главным примером пересечения географии, экономики и политики.
Источники:
Binns, Tony, et al. Географии развития: Введение в исследования развития, 3-е изд. Харлоу: Pearson Education, 2008.
«Сингапур». CIA World Factbook, 2012. Центральное разведывательное управление. 21 августа 2012 г.
Критика теории модернизации Ростоу:
- Целью является промышленно развитая капиталистическая либеральная демократия; США является образцом.
- Модель предполагает, что разработка в США и Европе может быть скопирована в другом месте. Один размер подходит всем.
- Он игнорирует многое из географии и истории, например влияние колонизации на экономическое развитие.
- Он не устраняет препятствия на пути развития, с которыми сталкиваются ранее колонизированные регионы: эксплуатация ресурсов, геноцид, политическое господство в течение длительных периодов времени, гражданские беспорядки, крайняя бедность, искусственные границы (Африка).
- Страны, которые не развиваются так, как США или Европа, рассматриваются как «проблемные».
- Существуют экологические ограничения для массового потребления (конечная цель).
Теория зависимости: развитие слаборазвитости (Фрэнк)
- Масштаб анализа: региональный/глобальный
- Благодаря историческому (колониальному) и современному (неоколониальному) взаимодействию развивающиеся страны претерпели изменения, но к худшему.
- Источник дешевой рабочей силы и сырья для развитых стран, из-за которого эти бедные страны еще больше истощились и обнищали.
- Неравный обмен и ухудшение условий торговли.
- Отсутствие институтов и инфраструктуры не обязательно является проблемой.
- т. е. инфраструктура в Африке, ТНК, МВФ и ВБ
- Вопрос о том, кому они служат, является неотъемлемым.
Критика теории зависимости:
- Поскольку проблема заключается в международной капиталистической системе, решение заключается в революции капиталистической системы.
- Рассматривает основные страны как препятствие на пути к благополучию периферийных стран.
- Тяжелый вес на роли правительства — служить народу.
Импортозамещение
Индустриализация замещения импорта (ИСИ) — это торгово-экономическая политика, направленная на замену иностранного импорта отечественной продукцией. ISI основан на предпосылке, что страна должна попытаться уменьшить свою иностранную зависимость за счет местного производства промышленной продукции. Ранние европейские торговцы и производители еще в 1400-х годах научились импортозамещению (копированию и производству товаров, ранее доступных только путем торговли). Этот процесс способствовал превращению Западной Европы в центральный регион мира (Knox & Marston, 2013).
В качестве современной стратегии экономического развития импортозамещающая индустриализация представляет собой гораздо более сложную задачу. Цель здесь состоит в том, чтобы развивать диверсифицированную экономику, а не специализироваться на сырьевом сырье.
Экспортно-ориентированная торговля, основанная на сравнительных преимуществах
Парадигма роста, ориентированная на экспорт, приобрела известность в конце 1970-х годов, когда она заменила парадигму импортозамещения, которая доминировала в политике развития (особенно в Латинской Америке) в течение тридцати лет после Вторая Мировая Война. Рост, ориентированный на экспорт, — это стратегия развития, направленная на увеличение производственных мощностей за счет сосредоточения внимания на внешних рынках.
Основные примеры, вероятно, включают кофе в Перу и некоторых частях Африки к югу от Сарахана; низкооплачиваемая рабочая сила для производства во Вьетнаме, Таиланде, Мексике; программное обеспечение из Кремниевой долины и Сиэтла; и т. д.
Сравнительное преимущество: Преимущество в производстве продукта, которым пользуется одна страна по сравнению с другой.
Эту модель предпочитают большинство основных экономистов и крупные международные организации, такие как Всемирный банк и МВФ.
Модель поздних разработчиков: учитесь у предшественников
Это концепция Гершенкрона о поздних разработчиках. Его идея заключалась в том, что в Европе есть страны, которые хотят пойти по промышленным стопам Британии. Проблема заключалась в том, как они могли компенсировать огромное преимущество, которое Британия уже набрала? Если вы хотели попасть в игру, вы должны были входить невероятно по-крупному. Вы должны были иметь передовые технологии, и вы должны были привлечь или сохранить огромные суммы капитала, чтобы компенсировать лидерство, которое было у Британии, и прийти на борт, производя самые последние технологии и агрессивно конкурируя за долю рынка. Однако у поздней разработки есть свои преимущества: вы можете учиться на ошибках своих предшественников, заимствовать их лучшие и новейшие подходы и план время входа на рынок.
Примером этого на уровне фирмы может быть производитель автомобилей Kia. Эта южнокорейская компания продемонстрировала огромный рост продаж в США на за последние шесть лет, в основном за счет повторения прежней стратегии Honda по производству простых, надежных автомобилей для очень дешевого сегмента рынка. Kia делала то же самое, что и Honda, начиная с 1970-х годов, но с еще более дешевыми автомобилями, более эффективными методами производства и большой помощью со стороны правительства Южной Кореи.
Государственное вмешательство
Совместимо с любым из вышеперечисленных, координируется государством для снижения неэффективности.
- Общие проблемы включают повышение нормы национальных сбережений; сбалансированный рост в разных секторах экономики; управление демографическими и экономическими сдвигами, сопровождающими переход от сельского, аграрного общества к городскому, индустриальному; управление денежно-кредитной политикой, чтобы иностранные инвесторы вкладывали средства в страну и доверяли национальной валюте, и так далее.
- Очень часто государству приходится привлекать огромные суммы капитала путем заимствования на международных кредитных рынках. Само правительство может вмешиваться в процесс индустриализации.
- Например, правительство Южной Кореи выступило в роли предпринимателя, банкира и создателя промышленной структуры. Корейское государство сознательно скорректировало экономику с помощью субсидий, защиты, контроля над ценами (продукты питания и т. д.) и ограничений на прямые иностранные инвестиции.
Не существует единой формулы, одинаково подходящей для всех стран. Каждая из вышеперечисленных моделей или стратегий будет или не будет работать (в упомянутой форме или в некоторой гибридной или модифицированной форме) в зависимости от исторических непредвиденных обстоятельств, структуры правительства, геополитического положения, обеспеченности природными ресурсами и так далее. И, конечно же, международная организация глобальной экономики — то, как создаются, регулируются и развиваются правила с течением времени, будет определять, как та или иная стратегия будет работать на глобальном рынке.
Leave a Reply